Презентация создана ученицей 9 класса в рамках проектной работы.
Вложение | Размер |
---|---|
obrazy_prirody.pptx | 2.11 МБ |
Слайд 1
Выполнила: Кочеткова Ксения Проверила: Ишкильдина К.Г. Образы природы и человека.Слайд 2
Почему я выбрала эту тему?
Слайд 3
Побольше узнать о жизни и творчестве русских художников Ивана Шишкина и Ильи Репина. Цели и задачи.
Слайд 4
Иван Иванович Шишкина- один из даровитейших русских пейзажистов, живописец, рисовальщик и гравер-аквафортист, сын купца, родился 13 (25 по нов. стилю - прим. авт. сайта) января в Елабуге (Вятской губ.) в 1832 г., двенадцати лет от роду был определен в ученики 1-ой казанской гимназии, но, дойдя в ней до 5-го класса, оставил ее и поступил в московское училище живописи, ваяния и зодчества. Окончив курс этого заведения, он с 1857 г. продолжал свое образование в академии художеств, где числился учеником проф. С. М. Воробьева. Иван Иванович Шишкин
Слайд 6
Пожалуй, самая известная картина выдающегося русского пейзажиста И. И. Шишкина – «Утро в сосновом бору». Настоящая ценность полотна определяется точно переданным состоянием природы . Солнце только-только всходит. Его смелые лучи уже позолотили верхушки огромных деревьев и проникли вглубь чащи, но над глубоким оврагом еще не рассеялся влажный туман. Проснулись обитатели чащи – три медвежонка и медведица. М алыши беззаботно и неуклюже возятся на сломанном стволе упавшей сосны, а медведица внимательно наблюдает за их игрой, чутко реагируя на шорохи пробуждающегося леса . Могучая сосна, которую ураган когда-то выдернул с корнем, и медвежье семейство, резвящееся на нем, - все это рождает у нас ощущение глухости и отдаленности этого уголка дикой природы в сосновом лесу». Картина была написана в 1889 году « Утро в сосновом лесу»
Слайд 8
Картина «Лесные дали» воспевает красоту природы Урала. Эта картина невероятна по охвату изображенного пространства. Перед зрителем, который как будто стоит на возвышенности, расстилается необозримая панорама лесов. Леса тонут в сизоватой дымке утреннего тумана. А где-то возле горизонта видны поросшие хвойными лесами невысокие горные хребты. Они сообщают картине величавость, размеренность, широту. В центре все композиции - небольшое горное озеро. Его зеркальная гладь сверкает, отражая голубое небо с бегущими по нему легкими облаками. Это яркое пятно на картине словно подчеркивает лучезарность и прелесть земной природы. Благодаря этому блику света в центре картины и неспешному чередованию тончайших нюансов цвета и света обычный сюжет превращается в волшебную, чарующую своим очарованием, панораму. «Лесные дали»
Слайд 10
В картине Шишкин вновь возвращается к своему любимому мотиву – изображению русского леса. Передавая красоту раскидистых старых дубов, художник мастерски передает пластику их величественных и стройных форм. Мы видим вековые стволы, покрытые «морщинами» кору, пышные кроны, изогнутые ветви. Художник добивается невероятной объемности изображения – мы явственно «погружаемся» в пространство, нам хочется «потрогать» ствол дерева, вдохнуть аромат хвои. Травяной покров под дубами-исполинами живет своей жизнью – здесь художник аккуратно выписал каждую былиночку, каждый цветочек. На картине прекрасно передано солнечное освещение. Вообще солнца на полотне очень много - в теплых солнечных пятнах на траве и деревьях. В целом же ансамбль композиции и света рождает ощущение величия природы, в котором каждое дерево – это символ жизни, гармонии и красоты. «Дубовая роща»
Слайд 12
На полотне изображены старинные деревья, между которыми катится вдаль неглубокая, но довольно широкая река. Через реку перекинут небольшой деревянный мостик, который сделан из тонких досок и остатков древесины. По берегам реки разбросаны камни самых разных размеров, а в стороне от мостика виден брод, край которого отмечен доской. Скорее всего, в этом месте люди переходили реку еще до появления мостика, а, возможно, он появился совсем недавно. По берегам реки, под вековыми деревьями раскинулся ковер из слегка пожелтевшей травы, которая обычно появляется в середине лета. Для того, чтобы передать красоту леса, Шишкин выбрал весьма необычные цвета – зеленый, коричневый и желтый. Благодаря их умелому сочетанию, становится ясно, что лето уже перешагнуло за половину – и постепенно, неумолимо движется к своему логическому завершению. «Корабельная роща»
