Решать логические задачи очень интересно. Есть люди, для которых решение логической задачи - увлекательная, но несложная задача. Их мозг как луч прожектора сразу освещает все хитроумные построения, и к правильному ответу они приходит необычайно быстро. Замечательно, что при этом они и не могут объяснить, как пришли к решению. У этих людей хорошо работает механизм вывода.
При решении логических задач предоставляется возможность подумать над условием, порассуждать. Обдумывание идеи задачи и попытка сконструировать логически обоснованное решение – лучший способ развить свое мышление.
В предложенной работе проанализированы типы логических задач и предложено несколько методов их решения. Эти приемы и методы разнообразны, каждый из них имеет свою область применения и позволяют значительно упростить решение задачи.
Вложение | Размер |
---|---|
reshenie_logicheskih_zadach.ppt | 476 КБ |
Слайд 1
Способы решения логических задачСлайд 2
Известно несколько различных способов решения логических задач. Метод рассуждений Табличный С помощью графов Упрощение логических выражений Составление таблиц истинности Метод кругов Эйлера
Слайд 3
Рассмотрим четыре типа логических задач. Задачи 1-го типа В условии приводится несколько двойных или одинарных утверждений и дается оценка их истинности, т.е. сообщается, сколько участников говорят только правду, сколько лгут и сколько говорят то правду, то ложь .
Слайд 4
Задача №1 Классный руководитель пожаловался директору, что у него в классе появилась компания из 3-х учеников, один из которых всегда говорит правду , другой всегда лжет , а третий говорит через раз то ложь , то правду . Директор знает, что их зовут Коля, Саша и Миша, но не знает, кто из них прав, а кто – нет. Однажды все трое прогуляли урок астрономии. Директор знает, что никогда раньше никто из них не прогуливал астрономию . Он вызвал всех троих в кабинет и поговорил с мальчиками. Коля сказал: «Я всегда прогуливаю астрономию. Не верьте тому, что скажет Саша». Саша сказал: «Это был мой первый прогул этого предмета». Миша сказал: «Все, что говорит Коля, - правда». Саша И Утверждение ИСТИННО , т.к. астрономию никто не прогуливал Коля Л Л Первое утверждение ЛОЖЬ , т.к. астрономию никто не прогуливал, второе утверждение тоже ЛОЖЬ , т.к. Саша говорил правду Миша Л Утверждение, что Коля говорил правду ЛОЖЬ Ответ: Коля лжет всегда, Саша говорит правду , а Миша может сказать правду а может и солгать .
Слайд 5
Задача №2. Три друга играли во дворе в футбол и разбили мячом окно. Ваня сказал: «Это я разбил окно, Коля окно не разбивал». Коля сказал «Это сделал не я и не Саша». Саша сказал: «Это сделал не я и не Ваня». А Бабушка сидела на лавочке и все видела. Она сказала, что только один мальчик оба раза сказал правду , но не назвала того, кто разбил окно. Кто же это? В К С Слова В Слова К Слова С В ┐ К ┐ К ┐ С ┐ С ┐ В 0 0 1 0 1 1 0 0 1 0 1 0 0 1 0 1 1 1 1 0 0 1 1 1 1 1 0 Ответ: разбил Коля
Слайд 6
Задачи 2-го типа В условии приводится несколько двойных утверждений, в которых одно утверждение истинно, а другое ложно. Результат – расстановка участников по местам. Пример: Перед началом турнира болельщики высказали следующие предположения по поводу своих кумиров: А. Макс победит, Билл – второй. Б. Билл – третий, Ник – первый. В. Макс – последний, а первый – Джон. Когда соревнования закончились, оказалось, что каждый болельщик был прав только в одном из своих прогнозов. Какое место на турнире заняли Джон, Билл, Ник, Макс?
