В работе исследуется подростковое одиночество. Впервые состояние одиночества наиболее остро осознается в подростковом возрасте, так как подростковый возраст – этап формирования самосознания и собственного мировоззрения, этап принятия ответственных решений.
Острое чувство одиночества у подростков связанно с развитием рефлексии в подростковом возрасте и переходом на новый уровень самосознания, с усилением потребностей в самопознании, принятии и признании, в общении и обособлении, с кризисом самооценки. Одиночество имеет отрицательные и положительные стороны. С одной стороны одиночество может довести подростка до апатии, стресса и даже суицида. В то же время одиночество до определенной степени необходимо подростку для личностного роста, развития творческих сил, самостоятельности. Главное, чтобы рядом всегда был хотя бы один человек, к которому можно было бы обратиться в трудную минуту.
Вложение | Размер |
---|---|
Исследовательская работа "Подростковое одиночество" | 162.9 КБ |
Презентация к исследовательской работе "Подростковое одиночество" | 2.48 МБ |
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 1» пгт. Троицко-Печорск Республика Коми
Подростковое одиночество
Исследовательская работа
Автор: Пыхтина Ксения, ученица 11 б класса
Руководитель: Савиных Ольга Сергеевна, педагог-психолог МБОУ СОШ № 1 пгт. Троицко-Печорск
пгт. Троицко-Печорск
2015 г.
Содержание
Введение …………………………………………………………. | с. 3 |
Основная часть Теоретические основы проблемы …………………………… | с. 6 |
Описание процедуры исследования и его результаты ……… | с. 7 |
Заключение ……………………………………………………… | с. 11 |
Список литературы …………………………………………….. | с. 12 |
Приложения ……………………………………………………… | с. 13 |
Введение
Несмотря на распространенное мнение о том, что одиночество чаще испытывают люди пожилого возраста, многие психологи (И.С. Кон, И.В. Дубровина, С.В. Кривцова и др.) считают это переживание возрастным новообразованием – специфическим свойством, появляющимся впервые в подростковом возрасте в результате развития познавательной и эмоциональной сферы личности и перехода подростка на новый уровень самосознания.
Причем большинство авторов подчеркивают двойственность характера переживания одиночества и его влияния на подростка: с одной стороны, оно обогащает внутренний мир, позволяя почувствовать уникальность своего существования, с другой – может привести к поведенческим отклонениям, депрессии и даже к суициду. Почему же одиночество для одних подростков становится ступенькой в личностном росте, а других ведет в пропасть отчаяния? Чтобы ответить на поставленный вопрос, необходимо разобраться в том, что же такое одиночество, каким образом оно возникает и каков механизм его влияния на подростка.
Мне 18 лет, и я тоже была подростком, и чувство одиночества, как и всем моим сверстникам, мне также знакомо. Вот почему меня заинтересовала тема моей исследовательской работы.
Актуальность исследуемой проблемы выражается в том, что переживание одиночества у подростка может перерасти в устойчивое негативное психическое состояние, накладывающее отпечаток на все остальные чувства и переживания и даже стать препятствием для личностного развития. Подростки чаще всего остро переживают одиночество как свою заброшенность, покинутость, непонятость и отверженность.
Объектом исследования является подростковое одиночество.
Предмет исследования: особенности переживания одиночества в подростковом возрасте.
Субъект исследования: подростки 14-17 лет.
Гипотеза исследования: подростки нашей школы остро переживают одиночество.
Цель исследования: выяснить особенности переживания одиночества подростками нашей школы.
Задачи исследования:
Методы исследования.
Теоретические: поиск, анализ и обобщение информации, интерпретация и анализ полученных данных.
Эмпирические: анкетирование, психологическая диагностика, описание; сравнение.
Математические: методы математической статистики (средний балл, процентное содержание), электронные таблицы Excel, наглядное представление результатов исследования с помощью сводных таблиц, диаграмм, графиков.
Диагностический инструментарий: опросник «Социальная изолированность», опросник «Одиночество» (авторы Д. Рассел, Л. Пепло, М. Фергюсон), поведение в конфликте, самооценка (автор Будасси), темперамент (автор Белов).
Теоретическая значимость работы: Научный смысл исследования заключается в изучении особенностей переживания одиночества старших подростков школы, в привлечении к этой проблеме внимания педагогов и родителей подростков, в определении роли школы в социальном становлении учащихся.
