Работа, представленнная на конкурс исследовательских работ
Вложение | Размер |
---|---|
issledovatelskaya_rabota_shipilovoy_oksany.doc | 108.5 КБ |
КОНКУРС НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ И ТВОРЧЕСКИХ РАБОТ МОЛОДЁЖИ
«МЕНЯ ОЦЕНЯТ»
_______________________________________________________
Секция: Социология
Тема:
«Доброта как отличительная черта русского менталитета»
Автор: Шипилова Оксана Александровна
Научный руководитель: Кортунова Лилия Николаевна
Место выполнения работы: МКОУ «Лицей села Верхний Мамон
Верхнемамонского района Воронежской области
2012
СОДЕРЖАНИЕ
Введение
1.Добро и зло
2.Отражение библейских заповедей в духовном наследии выдающегося советского и российского филолога, искусствоведа, сценариста, академика РАН Д.С.Лихачева.
3.Доброта как отличительная черта русского менталитета
4. Доброта в современном мире
Заключение
Список используемой литературы
Когда-то давно старик открыл своему внуку одну жизненную истину:
— В каждом человеке идет борьба, очень похожая на борьбу двух волков.
Один волк представляет зло: зависть, ревность, сожаление, эгоизм, амбиции, ложь.
Другой волк представляет добро: мир, любовь, надежду, истину, доброту и верность.
Внук, тронутый до глубины души словами деда, задумался, а потом спросил:
— А какой волк в конце побеждает?
Старик улыбнулся и ответил:
— Всегда побеждает тот волк, которого ты кормишь.
(Притча)[1]
ВВЕДЕНИЕ
Еще в 4 веке до нашей эры древнегреческий философ Платон утверждал: «Стараясь о счастье других, мы находим свое собственное счастье». Эту же мысль продолжает уже в 1 веке нашей эры римский философ Сенека: «Человек, который думает только о себе и ищет во всем своей выгоды, не может быть счастливым. Хочешь жить для себя, живи для других».
В жизни больше всего ценится доброта. Наверное, каждый из нас задумывался над вопросом, каких людей в мире больше – добрых или злых. Наша жизнь – это борьба двух противоположностей – добра и зла. И что бы ни происходило, добро должно побеждать, потому что добрых людей в жизни больше. Ребенок злым не рождается, но малейшая несправедливость, обида ранит доброе сердце. Взрослея, сталкиваясь с различными проблемами, человек может озлобиться и на зло отвечать злом. Хорошо, когда рядом будут неравнодушные, добрые люди, которые помогут, подскажут, поддержат, не дадут погаснуть искорке надежды в душе человека.
В нашем непростом мире сейчас, может быть, как раз и не хватает доброты и милосердия. Некоторые считают, что они спокойно проживут без доброты, без заботы о других. Главное – достичь своих целей. Так и хочется таким людям напомнить слова молдавского поэта П. Крученюка:
Люди добрые, будьте добрее
Самых добрых на свете людей!
Доброта – это тоже идея,
Может, главная из идей.
Доброта – это качество, излишек которого никогда и никому не повредит. Быть добрым – это значит относиться к окружающим с пониманием, уважать других людей и считаться с их мнением. Добрый человек – это сильный человек, он всегда поможет другим людям. С таким человеком приятно общаться, дружить. Добрые люди как бы притягивают к себе других людей. В жизни любому человеку, где бы он ни находился, всегда предоставлена возможность делать людям добро: помочь соседке донести сумку или пропустить в очереди женщину с ребенком; уступить место в транспорте или сходить в аптеку за лекарством для соседа; да и просто улыбнуться. Народная мудрость гласит: «Получив добро, помни, а сделав – забудь». Тот, кто делает добро другому, делает добро и себе: сознание содеянного добра уже само по себе является достойной наградой.
Быть добрым намного приятнее, чем быть злым. Быть добрым человеком, находясь с добрыми людьми, легко, но быть добрым всегда и со всеми сложнее, хотя это необходимо. Без доброты, сочувствия, сопереживания, милосердия мир существовать не может. Доброе отношение к людям может изменить нашу жизнь. Доброта ассоциируется с легкостью и с лучиками солнца, которые согревают самого человека и других людей. Радуйтесь жизни! Дарите свое тепло и улыбки окружающим: родным и незнакомым людям, счастливым и одиноким, удачным и потерявшим надежду. Не пропускайте случая, чтобы сделать добро, и помните слова А. П. Чехова: «Пока молоды, сильны, бодры, не уставайте делать добро».
« Желай человеку только добра!
Зло, найдет его без тебя».
