Одним из приоритетных направлений образования является сохранение и укрепление здоровья обучающихся.
Данный проект позволил ребятам ответить на ряд вопросов, а именно: «Почему, соблюдая основы гигиены, человек не разучился болеть?», «Если полезные микробы справляются со своей задачей, то зачем так часто говорят нам о мытье рук и вообще о гигиене тела?». Основополагающий тезис «Чистота – залог здоровья» – это реальное утверждение или выдумка взрослых?
Вложение | Размер |
---|---|
Информационно исследовательский проект "Микробы человека под микроскопом"Тезисы. | 73.47 КБ |
Тезисы.
информационно исследовательский проект
Микробы человека под микроскопом
Проект выполнен учащимися 3 класса «В»
ГБОУ гимназии №491 г. Москвы
Руководитель Матвеева Татьяна Витальевна
Актуальность темы:
Одним из приоритетных направлений образования является сохранение и укрепление здоровья обучающихся.
Мы часто сталкиваемся с таким мнением, что человек властелин и царь мира. Он подчинил себе природу, научился извлекать максимум пользы из нее, покоряет все новые вершины в овладении ее богатств. Однако, несмотря на все его «победы», человечество не разучилось болеть. Мы не всегда помним, что рядом с нами существует параллельный мир - планета вирусов, микробов и бактерий. Все это «сообщество» - не всегда «паразиты» на теле человечества. Многие представители этого мира - наши друзья, помощники. Но, мы привыкли жить по утверждению, что чистота – залог здоровья. Всегда ли это правильно? Защищаясь от этого, не всегда враждебного мира, мы сознательно объявляем войну грязи, не разбираясь особо, где враг, а кто – друг. Уничтожаем всех подряд! К человеку, выросшему под лозунгом, что чистота – залог здоровья, начинают цепляться все болячки подряд, которые залечивают с помощью … тех же микробов и бактерий! Как же быть? Нужно подружиться с миром бактерий, микробов и вирусов.
Проблемная ситуация:
Когда с классом мы ездили на экскурсию «Жизнь под микроскопом», мы впервые с помощью микроскопа увидели микробов и узнали, что они находятся в различных средах: в воде, в воздухе, в земле, в продуктах, на теле и внутри человека. Также мы узнали, что микробы бывают вредные и полезные. Причем полезные, отлично выполняют свою работу по уничтожению вредных микробов. У нас возник ряд вопрос: «Почему, соблюдая основы гигиены, человек не разучился болеть?», «Если полезные микробы справляются со своей задачей, то зачем так часто говорят нам о мытье рук и вообще о гигиене тела?». Основополагающий тезис «Чистота – залог здоровья» – это реальное утверждение или выдумка взрослых?
Так пришла идея с помощью микроскопа на конкретных примерах показать наличие микробов на теле человека и способы борьбы с ними с помощью гигиенических средств, доказать связь количества микробов с заболеваниями человека.
Гипотеза: Если существуют вредные и полезные микробы, то на сколько очень частое или очень редкое мытье рук с применением современных гигиенических средств может приводить к болезненным состояниям человека.
Цель проекта: Собрать информацию о микробах, о простых способах борьбы с болезнетворными бактериями, научиться работать с микроскопом, провести исследования о количественном составе бактерий на руках до и после применения гигиенических средств, подготовить мультимедийные продукты по теме.
Для реализации проекта были поставлены следующие задачи:
Проект информационно исследовательский
Используемые методы: поисковый, опрос (анкетирование),статистический анализ (метод выборки),микробиологический (метод смывов).
План проведения проекта:
Отчет об экскурсии в виде форума в интернет пространстве
Проведение анкетирования по итогам экскурсии
Создание инициативной группы
Создание презентации «Жизнь под микроскопом»
Сбор информации о микробах
Создание презентации «Кто такие микробы»
Опрос
Сбор информации о простых способах борьбы с бактериями
Создание презентации «Всё о мыле»
Создание плана исследования
Проведение исследования
Анализ результатов исследования
Выводы по результатам исследования
Создание мультимедийной презентации по всему проекту
Самооценка по результатам проведения проекта
Подготовительный этап
Мы совершили увлекательную и познавательную экскурсию в Эврика парк. В нашем распоряжении были современные микроскопы. Мы узнали как устроены современные микроскопы. С их помощью мы по-новому посмотрели на, казалось бы, знакомые предметы. Например, листик, картофель, улитку. Вместе поймали в капле воды инфузорию-туфельку и узнали, как устроена живая клетка. Увидели, кто живёт в воде из пруда, болота и в обычной водопроводной воде.
