«ЧТО ТАКОЕ МАНИПУЛЯЦИЯ. ПРИЁМЫ ЗАЩИТЫ ОТ МАНИПУЛЯЦИЙ.»
«WHAT IS MANIPULATION? MEDHODS OF PSYCHOLOGICAL MANIPULATION PROTECTION.»
Кабанова Анастасия
(Республиканская гимназия им. Василия Константиновича Плакаса. г. Горно-Алтайск. Республика Алтай. 10 класс)
Руководитель работы: Фурсова Наталья Степановна
«What is manipulation? Methods of psychological manipulation protection. "
Adolescence is characterized by the desire for independence and freedom. But at this age, students are influenced by their peers, i.e., most often lose their freedom, independence, various groups are involved in anti-social behaviour type, including against their will. Often, such groups are created by the skillful manipulation of the behaviour of the adolescent. Our work is dedicated to the problem of manipulative communication among middle and high school students. Their research we conducted with students 10 and 7 classes BOW of "Republican school them. V.K. Plakasa» Gorno-Altaisk.
Для подросткового возраста характерно стремление к независимости и свободе. Но именно в этом возрасте учащиеся наиболее подвержены влиянию со стороны своих сверстников, т.е. наиболее часто теряют свободу, независимость, вовлекаются в различные группы с антиобщественным типом поведения, в том числе помимо своей воли. Часто такие группы создаются путём умелого манипулирования поведением подростка.
Наша работа посвящена проблеме манипулятивного общения среди учеников средних и старших классов. Свои исследования мы проводили с учащимися 10 и 7 классов БОУ РА «Республиканская гимназия им. В.К.Плакаса» г. Горно-Алтайска.
Основная часть работы содержит следующие разделы:
· Манипуляция. Манипуляция как форма психологического воздействия.
· Манипуляция и другие стратегии общения.
· Формы манипуляций.
· Способы манипуляции.
· Этапы манипулирования.
· Исследование поведения учащихся, в связи с явлением манипуляции.
· Положительные и отрицательные характеристики манипулятивного общения.
· Склонность к манипулированию.
· Способы манипулирования.
· Причины манипуляций.
· «Моя уязвимость».
· Способы защиты от манипуляций.
Целью нашей работы было определить степень подверженности учащихся средних и старших классов манипулятивному воздействию со стороны, определить способы такого воздействия и пути выхода из подобных ситуаций. Задачи, которые мы ставили перед собой в процессе работы, были следующими:
рассмотреть различные точки зрения на определение этого явления в науке;
обозначить разницу между манипуляцией и другими стратегиями общения;
выявить основные причины, признаки манипулятивного поведения;
исследовать поведение учащихся в связи с этим явлением;
наметить способы защиты от манипулятивных воздействий.
Актуальность работы: в определении путей преодоления данного явления и, как следствие, обретение личной свободы человеком, избегание ситуаций втягивания в группы с антиобщественным типом поведения. Исследования проводились при помощи
опроса, теста; проективных методов;
диагностической беседы «6 ролей», разработанной О.В.Козачек;
10 высказываний, предложенных Э.Шостромом как речевые манипуляции.
Методика диагностики была основана на рассмотрении конкретных жизненных ситуаций, учитывала возрастные особенности испытуемых, ориентировалась на широкий круг приемов манипулирования.
С целью выявления у школьников разных возрастных групп общего уровня защищённости от манипулирования, а также уязвимости к различным видам манипуляций.
Список используемой литературы:
1.Доценко.Е.Л. Манипуляция. Механизм. Феномен. Защита..— М.: ЧеРо, Издательство МГУ, 1997. — 344 с. ISBN 5-88711-038-2. 2.Руськина.Е.Н. Формирование у подростков навыков защиты от манипулятивных воздействий. Интеграция образования.-2008.-№ 2 – с.55-603
3.Кара-Мурза.С.Г. Манипуляция сознанием.- www.xlibri.ru/elib/krmrzOOO/index.htm
4.Попова Е.С.. Структура манипулятивного воздействия в рекламном тексте (Известия Уральского государственного университета. - Екатеринбург, 2002. - № 24. - С. 276-288)
5. Козачек О.В. Работа психолога с манипулятивными проявлениями в поведении подростков.// Выпускная квалификационная работа. Волгоград: ВГПУ, 2001.
Вложение | Размер |
---|---|
kabanova_a_chto_takoe_manipulyatsiya.doc | 277.5 КБ |
XXIV Всероссийская
научно-творческая конференция учащихся
«ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЕ ВОЗРОЖДЕНИЕ»
Направление: Социология. Внутренний мир человека.
Тема: «Что такое манипуляция? Приёмы психологической защиты от манипуляции».
Кабанова Анастасия
учащаяся 10 класса
Научный руководитель:
Фурсова Наталья Степановна,
учитель русского языка и литературы
Санкт-Петербург 2015
Оглавление
3.1. Положительные и отрицательные характеристики манипулятивного общения……………………………………….9
3.2. Склонность к манипулированию……………………………….9
3.3. Способы манипуляций……………….........................................9
3.4. Причины манипуляций…………………………………………10
3.5. «Моя уязвимость»……………………………………………….12
Наша работа называется «Что такое манипуляция? Приёмы психологической защиты от манипуляции».
