Проблема нравственного становления личности была нами выбрана не случайно. Она существует очень давно, и в этой области сделано немало открытий. Актуальность данной проблемы заключается в том, что в настоящее время люди стремятся создать правовое общество с высокой культурой отношений между людьми, которая будет определяться социальной справедливостью, совестью и дисциплинированностью. Такое общество предполагает необходимость нравственного воспитания каждого.
Цель исследования: определить, как повесть-сказка Антуана де Сент-Экзюпери «Маленький принц» способствует формированию нравственных ценностей у школьников.
Вложение | Размер |
---|---|
rabota_pedagogika_grigorev.docx | 281.65 КБ |
tezisy_pedagogika_grigorev.docx | 14.38 КБ |
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 1 х.Маяк
Секция «Педагогика»/подсекция «Духовно-нравственное воспитание»
Тема: Нравственные ценности в произведении
Антуана де Сент-Экзюпери «Маленький принц»
Автор работы:
Григорьев Ринат Артурович, 9 класс,
МБОУ СОШ №1 х.Маяк
Сальского района
Руководитель:
Мощенко Лола Ибрагимовна,
учитель начальных классов,
МБОУ СОШ №1 х.Маяк
Сальского района
г.Сальск
2015 г.
Оглавление
I | Введение…………………………………………………………. | стр.3 |
II. | Основная часть………………………......................................... | стр.4-13 |
2.1. | Нравственные ценности человека ……………………………… | стр.4-5 |
2.2. | Жизненный путь и творчество графа Антуана-Мари-Роже де Сент-Экзюпери ………. ………………………………… ….. | стр.5-9 |
2.3. | «Маленький принц» как воплощения нравственности и чистоты……………………………………………………………. | стр.9-11 |
2.4. | Антуан де Сент-Экзюпери в нашей школе………………….. | стр.11-12 |
2.5 | Нравственно-философские уроки сказочной повести Антуана де Сент-Экзюпери «Маленький принц»… …………… | стр.12-14 |
2.6. | Сказка, как путь к добру ………………………………………. | стр.14 |
III. | Заключение……………………………………………………… | стр.15 |
IV. | Используемая литература……………………………………… | стр. 16 |
V. | Приложения……………………………………………………… | стр.17- 26 |
Введение.
Истина для человека - этo то, что делает его человеком.
А. де Сент-Экзюпери.
Проблема нравственного становления личности была нами выбрана не случайно. Она существует очень давно, и в этой области сделано немало открытий. Актуальность данной проблемы заключается в том, что в настоящее время люди стремятся создать правовое общество с высокой культурой отношений между людьми, которая будет определяться социальной справедливостью, совестью и дисциплинированностью. Такое общество предполагает необходимость нравственного воспитания каждого.
Большое значение в нравственном развитии личности имеет ее собственное отношение к совершаемым действиям и поступкам, к соблюдению установленных в обществе моральных требований. И для этого, я думаю, надо, чтобы сама личность стремилась быть нравственной, чтобы она соблюдала моральные нормы и правила.
Итак, цель моего исследования: определить, как повесть-сказка Антуана де Сент-Экзюпери «Маленький принц» способствует формированию нравственных ценностей у школьников.
Гипотеза: способствует ли сказка Антуана де Сент-Экзюпери «Маленький принц» воспитанию личности.
Чтобы добиться поставленной цели, мною был разработан ряд задач исследования:
1)познакомиться с историей возникновения и развития понятия «нравственные ценности»
2)познакомиться с биографией Антуана де Сент-Экзюпери.
3)определить, как воспринимают понятие «нравственные ценности» учащиеся;
4)проанализировать влияние содержания повести-сказки Антуана де Сент-Экзюпери «Маленький принц» на формирование нравственных ценностей у школьников;
Объект исследования: нравственных ценностей школьников
Предмет исследования: произведение Антуана де Сент-Экзюпери «Маленький принц»
Методы исследования:
• теоретический анализ произведения Антуана де Сен Экзюпери «Маленький принц»
• беседа;
• анкетирование.
Основная часть.
2.1.Нравственные ценности человека.
Перед началом работы я столкнулся с вопросом: что означает понятие «нравственность»?
В словаре С.И.Ожегова это понятие трактуется так: «внутренние, духовные качества, которыми руководствуется человек, этические нормы; правила поведения, определяемые этими качествами. Нравственный человек - человек безупречной нравственности». [1]
Прежде всего, мне нужно было чётко определиться с понятием нравственности, так как не все знают верное значение этого слова. Из одних источников «Слово «нравственность»-morale пришло к нам из французского языка, а во Францию - из Древнего Рима (лат. moralis –нравственный)» [2]
В понимании Аристотеля, этика – это особая практическая наука о нравственности (добродетели), цель которой научить человека как стать добродетельным.
И в русском языке существует слово нравственность. Впервые это слово появилось в 1798 в словаре Российской академии наук, оно образовано не от слова «нрав», а от выражения «по ндраву», «по сердцу». [3]
Николай Гаврилович Чернышевский - русский революционер, демократ, писатель, философ, литературный критик, ученый- писал: «Нравственность в русском языке - это то, что способствует позитивному развитию морали». Радугин Алексей Алексеевич - специалист по религиоведению и истории философии; доктор философских наук, профессор- говорил: «Норма (уважай, чти, поклоняйся) – это мораль, а реальное поведение – это нравственность».
