Исследовательская работа на тему "Минеральный источник Шивилиг" выполнена на основе книг Кара-кыс Аракчаа, Интернет ресурсов; также в работе представлены воспоминания жителей села об истории возникнования аржаана; легенда, связанные с аржааном Шивилиг; неписанные правила и многое другое. Эта работа интересна тем, кто интересуется аржааном Шивилиг, кто отдыхает в данном аржаане.
Вложение | Размер |
---|---|
shivilig_ondar_sayho.docx | 56.3 КБ |
Оглавление
Введение ………………………………………………………………………. 3-4
Основная часть:
1. Аржаан – минеральный источник……………………………..……… 5-6
Заключение ……………………………………………………………………. 18
Список информантов ………………………………………….……………… 19
Литература ……………………………………………………….……………. 20
Введение
Аржааны – это природные водные источники, с древних времен используемые тувинцами как лечебные. Это особая гордость нашей республики. В быту тувинцев культ аржаанов был велик: с ним связывали здоровье тела и духа каждого человека и рода в целом.
Обычно аржааны «открывали» ламы-врачи, шаманы. Они при стечении народа освящали источники и давали людям советы, от каких хворей и напастей как лечиться. Основными видами лечения были душ или ванны, если источник теплый или горячий, полоскание, прием внутрь. При этом время душа или ванны строго регламентировалось, постепенно увеличиваясь с начала лечения и до конца, например от одной до пяти минут.
Актуальность темы исследования.
Я считаю, что эта тема является актуальной, так как Шивилиг является туристической зоной. Туристам мы должны показывать не только красоту нашей природы, но и уметь рассказывать о том, откуда они появились, какие легенды связаны с этими местами, об истории края.
Цель исследования:
В связи с развитием туризма в Шивилиге и повышенного интереса туристов разной категории и национальностей, возникла потребность в исследовании источника с точки зрения происхождения, так как химический состав аржаана Шивилиг исследован учеными Томским НИИ курортологии и физиотерапии. Целью исследования является изучение особенностей целебного источника – аржаана Шивилиг, дать этимологию названиям.
Новизна работы заключается в попытке анализа историко-этнографической характеристики аржаана Шивилиг.
Объект исследования – легенды и предания, связанные с аржааном Шивилиг, этимология названий.
Предмет исследования – источник – аржаан Шивилиг.
Методы и приемы исследования. Опрос среди населения, отдыхающих в источнике Шивилиг из других кожуунов и городов республики, из городов Российской Федерации, сопоставительный анализ Интернет ресурсов об аржаане Шивилиг. В результате исследования получилась подробная характеристика уникальной природной лечебницы Шивилиг.
Краткий обзор литературных источников.
Место исследования. Село Бай-Тал Бай-Тайгинский кожуун Республики Тыва, аржаан Шивилиг.
Сроки исследования. Исследование проводилось в течение трех месяцев, с июля по октябрь 2014 года.
Район исследования. Исследование проводилось в местности аржаана Шивилиг, в селе Бай-Тал, в котором находится аржаан.
Аржааны – это не просто природные богатства нашей республики, но и объекты, связанные с культурно-историческими традициями, культовыми обрядами, с философским мировоззрением, в основе которого лежит единство природы и человека, с кочевым образом жизни коренного народа, населяющего испокон веков территорию Тувы. Сохранившийся феномен лечения на аржаанах, сопровождающие обряды и традиции тувинцев – это часть мирового культурного наследия, наряду, например, с таинственным искусством хирургии без скальпеля филиппинских народных врачевателей.
В последнее время внимание людей все чаще стали привлекать источники-аржааны, поскольку в последнее время бурно развивается туризм. На протяжении тысячелетий человеческой истории они играли огромную роль в восстановлении здоровья, сохранении уникальной природы. [3]
Изучение источников ведется, однако, эта проблема еще не достаточно исследована. Оно представляет большой интерес для науки в целом. Но, к сожалению, некоторые исследователи больше внимания уделяют изучению химического состава источников. И это естественно.
