Появление новых более совершенных средств массовой коммуникации дало возможность рекламе достигнуть гигантских масштабов.
Реклама - информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.
Цель рекламы – донесение информации от рекламодателя до целевой аудитории.
Задача рекламы – побудить представителей целевой аудитории к действию (выбору товара или услуги, осуществлению покупки и т.п., а также формированию запланированных рекламодателем выводов об объекте рекламирования).
Нас интересует печатная реклама. Одной из разновидностей рекламного текста являются рекламные объявления. Можно сказать, что они являются основной частью рекламной кампании. Назначение их вполне очевидно – они нужны для того, чтобы марка товара или услуги осела в памяти потребителя, и у него возникло желание купить то, что предлагает рекламодатель. Во многом успех рекламной кампании зависит от рекламных объявлений. Ведь рекламные объявления призваны обратить на себя внимание, заставить прочесть их. Но нередко в текстах рекламных объявлений допускаются орфографические ошибки.
В России существует большая проблема формирования грамотности населения. Средства массовой информации играют в наше время одну из главных ролей в развитии культуры речи, поэтому к ним предъявляются повышенные требования, особенно к печатным изданиям. В них должна прослеживаться правильная, грамотная речь, но часто мы наблюдаем обратное. Лингвисты уверены - орфографические ошибки затрудняют восприятие текста и мешают вникнуть в смысл предложения.
В современном обществе прослеживается тенденция к общей безграмотности населения. Незнание правил правописания приводит к тому, что всё чаще в рекламных текстах появляются орфографические ошибки.
Так как в настоящее время происходит падение грамотности, культуры письменной речи, тема данной исследовательской работы является актуальной.
Объектом исследования в научной работе являются орфографические ошибки.
Предмет исследования - орфографические ошибки в рекламных объявлениях.
Цель исследовательской работы состоит в том, чтобы выявить виды орфографических ошибок в рекламных объявлениях.
Для достижения поставленных в исследовательской работе целей необходимо решить следующие задачи:
- охарактеризовать орфографию как науку;
- классифицировать орфографические ошибки и причины их появления;
- проанализировать рекламные объявления и выделить виды орфографических ошибок.
Вложение | Размер |
---|---|
shaygatdarova_ilikbaeva_5a.doc | 120.5 КБ |
Министерство образования Республики Башкортостан Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение городского округа «Гимназия №1»
Исследовательская работа
на тему:
«Ошибки в рекламных текстах»
(на примере рекламы города Нефтекамска)
Выполнили: ученицы 5 «А» класса
МОБУ «Гимназия №1»
Шайгатдарова Алсу,
Иликбаева Валерия
Научный руководитель: учитель
русского языка и литературы
Габдрахманова Л.М.
Нефтекамск
2012 г.
Оглавление
Глава 1
История появления рекламы
1.1 Реклама в древнем мире
1.2. Рекламное дело в средние века
1.3. Эпоха печатной рекламы
Глава 2
Типы норм и ошибки в рекламных текстах города Нефтекамска
2.1 Типы норм литературного языка
2.2 Ошибки в рекламных текстах города Нефтекамска
2.3 Социологический опрос «Реклама в понимании современных школьников» Заключение
Список использованной литературы
Приложение
Ошибки в рекламных текстах города Нефтекамска
Введение
Появление новых более совершенных средств массовой коммуникации дало возможность рекламе достигнуть гигантских масштабов.
Реклама - информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.
Цель рекламы – донесение информации от рекламодателя до целевой аудитории.
Задача рекламы – побудить представителей целевой аудитории к действию (выбору товара или услуги, осуществлению покупки и т.п., а также формированию запланированных рекламодателем выводов об объекте рекламирования).
По месту и способу размещения существует следующие виды рекламоносителей: телевизионная, радио, печатная, наружная, при справочном обслуживании, транспортная, реклама в кинотеатрах, прямая почтовая рассылка, Интернет-реклама, реклама в местах продаж, вирусная реклама.
Нас интересует печатная реклама. Одной из разновидностей рекламного текста являются рекламные объявления. Можно сказать, что они являются основной частью рекламной кампании. Назначение их вполне очевидно – они нужны для того, чтобы марка товара или услуги осела в памяти потребителя, и у него возникло желание купить то, что предлагает рекламодатель. Во многом успех рекламной кампании зависит от рекламных объявлений. Ведь рекламные объявления призваны обратить на себя внимание, заставить прочесть их. Но нередко в текстах рекламных объявлений допускаются орфографические ошибки.