Почему нас заинтересовала данная тема?
В подростковом возрасте обостряется потребность в дружбе, ориентация на «идеалы» коллектива. В общении со сверстниками происходит моделирование социальных взаимоотношений, приобретаются навыки оценки последствий своего, чужого поведения или моральных ценностей.
Для подросткового возраста характерно стремление к независимости и свободе. Но именно в этом возрасте учащиеся наиболее подвержены влиянию со стороны своих сверстников, т.е. наиболее часто теряют свободу, независимость, вовлекаются в различные группы с антиобщественным типом поведения, в том числе помимо своей воли. Часто такие группы создаются путём умелого манипулирования поведением подростка. Но даже если подросток не попадает в группы и группировки, то на уровне межличностного общения, он стремится стать свободным, независимым. Никто не хочет, чтобы его использовали в той или иной ситуации. Но как добиться свободы и равноправия в общении, что нужно изменить в себе, в ситуации, мало кто знает. Наша работа посвящена проблеме манипулятивного общения среди учеников средних и старших классов. Свои исследования мы проводили с учащимися 10 и 7 классов БОУ РА «Республиканская гимназия им. В.К.Плакаса» г. Горно-Алтайска.
Целью нашей работы было определить степень подверженности учащихся средних и старших классов манипулятивному воздействию со стороны, определить способы такого воздействия и пути выхода из подобных ситуаций. Задачи, которые мы ставили перед собой в процессе работы, были следующими:
В процессе работы над темой мы определили объект исследования – это существующие взаимосвязи между возможностью воздействия из вне и поведением человека. Предмет исследования – склонности учащихся средних и старших классов гимназии к манипулированию и подверженность этому явлению, средства защиты от манипуляций.
Актуальность работы: в определении путей преодоления данного явления и, как следствие, обретение личной свободы человеком, избегание ситуаций втягивания в группы с антиобщественным типом поведения.
Гипотеза исследования: Мы предполагали, что возрастные особенности так или иначе отразятся в способах манипулирования, будет различен уровень склонности к манипуляциям и чужому воздействию. Исследования проводились при помощи
а) Диагностическая беседа «6 ролей», разработанная О.В.Козачек;
б) 10 высказываний, предложенных Э.Шостромом как речевые манипуляции.
Методика диагностики была основана на рассмотрении конкретных жизненных ситуаций, учитывала возрастные особенности испытуемых, ориентировалась на широкий круг приемов манипулирования.
С целью выявления у школьников разных возрастных групп общего уровня защищённости от манипулирования, а также уязвимости к различным видам манипуляций.
В своей книге «Психология манипуляции: феномены, механизмы и защита» Доценко Е.Л. представляет определения манипуляции различными авторами.
Представления различных авторов о понятии «манипуляция» (полит.) | ||
№ | Авторы | Определения |
1 | Б. Н. Бессонов | Форма духовного воздействия, скрытого господства, осуществляемая насильственным путём |
2 | Д. А. Волкогонов | Господство над духовным состоянием, управление изменением внутреннего мира |
3 | Р. Гудин | Скрытое применение власти (силы) вразрез с предполагаемой волей другого |
4 | О. Т. Ёкояма | Обманное косвенное воздействие в интересах манипуляторов |
5 | Л. Прото | Скрытое влияние на совершение выбора |
6 | У. Рикер | Способ структурирования мира, позволяющий выиграть |
7 | Дж. Рудинов | Инициация поведения посредством обмана или игрой на предполагаемых слабостях другого |
8 | В. Н. Сагатовский | Отношение к другому как к средству, объекту, орудию |
9 | Г. Шиллер | Скрытое принуждение, программирование мыслей, намерений, чувств, отношений, установок, поведения |
10 | Э. Шостром | Управление и контроль, эксплуатация другого, использование в качестве объектов, вещей |
11 | П. У. Робинсон | Мастерское управление или использование |
12 | В. С. Королёв | Внушение желаемого массе |
Таким образом, мы можем сделать вывод, что манипуляция – это «вид психологического воздействия, искусное выполнение которого ведет к скрытому возбуждению у другого человека намерений, не совпадающих с его актуально существующими желаниями»]1
Место манипуляции среди других стратегий общения - доминирования, соперничества, партнерства, содружества – ученые выделяют главные особенности манипуляции – отношение к другому как к вещи «особого рода», объекту воздействий и желание получить выгоду (не столько материальную, сколько психологическую) за счет другого человека. О.В. Козачек дает подробный анализ места манипуляции среди других стратегий общения и ее особенностей.
Название установки | Цель использования данной установки | Степень открытости | Отношение к «Другому» | Форма проявления уровней отношений |
Домини- рование |
| открыто |
|
|
Манипули-рование |
ности | скрыто, закамуфлировано |
|
|
Соперни-чество |
| факт воздействия-открыто, а содержание -скрыто |
| чередование использова- ния силы открыто и закрыто
|
Партнер- ство |
| открыто, но с осторожностью |
|
|
Содру-жество |
| открыто |
|
|
Из данной таблицы мы видим, что кроме такого способа общения как манипуляция есть ещё и другие способы общения, а некоторые из них (партнёрство, содружество) и честнее, и предпочтительнее для общения.