Особое наше внимание привлекает минеральный источник Шивилиг, который находится недалеко от нашего села, интерпретируемое как природно-историческое, поскольку жизнь древнего человека находилась в исключительном единстве с природой. Живописные красоты природы, чистый горный воздух неотъемлемые части источника.
Актуальность темы исследования.
Много ли мы знаем о своей малой Родине? Земля Бай-Тайги красива и многолика, а уникальность природы и культурно-исторического наследия Шивилига бесспорна. Тот, кто хотя бы раз побывал в Шивилиге, навсегда оставляет здесь частичку своего сердца, стремится сюда вновь и вновь. Вот почему мы выбрали именно объектом исследования аржаан Шивилиг.
Цель исследования:
В настоящее время эта тема стала актуальной для нас, в связи с развитием туризма в аржаане Шивилиг и повышенного интереса туристов разной категории и национальностей. Целью исследования является изучение особенностей источника Шивилиг, дать этимологию названиям.
Предмет исследования данной работы – целебный минеральный источник – аржаан Шивилиг.
Для реализации поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- дать историко-этнографическую характеристику аржаана Шивилиг;
- уточнить историю происхождения аржаана Шивилиг;
- описать источник – аржаан Шивилиг, этимологию названий, легенды и предания, связанные с этим местом.
Новизна работы заключается в попытке анализа происхождения аржаана, этимологии названия, историко-этнографической характеристики аржаана Шивилиг.
Объект исследования – легенды и предания, связанные с аржааном Шивилиг, этимология названий.
Предмет исследования – источник – аржаан Шивилиг.
Методы и приемы исследования. Чтобы реализовать поставленную цель, провели опрос среди населения, опрос отдыхающих в источнике Шивилиг из других кожуунов и городов республики, из городов Российской Федерации, сделали сопоставительный анализ Интернет ресурсов об аржаане Шивилиг. В результате исследования получилась подробная характеристика уникальной природной лечебницы Шивилиг.
Аржааны Тувы можно разделить на 2 группы: минеральные и пресные.
К минеральным аржаанам относятся лечебные источники, которые по своим характеристикам, химическому составу соответствуют общепринятым в Российской Федерации нормам для лечебных минеральных вод. На западе Тувы, в Бай-Тайгинском кожууне у подножия горы Монгулек, выходят холодные радоновые источники. Это минеральный аржаан Шивилиг. Аржаан Шивилиг («Еловый») расположен в Бай-Тайгинском районе на высоте 1800 метров над уровнем моря на склоне могучего хребта. Аржааны для тувинцев, не просто природные объекты, в них они видят глубокий сакральный смысл обновления, оздоровления. Аржааны обожествляют, поют о них песни, при посещении соблюдают ритуал благодарения аржаану как дару природы. [2]
Аржаан Шивилиг заявлен на конкурс «Тос Эртине» – «Девять драгоценностей».
10 июля 2010 года Шивилиг официально открылся как туристическая база. [4]
« Шивилиг» - наиболее известный и популярный радоновый источник в Туве. Издревле холодный лечебный источник «Шивилиг» являлся одним из природных санаториев тувинцев. Сюда с наступлением теплых дней приезжали и приезжают за здоровьем и стар, и млад. Вода источников обжигающе холодная, температура - 2 - 6°С, ультрапресная, аржаан – слаборадоновый.
Радон – это радиоактивный газ, и попадание его внутрь организма в большом количестве может вызвать нежелательные последствия. Содержание радона соответствует 360 эманам. [1; 6]
Название "Шивилиг" переводится как «Еловый». Здесь действительно находится большое разнообразие хвойных деревьев. Шивилиг находится на вершине горы. Даже в разгар лета струи аржаанов, а их здесь великое множество, поражают ледяной свежестью. Вырываясь наружу родничками, они берут начало из артерий больших и малых подземных вод. [3]
Оптимистический шум воды успокаивает нервную систему, а холодные струи вливают в тело молодость, а в душу – радость. Каждый из родников целебной воды, щедро бьющей из глубины горы, лечит определенный круг заболеваний.
