В работе исследуется гипотеза о возможности считать прототипом пушкинской Татьяны известную по тем временам личность - Татьяну Шлыкову-Гранатову, бывшую крепостную, а позже - опекуншу сына князя Юсупова и её подруги Прасковьи Жемчуговой.
Вложение | Размер |
---|---|
rabota_tatyanin_den.docx | 44.01 КБ |
tatyanin_den.pptx | 1.61 МБ |
Министерство образования и науки Республики Татарстан
Казанский (Приволжский) федеральный университет
Институт филологии и межкультурной коммуникации
ХII Всероссийская научно-практическая конференция
«Литературоведение и эстетика в ХХI веке» («Татьянин день»),
посвященная памяти Т.А. Геллер
Секция: Литературоведение
Название: «Ужель та самая Татьяна?»
Выполнила ученица 11 класса А
МБОУ «СОШ № 15 ЗМР РТ»
Суворова Анастасия Александровна
Руководитель: учитель русского языка и литературы
Самсонова Любовь Александровна
Казань
21 января 2015 года
Оглавление
Вступление 3
Основная часть 3-14
1. Значение имени 3-4
2. Поиск в окружении поэта 4-6
3. Её ли имя у пушкинской Татьяны? 7-14
Заключение 14
Список литературы 15
Вступление
Кто из нас не читал роман в стихах А.С.Пушкина «Евгений Онегин»? Кто не восхищался силой характера главной героини? Я не явилась исключением, я тоже полюбила эту искреннюю девушку. «Итак, она звалась Татьяной...» ( слайд иллюстрация Татьяны Лариной) Известно, что Пушкин сначала планировал дать главной героине своего романа имя "Наташа". Но затем решил назвать ее Татьяной, хотя в 19 веке это имя считалось «простонародным». Пушкин пишет: «Впервые именем таким страницы нежные романа мы своевольно освятим». Меня задело слово «впервые». Неужели это имя в литературе не встречалось до Пушкина никогда, и почему? На первый ответ, воспользовавшись услугами интернет-порталов, ответ было найти легко: действительно, никогда. Но почему Александр Сергеевич решился нарушить это негласное правило? Кто из современников вдохновил его дать любимой героине такое редкое для той поры имя?
В своей работе я хочу затронуть проблему выбора имени для главной героини романа «Евгений Онегин» А.С.Пушкиным. ( ???????)
Цель данной работы: выяснить, могла ли быть у автора современница, вдохновившая его на выбор имени героини вопреки принятым в русской культуре традициям.
Часть первая. Значение имени
Имя, выбранное Пушкиным, древнегреческого происхождения и означает «устроительница», «повелительница». В церковном календаре издавна существовал праздник Татьянин день. Самая главная Татьяна, положившая начало этому празднику– святая мученица Татиана Римская (слайд Татиана Римская) В этот день в том числе принято ставить свечи за успехи в учёбе. Мученице Татиане молятся в трудном учении и просвещении. И это не случайно.
В 1755 году в день памяти святой мученицы Татианы и в день именин матери графа Ивана Шувалова — российская императрица Елизавета Петровна одобрила прошение Ивана Шувалова, желавшего сделать матери подарок, и подписала указ об открытии Московского университета, ставшего впоследствии центром русской передовой культуры и общественной мысли в России. Всё это происходило задолго до рождения великого поэта, и следовательно, уже могло найти отражение в литературе. Но не нашло…
Часть вторая. Поиск в окружении поэта
Среди родственников и знакомых поэта, к моему удивлению, нашлась единственная Татьяна, об отношении которой к Пушкину я нашла всего одну строчку: « Образованная, знающая языки и литературу артистка имела много знакомых в мире искусства. Особенно она сблизилась с «арзамасцами» – литературным кружком, в котором участвовали Жуковский, Пушкин, Батюшков и другие поэты начала девятнадцатого века». Кто эта незнакомка?
Её судьба неимоверно поразила меня удивительным счастливым стечением обстоятельств. Судите сами. Татьяна Васильевна Шлыкова родилась около 1773 года, вероятно, в Москве, в семье крепостных крестьян графов Шереметевых. Отец — Василий Шлыков, был оружейным при домовом арсенале графа Петра Борисовича Шереметева. Мать — Елена Шлыкова, служила при графине Варваре Алексеевне Шереметевой, урожденной княжне Черкасской. Шлыковы были записаны крестьянами села Павлово, Нижегородской губернии.