Итак, нравственность - это необходимость осознанного характера индивида формировать своё поведение согласно личной свободе воли и совести (в отличие от понятия морали, которая является, в плане закона, внешним требованием к индивидуальному поведению).
Стоит учесть, что нравственные ценности объединяются на основании всех тех поступков и реальностей, которым мы не только даём определённую личную оценку, а и полностью одобряем, то есть, оцениваем как хорошие, благие, добрые. Основой для любых моральных ценностей выступает, естественно, понятие добра, что связывает с собой довольно большую сумму действий, норм нравственного поведения, принципов и т.д.
А знают ли у нас старшеклассники, что относится к нравственным ценностям? В ходе проведенного анкетирования (приложение 1) среди 33 респондентов мы получили следующие результаты:
Выбрали: правдивость -4 (12%), честность – 32 (97%), обязательность- 23 (70%), искренность – 5 (15%), преданность-5 (15%), благожелательность – 23 (70%), не причинение людям зла – 28 (80%), игра на гитаре – 0, доброжелательность19 (58%), благодетельность – 31 (94%), любовь к чтению – 12 (36%), совестливость – 23 (70%), благодарность – 31 (94%), порядочность – 22 (67%), ответственность за поступки – 33 (100%), сотрудничество- 20 (61%), терпимость- 19 (58%), артистичность -2 (6%), галантность-7 (21%) надежность – 4 (12%) (приложение 2)
Из чего следует, что такие качества, как «ответственность за свои поступки» выбрали 33 ученика (100%), «честность»-32 ученика, что составило 97%, «благодетельность» и «благодарность» - 31 респондент (94%). Меньше всего процентов голосов набрали такие качества как: «игра на гитаре» -0 (0%), «артистичность» -2 (6%), «надежность» и «правдивость» по 4 (12%), «преданность»-5 (15%), «галантность»-7 (21% ), «любовь к чтению» – 12 (36%).
Результаты анкетирования свидетельствуют, что в основном старшеклассники знают о качествах, которые входят в понятие «нравственные ценности личности».
Итак, живя на таких этических принципах, человек максимально соответствует определённым нормам. Нравственные ценности дают возможность построить социальное общество, в котором практически весь негатив свёлся бы к минимуму (если вовсе не перестал бы существовать). Но, к сожалению, ценности нравственного характера проявляются далеко не у многих, что и делает наш мир таким, каков он есть.
Должны ли мы, школьники третьего тысячелетия, учиться нравственности? С таким вопросом мы опять обратились к старшеклассникам нашей школы. Все 100% опрошенных на этот вопрос ответили утвердительно.
Что же может помочь молодому поколению воспитать в себе нравственные качества. Таких факторов может быть множество, но одним из самых ярких и наглядных примеров нравственности, я считаю, является всё-таки художественная литература.
К теме морали и нравственности обращались многие писатели отечественной и зарубежной литературы. Но для школьников наиболее ярким и запоминающимся произведением о вечных человеческих ценностях является повесть – сказка замечательного французского писателя Антуана де Сент-Экзюпери, сама жизнь которого была примером высокой нравственности и патриотизма. Сказка эта, больше похожая на правду, называется «Маленький принц».
2.2. Жизненный путь и творчество графа Антуана-Мари-Роже
де Сент-Экзюпери.
Антуан де Сент-Экзюпери родился 29 июня 1900 году во французском городе Лион. В возрасте четырёх лет он потерял отца и воспитанием маленького Антуана занималась мать.
В 1912 году в Амберье в жизни Сент-Экзюпери произошло знаменательное событие: в возрасте 12 лет он впервые поднялся в воздух на самолёте. Машиной управлял знаменитый лётчик Габриэль Вроблевски. Это событие стало основой всей дальнейшей его жизни. Он и сам стал лётчиком, хотя и был слушателем Академии изящных искусств на отделении архитектуры.
Поворотным в его судьбе стал 1921 год — тогда он был призван в армию во Франции. Прервав действие отсрочки, полученной им при поступлении в высшее учебное заведение, Антуан записался во 2-й полк истребительной авиации в Страсбурге. Сначала его определяют в рабочую команду при ремонтных мастерских, но вскоре ему удается сдать экзамен на гражданского лётчика. Его переводят в Марокко, где он получает права уже военного лётчика, а затем посылают для усовершенствования в Истр. В 1922 году Антуан заканчивает курсы для офицеров запаса в Аворе и становится младшим лейтенантом. В октябре он получает назначение в 34-й авиационный полк в Бурже под Парижем. В январе 1923 года с ним происходит первая авиакатастрофа, в результате которой он получает черепно-мозговую травму. В марте его комиссуют. Антуан де Сент-Экзюпери переезжает в Париж, где и предаётся писательским трудам.
Но уже в 1926 году Экзюпери опять возвращается в авиацию. Он становится пилотом компании «Аэропосталь», доставлявшей почту на северное побережье Африки. Весной он начинает работать по перевозке почты на линии Тулуза — Касабланка, затем Касабланка — Дакар. 19 октября 1926 года его назначают начальником промежуточной станции Кап-Джуби (город Вилья-Бенс). На самом краю Сахары он пишет свое первое произведение - «Южный почтовый». Здесь звучат многие важные содержательные мотивы — мотив человеческих связей, соединяющих рассказчика с его другом Жаком Бернисом, мысль о порядке, который человек вносит в мир своей деятельностью. Напряженная (порой еще недостаточно ясная) стилистика повести предвещает стиль зрелой философской прозы Сент-Экзюпери.