Неприметная вначале струйка, по пути наливаясь силой, раздаваясь вширь, попадает в длинный деревянный желоб, бежит по нему в кабинку и с высоты метра падает вниз. И под эту струю подставляются проблемные места.
Кабинки для принятия водных процедур установлены в разных местах. Рядом скамеечки для отдыха. Приятно сидеть в тени хвойных деревьев в ожидании своей очереди.
В разгар сезона население аржаана Шивилиг увеличивается на 50-60 человек в день. И это неспроста: август – пора созревания аржаана. Считается, что в это время он наиболее полезен.
На аржаане не встретишь одинокого человека. Тувинцы издавна приезжали лечиться и отдыхать на источники семьями. И это способствует преемственности между поколениями. Пример взрослых, одушевляющих природу, без назиданий и нравоучений прививает младшему поколению бережное отношение и уважение к аржаану, духам местности. В свою очередь такое отношение будет органично передано их детям.
Радоновые воды рекомендуются для наружного применения при лечении болезней периферической нервной системы, сердечно-сосудистой системы и органов движения. Показания минерализованных радоновых вод расширяются в зависимости от общего ионно-солевого состава и связаны, в основном, с болезнями органов пищеварения.
Макрохимический состав – гидрокарбонатный магниево-натриево-кальциевый. Наличие достаточного количества кремнекислоты говорит о противовоспалительных свойствах воды, органического углерода – о полезности при урологических заболеваниях.
Аржаан Шивилиг популярен не только среди жителей Тувы, но и за пределами республики, каждое лето сюда приезжают туристы из-за Саян. [2]
Шивилиг (Бай-Тайгинский кожуун), расположен на западе Тувы, на левом берегу р. Хемчик, в 12 км от п. Кызыл-Даг. Абсолютная отметка 1800 м. Это холодные радоновые маломинерализованные воды. Аржаан Шивилиг – один из самых посещаемых аржаанов, куда приезжают лечиться не только из Тувы, но и из других регионов России. На источнике в аржаанный сезон действуют профилактории. Постоянное врачебное наблюдение до недавнего времени отсутствовало.
Важнейшим фактором, предопределяющим бальнеологические свойства Шивилигских минеральных вод является наличие в них радона.
Исследованиям аржаана Шивилиг с точки зрения разработки методов лечения различных заболеваний посвящены работы тувинского ученого к.м.н. Б.К. Кудерека. [5]
Эту историю рассказал наш информант Салчак Эрес-оол Чапаан-оолович, который в свою очередь узнал ее от своего отца.
Жил в селе Бай-Тал мужчина Салчак Мургу Ак-оолович. Он был сыном известного певца горлового пения, борца Хуреш Салчак Ак-оола, который является главным героем поэмы Константина Тоюн «Любовь и смерть» (Шулуглел «Ынакшыл болгаш олум»). Это произведение включено в учебник тувинской литературы (тыва чогаал) 10 класса общеобразовательной школы.
Жена у Мургу Ак-ооловича была больна, весной и осенью у нее были галлюцинации, ее мучали какие-то незримые сверхъестественные силы, было плохо с сердцем. Они ходили по ламам, шаманам, но они помогали не всегда, или же помогали на краткое время, а недуг вскоре давал о себе знать. Мургу Ак-оолович изъездил всю Туву, в поисках лекарства для жены, возил ее в минеральные источники в других уголках нашей Тувы, но безрезультатно. Мужчина измучился и решил (по совету какого-то шамана) помолиться хозяину местности, в котором они жили. Раньше в этой местности было пастбище для коров Мургу Ак-ооловича.