В 7 лет Татьяну Васильевну взяли на воспитание в господский дом, где обучали этикету, декламации, французскому и итальянскому языкам, музыке, пению и танцу. Её учителем был известный хореограф Шарль Ле Пик. С детства она выступала на сцене домашних театров в Кусково и Останкино. Считалась первой танцовщицей труппы крепостного театра Шереметевых. Получила псевдоним Гранатова.
Выступала перед монаршими гостями Шереметевых. Во время посещения имения Кускова императрицей Екатериной II выступление Татьяны Васильевны так понравилось государыне, что та вызвала её к себе в ложу, дала ей поцеловать свою руку, похвалила за танец и подарила несколько червонцев.
Исполняла дивертисментные pas de deux (па-де-де) и pas de trois (па-де-труа), комедийные роли (Аннета в балете «Аннета и Любен»), драматические роли (Креуза в балете «Медея и Язон» Ж.Ж. Родольфа, Королева в балете «Инеса де Кастро» Ф.А. Буальдьё). Исполняла также оперные партии — «Самнитские браки» А. Гретри, (Юная самнитянка), «Смешной поединок» Д. Паизиелло (Кларисса).
В 1803 году получила вольную, но продолжала жить у графов Шереметевых. Татьяна Васильевна была близкой подругой графини Прасковьи Ивановны, урождённой Ковалёвой (сценический псевдонимом — Жемчугова), тоже бывшей крепостной графов Шереметевых, а позже - жены попечителя крепостного театра, графа Николая Петровича Шереметева, своего хозяина. Николай Шереметев дал вольную Прасковье Ивановне и всей семье Ковалёвых 6 ноября 1801 года, получив разрешение императора Александра I (согласно другим сведениям, Н. П. Шереметев, так и не дождавшись императорского разрешения на неравный брак, получил благословение митрополита Платона), обвенчался с ней в московской церкви Симеона Столпника на Поварской. Во время церемонии присутствовали лишь два необходимых свидетеля — архитектор Джакомо Кваренги и подруга невесты – бывшая крепостная актриса Татьяна Шлыкова-Гранатова.
После скоропостижной смерти обоих, вырастила их сына, Дмитрия Николаевича, который в неполные 6 лет остался круглым сиротой. После смерти графа Николая Петровича Шереметева вдовствующая императрица Мария Фёдоровна, в знак его былой дружбы с Павлом I, берет Дмитрия под свое особое покровительство. Опекунов и воспитателей наследника огромного состояния подбирали только с её одобрения. Тем более ценна честь, оказанная бывшей крепостной!
Дмитрий Николаевич получил домашнее образование. В 1820 г. пожалован в камер-пажи, в 1823 г. поступил на службу корнетом в Кавалергардский полк. С 1827 г. — поручик, с 1830 г. — штабс-ротмистр, в 1831 г. пожалован во флигель-адъютанты. Участвовал в походе против польских мятежников и находился с полком при взятии Варшавы. Награждён орденом Св. Владимира 4-й степени с бантом. В 1843 г. произведен в ротмистры. В 1838 г. перешёл на гражданскую службу, стал коллежским советником в Министерстве внутренних дел, камергер. С 1856 г. — гофмейстер.
Затем Татьяна Васильевна помогала воспитывать и их внука, Сергея Дмитриевича. Именно он оставил о ней самые полные, самые трогательные воспоминания, к которым я буду обращаться позже.
Татьяна Васильевна была религиозным человеком. Она регулярно молилась на богослужениях, строго соблюдала посты (особенно, Великий пост), дружила с людьми духовного звания. Не раз посещала Троице-Сергиеву пустынь под Санкт-Петербургом (ныне в черте города). Хорошо знала настоятеля этого монастыря, будущего святителя Игнатия (Брянчанинова).
Татьяна Васильева Шлыкова-Гранатова скончалась в глубокой старости, 25 января (6 февраля) 1863 года в Санкт-Петербурге.
На гербе старинного русского графского рода Шереметевых выбиты слова Deus conservat omnia... - Бог сохраняет все! Трогательная истории любви богатого графа Николая Петровича Шереметева и крепостной актрисы Прасковьи Ивановны Ковалевой-Жемчуговой, наверное, настолько была угодна богу, что он дал их потомкам почти святого ангела-хранителя - Татьяну Васильевну Шлыкову-Гранатову.
Часть третья. Её ли имя у пушкинской Татьяны?
