В работе затронута " больная " тема для учащихся, родителей и учителей: носить ли школьную форму.
Слайд 1
Проектно-исследовательская работа по теме: « Школьная форма: За или Против» Автор : Васильев Андрей, ученик 4 д класса, МБОУ ЛИЦЕЙ№11 Научный руководитель: Макарова Ольга НиколаевнаСлайд 2
этапы проекта I этап – определиться в вопросе: носить ли школьную форму? II этап – провести исследование в 5 классе по теме: «Влияет ли школьная форма на успеваемость?» III этап – создание собственной модели школьной формы с привлечением заинтересованных людей.
Слайд 3
ЦЕЛЬ: -определиться в выборе «ЗА» или «ПРОТИВ» школьной формы .
Слайд 4
ЗАДАЧИ: - изучить историю школьной формы; - провести анкетирование и дискуссию среди учащихся начальной ступени лицея № 11 г. Красноярска: «Нужна ли школьная форма?»; - ознакомиться с мнением специалистов: врачей, психологов;
Слайд 5
ОЖИДАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ : - исследование поможет мне определиться в вопросе: носить ли школьную форму? ; - будет способствовать возникновению интереса к данной теме у одноклассников, расширению их кругозора;
Слайд 6
МЕТОДЫ: анализ литературы, анкетирование, сравнение. ПЛАН РАБОТЫ: - поиск информации по теме в Библиотеке, энциклопедии и Интернете совместно с родителями. - беседа с родственниками о школьной форме в их годы. - подбор фотографий для создания презентации. - разработка опросника для учеников начальной ступени лицея № 11 г. Красноярска. - Проведение опроса и обработка результатов. - Сообщение и проведение дискуссии.
Слайд 7
История Дата введения школьной формы в России - 1834 год. Она была предметом гордости Ученицы женских гимназий Костюм гимназиста отличал подростка от тех детей, которые не учились, или не могли позволить себе учиться. Форма гимназистов была сословным признаком, потому что учились в гимназиях лишь дети дворян, интеллигенции и крупных промышленников.
Слайд 8
Выдающиеся личности Царскосельского лицея Форму обожали многие российские правители: Павел I, Николай I, Александр III, Иосиф Сталин. В свободное от государственных трудов время они сами ее придумывали для военных и инженеров, чиновников и чиновниц, гимназистов, пожарных и железнодорожников. Иван Пущин Николай Корсаков Александр Бакунин Все выдающиеся личности были воспитаны в те времена: Николай Корсаков, Петр Саврасов, Александр Бакунин, Вильгельм Кюхельбекер, Иван Пущин и другие .
Слайд 9
А.С. Пушкин, будучи лицеистом, тоже носил форму. Выпуск из Лицея состоялся 9 июня 1817 г. Лицеисты прощались друг с другом при пении гимна, написанного Дельвигом : «Простимся, братья! Руку в руку! Обнимемся в последний раз! Судьба на вечную разлуку, Быть может, здесь сроднила нас !»
Слайд 10
После октябрьской революции форма была упразднена
Слайд 11
Школьная форма появилась в школах после Великой Отечественной войны
Слайд 12
В1992 году школьную форму отменили. Коричневые платья и синие костюмы заменили «вареные джинсы», брюки-клеш и девичьи наряды в духе «кто во что горазд».
Слайд 13
о школьной форме в других странах Япония В Японии школьницы щеголяют в матросках. Форма для них- эталон подростковой моды.
Слайд 14
Великобритания Англия – самая большая европейская страна, где используется школьная форма, она всегда приближена к классическому стилю одежды
Слайд 15
США В США каждая школа сама решает, какие именно вещи позволено надевать ученикам. Школьную форму носят ученики престижных частных школ для детей обеспеченных родителей
Слайд 16
67% - школьная форма - это первый шаг к дисциплинированности, сплоченности, ответственности и организованности учащихся. 33% - свободная форма одежды дает возможность внешне самовыражаться и помогает обрести индивидуальный и неповторимый имидж. ПРИЛОЖЕНИЕ № 1 Результаты опроса и дискуссии :
Слайд 17
Результаты опроса и дискуссии: 100% опрошенных учеников моего класса не знают историю возникновения школьной формы; 65% учеников считают ношение школьной формы необходимым условием в школе; 98% считают, что школьная форма дисциплинирует, приводит к сплоченности; 98% считают, строгий стиль одежды создает в школе деловую атмосферу, необходимую для занятий; 100% считают, что форма ограничивает конкуренцию между учениками в одежде; 0 % учеников класса считают, что форма — элемент уравнительного воспитания и обучения, ограничивающая свободу самовыражения; 88% моих одноклассников согласны носить школьную форму в последующих классах.
