На примере творчества Константина Симонова студент показал роль Крыма в отечественном искусстве и культуре.
Вложение | Размер |
---|---|
simonov_borodin.docx | 23.49 КБ |
В.Р. Бородин,
ГБПОУ КК «Гулькевичский
строительный техникум»,
г. Гулькевичи
Крым в творчестве Константина Симонова.
Мы выехали с ним верхами
По направленью к Джантаре.
Уже синело за холмами,
И дело близилось к заре.
Над Акмонайскою равниной
Шёл зимний дождь, и всё сильней,
Всё было мокро, даже спины
Понуро несших нас коней
К.Симонов «Дожди»
Несмотря на то, что я молод, я стараюсь следить за тем, что происходит в России и в мире. Тревожные новости из Украины, которые стали приходить всё чаще и чаще никого не могут оставить равнодушными. И меня в том числе. По совести, я не могу сказать, кто я больше – русский, украинец, белорус – в большинстве из россиян трудно определить соотношение этих «кровей». Я – славянин. Мои родственники по отцовской линии живут в Севастополе и, конечно, вся моя семья с волнением и надеждой ждала референдума в Крыму и Севастополе.
Просматривая новости в Интернете, я обратил внимание на любопытное сообщение: «МОСКВА, 17 марта — РИА Новости. После оглашения первых итогов референдума в Крыму МИД РФ опубликовал на своей странице в Facebook стихотворение Константина Симонова "Жди меня".
Полный текст стихотворения появился на официальной странице ведомства спустя восемь минут после объявления главой комиссии Крыма по проведению референдума первых официальных результатов подсчета, согласно которым 95,5% голосовавших высказались за присоединение автономии к России в качестве субъекта федерации».
Сообщение это удивило и заинтересовало меня. Почему К.Симонов? Почему именно это стихотворение? Я знал, что К. Симонов является почётным гражданином города Гулькевичи. В нашем учебном заведении большое внимание уделяется изучению творчества писателя, в музее хранится множество свидетельств о его пребывании в городе. В своих воспоминаниях Симонов писал: «В один из дней 1943 года мы вышли с войсками в лежавшую почти на границе со Ставропольем большую кубанскую станицу Гулькевичи. Квартировали мы, когда приезжали в Гулькевичи, на Школьной улице, в доме у Марии Ивановны Новиковой. Я не раз в войну вспоминал эту прекрасную женщину». Рассказы Марии Ивановны и ее дочери, рассказы жителей домов, откуда оккупанты угнали молодежь на работу в Германию – все это людское горе прошло через сердце Симонова и вылилось в очерк «Гулькевичи – Берлин», который Симонов послал в «Красную Звезду», где он был напечатан в феврале 1943 года под заголовком «Поезда рабов». Окончилась война, и мирные дороги не раз приводили Симонова в наш Гулькевичи.
В истории отечественной литературы имя Константина Симонова занимает особое место. И это неудивительно! Поражает его творческая многогранность: поэт, прозаик, драматург, сценарист, журналист, переводчик. Характерной особенностью творчества Константина Симонова на протяжении всей его жизни являлась верность военной теме. За годы войны он изъездил все дороги от Белого до Черного моря, как специальный корреспондент газеты «Красная звезда», в поисках материала ходил с разведчиками в тыл противника, выходил из окружения под Могилевом, даже плавал на подводной лодке.
Он видел войну вблизи, все её тяготы и невзгоды, кошмар поражений и радость побед, смерть и героизм солдат и офицеров. Именно поэтому его произведения о войне столь правдивы, информативны, ярки и впечатляющи.
Что же связывает писателя с Крымом?
Константин Симонов впервые приезжает в Севастополь с поэтом Владимиром Луговским в 1939 году. Тогда же родилось стихотворение "Английское военное кладбище в Севастополе".
В августе 1941 года корреспондент газеты "Красная звезда" Симонов прибыл в Севастополь с редакционным заданием: рассказать о боевых делах подводников. Десять дней делил писатель с экипажем подводной лодки смертельную опасность. Об этом очерк "У берегов Румынии".
