Работа принимала участие в районной учебно – исследовательской конференции для обучающихся 5 – 8 классов «На пути открытий» г. Волгограда. Секция культурологи.
Вложение | Размер |
---|---|
О чем молчат камни: особенности японского сада камней. | 107.5 КБ |
Муниципальное образовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №85
имени Героя Российской Федерации Г.П. Лячина
Дзержинского района г. Волгограда.
Телефоны:78-64-26 ,адрес электронной почты: dzvschool85@yandex.ru
Районная учебно – исследовательская
конференция для обучающихся 5 – 8
классов «На пути открытий»
секция культурологии.
О чем молчат камни: особенности японского сада камней.
Выполнил:
ученица 7 б класса
Скомаровская
Светлана Станиславовна.
Учитель истории:
Литвинова
Елена Александровна.
Волгоград, 2014.
Содержание.
Введение………………………………………………………………………3
Глава 1. Сад как модель мира.
§ 1. Философия и типология японских садов……………………………….5
§ 2. Сад камней – уникальная разновидность японского сада…………….9
Глава 2. Сравнительный анализ японского и российского садово-паркового искусства.
§ 1. Сад камней храма Рёан – Дзи…………………………………………....12
§ 2. Садово – парковый ансамбль Петергофа……………………………….14
Заключение……………………………………………………………………..17
Список литературы…………………………………………………………….19
Введение.
Япония страна древнейшей культуры, истоки которой восходят к VIII тыс. до н.э., но наибольшие достижения в области культуры связаны с эпохой Средневековья, начавшейся в VI – VII веке и затянувшейся до середины XIX века. Средневековая Япония подарила миру яркое и самобытное национальное искусство, сформировавшееся не без участия китайской и корейской культур. Огромное влияние на него оказали буддизм и чисто японская религия синтоизм, в основе которой лежат обожествление природы и культ предков.
Любовь японцев к природе всегда вызывала потребность сконцентрировать на небольшом клочке земли свое восхищение ее красотой. самые первые сады стали создаваться еще в VI – VII веке по китайским и корейским образцам при императорских дворцах. Как национальное явление, ставшее неотъемлемой частью культуры, японский сад сформировался в X – XII веке.
Научное изучение культуры Японии началось сравнительно недавно, в конце XIX века и с тех пор интерес к этой теме все не утихает. И если с одной стороны наблюдается попытки частичного или полного заимствования элементов японского искусства, то с другой стороны часто можно столкнуться с активным неприятием форм, приемов восточного искусства.
Актуальность данного исследования заключается в попытке расшифровать один из элементов притягательной и в тоже время загадочной культуры Японии.
Действительно неискушенному человеку порой нелегко понять истинный смысл и значение некоторых произведений искусства этого региона. Для этого необходимы определенные знания, понимание особенностей культурного развития и мировосприятия того или иного народа. Учитывая тот факт, что новое лучше познается в сравнении, были определены следующие цели и задачи.
Цели работы:
-изучить историю появления и развития японского сада камней, его особенности;
-пробудить интерес к изучению этого вопроса.
Для реализации этих целей необходимо решить следующие задачи:
-ознакомиться с литературой по теме;
-провести сравнительный анализ наиболее выдающихся памятников садово – паркового искусства Японии (сад камней храма Рёан - Дзи г. Киото) и России (садово – парковый ансамбль Петергофа)
Объектом исследования являются садово-парковые композиции Японии в период с III века н. э. по настоящее время. Предметом - философские принципы и приемы построения садово-парковых композиций Японии, в частности сад камней храма Рёан - Дзи г. Киото.
Рабочей гипотезой явилось предположение о том, что переработка принципов построения садово-парковой композиции Японии в культурном наследии России возможна для одухотворения композиций отечественных парков.
Методом научного исследования был избран сравнительно-системный анализ культур, в котором сравнение используется не только с целью нахождения различия и специфических черт отдельных культур, но и с целью определения общего основания всех анализируемых культур, которое может быть служить исходным принципом их соединения.
Сравнительная культурология – одно из современных направлений развития науки о культуре, собственно культурологии. В настоящее время актуален сравнительный анализ культур регионов, Востока и Запада, Запада и не-Запада, соотношение массовой культуры, народной и элитарной и т. д. Кроме того, в ответ на потребность мирового сообщества в создании современной всеобщей картины культуры мира и определения тенденций ее изменения именно сравнительная культурология стала активно развиваться.