Слайд 18
Мнение врачей: Обнажённая поясница, обтягивающие брюки и юбки приводит к раздражению нервных окончаний и спазму сосудов; Ношение узкой одежды, особенно джинсов, приводит к нарушению кровотока в области таза, что является нарушением нормальной работы органов половой системы, мочевого пузыря, кишечника. Мнение психологов: Стандарт одежды воспитывает чувство принадлежности к школе и гордости за нее; Школьная форма смягчает видимые признаки социального расслоения среди детей и подростков Единая форма имеет дисциплинирующее воздействие. Дети должны с детства привыкать к тому, что костюм – это нечто большее, чем просто одежда. Это – средство коммуникации.
Слайд 19
Преимущества: Школьная форма дает возможность ощутить свою причастность к школе; Строгий стиль одежды создает в школе деловую атмосферу, необходимую для занятий; Форма дисциплинирует человека; Ученик в школьной форме думает об учебе, а не об одежде; Школьная форма экономит деньги родителей.
Слайд 20
Я «ЗА» ! СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ЛИЦЕЙ № 11»
г. КРАСНОЯРСКА
______________________________________________________________________________
660025 г. Красноярск, ул. Вавилова, 37. Тел. 201-50-75, ф. 268-74-74,
Проектно-исследовательская работа
ШКОЛЬНАЯ ФОРМА:
«ЗА» или «ПРОТИВ»
Выполнил учащийся: 4 класса «Д»
Васильев Андрей
Родители: Васильева Ольга Сергеевна
Васильев Евгений Алиевич
Руководитель проекта: учитель начальных классов
О.Н.Макарова
Консультант : руководитель школьного музея
«Моя малая Родина» О.Л. Подборская
г. Красноярск-2014
Введение (1 слайд)
Школьная форма — обязательная повседневная форма одежды для учеников во время их нахождения в школе и на официальных школьных мероприятиях вне школы.
С 1 сентября 2013 года вступил в силу новый закон «Об образовании», в соответствии с которым требования к одежде учащихся устанавливает сама школа, а Министерство образования и науки в этом ей активно помогает, рекомендует, какого направления придерживаться.
В связи с этим появились различные точки зрения на то, нужна ли вообще стандартная форма школьникам?
Одни считают, что школьная форма необходима. Она дисциплинирует, приводит к сплоченности, способствует воспитанию индивидуальных качеств и выработке в учениках ощущения общности, коллективизма. Наличие формы не может не оказывать своего положительного влияния на школьника (школьницу): деловой стиль обязывает учеников к строгости и собранности. Так дети, одетые в форму, невольно начинают вести себя более ответственно и серьезно. Кроме того, в наше время есть прекрасная возможность выбрать униформу (школьный стиль) для конкретного учебного заведения. Пусть одинаковую для всех, но очень приятную внешне. Школьная форма позволяет обратить внимание на внутренние качества ученика, его таланты, а не внешнюю оболочку.
Другие придерживаются мнения, что школьная форма демонстрирует несвободу ученика, унижает его и как элемент уравнительного воспитания и обучения, обезличивает человека: за одинаковостью одежды скрываются конкретные интересные личности детей.
Многие считают, что школьная форма – изобретение советского руководства. У школьной формы есть противники и сторонники: современные школьники-подростки в большинстве своем выступают резко против, а большинство родителей и учителя, наоборот, за введение этого элемента, мотивируя, что школьная форма помогает учиться.
Так стоит ли вводить форму? Этот вопрос все чаще порождает бурные дискуссии.
А как к форме относиться мне?
ЦЕЛЬ: (2 слайд)
-определиться в выборе «ЗА» или «ПРОТИВ» школьной формы, изучив историю школьной формы и выявив мнение других людей.
ЗАДАЧИ: (3 слайд)
- изучить историю школьной формы;
- провести анкетирование и дискуссию среди учащихся начальной ступени лицея № 11 г. Красноярска: «Нужна ли школьная форма?»;
- ознакомиться с мнением специалистов: врачей, психологов;
- определиться со своим выбором.
Ожидаемые результаты (4 слайд)
- исследование поможет мне определиться в вопросе: носить ли школьную форму? ;
- будет способствовать возникновению интереса к данной теме у одноклассников, расширению их кругозора;
МЕТОДЫ: анализ литературы, анкетирование, сравнение. (5 слайд)
ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ ПЛАН:
№ | Мероприятие (что будет сделано) | Сроки проведения «_1 » __ 09___2013_г. - « 20 »__01___2014__г. | |
1 | Поиск информации по теме в библиотеке, энциклопедии и Интернете совместно с родителями. | сентябрь | |
2 | Беседа с родственниками о школьной форме в их годы. Подбор фотографий для создания презентации | октябрь | |
3 | Разработка опросника для учеников лицея № 11 г. Красноярска | ноябрь | |
4 | Сообщение для одноклассников: « История возникновения школьной формы» и проведение дискуссии : « Школьная форма: «за» или «против». | декабрь | |
5 | Подвести итоги дискуссии и опроса. | декабрь | |
6 | Сделать выводы по теме: «Школьная форма «за» или «против». | январь |
Глава 1. История школьной формы (6 слайд)
Чтобы разобраться в этой проблеме, для начала я решил обратиться к истории школьной формы в России.
