Разрешите мне представить своё исследование « Школьная форма «за» и «против».
Одежда для школы! Вопрос очень острый
Как для учащихся, так и для взрослых!
В чем можно ходить и ходить в чём нельзя
Для всех это нынче проблема, друзья!
Сейчас в России ведется много споров о том, нужна ли школьная форма ученикам и что она даёт: повышает дисциплину и успеваемость или, напротив, лишает индивидуальности и мешает формированию полноценной личности? Единая школьная форма дисциплинирует, настраивает на рабочий лад, прививает вкус к деловому стилю одежды, искореняет проблему «кто дороже одет», экономит родительские деньги, воспитывает чувство сопричастности и принадлежности к родной школе и гордость за неё.
В нашей школе введена школьная форма, но всё реже и реже можно увидеть ребёнка в школьной форме, и я решила выяснить все «за» и «против» школьной формы. Так я выбрала тему своего исследования « Школьная форма «за» и «против»
Цель проекта:
Привлечь внимание к проблеме внешнего вида современного школьника.
Вложение | Размер |
---|---|
Реферат работы. | 297.64 КБ |
Презентация проекта. | 3 МБ |
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Руднянская средняя общеобразовательная школа им. А.С. Пушкина»
« Школьная форма: за или против?»
Работу выполнила:
Резниченко Елена,
ученица 4 класса.
Руководитель:
Саблина А.В.
р.п.Рудня 2015г.
Оглавление
Введение ………………………………………………………………………...3
1. Теоретическая глава «О школьной форме»
1.1. Из истории школьной формы в России…………………………………4-5
1.2. Современная Россия………………………………………………………..5
1.3. Преимущества школьной формы……………………..............................5-6
1.4. Основные требования к школьной форме ……………………………….6
2. Практическая глава «Наши исследования»
2.1. Социологический опрос обучающихся………………………………..7-8
2.2. Результаты и выводы исследования……………………………………9
Заключение …………………………………………………………….. …..10
Список использованных источников информации …………… …….10
Введение
Актуальность исследования
В последнее время всех стал интересовать вопрос о введении вновь в учебных заведениях школьной формы. Сейчас в России ведется много споров о том, нужна ли школьная форма ученикам и что она даёт: повышает дисциплину и успеваемость или, напротив, лишает индивидуальности и мешает формированию полноценной личности? Проблема единой школьной формы рано или поздно возникает в каждой школе. О необходимости введения школьной формы последнее время говорится даже на высшем уровне власти. Единая школьная форма дисциплинирует, настраивает на рабочий лад, прививает вкус к деловому стилю одежды, искореняет проблему «кто дороже одет», экономит родительские деньги, воспитывает чувство сопричастности и принадлежности к родной школе и гордость за неё.
В прошлом году нам сказали, что вводится школьная форма, а сейчас уже наши родители обсуждают школьную форму единого образца. Поэтому, мы тоже захотели поучаствовать в этом важном деле. И выбрали проект на тему «Классная школьная форма!»
Цель проекта:
Привлечь внимание к проблеме внешнего вида современного школьника.
Объект исследования: Школьная форма.
Предмет исследования: Необходимость введения в школе единой формы для учащихся.
Формулировка проблемы
Зачем нужна школьная форма?
Гипотезы:
Для проверки гипотезы необходимо решить следующие задачи:
Методы исследования:
Предметное направление, возрастная группа (класс)
Межпредметные связи - история, окружающий мир
Возрастная группа: 1 – 4 класс (7 – 10 лет)
1. Основная часть «О школьной форме»
Сколько споров и разных мнений о необходимости введения школьной формы бытует у нас в стране. Одни считают, что школьная форма необходима. Другие придерживаются мнения, что она вредит гармоничному развитию личности. Есть люди, которые считают, что школьная форма – изобретение советского руководства. Собирая и обрабатывая материалы по данной теме, я узнала, что у школьной формы в России богатая история.
1.1. Из истории школьной формы в России
Мода на неё пришла в Россию из Англии в 1834 году. Сначала для мальчиков, а затем, когда стали возникать женские гимназии, и для девочек. Мальчики щеголяли в фуражках с эмблемой гимназии, гимнастерках, шинелях, куртках, брюках, черных ботинках и с непременным ранцем за спиной. Фуражки обычно были светло-синими с тремя белыми кантами, и с черным козырьком, причем особым шиком среди мальчишек считалось мятая фуражка с поломанным козырьком.