Глава 1. Сад как модель мира.
§ 1. Философия и типология японских садов.
Камни учили меня молчанию.
Камни учили меня терпению.
Камни учили меня спокойствию.
Камни учили меня созерцанию.
Камни учили меня бесконечности мироздания.
Настоятель дзенского монастыря.
Сады являются неотъемлемой частью богатой и загадочной культуры страны восходящего солнца. Они воздействуют на настроение зрителя и создают чувство единения с природой. Эти тихие уголки природы выглядят очень естественно, хотя, как правило, в их основе лежит хорошо продуманная схема.
Японцы считали, что те места, где много камней, избираются богами (ками) для своего пребывания. Камни этих мест являлись объектами особого поклонения, так как были, по убеждению японцев, священны, а, значит, - наиболее чисты и надёжны именно в силу пребывания там божеств.
Японское государство находится на островах вулканического происхождения. Поэтому горами занята большая часть территории Японии, и вся жизнь коренного населения тем или иным образом связана с горами и камнями.
Природа островов, на которых расположена Япония, существенно различается по климатическим условиям и рельефу, что во многом объясняет такое удивительное явление как японский сад. Богатая флора, горы, ручьи и озера стали моделью для воссоздания ландшафта в миниатюре. Незамысловатые элементы, используемые в создании сада, создают ощущение пространственной глубины и наделяют его внутренним содержанием. Такой сад создан не для прогулок, а для созерцания и отрешения от повседневных забот, для ощущения безбрежности и бесконечности. Его можно сравнить с произведением художника, которым можно любоваться часами.
Японский сад является неотъемлемой частью культуры страны, в основе которой лежит национальные и религиозные особенности. Японцы необычайно чувствительны к природе, некрасивого для них в мире нет. Основой национальной религии стало поклонение водопадам, горам, деревьям.
Характерная черта японского менталитета - умение активно воспринимать любой художественный образ, домысливая его и сопереживая вместе с автором. Это объясняет лаконичность и вместе с тем многозначность, символизм, свойственные японским садам. Согласно философии дзэн - буддизма, внешнее не существенно, главное находится внутри. Таким образом, основное назначение архитектуры садов и парков Японии - вызывать у человека ощущение красоты в обычном, простом, каждодневном.
В японском искусстве герои песен, стихов, живописных произведений – это зачастую холмы, скалы, священные камни и священные горы.
Талантливому японскому архитектору Кендзо Танге принадлежат такие слова: «Духовное влечение японцев к необработанным камням, первоначально питавшееся религиозными представлениями, характерно для всей истории Японии вплоть до наших дней. Оно проглядывает в использовании камней и валунов в строительстве и при устройстве садов. Создание каменных садов высокой эстетической ценности, полных символической многозначительности, когда несколько камней могут складываться в знак целой Вселенной, - важная часть традиционной японской садовой культуры. Таким образом, внушённое религией ощущение камня породило то, что мы можем назвать «искусство камня». Искусство камня, в свой черёд, вдохнуло в камни жизнь и дух, и этим лишь укрепило традиционное тяготение к ним»[1].
Все сады в Японии призваны вызывать у человека иллюзию пространства и погружать его в идеальный мир, далёкий от нашего бренного и несовершенного мира, но в этой совокупности выделяли несколько типов, каждый из которых имел свой способ достижения иллюзии пространства и своё предназначение.
На протяжении тысячелетий сменявшиеся эпохи и идеалы времени порождали различные манеры ландшафтных композиций. Но, несмотря на их разнообразие, существуют несколько устойчивых типов садов.
Первое, что бросается в глаза при взгляде на японский сад – это некоторая «пустота». Пустое пространство, или «ма», определяет и подчеркивает элементы вокруг него. Без ничего невозможно получить что-то. Это сложный для осознания, но главный принцип философии японского сада. Согласно буддистской философии, свободное пространство не менее, а более важно и ценно, чем заполненное предметами, так как в нем больше свободы и будущего.
В японских садах мало цветов, в них преобладают вечнозеленые деревья и кустарники, при этом очень важны фактура листьев, форма кроны, декоративность коры: сад должен дарить красоту весь год! Это сады особые, загадочные, со скупым, неброским очарованием. Они привлекают изысканностью и совершенством форм, нюансами зеленого цвета, художественными приемами. Самое любимое растение в таких садах – сосна, символизирующая Долголетие.