Многие задают вопрос: «Да кто вообще придумал эту форму?» Действительно, кто? Петр I. Петр Великий был очень разносторонним человеком, и, наверное, не было области, в которой бы он не провел реформ.
И в институте благородных девиц, созданном Екатериной II, была форма: в обычные дни зеленые платья из плотной шерстяной ткани – камлота – с белой пелериной и фартуком из холста, а в праздничные дни платья белые коленкоровые с пунцовыми поясами и коленкоровый фартук.
Форму обожали многие российские правители: Павел I, Николай I, Александр III, Иосиф Сталин. В свободное от государственных трудов время они сами ее придумывали для военных и инженеров, чиновников и чиновниц, гимназистов, пожарных и железнодорожников.
Точная дата введения школьной формы в России - 1834 год.
Именно в этом году произошло принятие закона, утвердившего отдельный вид гражданских мундиров. К ним относились гимназические и студенческие мундиры. Введение форменной одежды для учащихся учебных заведений царской России связано в первую очередь с тем, что эти учреждения были государственными. В те времена все государственные служащие должны были носить форменную одежду, соответствующую их чину и званию, согласно «Табелю о рангах».
Так, все педагоги в государственных учебных заведениях (гимназиях) носили форменные сюртуки. Исходя из этого, было естественным введение и для учащихся форменных костюмов.
Костюм гимназиста отличал подростка от тех детей, которые не учились, или не могли позволить себе учиться. Форма гимназистов была сословным признаком, потому что учились в гимназиях лишь дети дворян, интеллигенции и крупных промышленников. Форму носили не только в гимназии, но и на улице, дома, во время торжеств и праздников. Она была предметом гордости. Во всех учебных заведениях форма была военного фасона: неизменно фуражки, гимнастерки и шинели, которые отличались только цветом, кантами, пуговицами и эмблемами.
Все выдающиеся личности были воспитаны в те времена: Николай Корсаков, Петр Саврасов, Александр Бакунин, Вильгельм Кюхельбекер, Иван Пущин и другие. Пушкин А.С., будучи лицеистом, тоже носил форму. (7-8 слайды)
Гимназисты имели также выходную форму - мундир, темно-синий или темно-серый, однобортный, с обшитым серебряным галуном воротником. Этот мундир носили и с ремнем, и без ремня (вне школы). К мундиру надевали крахмальный воротничок. Шинель была по типу офицерской, светло-серая, двубортная, с серебряными пуговицами, петлицы синие, в цвет фуражки, с белым кантом и пуговицами. Шинели были холодные и на вате, со стеганой серой подкладкой. Вместо шарфа носили черный суконный нагрудник, как у матросов. Ученикам младших классов разрешался зимой черный каракулевый воротник.
Учителя и прежде всего надзиратели строго следили за соблюдением всех правил ношения костюма.
Но по неписаным правилам гимназисту на улице полагалось обязательно скрывать номер гимназии, в которой он учился, чтобы гимназист, совершивший проступок, мог остаться неопознанным. Номер должен был быть выломан с фуражки, и гимназист, который этого не делал, жестоко преследовался товарищами. С той же целью перевертывалась, пряталась бляха ремня.
Итак, до 1917 года форму носили только дети богатых родителей, которые могли позволить обучение своих детей в гимназиях.
2. Период "бесформенности". (9 слайд)
После октябрьской революции форма была упразднена, также как и гимназии. Во вновь организованных учебных заведениях учились дети крестьян, рабочих, служащих и так как в стране, где шла гражданская война, был голод и разруха, главным было накормить детей и обучить их грамоте. Поэтому школьной форме не уделялось внимание, и дети ходили в повседневной одежде. Повседневной одеждой часто была перешитая военная форма, одеты были все приблизительно одинаково.
Период "бесформенности" длился до 1949 года.
3. Школьная форма появилась в школах после Великой Отечественной войны. (10 слайд)
Школьная форма становится вновь обязательной лишь после Великой Отечественной войны, в СССР вводится единая школьная форма. Было решено: девочки приходят на занятия в тёмно-коричневых шерстяных платьях и чёрных передниках (по праздникам в белых); мальчики в серых военных гимнастёрках.
Стоит отметить, что в общем школьная форма для девочек сталинской эпохи походила на школьную форму царской России.