Практическая значимость работы: Ознакомление учащихся 10-х классов, их родителей с особенностями одиночества в подростковом возрасте. Полученные результаты могут использоваться при психологическом анализе поведения подростков, на классных часах и родительских собраниях, помогут подросткам осознать проблему собственного одиночества и выработать для себя способы его преодоления.
Основная часть
Теоретические основы проблемы
Проблема одиночества всегда волновала человечество, занимая умы ученых, писателей, философов. В последнее время этой проблеме посвящается все больше работ, исследующих сущность одиночества, причины его возникновения, характерные проявления и влияние на разных людей в разные периоды их жизни.
Страх одиночества имеет древние корни: весь первоначальный период истории, насчитывающий не одну тысячу лет, человек, оставшийся один, не мог выжить. В первобытном обществе самой тяжелой была не смертная казнь, а изгнание, то есть, наказание одиночеством. Эта традиция сохранилась и в современном обществе. Причем современное изгнание – это не обязательно удаление от общества.
Одиночество - это не просто переживание. Одиночество – тяжёлое психическое состояние, обычно сопровождающееся плохим настроением и тягостными эмоциональными переживаниями. Одиноким приходит человек в эту жизнь и одиноким покидает он этот мир. Глубоко одинокие люди, как правило, очень несчастны, у них мало социальных контактов, их личные связи с другими людьми или ограничены или вовсе разорваны.
По мнению психологов впервые состояние одиночества наиболее остро осознается в подростковом возрасте.
Это связано с тем, что подростковый возраст – этап формирования самосознания и собственного мировоззрения, этап принятия ответственных решений, этап человеческой близости, когда ценности дружбы, любви, могут быть первостепенными. Подростковое одиночество связано с тем, что подростки испытывают трудности в удовлетворении потребностей в установлении значимых межличностных отношений; потребностей в расширении дружеских связей, в знакомстве с людьми различных социальных ориентаций и социального опыта; потребностей в причастности, признании и знакомстве с различным социальным опытом, желания быть принятым различными социальными группами.
В подростковом возрасте люди пытаются как-то систематизировать представления о своем одиночестве, а не просто представить перечень возможных его причин. Подобным же образом и одинокие люди пытаются систематизировать собственные объяснения их неудовлетворительной социальной жизни.
Подростки, переживающие одиночество, чувствуют себя оторванными от окружающих, испытывая при этом грусть, печаль, обиду, а иногда и страх. Как правило, они не удовлетворены своим общением со сверстниками, считают, что у них мало друзей или нет верного друга, любимого человека, который смог бы понять и при необходимости помочь. Причем такие подростки не всегда сами активно ищут друзей или стремятся к общению. Часто они, наоборот, всячески избегают его, несмотря на наличие острой внутренней потребности в общении.
Описание процедуры исследования и его результаты
С целью исследования особенностей одиночества у подростков нашей школы мною было опрошено 32 учащихся 8 и 10 классов. Этот возраст был выбран не случайно, т.к. подростки 14-17 лет уже могут осознать, одиноки они или нет. Испытуемым были предложены опросник «Как я понимаю одиночество», состоящий из 6 открытых вопросов, и анкета «Социальная изолированность» авторов Д. Рассел и М. Фергюссон. В тесте на выявление социальной изолированности (одиночества) предложено 19 утверждений и система ответов: часто, иногда, редко, никогда. Выбрать можно было только один ответ (приложение 1, с.13).
Кроме этого, у учеников 8 класса были исследованы особенности темперамента, самооценки, поведения в конфликте, коммуникативные и организаторские способности с целью выявления зависимости чувства одиночества от этих характеристик.
Результаты исследования представлены в приложении 2, с.22.
Как видно на диаграмме 1, на вопрос, что такое одиночество, подростки отвечают, что одиночество – это состояние, когда человек находится один, ему не с кем поговорить, для 30% из них одиночество является наихудшим состоянием человека, для 11% - это чувство невыносимое, а для 55% старшеклассников одиночество – это нормальное состояние. 60% опрошенных учащихся считают, что одиночество необходимо человеку, оно помогает подумать о чем-либо. Испытывали чувство одиночества 80% старшеклассников. В целом 70% учеников 10 класса относятся к чувству одиночества положительно, спокойно, нейтрально.
Подростки указывают, что одиноким может чувствовать себя любой человек, но более предрасположен к одиночеству человек необщительный.