Для создания японского сада необходимо сочетать три элемента - камни, вода и растения. И вот на ограниченном участке пространства человеком создается модель мира, которая легче воспринимается именно благодаря небольшим размерам. Камни отождествляются со скалами, горами, островами. Вода или заменяющий ее песок - это водная поверхность (водоемы ассоциируют с озерами, ручейки - с горными реками), из низкорослых растений составляются композиции, очертания которых повторяют лесные купы.
Сад раскрывается зрителю не только в пространственном, но и во временном объеме. В нем одновременно ощущаешь скоротечность мгновений и величавую поступь времени. Недаром японцы оставляют в садах остовы уже отживших сухих деревьев, которые соседствуют с молодыми цветущими или плодоносящими.
В устройстве японского сада действует принцип асимметрии: ни один из предметов не должен быть равен по размеру другому, как не должны они быть размещены параллельно. Благодаря внимательному отношению к деталям и продуманному расположению необычных и красивых элементов ландшафта (камень или узор дорожек, сухая коряга или растение, ручей или водопад, скульптура или фонарь) художник - создатель сада, рисует пейзаж.
Таким образом, сады являются неотъемлемой частью богатой и загадочной культуры страны восходящего солнца. На протяжении тысячелетий сменявшиеся эпохи и идеалы времени порождали различные манеры ландшафтных композиций. Но, несмотря на их разнообразие, существуют определенные каноны создания сада. Главная цель — дать насладиться взгляду, насытив его разнообразными художественными впечатлениями. Но это только средство, а цель гораздо глубже. Японские сады отличаются от всех других тем, что в них удивительно большое количество символических элементов. Знание расшифровки этих символов дает возможность создать в своем сознании тот образ, какой был заложен в данную композицию мастером. Сад — это микрокосмос, отражающий макрокосмос — Вселенную, он должен помочь посетителю почувствовать законы мировой гармонии. Сады и парки Японии отражают многие стороны национального характера и рассчитаны не на внешнее подчеркивание различных элементов природы, а на побуждение человека к любованию и созерцанию. Согласно дзэн, внешнее не существенно, главное находится внутри.
§ 2. Сад камней – уникальная разновидность японского сада.
Японский сад камней - уникальное сооружение. Основная площадь его засыпана песком или мелкой галькой, а на ней как бы в беспорядке разбросаны группы неотесанных камней. Но беспорядок этот кажущийся. Расстановка камней на площадке – вид искусства, одно из главных умений садовника. Суть этого искусства в том, чтобы суметь в каждом камне увидеть свое «лицо» и свою «позу», и наделить определенной ролью в композиции: он будет лежать, прислоняться, убегать.
Композиция составляется чаще всего из нечетного числа камней: семь, пять, три. Они устанавливаются на поверхности или их частично зарывают в землю, иногда наклонно, под углом к поверхности земли. Группы камней расставляют слева направо, так обычно скользит взгляд по картине, так же организовано движение по саду. Камни и валуны означают силу и стойкость. Будучи неподвижными, они излучают покой, а расположенные асимметрично, они наиболее созвучны с природой. Со временем они покрываются паутиной, обрастают мхом и лишайником, что делает их еще более органичными.
Японский сад камней — это одно из самых загадочных для европейцев явлений. При всей необычности японского садово-паркового искусства сад из камней — еще более фантастическое зрелище. Пожалуй, ни в одной мировой культуре не возникло ничего подобного. Такие сады еще называют «сухими» или «философскими». Сады камней функционально предназначены для медитаций, отстранения от мирской суеты и повседневных проблем.
В японском саду камни всегда размещают по диагонали, параллельно или почти параллельно линии главной части сада. Используются камни необработанные, покрытые ржавчиной или мхом, подвергшиеся ветровой или водной эрозии, чаще всего зеленовато-голубого, коричневого, красного или пурпурного цветов, реже - белого.
Традиционный элемент японского сада - тсукубаи, представляющий собой каменную чашу с водой в виде бочки (высотой 20-30 см), в которой традиционно мыли руки при чайной церемонии. Обычно тсукубаи располагают на низкой небольшой ровной площадке перед каменной стеной, живой изгородью или в центре сада, около него устанавливают каменный фонарь. В древней Японии камни с естественными углублениями посередине использовались для различных хозяйственных нужд, а затем и для символического очищения перед входом в синтоистское святилище. Позднее эта традиция была перенесена и к буддийским храмам, поскольку сама процедура лишь воду на руки означала в буддийских практиках завершения какого-либо дела.
