Развитие чувства эмпатии у учащихся лицея.
Цель:
· Изучить в ходе работы значимость чувства эмпатии.
· Разработать план работы с учащимися для развития чувства эмпатии.
Задачи:
· Дать характеристику чувству эмпатии .
· Организовать проведение тренинга в форме игр на развитие эмпатии
· Сделать вывод и составить план работы с учащимися для развития у них чувства эмпатии на будущий период.
Сталкиваясь ежедневно с другими людьми, человек должен согласовывать, свою личность с личностями его окружения, строить на этом свои взаимоотношения в учебе, личной жизни. А для этого надо понимать людей и иметь правильное представление о себе самом.
Чувство эмпатии, сопереживания является значительным механизмом социализации, т.е. «вхождение» человека в социум.
Именно развитое сочувствие учеников формирует утонченные и высоконравственные качества, в ходе которых дети превращаются в полноценную личность, а также усваивает и активно воссоздает социальный опыт.
Эмпатия - это глубокое и безошибочное восприятие внутреннего мира другого человека, его скрытых эмоций и смысловых оттенков, эмоциональное созвучие с его переживаниями, использование всей глубины понимания этого человека не в своих, а в его интересах.
Уровни эмпатии:
Психологами выделены три уровня эмпатии:
1-й уровень - самый низкий, это слепота к чувствам и мыслям других. Таких людей больше интересуют свои собственные и, если им кажется, что они хорошо знают и понимают других, их выводы часто ошибочны. Впрочем, осознать свою ошибку им мешает низкий уровень эмпатии и собственные заблуждения могут длиться все жизнь.
2-й уровень - эпизодическая слепота к чувствам и мыслям других, встречается чаще всего. Свойственен любым типам личности, хотя и в разных проявлениях.
3-й уровень эмпатии - самый высокий. Это постоянное, глубокое и точное понимание другого человека, мысленное воссоздание его переживаний, ощущение их как собственных, глубокий такт, облегчающий осознание человеком своих проблем и принятие правильных решений без всякого навязывания своего мнения или своих интересов. Для этого надо уметь отречься от своего «Я», строить отношения по принципам взаимного доверия и альтруизма.
В зависимости от темперамента и личных психологических качеств все люди проявляют различную склонность к эмпатиии. Наиболее глубоко чувство эмпатии переживают интровертированные личности склонные к меланхолии.
Игровые методы развития эмпатии
Все мы знаем, что можно смотреть на человека и не видеть его, слушать и не слышать. Научиться увидеть и услышать человека рядом — это огромный успех, как и в обычном, так и в деловом общении. Решить эту задачу можно с помощью целого ряда игр и упражнений.
Игры и упражнения на развитие эмпатии, или, иначе, игры на всматривание и вслушивание, развивают, в первую очередь, следующее:
· психологическую наблюдательность и внимательность;
· возможность почувствовать настроение и состояние тех, с кем предстоит взаимодействовать;
· способность понять, что каждый человек интересен и сам по себе, и как член группы.
Как часто бывает, мы не замечаем за внешним обликом тех людей, с которыми достаточно много взаимодействуем и общаемся, их внутренний мир, а ведь именно это важно для успешного эффективного взаимодействия, для ощущения комфорта, создания группы.
Кроме того, важно увидеть то место, помещение, комнату, в которой предстоит работать, и услышать, что происходит за окном. Научиться слышать и отличать различные звуки, отслеживать те чувства и эмоции, которые возникают в связи с определенными звуковыми сочетаниями. Услышать голоса участников группы и научиться их распознавать. Все это способствует развитию сенсорных способностей и навыков рефлексии, гармоничному развитию личности и одновременно создает условия эффективного группового взаимодействия и группообразования.
Игра «Два зеркала»
Цель: развитие внимания ребенка к сверстникам, а также мимических ипантомимических способностей детей.
Роли: Королева и Невидимый король, два зеркала.
Содержание:
В игре участвуют четверо детей. Участники располагаются следующим образом: перед Королевой стоят двое детей, изображающие зеркала. За Королевой стоит невидимый Король.
Королева, не поворачиваясь, угадывает, кто из детей играет роль Короля. Зеркала сообщают, кто стоит за ней. Одно зеркало – молчащее, показывает мимикой, другое – говорящее. Остальные участники игры располагаются за спиной Короля и по мере отгадывания, бесшумно, по очереди занимают его место.