1.ДОБРО И ЗЛО
Черное и белое…Добро и зло… Где между ними граница? Сколько существует человечество, столько оно и задается этими вопросами. Ведь довольно часто соотношение добра и зла является критерием оценивания нравственности человека, его сущности. Если человек живет для того, чтобы помогать людям, совершать добрые поступки, давать людям радость, то она оценивает себя на уровне человечности. Действительно, эта характеристика достойна самого настоящего человека, и по ней можно понять стремления человека, его культуру, состояние души и многое другое, эта характеристика универсальна для каждого, так как степень добра в человеке наиболее полно отражает его сущность.
Для определения, что такое хорошо, а что такое плохо, что является добром, а что злом, очень важно понять, где находится граница между ними. Что же все-таки является добром, а что — злом, с точки зрения научной терминологии?
Добро — понятие нравственности, означающее намеренное стремление к бескорыстной помощи ближнему, а также незнакомому человеку, животному и даже растению. В житейском смысле этот термин относится ко всему, что получает у людей положительную оценку, либо ассоциируется со счастьем и радостью. [2]
Зло — понятие нравственности, означает намеренное, умышленное, сознательное причинение кому-либо вреда, ущерба, страданий. В житейском смысле зло относят ко всему, что получает у людей отрицательную оценку, порицается ими, противоречит правилам морали.[3]
Мы видим, что добро и зло – противоположности, отрицающие друг друга. Каждый из нас стоит либо на стороне зла, либо на стороне добра. Любой человек, семья, род, нация - собственно, как и весь мир - могут быть на стороне добра или на стороне зла. На эту тему есть притча: «Когда-то давно старик открыл своему внуку одну жизненную истину:
— В каждом человеке идет борьба, очень похожая на борьбу двух волков. Один волк представляет зло: зависть, ревность, сожаление, эгоизм, амбиции, ложь. Другой волк представляет добро: мир, любовь, надежду, истину, доброту и верность.
Внук, тронутый до глубины души словами деда, задумался, а потом спросил: — А какой волк в конце побеждает?
Старик улыбнулся и ответил:
— Всегда побеждает тот волк, которого ты кормишь». [4]
Из этой притчи понятно, что борьба между добром и злом происходит прежде всего в каждом из нас, внутри нас, и каждый из нас в течение жизни или на определенном ее этапе делает выбор. Также есть довольно распространенная позиция, что в жизни отсутствует черное и белое, есть только серое, что добро и зло едины и выполняют какую-то общую миссию, другими словами, между добром и злом нет границы. По моему мнению, эта позиция ошибочна, потому что между добром и злом есть граница, пусть и размытая. Примером, подтверждающим мое мнение, может служить старинная русская притча: «Был у гнева сын. Звали его – зло. Такой, что ему самому было с ним трудно. И решил он его женить на какой-нибудь добродетели. Глядишь, немного смягчится, и ему на старости легче с ним будет! Похитил он радость и женил на ней свое зло. Только недолгим был тот брак поневоле. Но осталось от него дитя – злорадство. Да и правда, не может быть ничего общего у добра со злом. А если вдруг и случится, то добра от него не жди!»6 Притча доказывает невозможность смешения добра и зла.
«Добро есть вечная, высшая цель нашей жизни.
Как бы мы ни понимали добро,
жизнь наша есть не что иное, как стремление к добру».
Л.Н. Толстой
2.ОТРАЖЕНИЕ БИБЛЕЙСКИХ ЗАПОВЕДЕЙ В ДУХОВНОМ НАСЛЕДИИ ВЫДАЮЩЕГОСЯ СОВЕТСКОГО, РОССИЙСКОГО ФИЛОСОФА, ИСКУССТВОВЕДА, СЦЕНАРИСТА, АКАДЕМИКА РАН Д.С. ЛИХАЧЕВА
Идея тесного единства человеколюбия, доброты и человеческого счастья пронизывает и творчество Д.С. Лихачева, имя которого стало символом нравственных ценностей. Говорят, что если есть в человеке доброта, человечность, чуткость, доброжелательность, значит, он как человек состоялся. Именно состоявшейся личностью был Дмитрий Сергеевич Лихачев, замечательный русский филолог, искусствовед, академик.