В 1962 году гимнастёрки поменяли на серые шерстяные костюмы на четырех пуговицах, но милитаризированного вида они не потеряли. Важными дополнениями были: фуражка с кокардой и ремень с бляхой. А форма девочек осталась старая.
В 1973 году произошла новая реформа школьной формы. Появилась новая форма для мальчиков: это был синий костюм из полушерстяной ткани, украшенный эмблемой и пятью алюминиевыми пуговицами, манжетами и все теми же двумя карманами с клапанами на груди.
Для девочек опять ничего не поменялось, и тогда мамы-рукодельницы шили своим красавицам черные фартуки из тонкой шерсти, а белые из шелка и батиста, украшая кружевами.
4. В 90-х годах форма была официально упразднена. (11 слайд)
Когда в начале 90-х годов официально разрешилось ношение свободной формы одежды в общеобразовательных учреждениях, никто не возмущался по поводу отмены единой школьной формы, наоборот, все радовались свободе в одежде, свободе стиля. Школа стала своеобразным подиумом для демонстрации финансовых возможностей родителей, различных стилей и направлений в моде .
В современной России нет единой школьной формы, как было в СССР, но многие лицеи и гимназии, особенно наиболее престижные, а также некоторые школы имеют свою собственную форму, подчеркивающую принадлежность учеников к тому или иному учебному заведению. Кроме того, в учебных заведениях, не имеющих школьной формы, могут существовать правила ношения одежды делового стиля.
Школьная форма советского времени с белыми фартуками традиционно надевается выпускницами на «Последний звонок» как символ прощания со школой. Получается очень нарядно и торжественно.
Также, мне захотелось найти информацию о школьной форме в других странах: (12-14 слайды)
В Японии для большинства средних и старших школ обязательной считается школьная форма. В каждой школе она своя, но на самом деле вариантов не так уж много. Обычно это белая рубашка, тёмный пиджак и брюки для мальчиков, и белая рубашка, тёмный пиджак и юбка для девочек, или же сейлор фуку — «матросский костюм». Школьники начальных классов, как правило, одеваются в обычную детскую одежду
Самой большой европейской страной, в которой существует школьная форма, является Великобритания. Во многих её бывших колониях форма не была отменена и после независимости, например в Индии, Ирландии, Австралии, Сингапуре и Южной Африке.
В США и Канаде существует школьная форма во многих частных школах. В государственных школах единой формы нет, хотя в некоторых школах введены правила ношения одежды (dress code).
В Германии нет единой школьной формы, хотя ведутся дебаты о её введении. В некоторых школах введена единая школьная одежда, не являющаяся формой, так как ученики могут участвовать в её разработке.
.
Глава 2. Научно-практическая работа.
2.1. Реализация мероприятий повышающих интерес к данной теме:
В ходе реализации практической части исследовательской работы мной были проведены следующие мероприятия, направленные на повышение интереса и знаний по данному вопросу:
- беседа с родственниками о школьной форме в их годы, использование данной информации для проведения дискуссии;
- проведение беседы со старшим поколением членов моей семьи и знакомыми об их школьной форме, подбор фотографий для презентации;
- выступление на классном часе с сообщением «История школьной формы» и проведение дискуссии.
Положительным результатом всех перечисленных мероприятий я считаю повышение интереса к данному вопросу у одноклассников.
2.2. Проведение исследования знаний по данной теме среди учеников начальной школы лицея № 11 г. Красноярска (15 слайд)
Для изучения вопроса: «Школьная форма «за» или «против»?» я провел опрос среди учеников начальной школы лицея № 11 г. Красноярска и своих одноклассников.
Опросник, разработанный мной предварительно, включал в себя вопросы, позволяющие выяснить мнение учащихся – школьная форма обезличивает или организовывает учеников, развивая их внутреннюю дисциплину, личные качества.
Вариант опросника представлен в Приложении № 1.
Опрос проводился в ноябре 2013 г. При опросе выяснилось, что:
- 67% учащихся согласились с тем, что школьная форма - это первый шаг к дисциплинированности, сплоченности, ответственности и организованности учащихся. Наличие формы помогает сосредоточиться на учебе, ощутить, что посещение школы - особое время, когда простой ребенок на время становится учеником. Когда не отвлекаешься на одежду, можешь лучше показать свои знания. Школьная форма освобождает родителей от лишних забот.
- 33% учащихся высказали свое мнение о том, что свободная форма одежды дает им возможность внешне самовыражаться и помогает обрести индивидуальный и неповторимый имидж.
Также, я подготовил сообщение для одноклассников «История школьной формы» и провел в классе дискуссию на тему: «Школьная форма: «за» или «против». Целью было выяснить, а что мои одноклассники знают о школьной форме, и как они относятся к единой форме.
