Эмоции играют важную роль в жизни каждого человека, особенно в младшем школьном возрасте. Эта проблема актуальна для младших школьников, которые еще ничего не знают об эмоциях и не умеют с ними справляться. Цель моего исследования: изучить влияние положительных и отрицательных эмоций на поведение и успешность деятельности младшего школьника. Познавательные процессы (внимание, память, мышление) почти всегда сопровождаются положительными или отрицательными эмоциональными переживаниями, которые являются самыми главными в успешности деятельности. Результаты работы, по словам учителей, было полезно узнать даже им.
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 1» пгт. Троицко-Печорск Республика Коми
Влияние положительных и отрицательных эмоций на успешность деятельности младшего школьника
Исследовательская работа
Автор: Олицкая Софья, ученица 4 «Б» класса
Руководитель: Савиных Ольга Сергеевна, педагог-психолог МБОУ СОШ № 1 пгт. Троицко-Печорск
пгт. Троицко-Печорск
2015 г.
Содержание
Введение ……………………………………………….. | с. 3 |
Основная часть |
|
Общая характеристика эмоций ……………………… | с. 6 |
Классификация эмоций ……………………………… | с. 7 |
Организация и результаты эмпирического исследования …………………………………………. | с. 9 |
Заключение …………………………………………….. | с. 15 |
Литература …………………………………………….. | с. 15 |
Приложения ……………………………………………. | с. 16 |
Введение
Мы привыкли говорить о том, что мы радуемся, боимся, сердимся – все эти действия выражают состояние нашей души.
Особый класс психологических состояний человека составляют эмоции, которые проявляются в форме непосредственных переживаний, ощущений приятного или неприятного, отношения человека к миру и людям, к процессу и результатам его практической деятельности.
Эмоции – это неизведанный объект, который нельзя отнести к чувствам, так как это сиюминутное явление.
Эмоции играют важную роль в жизни каждого человека. Их значимость для развития личности особенно велика в младшем школьном возрасте.
Меня заинтересовала эта тема, и я задумалась, влияют ли эмоции на успешность деятельности человека, если да, то как именно? Как влияют положительные и отрицательные эмоций на успешность деятельности младшего школьника? Вот это мне и захотелось узнать.
Актуальность и новизна исследования состоят в том, что эмоции человека еще до конца не изучены, в научном мире наблюдается повышенный к ним интерес. И на сегодняшний момент эта проблема как никогда актуальна для младших школьников, которые еще ничего не знают об эмоциях и не умеют с ними справляться.
Для меня новое то, что я все время наблюдаю у себя и своих одноклассников то положительные, то отрицательные эмоции, но никогда об этом не задумывалась, и когда глубже изучаешь эту тему, то много нового и интересного ты сможешь узнать и понять, почему у тебя в какое-то время дело идет плохо, а потом в том же самом деле все хорошо получается.
Проблемы исследования. Влияют ли эмоции на успешность деятельности младшего школьника? Как влияют положительные и отрицательные эмоции на успешность деятельности? Какие эмоции для успешности деятельности лучше, а какие хуже?
Гипотеза исследования.
Я считаю, что лучше для успешности деятельности отрицательные эмоции, а хуже – положительные эмоции. Думаю, что при отрицательных эмоциях человек захочет доказать, что он сможет сделать то, что необходимо, а при положительных – расслабится и хуже сделает работу.
Объект исследования: эмоции человека.
Предмет исследования: влияние эмоций на успешность деятельности младшего школьника.
Цели исследования: изучить влияние положительных и отрицательных эмоций на поведение и успешность деятельности младшего школьника.
Задачи исследования:
Методы исследования: поиск информации, опрос, эксперимент, моделирующая игра, анализ, наглядное представление данных.
Теоретическая значимость работы:
Исследование эмоций и их развитие имеет большое значение для изучения развития человеческой психики и является важным в воспитании и развитии младших школьников, так как никакое общение и взаимодействие не будет эффективным, если его участники не способны, во-первых, «читать», т.е. понимать эмоциональное состояние другого человека, а во-вторых, управлять своими эмоциями. Понимание своих эмоций и чувств также является важным моментом в становлении личности растущего человека.
Практическая значимость работы: моя работа может быть интересна моим сверстникам, родителям и учителям начальной школы для проведения бесед с учащимися. Младшие школьники, узнав об эмоциях из моей работы, могли бы изучать их дальше. А кто-то, возможно, займется самовоспитанием.