У Д.С.Лихачева было непростое детство. Он жил в съемных квартирах, постоянно менял школы, у него не сложились отношения с одноклассниками, его детство проходило в эпоху революции. Д.С.Лихачев прожил большую, красивую, далеко не простую, но достойную жизнь. Его жизнь была сложной, а порой и очень тяжелой. Трудности заключались в том, что он проводит в тюрьме около пяти лет, по словам Д.С.Лихачева, это самое трудное время в его жизни. В эти годы он побывал еще и в лагере на Соловецких островах, а потом попал на строительство Беломоро – Балтийского канала. Еще одним из трудных периодов в его жизни является блокада Ленинграда, в котором филолог и его семья принимают непосредственное участие. Во время блокады умирает отец, это было очень большой потерей для Лихачева. После войны дочка Дмитрия Сергеевича попадает в автокатастрофу и умирает. К концу жизни у филолога возникают напряженные отношения с властью. Неизвестные люди поджигают его квартиру, уже очень пожилого человек избивают. Насколько непростая судьба у этого известного человека, который всей душой отдавался своей работе, и сколько прекрасных трудов он оставил потомкам. Из всех жизненных ситуация Лихачев выходил с гордо поднятой головой. Не терял веры в жизнь. Не простая судьба не сделала его черствым, а, наоборот научила делать его хорошее, доброе. По моему мнению, всей свой жизнью, трудами, действиями он показал, что нельзя ожесточаться, нужно оставаться добрым в любой ситуации : «… следовать путям доброты – очень и очень важно. Поверьте мне!»[5]
В памяти людей Дмитрий Сергеевич навсегда останется умнейшим человеком, настоящим гражданином своей страны. Жизнь Дмитрия Сергеевича была сложной, порой очень тяжелой. Но из всех жизненных ситуаций он выходил с гордо поднятой головой. Не терял веры в жизнь. Грубость и грязь жизни не ожесточили его и, похоже, сделали мягче, отзывчивее.
На одной из встреч с молодежью Дмитрию Сергеевичу был задан вопрос: в чем вы видите смысл жизни? Он ответил: «Жизнь — это драгоценнейший дар… Нужно продолжать накапливать в жизни добро, накапливать все то, что способствует созиданию. И тогда человек будет счастлив, тогда он будет сознавать, что он живет не зря».Так Лихачев сформулировал главный закон счастливой человеческой жизни : «Твори ДОБРО - будь счастлив!»
Противостояние добра и зла всегда вызывало интерес у людей. Эту проблему пытались осмыслить многие философы, деятели церкви, поэты и прозаики. И одним из тех, кому удалось найти верное направление в поисках ответа на вопросы о сущности добра, стал Дмитрий Сергеевич . О нес в себе высочайший интеллект, энциклопедические знания, умноженные на нравственность. Если бы персонифицировать культурную жизнь последних двух десятилетий, то, на мой взгляд, в наибольшей степени для этой цели подошло бы имя академика Дмитрия Сергеевича Лихачева. Он, как никто другой, воплощает черты российской интеллигенции, духовности, образованности, благородства, подлинно народной мудрости и , конечно же, доброты.
Для многих людей источником добра является церковь. «Не сотвори себе кумира», «Возлюби ближнего своего, как самого себя», «Не прелюбодействуй»[6] – помнит наизусть каждый из нас, вот только вопрос в том, что некоторые с помощью церкви, молитвы, причащения и других церковных таинств пытаются «смыть» с себя то зло, которое они совершают с завидным постоянством. Бог, как говорится, добрый. Он простит. Да и вообще, если говорить о церкви, то большинство обращается туда только, когда беда.
А что в глазах бога является добром и злом? Согласно Библии «все доброе исходит от Бога, Бог – единственный, кто по-настоящему благ».Также верующие люди считают, что приближение к богу является добром, потому что воля Бога в том, чтобы человек искал Бога: «От одной крови Он произвел весь род человеческий для обитания по всему лицу земли, назначив предопределенные времена и пределы их обитанию, дабы они искали Бога, не ощутят ли Его и не найдут ли, хотя Он и недалеко от каждого из нас» [7]. Приблизиться к Богу можно через покаяние – отказ от греха: «Приблизьтесь к Богу, и приблизится к вам; очистите руки, грешники, исправьте сердца, двоедушные»6. Пророк Михей о том, что есть добро: «О,человек! Сказано тебе, что – добро и чего требует от тебя Господь: действовать справедливо, любить дела милосердия и смиренномудренно ходить пред Богом твоим»»8. Иисус о добром: «Никто не благ, как только один Бог. Если хочешь же войти в жизнь вечную, соблюди заповеди»6. Мы рассмотрели, что с точки зрения религии является добром, а что в глазах Бога является злом?