В марте 1929 года Сент-Экзюпери возвращается во Францию. Здесь он поступает на высшие авиационные курсы морского флота в Бресте. Вскоре издательство Галлимара выпустило в свет роман «Южный почтовый», а Экзюпери уезжает в Южную Америку в качестве технического директора Аэропоста — Аргентина», филиала компании «Аэропосталь».
В 1930 году Сент-Экзюпери производят в кавалеры ордена Почётного Легиона за вклад в развитие гражданской авиации. В июне он лично участвует в поисках своего друга лётчика Гийоме, потерпевшего аварию при перелёте через Анды. В этом же году Сент-Экзюпери пишет «Ночной полёт». Сюжет повести рассказывает о том, что пилотам необходимо лететь ночью над нескончаемыми горными хребтами чтобы почта, полученная из Патагонии, из Чили, из Парагвая, вовремя прибыла в Буэнос-Айрес. И если там их настигнет буря или они собьются с пути, они обречены. Их начальник, Ривьер, знает, что на такой риск необходимо идти. Вместе с Ривьером, одним из инспекторов, Робино и с женой Фобьена, мы следим за полетом трех самолетов во время грозы. Один из них, самолет Фабьена, сбивается с курса. Перед ним словно смыкаются цепи Кордильер. У него остается горючего всего на полчаса — он понимает, что надежды больше нет. И тогда он поднимается к звездам, туда, где нет ни одного живого существа, кроме него самого. Завоеватель легендарных сокровищ, Фабьен, погибает. Тем не менее Ривьер, который тоже любил Фабьена, с холодным отчаянием занимается отправкой почты в Европу.
В октябре1931 года издается «Ночной полёт», и писателю присуждается литературная премия «Фемина».
В феврале 1932 года Экзюпери снова летает. Работая лётчиком-испытателем, Сент-Экзюпери едва не погибает при испытаниях нового гидросамолёта в бухте Сен-Рафаэль. Гидросамолёт перевернулся, но он успел выбраться из кабины тонущей машины.
В 1934 году Экзюпери поступает на работу в авиакомпанию «Эр Франс» и как представитель компании совершает поездки в Африку, Индокитай и другие страны.
В апреле 1935 года в качестве корреспондента газеты «Пари-Суар» Сент-Экзюпери посетил СССР и описал этот визит в пяти очерках. Очерк «Преступление и наказание перед лицом советского правосудия» стал одним из первых произведений писателей Запада, в котором делалась попытка осмыслить сталинизм. 3 мая 1935 г. он встретился с М. А. Булгаковым, что зафиксировала в дневнике Е. С. Булгакова.
В скором времени Сент-Экзюпери становится владельцем собственного самолёта С.630 «Симун» и 29 декабря1935 года предпринимает попытку поставить рекорд при перелёте Париж — Сайгон, но терпит аварию в Ливийской пустыне, снова едва избежав гибели. Первого января он и механик Прево, умиравшие от жажды, были спасены бедуинами.
В августе 1936 года, согласно договору с газетой «Энтрансижан», Экзюпери едет в Испанию и публикует в газете ряд репортажей о гражданской войне. А в январе 1938 года Экзюпери отправляется в Нью-Йорк. Здесь он работает над книгой «Планета людей».
«Планета людей» — это прекрасный сборник эссе Сент-Экзюпери. Рассказ о первом полете над Пиренеями, о том, как старые, опытные летчики приобщают к ремеслу новичков. О том, как во время полета происходит борьба с «тремя изначальными божествами — с горами, морем и бурей». Портреты товарищей автора — Мермоза, исчезнувшего в океане, Гийоме, который спасся в Андах благодаря своему мужеству и упорству. Эссе о «самолете и планете», небесные пейзажи, оазисы, посадки в пустыне, в самом стане мавров (первобытное племя, жившее в пустыне), и рассказ о том, как, затерявшись в ливийских песках, сам автор чуть не умер от изнурительной жажды.
15 февраля он начинает перелёт Нью-Йорк — Огненная Земля, но терпит тяжёлую аварию в Гватемале, после чего долго восстанавливает здоровье сначала в Нью-Йорке, а затем во Франции.
4 сентября 1939 года, на следующий день после объявления Францией войны Германии, Сент-Экзюпери пишет в своем дневнике: «Я обязан участвовать в этой войне. Всё, что я люблю, — под угрозой. В Провансе, когда горит лес, все, кому не всё равно, хватают вёдра и лопаты. Я хочу драться, меня вынуждают к этому любовь и моя внутренняя религия. Я не могу оставаться в стороне и спокойно смотреть на это». (приложение 4) В этот день он мобилизуется в действующую армию и 3 ноября переводится в авиачасть дальней разведки 2/33, которая базируется в Орконте (провинция Шампань). Это было его ответом на уговоры друзей отказаться от рискованной карьеры военного лётчика. Многие пытались убедить Сент-Экзюпери в том, что он принесёт гораздо больше пользы стране, будучи писателем и журналистом, что пилотов можно готовить тысячами и ему не стоит рисковать своей жизнью. Но Сент-Экзюпери не только добился назначения в боевую часть, он сделал несколько боевых вылетов на самолете «Блок-174», выполняя задачи по аэрофоторазведке, и был представлен к награде «Военный крест».