Основная часть
Общая характеристика эмоций
Эмоции (что означает в переводе на русский язык - потрясаю, волную) – это переживание человеком его отношения к окружающему миру, к другим людям и к самому себе. Эмоции человека зависят от того, удовлетворяются ли его потребности, цели и намерения.
Если процесс удовлетворения потребностей протекает благоприятно, то человек испытывает положительные эмоции и, напротив, отрицательные эмоции возникают в ответ на неудовлетворение потребностей или отсутствие нужного результата собственного действия.
Эмоция - это психический процесс, который у человека протекает достаточно быстро.
Кроме кратковременных эмоций человек испытывает устойчивые чувства. Это независящее от места и времени отношение человека к конкретным людям или предметам. Чувство сильнее и дольше, чем эмоция.
Например, мы часто слышим, как про людей говорят: «Он оптимист, а вот он пессимист». Оказывается, это зависит от его эмоций и чувств. Оптимист – это человек, который никогда не отчаивается и верит только в добро. Пессимист – это человек, который смотрит на жизнь очень мрачно, не верит в добро и ни во что хорошее.
Познавательные процессы (внимание, память, мышление) в ходе учебной деятельности почти всегда сопровождаются положительными и отрицательными эмоциональными переживаниями, которые являются самыми главными в ее успешности. В течение длительного времени сохранялось представление о том, что приятное запоминается лучше, чем неприятное. Однако в последнее время есть данные, что и неприятная информация надолго «застревает» в памяти человека.
Исследовалось также влияние эмоциональных состояний человека на процесс развития мышления. Оказалось, что мыслительный процесс невозможен без эмоций. Эмоции сопровождают наиболее творческие виды мыслительной деятельности. Даже искусственно вызванные положительные эмоции могут оказать положительное влияние на решение задач. При хорошем настроении у человека наблюдается большее упорство, он решает большее количество задач.
Эмоции у каждого человека проявляются по-разному, и единственный способ ознакомиться с ними – спросить у него самого, что он испытывает. Однако существуют и внешние выражения эмоций в виде мимики, пантомимики, физиологических реакций организма (покраснение или бледность кожи, ком в горле, дрожание голоса или рук и т.д.).
Классификация эмоций
Все эмоции человека можно различать и классифицировать по качеству переживания. Американский психолог К. Изард выделил десять качественно различных «фундаментальных» эмоций: интерес-возбуждение, радость, удивление, горе, гнев, отвращение, презрение, страх, стыд, вина. Первые три он относит к положительным, остальные семь – к отрицательным или негативным.
Итак, эмоции подразделяются на положительные и отрицательные.
Когда человеку что-то не нравится, он испытывает отрицательные эмоции. Когда человека все устраивает, он испытывает положительные эмоции.
Например, настроение и тревожность – это состояние нашего внутреннего мира. Если у нас положительные эмоции, то и настроение у нас хорошее, а если переживаем отрицательные эмоции, то настроение портится.
Положительные эмоции – это своеобразная «награда» организму за труд, затраченный им в процессе достижения полезного результата.
Отрицательные эмоции основаны на неприятных переживаниях, они являются сигналом нарушения постоянства внутренней среды организма.
Негативные эмоции могут изменить отношение человека к деятельности, влияя на его поведение. Они могут быть направленны на устранение источника физической или психологической опасности, т.е. привести к агрессии.
И все-таки негативные эмоции нельзя полностью относить в разряд «плохих эмоций», т. к. они часто бывают полезными и даже привлекательными, если проявляются в определенной мере.
Так, например, такие эмоции, как гнев, страх, стыд, зачастую безоговорочно относят к категории отрицательных или негативных. И в то же время известно, что вспышка гнева может способствовать выживанию человека или защите личного достоинства, исправлению социальной несправедливости. Полезными для выживания могут стать и страх; и стыд, которые выступают регулятором агрессивности и служат утверждению социального порядка.
А вот неоправданные, беспричинные вспышки гнева или страха могут привести к негативным последствиям как для человека, испытывающего гнев или страх, так и для его окружения, но к таким же последствиям может привести и радость, если в её основе лежит злорадство.