В дискуссии участвовало 25 человек. (16 слайд)
В результате дискуссии получился следующий результат:
100% опрошенных учеников моего класса не знают историю возникновения школьной формы;
65% учеников считают ношение школьной формы необходимым условием в школе;
98% считают, что школьная форма дисциплинирует, приводит к сплоченности;
98% считают, строгий стиль одежды создает в школе деловую атмосферу, необходимую для занятий;
100% считают, что форма ограничивает конкуренцию между учениками в одежде;
0% учеников класса считают, что форма — элемент уравнительного воспитания и обучения, ограничивающая свободу самовыражения;
88% моих одноклассников согласны носить школьную форму в последующих классах.
Анализ полученных результатов позволяет сделать вывод о необходимости проведения работы по пропаганде введения школьной формы среди учащихся и их родителей, о расширении знаний учеников об истории возникновения школьной формы и её значении в процессе обучения, о формировании положительного отношения у учащихся, не определившихся с мнением по данному вопросу.
2.3. Мнение врачей (17 слайд)
А что же врачи думают по поводу школьной формы?
Мнение врачей по поводу необходимости ношения школьной формы можно обозначить следующими выводами:
- обнажённая поясница, обтягивающие брюки и юбки приводит к раздражению нервных окончаний и спазму сосудов;
- ношение узкой одежды, особенно джинсов, приводит к нарушению кровотока в области таза, что является нарушением нормальной работы органов половой системы, мочевого пузыря, кишечника;
- натуральные материалы и ткани, используемые при изготовлении школьной формы способствуют нормализации теплообмена и дыханию кожных покровов, что в свою очередь обеспечивает необходимое снабжение крови кислородом, нормальному функционированию клеток кожи.
2.4. Мнение психологов (17 слайд)
Специалисты по детской психологии считают, что в школьной форме все-таки больше плюсов, чем минусов.
Во-первых, стандарт одежды воспитывает чувство принадлежности к школе и гордости за нее. Если в школе нет единой формы для всех, например, в каждом классе учителя, родители и дети сами выбирают, в чем ходить учащимся – такую ситуацию тоже легко обернуть в свою пользу: пусть ученики гордятся своей принадлежностью к классу и тем, что они носят особенную форму.
Второй несомненный плюс школьной формы состоит в том, что она несколько смягчает видимые признаки социального расслоения среди детей и подростков, хотя, конечно, скрыть эту разницу никакая форма не в силах. Есть еще обувь, косметика и парфюмерия, ювелирные украшения, мобильные телефоны и т. д. И дети из более состоятельных семей всегда найдут способ подчеркнуть свой социальный статус.
Еще один плюс школьной формы – это ее дисциплинирующее воздействие. Ребенок со школьной скамьи привыкнет носить одежду к месту и ко времени. Какой бы дизайн ни придумали модельеры для школьной формы, этот дизайн в любом случае будет строгим и деловым, не допускающим вольностей и не отвлекающим учеников от основного занятия – изучения школьной программы. Дети должны с детства привыкать к тому, что костюм – это нечто большее, чем просто одежда. Это – средство коммуникации. От того, как ты выглядишь, зависит, как с тобой будут общаться окружающие.
В школах, где единой формы нет, учителям приходится прилагать гораздо больше усилий для поддержания дисциплины и борьбы с вызывающим поведением отдельных учеников.
Глава 3. Заключение. Выводы. (18 слайд)
Анализ проведённой работы позволяет сделать вывод:
Школа – это большой коллектив, сообщество, в котором должны существовать коллективные правила, культура и особенности, отличающие нас от других школ. Почему бы нам не начать со школьной формы?
Я «за»!
Ведь, согласитесь, приятно посмотреть на аккуратных, одетых в опрятную форму детей. Да и благодаря тому, что все дети в классе одеты одинаково, отпадает вопрос соперничества в том "кто лучше одет". А отсутствие этой проблемы снимает значительную часть напряжения как с самих учащихся, что сказывается на успеваемости, так и с родителей, которым напряжения в жизни и без того хватает.
Школьная форма должна быть удобной, красивой и являться визитной карточкой ученика. А ученики должны выделяться не одеждой, а своими знаниями, умениями, творческими способностями. Главное, все-таки – хорошо учиться...
Если человек – личность, то уничтожить его индивидуальность невозможно!
Список литературы:
http://ss69100.livejournal.com/1148485.html
http://materinstvo.ru/art/7732/
http://relax.ru/post/74945/Iz_istorii_shkolnoy_formy.html
http://zdes-shkola7.ru/iz-istorii-vozniknoveniya-shkolnoy-formy
ru.wikipedia.org/wiki/Школьная_форма_в_России
http://gymn-edu.narod.ru/form.html
http://slavynka88.livejournal.com/139487.html
Выступление.