В зависимости от эмоций, которые появляются у объекта манипулирования, можно выделить формы манипуляций:
положительные формы:
отрицательные формы:
Отдельно можно выделить
речевые манипуляции и манипуляции газетных текстов
Манипуляция тесно связана с пропагандой, попыткой манипулировать убеждениями, позициями других людей или действия посредством символов (слов, жестов, знамен, памятников, музыки, одежды, знаков отличия, прически, дизайна монет и почтовых марок, и много другого).. В ходе газетной пропаганды пропагандист для достижения своих целей намеренно отбирает факты, аргументы, а также способы их демонстрации и представляет их таким образом, какой, по его мнению, даст наибольший эффект.]8
Первым из них стала печать, которая призвана формировать внутреннюю готовность воспринимать или интерпретировать какой-либо объект или эпизод действительности вполне определенным образом. Гитлер призывал нацистских журналистов: "не пропагандировать силу как таковую, а представить немецкому народу определенные внешнеполитические процессы в таком свете, чтобы внутренний голос народа начал сам постепенно требовать применения силы"]8
что в практике СМИ широко используются методы подсознательного стимулирования, когда отношение аудитории к тем или иным явлениям окружающей среды формируется с помощью стандартизированных упрощенных представлений (стереотипов, имиджей, мифов, слухов), которые внедряются в поток "организованных"новостей, автоматически вызывая в массовом сознании либо отрицательную, либо положительную реакцию на конкретное событие]8
что личность часто подчиняется не только внешней и очевидной власти, но и интериоризованной анонимной власти, которая скрывается под маской общественного мнения, совести, долга и т.д. "Анонимная власть эффективнее открытой, - отмечает Э. Фромм, - потому что никто не подозревает, что существует некий приказ, что ожидается его выполнение". В случае анонимной власти исчезает и приказ.]8
Мы проанализировали несколько статей интернет- новостей и могли бы под твердить вышесказанное.
ПРИМЕР №1
«станет понятна парадоксальность сложившейся в Мюнхене ситуации: все согласны с тем, что русские лгут, и никто не верит их обещаниям о прекращении огня. Но никто не может договориться о том, что с этим делать» http://inosmi.ru/russia/20150203/226005487.html#ixzz3RHspgL27
ПРИМЕР № 2
«Решение НАТО создать постоянные подразделения военного командования и контроля в Польше, Румынии, Болгарии, Литве, Латвии и Эстонии, а также создание альянсом пятитысячной группировки сил быстрого реагирования было расценено Путиным как попытка Запада подавить Россию…Он будет использовать любое обострение ситуации на Украине для продвижения среди россиян своей идеи о том, что «Родина находится в окружении западных врагов». : http://inosmi.ru/russia/20150203/226005487.html#ixzz3RHspgL27
ПРИМЕР № 3
«Киев официально заявил, что он столкнулся с российской агрессией» - «Украина официально объявила, что Россия на нее напала» - «государство, нападающее на других,.. следует изолировать» : http://inosmi.ru/world/20150128/225886208.html#ixzz3RI8LeEC6
Языковое манипулирование представляет собой различные приемы, которые проявляются на всех уровнях языка. Однако основной частью ресурсов языкового манипулирования являются лексические средства: одно из них конверсивы – слова, описывающие одну и ту же ситуацию с разных точек зрения. Выбор одного из конверсивов позволяет подчеркнуть одну из сторон происходящего, т.е. расставить логическое ударение. Также часто можно встретить метафоры. Они придают образность и выразительность, позволяют добиться более глубокого воздействия на читателя.
ПРИМЕР № 4
«Звучат ли голоса в поддержку российской версии событий?
— Есть отдельные случаи. Я бы не хотел перечислять фамилии. Это в основном наивные люди с крайне левого фланга. Их взгляды проистекают из давнишних пророссийских симпатий. Но это очень небольшая группа людей.»
ПРИМЕР № 5
«В Страсбурге смеются над бессовестной ложью России»; «было расценено Путиным как попытка Запада подавить Россию», «он может переусердствовать и, учитывая его высокомерие и самонадеянность, спровоцировать более серьезную катастрофу», «Раньше говорили, что это война «гражданская» или «гибридная» и так далее.»
Использование слов с экспрессивной и оценочной коннотацией позволяет в значительной мере воздействоать на мнение читателя. Подбирая слова с определенной эмоциональной окраской, автор создает соответствующий образ описываемого им. Так или иначе в сознании читателей отложится именно этот образ.
ПРИМЕР№ 6
« Явная опасность состоит в том, что он (Путин) может переусердствовать и, учитывая его высокомерие и самонадеянность, спровоцировать более серьезную катастрофу.» Интернет новости: http://inosmi.ru/russia/20150203/226005487.html#ixzz3RHspgL27
ПРИМЕР № 7
ВИКИПЕДИЯ о Запорожской Сечи
Первое письменное упоминание (от 1489 г.) о создании в низовьях Днепра укреплённого казацкого лагеря (Сечи)
На острове Малая Хортица (остров Байда) в 1552 году волынским князем Дмитрием Вишневецким был заложен деревянно-земляной замок. Дмитрий Яворницкий называет данный замок Хортицкой сечью. Находилась она недалеко от пастбищ Крымского ханства (на р. Конские Воды /совр. р. Конка в Запорожской области/).