Поэтому к негативным эмоциям будем относить те эмоции, которые чаще всего приводят к неблагоприятным или негативным эмоциональным состояниям, таким как тоска, тревога, обида, разочарование, отчаяние, апатия, стресс, агрессия и т.д.
Некоторые советские психологи выделяют еще одну группу – нейтральные эмоции. Например, такие как безразличие, равнодушие.
В приложении 1 на с.16 приведена классификация эмоций и перечислены некоторые из них. Характеристика основных эмоций имеется в приложении 2, с. 17.
Организация и результаты эмпирического исследования
В своём исследовании я предположила, что негативные или положительные эмоции, которые переживает человек, оказывают непосредственное влияние на выполняемую им деятельность. Я считала, что лучше для успешности деятельности отрицательные эмоции, а хуже – положительные эмоции. Потому что при отрицательных эмоциях человек захочет доказать, что он сможет хорошо сделать порученную ему работу, а при положительных – расслабится и хуже сделает эту работу. Но при изучении литературы я немного поменяла свою точку зрения и предположила, что, возможно, все-таки положительные эмоции приводят к лучшему результату.
С целью подтверждения выдвинутой мною гипотезы я провела исследование, в котором участвовало 15 человек. В качестве испытуемых выступали учащиеся 4 «Б» класса МБОУ СОШ № 1 пгт. Троицко-Печорск. Результаты исследования представлены в приложении 2, с. 19.
Исследование проводилось в три этапа.
На 1 этапе был проведен опрос. Ученикам класса были заданы 5 вопросов:
В результате опроса я выяснила, что 63% учащихся считают, что положительные и отрицательные эмоции влияют на успешность деятельности младшего школьника. 81% учащихся указали, что их настроение влияет на успешность их деятельности. 44% учащихся считают, что им трудно испортить настроение. 56% учащихся считают, что на успешность деятельности влияет чувство тревожности.
Таким образом, 88% учащихся представляют, что такое положительные и отрицательные эмоции и каким образом они влияют на деятельность ученика.
На втором этапе вместе с нашим учителем я провела эксперимент, о котором мои одноклассники не знали. Эксперимент заключался в следующем. Ученики на уроке решали предложенные учителем задачи. Были даны три задания, одинаковые по трудности и по времени выполнения (3 минуты). В каждом задании я сравнила свою гипотезу выполнения задания каждым учеником с фактическим результатом.
При выполнении первого задания учитель подходила к каждому ученику, поглаживала его, говорила «молодец», «умничка», «у тебя все получится», улыбалась и поддерживала учеников. Ученики при этом испытывали положительные эмоции. Результаты эксперимента представлены на графике 1. Фактические результаты оказались лучше, чем я предположила.
График 1.
Второе задание ученики выполняли в обстановке, когда учительница стала «злой». Она кричала на учеников, говорила, что всё уже пора понять, постоянно делала замечания, резко подходила к ученикам. Окрики, замечания и плохое настроение учителя вызывали у ребят отрицательные эмоции. Результаты эксперимента представлены на графике 2. Фактические результаты оказались хуже, чем я предположила.
График 2.
Третье задание выполняли в полной тишине. Со стороны учителя было абсолютное равнодушие. Ей было все равно, что делают и пишут ученики. У ребят, как я предположила, должны были возникнуть нейтральные эмоции. Они должны выполнить задание, как могут. Результаты эксперимента представлены на графике 3. Фактические результаты оказались неоднозначными. Наверно, равнодушие учителя вызвало у моих одноклассников разные эмоции: у кого-то положительные, у кого-то отрицательные, поэтому они справились с заданиями кто-то лучше, а кто-то хуже, чем предположила я.
График 3.
Сравнение результатов эксперимента представлено на графике 4.
График 4.
Как видно на графике 4, 9 человек, т.е. 60%, лучше всего справились с заданием, испытывая положительные эмоции. Два человека, что составляет 13%, лучше справились с заданием при отрицательных эмоциях и 1 ученик – при нейтральных эмоциях. 3 человека одинаково хорошо справились с заданием при положительных и нейтральных эмоциях, 2 человека одинаково – при отрицательных и нейтральных эмоциях.
Таким образом, мы видим, что на успешность деятельности большинства учащихся 4 класса сильнее повлияли положительные эмоции.
По окончании эксперимента я объяснила одноклассникам, что происходило на уроке, а классный руководитель извинилась перед ними. Мои одноклассники простили нас и громко засмеялись.