Мужчина знал, что у пастбища был ледяной родничок (кара-суг). И он решил попробовать лечить жену с помощью воды из источника. В первый год он таскал воду домой в бочках, во второй год он вместе с родственником Салчак Чайдып Содунамовичем сделали деревянный желоб, по которой бежит вода. (Этот источник в настоящее время находится в верхней части аржаана и называется так же, как когда-то его назвал Мургу Ак-оолович Чурек аржааны – Сердце.) Мужчина молился хозяину местности, подносил приношения в виде кадак, утреннего чая с молоком. Каждый год летом они там принимали водные ванны, и через три года состояние его жены улучшилось, после об этом узнали местные жители и начали приезжать туда отдыхать вместе с семьями. Весть об источнике пронеслась по всей Туве, а местные жители стали приглашать своих родственников на отдых и лечение. А самый первый кадак завязал на этом месте Мургу Ак-оолович, который вылечил неизлечимую болезнь жены в аржаане Шивилиг. Потомки Мургу Ак-ооловича живут и работают в нашем селе, среди них есть преподаватель кафедры инженерно-технического факультета ТывГУ Мерген Кудераевич.
В ходе подготовки к докладу мы обратились к нему, он подтвердил достоверность информации, сообщив, что он слышал эту историю от своей матери (его мать – приемная дочь Мургу Ак-ооловича, родных детей у них не было). Мерген Кудераевич сказал, что Салчак Чайдып Содунамович, который помогал брату построить деревянный желоб, родной дядя учительницы математики Эммы Содунамовны Хертек, заслуженный строитель республики, мастер на все руки.
Мерген Кудераевич Чулдум также рассказал, что у жены Мургу Ак-ооловича было видение. Дух хозяина аржаана показался ей в виде марала и пообещал, что недуг пройдет. Об этом ему рассказала его мать, приемная дочь этой больной женщины. С тех самых пор семья и родственники Мургу Ак-ооловича последовали их примеру и начали лечиться в аржаане.
Вторую историю рассказала Содунам (Куулар) Чечек Салчаковна, жительница села Бай-Тал, родители которой жили в Шивилиге. Она же двоюродная сестра Мургу Ак-ооловича, родная сестра Салчак Чайдып Содунамовича.
«Я знаю эту историю не понаслышке. Все это происходило на моих глазах. Вся эта история - чистая правда. Желоб делали не только мои братья, но и мужчины близлежащих аалов. Мой брат Чайдып по просьбе Мургу Ак-ооловича сделал деревянный желоб, а другие мужчины помогали. А аржаан Шивилиг тогда был родничком. Моя мама всегда рассказывала нам как важно здоровье для человека и поэтому всегда водила нас к родничку, а сама совершала обряды, брызгала чай с молоком, произносила молитвы хозяину тайги.
Ведь хозяина тайги я тоже видела. Когда я возвращалась верхом на лошади от села, перед моим взором появился огромный молодой мужчина. Он весь сиял серебром и был похож на огромный дуб. Я испугалась и поскакала домой. После этого мои родители пригласили ламу, а он сказал, что это хозяин аржаана помогал мне».
Третью историю рассказал Барат Иргитович Делег-оол, учитель истории, ветеран школы.
Ранней осенью 1948 года к юрте Монгуш Баламчала приехали люди с лошадьми. Среди них были русский мужчина с дочерью. Это был Киселев, который приехал из Москвы. Мужчина поздоровался с хозяином на плохом тувинском, переводчиком был молодой Доржу и Саая Дандар. Они рассказали, что один из членов экспедиции заболел, и просили их помочь лекарствами. Монгуш Баламчал отправил мальчишек Кылын-оола, Мижита и Ойдупа из соседнего аала за аржааном. Вскоре мальчики принесли воду из источника, а Монгуш Баламчал добавил туда можжевельник, молоко и топленое масло и дал выпить больному. Через два дня у больного вся боль прошла. Это была вода из аржаана Шивилиг. Раньше эту местность называли Доргун.
