Данная работа представляет собой пример организации деятельности учащихся в области исторического исследования. Работа включает в себя изучение исторических источников, определение проблемы исследования, актуальность темы, грамотное оформление научного аппарата и, наконец, защита. Представляю вашему вниманию конечный продукт такой работы.
Вложение | Размер |
---|---|
glava_i.doc.docx | 18.46 КБ |
glava_ii._doc.docx | 19.26 КБ |
glava_iii.doc.docx | 24.58 КБ |
glava_iv.doc.docx | 22.28 КБ |
glava_v.doc.docx | 15 КБ |
zaklyuchenie.doc.docx | 15.16 КБ |
literatura.doc.docx | 17.58 КБ |
Раздел 1. Исследователи и историки о Сергии Радонежском.
Основным источником, повествующим жизнь и учения Сергия Радонежского, является его Житие, которое было написано учеником Преподобного Епифанием Премудрым[1] на рубеже XIV–XV веков. Известный агиограф Пахомий Логофет [2]основательно переработал книгу во второй четверти XV века. Но на этом жизнеописание Сергия не заканчивается. В XIX веке чудотворное существование Радонежского было описано митрополитами Московскими Платоном (Левшиным) и Филаретом (Дроздовым), церковными историками - архиепископами Филаретом (Гумилевским) и Е.Е. Голубинским. А уже в XX веке было составлено «Житие преподобного Сергия, Радонежского Чудотворца» выдающимся деятелем Русской Православной Церкви патриархом Московским и всея Руси Алексием[3].
На протяжении 6 веков о личности святого писали литераторы, историки, журналисты, богословы, искусствоведы, авторы школьных учебников и научно-популярных работ. Первым, кто сделал попытку объективно подойти к изучению биографии Сергия, его исторической роли и основы нравственного учения, был Василий Осипович Ключевский. В 1892 году, к 500-летию «великого старца», он написал небольшой очерк, в котором заметил, что Сергий «самой возможностью такой жизни дал почувствовать заскорбевшему народу, что в нем еще не все доброе погасло и замерло... Русские люди XIV века признали это действие чудом, потому что оживить и привести в движение нравственное чувство народа, поднять его дух выше его привычного уровня — такое проявление духовного влияния всегда признавалось чудесным, творческим актом...»[4]. Также русский историк обратил внимание на то, что «при имени преподобного Сергия народ вспоминает свое нравственное возрождение, сделавшее возможным и возрождение политическое, и затверживает правило, что политическая крепость прочна только тогда, когда держится на силе нравственной. Это возрождение и это правило — самые драгоценные вклады преподобного Сергия, не архивные или теоретические, а положенные в живую душу народа, в его нравственное содержание. Нравственное богатство народа наглядно исчисляется памятниками деяний на общее благо, памятями деятелей, внесших наибольшее количество добра в свое общество. С этими памятниками и памятями срастается нравственное чувство народа; они — его питательная почва; в них его корни; оторвите его от них — оно завянет, как скошенная трава. Они питают не народное самомнение, а мысль об ответственности потомков перед великими предками. Творя память преподобного Сергия, мы проверяем самих себя, пересматриваем свой нравственный запас, завещанный нам великими строителями нашего нравственного порядка, обновляем его, пополняя произведенные в нем траты»[5].
Одновременно с В.О.Ключевским крупнейший историк Русской Церкви Е.Е.Голубинский[6] изучил Житие Сергия и, пользуясь данными летописи, попытался отобразить внешнюю сторону биографии игумена в своем сочинении «Жизнеописание преподобного Сергия». «Задачей своей при написании книги, очевидно, я должен был поставить то, чтобы дать в ней восполнительный труд к предшествующим трудам о лавре и о преп. Сергии: так я и старался писать ее. Слишком недостаточное время, которое при этом находилось в моем распоряжении, лишило меня возможности, несмотря на мое усердное старание, исследовать все частности с полной тщательностью»[7], - писал академик.
Русский религиозный мыслитель, историк и публицист первой трети XX века, Г.П.Федотов, посвятил Преподобному Сергию одну из глав своей книги о русских святых. В ней он показал заветную жизнь игумена, его невероятную способность органично сочетать свои учения с традициями древнерусского монашества.
Также следует отметить книгу русского писателя и переводчика Б.К.Зайцева, посвященную «великому старцу»: «…из уединенного пустынника, молитвенника, созерцателя вырастал Сергий - деятель. Игуменом он еще не был и священства не имел. Но это уже настоятель малой общины, по духу христианской простоты и бедности, и по роли исторической, какую надлежало ей сыграть в распространении монашества»[8].