Речь Посполитая не оказала никакой помощи в строительстве крепости, она строилась на личные средства Вишневецкого. Будучи родственником Ивана Грозного, Дмитрий Вишневецкий обратился за помощью к Московскому царству.
Из всего сказанного напрашивается вывод. Чтобы избежать газетных манипуляций, необходимо обладать точными знаниями в разных областях науки. Или критически с разных точек зрения рассматривать излагаемые факты. Не лениться смотреть справочную литературу, избегая недобросовестные источники информации.
В научной литературе к способам манипуляции относят такие как:
Переакцентуация
Подмена целей, (имени, предмета)
Надевание маски
Трансформация ситуации
Игра мотивом и др.
Чтобы выявить манипуляционное поведение партнера, можно вычислить манипулятора по следующим действиям.
Манипулятор:
- старается слишком приблизиться или, наоборот, отдалиться, нарушая границы вашего психологического пространства или разрывая необходимую дистанцию для контакта;
- принимает закрытые позы, систематически подпирает голову или излишне суетится;
- часто играет фактами вашего прошлого делового опыта: он досконально изучил, знает ваши сильные и слабые стороны;
- старается вводить в разговор философские темы, а заодно пытается выяснять ваши идеалы, жизненную миссию и обыгрывает это;
- льстит, завышая значимость ваших слов или действий;
- часто упоминает ваш или свой статус, ненавязчиво обозначая, что кто-то из вас выше / ниже;
- драматизирует ситуацию, создает у вас состояние тревожности, а затем использует это;
- часто ссылается на третьих лиц;
- скрытно проверяет ваши знания, возможности;
- навязывает свои услуги;
- нередко отвечает уклончиво;
- подстраивается к вашему поведению, позам, речи;
- четко распределяет роли в своей переговорной команде: злой -добрый, дотошный - благодушный, провокатор - примиритель и т.п.;
- в нужный момент при помощи неожиданных вопросов старается изменить ход беседы в выгодную для себя сторону;
- перед принятием важного решения начинает торопить вас;
- выбирает по собственной инициативе неудобное для вас время.]ссылка
Сбор информации о жертве → Создание целей (мишеней) →
Вовлечение →Принуждение жертвы к действию → Выигрыш манипулятора]2
Испытуемым было предложено определить положительные и отрицательные, на их взгляд, характеристики манипулятивного общения.
Отрицательные характеристики манипулятивного общения | Положительные характеристики манипулятивного общения |
| 1.достижение своих целей |
| 2.неограниченнве возможности |
| 3.азарт |
| 4.опыт для дальнейшей жизни, взаимопомощь |
| 5.экономия сил за счёт другого |
Диагностика проводилась на основе метода фронтального письменного опроса В качестве материала для опроса были даны 10 высказываний, предложенных Э.Шостромом как речевые манипуляции:
Испытуемые отметили, что чаще всего они подвергаются манипуляциям со стороны – 70% ответов; сами практически не прибегают к таким способам общения – 30% ответов
Чаще всего испытывают манипулятивные действия со стороны
Отметьте в таблице положения, которые, на ваш взгляд, могут использоваться в качестве психологического давления на другого человека.
Из предложенных 18 возможных способов манипулирования (см. приложение) испытуемые выделили все 18 как способы манипулирования.
Наиболее действенными названы следующие из них:
Просьба о помощи – 80% ответов
Дружеское расположение – 50% ответов
Обещание – 30% ответов
Уговоры – 30%
Похвала – 20% ответов
Скромность – 20%
Подзадоривание, Подзадоривание – 10%
Демонстрация слабости – 10%
Шантаж 10%
Обида 10%
Сплетни 10%
В ходе исследования (анализ реальных психологических ситуаций, текстов) мы выяснили, почему люди чаще всего прибегают к манипуляциям. Можно отметить следующие причины:
Например:
Имя испытуемого | Ситуация | Причина манипуляции |
Айсулу | В…класс прибыло несколько новых учеников, все слабо успевающие по русскому языку. Вскоре учитель обнаружил, что единственный успевающий ученик С также стал получать неудовлетворительные отметки. При внимательном рассмотрении ситуации выяснилось, что любая положительная оценка вызывает насмешки неуспевающих товарищей. Особенно нагнетает ситуацию ученик Р., сам стремящийся к хорошим оценкам по русскому языку, но по тем или иным причинам не получающий их.