По мнению подростков, пережить чувство одиночества помогает музыка - 20%; бездеятельность - 20%; 40% учащихся затруднились ответить на этот вопрос.
Диаграмма 1.
В результате опроса выявлено (диаграмма 2), что половина опрошенных признают, что не умеют общаться, чувствуют себя изолированными и отвергнутыми. 44% общаются формально, 33% трудно заводят друзей. Третья часть подростков считает, что им не хватает общения, не к кому обратиться со своими внутренними проблемами, никто их не понимает, не знает их по-настоящему, не разделяет их интересы. 11% опрошенных десятиклассников чувствуют себя несчастливыми.
Такая ситуация может складываться потому, что как признают сами ученики, они ждут внимания со стороны окружающих, не предпринимают активных действий, не могут найти для себя интересное дело. Те же самые проблемы встречаются у 9% восьмиклассников.
Диаграмма 2.
Как видно на диаграммах 3 и 4, в целом высокий уровень одиночества испытывают 17% учащихся 10 класса. Средний уровень – 64% восьмиклассников и 33% десятиклассников. Низкий уровень - 36% учащихся 8 класса и 50% учащихся 10 класса.
Диаграмма 3.
Диаграмма 4
.
Согласно данным таблицы 3 (с. 24), можно сделать вывод, что более общительные, коммуникативные подростки реже чувствуют себя одинокими. Сангвиники в меньшей степени чувствуют себя одинокими, чем представители других темпераментов. Не выявлено зависимости одиночества от организаторских способностей. Влияет на формирование чувства одиночества и стиль поведения подростка. Менее одинокими считают себя те, кто способен к сотрудничеству и компромиссу. Способствуют социальной изолированности соперничество и избегание.
Заключение
При анализе литературы были выявлены следующие причины подросткового одиночества: неприятие себя как личности, отрицательное отношение к себе; деформация отношений подростка в семье, своеобразное отношение подростков к прошлому, будущему и настоящему в жизни. заменяет живого общения общением в сети Интернет. Одиночество может привести к депрессиям ,подростковым суицидам.
Одиночество переживается подростками, преимущественно как личная ущербность и заброшенность, отсутствие внимания со стороны других, как некое тягостное недобровольное, невыносимое состояние, от которого хочется бежать прочь, появляется страх встречи с самим собой таким, какой есть (неприятие себя). Одиночество переживается от безысходности, когда подросток физически один, предоставлен себе и никого нет рядом, кто бы помог, понял и поддержал. И большая часть подростков еще к этому не готова. С развитием рефлексии в этом возрасте и переходом на новый уровень самосознания, с усилением потребностей в самопознании, принятии и признании, в общении и обособлении, с кризисом самооценки связанно острое одиночество у подростков. И тестирование доказало эту гипотезу. Большая часть подростков 15 – 17 лет испытывают чувство одиночества.
В то же время одиночество до определенной степени необходимо подростку для личностного роста, развития творческих сил, самостоятельности. Главное, чтобы рядом всегда был хотя бы один человек, к которому можно было бы обратиться в трудную минуту, кто бы понял, простил, помог.
Уважаемые взрослые! Рядом с вами находятся те, кому так необходимы ваше понимание, ваша мудрость и поддержка.
А подросткам необходимо посмотреть вокруг и увидеть, что рядом с нами находятся любящие родители, друзья, педагоги, книги и много других интересных людей и вещей. Может быть, нам самим нужно стать менее агрессивными и упрямыми, более открытыми для общения и приобретения знаний? Может быть, нам нужно первыми сделать шаг навстречу друг другу? Рекомендации для тех, кто чувствует себя одинокими, даны в приложении 3, с. 25.
Список литературы:
Приложение 1. Диагностический инструментарий
6. Если я чувствую себя одиноким, я …
2. Опросник «Социальная изолированность»
Инструкция. Вам предлагается ряд утверждений. Рассмотрите последовательно каждое и оцените с точки зрения частоты их проявления в вашей жизни при помощи четырех вариантов ответов:
«часто» - 3 балла,
«иногда» - 2 балла,
«редко» - 1 балл,
«никогда» - 0 баллов.
Выбранный вариант обведите в бланке ответов.
Опросник
Высокой степени социальной изолированности соответствуют 41-60 баллов, средней - от 21 до 40 баллов, низкой - от 0 до 20 баллов.