Своими впечатлениями об экскурсии ребята поделились на форуме.
В классе был проведён опрос учащихся, с целью выявить ребят, которые заинтересовались данной темой.
В опросе участвовало 26 человек.
Результаты опроса:
1.Понравилась ли тебе экскурсия в Эврика парк «Жизнь под микроскопом»?
2. Хочешь ли ты узнать больше о царстве бактерий?
3. Живут ли бактерии в организме человека?
4. Могут ли бактерии вызывать различные заболевания у человека?
По результатам опроса была создана творческая группа из 8 человек, которая в дальнейшем осуществляла работу над проектом.
На данном этапе была создана презентация, которая отвечает на следующие вопросы:
Информационный этап
На уроке окружающего мира по теме «Великий круговорот жизни» мы узнали о роли микроорганизмов в природе.
Нам было предложено поучаствовать в дискуссии «Кто такие микробы?». С помощью литературы и интернет ресурсов нами были подготовлены сообщения, презентации о удивительных фактах этих микроорганизмов. Собранный материал был представлен на личном пространстве. Эта информация послужила созданию коллективной презентации «Кто такие микробы?»
Вопросы, на которые отвечает данная презентация
В нашем классе был проведён опрос (участвовало 25 человек)
Вопросы: | Варианты ответов | ||||
всегда | Часто | Иногда | Затрудняюсь ответить | ||
1. | Моете ли вы руки перед едой? | ||||
2. | Моете ли вы руки, приходя с улицы? | ||||
3. | Как часто вы моете руки? | ||||
4. | Пользуете ли вы антибактериальным мылом? |
Результаты опроса
1.Моете ли вы руки перед едой?
2. Моете ли вы руки, приходя с улицы?
3. Как часто вы моете руки?
4. Пользуетесь ли вы антибактериальным мылом?
Информационный этап
После проведения опроса мы решили собрать информацию о современных гигиенических средствах, которыми мы пользуемся, узнать об антибактериальном мыле. Результатом этой работы стала коллективная презентация «Всё о мыле».
Вопросы, на которые отвечает данная презентация:
Почему зная «своих врагов» в лицо, методы борьбы с ними, мы не стали болеть меньше? Возможно проблема в эффективности гигиенических средств и их применении. Нашу гипотезу о том, что очень частое или очень редкое мытье рук может приводить к болезненным состояниям человека, мы решили подтвердить или опровергнуть с помощью исследований.
Исследовательский
Мы узнали, что микробиологические исследования бывают различных видов. Мы использовали микроскопический метод исследования, С помощью смывов можно определить присутствие искомого микроорганизма (качественный метод) или количество микроорганизмов (количественный метод) . Мы использовали количественный метод.
Для каждой группы был составлен план исследования, который заключается в следующем:
Таблица
№ группы | Смыв №1 | Гигиеническое средство | Смыв №2 |
1 группа | +++ | Тёплая вода | +++ |
2 группа | +++ | Хозяйственное мыло | + |
3 группа | +++ | Антибактериальное мыло | - |
4 группа | +++ | Влажные салфетки | + |
+++ большое количество
++ небольшое количество
+ незначительное количество
- отсутствуют
Результаты исследования.
Вывод исследования:
3. Смывы с рук, обработанных влажными салфетками, показали незначительное присутствие микроорганизмов.
4. Мытье рук с антибактериальным мылом приводит к уничтожению микроорганизмов.
В заключение мы пришли к выводу, что стремление к стерильности приводит не к чистоте и к гигиене, а к новым проблемам: снижению иммунитета, росту различных заболеваний таких, как астма, аллергия. Слепое увлечение антибактериальными средствами гигиены дает ложное чувство защищенности.
Все, что человеку нужно для поддержания чистоты – обычное, не антибактериальное мыло и вода.
Результаты проведения проекта.
Продуктом данного проекта являются презентации «Жизнь под микроскопом», «Кто такие бактерии», «Всё о мыле» в которых мы постарались наглядно и интересно познакомить слушателей с информацией, которую мы узнали в результате работы над проектом. Эти презентации могут быть использованы на уроках окружающего мира и во внеурочной деятельности
Приложения:
Поскольку, продуктом проекта(слайд-шоу) является коллективным творчеством учащихся, собрать данные об используемых сайтах, является практически невозможным.
Продуктами являются мультимедийное слайд-шоу, которые имеют большой объём. Поэтому переслать их по электронной почте невозможно.
Самый главный и трудный вопрос
Стеклянный Человечек
Два Мороза
Флейта и Ветер
Космический телескоп Хаббл изучает загадочную "тень летучей мыши"