| Страх, успешность, равенство |
Айлана | Неуверенность в себе, страх | |
Сюнеш | Зависть, неуверенность в себе | |
Наташа | Зависть, страх, неуверенность | |
Снежана | Зависть,желание преуспевать | |
Никита | Страх, желание успешности | |
Арунай | Желание преуспевать, страх | |
Надежда | Страх за свой имидж, страх остаться одному | |
Ирина | Из-за неуверенности в себе, страх | |
Данил | Желание преуспевать, страх. |
Страх как причина и возможность манипуляции – 80% ответов;
Зависть – 30% ответов; Неуверенность в себе – 40%; Желание преуспевать – 50%
Имя испытуемого | Ситуация | Причина манипуляции |
Айсулу | Ученица Н успешная и талантливая, всегда, когда кто-то достигает высоких результатов в учёбе или творчестве, говорит, что ничего в этом хорошего нет, что это всякий может. Или выдвигает причины, почему она так не смогла: «ну, конечно, ему помогал учитель», «все знают, откуда он это списал», «ничего нового в этом нет, ещё три года назад я это читала в … ». Она всегда стремиться обесценить чужой успех, настраивая мнение окружающих. Почему? Чего она добивается? (Стремление к чему?) | успешность |
Айлана | Преобладать, быть самой умной | |
Сюнеш | Желание быть лучше других | |
Наташа | успешность | |
Снежана | Хочет выделиться | |
Никита | Быть лучше других | |
Арунай | Устраняет конкурентов | |
Надежда | Желание быть самой умной | |
Ирина | успешность | |
Данил | Чтобы только её хвалили |
Так или иначе, в ответах 100% желание успеха и преобладания над другими
Имя испытуемого | Ситуация | Причина манипуляции |
Айсулу | Ученица Т не обладает особыми талантами, но стремится успеть за всеми. Ревниво переживает чужие успехи. Среди одноклассников она не считается особо успешной. Понимая, что скорее всего она не достигнет успеха прямым и честным путём, ученица Т стала ябедничать и доносить на своих товарищей. Таким образом, добилась признания и похвалы у взрослых. Объясните, чего хотела добиться ученица Т, и как эта ситуация относится к понятию манипуляция. | Чтобы её боялись |
Айлана | Подняться вверх | |
Сюнеш | Чтобы боялись и уважали | |
Наташа | Хочет преобладать | |
Снежана | Достичь успеха | |
Никита | Власти | |
Арунай | Добиться своего любой ценой | |
Надежда | Власти над другими | |
Ирина | Достичь уважения. успеха | |
Данил | Чтобы хвалили |
Преобладают ответы «Желание успешности» -60% Желание власти -40%
Имя испытуемого | Ситуация | Причина манипуляции |
Айсулу | Ученица Ю не терпит, когда ей возражают, часто создаёт конфликтные ситуации буквально на ровном месте. После этого, зачастую организует травлю своего противника. Настраивает общественное мнение против «провинившегося», старается вытеснить его из всех кругов общения, оставить в одиночестве. Не многие решаются ей противостоять. Какие недостатки «врагов» помогают ей сохранять своё положение в коллективе, добиваться успеха в «сражении»? Зачем она это делает? | власть |
Айлана | Чтобы подчинялись | |
Сюнеш | Чтобы одной всеми управлять | |
Наташа | Чтобы боялись | |
Снежана | Хочет властвовать | |
Никита | Власть иметь | |
Арунай | подчинение | |
Надежда | Стращает, чтобы боялись | |
Ирина | Хочет всеобщего подчинения | |
Данил | Чтобы подчинялись |
Желание власти – 80% Страх 20%
Имя испытуемого | Ситуация | Причина манипуляции |
Айсулу | Ученица В занимает должность старосты класса. Она любит перепоручать все свои обязанности другим, строго следит за тем, чтобы её приказания всегда выполнялись беспрекословно. Не любит тех, кто более успешен в работе, чем она сама. Часто получается так, что о добросовестной работе других никто никогда не узнает (скрывает результаты), хотя хорошие результаты могли бы повлиять на успешность всего класса. Успешным членам коллектива постоянно советует не высовываться, за хорошую работу они могут получить едкое замечание. Почему она это делает? Чего добивается? | Хочет, чтобы подчинялись и всегда быть лучше других |
Айлана | Хочет быть более статусным человеком | |
Сюнеш | Власть боится потерять | |
Наташа | Властвует как умеет | |
Снежана | Завидует другим, хочет быть лучше других | |
Никита | Завидует, а сама боится быть хуже друих | |
Арунай | Боится, что будет неуспешной в сравнении с другими | |
Надежда | Власть проявляет | |
Ирина | Боится неуспешности | |
Данил | Завидует вот и злится и власть проявляет |
Власть – 50%; Страх – 30%; Зависть -30%; Успешность -60%
Отвечая на вопросы, каждый опрашиваемый назвал свои качества, способствующие уязвимости, поэтому мы составили таблицу. В таблице отразили распределение качеств, влияющих на уязвимость по убывающей
Фёдор | Пессимизм – искренность, эгоизм, общительность, щедрость – скромность, самоуверенность, ответственность – неумение сказать нет, гордость, похвала – тщеславие, честолюбие, застенчивость |
Антон | Ответственность, одобрение – самоуверенность, оптимизм, честолюбие – эгоизм, скромность, гордость, тщеславие, чувство вины – неуверенность, застенчивость, бережливость, похвала – искренность, обидчивость, неумение сказать нет. |