Символичность японского искусства достигла вершины в «сухих ландшафтах». Реальное пространство сада такого типа невелико. Оно недоступно и предназначено для созерцания извне. Такой сад - не фрагмент природы, но ее символ. Не имеет особого значения материал - поверхность песка или гравия может обозначать воду, нагромождение камней - водопад; здесь нет, или почти нет, растений.
Сады камней функционально предназначены для медитаций, отстранения от мирской суеты и повседневных проблем. Конструкция подобных сооружений, подчиняясь нормам дзэн-буддизма, усиливает тягу японцев к любованию природой, размышлению, уединению. Здесь в явном виде выступают такие принципы как умение видеть прелесть обычного и изящество простоты. Камни воспринимаются как скульптура, и только их пластическая выразительность, пропорции, соотношение объемов, размещение в пространстве формируют эстетические качества сада. Все, что окружает их - галька, растения, садовые скульптуры - выполняют роль фона, который только подчеркивает красоту и уникальность камней. Фон, в отличие от основного содержания, можно варьировать: вместо гальки насыпать песок, а скульптурный объем создать с помощью кустарников, особо подобранных по форме и цвету листвы.
Основой основ японского сада являются камни. Камень в его первозданной форме является главным атрибутом японского парка. Эстетические свойства необработанного камня более всего применяются в архитектуре "сада камней". Японский сад преследует только одну цель: помочь отрешиться от всего суетного и обрести душевное равновесие. И в этом настоящий сад камней подобен произведению истинного искусства.
Глава 2. Сравнительный анализ японского и российского садово-паркового искусства.
§ 1. Сад камней храма Рёан – Дзи.
Самый значительный сад дзэн в Японии — сад камней храма Рёан-дзи. Реан-дзи — буддийский храм в Киото, принадлежащий секте Риндзай. Был построен в 1450 г. Стал прибежищем монахов, исповедовавших дзэн-буддизм. С конца ХVIII в. храм переживает упадок. Многие его сооружения уничтожены пожарами. Сейчас известность храма поддерживается исключительно благодаря саду камней в дзэн-буддийском стиле, являющемуся одним из самых удивительных и знаменитых философских садов.
Считается, что автором сада Реан-дзи был знаменитый мастер Соами.
Сад камней храма Реан-дзи - философская реликвия, он зримое воплощение загадки дзэн-буддизма. Название Рёан-дзи состоит из трех иероглифов. Первый означает «дракон», второй – «спокойствие», третий – «храм». Первые два слова служат определением к третьему.
Сад является частью храмового здания, поэтому подойти к нему можно, только пройдя через храм. В этот сад нельзя войти в привычном нам смысле, он предназначен для созерцания. Собственно, весь сад - это пятнадцать камней, разбросанных по мелкому белому гравию, как кажется, в полном беспорядке. Однако это место неизменно притягивает к себе туристов и паломников со всего мира, утверждающих, будто созерцание нехитрого каменного пейзажа действует на них умиротворяющее.
Особый секрет таит в себе расположение камней. Внешне все очень просто: маленькая (30 на 10 метров) площадка белого гравия. На площадке 15 разных – больших и маленьких камней, организованных в 5 групп. В этом саду есть немало загадок, одна из них заключается в том, что, с какой бы части веранды зритель ни смотрел на сад, он всегда будет видеть только 14 камней: каждый раз один из камней (всегда — разный) будет исчезать из поля зрения. Что хотел таким образом показать людям дзэн-буддийский монах Соами?
В "зеленом" саду Реан-дзи установлен цилиндрической формы каменный сосуд с водой для омовения рук. С торца он напоминает по форме японскую монету с квадратным отверстием в центре (через это отверстие и черпают воду деревянными ковшиками с длинной тонкой ручкой). Вокруг квадратного отверстия (сверху, справа, снизу и слева) высечены знаки, которые могут входить в различные иероглифы в качестве составных элементов.
Будучи прочитаны в определенном порядке, иероглифы складываются во фразу варэ тада тару-о-сиру ("у меня столько знаний, сколько мне необходимо"). Это известное дзэнское высказывание, которое возможно как нельзя лучше отражает позицию создателя этого удивительного сада. И действительно если на дорожке, проложенной вдоль одной из сторон сада, оказываются несколько человек, то хотя каждый из них видит только 14 камней, но вместе они видят одновременно все 15 камней.