Согласитесь, достойный пример для именования главной героини? Но что, кроме эмоциональных домыслов, может служить доказательствами версии происхождения имени Татьяны Лариной от имени Татьяны Васильевны Шлыковой-Гранатовой? Представляю на ваш суд три, на мой взгляд, достойных внимания доказательства.
Первое. Следует обратить внимание на дом, в котором долгое время проживала Татьяна Васильевна Шлыкова-Гранатова. Это дом графов Шереметевых (Фонтанный дом, Шереметевский дворец) расположен на набережной реки Фонтанки, 34. Дворец является центром обширной усадьбы, созданной в XVIII– первой половине XIX веков на участке, пожалованном летом 1712 года фельдмаршалу графу Борису Петровичу Шереметеву. Являясь одним из старейших дворцово-парковых ансамблей Петербурга, усадьба уникальна тем, что на протяжении двух веков принадлежала одной семье. Несмотря на то, что хозяин Фонтанного дома был обер-камергером двора Павла I, его дом не был в то время центром великосветской жизни, поскольку его фактическая супруга Прасковья Жемчугова, одна из блистательных певиц того времени, не являлась его законной женой. Стиль жизни дома и его облик изменились при следующем владельце – графе Дмитрии Николаевиче, опекуном и воспитателем которого являлась, как вы уже знаете, именно Татьяна Васильевна Шлыкова-Гранатова.
До его женитьбы частыми гостями Фонтанного дома были его сослуживцы - офицеры Кавалергардского полка. Особое помещение в доме было предоставлено художнику О.А.Кипренскому, писавшему большой парадный портрет графа Д.Н.Шереметева. В мае - июне 1827 года художник писал также портрет А.С.Пушкина, и с большой долей вероятности, поэт позировал художнику именно в Фонтанном доме.
А теперь обратимся к упомянутым выше запискам сына Дмитрия Николаевича Шереметева, внука Прасковьи Жемчуговой – Сергея Дмитриевича Шереметева. Вот то он пишет, вспоминая свою воспитательницу: «Вообще она охотно рассказывала. Многое оставалось у меня в памяти, и я со слов ея записал все, что относится до времен Екатерины и Павла и отношений к нему деда. Она благоговела перед памятью Екатерины, которую не иначе звала как «матушка», и с сочувствием говорила о Павле. Еще со времен деда жила она в нижнем этаже большаго дома, от главнаго подъезда направо, и в этих комнатах прожила более пятидесяти лет!
Поступление моего отца в кавалергардский полк было новою для нея заботою. Она зорко следила за ним и притом так, что умела приобрести себе приязнь и уважение кавалергардских офицеров, товарищей отца. Не раз, бывало, выезжала она в собственной карете на полковые ученья и смотры; знали хорошо эту карету и давали ей место из почтения и внимания к Татьяне Васильевне... День 14 Декабря 1825 г. не менее был ей памятен. Сидит она у себя совершенно спокойно. Вдруг видит: скачет на двор кавалергардский офицер барон Мантейфель. Он прискакал предупредить моего отца; подъехав к окну и к форточке, которую Татьяна Васильевна тотчас же отворила, Мантейфель крикнул: «Татьяна Васильевна, бунт!» и с этими словами ускакал. Можно себе представить ея положение. С нею сделалась дурнота. Опомнилась она, когда с площади привезли моего отца домой совсем окоченелаго.
А сколько было тревог во время Польскаго похода! Она жадно читала газеты, и не было пределов ея счастью, когда полк вернулся.
Татьяна Васильевна очень обрадовалась женитьбе моего отца (1837): она давно желала ему семейной жизни. С моею матерью она тотчас же сошлась. Она видела, что к ней относились дружелюбно и внимательно, как к члену семейства. Эти отношения с каждым годом упрочивались. Рождение брата было большою для нея радостью, а дорогое для нея имя Николая удвоило ея любовь к нему. Его кончина (1843) сразила ее точно также, как и кончина моей матери (1849), о которой она узнала через Симонена. Он пришел к ней с этим известием совершенно растерянный.
Как уже сказано, Татьяна Васильевна более пятидесяти лет прожила в одних и тех же комнатах. Очень любил я эти комнаты». Выделенные жирным курсивом строки свидетельствуют об очень тесном контакте Татьяны Васильевны со своим воспитанником и людьми, его окружавшими. Великий поэт А.С.Пушкин , очевидно, тоже слышал её рассказы о прошлой жизни, и они могли оставить след в его памяти, как и сама Татьяна Васильевна – сильная женщина с удивительной судьбой.