Цель: понимать эмоциональное состояние другого человека.
Роли: водящий, исполняющий роль старого телевизора (без звука), и зрители.
Содержание:
Дети становятся в круг. Водящий (педагог) движениями, жестами, мимикой сообщает о своих намерениях, желаниях, сомнениях. Дети угадывают смысл сообщения и таким же образом отвечают. Ведущий жестами и мимикой показывает, что он приветствует, прощается, приглашает, отталкивает, слушает, хвалит, ругает, сердится, обится, отвергает, сомневается, просит замолчать, показать, подойти, уйти, передать какой-либо предмет другому. Затем роль ведущего по очереди выполняют дети.
Вариант 2. Участники делятся на две подгруппы. Дети первой подгруппы придумывают и изображают сцену прощания, приглашения или приветствия и т.д., а дети второй группы отгадывают.
Игра «Колечко»
Цель: развитие внимания друг к другу, понимание эмоциональное состояние другого человека.
Содержание:
Дети садятся в круг. Ведущий прячет в ладонях колечко. Ребенку предлагается смотреть внимательно на лица соседей и постараться угадать, кто из них получил в свои ладошки колечко от ведущего. Угадавший становится ведущим.
Игра «Зеркало»
Цель: развитие внимания ребенка к сверстникам, а также мимических и пантомимических способностей детей.
Роли: зеркала и зверушки.
Содержание:
Детям предлагается представить, что они вошли в магазин зеркал. Одна половина группы – зеркала, другая – разные зверушки. Зверушки ходят мимо зеркал, прыгают, строят рожицы. Зеркала должны точно отражать движения и выражения лиц зверушек.
Игра «Именины»
Цель: развитие понимания чувств другого, развитие выразительности жестов, мимики, движений.
Роли: именинник и дарители.
Содержание:
Дарителю необходимо с помощью жестов, мимики и движений показать, кому и что дариться и с каким чувством. Ребенок, получивший подарок, выражает благодарность. Дети встают в круг. Выбирается именинник. Он встает в центр. Остальные дети объявляются дарителями. Именинник придумывает себе роль какого-нибудь известного героя (например, Золушки) и жестами, мимикой сообщает об этом дарителям. Каждый из дарителей придумывает воображаемый подарок и с помощью мимики, жестов преподносит его имениннику. Это могут быть как волшебные предметы, так и реальные: хрустальные башмачки, карета, корона, волшебная флейта, аленький цветочек, конфета, мяч, зеркало, воздушный шарик и т.п. Дети старшего дошкольного возраста предлагают в качестве подарка нравственные качества: нежность, заботу, дружбу.
Игра «Оживший холодильник»
Цель: понимание внутреннего мира, развитие творческих способностей и воображения.
Содержание:
Называется любая вещь и наделяется чувствами, поведением, деланиями.
Например, ребенок или взрослый берет на себя роль холодильника и разыгрывает свои действия в квартире, устанавливает отношения с членами семьи. Чего может хотеть холодильник? Чтобы в нем было как можно больше вкусных продуктов, чего он может опасаться? Чтобы их у него не отобрали. Какая история могла с ним произойти? Однажды холодильник купил тысячу брикетов мороженного и пошел в парк, чтобы раздать их детям.
Игра «Скульптор»
Цель: развитие внимание друг другу, способности к эмоциональному самовыражению.
Роли: скульпторы и «фигуры»
Содержание:
Выполняется в парах. Один из участников «скульптор», который «лепит» фигуру (любую, по своему усмотрению) из своего партнера. После этого ребенок – «скульптор» рассказывает о том, что он слепил и о характере того, кто изображен. Присутствующие задают ему вопросы. Затем происходит смена ролей.
Игра «Барахолка»
Цель: осознание различных моральных качеств, эмоциональных состояний, примеряя их к разным персонажам.
Роли: продавцы и покупатели.
Содержание:
Смысл игры заключается в том, чтобы продать ненужные качества: грубость, лень, злость, плохое поведение, печаль, неаккуратность, плохое настроение – и приобрести хорошие качества: доброту, дружелюбие, хорошее настроение, веселье, радость, скромность и т.д. в игре действуют продавец и покупатели.
Ситуация игры: на барахолке идет торг между покупателями и продавцами. Продавцы нахваливают свой товар, стараясь его продать, а покупатели его критикуют, стараясь снизить цену. Например, продавец, предлагая лень, говорит, что, купив ее, можно ничего не делать, лежать спокойно на диване и смотреть мультики. Покупатель должен возражать, доказывая вред лени. Можно подготовить для продажи карточки с символическим обозначением названных качеств.
