Работа посвящена религиозным рерованиям и амулетам самого, подалуй, малочисленного народа мира - уйльта (ороки), проживающего в основном на Сахалине (Ногликский и Поронайский районы).
Вложение | Размер |
---|---|
amulety_vostochnogo_lukomorya.docx | 274.31 КБ |
amulety_vostochnogo_lukomorya.rar | 1.73 МБ |
Муниципальное образование городской округ «Охинский»
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 7 г.Охи
Амулеты восточного Лукоморья
Исследовательская работа
Автор:
Гебедюк Анастасия, учащаяся 8в класса
Руководитель:
Стрижак Ю.А., учитель истории и краеведения
г.Оха Сахалинской области
2015 г.
Введение
Изучая прошлое своей страны, историю культуры каждого народа, мы учимся, прежде всего, уважать и понимать друг друга. Культура сплачивает народы, соединяет друг с другом нации. Ведь лишённый культуры народ подобен сироте без роду, без племени, и не за что этому народу зацепиться и не на что надеяться.
Одной из важнейших задач нашего времени становится развитие диалога между культурами как наиболее благоприятной основы для межэтнических, межнациональных отношений. Равноправный межкультурный диалог смягчает негативные проявления глобализации и способствует преодолению взаимного непонимания людей, принадлежащих к разным культурам, формированию новой культуры отношений, построенных на уважении и толерантности.
Сахалинская область – полиэтнический регион, на территории которого проживает около 100 национальностей, в том числе малых этнических групп. Среди коренных народов Севера Сахалина ороки (уйльта) составляют самую малочисленную группу.
К сожалению, на уроках краеведения даются лишь общие сведения о народах населяющих нашу малую Родину с глубокой древности, а хотелось бы узнать гораздо больше, ведь народ делает историю. Поэтому, я решила расширить свои представления об одном малом народе уйльта, так как именно в малом познается большое.
Объектом исследования выступает этническая группа уйльта Сахалина.
Предметом исследования является традиционная обрядовая система уйльта.
Цель работы: расширить кругозор в области культуры уйльта, определив место и роль амулетов в жизни этого народа.
Исходя из этого определились основные задачи:
Методы исследования:
Практическая значимость исследовательской работы заключается в том, что расширив свои знания о коренных малочисленных народах Севера, я познакомлю с результатами исследования и других учащихся. Надеюсь, что использование её в преподавании уроков краеведения, на классных часах, в качестве материала для экскурсии поможет не только лучше узнавать культуру и быт уйльта, но и сформировать уважение к истории и культуре малых народов Дальнего Востока.
При подготовке были использованы архивы Охинского краеведческого музея, материалы Сахалинского областного краеведческого музея, работы Б.Пилсудского, В.Вязовской, В.Косарева, Т.Роон, К.Черпаковой, Л.Миссоновой и др.
«Каждый народ, даже самый маленький, -
неповторимый узор на ковре человечества» (Ч.Айтматов)
Остров Сахалин окутан загадочной тайной, в сущности, так же, как обнимают его бесконечные облака и туманы, скрывая днём яркий свет солнца, а ночью блеск луны, как обнимают его тропические дождливые тайфуны и холодные снежные циклоны. Через завесы таинственности многие исследователи пытались рассмотреть истинную историю и культуру народов, издавна живущих здесь.
Жизнь айнов и нивхов всегда представлялась равно непонятной русским и японцам, которые соперничали за обладание островом и его наследием. Не менее загадочен ещё один народ, известный под разными названиями: ороки, орочены, уйльта. Кто он? Откуда пришёл? Какие традиции объединяют его?
Ороки-ульта – народ-загадка во всех отношениях. Это один из самых малочисленных среди народов Сибири, Севера, Дальнего Востока и вообще среди народов планеты. К концу XIX – началу XX вв., по «Сахалинскому календарю» и другим источникам, их числилось, при весьма неточном учете, от 750 до 800 человек. А в XX столетии эта цифра неуклонно уменьшалась, так что на сегодняшний день их общее число в Российской Федерации всего 346 человек.