Второе. Внук Прасковьи Жемчуговой и графа Шереметева Сергей Дмитириевич пишет: «Татьяна Васильевна была близким и незаменимым человеком в нашей семье. Граф Шереметев доверял он ей беспредельно. Достаточно сказать, что в Фонтанном доме, где жили Шереметевы, ключи от графской сокровищницы находились у Татьяны Васильевны. «Для Параши я всегда была подругой, всегда была рядом с ней и в самый трагический день ее ухода из жизни – тоже». Умирая, Прасковья просила подругу никогда не покидать ее маленького сына. Татьяна поклялась на иконе и сказала: «Я буду век тебе верна». ( какие знакомые слова! ) После смерти Прасковьи Татьяна получила вольную и поселилась на этаже церковного флигеля, имея квартиру из трех комнат. Здесь она прожила около пятидесяти лет, охраняя все как было при жизни Прасковьи. И только в 1859 году она переехала на другую половину дома. Татьяна Васильевна умерла легко, не болея, в январский день 1863 года. Ей было 90 лет. Она пережила шесть царей, видела большие наводнения, с ней считались, ее уважали. Дмитрий пережил свою приемную мать только на шесть лет». Очевидно, историю с клятвой на иконе и знаменитые слова Пушкин мог слышать и от самой Татьяны Васильевны – словоохотливой рассказчицы. Как знать?
Третье. После вероятного знакомства в Фонтанном доме Пушкин имел возможность видеться с этой мудрой женщиной и в других местах Петербурга. Вот адреса домов города Петербурга, в которых в разное время бывал А.Пушкин.
Прежде всего – это дом Д. Н. Блудова на Невском проспекте, где с 1817 года поселился В. А. Жуковский. Там много раз собирался «Арзама́с» (1815—1818) —литературный кружок, объединявший сторонников нового «карамзинского»направления в литературе. «Арзамас» поставил себе задачей борьбу с архаическими литературными вкусами и традициями, защитники которых объединялись «Беседой любителей русского слова» (так наз. «архаисты»).
Членами «Арзамаса» были как писатели (В. А. Жуковский, К. Н. Батюшков, П. А. Вяземский, А. А. Плещеев, В. Л. Пушкин,А. С. Пушкин, А. А. Перовский, С. П. Жихарев, А. Ф. Воейков, Ф. Ф. Вигель, Д. В. Давыдов, Д. А. Кавелин), так и лица, известные более по своей общественной деятельности (братья А. И. и Н. И. Тургеневы, С. С. Уваров, Д. Н. Блудов, Д. В. Дашков,М. Ф. Орлов, Д. П. Северин, П. И. Полетика и другие).
Большинство членов «Арзамаса» ещё до его основания были тесно связаны между собой давними дружескими связями и принадлежали к одному поколению столичного дворянства, европейски образованного и в массе либерально настроенного после войны 1812. Название «Арзамас» было взято из пародии Батюшкова; все члены «Арзамаса» наделялись шутливыми прозвищами, заимствованными из баллад Жуковского (Жуковский — Светлана, Вяземский — Асмодей, Пушкин — Сверчок и т. д.). На гербе общества изображался гусь, так как «Арзамас славился своими жирными гусями».
На заседаниях «Арзамаса» читались шутливые протоколы, эпиграммы и пародии, высмеивающие членов «Беседы». В 1818 «Арзамас» распался. Внешней причиной был разъезд многих его членов из Санкт-Петербурга. По времени распад «Арзамаса» совпал также с избранием в Российскую академию Н. М. Карамзина и В. А. Жуковского, куда они были предложены своим оппонентом А. С. Шишковым. Вяземский даёт следующую ценную характеристику значения «Арзамаса»: «Это было новое скрепление литературных и дружеских связей, уже существовавших прежде между приятелями. Далее это была школа взаимного литературного обучения, литературного товарищества. А главное, заседания «Арзамаса» были сборным местом, куда люди разных возрастов, иногда даже и разных воззрений и мнений по другим посторонним вопросам, сходились потолковать о литературе, сообщить друг другу свои труды и опыты и остроумно повеселиться и подурачиться». Помните, с «арзамасцами» сблизилась и Татьяна Васильевна Шлыкова-Гранатова?