Июнь 1941 года. После поражения Франции он выехал в США. Жил в Нью-Йорке, где в числе прочего написал свою самую знаменитое произведение – повесть «Маленький принц» (1942, опубл. 1943).
В 1943 году он вступил в ВВС «Сражающейся Франции» и с большим трудом добился своего зачисления в боевую часть. Ему пришлось освоить пилотирование нового скоростного самолета «Лайтнинг» Р-38.
31 июля 1944 года Сент-Экзюпери, делая разведывательный полёт с аэродрома Борго на острове Корсика, не вернулся на базу.
Долгое время о его гибели ничего не было известно. И только в 1998 году в море близ Марселя один рыбак обнаружил браслет. На нём было несколько надписей: «Antoine», «Consuelo» (так звали жену летчика) и «c/o Reynal & Hitchcock, 386, 4th Ave. NYC USA». Это был адрес издательства, в котором выходили книги Сент-Экзюпери.
В мае 2000 года ныряльщик Люк Ванрель заявил, что на 70-метровой глубине видел обломки самолёта, возможно, принадлежавшего Сент-Экзюпери. Останки самолёта были рассеяны на площади длиной в километр и шириной в 400 метров. Почти сразу французское правительство запретило любые поиски в этом районе. Разрешение было получено только осенью 2003 года.
Специалисты подняли фрагменты самолёта, в том числе один из них оказался частью кабины пилота с сохранившимся серийный номером самолёта: 2734-L. Так, выяснилось, что бортовой серийный номер 2734-L соответствует самолёту, который в ВВС США значился под номером 42-68223, то есть самолету Локхид P-38 «Лайтнинг», модификация F-5B-1-LO (самолёт дальней фоторазведки), которым управлял Экзюпери.
В журналах Люфтваффе нет записей о сбитых в этой местности 31 июля 1944 года самолётах. И так как обломки не имели явных следов обстрела, это породило множество версий о крушении, включая версии о технической неисправности и самоубийстве пилота.
В марте 2008 года, немецкий ветеран Люфтваффе 86-летний Хорст Рипперт, пилот эскадрильи «Ягдгруппе 200», заявил о том, что это именно он на своем истребителе «Мессершмитт Ме-109» сбил самолёт Антуана де Сент-Экзюпери. Согласно его заявлениям, он не знал, кто был за штурвалом самолёта противника.
О том, что пилотом сбитого самолёта был именно Сент-Экзюпери, немцам стало известно в те же дни из радиоперехвата переговоров французских аэродромов, которые осуществляли немецкие войска. Отсутствие же соответствующих записей в журналах Люфтваффе связано с тем, что кроме Хорста Рипперта, других свидетелей воздушного боя не было, и этот самолет не был ему официально засчитан как сбитый. [4]
Вот такую жизнь прожил этот удивительный человек, лётчик и писатель, говоривший о себе так: «Детство - вот огромный край, откуда приходит каждый. Откуда я родом? Я родом из моего детства, словно из какой-нибудь страны».
Познакомившись с биографией писателя, мы увидели, что это был настоящий патриот своей родины, человек беспокойного сердца, который старался как можно больше быть полезным людям.
Для чего человек живёт? Что значит верная дружба и настоящая любовь? Что значит – быть порядочным и нравственным человеком? Эти вопросы поднимает и рассматривает в своём произведении «Маленький принц» Антуан де Сент-Экзюпери. [5]
2.3. «Маленький принц» как воплощение нравственности и чистоты.
«Маленький принц» по жанровой принадлежности представляет собой сказку-притчу, где в иносказательных образах героев раскрываются основные проблемы человечества: духовная слепота, черствость, невозможность открыть свое сердце миру и близким. К жанру сказки его можно отнести основываясь на таких аспектах, как изображение фантастических событий, произошедших с главным героем, наличие сказочных персонажей (Роза, Лис, Змея) и универсальность, масштабность заложенных в данное произведение идей.
Сюжет сказки основывается на рассказе-воспоминании летчика, когда-то мечтавшего быть художником, но похоронившего свою мечту под воздействием «взрослого» окружения. Потерпев крушение в пустыне, летчик неожиданно встречает ребенка - Маленького принца, прилетевшего с другой планеты. В дальнейшем рассказывается о жизни принца на своей крохотной планете, его встреча с дивным, но капризным цветком Розой, и его путешествия по соседним планетам-астероидам, населенным различными взрослыми, олицетворяющими всевозможные пороки человечества, такие как тщеславие, пьянство, черствость. Автор умышленно не создает фантастичных монстров, так как эти персонажи сами по себе являются чудовищами с точки зрения человечности.
Последней в маршруте путешествий и самой жизни Маленького принца становится планета Земля, где Маленький принц находит настоящего друга в лице Лиса, который и открывает главные истины главному герою: «Мы в ответе за тех, кого приручили» и «Любить — это не значит смотреть друг на друга, это значит смотреть в одном направлении». Именно эти слова являются идейным замыслом автора, поднявшего в своем произведении такие важные темы, как сущность человеческого бытия, чистота и нравственность души, понимание прекрасного, красоты и любви. [6]
Осенью, сажая розы, я вдруг вспомнил о «Маленьком принце», у которого роза была с четырьмя шипами! Когда - то в четвертом классе - эта сказка произвела на меня и моих одноклассников «сильное» впечатление. А что же сегодня? Помнят ли мои одноклассники об этом произведении? Как сейчас они воспринимают героев и их поступки? Помнят ли цитаты из произведения? Понимают ли их смысл?