Валерия | Щедрость, общительность, одобрение, честолюбие – гордость, искренность, тщеславие, оптимизм, скромность, эгоизм – неумение сказать нет, высокомерие – неуверенность - бережливость |
Сюнеш | Чувство вины, похвала – неуверенность, щедрость, искренность, оптимизм, неумение сказать нет, скромность – эгоизм, высокомерие, гордость, самоуверенность, обидчивость – самоуверенность, высокомерие, гордость - бережливость |
Арианна | Похвала, общительность, одобрение, неумение сказать нет – искренность – застенчивость, чувство вины, чувство ответственности, щедрость, оптимизм, скромность, честолюбие – реализм, обидчивость – эгоизм, гордость, высокомерие, бережливость |
Настя | Чувство вины – ответственность, тщеславие – обидчивость, щедрость, похвала, уверенность |
Айлана | Чувство ответственности, искренность, оптимизм, честолюбие – скромность, тщеславие, щедрость – уверенность в себе, гордость, реализм, стремление получить одобрение, эгоизм – высокомерие, чувство вины, стремление получить похвалу – неумение сказать нет, неуверенность в себе. |
Айсулу | Неуверенность в себе, искренность, реализм, стремление получать одобрение значимых людей, скромность, честолюбие – неумение сказать нет, стремление получить похвалу, чувство вины, чувство ответственности, щедрость – обидчивость, тщеславие, общительность – эгоизм, гордость, оптимизм – самоуверенность, высокомерие |
На основе анализа данного опроса мы выявили факторы уязвимости к различным видам манипуляций. Для манипуляций могут использовать как отрицательные, так и положительные качества личности
Положительные качества личности, названные испытуемыми: чувство ответственности, щедрость, искренность, оптимизм, общительность;
Отрицательные качества: пессимизм, неуверенность в себе, чувство вины, честолюбие, желание одобрения. Причём, манипулировать можно как на положительных качествах человека, так и на отрицательных. (Для манипулятора неважно хороший перед ним человек или плохой)
В своей диссертационной работе «Формирование психологической защиты от манипулятивных воздействий у школьников» кандидат психологических наук, Руськина Екатерина Николаевна пишет: «…понятие психологической защиты от манипулирования….определяется как совокупность психологических средств, употребляющихся адресатом воздействия с целью устранения либо ослабления деструктивного влияния, грозящего или оказываемого ему со стороны манипулятора.»]2
Первое, что выделяем мы вслед за автором статьи]2 как необходимый этап в защите от манипулирования это:
Получение информации.
Участники проведённого нами исследования и учащиеся вообще должны иметь представление о том, что такое воздействие со стороны окружающих, особенно взрослых посторонних людей возможно. «сам факт знания о манипулировании может снизить вероятность подвергнуться ему. Большинство манипуляций рассчитаны на эффект неожиданности, на автоматические реакции, если же адресат осведомлен о них, манипулировать им гораздо сложнее» ] 2
Обнаружение манипулятивного воздействия.
Существуют различные способы выявления попыток манипулирования. Они могут быть основаны на анализе сигналов собственного организма (Р. Чалдини) или эмоций (Е. В. Сидоренко, В. П. Шейнов), сопоставлении вербальных сигналов собеседника с невербальными (А. Пиз), выявлении типичных фраз и поступков, свойственных человеку-манипулятору (С. Г. Кара-Мурза, Д. Устинов), логическом анализе ситуации (Е. Л. Доценко) и т. д.]2
Избегание потенциально опасных ситуаций
Когда человек не хочет попасть в трудную ситуацию, то он стремится избежать её. «К наиболее опасным в плане возможности попадания в «ловушку» манипулятора ситуациям можно отнести участие в различных массовых мероприятиях (политических, религиозных и т. д.), поскольку в толпе человек легко поддается управлению. Люди, общения с которыми по возможности лучше избегать, - это «профессиональные» манипуляторы (цыгане, вербовщики религиозных сект, промоутеры торговых фирм и т. д.), а также личности, о склонности которых к манипулированию известно из предыдущего опыта общения с ними.»]2
Гибкое поведение. «Под гибкостью в ситуации манипулятивного воздействия понимается свобода от стереотипов. .»]2
Применение способов защиты от манипуляций.
В самом общем виде они делятся на специфические (активные): например, приемы конструктивной критики, контрманипуляции, защиты против использования автоматизмов; и неспецифические (пассивные): приемы внешнего согласия, создания дистанции с агрессором, контроля потока воздействия и др. .»]2
Получение и актуализация жизненного опыта.
На этом этапе формируется опыт, полученный от общения с манипулятором, позволяющий повысить уровень сопротивляемости деструктивному влиянию. ]2
Способы защиты от манипуляций, которые предлагают учащиеся и учёные-психологи.