Уйльта – это самоназвание народа на их родном языке. Название «ороки» происходит от нивхского «орнышку», айнского «ороцко» и японского «орокко», означающего «олень», равно как и «орочоны» происходит от русского названия народа. Ульта или уйльта происходит от ула, уля, по-орокски значит «олень».
Историческая судьба ороков сложилась так, что, будучи вдали от контактов европейцев с коренными жителями Восточной Азии, они привлекли внимание ученых значительно позже других народов Сибири, Севера и Дальнего Востока. Сохранившиеся сведения кратки, отрывочны, порой противоречивы. Первые русские исследователи Дальнего Востока середины – второй половины XIX и начала XX веков, как правило, ограничивались довольно беглой характеристикой ороков.
Наиболее ранние сведения о происхождении ороков, их хозяйственной деятельности и расселения на территории Сахалина встречаются у японских и русских исследователей XIX в. небольшую главу орокам посвятил в своем описании Сахалина японский путешественник Мимия Ринзо. В отчетах Амурской экспедиции под руководством Г.И.Невельского отражены различные стороны быта ороков, их происхождения. Л.И.Шренк создал классический труд «Об инородцах Амурского края», в котором дал историко-этнографическое описание селений ороков в средней и северной части острова. Интересные сведения об ороках содержатся в работах исследователей П.Глена, И.Полякова, Б.Пилсудского.
Но до сих пор нет монографической работы по этнографии ороков/уйльта, остается много спорных, малоисследованных проблем. И сегодня, как и вчера, исследователи так и сошлись во мнении, откуда ороки появились на Сахалине и почему оказались на его восточном берегу, каково их расово-антропологическое происхождение, в чем суть родственных связей с соседними народами; нет элементарной ясности и в отношении их языка.
Расселение уйльта
В России ороки/уйльта проживают в основном в Сахалинской области (298 из 346 чел. в РФ). Большая часть ороков сосредоточена в трёх населённых пунктах области — город Поронайск, пгт.Ноглики и село Вал (Ногликский район), из которых — 144 человека живут в последнем. Также проживают в пгт.Гастелло и Вахрушев Поронайского района, с.Виахту Александровск-Сахалинского района; пос.Смирных Смирныховского района, в Охинском районе и в г.Южно-Сахалинске.
Исторически существуют две территориальные группы уйльта: северная, доронени («люди, живущие на Севере»), локализованная ныне в Ногликском районе, и южная, суннени («люди, живущие ближе к солнцу»), расселившаяся в Поронайском районе. С разделением острова между Россией и Японией в 1905 году эти группы стали действительно территориально обособленными на протяжении сорока лет: между ними перестали поддерживаться брачные и родственные связи.
Основные занятия уйльта
Уйльта считали себя таёжным народом. Живя всю жизнь в тайге, они великолепно изучили её. Соседние нивхи и айны считали, что уйльта – хорошие охотники, и признавали охотничье мастерство их мужчин.
На основании исследования Б.Пилсудского и других путешественников основными традиционными занятиями являются – оленеводство, летом - добыча морского зверя (нерпа, тюлень), рыболовство, зимой - кочевая охота на пушного и крупного зверя. Южные ороки были оседлы, держали упряжных собак, занимались рыболовством и морским промыслом. Оленеводство ороков промысловое, с использованием оленя в упряжку (зимой) и как вьючное животное, известно доение, мясо домашнего оленя в пищу использовали редко.
Промысел зверя и рыбы, изготовление необходимых для этого орудий, средств передвижения, строительство жилищ – основная сфера деятельности мужчин, хотя и женщины, особенно в рыбной ловле, принимали активное участие. Но на орочанок, как и у всех малых народностей, падала наряду с уходом за детьми весьма трудоемкая работа по домашнему хозяйству: заготовка и приготовление пищи, уборка жилья, шитье одежды и обуви, изготовление утвари, обработка продуктов промысла.
Народные знания уйльта
Народные знания ороков представляют собой одну из подсистем традиционной культуры. Они регулировали жизнедеятельность, формировали духовный мир человека, его психику и мировоззрение.
Фонд знаний о небесных светилах характеризуется точностью наблюдений. Юпитер ороки называли Пуракта, связывали его с искрой, которую высекали при помощи кремня для огнива. Большая Медведица Паула — вешала в два яруса для вяления рыбы, Млечный Путь Одо Хоктони — дедушкина дорога. Плеяды имели два названия: Надаса — семь родственников и Агдимсэ — родственники грома.