Проектно-исследовательская работа «ШКОЛЬНАЯ ФОРМА: «ЗА» или «ПРОТИВ» Выполнил учащийся: 4 класса «Д» Васильев Андрей
Родители: Васильева Ольга Сергеевна, Васильев Евгений Алиевич
Руководитель проекта: учитель начальных классов О.Н.Макарова
Консультант : руководитель школьного музея «Моя малая Родина» О.Л. Подборская
(слайд 1) Школьная форма — обязательная повседневная форма одежды для учеников во время их нахождения в школе и на официальных школьных мероприятиях вне школы.
С 1 сентября 2013 года вступил в силу новый закон «Об образовании», в соответствии с которым требования к одежде учащихся устанавливает сама школа, а Министерство образования и науки в этом ей активно помогает, рекомендует, какого направления придерживаться.
В связи с этим появились различные точки зрения на то, нужна ли вообще стандартная форма школьникам?
Одни считают, что школьная форма необходима. Она дисциплинирует, приводит к сплоченности, способствует воспитанию индивидуальных качеств и выработке в учениках ощущения общности, коллективизма. Школьная форма позволяет обратить внимание на внутренние качества ученика, его таланты, а не внешнюю оболочку.
Другие придерживаются мнения, что школьная форма демонстрирует несвободу ученика, обезличивает человека, ведь за одинаковостью одежды скрываются конкретные интересные личности детей.
Многие считают, что школьная форма – изобретение советского руководства. У школьной формы есть противники и сторонники: современные школьники-подростки в большинстве своем выступают резко против, а большинство родителей и учителя, наоборот, за введение этого элемента, мотивируя, что школьная форма помогает учиться.
Так стоит ли вводить форму? Этот вопрос все чаще порождает бурные дискуссии.
А как к форме относиться мне?
ЦЕЛЬ: (2 слайд)
-определиться в выборе «ЗА» или «ПРОТИВ» школьной формы, изучив историю школьной формы и выявив мнение других людей – такую цель я поставил перед собой.
ЗАДАЧИ: (3 слайд)
- изучить историю школьной формы;
- провести анкетирование и дискуссию среди учащихся начальной ступени лицея № 11 г. Красноярска: «Нужна ли школьная форма?»;
- ознакомиться с мнением специалистов: врачей, психологов;
- определиться со своим выбором.
Ожидаемые результаты (4 слайд)
- исследование поможет мне определиться в вопросе: носить ли школьную форму? ;
- будет способствовать возникновению интереса к данной теме у одноклассников, расширению их кругозора;
МЕТОДЫ: анализ литературы, анкетирование, сравнение. (5 слайд)
План,который я составил на слайде.
Глава 1. История школьной формы (6 слайд)
Чтобы разобраться в этой проблеме, для начала я решил обратиться к истории школьной формы в России.
Многие задают вопрос: «Да кто вообще придумал эту форму?» Действительно, кто? Петр I. Петр Великий был очень разносторонним человеком, и, наверное, не было области, в которой бы он не провел реформ.
И в институте благородных девиц, созданном Екатериной II, была форма: в обычные дни зеленые платья из плотной шерстяной ткани и фартуком из холста, а в праздничные дни платья белые коленкоровые с пунцовыми поясами и коленкоровый фартук. (плотная хлобчатобумажная ткань)
Форму обожали многие российские правители: Павел I, Николай I, Александр III, Иосиф Сталин. В свободное от государственных трудов время они сами ее придумывали для военных и инженеров, чиновников и чиновниц, гимназистов, пожарных и железнодорожников.
Точная дата введения школьной формы в России - 1834 год.
Именно в этом году произошло принятие закона, утвердившего отдельный вид гражданских мундиров. К ним относились гимназические и студенческие мундиры. Введение форменной одежды для учащихся учебных заведений царской России связано в первую очередь с тем, что эти учреждения были государственными. В те времена все государственные служащие должны были носить форменную одежду, соответствующую их чину и званию, согласно «Табелю о рангах».
Так, все педагоги в государственных учебных заведениях (гимназиях) носили форменные сюртуки. Исходя из этого, было естественным введение и для учащихся форменных костюмов.
Костюм гимназиста отличал подростка от тех детей, которые не учились, или не могли позволить себе учиться. Форма гимназистов была сословным признаком, потому что учились в гимназиях лишь дети дворян, интеллигенции и крупных промышленников. Форму носили не только в гимназии, но и на улице, дома, во время торжеств и праздников. Она была предметом гордости. Во всех учебных заведениях форма была военного фасона: неизменно фуражки, гимнастерки и шинели, которые отличались только цветом, кантами, пуговицами и эмблемами.