3. Поведение в конфликте
Инструкция. Этот тест помогает увидеть некоторые особенности своего поведения в конфликтных ситуациях. Как часто вы ведете себя подобным образом? (1 – никогда, 2 – редко, 3 – часто, 4 – постоянно).
1. В споре с коллегами я стремлюсь показать преимущества своей позиции | 1 | 2 | 3 | 4 |
2. Я веду переговоры с целью достичь компромисса | 1 | 2 | 3 | 4 |
3. Я стремлюсь оправдать ожидания коллег | 1 | 2 | 3 | 4 |
4. Я стараюсь исследовать проблему вместе с коллегами и найти приемлемое для всех решение | 1 | 2 | 3 | 4 |
5. Я настойчиво отстаиваю свою позицию | 1 | 2 | 3 | 4 |
6. Я пытаюсь избежать быть втянутым в неприятности, без нужды не обостряю отношения | 1 | 2 | 3 | 4 |
7. Я твердо придерживаюсь своей линии в решении проблемы | 1 | 2 | 3 | 4 |
8. Я в чем-то уступаю, но в чем-то твердо настаиваю при решении проблемы | 1 | 2 | 3 | 4 |
9. Я обмениваюсь достоверной и полной информацией с коллегами в решении проблем | 1 | 2 | 3 | 4 |
10. Я избегаю открытых дискуссий по поводу разногласий | 1 | 2 | 3 | 4 |
11. Я приспосабливаюсь к требованиям и желаниям коллег | 1 | 2 | 3 | 4 |
12. Я стремлюсь сделать наши точки зрения открытыми с тем, чтобы мы вместе пришли к нужному решению | 1 | 2 | 3 | 4 |
13. Я предлагаю выбирать среднюю позицию для преодоления разногласий | 1 | 2 | 3 | 4 |
14. Обычно я соглашаюсь с предложениями коллег | 1 | 2 | 3 | 4 |
15. Я стараюсь держать несогласие с коллегами при себе, чтобы избежать сильного проявления эмоций | 1 | 2 | 3 | 4 |
Подсчитайте сумму баллов по каждой из пяти групп:
1 группа (сотрудничество) – строка 4, 9, 12;
2 группа (приспособление) – строка 3, 11, 14;
3 группа (соперничество) – строка 1, 5, 7;
4 группа (избегание) – 6, 10, 15;
5 группа (компромисс) – 2, 8, 13
Интерпретация результатов:
10-12 баллов – ярко выраженная стратегия поведения в конфликтной ситуации.
7-9 баллов – преобладающая стратегия поведения в конфликтной ситуации.
3-6 баллов – не свойственная стратегия поведения в конфликтной ситуации.
4. Темперамент (по Белову)
Обработка: Подсчитайте количество плюсов по каждым 20 вопросам (в столбике). Определите, где больше плюсов. Этот темперамент и будет преобладающим.
Вопросы: 1 – 20 –холерик
21 – 40 – сангвиник
41 – 60 – флегматик
61 – 80 – меланхолик
5. Самооценка по-Будасси
Методика измерения самооценки по – Будасси С.А.
Подросткам предлагается бланк со списком 20 слов, характеризующих любого человека.
Инструкция:
N 1 | Качества личности | N 2 | d | 2 d |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
Уступчивость | ||||
Смелость | ||||
Вспыльчивость | ||||
Настойчивость | ||||
Нервозность | ||||
Терпеливость | ||||
Увлекаемость | ||||
Пассивность | ||||
Холодность | ||||
Энтузиазм | ||||
Осторожность | ||||
Капризность | ||||
Медлительность | ||||
Нерешительность | ||||
Энергичность | ||||
Жизнерадостность | ||||
Мнительность | ||||
Упрямство | ||||
Беспечность | ||||
Застенчивость | ||||
Сумма: |
Обработка по – Спирману.
r = 1 – 0,00075 ∙ (сумма ).
Интерпретация. Коэффициент rможет лежать в пределах от -1 до 1. чем ближе данный показатель к 1, тем более высокая самооценка у испытуемого. Чем ближе к границе -1, тем ниже его самооценка.
Инструкция: На каждый вопрос нужно дать один из ответов «Да» (в бланке поставить «+») или «Нет» (в бланке поставить «-»)
Обработка результатов:
1. подсчитать сумму плюсов в каждом столбце.
2. Найти коэффициент К (коммуникативность). Для этого найти сумму плюсов в 1 столбце и минусов в 3 столбце.