Уйльта давно научились узнавать время днём по солнцу, а ночью — по расположению созвездий и восходу планет. По звёздам определяли ход рыбы, время и сроки охоты, у звёзд просили здоровья и благополучия. Созвездия служили своеобразными часами.
Охотники, рыболовы и оленеводы имели своеобразные представления о пространстве и времени. Они свободно ориентировались среди рек и болот, отличались способностью запоминать пройденный путь и выбрать нужное направление на местности. Орокам было знакомо зимнее и летнее солнцестояние. Признаётся, что год делится на четыре времени: тувэ — зима, дува — лето, боло — осень, нэнгнэ — весна и состоит из 12 месяцев. Имена месяцев даются по названиям фенологических явлений или приурочены к определённому времени года хозяйственных работ.
Сутки делили на инэнги (день), сэксэ (вечер), долбо (ночь), гева (за ря) и т.д. У ороков исторически сложилась традиционная система мер. В качестве измерительных инструментов использовались орудия труда: весло, стрела, лук, шест, лыжные палки. Мерой объёма служили короба, вьючные сумки, лодка, амбар; эталонами для измерения длины — маховая сажень да, большая пядь товал, малая пять сиро, самая малая пядь мунгбо (расстояние от конца большого до первого сустава указательного пальца), панала (ширина ладони). Пройденное расстояние в течение дня обычно измеряли количеством выкуренных трубок (в пути через определённые промежутки времени отдыхали и курили).
В.Д.Косарев отмечает, что у ороков прослеживается стройная система обычаев, правил, норм, ограничений и запретов, касающихся земле-, лесо-, водопользования, охоты, рыболовства, морского зверобойного промысла и собирательства. Суть её сводится к двум основным и обязательным требованиям: бережное отношение к экосфере и рациональное использование изъятых из неё продуктов. Нельзя рубить живые деревья на топливо, в лесу возбранялось шуметь, беспокоить животных, вторгаться в места их обитания, особенно в период кладки яиц и выведения молодняка. Охотничье право исходило из уважения к интересам животного мира. Отстрел птиц и зверей бесцельно, ради забавы осуждался. Свод охотничьих правил предусматривал не только ограничения сроков охоты и количества добываемой пищи, но и определённый уход за зверовыми угодьями, режим их покоя и отстрела. Традиционно сложившиеся нормы добычи зверей были ориентированы на минимальный запас дичи, достаточный на ближайшее время. Летом не охотились на оленя и медведя, осуждалось убийство непригодных в пищу птиц — вороны, чайки и др. Таким образом, у ороков сложились устойчивые традиции охраны природы, которые играли важную регулирующую роль в хозяйственных занятиях, оказали заметное воздействие на систему по ведения охотников и оленеводов.
Религиозные верования и обряды
Аборигенное население Дальнего Востока издавна исповедовало ранние формы религии – тотемизм, шаманизм, анимизм, культ предков и т.п. В сознании человека эти формы находились зачастую в причудливом переплетении и в чистом виде практически не встречались и не встречаются. Элементы первоначальных религий обнаруживаются во всех религиях мира.
Одной из составляющих конгломерата религиозных представлений коренных народов региона был тотемизм. В языке одного из североамериканских индейских племен «ототем» буквально означает «его род». Название отражает суть религии – веру в сверхъестественное родство между человеческими группами (родами) и животным и растительным миром.
Каждый род уйльта имел своего покровителя-хозяина – ыдзигы, который всегда помогает опекаемым им людям. «От каждого убитого зверя дают ему кусок сердца в том месте, где упала жертва охотника. Бросая кусок, говорят ыдзигэ баро, т.е. «хозяин, возьми». Этот покровитель летает и ходит по земле, передвигается по воде. Его обыкновенно не видят, и только в случаях, предвещающих какое-либо несчастье, показывается человеку. Появляется, однако, не в своем собственном виде, а приняв вид старухи или медведя, или иного животного». (Б.Пилсудский «Из поездки к орокам о.Сахалина в 1904 г.»)