В России существует большая проблема формирования грамотности населения. Средства массовой информации играют в наше время одну из главных ролей в развитии культуры речи, поэтому к ним предъявляются повышенные требования, особенно к печатным изданиям. В них должна прослеживаться правильная, грамотная речь, но часто мы наблюдаем обратное. Лингвисты уверены - орфографические ошибки затрудняют восприятие текста и мешают вникнуть в смысл предложения.
В современном обществе прослеживается тенденция к общей безграмотности населения. Незнание правил правописания приводит к тому, что всё чаще в рекламных текстах появляются орфографические ошибки.
Так как в настоящее время происходит падение грамотности, культуры письменной речи, тема данной исследовательской работы является актуальной.
Объектом исследования в научной работе являются орфографические ошибки.
Предмет исследования - орфографические ошибки в рекламных объявлениях.
Цель исследовательской работы состоит в том, чтобы выявить виды орфографических ошибок в рекламных объявлениях.
Для достижения поставленных в исследовательской работе целей необходимо решить следующие задачи:
- охарактеризовать орфографию как науку;
- классифицировать орфографические ошибки и причины их появления;
- проанализировать рекламные объявления и выделить виды орфографических ошибок.
Цели и задачи определили структуру данного исследования.
Исследовательская работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложения.
Глава 1
История появления рекламы
1.1 Реклама в древнем мире
Только произвести товар- недостаточно, его надо ещё и показать покупателю так, чтобы он его купил. Л. Ю. Гермогенова. |
История рекламы уходит корнями в далекое прошлое и очень тесно взаимосвязана с историей человечества.
В Большой советской энциклопедии дается следующее определение слову «реклама»:
Реклама (франц. réclame, от лат. гесlamo — выкрикиваю),
1) информация о потребительских свойствах товаров и различных видах услуг с целью их реализации, создания спроса на них.
2) распространение сведений о лице, организации, произведении литературы и искусства и т. п. с целью создания им популярности.
Вполне естественно, что история возникновения рекламы начинается с появления торговли и товарообмена. А товарообмен существует, как известно очень давно.
Одним из древнейших письменных рекламных текстов принято считать древнеегипетский папирус (датируемый 3320 г. до н.э.), в котором сообщалось о продаже раба.
Развитая – но не в нашем современном понятии – рекламная деятельность существовала в Древнем Риме, о чем красноречиво свидетельствуют более полутора тысяч надписей. Характер рекламы очень многообразен – экономическая, торговая, политическая, объявления о различных услугах и даже призывы к охране природы.
Среди надписей в Помпеях археологи нашли одно из самых древних упоминаний о пропаже и уплате вознаграждения нашедшему ее: «Из этой лавки пропал медный сосуд. Возвратившему его будет уплачено 65 сестерциев. Указавшему вора…».
Рекламировались любые заведения, приносящие владельцу прибыль. Например, термы (бани) – любимое место отдыха римлян. Известны и примеры политической рекламы накануне выборов политиков и администраторов: «Прошу, чтобы вы сделали эдилом (судьей) Модеста».
Во времена правления императора Августа возникает так называемая протогазета – «acta diurna populi romani» – ежедневные сводки («публиковавшиеся» на выбеленных досках) об официальных сведениях и распоряжениях правительства, в том числе и частного характера – например, о продаже недвижимости.
Для привлечения внимания покупателя продавцы использовали и «шумовые эффекты» – барабанный бой, колокольный звон, поскольку большинство населения не было грамотным (вспомним, что Буратино привлекла к цирку именно игра оркестра). Игра музыкальных инструментов останется популярной формой рекламы и в Средние века.
1.2. Рекламное дело в средние века
При господстве натурального хозяйства в средневековье рекламное дело замирает, поскольку все необходимое производится внутри поместья феодала, и ни о какой конкуренции не могло идти речи. Но реклама не умирает. В городе существуют глашатаи, которые с точки зрения рекламной деятельности приобретают особую роль.
Некоторым глашатаям местная администрация разрешала собирать «рекламные объявления» у населения на куплю-продажу чего-либо и оповещать всех и вся.