3. Найти коэффициент О (организаторские способности): Для этого найти сумму плюсов во 2 столбце и минусов в 4 столбце.
Шкала оценок
№ группы | Количество баллов | ||
Коммуникативные склонности | Организаторские склонности | Уровень развития склонностей | |
1 | 2 – 9 | 1 – 11 | Низкий |
2 | 10 11 | 12 – 13 | Ниже среднего |
3 | 12 – 13 | 14 | Средний |
4 | 14 – 15 | 15 – 16 | Выше среднего |
5 | 16 - 20 | 17 - 20 | высокий |
Интерпретация результатов
1 группа: крайне низкий уровень проявления склонностей к коммуникативной и организаторской деятельности. При наличии положительной мотивации, целеустремленности и надлежащих условий деятельности данные склонности могут развиваться.
2 группа: Не стремятся к общению, чувствуют себя скованно в новой компании, коллективе, предпочитают проводить время наедине с собой, ограничивают свои знакомства, испытывают трудности в установлении контакта с людьми и в выступлении перед аудиторией, плохо ориентируются в незнакомой ситуации, не отстаивают свое мнение, тяжело переживают обиды. Проявление инициативы в собственной деятельности крайне занижено, во многих делах они предпочитают избегать принятия самостоятельного решения. При наличии положительной мотивации, целеустремленности и надлежащих условий деятельности данные склонности могут развиваться.
3 группа: Средний уровень проявления коммуникативных и организаторских склонностей. В то же время стремление к контактам с людьми, не ограничивают круг знакомств, отстаивают свое мнение, планируют свою работу. Однако «потенциал» этих склонностей не отличается высокой устойчивостью. Есть необходимость в развитии коммуникативных и организаторских склонностей. Педагогам необходимо организовать планомерную и серьезную воспитательную работу. При наличии положительной мотивации, целеустремленности и надлежащих условий деятельности данные склонности могут развиваться.
4 группа: Высокий уровень проявления склонностей к коммуникативной и организаторской деятельности. Не теряются в новой обстановке, быстро находят новых друзей, постоянно стремятся расширить круг своих знакомых, занимаются общественной деятельностью, помогают своим родным и близким, друзьям, проявляют инициативу в общении, с удовольствием принимают участие в организации общественных мероприятий, способны принять самостоятельное решение в трудной ситуации. Все это они делают не по принуждению, а согласно внутренним устремлениям. При наличии положительной мотивации, целеустремленности и надлежащих условий деятельности данные склонности могут развиваться.
5 группа: Очень высокий уровень проявления коммуникативных и организаторских склонностей. Испытывают потребность к коммуникативной и организаторской деятельности и активно стремятся к ней. Характерны быстрая ориентация в трудных ситуациях, непринужденность поведения в новом коллективе. Инициативны, предпочитают в важном деле или создавшейся сложной ситуации принимать самостоятельные решения, отстаивают свое мнение и добиваются, чтобы оно было принято товарищами. Могут внести оживление в незнакомую компанию, любят организовывать различные игры и мероприятия, настойчивы в деятельности, которая их привлекает. Сами ищут такие дела, которые удовлетворяли бы их потребность в коммуникативной и организаторской деятельности.