Главный источник зла – Сатана (Дьявол), Библия называет Сатану Лукавым: «.. и не веди нас в искушение, но избавь нас от лукавого». Вторым источником зла является человек: «Порождения ехиднины! Как вы можете говорить доброе, будучи злы? Ибо от избытка сердца говорят уста. Добрый человек из доброго сокровища выносит доброе, а злой человек из злого сокровища выносит злое», «.. исходящее из уст исходит – сие оскверняют человека, ибо из сердца исходят злые помыслы, убийства, прелюбодеяния, любодеяния, кражи, лжесвидетельства, хуления»8. Третьим источником зла является грех : «Ибо мы знаем, что закон духовен, а я плотян, продан греху. Ибо не понимаю, что делаю: потому что не то делаю, что хочу, а что ненавижу, то делаю. Если же делаю то, чего не хочу, то соглашаюсь с законом, что он добр, а потому уже не я делаю то, но живущий во мне грех.
Библия разграничивает понятия добра и зла на основании выполнения заповедей и отношения к Богу. Действительно, это очень важно, так как верующие до конца люди следуют заповедям и совершают как можно меньше грехов. Д.С. Лихачев пишет: «Важно только, чтобы добро, которое человек делает, было бы его внутренней потребностью, шло от умного сердца, а не только из головы, не было бы одним только «принципом»[8] ».Это высказывание соответствует Библии, так как добро , согласно Библии, должно исходить из сердца.
В Библии сказано, что только у совершенных «чувства навыком приучены к различению добра и зла» Совершенными здесь названы зрелые в вере христиане – те, кто, примирившись с Богом через жертву Христа, постоянно возрастает в вере через познание Божьего Слова. Человек способен творить и добро, и зло, какую сторону он выберет – это только ему решать.
Лихачев, размышляя о нравственном воспитании, приходит к выводу о том, что современные достижения научно-технической революции несут в себе не только благо, но и угрозу существованию человечества и поэтому требуют «революции» нравственной и духовной. Нравственный кодекс, просуществовавший два с половиной тысячелетия (библейские заповеди Моисея и заповеди Нагорной проповеди Иисуса Христа), требует обновления, так как в нем игнорируются вопросы об отношении к войнам, природе, ко всякой жизни, о роли науки и разума в существовании людей, о свободе и творчестве человека, об отношении к достижениям человеческой культуры. Ученый-культуролог и моралист Д. С. Лихачев сформулировал десять заповедей человечности, в которых сохраняются некоторые общечеловеческие ценности, сформулированные в Библии и Евангелии, и вместе с тем они значительно расширяются с учетом развития человечества в новой ситуации. Эти новые заповеди и представляют собой новый нравственный кодекс третьего тысячелетия*(жирным шрифтом выделены изменения, сделанные Д. С. Лихачевым):
1. Не убий и не начинай войны.
2. Не помысли народ свой врагом других народов.
3. Не укради и не присваивай труда брата своего.
4. Ищи в науке только истину и не пользуйся ею во зло или ради корысти.
5. Уважай мысли и чувства братьев своих.
6. Чти родителей и прародителей своих, и все сотворенное ими сохраняй и почитай.
7. Чти природу как матерь свою и помощницу.
8. Пусть труд и мысли твои будут трудом и мыслью свободного творца, а не раба.
9. Пусть живет все живое, мыслится мыслимое.
10. Пусть свободным будет все, ибо все рождается свободным.[9]
По моему мнению, каждый человек должен стараться следовать этим заповедям, ведь их можно назвать «современной Библией».
«Мы часто говорим, друг другу:
«Желаю тебе всего доброго», «Желаю вам добра и счастья», - это не просто выражения вежливости.
В этих словах мы выражаем свою человеческую сущность.
Надо иметь большую силу духа, чтобы уметь желать добра другим».
В.А. Сухомлинский
«Как воспитать человека»
3.ДОБРОТА КАК ОТЛИЧИТЕЛЬНАЯ ЧЕРТА РУССКОГО МЕНТАЛИТЕТА
В одной пословице говорится: «Какова земля, таков и характер человека». У каждого народа свой особенный характер. О тайнах русской души много сказано и написано. И это не случайно, потому что Россия, имея долгую историю, переживая много страданий, перемен, занимая особенное географическое положение, вобрав в себя черты и западной, и восточной цивилизаций, вправе быть объектом пристального внимания и целевого изучения. Особенно сегодня, на рубеже третьего тысячелетия, когда в связи с произошедшими глубокими изменениями в России, интерес к ней все более возрастает. Характер народа и судьба страны находятся в тесной взаимосвязи, испытывают влияние друг на друга на всем историческом пути, поэтому заметен возросший интерес к национальному характеру русского народа. Как говорит русская пословица: “Посеешь характер, пожнешь судьбу”.