Глашатай - работник торгового предприятия, зазывающий или предлагающий на улице, в общественных местах прохожим товары или услуги.
Наряду с глашатаями, в средневековом (как и в античном) городе голосовой рекламой на улицах и площадях занимались торговцы и ремесленники, призывающие купить свой товар. По выражению одного из ученых, «роль "криков" Парижа» в площадной и уличной жизни города была громадной. Улицы и площади буквально звенели от этих разнообразнейших криков. Для каждого товара – еды, вина или вещи – были свои слова и своя мелодия крика, своя интонация, то есть свой словесный и музыкальный образ».
Агрессивность некоторых методов купцов и зазывал вынуждала общество позаботиться – уже в средневековье! – о выработке правил цивилизованной торговли, об ограничениях в рекламном деле. В парижском «Регистре» (вышедшему в XII – XIII вв.) можно найти следующие строки: «Никто не может и не должен зазывать, ни привлекать покупателя, который стоит у другого прилавка или у другого дома; а если кто так делает, он платит королю 5 су штрафа и 5 су братству…». Стоит ли говорить, что запреты неоднократно нарушались?
Вторым направлением средневековой рекламы являлось изобразительное творчество – первые сведения о красочных вывесках относятся еще к XII в.! До появления печатного дела реклама воспроизводилась в виде рукописных так называемых летучих листков. Естественно, листки имели хождение в ограниченной местности, поскольку их «тираж» не мог исчисляться тысячами.
1.3. Эпоха печатной рекламы
Изобретение Гутенбергом печатного станка в 1450 г. ознаменовало начало эпохи становления системы средств массовой коммуникации, следствием которого явился качественно новый этап развития рекламы. Тексты, написание которых раньше требовало многодневного и кропотливого труда, теперь могли подготавливаться достаточно быстро.
На протяжении второй половины XV века типографские предприятия, начало которым положил Гутенберг, распространяются по всей Европе.
Первое напечатанное рекламное объявление датировано 1472 г. Текст был вывешен на двери одной из церквей в Лондоне и информировал прихожан о продаже молитвенника.
Основателем печатной рекламы в Европе считают врача Теофраста Реностно, открывшего в 1630 г. в Париже справочную контору, печатавшую рекламные объявления во "Французской газете". Первым рекламным объявлением, опубликованным в этой газете, считается объявление о награде за указание местонахождения 12-ти украденных лошадей. Появилось оно также и в одной из лондонских газет в 1650 г.
Немного позже газеты стали заполняться объявлениями торгового характера, в основном касающимися оптово-розничной продажи чая, кофе, шоколада и других продуктов питания.
После изобретения книгопечатания на городских стенах по всей Европе расклеивались не только рукописные тексты (обращения), но и печатные листовки разнообразного содержания. Осваивались новые способы их распространения, например, выставление на всеобщее обозрение в расщепленном конце палки (прообраз современных транспарантов). В рабочих кварталах Парижа в XVIII веке была очень популярна листовка, рекомендующая недорогие винные кабачки в пригороде, где не взималась муниципальная пошлина.
Постепенно менялись и сами рекламные объявления. С появлением фотографии в 1839 г. рекламный текст стал дополняться фотоиллюстрациями, придающими информации большую достоверность и правдивость.
В условиях массового потребления и высокой занятости населения реклама стала неотъемлемой частью экономики, заняв соответствующее место среди таких ее составляющих, как производство, финансирование, распределение и предпринимательство..
Во многих странах созданы научно-исследовательские институты, где опытные специалисты, прежде всего психологи, разрабатывают теорию рекламного дела. Их услугами широко пользуются фирмы, проектируя рекламные кампании. Психологи заранее рассчитывают воздействие на прохожих, пассажиров, телезрителей каждой детали рекламы. Высоко ценятся юмор, афористичность текста. Так, в свое время огромный успех в США имела реклама одного универмага: «Если вы сами не знаете, что вам надо, зайдите к нам – у нас это есть».
Изучив появление и распространение рекламы в Древнем мире, Средних веках и Новом времени можно говорить о том, что формы современной рекламы возникли именно в эти эпохи и, если призадуматься, ничем не отличаются, за исключением, естественно, качества. Как и сейчас, реклама осуществлялась при помощи голоса, надписей на стенах (с изобретением книгопечатания – путем расклеивания листовок), вывесок, плакатов, в периодических изданиях, рекламных акциях (например, в виде праздничных шествий, фейерверков).