И каждый раз, когда я обращаюсь к письменным источникам, повествующим о жизни Сергия Радонежского, открываю для себя все новые и интересные факты. Во всех писаниях, посвященных игумену, прослеживается единодушное мнение о Сергии как о святом труженике, который по собственной воле ушел в иноческую жизнь, где начал свое великое просветительное и спасительное дело на благо человечеству. Старец искренне желал оставаться безвестным. Преподобный Сергий не стремился к славе и похвале. Он лишь хотел единства среди русского народа, боевой сплоченности и твердой веры в спасение. Для этого Сергий старался делать все, что подвластно его силам. К счастью, история не имеет свойства умалчивать события. Благодаря дошедшему до нас письменному источнику, Житие, и передававшейся из уст в уста памяти о Сергии Радонежском мы знаем такого поистине святого и замечательного человека.
Конечно, сегодня существует проблема, как сохранить в целости и сохранности древние писания. Чаще всего они доходят до наших дней в изношенном виде. Ветхое состояние письменных источников мешает полноценному их исследованию. А иногда книги и вовсе могут быть уничтожены во времени. Поэтому нам часто приходится сталкиваться со скудным списком дошедших до нас материалов. Но, несмотря на довольно серьезную проблему, историки всегда находят выход. Это подтверждает уникальность их профессии.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что различные писания, книги, сочинения, описывающие события, деятелей разных сфер жизни, представляют особую ценность, без которой изучение истории потеряло бы всякий смысл, так как в письменных источниках заключена важная и значимая информация, необходимая для исследования того или иного материала.
[1]Епифаний Премудрый (ум. ок. 1420 г.) - православный святой, агиограф, инок Троице-Сергиева монастыря, составитель житий преподобного Сергия Радонежского и Стефана Пермского.
[2] Пахомий Логофет (Серб) (ум. не ранее 1484) — агиограф, составитель и редактор ряда житий святых, похвальных «Слов», служб и канонов, переводчик.
[3] Патриарх Алексий I (в миру Сергей Владимирович Сима́нский) - епископ Русской православной церкви; Патриарх Московский и всея Руси c 4 февраля 1945 года. Занимал Московский Патриарший престол более 25 лет — дольше всех в истории Русской Церкви.
[4] http://user.transit.ru/~maria/books/ch1_1_1.htm
[5] http://www.obretenie.info/txt/sergij/kluch.htm
[6] Голубинский Евгений Евсигнеевич (1834 – 1912) - историк Русской Церкви и церковной архитектуры, академик Императорской академии наук, автор ряда фундаментальных исследований по истории Русской Церкви; считается сторонником позитивизма.
[7] http://www.rusarch.ru/golubinsky1.htm
[8] http://www.veshnievody.ru/content/makehref.php?file=writersxxcenture-5.php§ionpar=8&byone=1&hrefnn=1&from=25&mname=#w7
Раздел 2. Рождение, младенчество и отрочество Сергия Радонежского.
Биография представляет собой источник ценной информации, позволяющей выявить психологический тип личности в его исторической, национальной и социальной обусловленности. Жизнеописание отражает историю человека в связи с общественной действительностью, культурой и бытом его эпохи. Такого рода сочинение и поможет мне разобраться в жизни и деятельности Сергия Радонежского.
Как утверждает Житие Епифания Премудрого, Преподобный Сергий родился 3 мая 1314 года недалеко от города Ростова Великого. Точного места рождения не указано в древнем источнике. Однако в ростовской летописи записано, что была у отца Сергия Радонежского усадьба в селе Варницы, которая находилась в трех верстах к северо-западу от Ростова[1](рис.2.). Старинное предание города Ростова описывает природу той местности как удивительные и необычайно приятные для души просторы окружающего мира, которые приводили человека в состояние полного умиротворения. Николай Борисов[2] в своей книге отмечает, что в селе Варницы существовал подземный ключ, воды которого обладали целебным свойством излечивать болезни детей и стариков. Может быть, именно такая безмятежная и идиллическая атмосфера повлияла на формирование характера и жизненных взглядов Преподобного Сергия.