Дом № 8 на площади Каменного театра, где проводились заседания клуба «Зеленая лампа», к которому принадлежал и Пушкин. Собрания общества проводились с весны 1819 по осень 1820 года. Дом принадлежал Никите Всеволодовичу Всеволожскому и собирал представителей русской интеллигенции, которая могла быть знакома с обоими «фигурантами» нашего «дела».
В доме на Екатерингофском проспекте 37 находилась квартира князя Ильи Андреевича Долгорукого, члена кружка «Зелёная лампа», деятельного члена Союза благоденствия. Долгоруков привлекался по делу декабристов, но был освобожден от наказания, так как к Северному обществу не принадлежал. В его доме Пушкин иногда «читывал свои стихи, все восхищались остротой»
А в знаменитом доме А.К.Оливье на Пантелеймоновой улице Пушкин он жил с сентября 1833 по август 1834 года.
И конечно, нельзя не вспомнить последнюю квартиру А.С.Пушкина, в котором он прожил последние месяцы жизни. Этот дом на Мойке 12 принадлежал княгине Софье Григорьевне Волконской и был построен в XVIII веке.
Конечно, вряд ли Пушкин встречался в этим домах с Татьяной Васильевной лично, но воспоминания её воспитанника позволяют предположить, что об этой удивительной женщине Пушкин мог регулярно слышать от общих великосветских знакомых.
И последнее. Несколько выдержек из воспоминаний Сергея Дмитриевича Шереметева о своей приёмной матери. Никого ли она вам не напоминает?
« В нашем городском Петербургском саду был деревянный павильон, с большим круглым куполом над среднею комнатою-залою, от которой по разным направлениям расположены были комнаты. Я застал это здание в полуразрушенном состоянии: оно вовсе не поддерживалось. Сначала меня туда не пускали, но я наконец-таки забрался и с трудом проник в эту среднюю комнату, заваленную мусором. Мебели уже не было, крыша местами была неисправна, стекла поразбились, казалось небезопасным проникнуть в другия комнаты. Жаль было видеть это постепенное разрушение, и так близко от дома, среди сада. А тут же рядом памятник, надпись на котором и до сих пор гласит: «Здесь семейно провождали время в тишине и спокойствии». Это было своего рода уединенное убежище, причудливо устроенное среди столичнаго шума, нечто в роде Кусковскаго «Дома Уединения» Петра Борисовича, или домика Прасковьи Ивановны, там, где теперь растут серебристые тополи. Здесь зачастую живали дед и бабушка, а с ними и Татьяна Васильевна»;
«…она утвердилась в доме, мало по малу, благодаря своему природному уму, замечательному уменью себя держать, соединению должной почтительности с большим достоинством»;
«Перед нею проходили лица, совершались события; она оставалась неизменною, держалась спокойно, с достоинством, была общительна, приветлива, в разговоре своеобразна и поучительна, в воспоминаниях очень любопытна. Ея светлый ум и доброе сердце соединялись с необыкновенною выдержкою и большим запасом житейской опытности. Она была представительница здоровой среды, глубоко-религиозной, чисто-русской. Сама живое предание, она любила делиться своими впечатлениями и своими воспоминаниями»;
«В молодости Татьяна Васильевна, по собственным ея словам, не была красавицей; но, судя по ея портрету, сохранившемуся в Кускове, у нея было выразительное лицо, с живыми, умными глазами. Две пряди русой косы спускаются на плеча, на лице веселая улыбка»;
«Она охотно слушала чтение. Руже хорошо читал. Выбор большею частию был из Жуковскаго и Козлова, с которыми Татьяна Васильевна была лично знакома ( ещё один общий друг Татьяны Васильевны и А.Пушкина!). Она слушала внимательно и восхищалась Жуковским; ей нравился Громобой, и она восторгалась Светланой, но и сердилась на него за «чертовщину». Особенно сердила ее баллада, в которой описывается, «как одна старушка ехала на черном коне вдвоем, и кто сидел впереди». Большое удовольствие доставляло ей чтение Козлова — «Чернец» и «Наталья Долгорукая». Под впечатлением последней она много разсказывала о прошлом Кускова, об охотах Петра Борисовича и проч»;
«В детстве памятны мне ея имянинные обеды 12-го Января, в Татьянин день. Это бывало, когда отец уезжал в Москву. Тут собирались и духовенство, и многочисленные гости: Кобылины, Путятины, ея родственники, Шлыкова Марья Лукинишна (жена брата Гавриила), М. А. Поликарпова, Апрелевы, Долгорукие, Корниловичи и многие др. Помнится вкусный имянинный пирог, большое оживление и радушие. Она любила хороший стол и понимала в нем толк, умела хорошо говорить с поваром...»;
« Она была большая охотница собирать грибы. До самых преклонных лет это было любимым ея развлечением. Пойдет, бывало, потихоньку в рощу: все грибныя места ей хорошо знакомы и где какие грибы водятся. Подвигалась она медленно, постепенно, и несколько раз проходила взад и вперед по тому месту. Она сама признавалась, что когда находила красивый гриб, она не сразу его брала: остановится, полюбуется над ним и уже потом положит в корзину. И в Ульянке дедом моим устроен был в лесу «Дом Уединения». Я еще его застал»
Все приведенные выдержки из воспоминаний её воспитанника представляют нам натуру этой женщины очень похожей на знаменитую пушкинскую Татьяну. Только вот кто на кого похож?
