Работа была представлена на Всероссийском конкурсе молодежных образовательных учреждений и научных организаций на лучшую работу "Моя законотворческая инициатива"
Вложение | Размер |
---|---|
moya_zakonotvorch_initsiativa.doc | 125 КБ |
Всероссийский конкурс молодежи образовательных учреждений
и научных организаций на лучшую работу
«Моя законотворческая инициатива»
Направление: Государственное строительство и конституционные права граждан
Название работы:
Проблемы применения статей Кодекса об административных
правонарушениях на внутреннем водном транспорте РФ
Автор работы: учащийся Боталов Павел Андреевич
Научный руководитель: Петрова А.И.,
преподаватель общественных дисциплин
г.Тюмень
Содержание
Введение
Транспорт является обслуживающей отраслью народного хозяйства и играет огромную роль в хозяйственном, социально-культурном и оборонном строительстве. Его основная задача - своевременное, качественное и полное удовлетворение потребностей народного хозяйства и населения в перевозках. От успешной работы транспортных предприятий зависят эффективность промышленного и сельскохозяйственного производства, развитие товарооборота и торговли, состояние обороноспособности страны.
Видами единой транспортной системы являются: железнодорожный, морской, внутренний водный, воздушный, автомобильный, городской электрический и промышленный транспорт.
Для большинства видов транспорта характерна высокая степень централизации управления, что обусловлено значением и особенностями деятельности управляемых объектов. Кроме того, очевидна необходимость создания в этой сфере объединений, подотраслей для лучшего управления большим количеством обслуживающих предприятий, приближенных к населению.
Организация и деятельность предприятий транспортно-дорожного комплекса регулируется особыми нормативными правовыми актами: Уставом железнодорожного транспорта РФ, утвержденным Федеральным законом от 10 января 2003 г., Уставом о дисциплине работников морского транспорта, утвержденным Постановлением Правительства от 23 мая 2000 г., Воздушным кодексом РФ 1997 г., Кодексом торгового мореплавания 1999 г., Кодексом внутреннего водного транспорта РФ 2001 г., Федеральными авиационными правилами полетов в воздушном пространстве Российской Федерации от 31 марта 2002г. Определенные группы работников транспорта, главным образом связанные с обслуживанием движения и пассажиров, несут повышенную дисциплинарную ответственность на основании этих и других нормативных правовых актов, действующих на соответствующих видах транспорта.
Судоходные водные пути имеют протяженность 101,6 тыс.км и являются важнейшей частью транспортной инфраструктуры государства. По этим путям осуществляются перевозки на всей территории страны. Особенно существенно их значение при доставке грузов в районы Севера, Сибири и Дальнего Востока. Поэтому Правительством РФ 3 июля 2003г. одобрена Концепция развития внутреннего водного транспорта Российской Федерации. В данном документе определены основные направления развития внутреннего водного транспорта, а также цели, задачи и методы государственного регулирования в этой сфере в условиях развития рыночных отношений и структурного реформирования экономики на период до 2015г.
Предмет исследования: статьи 11.6, 11.7, 11.8, 11.9, 11.14, 11.16, 11.17, 11.18, 23.39 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях на водном транспорте.
Цель работы: рассмотреть статьи Кодекса РФ об административных правонарушениях затрагивающие административные правонарушения на внутреннем водном транспорте, внести предложения по законодательному урегулированию возникших несоответствий.
Задачи:
Глава 1. Организационно-правовая система управления на внутреннем водном транспорте РФ.
Внутренний водный транспорт Российской Федерации – один из видов транспорта, представляющий собой производственно-технологический комплекс с входящими в него организациями, обеспечивающими транспортный процесс и его безопасность, осуществляющими судоходство и иную связанную с судоходством деятельность на внутренних водных путях Российской Федерации.
Внутренний водный транспорт обладает рядом особенностей:
В связи с этим выделяются следующие особенности в организации государственного управления этим видом транспорта:
В ведении Министерство транспорта Российской Федерации находятся федеральные объекты речного транспорта. Соответственно в его структуре функционируют отраслевые службы речного флота. Руководители названных служб являются по должности первыми
заместителями Министра транспорта Российской Федерации. В области внутреннего водного транспорта Минтранс осуществляет координацию и взаимодействие с другими федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации по
вопросам строительства, эксплуатации и содержания внутренних водных путей и
судоходных гидротехнических сооружений. Министерство транспорта РФ непосредственно или через территориальные органы и государственные организации осуществляется контроль за соблюдением
законодательства в области внутреннего водного транспорта Российской Федерации, охраной человеческой жизни на внутренних водных путях, дипломированием членов экипажей судов, безопасностью судоходных гидротехнических сооружений, состоянием внутренних водных путей,
обеспечением экологической безопасности при эксплуатации судов,
государственной регистрацией судов и прав на них, лоцманской службой.