Приложение 2. Результаты исследования
Дата: 21.02.2015 Возраст респондентов:16-17 лет
Таблица 1
№ вопроса | Высказывание | никогда | редко | иногда | часто |
Я несчастлив | 7 (39%) | 4 (22%) | 5 (28%) | 2(11 %) | |
не с кем поговорить | 5 (28%) | 2(11%) | 6(33%) | 5 (28%) | |
Невыносимо одиночество | 5 (28%) | 6(33%) | 5 (28%) | 2(11 %) | |
не хватает общения | 8(44%) | 2(11 %) | 3 (17%) | 5 (28%) | |
Никто не понимает меня | 6(33%) | 2(11 %) | 5 (28%) | 5 (28%) | |
Жду внимания | 8( 44%) | 3( 17%) | 4 (22%) | 3( 17%) | |
Не к кому обратиться | 7 (39%) | 4 (22%) | 1(6%) | 6(33%) | |
Нет близких людей | 5 (28%) | 2(11 %) | 4 (22%) | 7 (39%) | |
Никто не разделяет мои интересы | 5 (28%) | 3( 17%) | 4 (22%) | 6(33%) | |
Я покинутый | 7 (39%) | 0(0%) | 4 (22%) | 7 (39%) | |
Не умею общаться | 5 (28%) | 1(6%) | 2(11 %) | 10(55%) | |
Совершенно одинокий | 5 (28%) | 6(33%) | 2(11 %) | 5 (28%) | |
Общаюсь формально | 3(17%) | 3( 17%) | 4 (22%) | 8(44%) | |
Умираю от тоски | 6(33%) | 4 (22%) | 3( 17%) | 5 (28%) | |
Никто не знает меня | 2(11 %) | 5 (28%) | 4 (22%) | 7 (39%) | |
Я изолирован от всех | 4 (22%) | 2(11 %) | 3( 17%) | 9(50%) | |
Я несчастен, отвергнут | 6(33%) | 1(6%) | 2(11 %) | 9(50%) | |
Трудно заводить друзей | 3( 17%) | 5 (28%) | 4 (22%) | 6(33%) | |
Меня отвергают | 5 (28%) | 1(6%) | 2(11 %) | 10(55%) |
Высокий уровень одиночества - 3 (17%)
Средний уровень – 6 (33%)
Низкий уровень – 9 (50%)
Дата: 28.02.2015 г. Возраст респондентов: 14 лет
Таблица 2
№ вопроса | Высказывание | никогда | редко | иногда | Часто | В целом (часто или иногда) испытывают соответствующее чувство |
Я несчастлив | 7(64%) | 3(27%) | 1(9%) | 0(0%) | 1 (9%) | |
не с кем поговорить | 10(91%) | 0(0%) | 1(9%) | 0(0%) | 1 (9%) | |
невыносимо одиночество | 10(91%) | 1(9%) | 0(0%) | 0(0%) | 0% | |
не хватает общения | 10(91%) | 1(9%) | 0(0%) | 0(0%) | 0% | |
никто не понимает меня | 8(73%) | 3(27%) | 0(0%) | 0(0%) | 0% | |
Жду внимания | 5(45%) | 5(45%) | 1(9%) | 0(0%) | 1 (9%) | |
Не к кому обратиться | 10(91%) | 0(0%) | 1(9%) | 0(0%) | 1 (9%) | |
Нет близких людей | 10(91%) | 1(9%) | 0(0%) | 0(0%) | 0% | |
Никто не разделяет мои интересы | 9(81%) | 2(18%) | 0(0%) | 0(0%) | 0% | |
Я покинутый | 10(91%) | 1(9%) | 0(0%) | 0(0%) | 0% | |
Не умею общаться | 10(91%) | 1(9%) | 0(0%) | 0(0%) | 0% | |
Совершенно одинокий | 11(100%) | 0(0%) | 0(0%) | 0(0%) | 0% | |
Общаюсь формально | 10(91%) | 1(9%) | 0(0%) | 0(0%) | 0% | |
Умираю от тоски | 8(73%) | 3(27%) | 0(0%) | 0(0%) | 0% | |
Никто не знает меня | 7(64%) | 4(36%) | 0(0%) | 0(0%) | 0% | |
Я изолирован от всех | 10(91%) | 1(9%) | 0(0%) | 0(0%) | 0% | |
Я несчастен, отвергнут | 11(100%) | 0(0%) | 0(0%) | 0(0%) | 0% | |
Трудно заводить друзей | 9(81%) | 1(9%) | 1(9%) | 0(0%) | 1 (9%) | |
Меня отвергают | 11(100%) | 0(0%) | 0(0%) | 0(0%) | 0% |
Высокий уровень одиночества - 0 (%)
Средний уровень – 7 (64%)
Низкий уровень – 4 (36%)
Таблица 3
темперамент | Коммуникативные способности | Организаторские способности | Поведение в конфликте | самооценка | Социальная изолированность | |
1 | Флегматик | 13 сред | 8 низ. | соперничество | - | |
2 | Сангвиник-меланхолик | 11 ниже сред | 7низ. | компромисс | 0,7 | 24, сред. |
3 | сангвиник | 11ниже сред | 11низ. | компромисс | - | 19, низ |
4 | сангвиник | 10ниже сред | 11низ. | компромисс | - | 29, Сред. |
5 | сангвиник | 17выс. | 13ниже сред | сотрудничество | 0,7 | 21, сред. |
6 | сангвиник | 16 выс. | 14сред. | соперничество | - | - |
7 | флегматик | 14 выше сред. | 13ниже сред | компромисс | 0,8 | 24, сред. |
8 | флегматик | 16выс. | 13ниже сред | соперничество | 0,95 | 25, Сред. |
9 | сангвиник | 15выше сред. | 15выше сред. | избегание | 0,3 | 22, сред. |
10 | флегматик | 15выше сред. | 15выше сред. | компромисс | 0,7 | 21, сред |
11 | меланхолик | 14выше сред. | 18выс. | приспособление | - | 20, сред. |
12 | сангвиник | 18выс. | 14сред. | сотрудничество | 0,65 | 19, низ. |
13 | Флегматик-меланхолик | 8 низ | 12ниже сред | приспособление | 0,4 | 30, сред. |
14 | сангвиник | 13 сред | 14сред. | избегание | 0,6 | 19, сред. |
Самооценка средняя по классу – 0,6
Приложение 3.