Активная защита (расставьте точки над и, контрудар)
Вы не должны:
Вы имеете право:
ПАССИВНАЯ защита
Применяется когда вы не знаете как поступить или не хотите портить отношения с манипулятором
(тот, кто не умеет временно отступить будет побеждён)
Е.Л.Доценко предлагает следующие способы защиты от манипуляций : бегство(отступление, уклонение, задержка), замирание, прятание(маскировка), нападение(уничтожение, изгнание)
Переменные формы защиты | пассивные | активные |
дистанцирование | Бегство, уход | Удаление агрессора, изгнание |
Контроль воздействия | Выставление барьера, поиск укрытия | Контроль над агрессором, подчинение, управление им |
Блокировка информации | маскировка | Игнорирование или отрицание |
В заключение, хотелось бы сделать некоторые общие выводы из нашего исследования.
Во-первых, мы реализовали цели исследования, т.е. определили степень подверженности учащихся средних и старших классов манипулятивному воздействию, которая оказалась выше у учащихся средних классов, в связи с возрастными особенностями, таким как впечатлительность, доверчивость, неумение распознавать обман. Определили способы такого воздействия, пути выхода из подобных ситуаций и добились практических результатов. (В результате нашей работы учащиеся средних и старших классов гимназии, которые были задействованы в испытаниях, получили практические навыки противостояния этому явлению, научились избегать ситуаций, связанных с этим явлением. Отработали простейшие приёмы и способы защиты.)
Во-вторых, как нам кажется, мы оказали практическую помощь в достижении личной свободы и безопасности в общении участникам исследования.
Таким образом, наше исследование охватывает лишь небольшую часть обширного материала по проблеме манипулирования человеческим сознанием, и может быть продолжено по другим темам, например по теме «Речевые манипуляции» или «Манипуляция среди других стратегий общения» и проч.
Литература:
(Известия Уральского государственного университета. - Екатеринбург, 2002. - № 24. - С. 276-288)
http://mirknig.mobi/read/online/book.php?doc=Sheynov_Skryitoe_upravlenie_chelovekom.1316644.pdf&bookid=1316644#.VONQxkt0rLU
Приложение
Тесты. Опросники.
Отрицательные характеристики манипулятивного общения. Что вам неприятно в таком общении? | Положительные характеристики манипулятивного общения |
Даны 10 высказываний, предложенных Э.Шостромом как речевые манипуляции:
расписать каждое из 10 высказываний по схеме:
высказывание | № вопроса |
«это не моя проблема» (отстранение) |
|
«ну, тогда я брошу школу» (угроза) |
|
«ты меня не любишь, иначе бы ты…» (спекуляция, любовь как средство) |
|
у всех есть (планшеты), кроме меня» (сравнение) |
|
«я пожалуюсь отцу, он с тобой разберется» (угроза, шантаж) |
|
«мама не пускает меня гулять, как же так, пап?» (настраивание одного человека против другого) |
|
«если ты сделаешь (уроки), то сможешь (пойти погулять)» («манящие яблоки») |
|
«(Саша) учится лучше тебя» (сравнение) |
|
«из-за тебя меня скоро инфаркт хватит» (болезнь) |
|
«ты же не хочешь, чтобы люди думали, что ты можешь сделать это…» (социальный шантаж) |
|
Отметьте в таблице положения, которые, на ваш взгляд, могут использоваться в качестве психологического давления на другого человека.
утверждение | Что лучше всего воздействует на вас лично. | Кто (ребёнок, сверстник, родители, учителя, пожилые люди) чаще может заставить вас выполнить то, что он хочет при помощи манипуляции? Н: деньги – родители; | |
Деньги | родители | ||
Обман | |||
Дружеское расположение | |||
Уговоры | |||
Поддразнивание | |||
Шантаж | |||
Клевета | |||
Упрямство | |||
Подзадоривание | |||
Демонстрация слабости | |||
Сплетни | |||
Обещание | |||
Похвала | |||
Обида | |||
Вражда | |||
Безразличие | |||
Скромность | |||
Просьба о помощи |
Подчеркните те качества, по которым Вы набрали 4 или 5 баллов. Насколько часто они становятся причиной ощущения, что Вас «использовали», Вами манипулировали? Подумайте и дополните список собственных «уязвимых мест». Как можно учесть полученную информацию в провокационных ситуациях взаимодействия? Обсудите полученные результаты в группе.
Тест «Умею ли я пользоваться своими правами?»
Способов манипулирования очень много, также много, как и людей, желающих их применить по отношению к нам. Так ли мы беззащитны? Мануэль Смит составил перечень неотъемлемых прав личности, соблюдение которых особенно важно в провокационных ситуациях. Умеем ли мы ими пользоваться?
Прочитайте этот список прав личности и отметьте «+» те, которые Вы не позволяете нарушать другим в общении с Вами:
• Я имею право судить о собственном поведении, мыслях, эмоциях и брать ответственность за их последствия на себя.
• Я имею право не оправдываться и не извиняться за свое поведение.
• Я имею право решать, должен(а) ли брать на себя ответственность за чужие проблемы.
• Я имею право передумать, изменить свое мнение.
• Я имею право сказать: «Я не знаю».
• Я имею право не зависеть от того, как ко мне относятся другие.
• Я имею право быть нелогичным в принятии решений.
• Я имею право сказать: «Я не понимаю».