Ведь так современно, актуально звучат слова сказки о добре и зле написанные более 70 лет назад. Мой учитель предложила мне рассказать о произведении Антуана де Сен Экзюпери «Маленький принц» на классном часе. Перечитав еще раз сказку, я понял, что произведение «Маленький принц» открывает читателю не только мир прекрасного, но и развивает его этические чувства. Учит его доброте и дружбе
Следующим этапом моей работы был сравнительный анализ уровня знаний учащихся и взрослых о жизни и творчестве Антуана де Сен Экзюпери. (приложение 5)
В анкетировании приняло участие:17 учеников 3-4 классов, 47 учеников 5-11 классов и 21 один респондент был из числа родителей и учителей школы. В ходе исследования выявлено, что на вопрос: «Знаете ли вы кто такой Антуан де Сент-Экзюпери?» 100% правильно ответили учащиеся 3-4 классов, 5-11 классы -81% -31 человек дал правильный ответ, только 4 респондента старшего поколения ответили правильно, что составило 19% от опрашиваемых.
На вопрос: «Писателем какой страны являлся Антуана де Сент- Экзюпери?» были получены следующие ответы. Учащимися 3-4 классов из 17 опрашиваемых был дан правильный ответ 15-ю учениками, что составило 88%, 81% составил правильно ответивших респондентов 5-11 классов-38 человек, самый низкий результат у взрослых респондентов -5 человек 24%.
82% учеников 3-4 классов знает, где и когда родился писатель. Респонденты 5-11 классов 49%-23 человек, ответили правильно. Среди взрослых, лишь 28%-6 человек дали положительный ответ.
100% правильный ответ на вопрос о самом знаменитом произведении
А. де Сент- Экзюпери дали учащиеся 3-4 классов. Хороший результат был дан и учениками 5-11 классов -96%-45 человек. 86%-18 человек был результат взрослых.
На вопрос: «Кому Антуан де Сент-Экзюпери посвятил свою книгу "Маленький Принц"?» были даны ответы: 3-4 классы -76%-13 учеников. 5-11 классы – 72%-34 человека и взрослая аудитория дала 52% - 11 человек.
«Самые известные слова, которые маленький Принц говорил лису?», на этот вопрос лучший результат был дан учениками 3-4 классов 76%-13 человек. 72% -34 человек правильно ответили из числа 5-11 классов. 15 положительных ответов дали родители и учителя, что составило 71%.
100% знают произведение и поэтому правильно ответили на вопрос анкеты «В первой главе книги "Маленький Принц" рассказывалось о рисунках. Что изобразил мальчик на этих рисунках?» ученики 3-4 классов, Хорошо ответили и ученики 5-11 классов 89%-42 ученика и родители 76%-16 человек.
На вопрос о цитатах произведения хорошо ответили респонденты из числа родителей и учителей 86%-18 человек, анкетируемые 3-4 классов дали результат 76%-13 человек. И учащиеся 5-11 классов только 55% -26 человек
Результат анкеты показал, что лучше знают произведение «Маленький принц», автора сказки, историю жизни писателя Антуана де Сент- Экзюпери учащиеся 3-4 классов 87% (1 подгруппа), 5-11 классы 63% (2 подгруппа) и респонденты старшего поколения 51% (3 подгруппа). (приложение 6)
На основании вышеизложенного можно сделать следующий вывод: высокий уровень знаний учеников 3-4 класса обусловлен тем, что учащимися произведение «Маленький принц» было только изучено как учебный материал по программе «Литературное чтение». Респондентам 5-11 классов и взрослым анкетируемым мы могли бы предложить еще раз прочитать сказку.
2015 год станет знаменательным для поклонников писателя. 29 июня исполнится 115 лет со дня рождения Антуана де Сен Экзюпери.
В начале учебного года в нашей школе прошла неделя, посвященная французскому писателю, летчику, мечтателю Антуану де Сент-Экзюпери и его произведению «Маленький принц».
На базе школы была организована библиографическая выставка произведений Антуана де Сент – Экзюпери.
В третьем классе прошел классный час, цель которого было ввести учащихся в яркий, неординарный мир сказки французского писателя Антуана де Сент Экзюпери.