Коренным народам Дальнего Востока также были свойственны анимистические представления. «Анима» означает «душа». И наивные ороки населяли окружающий мир добрыми и злыми духами, которые помогают или вредят людям. С целью умилостивить духов, им делались жертвоприношения. При всем при этом анимистические представления, связанные с одухотворением природы, способствовали формированию бережного отношения к ней, гармонии с окружающим миром.
Представление о том, что после смерти человека его душа уходит в мир мертвых буни, записаны многими исследователями (Б.Васильев, Б.Пилсудский, Л.Алпатов). Буни находится посередине земли. Где-то на его поверхности существует отверстие, через которое в мир мертвых ведет дорога. Она раздваивается налево – для добрых людей, направо – для злых (здесь мокрая топкая тундра с мошкой).
Уйльта почитали духов-покровителей, духов-хозяев зверей, рек, тайги, сопок, обращались к ним с просьбами о благе, здоровье, об успешной охоте. У них существовал культ морских животных, согласно обряду возвращения главному духу-хозяину, черепа добытых животных бросали в море. Хозяину моря духу Тэуму приносили жертвы весной и осенью. И по сей день оленеводы кормление после очередной перекочевки, ближе к вечеру, обязательно угощают хозяев местности. «Дают гостинец» костру: «Возьми, огонь, гостинец, чтобы нам все хорошо было» (Тава, на-ка...). Огню можно дать кусок мяса или то, что есть на столе. Еще одного духа местности, которого угощают, называют бока. Ему говорят: «Бока, на-ка» и оставляют на новом месте разломанную папиросу, спички, рис, конфеты; все это кладут где-нибудь под дерево.
Известен у ороков и культ медведя. Пойманного в лесу медвежонка растили в срубе до двух лет, затем устраивали медвежий праздник.
«Медвежий праздник» более распространен среди северных ороков и сопровождался гонками на оленях (верхом и на нарте), турнирами стрелков из лука, метателей арканов, борцов. Национальная борьба мотто очень популярна и сегодня. Во время проведения праздника народов Севера в поселке Вал образуется несколько кругов зрителей в соответствии с возрастными категориями борцов. Состязаются с одинаковым азартом и дети, и старики.
Южные ороки занимались рыболовством и морским промыслом и больше чтили духов моря, в честь которых проводили обряды «кормления».
Так как уйльта/ороки свой род вели от оленя, то помимо промысловых обрядов большое значение имел и имеет до сих пор оленеводческий праздничный комплекс. «Курэй» – праздник оленеводов. «Курэй» означает в переводе с уйльтинского «изгородь». Национальный обрядовый праздник оленеводов справляется на берегу залива Пильтун, что в 70 км от с.Вал – традиционного места встречи пастухов-оленеводов. В конце сезона разведения оленей пастухи считали поголовье, загоняя оленей в изгородь – курэй.
Амулеты народа восточного Лукоморья
Само слово «амулет» происходит от латинского и переводится, как «отражение магии». На сегодняшний день нет точных сведений о том, в какой стране амулет появился впервые. Различные амулеты, обереги и талисманы присутствуют в истории всех странах, просто в одних странах амулетам придавали большее значение, а в других – меньшее.
Нечто наподобие талисманов существовало в Древней Греции. В те времена каждому новорожденному ребенку дарился амулет филактерон, который должен был оберегать жизнь малыша. Подобный обычай имели и жители Древнего Рима, но у них амулеты выглядели небольшими плитами с нанесенными на них различными символами. У египтян также были свои амулеты. Такие амулеты были различного размера и внешне имели вид жука Скарабея, который также присутствует во многих изображениях, сделанных египтянами. А в Индии в качестве талисманов широко применялись раковины каури. Индийцы видели в форме раковины сходство с формой головы змеи с открытым ртом. Бытовало мнение о том, что человек, желающий причинить вред, обязательно посмотрит на эту раковину, и его сглаз не будет нести вреда тому, на кого был направлен.