Надзор за безопасностью портовых гидротехнических и судоходных гидротехнических сооружений осуществляется также Минтрансом РФ.
Федеральная служба по надзору в сфере транспорта (Ространснадзор) — федеральный орган исполнительной власти России, осуществляющий функции по контролю и надзору в сфере воздушного (гражданской авиации), морского (включая обеспечение безопасности мореплавания и порядка в морских рыбных портах), внутреннего водного, железнодорожного, автомобильного и городского электрического (включая метрополитен), промышленного транспорта и дорожного хозяйства, а также функции по техническому надзору за спортивными судами.
Основными функциями в установленной сфере деятельности Ространснадзора являются:
Глава 2. Комментарии к статьям административного кодекса
Все названные контрольно-надзорные звенья, используют в отношении
нарушителей соответствующих правил меры, предусмотренные кодексом об
административных правонарушениях РФ либо специальными ведомственными
правилами. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях пришел на смену КоАП РСФСР в 2002 году. В новом законодательном акте нашли отражение коренные экономические и социальные изменения в жизни России, приоритет прав и свобод человека и гражданина. Специальные главы посвящены защите экологической, информационной, экономической безопасности от административных правонарушений и защите конституционных прав граждан. С учетом требований Конституции РФ, Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод детально разработана процессуальная часть Кодекса с целью гарантировать права как потерпевших, так и лиц, привлекаемых к ответственности. Согласно КоАП РФ любое постановление по делу об административном правонарушении, кем бы оно ни было принято, может быть обжаловано, опротестовано в судебные инстанции.
Глава 11 Кодекса РФ об административных правонарушениях рассматривает административные правонарушения на водном транспорте. Статьи 11.6, 11.7, 11.8, 11.9, 11.14, 11.16, 11.17, 11.18 рассматривают конкретные правонарушения на водном транспорте. Рассмотрим эти статьи подробнее.
Так статья 11.6. Действия, угрожающие безопасности движения на водном транспорте гласит:
1. Нарушение порядка установки и устройства запаней и лесных гаваней, устройство заколов и иных приспособлений для добычи (вылова) водных биологических ресурсов в не установленных для этой цели местах без согласования в установленном порядке с администрацией районов водных путей и гидросооружений, а равно проведение без надлежащего разрешения водолазных работ в портовых водах или несоблюдение правил подачи сигналов во время проведения этих работ –
влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трехсот до пятисот рублей; на должностных лиц - от пятисот до одной тысячи рублей.
2. Уничтожение или повреждение сооружений и устройств связи и сигнализации на судах морского транспорта, внутреннего водного транспорта, плавучих и береговых средств навигационного оборудования или технических средств и знаков судоходной и навигационной обстановки, средств связи и сигнализации, а равно повреждение портовых и гидротехнических сооружений, срыв или установка без надлежащего разрешения (согласования) знаков, сооружений, источников звуковых и световых сигналов, создающих помехи в опознании навигационных знаков и сигналов, - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пятисот до одной тысячи рублей; на должностных лиц - от одной тысячи до двух тысяч рублей.
3. Нарушение правил содержания и установленного режима эксплуатации навигационного оборудования на мостах, плотинах и других гидротехнических сооружениях –
влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пятисот до одной тысячи рублей.
Комментарий: Статья содержит перечень нарушений в части содержания причальных, гидротехнических и навигационных сооружений и знаков. Однако в данной статье и в других разделах Кодекса отсутствуют административные санкции за нарушения правил содержания причальных сооружений (обеспечение безопасного подхода судов к причалам), нарушения порядка разводки и пропуска судов через наплавной мост, несоответствия габаритов судового хода установленным нормативам, несвоевременной установки навигационного оборудования и знаков.
Статья 11.7. Нарушение правил плавания
1. Нарушение судоводителем или иным лицом, управляющим судном (за исключением маломерного) на морском, внутреннем водном транспорте, правил плавания и стоянки судов, входа судов в порт и выхода их из порта, буксировки составов и плотов, подачи звуковых и световых сигналов, несения судовых огней и знаков –
влечет наложение административного штрафа в размере от пятисот до одной тысячи рублей или лишение права управления судном на срок до одного года.
Комментарий: В данной статье не понятно, что подразумевается под выражением «нарушение правил плавания» - нарушение содержания пунктов нормативного документа «Правила плавания по ВВП РФ» или речь идет о порядке движения и стоянки судов.
