Огромную оздоровительную и гигиеническую роль в народной жизни играла баня, являвшаяся у коми непременным атрибутом крестьянского быта. В наше время мало кто знает о забытой бане по-черному. Цели исследования: изучить забытый вид коми бани; развить интерес к прошлому, к истокам и обычаям коми семьи. Исходя из поставленной цели, формулируются следующие задачи: познакомиться с историей черной бани, ее особенностями; способствовать в дальнейшем пропаганде изучения родного края. Основные методы исследования: изучение литературы, опрос, сопоставление реального быта коми крестьян с описанным в художественной литературе, интернете, обобщение. Практическая значимость: материалы могут быть использованы на уроках коми языка, краеведения, внеклассных занятиях по культуре и быту коми края.
Вложение | Размер |
---|---|
banya_russkiy_variant.docx | 24.3 КБ |
МБОУ «Общеобразовательная средняя школа» с. Объячево
Баня по-черному народа коми.
Исполнитель: Сердитова Анна,
ученица 8 «а» класса
Руководитель: учитель коми языка
Куликова Татьяна Ивановна
Объячево
2015
Содержание:
I. Введение 3
II. Основная часть 4
III. Заключение 6
IV. Источники 7
Огромную оздоровительную и гигиеническую роль в народной жизни играла баня, являвшаяся у коми непременным атрибутом крестьянского быта. В наше время мало кто знает о забытой бане по-черному.
Цели исследования:
- изучить забытый вид коми бани;
- развить интерес к прошлому, к истокам и обычаям коми семьи.
Исходя из поставленной цели, формулируются следующие задачи:
- Познакомиться с историей черной бани, ее особенностями;
- Способствовать в дальнейшем пропаганде изучения родного края.
Актуальность этого исследования заключается в следующем: коми деревни, сохранившие национальную культуру и традиции перерастают в города или просто исчезают, современный коми человек под влиянием новейших процессов (индустриализация, урбанизация, модернизация) теряет национальное своеобразие, сама деревня остается, но уже «не живая» с пустыми полуразвалившимися домами. Так теряются культурные ценности целой нации, а знания, традиции и быт, накопленные веками нашими предками для своих будущих поколений, утрачиваются, а со временем и исчезают. Исследование доказывает, что интерес молодого поколения к культуре коренного народа республики Коми возрождается и развивается.
Основные методы исследования: изучение литературы, опрос, сопоставление реального быта коми крестьян с описанным в художественной литературе, интернете, обобщение.
Практическая значимость: материалы могут быть использованы на уроках коми языка, краеведения, внеклассных занятиях по культуре и быту коми края.
Видное место баня занимала в ритуальной практике, являясь местом проведения родильных, свадебных, лечебно-магических обрядов. Перспективы продолжения работы - изучить традиции и верования народа коми, связанные с баней.
Баня по-черному — старинная коми баня, которой пользовались наши предки многие годы, но на сегодняшний день этот вид бани встречается очень (слайд 2) редко. В Энциклопедии республики Коми сказано: «БАНЯ (пывсян) издавна входит в число основных хоз. построек и представляет собой сруб из хвойных пород высотой около 2 м, длиной и шириной сторон 3-4 м с односкатной крышей. Иногда имеется предбанник в виде прируба или загородки из жердей и досок. Чаще предбанника не было, раздевались на улице или внутри основного помещения. (слайд 3) Отапливалась по-черному - печами-каменками, сложенными сбоку от входа из крупных плоских камней и мелких булыжников. Дым во время топки выходил в открытую дверь и дымоволок, прорубленный в стене под потолком. Свет проникал сквозь 1-2 небольших оконца. Для подогрева воды в каменке укрепляли чугун. До начала 20 в. сохранялся архаичный способ нагрева воды в деревянных корытах, куда опускали раскаленные на каменке булыжники. Для парения в бане имелся полок, для мытья - лавки. (слайд 4) Располагались группами на конце селения у воды, реже строились на усадьбе из-за пожароопасности. Баня высоко ценилась как средство для поддержания чистоты тела, снятия усталости после тяжелого физического труда, закаливания и укрепления организма. Ходили в баню не реже 1, а обычно 2-3 раза в неделю. Первыми мылись мужчины, затем женщины с детьми. Основу мытья составляло парение березовыми вениками. Пар получали, плеская воду или квас на каменку. В качестве мыла использовали щелок, настой лиственничной губки. Попарившись, обливались холодной водой, зимой обтирались снегом. Использовались мочалки из пеньки, специальные деревянные скребки. Баня широко применялась в народной медицине для лечения простудных, кожных, травматических заболеваний. Целебное действие тепла, воды, массажа веником подкреплялось применением компрессов, ванн, растираний, ингаляций из отваров трав и других средств. Видное место баня занимала в ритуальной практике, являясь местом проведения родильных, свадебных, лечебно-магических обрядов».