Как известно, родители имеют огромное значение в воспитании своих детей. Именно от них во многом зависит, каким в будущем человеком станет их чадо. Житие говорит, что родители Сергия Радонежского, Кирилл и Мария, - знатные ростовские бояре, люди набожные: посещали церковь, соблюдали все правила православной веры, добросердечно относились ко всем, особенно к бедным и немощным (рис 3). По описаниям в их праведной жизни нередко наблюдались чудеса. Любопытно то, что еще до рождения игумена Радонежского, когда он был в утробе матери, произошло удивительное знамение. Однажды мать Преподобного Сергия во время воскресной литургии[3] услышала пронзительный крик младенца изнутри своего тела трижды: во время чтения Святого Евангелие[4], перед чтением Херувимской песни[5] и при возгласе священника: «Вонмем! Святая святым!» Житие Преподобного Сергия удивительно передает духовное состояние и святость атмосферы этого события, которое привело в испуг не только Марию, мать Сергия, но и всех присутствующих в тот момент в церкви. После рождения Преподобный Сергий был окрещен на 40-й день. По церковной традиции получил имя святого Варфоломея[6], что означает «сын радости». Все чувствовали, что родился необычный, наделенный Божественным Духом ребенок. Уже с младенчества, как свидетельствует Житие, поведение Сергия Радонежского отличалось весьма интересной особенностью, которая уже тогда отражала приверженность к Божественной жизни. Если Мария за трапезой вкушала мясную пищу, то мальчик не пил материнского молока. А по средам и пятница вовсе оставался без пищи[7]. Только после того, как матушка стала внимательнее и строже к посту, Сергий продолжил пить молоко матери.
Согласно Житию Варфоломей, достигнув сознательного возраста, продолжал соблюдать все правила православной жизни. Родители опасались за здоровье своего сына. Сергий убеждал свою семью, что они находятся под Божьим оберегом, поэтому не следует попросту волноваться.
Важно отметить, что Сергий Радонежский - не единственный ребенок в семье, у него было два брата: старший – Степан, а младший – Петр. Этот факт позволяет утверждать, что в таком «большом доме» воспитывались в каждом мальчике самостоятельность и ответственность – ценные качества для того периода. В соответствии с жизнеописанием преподобного Сергия в возрасте 10 лет его отдали учиться в церковную школу. Братья преуспевали в учебе лучше юного Варфоломея. Больше всего он желал успешно освоить учение, со слезами молил Господа Бога дать ему такую возможность. Однажды, как описывает древняя летопись, по поручению отца Варфоломей пришел в поле забрать лошадей. Под высоким дубом он заметил читающего молитвы старца ангелоподобной внешности (рис.4). Незнакомец подозвал к себе мальчика. Сергий поведал старцу, что сильно желает выучиться грамоте, но не способен ее освоить. Человек преподнес набожному отроку маленькую частицу просфоры[8] со словами Божьего благословения: «Если веруешь, чадо, больше сих увидишь. А о грамоте не скорби – ведай, отныне Господь подаст тебе разумение книжной паче братий твоих и товарищей, так что и других будешь пользовать»[9]. Через Бога старец даровал Сергию способность читать. Последние слова незнакомца оказались пророческими в судьбе Варфоломея: «Знайте, что велик будет сын ваш пред Богом и людьми за его добродетельную жизнь! Отрок будет некогда обителью Пресвятой Троицы; он многих приведет за собой к уразумению Божественных заповедей»[10]. Вероятно, многим это событие кажется вымыслом и неправдой. Но даже для них появление «Божьего Ангела» является важным знаком в жизни Сергия Радонежского, который указывает на особое значение в истории данной личности. Для меня явление старца, указанное в Житие, - это символ прочной связи между человеческим и Божественным началом.
Приобретенные способности Варфоломей всегда использовал только в полезных делах. Он старался читать как можно больше церковной литературы, тем самым постоянно обогащая свой внутренний нравственный мир.
Подводя итоги по разделу, можно сказать, что Преподобный Сергий свое детство провел в святой и богоугодной атмосфере. Он проявлял сильную любовь не только к родителям[11], но и к Господу, получая в ответ Божье благословение, защиту и поддержку. На мой взгляд, Сергий стремился к праведной жизни неслучайно. Он как будто предугадал свою историческую роль. Сергий ощущал близость неспокойных времен и поэтому верил в то, что православная вера оградит человечество от неприязней и невзгод. Возможно, именно такое мироощущение и осознание уже с ранних лет всей правды жизни и отразится на дальнейшем нравственном развитии и общественной деятельности Сергия Радонежского. В этом я постараюсь разобраться.