На третьем этапе исследования была проведена моделирующая игра «Положительное и отрицательное подкрепление».
Цель игры: выявить, как эмоционально на поведение человека оказывает влияние положительное и отрицательное стимулирование, а также равнодушие.
Ход игры: Выбираются 3 участника. Им дается инструкция: Сейчас мы с вами сыграем в детскую игру «Холодно-горячо». Вам нужно будет выполнить некоторое задание. Ребята в классе будут вам помогать в этом. Время, которое вы потратите на выполнение задания, будет засекаться.
Участники выходят за дверь. Класс договаривается о задании: переставить стул от доски за первую парту.
Дается инструкция классу:
- Первому вошедшему участнику мы будем помогать с помощью похвалы «молодец», «почти догадался», мы будем награждать его аплодисментами – чем ближе он к замыслу, тем громче аплодисменты.
- Второму участнику мы будем помогать с помощью критических замечаний. Можно использовать междометия и высказывания, не оскорбляющие достоинства участника: У-У, О-О, ну совсем, не то, ты не понимаешь... Чем дальше он будет от выполнения задания, тем больше и громче критических высказываний. Чем ближе, тем высказываний меньше или совсем отсутствуют.
- В третьем случае группа вообще молчит. Ни звука. На лицах – равнодушные маски. Нас не интересует, выполнит ли участник задание.
После игры все участники и класс делятся своими впечатлениями.
Наблюдения в ходе эксперимента.
1 ситуация: положительное подкрепление. На выполнение задания потребовалось 105 сек. Пробовались разные варианты действий, участник реагировал на реакцию класса с улыбкой, исправлял ошибки. В результате задание выполнено. Чувства участника: понравилось задание, было интересно его выполнять, следила за реакцией класса, это помогло догадаться и выполнить задание.
2 ситуация: отрицательное подкрепление. Участник попытался выполнить несколько действий, затем просто встал и стоял молча перед классом, через 41 сек отказался от попыток выполнения задания. В результате задание не выполнено. Чувства участника: непонимание, обида, нежелание выполнять задание, отказ от деятельности.
3 ситуация: отсутствие подкрепления, полное равнодушие. Участник стоит перед классом в полном недоумении, растерянности, ищет поддержку, но не находит её. Через 85 сек. игра была прекращена ведущим. Чувства участника: неуверенность, обида, растерянность, неспособность принять решение.
Таким образом, эксперимент показал, что у младшего школьника при положительной поддержке окружающих возникают положительные эмоции, которые помогают справиться с заданием, т.е. делают деятельность успешной. При отрицательных эмоциях ученик полностью отказывается что-либо делать. Самые страшные негативные эмоции вызывает равнодушие окружающих, неспособность принять какое-либо решение.
Заключение
Я узнала, что эмоции влияют на деятельность младшего школьника.
При анализе полученных результатов выяснила, что для успешности деятельности положительные эмоции лучше, чем отрицательные. Моя гипотеза опровергнута.
Также я узнала, что равнодушие со стороны других людей также может вызывать отрицательные эмоции и плохо влиять на успех деятельности.
Я надеюсь, что после полученных знаний об эмоциях, о результатах проведенных экспериментов мои одноклассники захотят еще больше узнать об эмоциях, захотят заняться самовоспитанием, чтобы научиться управлять своими эмоциями, т.к. это важно для общения с другими людьми и для того, чтобы достичь в жизни успеха.
Считаю, что я справилась с исследованием, все проблемы решила и узнала много об эмоциях. Полноту решения поставленных задач оцениваю на «отлично».
Литература:
Приложение 1. Классификация эмоций человека.
Положительные | Отрицательные | Нейтральные |
Радость Восторг Удовлетворение Удовольствие Гордость Доверие Симпатия Восхищение Любовь Уважение Умиление Благодарность Нежность Самодовольство Блаженство Злорадство Спокойная совесть Чувство облегчения Чувство безопасности Предвкушение чего-либо приятного | Грусть Отчаяние Печаль Тоска Неудовольствие Горе Огорчение Ненависть Зависть Стыд Растерянность Ярость Презрение Тревога Обида Испуг Страх Жалость Злоба Уныние Отвращение Разочарование Сострадание Досада Гнев Чувство оскорбления Негодование Скука Ревность Неуверенность Раскаяние Угрызения совести Нетерпение Горечь | Любопытство Изумление Безразличие Равнодушие Спокойно-созерцательное состояние |
Приложение 2. Характеристика основных эмоций.