Многие писатели рассуждали о доброте как о типичной черте русского национального характера, например, Ф.М. Достоевский любит указывать на то, как русские солдаты проявляли доброту на войне - в отношении к неприятелю. Во время Севастопольской кампании, пишет он, раненых французов «уносили на перевязку прежде, чем своих русских», говоря: «Русского-то всякий подымет, а французик-то чужой, его наперед пожалеть надо». И во время русско- турецкой войны 1877 – 1878 гг. солдат кормит измученного в бою и захваченного в плен турка: «Человек тоже, хоть и не хрестьянин» [10]. Корреспондент английской газеты, видя подобные случаи, выразился: «Это армия джентльменов». А русский писатель Пушкарев в своей статье о большом диапазоне добра и зла в русском народе приводит ценные цитаты о поведении русских на войне из книг англичан – профессора Пэрса, Мэкензи Уоллеса и Альфреда Нокса. Пэрс пишет о «простой доброте русского крестьянина». «Эти качества подлинного русского народа займут свое место среди лучших факторов будущей европейской цивилизации». То же пишет и Уоллес: «Нет класса людей на свете более добродушного и миролюбивого, чем русское крестьянство». Нокс говорит: «Русское крестьянство существенно миролюбивое и наименее империалистическое в мире». Мы видим, что даже иностранцы, имеющие неодназначенное отношение к русской нации, называют армию русских – «армией джентельменов». ». Все это говорит о том, что русский человек – это, прежде всего, добрый человек! И пусть у него множество недостатков, пусть русская нация отличается от других, но делать людям добро – самое ценное в человеке, и эта черта свойственна нашей нации.
Доброта – одно из основных свойств русского народа, поэтому даже и бесчеловечный режим Советской власти не искоренил ее. Об этом свидетельствуют иностранцы, наблюдавшие жизнь в СССР. Австрийский немец Отто Бергер, бывший в России в плену в 1944 –1949 гг., написал книгу «Народ, разучившийся улыбаться». Он говорит, что, живя вблизи Можайска, пленные поняли, «какой особый народ русский. Все рабочие, а особенно женщины, относились к нам как к несчастным, нуждающимся в помощи и покровительстве. Самое удивительное было в том, что сами русские жили в чудовищной нужде, которая должна была бы убивать в них желание помогать нам, их вчерашним врагам». Выходит, ни войны, ни диктатура, ничто не может искоренить доброту. Ее можно только подавить, но никак не уничтожить. В русском человеке всегда будет гореть огонек, который никто и никогда не сможет затушить.
Национальный характер отражается как в художественной литературе, философии публицистике, искусстве, так и в языке. Ибо язык – зеркало культуры, в нем отображен не только реальный мир, окружающий человека, не только реальные условия его жизни, но и общественное самосознание народа, его менталитет, национальный характер, образ жизни, традиции, обычаи, мораль, система ценностей, мироощущение, видение мира. Поэтому язык должен изучаться в неразрывном единстве с миром и культурой народа, говорящего на данном языке. Очень важным в языке является устное народное творчество, а именно пословицы и поговорки – это отражение народной мудрости, в них хранится представление народа о самом себе и поэтому тайны русского национального характера можно попробовать постигнуть через русские пословицы и поговорки.
Многие пословицы и поговорки иллюстрируют проявление доброты, гуманности, склонности к покаянию, сердечности и душевной мягкости русского народа: “Доброму бог помогает”, “С добрым жить хорошо”, “Делать добро спеши”, “Доброе дело и в воде не тает”, “Жизнь дана на добрые дела”, “Добро век не забудется”, “Тому тяжело, кто помнит зло”. К доброму человеку справедливо относится судьба: “Злому – смерть, а доброму – воскресение”. Однако слишком смирного пословицы осуждают: “Его разве только ленивый не бьет”, “Смирную собаку и кочет бьет”. Это далеко не полный перечень пословиц о добре и зле, все эти пословицы в очередной раз доказывают доброту русского человека. Пословицы и поговорки складывались веками, они выражают народную мудрость, они всегда правдивы.
Важно, что и дети в первую очередь знакомятся с русским народным творчеством: сказки, притчи, колыбельные, загадки, те же пословицы и поговорки. Прочитав или услышав сказку, ребенок стремится подражать героям, которые ему симпатичны. Сюжеты литературных произведений переводятся в детские игры. Проживая в игре жизнь любимых героев, дети приобщаются к духовному и нравственному опыту. К.Д.Ушинский подчеркивал, что литература, с которой впервые встречается ребенок, должна вводить его в мир народной, народного чувства, народной жизни, в области народного духа. Такой литературой, приобщающей ребенка к духовной жизни своего народа, являются произведения устного народного творчества во всем его жанровом многообразии: загадки, считалки, пословицы, поговорки, скороговорки, сказки Произведения своими содержанием и формой наилучшим образом отвечают задачам духовно-нравственного воспитания и развития ребенка.