Рекомендации тем, кто чувствует себя одиноким.
«ЕСЛИ ТЕБЕ СТАЛО ОДИНОКО...»
Слайд 1
Подростковое одиночество Исследовательская работа Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 1» пгт. Троицко-Печорск Республика Коми Автор: Пыхтина Ксения, ученица 11 б класса Руководитель: Савиных Ольга Сергеевна, педагог-психолог МБОУ СОШ № 1 пгт. Троицко-Печорск пгт. Троицко-Печорск 2015 г.Слайд 2
Среди людей я - средь чужих… Мне в этом мире не до них, Как им, в борьбе и шуме дня, Нет в жизни дела до меня…
Слайд 3
Проблема Подростки остро переживают одиночество. Подростку важно знать, каковы корни и причины одиночества, что делать, чтобы не чувствовать себя одиноким . Актуальность
Слайд 4
Объект исследования: подростковое одиночество. Предмет исследования : особенности переживания одиночества в подростковом возрасте.
Слайд 5
Гипотеза исследования : подростки нашей школы остро переживают одиночество. Цель исследования : выяснить особенности переживания одиночества подростками.
Слайд 6
Методы исследования Теоретические : поиск, анализ и обобщение информации, интерпретация и анализ полученных данных. Математические : математическая статистика, электронные таблицы Excel , наглядное представление результатов (таблицы, диаграммы, графики. Эмпирические: анкетирование, психологическая диагностика, описание; сравнение.
Слайд 7
Диагностический инструментарий: Опросники «Одиночество», «Социальная изолированность» (авторы Д. Рассел, Л. Пепло , М. Фергюсон ) Паспорт темперамента (автор Белов) КОС (коммуникативные и организаторские способности) Поведение в конфликте Самооценка (автор Будасси )
Слайд 8
Теоретическая значимость работы Изучение особенностей переживания одиночества старшими подростками школы Привлечение внимания педагогов и родителей подростков к проблеме подросткового одиночества.
Слайд 9
Практическая значимость работы Ознакомление старших подростков, их родителей с особенностями одиночества в подростковом возрасте.
Слайд 11
Изгнание - наказание одиночеством
Слайд 12
Одиноки среди людей
Слайд 13
Невыносимое одиночество
Слайд 14
Потребность в любви и дружбе
Слайд 19
Результаты исследования Субъект исследования : подростки 14-17 лет.
Слайд 20
Подростковое одиночество Дата: 21.02.2015
Слайд 21
Дата: 21.02.2015 С оциальная изолированность
Слайд 22
уровень одиночества
Слайд 23
Темпера-мент Коммуника-тивные способности Поведение в конфликте Социальная изолированность (одиночество) сангвиник 11ниже сред компромисс 19, низ флегматик 16выс. соперничество 25, Сред. меланхолик 14 сред . приспособление 20, сред. сангвиник 18 выс . сотрудничество 19, низ. сангвиник 13 сред избегание 19, сред.
Слайд 24
Причины подросткового одиночества: неприятие себя как личности отрицательное отношение к себе деформация отношений подростка в семье индивидуальные особенности мировоззрение интернет. Заключение
Слайд 25
«-» Чувство «оторванности» от общества. Постоянный страх, самобичевание и слезы. Долгое одиночество гибельно.
Слайд 26
«+» Одиночество необходимо для творчества. Б лагоприятная возможность для общения с самим собой. Источник внутренней силы.
Слайд 28
Спасибо за внимание
Солнечная система. Взгляд со стороны
Фильм "Золушка"
Ералаш
Анатолий Кузнецов. Как мы с Сашкой закалялись
Цветущая сакура