С древних времен люди верили в магическую силу амулетов. Амулет мог быть в виде небольшого скульптурного изображения или необычной вещи, найденной в природе. Некоторые предметы могли приобретать особую силу в результате попадания в какую-то необыкновенную ситуацию. Человек, владеющий этим особенным предметом, независимо от собственных качеств и способностей становился удачливым, сильным и отважным. Аборигены Севера делали амулеты из дерева, металла, сухой травы и носили их на шее или держали у изголовья. Его никогда никому не показывали. Таким образом люди пытались обезопасить себя от козней злых духов, приносящих болезни и смерть.
По своему назначению амулеты ороков можно разделить на три группы: 1) связанные с промысловым культом, 2) помогающие от различного рода заболеваний и 3) те, которые способствуют благополучию и охранению детей от болезней.
Находясь в полной зависимости от природы, не веря в успех охоты или рыбной ловли, ороки уделяли большое внимание промысловому культу. Перед рыбным промыслом они вырезали из дерева изображение касатки – хозяйки моря – эдэ. Перед выходом на морской промысел или рыбную ловлю изображение «кормили». Также существует амулет – буюн - для удачной охоты. Это деревянная фигурка человека, сидящего на медведе. Она обшита кожей, украшена стружками.
Ороки/уйльта знают также целый ряд талисманов, которые дают удачу в специальных предприятиях и родах деятельности. Называют их баяки. Это всегда предметы, части животных или животные целиком, которые встречаются очень редко. Например: совершенно белый соболь, попавший в петлю дает счастье в охоте на соболя; найденный в желудке оленя мешочек, наполненный чистою какой-нибудь жидкостью, делает счастливым охотника; небольшой шарик из шерсти, встречающийся на теле тюленя, дает удачу в охоте на это животное и т.д.
В количественном отношении преобладают амулеты от различного рода заболеваний. И это вполне естественно. Раньше народы Севера страдали от многих заболеваний: туберкулёза, тифа, оспы, трахомы, глаукомы, желудочно-кишечных. Этому способствовали нищета, антисанитарные условия существования. Эпидемические заболевания уносили целые стойбища. Об этом писали Л.Я.Штернберг и многие другие исследователи Сахалина. Но никакой медицинской помощи народам Севера не оказывалось: ведь на весь Сахалин с его 40 тысяч населения в 1901 году было всего 5 врачей. Ороки, нивхи, эвенки вынуждены были обращаться к шаманам и знахарям, прибегать к жертвоприношениям, заклинаниям, обращаться к покровительству добрых существ и разнообразным охранителям-амулетам.
При расстройстве желудка использовался амулет из двух частей, связанных ремешком – сосо севони. Одна из них фигура человека с полоской головой, большими глазими, ртом и бровями, без рук и без ног. Вторая часть – соединенные «валетом» человеческие головы с нанесёнными на них чертами лица.
При болезни горла использовались амулеты, имеющие вид плетёного воротничка, например: гуси делини, представляющий собой голову орла. При болезни сердца применялся мяван севони – амулет, состоящий из двух вырезных из дерева фигурок человека. Туловище обтянуто тканью, вместо ног изображение сердца.
При болях в пояснице «помогала» согнутая фигурка человека или полоса из ткани с нанесённым на неё орнаментом из стилизованных лягушек и оленей (дарма-севони). Есть у ороков и амулет от головной боли - сюнь севони: вырезанная из оленьей кожи фигурка человека в двойном круге.
Есть амулет от болезни живота (бокко-севони), который представляет собой целую композицию: вырезанная из дерева небольшая фигура медведя, который стоит на рыбе. Туловище медведя обтянуто нерпичьим мехом и крашено ритуальными стружками инау. Пасть медведя открыта.
Существуют специальные амулеты от кожных заболеваний, чумы, помешательства, зубной боли… Но есть и такие, которые имели универсальное значение, использовались в лечении нескольких заболеваний. Так, мева севони применялась при лечении сердца, головы, ушей, слепоты. Это – вырезанная из дерева фигура человека, у которого вместо ступней – сердце, а на голове две одинаковые фигурки животных, смотрящих друг на друга; туловища их соединены в форме полукруга.
От многих болезней также применялся амулет ыхчы – вырезанное из древа изображение тигра, туловище которого было обтянуто тканью.