[1] В этих местах осуществлялась добыча соли путем вываривания из соляных источников.
[2] Борисов Николай Сергеевич (род. в 1952 г.) — российский историк, специализирующийся на древнерусском периоде.
[3] главнейшее христианское богослужение у православных, католиков и в некоторых других церквях, на котором совершается таинство Евхаристии (Святое Причастие).
[4] Ева́нгелие — жизнеописание Иисуса Христа; книги, почитаемые как священные в христианстве, в которых рассказывается о божественной природе Иисуса Христа, его рождении, жизни, чудесах, смерти, воскресении и вознесении.
[5] в Православной церкви песнопение, которое поётся на литургии и служит подготовкой верующих к великому входу, который разделяет его на две части.
[6] Так звали одного из 12 апостолов — ближайших учеников Христа. По преданию, Варфоломей был распят язычниками в Армении.
[7] Пост, хранимый Православной Церковью в среду, установлен в воспоминание предания Иисуса Христа на страдание и смерть, а в пятницу в воспоминание самых страданий и смерти Его.
[8] богослужебный литургический хлеб, употребляемый в православии для таинства Святого Причастия и для поминания во время проскомидии живых и мёртвых.
[9] Житие и чудеса преподобного Сергия Радонежского
[10] Житие и чудеса преподобного Сергия Радонежского
[11] Всю жизнь Варфоломей свято хранил в душе и сердце образы отца и матери
Раздел 3.Исторический фон жизни Преподобного Сергия Радонежского.
Несомненно, человека формирует эпоха, в которой он живет. Ее самые значимые события оставляют след в душе каждого.
Детство и юношеские годы Сергия Радонежского пришлись на период монголо-татарского нашествия - тяжелого испытания для народа. Население постоянно пребывало в состоянии тревоги и страха. Эти чувства лишили людей воли, свободы и силы, безжалостно обращая их в подвластных и ничтожных рабов. Враги не щадили никого. Чувство власти и господства на чужой земле прибавляло им новые силы, награждало устрашающим могуществом. Русский человек мог надеяться только лишь на себя и помощь Господа Бога в защите от «страшных туч». Вера и надежда – единственное, что осталось в «собственности» у русских людей, которое, несомненно, помогало перебороть им свои страхи и исцелить нравственные болезни.
Страшный и отягощающий период монголо-татарского нашествия на Русь начался с легендарной битвы, произошедшей на реке Калка согласно Лаврентьевской летописи[1] 31 мая 1223 года (рис.5). В соответствии с данными, приведенными в книге М.Н.Зуева[2] «История России: с древности до наших дней» весной того же года 30-тысячное войско Субедея и Джебе после разорения аланских земель[3] совершили поход на половецкие владения, в результате сместили их к русской границе. Половецкие орды во главе с ханом Котяном попросили помощи у русских князей[4]. В поддержку в степь выступило крупное русское войско. Ожидая скорой битвы, оно сосредоточилось на правом берегу нижнего течения Днепра, у Олешья, впоследствии присоединилось к половецким отрядам. Общая численность русских войск по некоторым источникам не превышала 30 тысяч человек. Храбрость, безграничное мужество и смелость помогали на начальных этапах битвы держаться стойко и непоколебимо. Однако в результате несогласованности действий, внутрикняжеских распрей и предательства одного из князей – Мстислава Галицкого, русско-половецкие войска потерпели сокрушительное поражение. Победу татары ликовали на костях проигравшего битву народа. «Безбожные звери» заковали широкие просторы русской земли в свои твердые оковы и объявили ее зависимость от монголо-татарского ига, которая затянулась на несколько столетий.
Наряду с внешним разорением, велись междоусобные войны внутри русского государства. Это еще более усугубляло положение Руси. Вся обширная земля была разделена на удельные княжества, как на неровные лоскуты одной материи. Русский народ становился уязвимым и беспомощным, а между князьями из-за многочисленных усобиц отсутствовал единый дух. Также известно, что одновременно с разорением полчищами Батыя юго-западных русских земель, Северо-Восточная Русь столкнулась с экспансией, шедшей со стороны Прибалтики. Польша, Швеция и Литва, давно жаждущая ослабления Руси, ждала удобного момента для того, чтобы заполучить желаемый кусок ценной земли.