Поэтому у народа коми сложилось много пословиц, поговорок, примет, загадок на банную тему. К примеру:
Коми писатели также упоминают о бане, как ее стоили, какие камни для каменки использовали, описывают обряды. К примеру, в романе Василия Юхнина «Алӧй лента», в драме Вениамина Чисталева «Ныв сетӧм», в рассказе Ивана Белых «Лӧз из» и в многих других произведениях.
(слайд 5) О своеобразии бани по-черному рассказала нам Куликова Галина Васильевна. Сама она проживает в селе Визинга Сысольского района, но все лето проводит у себя на родине – в деревне Урожай села Спаспоруб. (слайд 6) В деревне такой бани ни у кого уже нет, строил ее еще отец, когда Галине Васильевне было около 5 лет. Расположена от дома далековато, у ручья, (слайд 7) раньше там стояли колодец и еще 5 бань. У каждого хозяйства – своя. К ручью шла тропка, по бокам и располагались баньки.
Раньше бани были большими, так как семьи были немаленькими. (слайд 8) Если по одному ходить, жара и тепла всем не хватит, поэтому шли сначала мужчины, а затем женщины с детьми. У Куликовых баня же небольшая, для 2-3 человек.
Подымали баню из сосны, так как она лучше держит тепло, меньше выделяет смолу. (слайд 9) Дверь небольшая, входить приходится пригнувшись. Двери делали маленькими, чтобы тепло не уходило. (слайд 10) Есть окошко.
Почему ее назвали баня по-черному? (слайд 11) А потому что вместо печки – каменка, трубы нет, дым выходит через двери и окошко. Жар из топки, пройдя через камни, не вылетает в трубу, а растекается внутри, на стены оседает сажа, и они быстрее и сильнее прогреваются. (слайд 12) В бане “по-черному” коптятся только потолок и верх стен, потому что дым собирается вверху. Полок и лавки не захватываются дымом и остаются чистыми. Бояться копоти в бане не следует, сажа полезна тем, что она поглощает все дурные запахи, буквально дезинфицирует помещение парной. С такой же целью сушили одежду в бане.
(слайд 13) Печь-каменку клали из серых округлых камней, которые собирали на полях, лугах, у ручья. Если попадет в каменку другой камень, баня будет горчить, если острый – лопнет. Клали их вокруг котла. Топили еловыми и березовыми поленьями вперемешку, а чтобы в бане легко дышалось, в конце добавляли осиновые. Когда дрова прогорят, тщательно перемешивали угли, чтобы не осталось головешки, выгребали все из поддувала. Затем закрывали все отверстия, через которые выходил дым из очага. Баня должна выстояться около часа, чтобы вышел угарный газ; после этого стены окатывали водой, мыли пол, полок.
Парились в бане березовыми вениками, которые заготавливали после Иванова дня, (слайд 14) вместо мыла использовали щелок – это кипяченая вода с золой, и размельченную лиственную губку.
(слайд 15) На сегодняшний день баня по-черному Галины Васильевны до сих пор стоит, используется по назначению и высоко ценится! Правда, требуется небольшой ремонт, в задумках есть и постройка новой.
Ласточка. Корейская народная сказка
Невидимое письмо
Зимняя сказка
Снегири и коты
Андрей Усачев. Пятно (из книги "Умная собачка Соня")