Глава 2
Типы норм и ошибки в рекламных текстах города Нефтекамска
2.1 Типы норм литературного языка
2.2 Ошибки в рекламных текстах города Нефтекамска
В литературном языке различают следующие типы норм:
1) нормы письменной и устной форм речи;
2) нормы письменной речи;
3) нормы устной речи.
К нормам, общим для устной и письменной речи, относятся:
- лексические нормы или нормы словоупотребления - это нормы, определяющие правильность выбора слова из ряда единиц, близких ему по значению или по форме, а также употребление его в тех значениях, которые оно имеет в литературном языке. Лексические нормы отражаются в толковых словарях, словарях иностранных слов, терминологических словарях и справочниках. Соблюдение лексических норм - важнейшее условие точности речи и ее правильности.
Их нарушение приводит к лексическим ошибкам разного типа:
- неправильный выбор слова из ряда единиц, в том числе смешение паронимов, неточный выбор синонима, неправильный выбор единицы семантического поля (костяной тип мышления, проанализировать жизнедеятельность писателей);
- нарушение норм лексической сочетаемости (стадо зайцев, под гнетом гуманности, тайный занавес, прошел все стадии развития человека);
- противоречие между замыслом говорящего и эмоционально-оценочными коннотациями слова (Пушкин правильно выбрал дорогу жизни и пошел по ней, оставляя несмываемые следы; Он внес непосильный вклад в развитие России);
- употребление анахронизмов (Ломоносов поступил в институт, Раскольников учился в вузе);
- смешение лингвокультурологических реалий (Ломоносов жил за сотни миль от столицы);
- неверное употребление фразеологических оборотов (Молодость била из него ключом; Надо вывести его на свежую воду);
- грамматические нормы - это неcоблюдение норм слово- и формообразования (беспощадство, бессмертность, заместо), норм синтаксической связи между словами в словосочетании и предложении (два знамя, на мосте, Я пошел к ему, ихний дом) [1];
- стилистические нормы - исторически сложившиеся и вместе с тем закономерно развивающиеся общепринятые реализации заложенных в языке стилистических возможностей, обусловленных целями, задачами и содержанием речи определенной сферы общения; это правила наиболее целесообразных в каждой сфере общения реализаций принципов отбора и сочетания языковых средств, создающих определенную стилистико-речевую организацию[2].
Специальными нормами письменной речи являются:
- нормы пунктуации предписывают правильное построение основных синтаксических единиц - словосочетаний и предложений. Эти нормы включают правила согласования слов и синтаксического управления, соотнесения частей предложения друг с другом с помощью грамматических форм слов с той целью, чтобы предложение было грамотным и осмысленным высказыванием[3].
- нормы орфографии, которые занимают важное место в системе современного русского языка и в жизни грамотного человека. "Орфография – правописание, система правил, определяющих единообразие способов передачи речи (слов и грамматических форм) на письме".[4]
Иванова В.Ф. пишет: "Общественная функция орфографии проявляется в том, что единообразное написание слов, независимо от индивидуальных и диалектных особенностей произношения, облегчает пользование письменной речью. Правила орфографии включают выбор способов буквенного обозначения фонем и слов, а также употребление заглавных букв, перенос слов, их раздельное, слитное или полуслитное написание и др."[5];
В России существует большая проблема формирования грамотности населения. Средства массовой информации играют в наше время одну из главных ролей в развитии культуры речи, поэтому к ним предъявляются повышенные требования, особенно к печатным изданиям. В них должна прослеживаться правильная, грамотная речь, но часто мы наблюдаем обратное. Лингвисты уверены - орфографические ошибки затрудняют восприятие текста и мешают вникнуть в смысл предложения.
В русском письме встречаются такие случаи, когда написание слова вызывает затруднение. Выбрать правильное написание можно только опираясь на правило. Такое написание слова, которое соответствует определённому орфографическому правилу, называется орфограммой. Орфограммы бывают в разных частях слова, между частями слова и между словами. Орфограммы - буквы: приехал, разделить; расти, ложка; сучок, земляной; в поле, пашет. Орфограммы – дефисы, пробелы: кое-как; еле-еле; куда-нибудь, тёмно-зелёный; стол-то; принеси-ка; не друг (а враг), в одиночку; во-да.