В то же время началось развитие женского образования. Поэтому потребовалась ученическая форма и для девочек. Форма для девочек была утверждена на целых 60 лет позже мальчиковой – в 1894 году, и в результате появился первый наряд для учениц. Это был весьма строгий и скромный наряд: коричневые платья, фартуки и белые воротнички - именно эти костюмы явились основой для формы советских школ. Для посещения гимназии было предусмотрено уставом три вида одежды. Во-первых, «обязательная форма для ежедневного посещения», которая состояла из коричневого шерстяного платья и шерстяного фартука чёрного цвета. Устав требовал «содержать платье в чистоте, опрятно, не носить его дома, ежедневно разглаживать и следить за чистотой белого воротника». Парадная форма состояла из этого же платья, белого фартука и нарядного кружевного воротничка. В парадной форме гимназистки посещали театр, церковь по праздничным дням, в ней ходили на рождественские и новогодние вечера. Также «никому не запрещалось иметь отдельное платье любой модели и покроя, если средства родителей позволяли такую роскошь». Однако уже в те времена гимназисты относились к форме неоднозначно. С одной стороны, гордились, потому что в гимназиях учились дети состоятельных родителей, и форма подчеркивала их принадлежность к высшему сословию. С другой стороны, не любили, потому что форму обязывали носить после уроков. Если гимназистов засекали в неположенных местах: в театре, на ипподроме, в кафе – им приходилось несладко. В дни российских торжеств гимназисты одевались в праздничную форму, приближённую к одежде взрослых: костюм военного кроя для мальчика и тёмное платье – для девочки.
После революции о форме не задумывались вплоть до 1949 года. Школьная форма становится вновь обязательной лишь после Великой Отечественной войны. В СССР вводится единая школьная форма. Отныне мальчики обязаны были носить военные гимнастерки с воротничком стоечкой, а девочки - коричневые шерстяные платья с черным передником.
В 1962 году мальчиков переодели в серые шерстяные костюмы.
В1973 году появилась новая форма для мальчиков: это был синий костюм из полушерстяной ткани, украшенный эмблемой и пятью алюминиевыми пуговицами, манжетами и двумя карманами с клапанами на груди.
В 1976 году девочки также стали одеваться в новую форму. С той поры девочки стали ходить в тёмно – коричневых платьях с белыми манжетами и с черными и белыми фартуками, а мальчики – в синих костюмах. Обязательным дополнением к школьной форме, в зависимости от возраста ученика, были октябрятский (в начальных классах), пионерский (в средних классах) или комсомольский (в старших классах) значки. Пионеры должны были также обязательно носить пионерский галстук.
В середине 80 –х годов произошла последняя реформа формы: мальчикам и девочкам пошили пиджаки синего цвета. Обязательным дополнением к школьной форме, в зависимости от возраста ученика, были октябрятский, пионерский или комсомольский значки. Пионеры должны были так же обязательно носить пионерский галстук.
1.2. Современная Россия
Обязательное ношение школьной формы в России было отменено весной 1992 года. Вот уже в течение двадцати с лишним лет российские школьники обходятся без форменной одежды, а на занятия приходят, кто во что горазд: в джинсах, футболках и спортивных костюмах. Но про школьную форму снова вспомнили. Решение этой актуальной проблемы оказалось довольно сложным и для семьи, и для школы. В современной России нет единой школьной формы, как было раньше в СССР, но многие школы, лицеи, гимназии, имеют свою собственную форму, подчёркивающую принадлежность учеников к тому, или иному заведению, не имеющих школьной формы, могут существовать правила ношения одежды делового стиля. Школьная форма советского времени (с белыми фартуками) традиционно надевается выпускницами на Последний звонок как символ прощания со школой, ностальгия по уходящему детству.
Кто – то позаимствовал форму, у кого – то она сохранилась в « сундуках». Получается очень нарядно и торжественно.
1.3. Преимущества школьной формы.
Во-первых, стандарт одежды воспитывает чувство принадлежности к школе и гордости за нее. И нам очень бы хотелось, чтобы учащиеся школы гордились своей принадлежностью именно к нашей школе и тем, что они носят особенную форму.
Во- вторых, школьная форма имеет дисциплинирующее воздействие. Ребенок со школьной скамьи привыкнет носить одежду к месту и ко времени. Какой бы дизайн ни придумали модельеры для школьной формы, этот дизайн в любом случае будет строгим и деловым, не допускающим вольностей и не отвлекающим учеников от основного занятия – изучения школьной программы. Дети должны с детства привыкать к тому, что костюм – это нечто большее, чем просто одежда. Это – средство коммуникации. От того, как ты выглядишь, зависит, как с тобой будут общаться окружающие.