Статья 11.8. Нарушение правил эксплуатации судов, а также управление судном лицом, не имеющим права управления
1. Управление судном (в том числе маломерным), не зарегистрированным в установленном порядке, либо не прошедшим технического осмотра (освидетельствования), либо не несущим бортовых номеров или обозначений, либо переоборудованным без соответствующего разрешения, а равно имеющим неисправности, с которыми запрещена его эксплуатация, или с нарушением норм пассажировместимости, ограничений по району и условиям плавания -
влечет наложение административного штрафа в размере от пятисот до одной тысячи рублей.
2. Управление судном лицом, не имеющим права управления этим судном, или передача управления судном лицу, не имеющему права управления, -
влечет наложение административного штрафа в размере от одной тысячи до одной тысячи пятисот рублей.
Комментарий: В настоящее время не действуют «Правила покраски судов речного флота», где были указаны размеры и тип шрифта при нанесении бортовых обозначений, поэтому обозначения наносятся исходя из способностей и уровня квалификации капитана и судовладельца. Понятие наличие обозначений можно расценивать по-разному, что не соответствует требованиям Кодекса.
В части 2 необходимо более четко определить «лицо, не имеющее право управления», т.к. например на судне несколько членов экипажа имеют документы на право управления судном (капитан, помощники капитана). Однако при отсутствии капитана судно может эксплуатироваться только под управлением (нахождением на борту) 1 помощника капитана, причем определенное время (Устав службы на судах), а 2 и 3 помощника капитана могут нести только самостоятельную вахту. Таким образом получается, что не расшифровано понятие «управлять судном».
Статья 11.9. Управление судном судоводителем или иным лицом, находящимся в состоянии опьянения
1. Управление судном (в том числе маломерным) судоводителем или иным лицом, находящимися в состоянии опьянения, а равно передача управления судном лицу, находящемуся в состоянии опьянения,
влечет наложение административного штрафа в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч рублей или лишение права управления судном на срок от одного года до двух лет.
2. Уклонение судоводителя или иного лица, управляющего судном, от прохождения в соответствии с установленным порядком медицинского освидетельствования на состояние опьянения -
влечет наложение административного штрафа в размере от одной тысячи до одной тысячи пятисот рублей или лишение права управления судном на срок от одного года до двух лет.
Комментарий: Возникает вопрос: Каким образом освидетельствовать судоводителя или иное лицо, управляющее судном, если данное судно находится в рейсе и до ближайшего населенного пункта с соответствующим медицинским работником десятки и даже сотни километров?
Статья 11.10. Нарушение правил обеспечения безопасности пассажиров на судах водного транспорта, а также на маломерных судах
1. Нарушение правил обеспечения безопасности пассажиров при посадке на суда, в пути следования и при их высадке с судов водного транспорта либо с маломерных судов -
влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трехсот до пятисот рублей; на должностных лиц - от пятисот до одной тысячи рублей.
Комментарий: В ст.23.39 перечислены органы внутреннего водного транспорта, имеющие право рассматривать дела об административных правонарушениях (в т.ч. ст.11.10). Среди перечисленных органов нет ни одного, в компетенцию которого входили бы административные меры согласно положения данной статьи.
Статья 11.13. Нарушение правил выпуска судна в плавание или допуск к управлению судном лиц, не имеющих соответствующего диплома (свидетельства, удостоверения) либо находящихся в состоянии опьянения
1. Выпуск (направление) в плавание судна (за исключением маломерного) лицом, ответственным за его эксплуатацию, без документов, удостоверяющих принадлежность судна, годность его к плаванию, либо с неукомплектованным экипажем, либо при несоответствии технического состояния судна имеющимся документам, либо с нарушением установленных правил загрузки, норм пассажировместимости, ограничений по району и условиям плавания, а равно допуск к управлению судном или к его механизмам и оборудованию лиц, не имеющих соответствующего диплома (свидетельства, удостоверения) либо находящихся в состоянии опьянения, -
влечет наложение административного штрафа в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей.
2. Выпуск в плавание маломерного судна, не зарегистрированного в установленном порядке, или не прошедшего технического осмотра (освидетельствования), или имеющего неисправности, с которыми запрещена его эксплуатация, или не укомплектованного снаряжением, или переоборудованного без соответствующего разрешения, а равно допуск к управлению маломерным судном лиц, не имеющих права управления этим судном либо находящихся в состоянии опьянения, -
влечет наложение административного штрафа на должностных лиц, ответственных за эксплуатацию маломерных судов, в размере от пятисот до одной тысячи рублей.