Созерцание камней дает возможность расслабиться, обрести спокойное состояние духа и углубиться в себя. Не случайно Соами был мастером для медитаций монахов. В очертаниях камней, в бесконечности ассоциаций, которые они рождают в разное время года и при разном освещении в течение дня, каждый зритель находит свое сокровенное и самое для него важное.
Всё время своего существования - около пяти столетий - сад Рёан-дзи привлекал паломников. В настоящее время его ежегодно посещают сотни тысяч туристов со всего мира. Многие из них находят в пяти группах замшелых камней, разбросанных по заполненной гравием прямоугольной площадке нечто большее, чем просто шедевр ландшафтного дизайна. Кто-то утверждал, что обломки скал напоминают головы тигрицы с детенышами, переплывающих море. Кто-то видел в них очертания китайского иероглифа "сердце". Дзэн-буддисты отрицали такие, слишком прямолинейные толкования композиции и были склонны относиться к красоте сада, как к проявлению непостижимой природы бытия.
§ 2. Садово – парковый ансамбль Петергофа.
Всемирной известностью пользуется Петергофский парк с его величественными фонтанами на берегу моря. И, кто бы ни приехал в Петербург - из отдаленной ли республики, из Москвы или из другой страны, - каждый стремится посетить Петродворец, его парк, полюбоваться прославленными во всем мире фонтанами.
По замыслу Петра весь грандиозный комплекс сооружений Петергофа должен был стать своеобразным памятником победе России над Швецией, ведь и сама резиденция находилась на берегу Финского залива, отвоеванного у шведов.
Главными исполнителями указаний Петра I были архитекторы:
И. Браунштейн, Ж.-Б. Леблон, Н. Минетти, М. Земцов, Т. Усов, П. Еропкин, И. Устинов, Ф. Исаков, гидротехники В. Туволков и П. Суалем, скульптор К. Растрелли и его русские ученики, а также садоводы Л. Гарнихфельт, А. Борисов. Каждый из них сыграл значительную роль, воплощая замысел ПетраI, проявив при этом художественный вкус и творческую оригинальность. Датой начала строительства считается 1714 г.
Верхний сад – типичный образец регулярных парков, с характерной для них геометрической построенностью, строгой симметрией плана, фигурной стрижкой деревьев, многочисленными трельяжными беседками, партерами со сложным рисунком, скульптурой.
Художественный замысел оформления Большого каскада восходит к началу XVIII века. Его идея – прославление тожества России, получившей выход к Балтийскому морю и ставшей одной из могущественных держав Европы. Композиционный и идейный центр всего грандиозного фонтанного комплекса – это скульптурная группа «Самсона российского, рыкающего льва Свейского преславно растерзавшего»[5].
Одним из основных элементов Большого каскада служит разнообразное использование водных струй. Главный элемент здесь – столб воды фонтана «Самсон». Сто сорок две струи, переливающиеся над 64 фонтанами каскада, соединяясь и перекрещиваясь, создают ажурный рисунок, завершающий архитектуру этого монументального сооружения. Вода использована как активный участник художественного решения, включена в композицию многих статуй. Движение воды подчеркивает динамичность скульптур, запечатлевших «победительные образы славы России» [3].
Также велика роль скульптуры в композиции Большого каскада. Она не только украшает его, но и связывает различные части ансамбля в единое целое, сочетаясь с архитектурой и художественным оформлением.
Нижний парк делится на три части. Монплезирский сад был создан как регулярный парк в миниатюре. Пять фонтанов в центрах отдельных участков этого сада составляют его водную декорацию. Две перпендикулярные аллеи делят сад на четыре маленьких участка. Одно из украшений Петродворца – это фонтаны-шутихи. Первыми из фонтанов-шутих, сохранившихся до нашего времени, были два диванчика в Монплезирском саду. Особенность их состоит с том, что они включаются неожиданно и обливают гостей, присевших на диванчики.
Дворцы, парки и фонтаны Петергофа – это памятники знаменательного времени, когда Россия выходит в число первых государств мира. Одна из наиболее ярких особенностей регулярного дворцово-паркового ансамбля заключается в достижении необычайно впечатляющего, органичного синтеза различных видов художественного искусства.
В результате сравнительного анализа таких двух непохожих примеров садово-паркового искусства была составлена следующая таблица.
Сравнительная таблица
японского и российского садово-паркового искусства.