Слайд 14
Стройные ряды могучих деревьев. На горизонте светится красное марево заката. Лесная, зелёная опушка. Тропинки. Маленькая девочка стоит на развилке, оглядывается, выбирая, куда ей идти дальше. Тут же рядом ровно спиленные стволы деревьев. Наверное, девочка не одна в лесу, а со старшими, которые и запасаются дровами или рубят деревья для строительства нового дома. Вечерний лес тих и безмятежен. Даже стук топора не нарушает этой по природному звенящей тишины. И ни один листик не шелохнётся при полном безветрии. « Лес вечером »
Слайд 16
В картине Шишкин уделил особое внимание общему колориту, светотеневой «аранжировке», но при этом сохранил простоту и реалистичность предметного изображения. Замечательно передано на полотне общее освещение. На картине мы видим освещенную солнцем поляну и группу старых дубов – мощных и коренастых. Узорчатые листья деревьев где-то ярко вспыхивают на солнце, а где-то погружены в полумрак. Мы наблюдаем, как через зелень пышной дубовой кроны просвечиваются участки летнего синего неба. Невесомые тени скользят по стволам и кронам деревьев и легко ложатся на зеленую поляну. Картина «Дубы» - очень свежая, сочная, колоритная. Это полотно, как и многие другие произведения И. И. Шишкина, показывает, какими содержательными и волнующими могут быть окружающие нас пейзажи. Художник учит всех нас не просто любить родную природу, но и глубоко ее чувствовать . « Дубы »
Слайд 18
Илья Репин родился 24 июля (5 августа) 1844 года в семье военного поселенца Ефима Васильевича Репина (1804—1884) в городе Чугуеве Харьковской губернии Российской империи. Грамоте и арифметике обучился у пономаря и дьячка. В 1855 году занимался в топографической школе, но при упразднении военных поселений её закрыли. С 13 лет обучался живописи в Чугуеве у И. Бунакова . В 1863 году поступил в Академию художеств в Петербурге. В рисовальной школе на Бирже Репин познакомился с И. Н. Крамским, который стал его наставником. Обучался также у Р. К. Жуковского. Учился успешно, в 1869 г. был награждён малой золотой медалью за картину «Иов и его друзья». Репин Илья Ефимович
Слайд 20
Наибольшую известность приобрел портрет Сидора Шаврова (“Белорус” 1892), который находится в Русском музее в Петербурге. Много лет спустя, Репин писал о своей модели: “За рекой, против нас, жил крестьянин Сидор Шавуро , он позировал мне, стоя на воздухе перед окном моей мастерской. Шавуры — семья из нескольких братьев и сестер. Сидор, как старший брат, наследовал старшинство по смерти отца; дом же был зажиточный, порядочный... со слов меньшого брата, Сидор знал наизусть много стихотворений Лермонтова, Пушкина и громко с чувством распевал их даже в поле и по дороге”. Созданный Репиным на полотне образ покоряет своей силой, статью, открытым взглядом и улыбкой и неслучайно эту работу относят к лучшим крестьянским портретам в русской живописи. «Белорус»
Слайд 22
На переднем плане – девочка на темной перекладине штакетника. За ее спиной прозрачно-голубое небо с легким маревом облачков и травинки выцветшего луга, намеченные тонкой кистью. Солнечные рефлексы на голубоватом платье словно стремятся растворить материю в бесконечном, пронизанном солнцем пространстве. Свободная, исполненная живости поза ребенка, шляпка, смешно закрепленная под подбородком черной лентой, игра солнечных зайчиков на лице и шее девочки, весь ее задорный облик словно вовлекают нас в волшебный мир детских впечатлений и грез. Художник создал незабываемый образ детства, проникнутый чувством восторга, удивлением перед красотой жизни. «Стрекоза»