Сначала продавец берет на себя роль какого-либо персонажа и действует от его имени (например, кот Базилио – от каких качеств он хочет избавиться, а какие приобрести).
Инструкция: «Ты – кот Базилио, ты – Карабас-Барабас, а ты – Золушка. Какие качества вы можете продать?» Затем каждый ребенок действует от своего имени.
Игра «Расколдуй принцессу»
Цель: развитие способности к установлению взаимодействия, воспитание желания помочь другому.
Роли: шах, принцесса, рыцари и амазонки, судья.
Содержание:
В центр комнаты выставляется стул, на него садится принцесса, ее накрывают красивой тканью. Это заколдованная принцесса. Ее нужно расколдовать. Для этого необходимо бесшумно подкрасться и дотронуться до нее. Тогда из-под ткани появиться принцесса. Сдергивать покрывало не разрешается. Вокруг принцессы ходит шах, он сторожит ее. Когда он отворачивается, рыцари и амазонки приближаются к принцессе.
Дети исполняют роли рыцарей и амазонок, которые освобождают принцессу. Освободители должны продвигаться медленно и тихо. Тех из них, которых заметили, начинают движение с начала. При возникновении споров следует назначить судью. Начало пути обозначается чертой или веревкой.
Игра «Поводыри»
Цель: развивать внимание друг к другу, развитие чувства безопасности к другим людям.
Роли: слепые и поводыри.
Содержание:
Играющие разбиваются на пары. Один с открытыми глазами стоит впереди. Другой на расстоянии вытянутой руки, чуть касаясь спины впереди стоящего, встает с закрытыми глазами. Один из участников – «слепой», второй – его «поводырь», который должен провести слепого через различные препятствия, которые созданы заранее (мебель, столы, стулья или другие люди). У «слепого» завязаны глаза. «Поводырь» должен провести его так, чтобы он не упал и не ушибся. «Поводырь» сначала медленно начинает передвигаться по помещению, «слепой» следует за ним, стараясь не потеряться, затем траектория и скорость движения увеличиваются. После прохождения маршрута, участники меняются ролями. После игры обсудить, что чувствовали дети.
Игра «Сиамские близнецы»
Цель: развитие способности к установлению взаимодействия и внимания друг к другу.
Содержание:
Дети разбиваются на пары, встают плечом к плечу, обнимают друг друга одной рукой за пояс, одну ногу ставят рядом. Теперь они сросшиеся близнецы: 2 головы, 3 ноги, одно туловище и 2 руки. Предложите им походить по помещению, присесть, что-то сделать, повернуться, лечь, встать, порисовать и т.д. чтобы третья нога была «дружной», ее можно скрепить веревочкой.
Самый рассеянный (ластик)
Данная игра продолжает тему освоения пространства, а также начинает разговор о необходимости всматривания и вслушивания участников в окружающих их людей.
Ведущий показывает участникам игры какой-либо предмет, например ластик, и просит всех выйти на минутку из комнаты. Оставшись один, ведущий кладет ластик в такое место, где он хотя и виден, но может быть замечен лишь при достаточно внимательном осмотре комнаты. Можно, например, положить его на перекладину между ножками стола, на карниз, в горшок цветка и т. п.
Когда участники игры по приглашению ведущего возвратятся в комнату, каждый старается как можно скорее обнаружить ластик. Увидев его, играющий сейчас же садится, перед этим тихо на ухо сообщив ведущему о находке.
Самый рассеянный — последний, может выполнить какое-либо шуточное поручение.
Это упражнение за кажущейся простотой реализует очень важные задачи: первая — это, конечно же, концентрация внимания, а вторая, которая, впрочем, неотделима от первой — это развитие умения выделить из общего фона, к которому наши глаза так быстро привыкают, совершенно определенный предмет. Ведущий специально показывает этот предмет игрокам и не прячет его (это не игра в «Прятки»), а кладет на видное почти со всех концов комнаты место. Поиски участниками заветного предмета могут продолжаться от 5 минут до получаса, но не стоит вмешиваться в процесс, пусть даже те, кто ищет долго, все-таки найдут этот ластик. Ведь если мы лишим их такой возможности, то спровоцируем тем самым только ситуацию неуспеха и вызовем агрессивную реакцию и четкое убеждение в том, что это задание невыполнимо. Зато игроки, нашедшие предмет, чувствуют себя очень наблюдательными и успешными, что иногда подталкивает их к насмешкам над товарищами, которые продолжают поиски. Поэтому не лишним будет перед началом упражнения призвать всех участников не лишать друг друга возможности проверить свою внимательность и честно сыграть в эту игру. А если все-таки такие ситуации происходят, ведущему лучше пресечь нападки и направить анализ в конструктивное русло.