Страна Пример | Япония (Сад камней храма Рёан – Дзи.) | Россия (Сады Петергофа.) |
Тип сада | плоский | пейзажный |
Размер | маленькая (30 на 10 метров) площадка белого гравия | несколько гектаров парка |
Планировка | ассиметричная | симметричная |
Философская концепция | сад — это микрокосмос, отражающий макрокосмос — Вселенную, он должен помочь посетителю почувствовать законы мировой гармонии. | памятник победы России над Швецией. |
Цель | для медитаций, временного отрешения от мира. | для любования красотами сада, развлечения. |
Основные элементы оформления | 15 крупных камней и светлый гравий, символизирующий воду | цветы, деревья, фонтаны, статуи, павильоны |
Отношение к природным элементам сад. | выявляют красоту, заложенную самой природой. «Не сотвори, а найди и открой» - вот основной девиз мастера. | типичный образец регулярных парков, с характерной для них строгой симметрией плана, природа лишь материал в руках человека, послушный его прихоти. |
Взаимодейст-вие со зрителем. | Недосказанность незавершенность – важнейший критерий художественности. Зритель должен попытаться создать в своем сознании тот образ, какой был заложен в данную композицию мастером. | зритель пассивен, его основная задача воспринимать готовые решения, оценивая их. |
Заключение.
Подводя черту под вышесказанным, можно совершенно определенно сказать, что интерес к Японскому искусству создания садов очень высок во всем мире последние сто лет и не только не ослабевает, но и возрастает с годами.
Японские городские сады и парки совсем непохожи на те, что мы привыкли видеть, скажем, в Петергофе. В городском саду мы ожидаем увидеть узорчатые цветники, клумбы, расчищенные и утоптанные дорожки. В японских же садах другие элементы оказываются в центре внимания. Здесь на первое место выступают песок, галька, карликовые растения, причудливые ручьи, камни. Для японского сада характерна атмосфера таинственности, что и положено в основу паркового дизайна.
В японском городском саду на нас воздействуют не только красота и совершенство форм, но и весь дух вещей, внутреннюю силу которых мы ощущаем на каждом шагу. Если попытаться перенести японский парк в какую-либо иную страну, то ничего не получится. Дух, атмосфера - вот что главное в японском парке.
Не смотря на великую любовь японцев к растениям, именно в японском садоводстве произошло явление, не имеющее аналогов в садовом искусстве других стран. Именно в Японии появились сады, где растений может не быть вовсе. Напрашивается вывод, что для Японского сада не так важен вид используемого растения, сколько заключенная в нем символика, образ, рожденный формой, запахом, цветом, историческими событиями, связанными с ним, традициями, обрядами. Поэтому растения наряду с камнями, гравием, архитектурными элементами (пагоды, фонари, изгороди) – это лишь материал, которым пользуется садовник, как художник красками, в зависимости от мастерства, заменяя их одно на другое.
Ландшафты традиционного японского сада не содержат в себе широкой гаммы цветов, более характерной для садов запада. В отличие от европейских, где цветочное оформление часто является самостоятельным композиционным элементом, а подчас и главным (партеры регулярных садов), в традиционных японских садах цветы – это всегда лишь дополнение к чему-то, штрих, усиливающий впечатление и не более. В основе этого лежат философские принципы, призывающие не «улучшить» или «украсить» природу, а лишь более контрастно выявить ту красоту и гармонию, которая уже заложена в ней самой.
Японская культура ярко выделяется своей необычной многогранностью на общем фоне мировой культуры, и для западного человека кажется очень загадочной и непостижимой. И сами японцы полагают, что их культуру и философию невозможно понять не японцу, для этого надо родиться японцем.
При этом невозможно отрицать, что изучение садово-паркового искусства такой самобытной страны как Япония обогащает внутренний мир любого человека, расширяет кругозор, наполняет новыми эмоциональными ощущениями. Ведь недаром всё время своего существования - около пяти столетий - сад Рёан-дзи привлекает сотни тысяч туристов со всего мира.
Японский сад камней является идеальным местом для созерцания и успокоения. Общаясь с садом, вы получите душевное спокойствие и прекрасный отдых, если захотите хоть на немного перестроить привычное отношение к саду, как к месту развлечения и отдыха.
Список литературы:
Два морехода
Несчастный Андрей
Алые паруса
Заповеди детства и юности
В чём смысл жизни. // Д.С.Лихачев. Письма о добром и прекрасном. Письмо пятое