В 1939 году отдыхающие в аржаане, включая Мургу Ак-ооловича, увидели молодого мужчину на вороном коне, который приближался к ним. Люди не обратили на всадника внимания, они думали, что этот человек проезжий. А когда спохватились, то ни с того ни с сего всадник исчез. Оказалось, что ранним утром хозяин аржаана объезжал свои владения на своем высоком коне. Отдыхающие думали, что это человек, а он как сквозь землю провалился. Только к полудню они поняли, что видели хозяина аржаана.
Легенду рассказал Борис Хертекович, другие информанты подтвердили достоверность информации.
Аржаан Шивилиг популярен не только среди жителей Тувы, но и за пределами республики, каждое лето сюда приезжают туристы из-за Саян.
С 2010 года бай-тайгинцы серьезно взялись за работу по обустройству одного из «природных санаториев» Бай-Тайги - Шивилига, внесли элементы цивилизации в дикий отдых, одновременно стараясь сохранить природные богатства и чистоту аржаана. Шивилиг - водный памятник природы, год создания 1982.
На лечебно-оздоровительном аржаане есть система канализации с благоустроенными туалетами и септиком: один туалет – на две кабинки находится на горе, два – на несколько кабинок – в долине. Новые, пахнущие свежеструганными досками, с забетонированным полом и смывным бачком: дернешь за веревочку – и все смоется. Вода поступает по проложенным под землей и над землей трубам: использовали естественный напор текущих с горы источников. Появилась печь для сжигания мусора. Отдыхающие сжигают мусор в новой печке, специально построенной в лесу для уничтожения мусора. Построены 3 новые домики, есть и 3 традиционные юрты. В одной из них, кстати, ночевала группа известного тележурналиста Михаила Кожухова. Известному пропагандисту этнографии очень понравилось в Шивилиге. Кроме домиков построено небольшое административное здание: в нем – магазинчик с набором самых необходимых в тайге продуктов и вещей. Он же – помещение для встреч и приема гостей.
На горе находится целая система деревянных кабинок, в которых принимают ледяной радоновый душ со средней температурой воды плюс 6 градусов. Вернее, не душ, а льющиеся из деревянного желоба сильные струи, под которые нужно присесть: бодрит необыкновенно. Перед кабинками – удобные лавочки, чтобы ждать своей очереди.
Гостей, явившихся на открытие турбазы, удивили столами, сервированными тарелками, чайными парами и салфетками с эмблемой «Шивилига». Эмблема «Шивилига» - зеленоглазый снежный барс на фоне желоба с вытекающей водой аржаана и двух елей. А если перевернуть фирменную столовую тарелку, на ней написана пословица на тувинском языке. Причем, на каждой тарелочке – особенная, не повторяющаяся. Их специально заказывали в Абакане. За весь период пребывания на аржаане отдыхающие платят по триста рублей с человека за весь период проживания – согласно расценкам турбазы.
На Шивилиге умеют внимательно относиться к пожеланиям и замечаниям отдыхающих, стараются быть с ними вежливыми и предупредительными. Сюда приезжает полиция, контролируя порядок. Когда включают дизель в районном детском лагере, можно попросить подзарядить мобильный телефон: связь здесь есть (МТС, Билайн и Мегафон).
Продаются дрова для костра, а дополнительный сушняк без проблем можно насобирать, гуляя по горам и долам. [3]
Каждое лето подавляющее большинство населения Тувы срывается с привычных мест обитания, чтобы испытать на себе все прелести «дикого» отдыха. Альтернатива цивилизованного отдыха на курортах и санаториях стихийную миграцию не останавливает. О причинах такого поведения тувинцев можно размышлять, объяснять многовековой привычкой народа, ставшей рефлексом, неосознанным зовом генной памяти и многим другим. Но как бы то ни было, пора созревания аржаанов – целебных источников – заставляет нас трогаться с места, как когда-то далеких предков, и уходить в обозначенные еще в древности священные лечебные места.