Формирование основ моральных качеств начинается ещё в дошкольном детстве. От того насколько успешно осуществляется этот процесс, во многом зависит духовно - нравственное развитие ребёнка. И очень важно донести до ребенка одну простую истину: творите добро, совершайте добрые поступки, говорите добрые слова, так же просто и машинально как вы ходите вообще. Добро играет важную роль в становлении личности. И дети, и взрослые также должны понимать, и стараться донести до молодого поколения, что добро – естественно, оно просто необходимо, в особенности современному обществу.
«Самое страшное для человека-это превратиться в спящего с открытыми глазами: смотреть и не видеть, видеть и не думать о том, что видишь, добру и злу внимать равнодушно; проходить спокойно мимо зла и неправды. Человек без убеждений - ничтожество. Раз ты убежден, что на твоих глазах творится зло, пусть сердце твое кричит об этом, борись против зла, добивайся торжества правды».
Сухомлинский В. А.
4. Доброта в современном мире
В настоящее время Россия переживает один из непростых исторических периодов. И самая большая опасность, подстерегающая наше общество сегодня не в развале экономики, не в смене политической системы, а в разрушении личности.
Ныне материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у детей искажены представления о доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме, поэтому молодому поколению необходимо читать книги.
Есть книги просто развлекательные. Их читаешь небрежно, между прочим, когда устал. Есть книги научно-популярные, по которым мы узнаём о новых и старых открытиях, познаем тайны Вселенной. А есть книги, которые будущего мужчину научат быть мужчиной, будущую женщину - женщиной, а человека - человеком.
Такой книгой для меня стала пьеса “Старший сын” Вампилова. Автор показал по-настоящему доброго человека, каких редко встретишь в наше время. Это — Сарафанов, отец, о котором можно только мечтать. Доброта этого человека не имеет границ: узнав про обман молодых людей, он не прогоняет Бусыгина, а прощает его (чего не сделал бы никто другой на его месте), благодаря чему в их семье воцарилось счастье. Этот человек стал для меня примером, хочется так же, как и он творить добро, помогать людям вокруг.
В последнее время в современном мире все больше обостряется проблема борьбы добра и зла. Я часто задумываюсь: «А почему так?» Я нашла ответ на этот вопрос в книге Джона Локка «Второй трактат о гражданском правлении»[11]. Джон Локк считает, что с развитием новых технологий, с развитием общества, люди становятся менее добрыми, отзывчивыми, гуманными. Но я уверена, что не все так плачевно, да, это проблема обострилась, но все проблемы можно решить…
Недавно по телевидению шла реклама проекта «Русфонд на Первом». Мне стало интересно, что это за проект, я зашла в Интернет и узнала, что проект «Русфонд на Первом» – это совместный ответ на многочисленные просьбы телезрителей о продолжении летней акции Первого канала «Добрый свет». Миллионы телезрителей тогда адресно жертвовали деньги на лечение детей и оборудование для нескольких детских онкобольниц. Теперь Русфонд при поддержке Первого канала предоставляет зрителям и своим читателям возможность принять участие в судьбе других тяжелобольных детей. Из своей почты руководители проекта отбирают кандидатов на эфир, Первый канал снимает и транслирует эти сюжеты, а Русфонд обеспечивает сбор средств, оплату лечения и отчитывается в произведенных тратах. «Мы очень надеемся на ваше участие в судьбе этих ребятишек, дорогие друзья! Вместе с вами мы также планируем помогать и лучшим российским клиникам в приобретении оборудования»[12]
Именно так эти люди призывают добровольцев, и этих добровольцев находится миллионы! Этот проект доказывает, что если каждый хоть чуть- чуть будет совершать добрые поступки, пусть и незначительные, то мир станет хоть чуточку добрее.
Важно отметить, что в течение нескольких последних лет в России все большее распространение получают частные благотворительные инициативы, исходящие не от богатых людей или крупных корпораций, а от обычных граждан. Частные благотворители объединяются в небольшие организации, которые работают напрямую с нуждающимися, минуя бюрократические структуры и другие сложные механизмы распределения средств или ресурсов. В результате все собранные деньги, лекарства, донорская кровь поступают тем, кому они предназначены, без каких-либо потерь при распределении. Так, например, Благотворительное собрание "Все вместе" ставит своей целью объединить таких благотворителей и их организации для обмена опытом и ресурсами, совместного решения общих проблем и популяризации идеи частной благотворительности в стране.