Слайд 24
Портрет Мусоргского – одна из вершин творчества Репина и всей русской портретной живописи 1880-х годов. Он написан за десять дней до смерти композитора, в госпитале, за четыре сеанса и, как писал один из очевидцев, «со всякими неудобствами; у живописца даже не было мольберта, и он должен был кое-как примоститься у столика, перед которым сидел в больничном кресле Мусоргский». С необычайной деликатностью художник изображает смертельно больного человека. Неопределенность заднего плана рождает иллюзию открытого пространства. Мусоргский будто изображен на фоне неба, взгляд его отрешен. Репин отказался от платы за работу, пожертвовав деньги на памятник композитору. «Портрет композитора М.П.Мусоргского»
Слайд 26
Портрет не выделяется темпераментностью кисти и живостью колорита. Репин понимает, что сдержанность и скромность П. М. Третьякова мало гармонировала бы с более активной техникой и яркими красками. Художник нашел сдержанную, суховатую манеру письма. Третьяков показан на фоне своей любимой галереи. Он сидит, осторожно облокотившись на мягкую спинку стула. Павел Михайлович задумчив, спокоен, он глубоко ушел в себя. Третьяков оставляет впечатление несколько замкнутого человека. Еще молодое лицо с правильными, строгими чертами и рыжеватой бородой выражает собранность, организованность. Превосходно написана рука коллекционера – с красивыми длинными пальцами, лежащими на драпе купеческого сюртука. « Портрет П.М. Третьякова »
Слайд 28
Картина И. Е. Репина «Бурлаки на Волге» - пожалуй, самое знаменитое произведение выдающегося художника. Картина была написана в 1873 году на основе многочисленных этюдов и портретных зарисовок, собранных молодым живописцем во время путешествия по Волге в 1870 году, и явилась свидетельством его духовной творческой зрелости. Изнемогая от жары и усталости, по берегу великой реки бурлаки медленно тянут тяжелую неповоротливую баржу. Композиция картины построена таким образом, что группа как будто движется на зрителя, но фигуры при этом не закрывают друг друга. Перед нами – одиннадцать персонажей, все, как один, – нищие и обездоленные, но каждый – со своей индивидуальностью и характером. Впереди – тройка «коренников» во главе с бурлаком Каниным. Этот пожилой бурлак с лицом античного философа олицетворяет лучшие черты русского мужика: спокойствие, мудрость, упорство. Рядом с ним – бородач, воплощение первобытной силы, и Илька-матрос с тяжелым, ожесточенным взглядом разбойника из-под спутанных волос... Бессильно опущены руки бурлаков, ноги напряжены, а в лицах читаются разные чувства – здесь и покорность судьбе, и протест, и простодушие, и озлобленность… Солнце ласково освещает побережье, но бурлакам не до красот природы – работа требует от них нечеловеческих усилий. Ветхие рубахи потемнели от пота, плечи болят от натянувшейся бечевы, ноги утопают в глубоком песке, а путь кажется бесконечным… Но не жалость вызывают у зрителя их фигуры, а ощущение внутренней могучей силы. Эта грозная сила, пока еще не осознаваемая ими, зреет внутри каждого помимо его воли, и уже нет возможности остановить этот процесс. « Бурлаки на Волге»
Слайд 30
Картина исполнена Репиным во время пребывания в Париже в качестве пенсионера ИАХ. Образ негритянки навеян, возможно, африканскими этюдами Фортуни . Репин создает выразительный, не лишенный одухотворенности портрет, трактованный без какого-либо нарочитого любования экзотикой. Художнику удалось выявить благородное соотношение приглушенных красочных тонов и добиться тончайших цветовых нюансов, данных в единой теплой гамме. Великолепное мастерство он проявил в изображении мерцающих золотых украшений, переливающейся ткани, поблескивающего кальяна и других предметов. « Негритянка »
Слайд 32
http://www.google.ru/ http://bibliotekar.ru/ Использованная литература
Мальчик и колокольчики ландышей
Серебряное копытце
Рисуем подснежники гуашью
Сказка "Дятел, заяц и медведь"
Лев Николаевич Толстой. Индеец и англичанин (быль)