С тех пор жизнь русского народа изменила свой характер и прежние порядки. Приграничные земли постоянно страдали от разрушающих набегов. Николай Борисов пишет о том что, Сергий Радонежский, в те времена живший в Ростове, также испытывал боль за страдания родной земли. Страх заставляет многих людей вдаваться в крайности и подчиниться душевной панике. Однако поведение семьи Кирилла было достойным и свойственно истинно верующим русским людям. Набожность отца отражалась на его сыновьях. Вера Варфоломея становилась крепче, постепенно развивалось целостное «сергиевское» мировоззрение. Но не только пример отца способствовал формированию у юноши особого религиозного чувства. Этому во многом содействовал уклад русской жизни в целом. В душах христианского народа доминирующим было желание единства, которое имело в то время важное значение. Русский народ находил успокоение через молитвы к Богу, неотъемлемой частью каждого верующего было Евангелие. Воплощенные в девяти заповедях идеалы самоотречения и подвижничества помогли Варфоломею взглянуть на мир другими глазами. Евангелие полностью руководило жизнью Сергия Радонежского, корректировало его поступки, не давало направить движение его жизнь на путь неправильного развития. Именно такое глубокое проникновение в суть христианской жизни находило отражение в дальнейшей просветительской деятельности Преподобного Сергия.
Для Ростова Великого тяжелым слало время, начиная с 80-х годов XIII века. Именно тогда, после кончины Бориса (1277) и Глеба (1278)[5], начинаются усобицы в Ростовской земле. Ярославль в результате междоусобиц отошел от ростовских земель под власть смоленских князей. Новые властители Ростова из-за отсутствия единодушия не сумели огородить территорию от татар. Они оказались бессильны перед тяжелым натиском разрушителей. Возмущение ростовчан побуждало давать резкий отпор недругам, что крайне злило монголо-татар и заставляло с двойной силой обрушиваться всей своей мощью на Ростовские земли. Так, наиболее карательным был поход «Ахмыловой рати», после нападения которой плохо защищенный город с трудом устоял.
В Ростове во второй половине XIII - первой четверти XIV века назревала еще одна серьезная проблема. Опираясь на материал учебного пособия по истории России автора В.В.Кириллова, можно сказать, что Москва и Тверь, враждующие уже на протяжении многих лет, постоянно искали поддержку в наиболее сильных княжествах. Каждая сторона стремилась любыми путями занять место победителя и твердо укрепить свои позиции на престоле единоличной власти. Помощь, прежде всего, находили в ростовской знати. Для того, чтобы упрочить отношения с союзническими землями, нередко заключались браки московских или тверских князей с дочерьми держателей Ростова. Наряду с этим у города-помощника была и своя проблема – немалый долг перед Ордынским ханством. В книге Людмилы Китаевой "Сергий Радонежский" написано, что вступивший на московский престол в 1328 году Иван Калита сумел получить не только ярлык на великое княжение, но и право собирать дань во всех русских землях и доставлять ее в Орду. Вольные разъезды ханских баскаков прекратились. В область его управления вошли Кострома и Новгород. Московский князь решил исправить положение Ростова, попавшего под влияние нового Великого князя, своими силами. Однако принимаемые меры по интенсивному и ускоренному сбору денег были крайне жестоки. Население подвергалось насильственной агрессии, беспрекословному подчинению и покорству. Но такое радикальное решение проблемы не помогло устранить проблему: задолженность по-прежнему оставалась у города. Тогда Иван Калита, выступая в качестве кредитора, уплатил долги ростовчан, тем самым абсолютно подчиняя их под свою власть. В результате многие жители были переселены в другие районы, отдаленные от прежнего места проживания и, как правило, безлюдные и необжитые.
Николай Борисов отмечает, что боярину Кириллу как и всем тем, кто пострадал от экзекуции, пришлось покинуть родной дом, оставить свое разоренное имение и переехать в маленький подмосковный городок Радонеж[6]. В то время этими землями управлял наместник Терентий Ртища[7]. Он пообещал взамен на переезд в новое жилище различные льготы. Новые места сильно отличались от предыдущих. Поселение находилось на обрывистом склоне реки Пажи, откуда открывался вид на нетронутую природу, глубокие овраги, поросшие ельником, густые и непроходимые леса. В новых условиях люди учились заново адаптироваться к новой местности, вырабатывать умение жить в лесной зоне.