В школах, где единой формы нет, учителям приходится прилагать гораздо больше усилий для поддержания дисциплины и борьбы с вызывающим поведением отдельных учеников.
Школьная форма – это вовсе не плохо: как знак принадлежности к определенному сообществу людей. Форма - опознавательный знак, часть символики, которая отличает людей одной профессии, убеждений, от других. Большая половина населения Земли, пребывающая в школьном возрасте, носила, носит и будет носить ученическую форму.
“Дресс-код” – слово относительно новое, но уже ставшее модным, по крайней мере, для тех, кто работает в офисе. Буквально означает “код одежды”, то есть систему опознавательных знаков, цветосочетаний и форм, которые говорят о принадлежности человека к определенной корпорации. Работодатель может установить свои правила: например, женщинам нельзя приходить на работу в брюках, или – можно только в деловых костюмах, или юбки должны быть до колена – ни короче, ни длиннее, свободная форма по пятницам и т.д. и т.п. Многие взрослые россияне уже приобщились к корпоративному духу, но их дети по-прежнему ходят в школу “в чем попало”.
«Дети должны с детства приобщаться к тому, что костюм – это нечто большее, чем просто одежда. Это средство коммуникации. От того, как ты выглядишь, зависит, как с тобой будут общаться окружающие, – считает модельер Вячеслав Зайцев.- Возможно, для повышения собственной самооценки школьный дресс-код может оказать огромную услугу, ведь он позволяет одеваться стильно, хотя и строго».
1.4. Основные требования к школьной форме
Считаем, что школьная форма должна быть по сезону. Это должен быть простой комплект школьной одежды и аксессуаров, который можно комбинировать в зависимости от сезона и погоды. Можно даже ввести несколько альтернативных вариантов школьной формы, чтобы дети имели возможность выбирать себе одежду по своему вкусу. Главное - чтобы форма была удобной, практичной и дешевой. Она должна быть сделана со вкусом и из натуральных высококачественных тканей. А самое главное – чтобы она нравилась детям. Более подробную информацию о школьной форме мы и наши родители узнали, прочитав Письмо Минобрнауки России от 28.03.2013 N ДЛ-65/08 "Об установлении требований к одежде обучающихся"
2. Практическая часть «Исследования»
2.1. Социологический опрос
Мы провели анкетирование среди учащихся начальных классов. Всего в исследовании было задействовано 137 обучающихся. Мы попросили их ответить на три вопроса: « Ходите ли вы в школьной форме?», «Нравится ли вам ходить в школу в школьной форме?» и «Хотели бы вы, чтобы у школьников была единая школьная форма?» Получились такие результаты:
Вопрос | 1-е кл. | 2-е кл. | 3-и кл. | 4-е кл. | ||||
да | нет | да | нет | да | нет | да | нет | |
1. Ходите ли вы в школьной форме? | 28 | 4 | 21 | 14 | 15 | 11 | 20 | 24 |
2. Нравится ли вам ходить в школу в школьной форме? | 30 | 2 | 22 | 13 | 16 | 10 | 12 | 32 |
3. Хотели бы вы, чтобы у школьников была ЕДИНАЯ школьная форма? | 32 | 0 | 20 | 15 | 13 | 13 | 40 | 4 |
Итого: 137 человека. | 32 ч. | 35 ч. | 26 ч. | 44 ч. |
1 вопрос - В первых классах из 32 опрашиваемых, 28 обучающимся ходит в школьной форме. Лишь 4 человек ответили , что нет.
Во вторых классах 21 человек из 35 ответили положительно, 14 – отрицательно. В третьих классах из 26 ответ «Да» дали 15 учеников, «Нет» - 11 человек. И в четвертых классах из 44 респондентов 20 ответили положительно и 24 отрицательно.
2 вопрос - В первых классах из 32 опрашиваемых 30 обучающимся нравится ходить в школьной форме. Лишь 2 человека ответили отрицательно.
Во вторых классах 22 человек из 35 ответили положительно, 13 – отрицательно. В третьих классах из 26 ответ «Да» дали 16 учеников, «Нет» - 10 человек. И в четвертых классах из 44 респондентов 12 ответили положительно и 32 отрицательно.
3 вопрос – 32 первоклассника из 32 хотели бы носить единую школьную форму. А далее мы видим, что количество обучающихся, не желающих ходить в форме единого образца увеличивается. Во вторых классах их из 35-ти – 20, в третьих классах – из 26 – 13, и в четвертых – из 44 опрашиваемых 40 респондентов ответил «Да».