На Перекопе, Чонгаре, Арабатской стрелке занимала оборону 51-я Особая Крымская армия. Симонов побывал на передовой, на самых трудных участках. В очерках "Смерть за смерть", "Шпионка", рассказе "Третий адъютант" - все увиденное и пережитое. Когда вражеские войска заняли Крым, на крейсере "Красный Кавказ" Симонов прибыл в Феодосию, занятую нашими десантниками. Два очерка "Последняя ночь" и "Предатель» повествуют об этих событиях. В феврале 1942 года Симонов снова приезжает в Крым. Пишет очерк "В керченских каменоломнях". Четыре книги военных очерков писатель назвал "От Черного до Баренцева моря".
В этом же 1942 году написано стихотворение «Дожди». Это стихотворение адресовалось жене поэта – актрисе Валентине Серовой. Как известно, именно к ней обращены многие произведения фронтовой лирики Константина Симонова, в том числе упомянутое уже знаменитое стихотворение «Жди меня», написанное в 1941 году и ставшее после публикации в январе 1942 года в «Правде» чрезвычайно популярным и на фронте, и в тылу. Оно быстро завоевало сердца читателей. Солдаты вырезали его из газет, переписывали, сидя в окопах, заучивали наизусть и посылали в письмах женам и невестам. Его находили в нагрудных карманах раненых и убитых бойцов.
А вот симоновские «Дожди» долго не публиковались. И это понятно: слишком уж мало в этом стихотворении пафоса и слишком уж много горькой, ничем не прикрытой правды о войне периода Керченско-Феодосийской десантной операции. Общие потери в ней составили более 300 тысяч, около 170 тысяч попало в плен…
Константином Симоновым вовсе не случайно упоминаются пункты Карпечь и Джантара. Именно вблизи них, в условиях чрезвычайно плохой погоды, проходили тяжелейшие бои, в том числе в районе Карпечи с использованием танков с нашей и немецкой стороны. Горели и те, и другие… Это была малая крымская «Прохоровка»…
Симонов не раз приезжал в Крым и в послевоенное время, встречался здесь, находясь на отдыхе, с местной интеллигенцией и членами областной писательской организации. За два месяца до кончины, летом 1979 года, писатель также отдыхал в гурзуфском санатории «Пушкино», делился с местными журналистами планами о приезде в Керчь осенью.
Крым и Севастополь занимают уникальное место в осознании русскими смысла своей истории. Крым – это уникальный сплав культур и традиций разных народов, здесь древний Херсонес, где принял крещение святой князь Владимир, здесь каждая пядь земли полита кровью защитников России:
Уж сотый день врезаются гранаты
В Малахов окровавленный курган,
И рыжие британские солдаты
Идут на штурм под хриплый барабан
«Поручик», 1939 г.
Поэзия и проза Константина Симонова как нельзя лучше помогают нам увидеть и понять значение Крыма в политической, культурной и общественной жизни России. Читая его проникновенные строки, испытываешь и гордость, и горечь, но главное – чувство единения со своим народом, понимание того, что это – твоя Родина. День 18 марта 2014 г. стал исторической датой – долгожданное воссоединение Крыма и России, это великое событие в новейшей истории не только нашей страны, но и мира и мы с вами являемся участниками и свидетелями, запомните, как это было, и став взрослыми будете рассказывать об этом своим детям и внукам:
Жди меня, и я вернусь.
Только очень жди,
Жди, когда наводят грусть
Желтые дожди,
Жди, когда снега метут,
Жди, когда жара,
Жди, когда других не ждут,
Позабыв вчера.
Жди, когда из дальних мест
Писем не придет,
Жди, когда уж надоест
Всем, кто вместе ждет.
«Жди меня», 1941
Список использованной литературы.
1.Торчинов В.А., Леонтюк А.М. Вокруг Сталина. Историко-биографический справочник. Санкт-Петербург, 2000
2.Залесский К.А. Империя Сталина. Биографический энциклопедический словарь. Москва, Вече, 2000
3. Лазарев Л.И. Поэзия военного поколения. М., 1966
4.Песков В. Камень под Могилевом//Константин Симонов в воспоминаниях современников: Сборник. – М., 1984. – С. 596-603.
5. Ресурсы Интернета.
6. Финк Л.. Константин Симонов. Творческий путь. - М.: Советский писатель, 1979. - С.38.,
Как нарисовать осеннее дерево акварелью
"Не жалею, не зову, не плачу…"
Кто должен измениться?
Фотографии кратера Королёва на Марсе
Бородино. М.Ю. Лермонтов