Заключение
От описанных в работе времен меня отделяют уже два столетия. Уже нет ни одного свидетеля жизни героев моей работы. Остались лишь мемуары, записки, дневниковые записи, адреса и факты биографии. Я связала информацию из этих источников вот в такую работу. И мне хочется верить, что всё было именно так. Согласитесь, у пушкинской Татьяны появился бы очень достойный прототип, более чем достойный.
Список литературы
1) Википедия - свободная энциклопедия.
2) Письма А.С. Пушкина к жене
3) Шереметев С. Татьяна Васильевна Шлыкова. 1773-1863 // Русский архив, 1889. – Кн. 1. – Вып. 3. – С. 506-522.
4) Шереметев С. Татьяна Шлыкова (1773–1863). Narod.ru.
5)Шлыкова-Гранатова, Татьяна Васильевна. Dance-composition.ru.
6) Крепостной балет. Еanec-wiki.com.
7) «Татьяна Шлыкова-Гранатова» Издание: Товарищество Р. Голике и А. Вильборг, Типография М. А. Александрова
Санкт-Петербург, 1911 год.
8) Лотман Ю.М. Роман А.С.Пушкина "Евгений Онегин". Комментарий
Слайд 1
« Евгений Онегин» Александр Сергеевич ПушкинСлайд 3
Татьяна Ларина
Слайд 4
Цель работы : Выяснить, могла ли быть у автора современница, вдохновившая его на выбор имени героини вопреки принятым в русской культуре традициям .
Слайд 5
Татиана Римская ( рождение- конец II века , смерть- 12 января 226 года)
Слайд 6
Иван Шувалов Елизавета Петровна
Слайд 7
Татьяна Шлыкова-Гранатова
Слайд 8
Александр I
Слайд 9
Граф Николай Петрович Шереметьев и Прасковья Ивановна.
Слайд 10
Павел I
Слайд 11
Герб Шереметьевых
Слайд 12
Дом графов Шереметьевых
Слайд 14
« Вообще она охотно рассказывала». « Она зорко следила за ним и притом так, что умела приобрести себе приязнь и уважение кавалергардских офицеров, товарищей отца». День 14 декабря 1825 г. Не менее был ей памятен».
Слайд 15
Сергей Дмитриевич Шереметьев
Слайд 16
Дом Д.Н.Блудова на Невском проспекте
Слайд 17
Арзамас ( 1815-1818гг) – литературный кружок, объединявший сторонников нового « карамзинского » направления в литературе. Члены «Арзамаса» : А.С.Пушкин В.А.Жуковский А.А.Перовский Ф.Ф.Вигель Д.В. Давыдов С.С.Уваров Д.П.Северин и др.
Слайд 18
Дом № 8 на площади Каменного театра.
Слайд 19
Екатерингофский проспект, 37
Слайд 20
Дом А.К.Оливье на Пантелеймоновой улице .
Слайд 21
Дом на Мойке,12
Слайд 22
Заключение: От описанных в работе времен меня отделяют уже два столетия. Уже нет ни одного свидетеля жизни героев моей работы. Остались лишь мемуары, записки, дневниковые записи, адреса и факты биографии. Я связала информацию из этих источников вот в такую работу. И мне хочется верить, что всё было именно так. Согласитесь, у пушкинской Татьяны появился бы очень достойный прототип, более чем достойный.
Ласточка. Корейская народная сказка
Кактусы из сада камней
Простые летающие модели из бумаги
Хитрый коврик
Как нарисовать лимон акварелью