Ороки, как и многие народы Севера, проявляли большую заботу о детях. Ведь смертность среди детей была очень высокой. Когда дети тяжело болеют, амулеты вырезают из замши и надевают им на шею. Матери-орочонки, стараясь уберечь детей от злых духов, прятали от «дурного глаза» в своих жилищах амулеты-хранители. Среди них особое место отводилось амулету «Мать двойняшек» (адо энини) - изображение фигуры матери и близнецов, завёрнутых в ткань и стружки инау. Такой амулет предназначался для благополучия близнецов.
Для того, чтобы ребёнок спал по ночам, применялся амулет кальдами: фигура человека с конусовидной головой, вырезанная из дерева и обтянутая тканью.
Амулет для охранения новорожденного – чавахта – деревянное изображение трехпалой руки или лапы с согнутыми пальцами. Они подвешивались над люлькой ребенка.
Для того, чтобы мальчик рос здоровым, не болел и стал хорошим охотником и рыболовом, применялся амулет-охранитель – киро одэни тосеки. Он состоит из двух частей – изображение человека, украшенного стружками, и касатки, тело которой одето в нерпичью шкуру. По представлению ороков, изображение человека – это муж, касатки – жена.
Севони (сэвэки) хранились завернутыми в тряпицы в берестяных переметных сумах (хулма). Со смертью человека их хоронили вместе с ним. Севони - это не только упомянутые амулеты, но и бог вообще и посвящаемый ему белый олень в стаде. На этом олене не ездят - такой олень считается залогом оленеводческой удачи.
Отношение к амулетам и оберегам у аборигенов Сибири и Дальнего Востока уникальна. Несмотря на все изменения в социальной, экономической и духовной жизни аборигенных народов, амулеты сохраняли свое значение. Их можно отнести к наиболее важным проявлениям «практической» магии: они постоянно присутствовали в жизни человека, являясь осязаемым и конкретным воплощением тех мировоззренческих установок, которые сформировались в традиционной культуре. Амулеты и обереги органично вписываются в религиозные представления коренных малочисленных народов. Наличие амулетов воспринималось как само собой разумеющееся и в повседневной жизни и в ключевых моментах (рождение, охота, смерть).
Амулеты ороков представляют большой интерес как предметы, связанные с уже отжившими религиозными представлениями народов Севера в далеком прошлом, и являются своего рода памятниками материальной и духовной культуры первобытного общества.
Заключение
В результате проведенной работы я изучила исторические и этнографические источники по этому вопросу, многое узнала о традициях и религиозных представлениях народа уйльта. Данная работа дала мне возможность узнать много нового и интересного об амулетах и оберегах этого загадочного народа.
Для себя я поняла, что эта тема меня увлекла серьёзно. В дальнейшем я продолжу изучать историю и традиции коренных народов, населяющих Сахалинскую область.
Также планирую на сайте виртуального музея выложить материал об уйльта, провести экскурсию в нашем школьном музее и организовать с младшими школьниками в летнем лагере практическое занятие по изготовлению сэвэки – амулетов «народа Восточного Лукоморья», как назвал их известный этнограф В.Косарев.
Используемые источники и литература:
Приложение
Жилище уйльта
Амулет «Семейный». Уйльта.
Амулет для хорошего сна. Уйльта.
Амулет от головной боли (суюнь севони).
Амулет от болезни спины (крок-то).
Амулет от болезни горла (сево). Уйльта.
Амулет-оберег при рождении ребенка.
Амулет для благополучия близнецов (адау).
Амулет для хорошего сна ребенка (кальдами). Уйльта.
Амулет от плача ребенка (денидруг). Амулет-охранитель мальчика (киро одэни тосени). Уйльта
Амулет от кишечных заболеваний (пэтэ).
Амулет-охранитель близнецов. Уйльта.
Амулет от болезни сердца (меван севони).
Амулет от болезни живота (бокко сэвони).
Амулет для удачной охоты (буюн). Уйльта.
Амулет от чумы (нэчэ). Уйльта.
Амулет «Мать двойняшек. Уйльта
Загадка старого пирата или водолазный колокол
Астрономический календарь. Март, 2019
Медведь и солнце
Барсучья кладовая. Александр Барков
Простые летающие модели из бумаги