В школе была организована выставка рисунков: «Маленький принц и Мы». Ребятам было предложено самим выбрать тему, которая вдохновит их и поможет через свои работы поделиться со всем миром собственным взглядом на жизнь, на чувства, на природу
Прошел интегрированный урок среди старшеклассников по сказке Антуана де Сент-Экзюпери: «Маленький принц» - сад души человеческой»…
Ребята обсуждали с учителем проблемы связанные с экологией - «Мы жители одной планеты, пассажиры одного корабля». И закончился урок инсценированным фрагментом из сказки: «Я знаю одну планету, там живет господин с багровым лицом. Он за свою жизнь ни разу не понюхал цветка. Ни разу не поглядел на звезду. Он никогда никого не любил», – печально говорит Маленький принц. Он призывает: «Встал поутру, умылся, привел себя в порядок – и сразу же приведи в порядок свою планету». Такой простой и полезный совет. Чтобы изменить что-то в мире, нужно изменить свой внутренний мир. Любишь красивое – так поддерживай эту красоту. «Чтобы создать сад вокруг себя, надо создать сад в своей душе…»
Современный человек чувствует себя хозяином мира – он стремится подчинить себе природу Земли, а затем и другие планеты. Во многом он преуспел: эксплуатирует недра Земли, осваивает космическое пространство и т.д. Эта деятельность человека часто наносит непоправимый вред природе. Увлекшись освоением, человек потерял связь с природой, забыл, что сам является ее частью и не сможет существовать без нее.
В чем же главная идея сказки? Чему она должна нас научить?
Эта книга заставила всех учащихся иначе взглянуть на каждого из нас. Маленький принц остался каким-то таинственным, загадочным мальчиком даже для самого Антуана де Сент-Экзюпери. Мне представляется, что каждый из нас и есть Маленький принц, мы все явились на планету Земля со своих крохотных планет. Явились для того, чтобы «видеть сердцем». У всех свои заботы, каждый из нас в ответе за кого-то, за что-то. Мы осознаем это глубоко, как осознал и почувствовал Маленький принц свой долг перед своей единственной розой.
Сказка вызвала в моей душе целую вспышку чувств, заставила задуматься над человеческими поступками и недостатками. Этот звездный мир важно пронести через всю жизнь. Говоря словами автора, «нужно старательно беречь фонари, порыв ветра может погасить их ...».
Сказочная повесть «Маленький принц» написана Антуаном де Сент-Экзюпери и для детей, и для взрослых. Как и все книги писателя, она - об уважении к людям, об ответственности перед человечеством. И еще о том, как научиться этому сложному ремеслу. Рассказывая историю Маленького принца, он вместе со своим героем убеждает читателя в простых и мудрых истинах.
Людям многому надо научиться: радоваться закатам и восходам, любоваться красотой полей и песков, ценить воду глубоких колодцев и сияние звезд в небе.
Надо думать о маленьких и больших заботах своих соседей по планете Земля. Надо утешить того, кто плачет на твоей планете. Нельзя забывать друзей и братьев наших меньших, «тех, кого ты приручил». Человек должен чувствовать свою ответственность за других, за все, что происходит в мире.
Антуан де Сент-Экзюпери смотрит на людей глазами Маленького принца, прилетевшего с другой планеты. Сумеем ли мы сами посмотреть на себя со стороны? Осилим ли «строгий суд над самим собой»?
Писатель верит в победу здравого смысла даже у взрослых людей. Иначе он не стал бы рассказывать нам историю Маленького принца.
Мы с руководителем решили выяснить, какие из цитат, крылатых выражений из произведения знают ученики нашей школы. (приложение 7)
Анализ мини-опроса показал, что как о более известном крылатом выражение 100% - 63 человека написали о цитате «Ты навсегда в ответе за всех, кого приручил». 55 (87%) респондентов ответили – «Среди людей тоже одиноко». 76% -48 участников опроса написали о цитате «У каждого человека свои звезды». 73% - 46 учеников знают цитату «Любить — это не значит смотреть друг на друга, это значит смотреть в одном направлении». Меньше всего анкетируемые отметили цитаты: «Зорко одно лишь сердце. Самого главное глазами не увидишь» 19%-12 человек и «Власть, прежде всего, должна быть разумной» 14%-9 участников. Не назвали цитаты: «Себя судить куда труднее, чем других. Если ты сумеешь правильно судить себя, значит, ты поистине мудр», «Все взрослые сначала были детьми», «Глаза слепы. Искать надо сердцем». (приложение 8)
Мы провели беседу, что бы узнать, как понимают мои сверстники смысл цитат из произведения.
Что значат для тебя это выражение? На цитату «Ты навсегда в ответе за всех, кого приручил» стали следующими ответы:
- Это когда нельзя оттолкнуть и надо любить…Денис К., 4 класс
- Быть всегда рядом, когда это нужно… Сергей К, 6 класс
-Это значит, ты взял ответственность и не вправе от нее отказываться… Сергей Б., 7 класс
- Создатель должен нести ответственность за свое создание и быть в ответе за него… Анастасия Я, 9 класс
- Мы должны всех и всё беречь, потому что мы сильнее… Вероника С., 2 класс.
- Нельзя бросить взятого и приученного тобой щенка. Он уже привык и любит тебя… Ксения Д., 3 класс.
На вопрос как они понимают, о чем цитата «Зорко одно лишь сердце. Самого главное глазами не увидишь», респонденты отвечали:
- Это правда, сердце не обманешь… Мария Д., 9 класс.
-Я думаю, что здесь не имеет значения то, что я слышу и думаю. Важно то, что я чувствую… Юрий М., 9 класс
- Это означает, что сердце видит, кого любит… Никита С., 2класс
Одна из ключевых философских тем сказки “Маленький принц” - тема бытия. Эта книга стала писательским завещанием.
“Маленький принц” не просто сказка-притча в традиционном виде, а модернизированный, приспособленный к проблемам нашего времени ее вариант, содержащий множество деталей, намеков, образов, взятых из реалий XX - ХХI столетия.