Все выдающиеся личности были воспитаны в те времена: Николай Корсаков, Петр Саврасов, Александр Бакунин, Вильгельм Кюхельбекер, Иван Пущин и другие. Пушкин А.С., будучи лицеистом, тоже носил форму. (7-8 слайды)
Учителя и прежде всего надзиратели строго следили за соблюдением всех правил ношения костюма.
Но по неписаным правилам гимназисту на улице полагалось обязательно скрывать номер гимназии, в которой он учился, чтобы гимназист, совершивший проступок, мог остаться неопознанным. Номер должен был быть выломан с фуражки, и гимназист, который этого не делал, жестоко преследовался товарищами. С той же целью перевертывалась, пряталась бляха ремня.
Итак, до 1917 года форму носили только дети богатых родителей, которые могли позволить обучение своих детей в гимназиях.
2. Период "бесформенности". (9 слайд)
После октябрьской революции форма была упразднена, также как и гимназии. Во вновь организованных учебных заведениях учились дети крестьян, рабочих, служащих и так как в стране, где шла гражданская война, был голод и разруха, главным было накормить детей и обучить их грамоте. Поэтому школьной форме не уделялось внимание, и дети ходили в повседневной одежде. Повседневной одеждой часто была перешитая военная форма, одеты были все приблизительно одинаково.
Период "бесформенности" длился до 1949 года.
3. Школьная форма появилась в школах после Великой Отечественной войны. (10 слайд)
Школьная форма становится вновь обязательной лишь после Великой Отечественной войны, в СССР вводится единая школьная форма. Было решено: девочки приходят на занятия в тёмно-коричневых шерстяных платьях и чёрных передниках (по праздникам в белых); мальчики в серых военных гимнастёрках.
Стоит отметить, что в общем школьная форма для девочек сталинской эпохи походила на школьную форму царской России.
До 90-х годов форма видоизменялась дважды, но касалось это только мальчиков.
Для девочек ничего не поменялось, только мамы-рукодельницы старались вносить изменения, украшая кружевами.
4. В 90-х годах форма была официально упразднена. (11 слайд)
Когда в начале 90-х годов официально разрешилось ношение свободной формы одежды в школах, никто не возмущался по поводу отмены единой школьной формы, наоборот, все радовались свободе в одежде, свободе стиля. Школа стала своеобразным подиумом для демонстрации финансовых возможностей родителей, различных стилей и направлений в моде .
В современной России нет единой школьной формы, как было в СССР, но многие лицеи и гимназии, особенно наиболее престижные, а также некоторые школы имеют свою собственную форму, подчеркивающую принадлежность учеников к тому или иному учебному заведению. Кроме того, в учебных заведениях, не имеющих школьной формы, могут существовать правила ношения одежды делового стиля.
Школьная форма советского времени с белыми фартуками традиционно надевается выпускницами на «Последний звонок», как символ прощания со школой. Получается очень нарядно и торжественно.
Также, мне захотелось найти информацию о школьной форме в других странах: (12-14 слайды)
В Японии для большинства средних и старших школ обязательной считается школьная форма. В каждой школе она своя, но на самом деле вариантов не так уж много. Обычно это белая рубашка, тёмный пиджак и брюки для мальчиков, и белая рубашка, тёмный пиджак и юбка для девочек, или же сейлор фуку — «матросский костюм». Школьники начальных классов, как правило, одеваются в обычную детскую одежду
Самой большой европейской страной, в которой существует школьная форма, является Великобритания. Во многих её бывших колониях форма не была отменена и после независимости, например в Индии, Ирландии, Австралии, Сингапуре и Южной Африке.
В США и Канаде существует школьная форма во многих частных школах. В государственных школах единой формы нет, хотя в некоторых школах введены правила ношения одежды (dress code).
В Германии нет единой школьной формы, хотя ведутся дебаты о её введении. В некоторых школах введена единая школьная одежда, не являющаяся формой, так как ученики могут участвовать в её разработке. .
Глава 2. Научно-практическая работа.
2.1. Реализация мероприятий повышающих интерес к данной теме:
В ходе реализации практической части исследовательской работы мной были проведены следующие мероприятия, направленные на повышение интереса и знаний по данному вопросу:
- беседа с родственниками о школьной форме в их годы, использование данной информации для проведения дискуссии;
- проведение беседы со старшим поколением членов моей семьи и знакомыми об их школьной форме, подбор фотографий для презентации;
- выступление на классном часе с сообщением «История школьной формы» и проведение дискуссии.
Положительным результатом всех перечисленных мероприятий я считаю повышение интереса к данному вопросу у одноклассников.