Шивилиг – одно из популярнейших в народе целебных источников. Для того, чтобы добраться до аржаана, нужно поехать от Тээли до сумона Бай-Тал, к которому и относится Шивилиг, нужно ехать 17 километров. И это не все: оставшиеся до целебного источника 16 км преодолеваются трудно – асфальта нет и в помине, а на пути множество больших камней и кочек. После 33 километров пути ты – на священной земле Шивилиг, которая нигде на картах не указана, но к которой народ стремится отовсюду.
В местечке Эзим в 1 км. от аржаана расположены летние чабанские стоянки, а слева от них – природный сад камней, каждый из которых на что-то похож. Любители активного отдыха смогут взять в прокат лошадей, конное снаряжение, спортинвентарь и воспользоваться экскурсионными услугами.
Планируется проведение пеших и конных туров по окрестностям Бай-Тайги, будет работать инструктор по верховой езде, желающие смогут играть в бильярд и теннис. Будет организовываться сбор ягод, грибов, дикоросов.
Шивилигские источники до сих пор продолжают оставаться местом паломничества для многих: молодых и старых, состоятельных и не очень, больных и здоровых. Несмотря отсутствие комфортных условий, сюда едет и едет народ. Кроме исцеления физических недугов, он ищет и исцеления души. И прозрачный источник щедро предоставляет его: шелестом опавшей хвои, немолчным пением воды, следованием древним обрядам и ленточкой, повязанной твоими руками.
Здесь душа забывает о сумасшедшем ритме современной жизни, стрессах, преодоленных в течение года и необходимости быть сильным всегда.На священной земле Шивилига ощущаешь, казалось бы, утраченную связь с теми, кто много веков каждое лето трогался с места, преодолевал неблизкий путь, чтобы омыться душой и телом в холодных струях аржаана и прикоснуться с почтением и любовью к священному дереву, чтобы повязать свою ленточку чалама или кадак.
На аржаане свои порядки, отличающиеся от правил в привычном мире. Незнакомые люди приветствуют тебя: «Экии». В твое жилище запросто может зайти незнакомец, и нисколько этому не удивившись, ты начинаешь разогревать чай и готовить угощение. Внутри стихийно возникшего поселения – своя жизнь. Обитатели – от малышей, что на руках у родителей, до стариков с палочками. Отдыхающие располагаются в разноцветных палатках. Пищу готовят на костре или газовых плитках.
На территории аржаана нельзя ругаться, устраивать перепалки, так как негативными эмоциями повредят, прежде всего, самим себе. Каждый прибывший первым делом проводит у священного дерева обряд «Сан салыры» - это традиционное выражение почтения хозяину целебного источника, духам местности, прошение для себя и близких здоровья и благополучия – по древним языческим законам. Под деревом сидит буддийская богиня Белая Тара. Ей тоже надо выказать почтение. Характерный для Тувы синкретизм религий – слияние шаманских и буддийских традиций – нашли отражение и здесь. Духи местности и буддийская богиня мирно живут рядом, призывая и всех, приезжающих в это святое место, жить в согласии. Ритуал подношения хозяевам аржаана начинается с того, что свежесваренным чаем с молоком брызгают во все стороны света. В одной из двух жертвенных чаш зажигают огонь, который «кормят» лучшей и вкусной пищей со словами благопожелания. Традиционно считается, что духам и хозяину аржаана нравится еда, смешанная из тувинского далгана – просяной муки, меда, топленого масла, молока. Если пища жертвенным огнем будет «съедена» без остатка, это хороший знак, что лечение будет проходить успешно. Затем каждый на ветки священного дерева повязывает трехцветные ленточки – чалама. Кроме того, к ногам богини Белой Таре кладут кадаки – ритуальные шарфы из легкой материи. Нужно уметь правильно проводить данный обряд. Нельзя в огонь жертвенной чаши класть мясные изделия, фрукты и овощи.
