Жизнь человека включает в себя определенные этапы, из них главные: рождение, наречение, вступление в брак, критический возраст, повторяющийся через каждые 12 лет, и, наконец, смерть. Каждый из этих этапов в той или иной степени отражает влияние религиозных различных систем, в том числе и буддизма.
Вложение | Размер |
---|---|
svadba.pptx | 331.17 КБ |
Слайд 1
Научно-практическая конференция «Отечество» Исследовательская работа на тему: «Свадебные обряды тувинцев » Выполнила: ученица 3 класса, Ооржак Айраана Руководитель: учитель истории и обществознания Ооржак Д.В. МБОУ Сут-Хольского кожууна Республики Тыва « Ак-Дашская СОШ»Слайд 2
Эпиграф Жизнь человека включает в себя определенные этапы, из них главные: рождение, наречение, вступление в брак, критический возраст, повторяющийся через каждые 12 лет, и, наконец, смерть. Каждый из этих этапов в той или иной степени отражает влияние религиозных различных систем, в том числе и буддизма.
Слайд 3
Цель: Изучить традиционные свадебные обряды тувинцев в XVII-XIX веков. Дать представление о свадьбе и о жизни новобрачных. Дать подробное описание этапов свадьбы, специальных молитв и песен.
Слайд 4
Задачи: Составить чёткое представление о свадьбе, выделить и подробно рассмотреть этапы свадьбы, показать свадебные костюмы жениха и невесты.
Слайд 5
Основополагающий вопрос Возможно ли возрождение тувинских свадебных традиций в современное время?
Слайд 6
Введение Тувинские свадебные обряды вобрали в себя все виды искусства и развлечения народа. Свадьба была своего рода местом, где проявлялась народная мудрость, смекалка и находчивость, выявлялись знания истории рода, местности, умения владеть острым словом, что очень ценится у всех народов.
Слайд 7
Из истории Вступление в брак издавна семья у тувинцев является не только социальным институтом, но и трудовым коллективом, основной ячейкой рода, чем и объясняется ее высокое положение в социальной организации общества. В тувинском обществе господствует моногамный брак, который в основном регулируется экзогамными запретами, распространяющимися на родственников по отцовской линии до определенного поколения. В круг лиц, к которым относятся эти запреты, входят все члены кровнородственной группы, имеющей происхождение от одного предка - родоначальника. Речь в данном случае идет о роде, основанном на фактическом кровном родстве, а не об официальном роде, который представляет собой административную и фискальную единицу.
Слайд 8
Наиболее распространенной формой брака является брак по сватовству. Раньше из-за господства в быту патриархальных отношений договор о браке заключался родителями жениха и невесты, а если последние были сиротами, то их родственниками или опекунами. Участие молодых в обсуждении вопросов женитьбы или замужества почти не допускалось. Жених для дочери и невеста для сына выбирались только старшими. В патриархальном семейном быту молодые не осмеливались противоречить старшим, им достаточно было дать формальное согласие на брак, и вопрос считался решенным.
Слайд 9
Традиции брака В тувинском обществе господствует моногамный брак, который в основном регулируется экзогамными запретами, распространяющимся на родственников по отцовской линии до определенного поколения. В круг лиц, к которым относятся эти запреты, входят все члены кровнородственной группы, имеющей происхождение от первого предка-родоначальника. Экзогамия внутри отцовского рода соблюдается строго. Тувинцы берут жен всегда из чужого рода, по возможности издалека. Брак внутри отцовского рода расценивался как недопустимое и позорное нарушение правил обычая. Только после седьмого поколения от общего предка клан разрастается на столько, что на основе его образуется уже два самостоятельных экзогамных рода, которые в отличие от предыдущего могут обменяться невестами.
Слайд 10
Этапы свадьбы « Айтырар »- сватовство « Шай бузар » - расколоть чай. « Малдаар » -ездить за скотом. « Дугдээр » - обвенчание . « Ог тою» - семейный пир в свадебной юрте. « Хун коргузер » - назначить день свадьбы. «Куда дужурер » - свадебный пир.
Слайд 11
Свадебная одежда невесты « Сай чаъш » - после сватовства девушки заплетали еще одну косу. «Тон» - свадебный костюм. Головные накидки « Думаалай », « Баштангы », украшения. Передавались специальные поясные свадебные пряжки « дерги », сделанные из серебра. Для невесты готовили новую кожаную обувь.
Слайд 13
Свадебная одежда жениха Роскошный, праздничный костюм. безрукавку «хурме» « кандаазын » - головной убор « кадыг идик » - кожаные сапоги « кежеге » - прическа жениха.
Слайд 15
Свадебные развлечения, игры « тевек » - почекушки « буга шыдыраа »-бычьи шахматы танец « цам ». песни-напутствия
Слайд 17
Вывод Со временем в жизни общества произошли большие изменения, и роль родителей в вопросах брака их детей стала не столь решающей. В настоящее время выбор жениха или невесты стал делом самих молодых, хотя мнением родителей по-прежнему очень дорожат. Но в современных условиях родители стали больше доверять своим детям в вопросе выбора ими брачного партнера. Ценностные ориентации молодежи изменились - теперь главной мотивацией брака у них являются взаимная любовь и привязанность, основанные, как правило, на общности интересов, взглядов на жизнь, вкусов и привычек. В то же время при выборе брачного партнера продолжают учитываться некоторые традиционные факторы. Так, в тувинском обществе существенным моментом в вопросах брака была и по сей день остается репутация семей жениха или невесты. В понятие "репутация семьи" прежде всего входят отношение членов семьи к труду, физическое здоровье, наличие детей в семье и т.п.. Большое значение при выборе спутника жизни придается также таким качествам, как ум и смекалка, честность и скромность, доброта и бескорыстие, уровень образования и социальный статус.
Слайд 18
Список использованных литератур и источников: Монгуш М.В. «История буддизма вТуве .(II-половина и конец XX века)». г.Новосибирск ; изд-во «Наука»; 2001г.;200 стр. Монгуш И.В «Ламаизм в Туве. Историко-этнографические исследования». г.Кызыл; Тувинское книжное изд-во; 1992г;144 стр . Сиянбиль М.О., Сиянбиль А.А. «Традиционный тувинский костюм (история и символика)». г. Кызыл.;Типография Госкомитета по печати и массовой информации Респ . Тува ;2000г; 72 стр. Газетная статья В. Багай-оола «Традиция и религия».г.Кызыл; Газета «Тувинская правда» ;1988г; I-ое полугодие; 2 Марта Самбу И.У. «Из истории тувинских игр( историкоэтнографический очерк)». г. Кызыл. Тувинское книжное изд-во. 1974г. 30 стр.
Слайд 19
Спасибо за внимание!!!
Рисуем тыкву
Девятая загадочная планета Солнечной системы
Отчего синичка развеселилась
Загадочная система из шести экзопланет
Любимое яичко