Анализируя это упражнение с участниками, можно спросить:
· на что вы ориентировались, выполняя задание?
· что помогло некоторым участникам быстро найти предмет?
· что помешало и вызвало затруднения у тех участников, кто выполнил его медленнее?
К.У.Б.О.У.
Это упражнение с загадочным названием, которое расшифровывается как «Каратист Убил Быка Одним Ударом», очень похоже на известную игру «испорченный телефон», только оно требует точной фиксации понятого на бумаге, что позволяет проводить при необходимости достаточно глубокий психологический анализ. Оно очень нравится как детям, так и взрослым, ведь позволяет от легкости и азарта участия прийти к серьезным и важным выводам во время анализа.
Несколько человек (7-8) выходят за дверь.
Первому участнику ведущий говорит фразу: «Каратист убил быка одним ударом».
Входит один участник, первый ему без помощи слов объясняет эту фразу, тот записывает ее на бумаге так, как понял, не озвучивая. При этом он не должен видеть предыдущую запись.
Затем показывает следующему то, что понял сам (записал на бумаге) и т. д.
В финале упражнения все фразы зачитываются в обратном порядке их написания.
Это упражнение также направлено на развитие творческих способностей у детей и отслеживание группой невербальных проявлений водящего. Именно поэтому это упражнение может быть широко использовано игротехником не только в сборе знакомства, но и в занятиях развития творческого потенциала участников, а также в коммуникативных тренингах, как для актуализации темы, так и для отработки навыков невербальной коммуникации.
После упражнения следует провести небольшой анализ происходящего и выяснить у участников следующее:
· удалось ли вам сохранить первоначальный вариант? почему?
· что помогало вам?
· что вам мешало?
Выводы
Проведя тренинги в форме игр на развитие способностей к взаимопониманию среди учащихся 4, 10 классов в лицее №27 можно сделать выводы:
· Ребята с легкостью нашли общий язык не смотря на разную возрастную категорию;
· Они старались работать сплоченно, помогая друг другу в различных ситуациях;
· Быстро выполняли поставленные им задачи;
· Смогли почувствовать настроение и состояние друг друга;
· Так же смогли понять, что каждый человек интересен не только как индивидуальная личность, но и как член группы.
Список литературы
1. http://www.psyoffice.ru/4-0-4214.htm
2. Литература: Овчаренко Е.Р. Педагогические условия развития эмпатии у детей дошкольного и младшего школьного возраста. – М., 2003.
4. http://www.trepsy.net/razvit/empatiya/
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 2.34 МБ |
Слайд 1
Научно-практическая конференция: «На волне взаимопонимания» Выполнили: команда лицея №27 по службе примирения «Мы - вместе!»Слайд 2
Служба примирения лицея №27 Руководитель: Оскорбина С.Ю. Учитель физической культуры Председатель: Пнёва Мария Ученица 10 класса
Слайд 3
Наша команда «Мы – вместе!» учащиеся 10-х классов
Слайд 4
Официальный логотип службы примирения лицея № 27
Слайд 5
Служба примирения лицея№27 синий цвет – беспристрастие; оранжевый цвет- тактичность; зелёный цвет – энтузиазм.
Слайд 6
Не страшны нам бури, не страшны преграды. Не страшны эмоций холода. Мы растопим стены, обид и недовольства. Если будем вместе - ты и я!
Слайд 7
«Лицейское братство» в лицее учиться более 700 учащихся.
Слайд 8
Лицей - наш дом, и мы в нем - семья!
Слайд 9
Что делает нас такими? Мы одна команда! У нас много общего!
Слайд 10
Что делает нас такими? Мы заняты одними делами! У нас одни цели!
Слайд 11
Мы – объединены! Мы – вместе !
Слайд 12
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!
Сочинение
Что общего у травы и собаки?
Астрономический календарь. Декабрь, 2018
Юрий Алексеевич Гагарин
Лавовая лампа