2.2. Результаты и выводы исследования:
Проанализировав результаты опроса, мы пришли к выводу, что учащимся 1 классов очень нравится школьная форма, потому что они себя в ней чувствуют «настоящими» учениками.
Учащиеся 2-4 классов уже начинают терять интерес к форме, они хотят подражать старшеклассникам и любят ходить в школу в спортивной форме или в джинсах и футболке.
В нашем классе существует деловой стиль одежды. Мы сфотографировали своих одноклассников в форме, в которой сейчас ходим в школу.
Оказалось, что у школьной формы противников гораздо меньше, чем сторонников. Ученики готовы носить школьную форму. Но для них очень важно, чтобы она была удобная, модная, делового стиля.
Мы считаем, что школьная форма – это лицо ученика.
Обратимся опять к вопросу «Нужна ли школьная форма современным детям?» Думаем, что - «да». Школьная форма дисциплинирует детей. Это должен быть простой комплект школьной одежды и аксессуаров, который можно комбинировать в зависимости от сезона и погоды.
Из проведённых исследований мы с вами видим, что школьная форма необходима.
Заключение
Таким образом, наши гипотезы подтвердились.
Существует мнение, что школьная форма подавляет индивидуальность ученика.
Но, если человек - личность, то уничтожить его индивидуальность невозможно.
Пушкин, будучи лицеистом, тоже носил форму. А самоутверждение ученика в школе, главным образом, должно происходить через его творческие и интеллектуальные успехи.
В ходе работы над проектом я вместе с руководителем проекта Саблиной Алёны Владимировны при помощи родителей осуществляла поиск нужной мне информации в источниках различного типа: книги, Интернет. Оформила накопленный материал в виде реферата и презентации. Я считаю, что моя работа может применяться во внеклассной работе.
Иллюстративный материал для презентации был собран в течение нескольких месяцев 2014-15 года в режиме индивидуальной работы в школе, сети ИНТЕРНЕТ на различных сайтах и с помощью цифрового фотоаппарата.
Список использованных источников информации:
1. Марина Балина, Алла Рудова. Размышления о школьной форме (по материалам произведений детской и автобиографической литературы) // Теория моды. 2008, № 8
2. Светлана Леонтьева. Советская школьная форма: канон и повседневность // Теория моды. 2008, № 8
3. http://www.myshared.ru
4. http://nsportal.ru
5. http://prezentacii.com
6. http://www.shkolnayaformainfo.ru/
Слайд 1
Школьная форма «за» и «против» Одежда для школы! Вопрос очень острый Как для учащихся, так и для взрослых! В чем можно ходить и ходить в чём нельзя Для всех это нынче проблема, друзья!Слайд 2
Цель: Привлечь внимание к проблеме внешнего вида современного школьника. Методы исследования: исторический анализ, анализ материалов СМИ, проведение социологического опроса. Гипотезы: Допустим ,что не надо думать, что надеть в школу. Предположим , в ней всегда выглядишь опрятно и нарядно. Возможно, форма нужна, потому что она дисциплинирует. Для проверки гипотезы необходимо решить следующие задачи: Изучить историю появления школьной формы. Провести анкетирование учеников начальной школы по данной проблеме. Понаблюдать за учащимися школы, в чём они ходят в ш колу.
Слайд 3
Актуальность Проблема единой школьной формы рано или поздно возникает в каждой школе. О необходимости введения школьной формы в России в последнее время говорится даже на высшем уровне власти. Ведется много споров о том, нужна ли школьная форма ученикам и что она даёт: повышает дисциплину и успеваемость или, напротив, лишает индивидуальности и мешает формированию полноценной личности?
Слайд 4
1834 год - закон о введении гимназической формы для мальчиков. 1896 год – положение о гимназической форме для девочек . 1918 год – декрет "О единой школе" отменил форму учащихся. 1948 год – в СССР введена единая школьная форма . 1962 год - новые костюмы для мальчиков 1973 год – утверждена новая форма для мальчиков . 1976 год – утверждена новая форма для мальчиков . 1992 год – отмена школьной формы в школах РФ . 1999-2002 года – отдельные школы принимают решения о введении обязательной школьной формы . 28.03.2013 г. – письмо Минобрнауки РФ «Об установлении требований к одежде обучающихся». История школьной формы в датах.