Горе - наиболее распространенное отрицательное эмоциональное состояние. Доминирующей в эмоции горе является печаль, но она взаимодействует с другими эмоциями. Степень взаимодействия печали с эмоциями страха, гнева, вины и стыда зависит от прошлого опыта человека и ситуации, сложившейся в момент утраты. Переживание горе объединяет и сплачивает людей, которые по природе своей являются общественными существами. Горе может стать причиной болезни или смерти скорбящего. Процесс горя может приобретать патологический характер. В основе всех психологических причин горя лежит общий фактор - ощущение потери ценного и любимого, того к чему имелась сильная аффективная привязанность.
Гнев - одна из важнейших эмоций. Человек по мере своей эволюции и движения к высшим формам цивилизованной жизни сталкивался с самыми разнообразными препятствиями и опасностями. Эмоция гнева играла важную роль в преодолении их, она имела важное значение для выживания человека как вида. Гнев мобилизует энергию человека, вселяет в него чувство уверенности и силы и потому повышает его способность к самозащите. Гнев - это часть человеческой натуры, но он зачастую воспринимается как нежелательная реакция, и человек, как правило, стремится избежать ее. Но, сдерживая, его мы и не подозреваем, что это может привести к негативным последствиям: повышение активности вегетативной нервной системы, что выражается в повышении давления, учащения сердечного ритма и в других физиологических нарушениях. Причины гнева: первая и непосредственная причина - боль; ограничение физической свободы также служит активатором гнева, т. к. вызывает дискомфорт или боль; психологическое ограничение; гнев может быть вызван неправильными или несправедливыми действиями и поступками окружающих, а также определенным эмоциональным состоянием.
Отвращение - очевидная функция отвращения состоит в том, что оно мотивирует отвержение неприятных на вкус или потенциально опасных веществ. Выражение отвращения опосредуется самой древней в филогенетическом плане частью центральной нервной системы - стволом мозга. Оно наблюдается даже у людей страдающих дисфункцией больших полушарий мозга. Отвращение, если оно сочетается с гневом, может в межличностных отношениях мотивировать агрессивное поведение. Отвращение, как и гнев, может быть направлено на себя, снижая при этом самооценку и вызывая самоосуждение.
Презрение - отрицательное эмоциональное состояние, возникающее в межличностных отношениях, связано с чувством превосходства. В эволюционном периоде, скорее всего, выступала своеобразным средством подготовки индивида или группы к встрече с опасным противником. Возможно, презрение является адекватным чувством тогда, когда оно направлено против уродливых социальных явлений. Негативные аспекты эмоции презрения: эмоции отвращения зачастую активируют гнев.
Страх - реальная часть нашей жизни. Человек может переживать страх в самых разных ситуациях, но все эти ситуации имеют одну общую черту. Они ощущаются, воспринимаются человеком как ситуации, в которых под угрозу поставлено его спокойствие или безопасность. Страх может быть вызван как физической, так и психологической угрозой. Переживание страха сопровождается чувством неуверенности, незащищенности, невозможности контролировать ситуацию. Первичной функцией страха является мотивация специфических когнитивных и поведенческих актов, способствующих укреплению безопасности и чувству уверенности. Страх вызывает эффект «туннельного восприятия» и существенно сужает выбор стратегий поведения. Однако страх несет в себе адаптивную функцию, ибо заставляет человека искать способы защиты от возможного вреда. Предчувствие страха может стать импульсом для укрепления «Я», может побуждать индивида к самосовершенствованию с целью снижения собственной уязвимости.
Стыд - отрицательное эмоциональное состояние, выражающее в осознании несоответствия собственных помыслов, поступков и внешности не только в ожидании окружающих, но и собственным представлениям о поведении внешнем облике. Выполняет двоякую функцию, которая и определила его роль в эволюции человека. Способность к стыду означает, что индивид склонен учитывать мнения и чувства, окружающих его людей, таким образом, стыд способствует большему взаимопониманию между человеком и окружающими его людьми и большей ответственности перед обществом. Кроме того, стыд побуждает индивида к приобретению навыков, в том числе и навыков социального взаимодействия.