Сказка - древнейший жанр устного народного творчества. Она учит человека жить, вселяет в него оптимизм, утверждает веру в торжество добра и справедливости. За фантастичностью вымысла всегда скрываются реальные человеческие отношения. Подобно притче, в сказке всегда торжествует нравственная и социальная правда.
Сказка учит нас видеть красоту в душе, а не останавливать свой взор на материальном. Все в мире меняется. Проходят годы, века. Вечными остаются только душа и добрые дела людей, которые потомки хранят в своей памяти и сердцах.
На вопросы анкеты «Чему учит сказка Антуана де Сент-Экзюпери «Маленький принц?» учащиеся ответили:
96%-61 респондент – доброте, 83%-52 человека – быть ответственным, 73% - 46 – быть терпимым к чужим слабостям, 62%- 39 учеников считают, что сказка учит любви к ближним. (приложение 9)
Таким образом, считаю, что философские уроки сказочной повести Антуана де Сент-Экзюпери «Маленький принц» формируют нравственные ценности, принятые в современном обществе.
Заключение.
Подведя итог своей исследовательской работы, хочу подчеркнуть, что формирование нравственных ценностей у учащихся будет осуществляться эффективнее, если:
1) произведение Антуана де Сент- Экзюпери «Маленький принц» включить в целостный образовательный процесс;
2) обязательно рекомендовать к прочтению произведение Антуана де Сен Экзюпери «Маленький принц», сюжет которого помогает школьникам усвоить нравственные ценности;
3) произведение Антуана де Сент- Экзюпери «Маленький принц» использовать в творческой деятельности, включающей в себя проявление нравственных ценностей: доброты, отзывчивости, сочувствия, сопереживания, смелости, честности и др.
В ходе исследовательской работы проведено анкетирование-сравнение среди учеников и взрослых, опрос сверстников на знание произведения «Маленький принц».
В заключение хочу сказать, что меня очень вдохновила сказка Антуана де Сент-Экзюпери «Маленький принц» и особенно те бессмертные истины, которым она учит: любви, дружбе, заботе о своей планете и живым существам, ее населяющим. Считаю, что мы добились поставленной цели, так как путем опроса учеников нашей школы и собственных рассуждений о философии сказки «Маленький принц», смогли прийти к выводу, что прочтение этого произведения в значительной степени влияет на формирование нравственных ценностей личности читающего. Думаю, что эту сказку в своей жизни должен прочесть каждый из нас, и уверен, что тогда в каждой душе она оставит свой исцеляющий и пробуждающий след.
Литература
Приложение 1
Анкета-опрос
Выберите и отметьте те качества, какие по вашему мнению являются составляющими понятия «Нравственность» .
1. правдивость 11. терпимость
2. честность, 12. любовь к чтению
3. благодетельность 13. совестливость
4. Обязательность 14. благодарность
5.искренность 15. Порядочность
6.преданность 16. ответственность за поступки
7.благожелательность 17. сотрудничество
8. не причинение людям зла 18. артистичность
9 . игра на гитаре 19. Галантность
10. доброжелательность 20. надёжность
Приложение 2
Анализ анкеты
«Какие качества, являются составляющими понятия «Нравственность»?» .
№ | 33учащихся – 100% | ||
Кол-во учащихся | % | ||
1 | правдивость | 4 | 12% |
2 | честность | 32 | 97% |
3 | обязательность | 23 | 70% |
4 | искренность | 5 | 15% |
5 | преданность | 5 | 15% |
6 | благожелательность | 23 | 70% |
7 | не причинение людям зла | 28 | 85% |
8 | игра на гитаре | 0 | 0% |
9 | доброжелательность | 19 | 58% |
10 | благодетельность | 31 | 94% |
11 | любовь к чтению | 12 | 36% |
12 | совестливость | 23 | 70% |
13 | благодарность | 31 | 94% |
14 | порядочность | 22 | 67% |
15 | ответственность за поступки | 33 | 100% |
16 | сотрудничество | 20 | 61% |
17 | терпимость | 19 | 58% |
18 | артистичность | 2 | 6% |
19 | галантность | 7 | 21% |
20 | надёжность | 4 | 12% |
Приложение 2
Приложение 3
Писатель - летчик граф Антуан-Мари-Роже де Сент-Экзюпери, автор филосовской сказки «Маленький принц»
Годы жизни: 1900-1943 г.
Приложение 4
Сентябрь 1939 год.
«Я обязан участвовать в этой войне. Всё, что я люблю, — под угрозой. В Провансе, когда горит лес, все, кому не всё равно, хватают вёдра и лопаты. Я хочу драться, меня вынуждают к этому любовь и моя внутренняя религия. Я не могу оставаться в стороне и спокойно смотреть на это».
А.де Сент Экзюпери
Приложение 5
Анкетирование
ученик 3-4 класса, ученик 5-11 класса взрослые
(подчеркнуть кто заполняет)
1. Знаете ли вы кто такой Антуан де Сент-Экзюпери?
_____________________________________________________
2. Писателем какой страны он являлся?
____________________________________________________
3. В каком году он родился? ____________________________________________________
4. В каком городе родился Антуан де Сент-Экзюпери?
______________________________________________________
5. Самое известное произведение Антуана де Сент-Экзюпери?
6. Кому Антуан де Сент-Экзюпери посвятил свою книгу "Маленький Принц"?