Чтобы правильно писать, нужно уметь быстро находить то место, где возможна ошибка. Подумать, выбрать правильное написание, применяя орфографические правила.
Наиболее "опасны", требуют особого внимания при написании:
1) безударные гласные в корне, приставке, суффиксе, окончании;
2) гласные после шипящих;
3) мягкий знак на конце слова после шипящих;
4) приставки на -з (-с);
5) суффиксы существительных, глаголов, прилагательных и причастий;
6) не с различными частями речи и др.[6]
Причин появления орфографических ошибок несколько. Во-первых, неразличение звуков в слабых позициях. Во-вторых, не всегда возможно подобрать нужное проверочное слово: звук в слабой позиции нельзя соотнести со звуком в сильной позиции. В-третьих, трудности возникают из-за того, что связи между морфемами подчас бывают сложными, их не так-то легко установить.
В появлении орфографических ошибок также можно выявить определённую систему, основанную на плохом знании пишущим опознавательных признаков орфограмм, типов написаний, регламентаций (или правил) выбора нормативного знака. Итак, орфографическая ошибка указывает на 1) незнание орфографических правил, и 2) отсутствие практических навыков. По первому признаку орфографическая ошибка отличается от опечатки, которая появляется в печатном тексте бессистемно.
Из всего сказанного можно сделать вывод, что орфографическая ошибка возникает в силу конкуренции буквенных и небуквенных знаков. Причины орфографических ошибок кроются в незнании системы орфографии, опознавательных признаков орфограмм. Только при совершенном владение нормами современного русского языка возможно вполне свободное общение между членами общества при помощи письменной речи.
2.2 Ошибки в рекламных текстах города Нефтекамска
Ежедневно нас окружает большое количество рекламы. Буквально повсюду: в печатных изданиях, в магазинах, и даже на остановках мы встречаем рекламу, целью которой является привлечение внимания потенциального покупателя. Но не всегда рекламодатели в погоне за прибылью соблюдают правила русского языка. Некоторые ошибки порой вызывают добрую улыбку на лице, а иногда и тревогу по поводу грамотности современного человека.
Мы решили провести исследование с целью определения уровня владения русским языком рекламодателями города Нефтекамска. В качестве объекта исследования были взяты рекламные тексты: объявления в газетах, уличная реклама и баннеры.
В результате поисков было найдено немало ошибок. Они встречались везде: в подъездах, магазинах, на улицах. А главное то, что рекламодатели просто не замечают их.
Первое место занимают орфографические ошибки.
Например, в вывеске магазина «Чемпион» ТЦ «Великан» встречается ошибка в слове чулочно носочные. Правильно следует писать через дефис – чулочно-носочные, т.к. это сложное прилагательное образовано от двух прилагательных – чулочный и носочный.
В объявлении мебельного магазина по ул. Строителей сложное существительное элит класс в сочетании с иноязычной приставкой «элит» следует писать через дефис – элит-класс.
В ценнике магазина «Три банана» существительное кАрмушка образовано от слова корм, поэтому слово следует писать через О – кОрмушка.
В объявлении офиса «Быстрые деньги» по ул.Ленина 38 в предложении «Моментальное одобрение в течениИ 30 минут» допущена ошибка – словосочетание «в течении (е)» имеет 2 значения – «в течениИ реки» и «в течениЕ времени». В данном случае следует писать «в течениЕ 30 минут».
На остановке «Автовокзал» в объявлении прилагательное «КуЯдинский» написано с ошибкой. Слово образовано от географического названия города КуЕда, поэтому и в прилагательное следует писать Е – КуЕдинского мясокомбината.
В названии вывески остановки «Поликлиника» в слове «ПоликлиННика» допущена ошибка – следует писать одну Н – поликлиНика .
В объявлениях на остановке «Поликлиника» было обнаружено несколько ошибок. В сочетании существительного час и частицы пол- допущена ошибка, слово следует писать слитно – полчаса.
В существительном скважЕн допущена ошибка, при склонении по падежам – скважИна, скважИны можно заметить, что в корне пишется И. Следовательно в существительном во множественном числе, следует писать с И – скважИн.