Комментарий: Согласно «Положения о минимальном составе экипажей транспортных судов» допускается эксплуатация судна при наличии трех, двух и даже одного судоводителя, причем должности второго и третьего судоводителя не определены. При отсутствии кадров определенной квалификации судовладельцы назначают на судно капитана и судоводителя, имеющего диплом второго или даже третьего помощника капитана. При этом на судне находится соответствующее количество лиц имеющих право на управление, однако, согласно Устава службы на судах, замещать капитана в его отсутствие имеет право только первый помощник капитана.
Статья 11.14. Нарушение правил перевозки опасных веществ, крупногабаритных или тяжеловесных грузов
2. Нарушение правил перевозки опасных веществ, крупногабаритных или тяжеловесных грузов на морском и внутреннем водном транспорте -
влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трехсот до пятисот рублей; на должностных лиц - от пятисот до одной тысячи рублей; на юридических лиц - от пяти тысяч до десяти тысяч рублей.
Комментарий: Кодексом внутреннего водного транспорта РФ возложена обязанность на Министерство транспорта устанавливать правила, связанные с перевозкой опасных грузов внутренним водным транспортом, но нигде не прописывается какой орган ведет надзор за несоблюдением данных правил. Таким образом получается, что правила по которым перевозим есть, а органа, который будет вести надзор за их соблюдением – нет.
Статья 11.16. Нарушение требований пожарной безопасности на железнодорожном, морском, внутреннем водном или воздушном транспорте
Нарушение установленных на железнодорожном, морском, внутреннем водном или воздушном транспорте требований пожарной безопасности -
влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пятисот до одной тысячи рублей; на должностных лиц - от одной тысячи до двух тысяч рублей.
Комментарий: Данная статья затрагивает как внутренний водный, так и другие виды транспорта, но в случае с водным транспортом возникают вопросы: в тех случаях, когда суда находятся на отстое или в межнавигационный период распространяются ли правила пожарной безопасности на них и кто должен следит за соблюдением данных правил.
Особое внимание хотелось бы обратить на статью 23.39 Органы внутреннего водного транспорта
1. Органы внутреннего водного транспорта рассматривают дела об административных правонарушениях настоящего Кодекса.
2. Рассматривать дела от имени органов, указанных в части 1 настоящей статьи, вправе:
1) начальники государственных бассейновых управлений водных путей и судоходства, начальники районов водных путей и начальники районов гидротехнических сооружений, их заместители;
2) начальники гидроузлов (шлюзов), путевые мастера на закрепленных участках, капитаны портов, старшие капитаны и капитаны портового надзора, начальники вокзалов и переправ, капитаны внутреннего и смешанного (река - море) плавания;
3) начальник Государственной речной судоходной инспекции Российской Федерации - главный государственный инспектор, его заместители, начальники отделов Государственной речной судоходной инспекции Российской Федерации, их заместители;
4) начальники государственных речных судоходных инспекций бассейнов - главные государственные инспектора бассейнов, их заместители;
5) начальники линейных отделов государственных речных судоходных инспекций бассейнов - старшие государственные инспектора, их заместители;
6) государственные инспектора (инспектора-капитаны) государственных речных судоходных инспекций бассейнов;
7) главные специалисты - главные инспектора Государственной речной судоходной инспекции Российской Федерации;
8) начальники государственных бассейновых речных инспекций надзора за пожарной безопасностью, их заместители;
9) начальники инспекций российского речного регистра, их заместители, старшие инженеры - инспектора российского речного регистра, инженеры - инспектора российского речного регистра;
10) руководители администраций устьевых и морских портов, их заместители.
Но перечисленные в ст. 23.39 органы внутреннего водного транспорта в настоящее время изменили свои функции или ликвидированы. Так, государственные бассейновые управления водных путей и судоходства, Российский речной регистр не являются надзорными органами и не имеют право составлять Протоколы по административным нарушениям, начальники гидроузлов, путевые мастера, начальники вокзалов, капитаны судов также не являются должностными лицами, уполномоченными действовать от имени государства. Государственная речная судоходная инспекция РФ ликвидирована, большинство ее функций и полномочий передано управлениям государственного морского и речного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта.
Вывод: в настоящее время в части применения отдельных статей Кодекса об административных правонарушений имеется правовой вакуум, нарушения, влияющие на безопасность судоходства, не пресекаются, усиливается правовой нигилизм, что негативно влияет на состояние аварийности и травматизма на транспорте, который становиться производством с повышенной опасностью.
Боталов Павел Андреевич
АОУ НПО «Профессиональное училище №14»
г.Тюмень
Предложения по законодательному урегулированию
несоответствий между статьями Кодекса об административных правонарушениях и нормативными документами внутреннего водного транспорта РФ.
Список литературы:
Ёжикина Радость
Мост из бумаги для Киры и Вики
Астрономы наблюдают за появлением планеты-младенца
Для чего нужна астрономия?
Притча о гвоздях