_________________________________________________________
7. Самые известные слова, которые маленький Принц говорил лису?
____________________________________________________________
8. В первой главе книги "Маленький Принц" рассказывалось о рисунках.
Что изобразил мальчик на этих рисунках?
______________________________________________________
9. Вспомните и запишите 2-3 цитаты из сказки «Маленький принц».
____________________________________________________________
Приложение 6
Сравнительный анализ анкетирования
№ | Вопрос анкеты | 3-4 классы 17уч.-100% 1 подгруппа | 5-11 классы 47 уч -100% 2 подгруппа | Родители, учителя 21 ч. – 100% 3 подгруппа | |||
Кол-во | % | Кол-во | % | Кол-во | % | ||
1. | Знаете ли вы кто такой Антуан де Сент-Экзюпери? | 17 | 100% | 38 | 81% | 4 | 19% |
2 | Писателем какой страны он являлся? | 15 | 88% | 38 | 81% | 5 | 24% |
3 | В каком году родился Антуан де Сент-Экзюпери? | 14 | 82% | 23 | 49% | 6 | 28% |
4 | В каком городе родился Антуан де Сент-Экзюпери? | 14 | 82% | 12 | 26% | 4 | 19% |
5 | Самое известное произведение Антуана де Сент-Экзюпери? | 17 | 100% | 45 | 96% | 18 | 86% |
6 | Кому Антуан де Сент-Экзюпери посвятил свою книгу "Маленький Принц"? | 13 | 76% | 29 | 62% | 11 | 52% |
7 | Самые известные слова, которые маленький Принц говорил лису? | 13 | 76% | 34 | 72% | 15 | 71% |
8 | В первой главе книги "Маленький Принц" рассказывалось о рисунках. Что изобразил мальчик на этих рисунках? | 17 | 100% | 42 | 89% | 16 | 76% |
9 | Вспомните и запишите 2-3 цитаты из сказки «Маленький принц | 13 | 76% | 26 | 55% | 18 | 86% |
Общий результат по подгруппам | 87% | 63% | 51% |
Приложение 6
Приложение 7
Мини-опрос
по произведению Антуана де Сент-Экзюпери «Маленький принц»
Напишите, пожалуйста, те цитаты из произведения, какие вы знаете?
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Приложение 8
Анализ мини-опроса
по произведению Антуана де Сент-Экзюпери «Маленький принц»на знания цитат произведения.
Приложение 9.
Анализ анкетирования
«Чему учит сказка Антуана де Сент-Экзюпери «Маленький принц?»
Педагогика
Нравственные ценности в произведении Антуана де Сент-Экзюпери
«Маленький принц»
Григорьев Ринат Артурович, 9 класс,МБОУ СОШ №1 х.Маяк Сальского района
Руководитель Мощенко Лола Ибрагимовна,
учитель начальных классов, МБОУ СОШ №1 х.Маяк Сальского района
Проблема нравственного становления личности была нами выбрана не случайно. Она существует очень давно, и в этой области сделано немало открытий. Актуальность данной проблемы заключается в том, что в настоящее время люди стремятся создать правовое общество с высокой культурой отношений между людьми, которая будет определяться социальной справедливостью, совестью и дисциплинированностью. Такое общество предполагает необходимость нравственного воспитания каждого.
Цель исследования: определить, как повесть-сказка Антуана де Сент-Экзюпери «Маленький принц» способствует формированию нравственных ценностей у школьников.
Гипотеза: способствует ли сказка Антуана де Сент-Экзюпери «Маленький принц» воспитанию личности.
Задачи исследования:
1) познакомиться с историей возникновения и развития понятия «нравственные ценности»
2)познакомиться с биографией Антуана де Сент-Экзюпери.
3) определить, как воспринимают понятие «нравственные ценности» учащиеся;
4) проанализировать влияние содержания повести-сказки Антуана де Сент-Экзюпери «Маленький принц» на формирование нравственных ценностей у школьников;
Объект исследования: нравственных ценностей школьников
Предмет исследования: произведение Антуана де Сент-Экзюпери «Маленький принц»
Методы исследования:
• теоретический анализ произведения Антуана де Сен Экзюпери «Маленький принц»
• беседа;
• анкетирование.
Нравственные ценности дают возможность построить социальное общество, в котором практически весь негатив свёлся бы к минимуму. Но, к сожалению, ценности нравственного характера проявляются далеко не у многих, что и делает наш мир таким, каков он есть.
Первое, что я сделал, это провел анкетирование на тему: «Какие качества относится к нравственным ценностям?» Результат показал, что старшеклассники знают качества, которые входят в понятие «нравственные ценности личности».
Чтобы понять смысл сказки и доказать свою гипотезу, я изучил биографию писателя Антуана де Сент-Экзюпери, провел сравнительный анализ среди учащихся, родителей и учителей на знания сюжета сказки и цитат из произведения.
Считаю, что мы добились поставленной цели, так как путем опроса учеников нашей школы и собственных рассуждений о философии сказки «Маленький принц», смогли прийти к выводу, что прочтение этого произведения в значительной степени влияет на формирование нравственных ценностей личности читающего.
Загадка старого пирата или водолазный колокол
Снегири и коты
Лиса Лариска и белка Ленка
Одна беседа. Лев Кассиль
О путнике