А слово зарОботная (плата) следует писать через А - заработная, т.к. оно образовано от слова рАбота .
Слово шифонер следует писать с Ь – шифонЬер.
В объявлении в «Пиццерии» по ул. Социалистическая 97 в наречии понастоящему также допущена ошибка, слово следует писать через дефис – по-настоящему (по – приставка, ему - суффикс).
На рекламном щите по пр.Комсомольский перед нами сложное слово, состоящее из 2 частей- иноязычной приставки «арома» и слов «масла», «лампы». Согласно правилам русского языка слова с иноязычными приставками пишутся через дефис – арома-масла, арома-лампы.
В Бизнес-центре висит объявление с ошибкой в глаголе находиться. Глагол следует писать без мягкого знака - находится, так как глагол относится к существительному 3 лица, ед.ч ,м.р.
На подъезде по адресу: ул. Победы 7 В было обнаружено объявлении, в котором существительное прАдажа написано через А. Это словарное слово, правописание которого которое нужно запомнить и писать через О - продажа .
В газете « Метро» слово-исключение стИлю написано неверно, его следует писать через букву Е- стЕлю .
В рекламном плакате магазина «Аксарлак» глагол осчаСливь образован от существительного «счастье» и должен писаться с непроизносимой согласной Т – осчасТливь .
В рекламе магазина по пр.Комсомольский 22 прилагательное кожаННые - слово-исключение и правильно пишется с одной Н – кожаНые.
В объявлении магазина инструментов на здании Торгового дома «Европейский» по ул. Ленина, 35 перед нами сложное слово состоящее 2 частей - поэтому правильное написание должно совершаться через дефис – электро-бензо-пневмо-ручной инструмент.
Большое количество орфографических ошибок, допущенных в правописании слов, связано с незнанием или забыванием правил орфографии. При составлении текстов необходимо обращаться к словарям, вспоминать правила правописания, быть внимательными.
Второе место в нашем списке занимают синтаксические ошибки.
К примеру, в объявлении в ТЦ «Великан» в сложноподчиненном предложении «Место где хочется жить» следует поставить запятую перед союзом «где» - «Место, где хочется жить».
Рекламный листок на двери подъездов по ул. Парковая содержит ошибку - в предложении содержится подчинительный союз, из-за этого здесь должна писаться запятая: «Если в дом пришла беда, звони!».
На рекламном плакате по ул. Ленина 34 в предложении «Доверие проверенное временем» должна быть запятая после слова «доверие» - «Доверие, проверенное временем».
Рекламный баннер по улице Дорожная содержит ошибку. В предложении «Лечу куда хочу» должна стоять запятая, так как здесь есть подчинительный союз – «Лечу, куда хочу».
При составлении рекламных текстов следует обращать внимание и на знаки препинания, особенно на случаи постановки запятой перед союзами в сложных предложениях.
Третье место в нашем списке занимают грамматические ошибки.
Например, в рекламе салона ремонта обуви на здании Дом быта в сочетании слов замков-молнИЯ допущена ошибка - несогласование падежей. Слово должно писаться грамотно - замков-молний.
В рекламе на здании магазина «Техно» по ул. Парковая в существительном тренера допущена ошибка при образовании множественного числа, значит, следует писать тренеры.
В целях исключения грамматических ошибок необходимо соблюдать правила грамматики, а по необходимости обращаться к справочникам.
Всего нами было найдено 24 ошибки: из них 18 орфографических, 4 синтаксических и 2 грамматических ошибок. Данные совсем не утешительны. Составителям рекламных текстов следовало бы повторить правила правописания, в случаи необходимости обращаться к словарям, справочникам, специалистам русского языка.
2.3 Социологический опрос «Реклама в понимании современных школьников»
Среди учащихся 5-х классов было решено провести анкетирование. В обследовании участвовало 52 ученика. Цель анкетирования - выяснить, насколько хорошо ученики 5-х классов знают русский язык.
Анкета состояла из трех вопросов:
1)Как часто Вы обращаете внимание на рекламу?
2)Замечаете ли Вы ошибки в рекламных текстах?
3)Можете ли вы исправить их, применив свои знания?
На каждый вопрос было дано три варианта ответа.