Вина - играет ключевую роль в процессе развития личности и социальной ответственности, в процессе становлении совести. Для переживания вины характерны высокая степень напряжения, умеренная импульсивность и снижение уверенности в себе. Переживание вины сопровождается гложущим ощущением собственной неправоты по отношению к другому человеку или самому себе. В эмоциональном профиле для ситуации вины обнаруживается относительно высокие показатели эмоции печали и страха. Функция вины в том, что она симулирует человека исправить ситуацию, восстановить нормальный ход вещей.
Радость - веселье, услада, наслажденье, утеха, чувство внутреннего удовольствия, большого душевного удовлетворения, приятного, вследствие желанного случая.
Удовольствие – чувство радости от приятных ощущений, переживаний, мыслей.
Симпатия – влечение, внутреннее расположение к кому-либо или чему-либо.
Уважение – чувство почтительного отношения кому-либо, основанное на признании чьих-либо достоинств, высоких качеств.
Приложение 3. Результаты исследования
Результаты опроса учащихся.
Всего исследовано человек: 15
№ | Фамилии |
|
|
|
|
|
1 | Кулиева | + | + | + | + | + |
2 | Завадовская | + | + | + | - | - |
3 | Бажукова | + | + | + | - | + |
4 | Хромов | + | + | + | - | + |
5 | Ковалев | + | + | + | - | + |
6 | Кузнецова | + | + | + | - | + |
7 | Волков | - | - | + | - | + |
8 | Яровенко | + | + | - | + | + |
9 | Носов | - | - | + | - | - |
10 | Шишов | + | - | - | - | + |
11 | Стужук | + | - | + | + | - |
12 | Ефремова | + | - | + | + | - |
13 | Шешуков | + | + | + | - | - |
14 | Макарова | + | - | + | + | - |
15 | Мадаминова | + | + | - | + | - |
16 | Да | 14 (88%) | 10(63%) | 13(81%) | 7(44%) | 9(56%) |
17 | Нет | 2 (12%) | 6(37%) | 3(19%) | 9(56%) | 7(44%) |
Вывод: эмоции влияют на деятельность человека.
Эксперимент 1. Решение задач.
Цель: Влияние эмоций на успешность деятельности ученика.
Всего исследовано человек: 15
№ | Фамилии | Положительные эмоции | Отрицательные эмоции | Отсутствие эмоций | |||
гипотеза | факт | гипотеза | факт | гипотеза | факт | ||
1 | Кулиева | 3 | 3 | 4 | 2 | 4 | 2 |
2 | Завадовская | 4 | 5 | 5 | 4 | 4 | 5 |
3 | Бажукова С | 3 | 5 | 4 | 4 | 4 | 3 |
4 | Хромов | 3 | 3 | 4 | 5 | 4 | 3 |
5 | Ковалев | 4 | 5 | 4 | 4 | 4 | 4 |
6 | Кузнецова | 3 | 5 | 5 | 4 | 4 | 5 |
7 | Волков | 3 | 4 | 4 | 3 | 4 | 5 |
8 | Яровенко | 5 | 4 | 5 | 4 | 5 | 3 |
9 | Носов | 2 | 2 | 3 | 2 | 2 | 3 |
10 | Шишов | 4 | 5 | 5 | 4 | 4 | 5 |
11 | Стужук | 3 | 3 | 4 | 4 | 4 | 3 |
12 | Ефремова | 4 | 4 | 5 | 5 | 5 | 5 |
13 | Шешуков | 3 | 4 | 4 | 3 | 4 | 4 |
14 | Макарова | 4 | 4 | 5 | 3 | 4 | 3 |
15 | Мадаминова | 5 | 4 | 5 | 5 | 5 | 5 |
Приложение 4. Словарь
Кэррол Изард (англ. CarrolIzard, р. 1923) —американский психолог; профессор психологии Делаверского университета; специалист по проблемам человеческих эмоций;
Настроение — равнодействующая многих чувств. Это состояние отличается известной длительностью, устойчивостью и служит фоном, на котором протекают все остальные элементы психической деятельности.
Физиологическая реакция – это реакция организма (покраснение или бледность кожи, руки трясутся, говорить не можешь и т.д.)
Ласточка. Корейская народная сказка
Ледяная внучка
Сказка про Серого Зайку
Снежная зима. Рисуем акварелью и гуашью
Ломтик арбуза. Рисуем акварелью