Русские отдыхающие знают и соблюдают обычаи тувинцев. Маленький голубоглазый карапуз, прежде чем бежать за мамой к аржаану, положил к Белой Таре монету – один из видов традиционного подношения. Следуя тувинскому обычаю: три года подряд лечиться на одном и том же аржаане, приехал вновь. И привез с собой друзей.
Водные процедуры на аржаане принимают 3-4 раза в день. Начинают с 30 секунд и постепенно доводят до 5 минут – это максимум. Иначе может навредить. Признаки того, что слишком увлекся – головокружение, тошнота, слабость.
Под струю аржаана нужно подставлять больные суставы, позвоночник, особенно – место, где мучает остеохондроз. Затем, не вытираясь, сохнешь, похлопывая себя. Категорически запрещается держать под струей голову и затылок. После водных процедур обязательно нужно очень тепло одеться. Люди, щеголяющие в сорокоградусную жару в камуфляжных куртках, лыжных шапочках, сапогах, пуховиках и даже зимних пальто, здесь никого не удивляют.
Детям, если они не страдают хроническими заболеваниями, не рекомендуют принимать водные процедуры, они пьют только воду источников. А целебный воздух таежного аржаана – самое лучшее лекарство.
Наиболее активные отдыхающие ходят на аржаан Чурек – Сердце, который является верхней частью источника. Радоновые воды рекомендуются для наружного применения при лечении болезней периферической нервной системы, сердечно-сосудистой системы и органов движения. Показания минерализованных радоновых вод расширяются в зависимости от общего ионно-солевого состава и связаны, в основном, с болезнями органов пищеварения.
Нельзя лечиться на радоновых источниках людям с онкологическими заболеваниями, лечение на аржаане может дать рецидив. Нельзя вставать под струю источника больным заразными кожными заболеваниями: воды аржаана не успевают очиститься, и есть опасность, что заразится другой человек. Также туберкулезным больным категорически противопоказано такое лечение.
Заключение
Просмотрев некоторые источники информации, мы убедились, что многие источники аржаана Шивилиг обладают каким-либо лечебным свойством, имеет свою историю, является частью культур народов, которые живут недалеко от источника. Название Шивилиг (Еловый) произошло от хвойных деревьев, которые растут в данной местности.
Таким образом, минеральный целебный источник Шивилиг является культовым местом. Местные жители верят, что у источника есть хозяин молодой мужчина. Это подтвердили большинство информантов. Так же в источнике есть богиня Белой Тары, отдыхающие молятся и просят ее благословения. Поэтому в источнике находится чаша, куда преподносят приношения, завязывают кадаки, произносят молебствия, опрыскивают священную в Туве пищу, в первую очередь чай с молоком, а также сладости. Часто оставляют монеты. По принятому здесь ритуалу следует прежде отдать дар хозяину. Незыблемые правила поведения на аржаане, которые требуется строго соблюдать всем отдыхающим:
- нельзя передвигать камни, ломать и рубить ветки, рвать цветы и листья, бросать мусор в источники и на территории, черпать грязной посудой из аржаана;
- запрещается шуметь, ссориться и сквернословить, появляться в нетрезвом виде, приносить и распивать спиртные напитки.
Исследование источника и связанных с ним обрядов требует комплексного подхода и рассмотрения как целостного явления.
Список информантов:
Литература
Приложение 1
Правила пользования целебным источником и нормы поведения на территории источника «Шивилиг»:
1. Нормы приема лечебных процедур:
- Нельзя под струю поставлять теменную часть головы, затылок и шейный отдел позвоночника.
- Нельзя заставлять себя находиться под струей дольше 5-8 минут.