На первый вопрос 19 человек ответили, что часто обращают внимание на рекламу, 6 человек ответили, что вообще не обращают внимания на рекламу, а 27 человек лишь иногда просматривают рекламу.
На второй вопрос 28 человек ответили, что замечают ошибки в рекламных текстах, 6 человек не обращают внимания на ошибки и 18 человек иногда замечают ошибки.
На третий вопрос 31 человек ответил, что может исправить ошибки в рекламных текстах, применив свои знания, 7 человек признались, что не могут исправить ошибки, а 14 человек не всегда способны исправить ошибки с помощью своих знаний.
Анализируя печатную рекламу города Нефтекамска, можно признать, что ее природа парадоксальна: стремясь быть образцовой, воплощая кодифицированную норму, она все же содержит орфографические, грамматические и синтаксические недочеты. Работая над языком и стилем текста печатной рекламы, авторам двигателя торговли следует улучшить словесную форму произведения, устранять «помехи» в восприятии текста, а при необходимости – обращаться к словарям и справочникам, которые позволят избежать нелепых ситуаций.
Заключение
Итак, в ходе исследования мы выяснили, что реклама, как двигатель торговли известна уже много веков, однако с течением времени она становится источником ошибок различного типа.
Современные рекламодатели не обращают внимания на правила и нормы современного русского языка и нередко в погоне за прибылью пренебрегают орфографией, пунктуацией и синтаксисом.
Следовательно, текст печатной рекламы должен быть литературно грамотным. Нарушение языковых норм порождает речевые ошибки, которые значительно снижают эффективность рекламы.
Чаще всего встречаются нарушения орфографических норм, которые порой сбивают с толку, поскольку текст становится непонятным и двусмысленным ввиду безграмотности автора текста. Нередки грамматические и синтаксические ошибки, они говорят о незнании рекламодателями норм современного русского языка.
В целом, мы пока не можем говорить о падении нормы в языке газетной рекламе. Проведенный социологический опрос показала, что люди следят за объявлениями и вывесками, а также с легкостью могут исправить ошибку, если она появится.
Соблюдение норм является очень важной для развития профессиональных качеств и навыков. Бесцельное, неумелое, не вызванное крайней необходимостью употребление средств языковой экспрессии может повредить восприятию рекламы, ее усвоению, действенности, даже вызвать у слушающих речь реакцию, противоположную желаемой.
Изучение языковых норм в наше время не утрачивает своей актуальности. Наоборот, курсы по изучению орфографии русского языка и культуры речи, риторики вводятся Министерством образования в программы высших и средних учебных заведений по подготовке будущих специалистов как технического, так и гуманитарного профилей.
Часто речевые ошибки связаны с нарушением грамматических норм: морфологические требуют правильного образования грамматических форм слов разных частей речи, синтаксические предписывают нормативное построение словосочетаний и предложений.
Список использованной литературы
Комментарии к фотографиям:
Ошибка 1: в сложноподчиненном предложении «Место где хочется жить» следует поставить запятую перед союзом «где» - Место, где хочется жить (объявление в ТЦ «Великан»);
Ошибка 2: сложное прилагательное чулочно носочные образовано от двух прилагательных – чулочный и носочный, поэтому слово следует писать через дефис – чулочно-носочные (магазин «Чемпион» ТЦ «Великан», вывеска одной из примерочных магазина);
Ошибка 3: сложное существительное элит класс в сочетании с иноязычной приставкой «элит» следует писать через дефис – элит-класс (объявление мебельного магазина по ул. Строителей);
Ошибка 4: существительно кАрмушка образовано от слова корм, поэтому слово следует писать через О – кОрмушка (ценник в магазине «Три банана»)
Ошибка 5: в предложении «Моментально одобрение в течениИ 30 минут» допущена ошибка – словосочетание «в течении (е)» имеет 2 значения – «в течениИ реки» и «в течениЕ времени». В данном случае следует писать «в течениЕ 30 минут» (объявление офиса «Быстрые деньги» по ул.Ленина 38);
Ошибка 6: в прилагательном «КуЯдинский» допущена ошибка, слово образовано от географического названия города КуЕда, поэтому и в прилагательное следует писать Е – КуЕдинского мясокомбината (объявление на остановке «Автовокзал»);
Ошибка 7: в слове «ПоликлиННика» допущена ошибка – следует писать одну Н – поликлиНика (ошибка в названии вывески остановки «Поликлиника»);
Ошибка 8: в сочетании существительного час и частицы пол- допущена ошибка, слово следует писать слитно – полчаса (объявление на остановке «Поликлиника»);
Ошибка 9: в существительном скважЕн допущена ошибка, при склонении по падежам – скважИна, скважИны можно заметить, что в корне пишется И. Следовательно в существительном во множественном числе , следует писать с И – скважИн (объявление на остановке «Поликлиника»);;
Ошибка 10: в слове зарОботная (плата) следует писать А, проверочное слово рАбота (объявление на остановке «Поликлиника»).