2.2. Проведение исследования знаний по данной теме среди учеников начальной школы лицея № 11 г. Красноярска (15 слайд)
Для изучения вопроса: «Школьная форма «за» или «против»?» я провел опрос среди учеников начальной школы лицея № 11 г. Красноярска и своих одноклассников.
Опросник, разработанный мной предварительно, включал в себя вопросы, позволяющие выяснить мнение учащихся – школьная форма обезличивает или организовывает учеников, развивая их внутреннюю дисциплину, личные качества.
Вариант опросника представлен в Приложении № 1.
Опрос проводился в ноябре 2013 г. При опросе выяснилось, что:
- 67% учащихся согласились с тем, что школьная форма - это первый шаг к дисциплинированности, сплоченности, ответственности и организованности учащихся.
- 33% учащихся высказали свое мнение о том, что свободная форма одежды дает им возможность внешне самовыражаться и помогает обрести индивидуальный и неповторимый имидж.
Также, я подготовил сообщение для одноклассников «История школьной формы» и провел в классе дискуссию на тему: «Школьная форма: «за» или «против». Целью было выяснить, а что мои одноклассники знают о школьной форме, и как они относятся к единой форме.
В дискуссии участвовало 25 человек. (16 слайд)
Результат дискуссии преведен на слайде.
Анализ полученных результатов позволяет сделать вывод о необходимости проведения работы по пропаганде введения школьной формы среди учащихся и их родителей, о расширении знаний учеников об истории возникновения школьной формы и её значении в процессе обучения, о формировании положительного отношения у учащихся, не определившихся с мнением по данному вопросу.
2.3. Мнение врачей (17 слайд)
А что же врачи думают по поводу школьной формы?
Мнение врачей по поводу необходимости ношения школьной формы можно обозначить следующими выводами:
- обнажённая поясница, обтягивающие брюки и юбки приводит к раздражению нервных окончаний и спазму сосудов;
- ношение узкой одежды, особенно джинсов, приводит к нарушению кровотока в области таза, что является нарушением нормальной работы органов половой системы, мочевого пузыря, кишечника;
- натуральные материалы и ткани, используемые при изготовлении школьной формы способствуют нормализации теплообмена и дыханию кожных покровов, что в свою очередь обеспечивает необходимое снабжение крови кислородом, нормальному функционированию клеток кожи.
2.4. Мнение психологов (17 слайд)
Специалисты по детской психологии считают, что в школьной форме все-таки больше плюсов, чем минусов.
Во-первых, стандарт одежды воспитывает чувство принадлежности к школе и гордости за нее. Если в школе нет единой формы для всех, например, в каждом классе учителя, родители и дети сами выбирают, в чем ходить учащимся – такую ситуацию тоже легко обернуть в свою пользу: пусть ученики гордятся своей принадлежностью к классу и тем, что они носят особенную форму.
Второй несомненный плюс школьной формы состоит в том, что она несколько смягчает видимые признаки социального расслоения среди детей и подростков, хотя, конечно, скрыть эту разницу никакая форма не в силах. И дети из более состоятельных семей всегда найдут способ подчеркнуть свой социальный статус.
Еще один плюс школьной формы – это ее дисциплинирующее воздействие. Ребенок со школьной скамьи привыкнет носить одежду к месту и ко времени. Какой бы дизайн ни придумали модельеры для школьной формы, этот дизайн в любом случае будет строгим и деловым, не допускающим вольностей и не отвлекающим учеников от основного занятия – изучения школьной программы. Дети должны с детства привыкать к тому, что костюм – это нечто большее, чем просто одежда. Это – средство коммуникации. От того, как ты выглядишь, зависит, как с тобой будут общаться окружающие.
Глава 3. Заключение. Выводы. (18 слайд)
Анализ проведённой работы позволяет сделать вывод:
Школа – это большой коллектив, сообщество, в котором должны существовать коллективные правила, культура и особенности, отличающие от других школ. Почему бы нам не начать со школьной формы?
Я «за»!
Ведь, согласитесь, приятно посмотреть на аккуратных, одетых в опрятную форму детей. Да и благодаря тому, что все дети в классе одеты одинаково, отпадает вопрос соперничества в том "кто лучше одет". А отсутствие этой проблемы снимает значительную часть напряжения как с самих учащихся, что сказывается на успеваемости, так и с родителей, которым напряжения в жизни и без того хватает.
Школьная форма должна быть удобной, красивой и являться визитной карточкой ученика. А ученики должны выделяться не одеждой, а своими знаниями, умениями, творческими способностями. Главное, все-таки – хорошо учиться...
Если человек – личность, то уничтожить его индивидуальность невозможно!
Загадочная система из шести экзопланет
Рисуем подснежники гуашью
Распускающиеся бумажные цветы на воде
Несчастный Андрей
Бородино. М.Ю. Лермонтов