• Я имею право сказать: «Мне наплевать…», «Меня не волнует…», «Меня не интересует…»
Ситуация №1
В…класс прибыло несколько новых учеников, все слабо успевающие по русскому языку. Вскоре учитель обнаружил, что единственный успевающий ученик С также стал получать неудовлетворительные отметки. При внимательном рассмотрении ситуации выяснилось, что любая положительная оценка вызывает насмешки неуспевающих товарищей. Особенно нагнетает ситуацию ученик Р., сам стремящийся к хорошим оценкам по русскому языку, но по тем или иным причинам не получающий их.
1.Объясните причины манипуляций ученика Р.
2.Почему ученик С поддался на провокацию?
Ситуация №2
Ученица Н успешная и талантливая, всегда, когда кто-то достигает высоких результатов в учёбе или творчестве, говорит, что ничего в этом хорошего нет, что это всякий может. Или выдвигает причины, почему она так не смогла: «ну, конечно, ему помогал учитель», «все знают, откуда он это списал», «ничего нового в этом нет, ещё три года назад я это читала в … ». Она всегда стремиться обесценить чужой успех, настраивая мнение окружающих. Почему? Чего она добивается? (Стремление к чему?)
Ситуация №3
Ученица Т не обладает особыми талантами, но стремится успеть за всеми. Ревниво переживает чужие успехи. Среди одноклассников она не считается особо успешной. Понимая, что скорее всего она не достигнет успеха прямым и честным путём, ученица Т стала ябедничать и доносить на своих товарищей. Таким образом, добилась признания и похвалы у взрослых. Одноклассники стали опасаться много говорить при ней. Объясните, чего хотела добиться ученица Т.
Ситуация №4
Ученица Ю не терпит, когда ей возражают, часто создаёт конфликтные ситуации буквально на ровном месте. После этого, зачастую организует травлю своего противника. Настраивает общественное мнение против «провинившегося», старается вытеснить его из всех кругов общения, оставить в одиночестве. Не многие решаются ей противостоять.
Какие недостатки «врагов» помогают ей сохранять своё положение в коллективе, добиваться успеха в «сражении»? Зачем она это делает?
Ситуация №5
Ученица В занимает должность старосты класса. Она любит перепоручать все свои обязанности другим, строго следит за тем, чтобы её приказания всегда выполнялись беспрекословно. Не любит тех, кто более успешен в работе, чем она сама. Часто получается так, что о добросовестной работе других никто никогда не узнает (скрывает результаты), хотя хорошие результаты могли бы повлиять на успешность всего класса. Успешным членам коллектива постоянно советует не высовываться, не лезть на пьедестал, за хорошую работу они могут получить едкое замечание или могут быть высмеяны. Почему она это делает? Чего добивается?
1. Обнаружение манипулятивного воздействия. Проанализируйте ситуации и ответьте на вопрос, что свидетельствует о манипулятивном поведении собеседника. Зачем он это делает?
1. старается слишком приблизиться или, наоборот, отдалиться, нарушая границы вашего психологического пространства или разрывая необходимую дистанцию для контакта;
………………………………………………………………………………………………….
2. принимает закрытые позы, систематически подпирает голову или излишне суетится;
…………………………………………………………………………………………………..
3. часто играет фактами вашего прошлого делового опыта: он досконально изучил, знает ваши сильные и слабые стороны;
…………………………………………………………………………………………………….
4. старается вводить в разговор философские темы, а заодно пытается выяснять ваши идеалы, жизненную позицию;
…………………………………………………………………………………………………….
5. льстит, завышая значимость ваших слов или действий;
……………………………………………………………………………………………………..
6. часто упоминает ваш или свой статус, ненавязчиво обозначая, что кто-то из вас выше / ниже; ………………………………………………………………………………………………
7. драматизирует ситуацию, создает у вас состояние тревожности; …………………………………………………………………………………......
8. часто ссылается на третьих лиц; ……………………………………………………………..
9. скрытно проверяет ваши знания, возможности; …………………………………………….
10. навязывает свои услуги; …………………………………………………………………….
11. нередко отвечает уклончиво; ………………………………………………………………..
12. подстраивается к вашему поведению, позам, речи;………………………………………..
13. четко распределяет роли в своей переговорной команде: злой -добрый, дотошный - благодушный, провокатор - примиритель и т.п.; ………………………………………………
14. в нужный момент при помощи неожиданных вопросов старается изменить ход беседы; …………………………………………………………………………………………….
15. перед принятием важного решения начинает торопить вас; …………………………………………………………………………………………………
16. выбирает по собственной инициативе неудобное для вас время……………………………………………………………………………………………….
2. Способы защиты от манипулятивного воздействия.
Психологи предлагают следующие способы защиты:
Получение информации.
Избегание потенциально опасных ситуаций.
Гибкое поведение
Расшифруйте, что на ваш взгляд могут обозначать эти понятия. Приведите примеры.
3. Применение способов защиты от манипуляций
Предложите свои способы защиты от манипулятивного воздействия со стороны (младших, старших, начальников, пожилых людей.)
Сочные помидорки
Астрономический календарь. Ноябрь, 2018
Рисуем тыкву
Н. Гумилёв. Жираф
Снежная книга