Ошибка 11: в слове шифонер следует писать с Ь – шифонЬер (объявление на остановке «Поликлиника»);
Ошибка 12: в наречии понастоящему допущена ошибка, слово следует писать через дефис – по-настоящему (по – приставка, ему - суффикс) (объявление в «Пиццерии» по ул. Социалистическая 97).
Ошибка 13:перед нами сложное слово, состоящее из 2 частей- иноязычной приставки «арома» и слов «масла», «лампы».Согласно правилам русского языка слова с иноязычными приставками пишутся через дефис.
Ошибка 14:в сочетании слов «замков-молнИЯ» допущена ошибка-несогласование падежей. Слово должно писаться грамотно--замков-молний.
Ошибка 15:в глаголе «находиться» допущена ошибка, так как глагол относится к существительному 3 лица, ед.ч ,м.р. Глагол следует писать без мягкого знака -«находится».
Ошибка 16:в существительном «ТРЕНЕРА» допущена ошибка при образовании множественного числа ,значит, следует писать «тренеры».
Ошибка 17:существительное «прАдажа» -слово, которое нужно запомнить ,его нужно писать через О - «продажа».
Ошибка 18:«стИлю» - слово-исключение, его следует писать через букву Е- «стЕлю».
Ошибка 19:существительное «джентЕльмен» -- словарное слово и должно писаться без буквы Е «ДженТЛЬмен».
Ошибка 20:глагол «осчаСливь» образован от существительного «счастье» и должен писаться с непроизносимой согласной Т – «осчасТливь».
Ошибка 21:прилагательное «кожаННые» - исключение и правильно пишется с одной Н – «кожаНые».
Ошибка 22:перед нами сложное слово состоящее 2 частей - поэтому правильное написание должно совершаться через дефис.
Ошибка 23:в предложении содержится подчиненный союз, из-за этого здесь должна писаться запятая: «Если в дом пришла беда , звони!».
Ошибка 24:в предложении «Доверие проверенное временем» должна писаться запятая после слова «доверие» - «Доверие, проверенное временем».
Ошибка 25:в предложении «Лечу куда хочу» должна стоять запятая , так как здесь есть подчинительный союз.
Всего нами было найдено 24 ошибки. Из них 18 орфографических, 4 синтаксических и 2 грамматических ошибок. Данные совсем не утешительны. Люди не замечают ошибок в рекламных текстах, а порой, просто не исправляют их.
[1] И.Н. Соловьев, М.: Оникс, Мир и Образование, 2009. - 160 с.
[2] Словарь лингвистических терминов: Изд. 5-е, испр-е и дополн. — Назрань: Изд-во "Пилигрим". Т.В. Жеребило. 2010.
[3] Валгина Н.С., Розенталь Д.Э., Фомина М.И. Современный русский язык. – 6-е изд. – М.: Логос, 2001. – 527 с.
[4] Лекант П.А. Современный русский литературный язык: Учеб. пособие. – 5-е изд. – М.: Высшая школа, 2001. – 462 с.
[5] Там же. С. 94.
[6] Бабайцева В.В. Русский язык. Теория: Учебник для учеб. заведений с углубл. изуч. рус. яз. – 2-е изд. – М.: Дрофа, 1998. – 432 с.
Загадка Бабы-Яги
Эта весёлая планета
Акварельные гвоздики
Дельфин: сказка о мечтателе. Серджио Бамбарен
Самодельный телефон
Комментарии
«Ошибки в рекламных текстах» (на примере рекламы города Нефтекам
Данная исследовательская работа была представлена на школьном этапе НПК в 2012-2013 уч.году.