Слайд 5
Из истории школьной формы: 1834 год Мода на неё пришла в Россию из Англии. Мальчики щеголяли в фуражках с эмблемой гимназии, гимнастерках, шинелях, куртках, брюках, черных ботинках и с непременным ранцем за спиной. Фуражки обычно были светло-синими с тремя белыми кантами, и с черным козырьком
Слайд 6
Из истории школьной формы: 1896 год Форма для девочек была утверждена на целых 60 лет позже мальчиковой – в 1894 году, и в результате появился первый наряд для учениц. Это был весьма строгий и скромный наряд: коричневые платья, фартуки и белые воротнички - именно эти костюмы явились основой для формы советских школ.
Слайд 7
Форма гимназистов подчёркивала их принадлежность к высшему сословию.
Слайд 8
После революции о форме не задумывались вплоть до 1948 года. 1918 год – декрет "О единой школе" отменил форму учащихся.
Слайд 9
Из истории школьной формы: 1948 год В СССР школьная форма становится вновь обязательной. Вводится единая школьная форма. Отныне мальчики обязаны были носить военные гимнастерки с воротничком стоечкой, а девочки - коричневые шерстяные платья с черным передником .
Слайд 10
1962 год Мальчиков переодели в серые шерстяные костюмы. Первоклассники-мальчики сентября 1962 года пошли в школу уже в новой форме — без фуражек с кокардой, без поясных ремней с массивной пряжкой, без гимнастерок. Форма для девочек практически не изменилась.
Слайд 11
1973 год В1973 году появилась новая форма для мальчиков: это был синий костюм из полушерстяной ткани, украшенный эмблемой и пятью алюминиевыми пуговицами, манжетами и двумя карманами с клапанами на груди. 1976 год В 1976 году девочки также стали одеваться в новую форму. С той поры девочки стали ходить в тёмно – коричневых платьях с белыми манжетами и с черными и белыми фартуками, а мальчики – в синих костюмах.
Слайд 12
В середине 80-х годов произошла последняя реформа формы: мальчикам и девочкам пошили пиджаки синего цвета.
Слайд 13
Обязательным дополнением к школьной форме, в зависимости от возраста ученика, были октябрятский (в начальных классах), пионерский (в средних классах) или комсомольский (в старших классах) значки. Пионеры должны были также обязательно носить пионерский галстук.
Слайд 14
Обязательное ношение школьной формы в России было отменено весной 1992 года. Вот уже больше десяти лет российские школьники обходятся без форменной одежды, а на занятия приходят, кто во что горазд: в джинсах, футболках и спортивных костюмах
Слайд 15
Так было… Так стало…
Слайд 16
В 2002 году встал вопрос о введении в школах единой формы
Слайд 17
Субъектам РФ рекомендовано принять модельные нормативные правовые акты, устанавливающие требования к одежде школьников. Общий вид одежды обучающихся, ее цвет, фасон будут определяться органом государственно-общественного управления образовательной организации (советом школы, родительским комитетом, классным, общешкольным родительским собранием, попечительским советом и др.). Решение о введении требований к одежде для обучающихся общеобразовательных учреждений должно приниматься всеми участниками образовательного процесса, учитывать материальные затраты малообеспеченных и многодетных семей. МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПИСЬМО от 28 марта 2013 г. № ДЛ-65/08 ОБ УСТАНОВЛЕНИИ ТРЕБОВАНИЙ К ОДЕЖДЕ ОБУЧАЮЩИХСЯ
Слайд 18
ВЫВОД: Учащимся 1 классов очень нравится школьная форма, потому что они себя в ней чувствуют «настоящими» учениками. Учащиеся 2 – 4 классов уже начинают терять интерес к форме, они хотят подражать старшеклассникам и любят ходить в школу в спортивной форме или в джинсах и футболке. Оказалось ,что у школьной формы противников гораздо меньше ,чем сторонников. Ученики готовы носить школьную форму. Но для них очень важно , чтобы она была удобная, модная, делового стиля.
Слайд 20
Запомните! Школьная форма - это лицо ученика!
Слайд 21
Из проведенных исследований мы с вами видим, что школьная форма необходима. Во-первых, ребята выглядят опрятно и им удобно и комфортно. Во- вторых, не нужно думать утром, в чём идти в школу. В- третьих, школьная форма приучает к порядку и дисциплине. Таким образом, наши гипотезы подтвердились.
Слайд 22
Работу выполнила: Резниченко елена , Ученица 4 класса. Руководитель: Саблина А.В. Школьная форма «за» и «против»
Лиса Лариска и белка Ленка
Учимся рисовать горный пейзаж акварелью
Лесная сказка о том, как согреться холодной осенью
Свинья под дубом
Проказы старухи-зимы