Слайд 7
Пример: Перед началом турнира болельщики высказали следующие предположения по поводу своих кумиров: А. Макс победит, Билл – второй. Б. Билл – третий, Ник – первый. В. Макс – последний, а первый – Джон. Когда соревнования закончились, оказалось, что каждый болельщик был прав только в одном из своих прогнозов. Какое место на турнире заняли Джон, Билл, Ник, Макс? А В С Билл - 2 Макс - 1 Билл - 3 Ник - 1 Макс - 4 Джон -1 И Л И Л Л И Противоречие!!! Два первых места Ответ: Ник -1, Билл 2, Джон 3, Макс - 4 И Л Л И И Л
Слайд 8
М Б Н Д 1 3 2 4 1-ый эксперт: Предположим, что Макс – победит, следовательно М4 - ложно Противоречие- в вершину 1 приходит Д1 Значит М1 – убрать , а М4 – оставить Убираем Д1 Убираем Б3 Решение с применением графа Вершины графа – имена участников и места, которые они могут занять . Для каждого эксперта используются линии разных цветов. В результате решения на графе должна остаться только одна линия определенного цвета , и из каждой вершины должна выходить одна линия. Ответ: Ник – первый Билл – второй Джон – третий Макс - четвертый
Слайд 9
Задачи 3-го типа В условии приводятся несколько (обычно три) двойных утверждений, в которых одно утверждение истинно, а другое ложно. Пример: Трое свидетелей рассказали о машине, которую они видели: Это была Хонда черного цвета. Это был Форд синего цвета. Это был Мерседес, но не синий. Каждый из них был прав только в одном из своих утверждений. Какая это была машина? Первый Второй Третий Хонда Черная Форд Синий Мерседес не синий И Л Л И Л И Л И И Л Л И Ответ: Форд, черный
Слайд 10
Задачи 4- типа. Даны несколько логических высказываний, являющихся истинными. Задача 1. На вопрос, кто из десятиклассников, присутствующих на олимпиаде по физике решит самую трудную задачу, учитель ответил: «Если задачу может решить Виктор, то ее может решить и Степан, но неверно, что если задачу может решить Антон, то может решить ее и Степан» и оказался прав, когда результаты стали известны. Кто из трех десятиклассников решил самую трудную задачу? Обозначения; А = «Задачу решил Антон» В = «Задачу решил Виктор» С = «Задачу решил Степан» ( В - > C) /\ (¬( А - > C)) = 1
Слайд 11
Составим таблицу истинности логического выражения А В С В - > C А- > C ¬(А- > C ) ( В - > C) /\ (¬( А - > C)) 0 0 0 1 1 0 0 0 0 1 1 1 0 0 0 1 0 0 1 0 0 0 1 1 1 1 0 0 1 0 0 1 0 1 1 1 0 1 1 1 0 0 1 1 0 0 0 1 0 1 1 1 1 1 0 0 Ответ: задачу решил Антон
Слайд 12
Задача №1 . В одном королевстве король всякому узнику, приговоренному к смерти, давал последний шанс спастись. Ему предлагалось угадать, в какой из двух комнат находится тигр, а в какой - принцесса. Хотя вполне могло быть, что король в обеих комнатах разместил принцесс или, что хуже, в обеих - тигров. Выбор надо сделать на основании табличек на дверях комнат. Причем узнику известно, что утверждения на табличках одновременно либо истины, либо ложны. Надписи были таковы. Первая комната: «По крайней мере, в одной из этих комнат находится принцесса». Вторая комната: «В другой комнате – тигр». Какую дверь должен выбрать узник? ? Решение логических задач методом преобразования логических выражений.
Слайд 13
P 1 = В первой комнате принцесса . P 2 = Во второй комнате принцесса. P 1 = В первой комнате тигр. P 2 = Во второй комнате тигр.
Слайд 14
А = Р 1 \/ Р 2 В = Р 1 А & B \/ A & B = 1
Слайд 15
А & B \/ A & B = 1 (P 1 \/ P 2 ) & P 1 \/ (P 1 \/ P 2 ) & P 1 А = Р 1 \/ Р 2 В = Р 1 = (P 1 & P 1 \/ P 2 & P 1 ) \/ (P 1 & P 2 ) & P 1 = = 0 \/ P 2 & P 1 \/ (P 1 & P 2 & P 1 ) = P 2 & P 1 = 1 Ответ: А = Р 1 \/ Р 2 В = Р 1 А = Р 1 \/ Р 2 Дистрибутивность Закон де Моргана
Слайд 16
P 1 = В первой комнате принцесса . P 2 = Во второй комнате принцесса. P 1 = В первой комнате тигр. P 2 = Во второй комнате тигр. P 2 & P 1 = 1 P 2 & P 1 = 1 P 2 & P 1 = 1 P 2 & P 1 = 1
Слайд 17
Задача №4 (на однозначное соответствие) В бюро переводов приняли на работу троих сотрудников: Диму, Сашу и Юру. Каждый из них знает ровно два иностранных языка из следующего набора: немецкий, японский, шведский, японский, китайский, французский и греческий. Известно, что (1) Ни Дима, ни Юра не знают японского (2) Переводчик со шведского старше переводчика с немецкого (3) Переводчик с китайского, переводчик с французского и Саша родом из одного города (4) Переводчик с греческого, переводчик с немецкого и Юра учились втроем в одном институте (5) Дима – самый молодой из всех троих, и он не знает греческого (6) Юра знает два европейских языка В ответе запишите первую букву имени переводчика со шведского языка и, через запятую, первую букву имени переводчика с китайского языка.
Слайд 18
Немецкий Шведский Японский Китайский Французский Греческий Дима + - - + - - Юра - + - - + - Саша - - + - - + Дима - Немецкий и китайский Юра – шведский и французский Саша – японский и греческий Рассуждение с использованием таблицы
Слайд 19
При решении подобных задач нужно выбрать наиболее рациональный метод.
Заколдованная буква
Кто чем богат, тот тем и делится!
Д.С.Лихачёв. Письма о добром и прекрасном: МОЛОДОСТЬ – ВСЯ ЖИЗНЬ
Яблоко
Сила слова