А какие названия у этих организаций! «Детские сердца», «Доноры -детям», «Жизнь как чудо», «Дорога в мир», «Остов надежды», «Подари жизнь», «Тепло сердец»- это далеко не полный перечень названий, все они говорящие, как все-таки приятно осознавать, что добро в этом мире существует, что люди, творящие его, объединяются и помогают нуждающимся.
Интересно, что в 2007 году Фондом имени Д. С. Лихачева совместно с петербургским Центром развития некоммерческих организаций и издательством «Лики России» была создана фотовыставка «Благотворительность в России: история и современность»[13]. Выставка включает три раздела. Первый раздел «От милостыни к общественному призрению» рассказывает об основных этапах развития российской благотворительности со времен Древней Руси до начала ХХ века. Раздел «Возрождение традиций» представляет дореволюционную и современную благотворительную деятельность в ее разнообразных направлениях. Картины, запечатленные в начале прошлого века знаменитым петербургским фотографом Карлом Буллой и его сыновьями, соседствуют со сценами из жизни современных благотворительных обществ и учреждений. Этот прием позволяет увидеть глубокую историческую преемственность в развитии современной благотворительности. Третий раздел «В новый век» рассказывает о новых развивающихся формах и технологиях благотворительности. Фотографии для выставки предоставили Центральный государственный архив кинофотофонодокументов Санкт-Петербурга и более 50 благотворительных организаций из различных городов России.
С 1995 различными благотворительными мероприятиями отмечается Международный день добровольцев (5 декабря), а с 1999 ежегодно в апреле проходит Весенняя неделя добра — общероссийская кампания добровольческих акций, приуроченная к Всемирному дню молодежного служения. В 2006 в Весенней неделе добра под девизом «Мы вместе создаем наше будущее» приняли участие около 800 тыс. добровольцев.
Это показывает, что добро есть, и существуют еще люди, способные бескорыстно помогать человечеству. Счастья достигает тот человек, который способен хоть на минуточку забыть о себе и сделать счастливее других. А ведь на самом деле, какие мы испытываем чувства, когда совершаем добрые поступки, помогаем кому- то? Чаще всего это чувство радости, удовлетворённости, чувство некой «эйфории».Другими словами, это чувства, испытывая которые , человек становится лучше и стремится все больше и больше помогать людям.
На одном из сайтов Интернета я познакомилась с деятельностью организации «Ладога», девизом которой являются такие слова Матери Терезы: «Проявляйте свою любовь к людям везде, где это возможно, и, прежде всего - у себя дома. Дарите любовь своим детям, своей жене или мужу, своим соседям… Пусть ни один человек не уйдёт из вашей жизни без того, чтобы не стать хоть немного лучше или счастливее. Станьте живым выражением доброты Бога. Пусть люди видят доброту, светящуюся в вашем лице, в ваших глазах и в вашем дружеском приветствии».
Один из участников данного объединения делится впечатлениями на форуме сайте « Мы с семьей поехали в гости к Доброте. Как только мы зашли во Дворец детей и юношества к нам подошла улыбающиеся девушки с охапкой шариков! На каждом было написано «Добро там, где Ты!» Жена и ребенок моментально получили в подарок белый и фиолетовый. Но я, как наблюдатель, обратил внимание не на шарики, а на глаза девушки! Они сияли! Они сияли чистотой и настоящей радостью от встречи с гостями! Я шел дальше и встречал такие же взгляды…Как же это объяснить? Представьте, что у вас день рождения и вам дарит подарок дорогой вам человек, мама, например, – и в ее взгляде – радуга чувств, свет доброты, искреннее желание подарить вам нечто большее, чем то, что у нее в руках – свое внимание и чувство доброты. Так вот на Фестивале «ДоброТы» не только взгляды, но и вся атмосфера была пропитана таким чувством. А я продолжал наблюдать…
Главным в Фестивале «ДоброТы» от «Лагоды» я считаю то, что организаторам удалось отвлечь людей от привычно потребительского мышления. Причем я видел и молодежь, и людей в почтенном возрасте – и все они, судя по глазам, были счастливы оказаться на таком празднике ДоброТы. Молодежь, словно попала в царство свои грёз: все люди вокруг добрые, веселые, есть возможность проявить себя…А старики, судя по их разговорам, вспоминали что-то светлое из своей юности. Часто у них в глазах стояли …А самое главное то, что люди чувствовали настоящую Доброту! Фестиваль Доброты был очень показателен в плане того, как можно в наше время делать Фестивали. Никто нам не мешает создать такую же атмосферу вокруг себя. Нечто хорошее, доброе находится в них самих, его нужно лишь раскрыть и развить. Проявить свою доброту можно хотя бы в тех сферах жизни, которые тебе близки. Главное – начать действовать! Удивительно, Фестиваль давно закончился, но благодаря ему девизом нашей семьи стала фраза: «Добро ТАМ, где ТЫ!».