- Перед принятием внутрь необходимо дать простоять аржаану 7-8 минут.
- Возле палаток разрешается проводить массаж и принятие теплых лечебных ванн температура которых не более 19 о С. 2. При каких заболеваниях проводится холодно-пресно- радоновое лечение:
- по разрешению врачей: при заболеваниях центрально-нервной системы, сердечно-сосудистых, желудочно-кишечных, гипертонических (I, II степени) заболевания, черепно-мозговых травмах и переломах.
- при заболеваниях органов дыхания, как бронхит, астма, ангина, пневмония.
- при гинекологических заболеваниях, таких как бесплодие, также заболеваниях мочеполовых органов, матки.
- при лор и глазных заболеваниях.
- при эпилепсии
3. Противопоказания и запреты:
Не разрешается принимать аржаан тем, кто болен
- туберкулезом открытой формы;
- венерическим заболеванием;
- язвенной болезнью желудочного тракта;
- травмой и переломом на острой стадии
- хроническом заболевании почек
- при гипертонии III и IV степени
4.У источника категорически запрещается:
- курить и употреблять спиртное
-харкать и плеваться
- мыться мылом, шампунем и другими гигиеническими принадлежностями
-мыть посуду, одежду
- бросать или оставлять мусор
- готовить еду и кушать
-прогуливать домашних животных
- пасти скот
Нельзя ставить палатки непосредственно близости источника на расстоянии в 200-800 метров и разрушать любым предметом почву.
5.Необходимо соблюдать экологические требования защиты природы и уважать древние тувинские обычаи:
- уважать старших по возрасту
-никогда не проходить по головной части источника через желобок
- не трогать камни и землю источника
- не брать чужие украшения и принадлежности
- не рубить деревья
- не собирать травы и грибы на территории источника
Показания к применению радоновых процедур и рациональные лечебные методики:
Заболевания сердечнососудистой системы;
- пороки митрального клапана
- кардиосклероз миокардитический;
- гипотоническая болезнь;
- вегатососудистая дистония;
- заболевания периферических сосудов;
Методики: обливание холодной радоновой водой 2 раза в день до 5 минут в течение 7 дней.
Заболевания органов опоры и движения:
- ревматоидный артрит;
- остеохондроз деформирующий;
- полиартрит ревматический;
- реактивный артрит и болезнь Рейтера;
- анкилозирующий спондилоартрит (болезнь Бехтерева);
- деформирующий спондилез;
- переломы костей;
- оститы и периоститы;
- остеомиелиты;
- миозиты, бурситы;
- системная склеродермия;
- псориатический артрит. 3. Заболевания нервной системы:
- неврозы;
- заболевание периферической нервной системы;
- заболевание ЦНС.
Методика: та же. 4.Заболевание эндокринной системы и нарушение обмена веществ:
- сахарный диабет 2 типа;
- диффузный токсический зоб;
- ожирение.
Методика: та же. 5. Заболевания женской половой сферы.
Методика: та же + вагинальные орошения и микроклизмы. 6. Урологические заболевания и патология мужской половой сферы. 7. Заболевания органов пищеварения.
- гастриты;
- язвенная болезнь;
-хронические гепатиты;
- хронические колиты.
Методика: питье и микроклизмы. 8. Заболевание кожи:
- псориаз;
- себорейная экзема;
-нейродерматит, ихтиоз, крапивница, дерматиты; 9. Заболевания органов дыхания.
Противопоказания к применению радоновых процедур.
- острые инфекционные заболевания;
- психические заболевания;
- часто повторяющиеся кровотечения;
- беременность (все сроки);
- злокачественные и доброкачественные опухоли;
-нагноительные процессы;
- открытая форма туберкулеза;
- эпилепсия любого происхождения.
Интервью с космонавтом Антоном Шкаплеровым
"Разделите так, как делили работу..."
Пятёрки
Интересные факты о мультфильме "Моана"
Лиса и волк