Я преднамеренно привела запись посетителя сайта полностью. Меня поразило то, с какой радостью, с каким воодушевлением мои современники приобщаются к таким обществам, хотят творить добро, помогать ближнему.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Есть такая поговорка: «Мир не без добрых людей». Работая над этой темой, я поняла, что добрых людей много, они живут в заботе о других, помогают людям, несут позитивное настроение в мир. Они искренне верят в то, что счастье и мир заложены в самом человеке. Эти люди идут по жизни смело, с ярким блеском в глазах, с улыбкой и открытым сердцем.
Замечательный педагог Василий Александрович Сухомлинский в своём труде «Как воспитать человека» пишет следующее: «Мы часто говорим, друг другу: «Желаю тебе всего доброго», «Желаю вам добра и счастья», - это не просто выражения вежливости. В этих словах мы выражаем свою человеческую сущность. Надо иметь большую силу духа, чтобы уметь желать добра другим».
Важно, что такая необычайно большая доброта характерна для нас, россиян. Естественно, добрые люди есть среди каждого народа. Но есть народы, у которых масса недостатков, но именно доброта стоит на первом месте, к таким народам относятся россияне.
Мне очень понравилось высказывание Н.А.Ильина про русскую нацию: «От чувства, что наши богатства обильны и щедры, в нас разлита некая душевная доброта, некое органическое, ласковое добродушие, спокойствие, открытость души, общительность... всем хватит». В этом, по моему мнению, кроются корни русского великодушия, открытости и искренности.
Список используемой литературы
1.Локк Дж. Два трактата о гражданском правлении. В 3 томах. М.: Мысль, 1988. С. 1220.
2.Лихачев Д. Заметки и наблюдения. Из записных книжек разных лет. Л., 1989. С. 110
3.Лихачев Д. С. Раздумья. М.: Детская литература, 1991. С. 318
4. Лихачев Д.С. Новгородский альбом. СПб., 1999.
5..Лихачев Д.С Письма о добром и прекрасном(Письмо сорок шестое). СПб., «Издательство LOGOS».,2007. – С.34.
6.Лосский Н.О. Условия абсолютного добра. М.: Политиздат, 1991. - 368 с.
7.Якушев А. Притчи.ру. Лучшие современные притчи.М.: Аст, 2011.- С.488.
8.Патриаршие мастерские(составители) Библия С.1776
Материалы сайтов
1.Электронная энциклопедия «Википедия» http://ru.wikipedia.org/wiki/
http://ru.wikipedia.org/wiki/
2.Сайт «Благотворительность в России». (http://charity.lfond.spb.ru/)
3.Сайт «Библейский Дискуссионный клуб» (http://www.cogmtl.net/Articles/118.htm)
[1] Якушев А. Притчи.ру. Лучшие современные притчи.М.: Аст, 2011.- С.488.
[2] Материалы электронной энциклопедии «Википедия» (http://ru.wikipedia.org/wiki/
[3] http://ru.wikipedia.org/wiki/
[4] Якушев А. Притчи.ру. Лучшие современные притчи.М.: Аст, 2011.- С.488.
[5] Лихачев Д.С Письма о добром и прекрасном(Письмо сорок шестое). СПб., «Издательство LOGOS».,2007. – С.34.
[6] Патриаршие мастерские(составители) Библия С.1776
[7] Материалы сайта «Библейский Дискуссионный клуб» (http://www.cogmtl.net/Articles/118.htm)
[8] Лихачев Д.С Письма о добром и прекрасном (Письмо шестое). СПб., «Издательство LOGOS».,2007. – С.34
[9] Лихачев Д. С. Раздумья. М.: Детская литература, 1991. С. 318.
[10] Лосский Н.О. Условия абсолютного добра. М.: Политиздат, 1991. - 368 с.
[11] Локк Дж. Два трактата о гражданском правлении. В 3 томах. М.: Мысль, 1988. С. 1220.
[12] Лихачев Д.С Письма о добром и прекрасном (Письмо седьмое)СПб., «Издательство LOGOS».,2007. – С.34
[13] Материалы сайта Благотворительность в России. (http://charity.lfond.spb.ru/)
Мальчик и колокольчики ландышей
Новогодняя задача на смекалку. Что подарил Дед Мороз?
Большое - маленькое
Разноцветное дерево
Подарок