Житие Сергия Радонежского также повествует о том, что с каждым годом жизнь семьи Кирилла на новом месте становилась лучше. Степан и Петр женились. Однако их средний брат Варфоломей даже и не думал о вступление в брак. Свое будущее, как он считал, должно было быть в одиночестве, а именно, в стенах монастыря. Это объясняется, на мой взгляд, стремлением стать ближе к Господу Богу. Сергий Радонежский окончательно решил уйти в монастырь. Лишь одно заставляло Варфоломея остаться в «этом мире» - старость и немощность его дорогих и любимых родителей. Возможно, он понимал, что его первостепенным долгом является помощь и поддержка отцу и матери.
После смерти Кирилла и Марии их похоронили на хотьковском монастырском погосте, о чем свидетельствует Житие (рис.6). Сорок дней Варфоломей вместе со своим братом Степаном (принявшим пострижение под именем Стефан) пребывал в молитвах за упокой душ родителей и раздавал милостыню в их память. Сергий Радонежский стремился податься в пустынножительство и отшельничество. Может быть, Варфоломей искал уединение и покой для своей души. На тот период времени Сергий видел спасение Руси через молитвы Богу. В уединении Варфоломей чувствовал свободу и умиротворение. В трудах историка Е.Е.Голубинского описано, что Сергий Радонежский ушел вместе с братом Стефаном из Хотькова монастыря в отдаленное от него место и устроил свою обитель в лесной глуши, так как Преподобный Сергий стремился на поиски высших духовных ценностей, желая достичь полного уединения для молитв. Этот уголок природы полностью удовлетворял представлениям Сергия об иноческой жизни. То место представляло большой приметный холм, который походил на маковку, что и дало название данному местечку Маковец[8]. Братья изначально построили небольшую келейку, только потом недалеко от нее выросла церковь. Митрополит Феогност[9] благословил Варфоломея и Стефана на освящение церкви в честь пресвятого имени Живоначальной Троицы. На новом месте братья прожили год-полтора. Стефан не выдержал трудностей пустынной жизни, поэтому решил вернуться обратно, в Хотьково. Вскоре Варфоломей был пострижен в монашество игуменом Митрофаном, чья обитель находилась неподалеку от сергиевской церквушки, и дал ему имя Сергий. В одиночестве Варфоломей победил все человеческие слабости и страх.
Слух о бесстрашном подвижнике быстро распространился по монастырям Северо-Восточной Руси. К Сергию Радонежскому начали приходить из других церквей послушники, вдохновленные твердостью духа пустынножителя. Не все смогли повторить подвиг Варфоломея, но те, кому все-таки удалось проявить стойкость остались на Маковце. Интересен тот факт, что количество постоянно живущих при Святой Обители
достигло священного «апостольского» числа двенадцать. На мой взгляд, это знаменательно. Преподобный Сергий излучал любовь к людям, которая является высшей мудростью Евангелия. По своему духовному опыту и нравственной высоте его можно было назвать старцем. Сергий Радонежский положил начало к формированию «общего жития», в котором существовали строгие порядки, изменившие уклад жизни в маковецкой обители. Опыт Варфоломея привел к созданию нового типа монастырей – пустынных киновий[10]. После кончины Митрофана Преподобный Сергий принимает сан священника, а вместе с ним - игуменство. По некоторым источникам это произошло в 1344 г. на 30-ом году жизни. Новое положение требовало быть ответственным за своих иноков[11]. Все свои силы Сергий Радонежский направлял на воспитание единодушия и смирения послушников.
В Житие говорится, что Преподобный Сергий являлся чудотворцем. «Порой чудо и пророчество словно сливаются воедино в чудесном пророческом видении. Это уже не предсказание об отдельной человеческой судьбе или каком-то событии в жизни семьи. В таких видениях заключаются большие и важные пророчества - о судьбах целых городов, стран, народов. Преподобный Сергий удостоился таких видений, и не однажды»[12]. Не раз игумен совершал невероятные исцеления, о которых он просил никому не рассказывать. Одним из таких примеров является оживление Варфоломеем маленького мальчика, родители которого уже не надеялись на спасения своего сына. А по молитве Сергия «вскипела червями» замороженная свиная туша, отнятая богачом у бедняка соседа. Поведение игумена показывает не только скромную натуру, но и беспокойство о том, что его открытостью будет злоупотреблять отдаленный от церкви человек. К счастью, этого не случилось. Люди, узнавшие о чудотворной способности, направились к игумену
с благой намеренностью получить благословение и добрый совет. От деяний Отца Сергия люди приобретали великую пользу и спасение души. Удивительно, что к чудотворцу и спасителю приходили подвижники, обладавшие большим жизненным опытом: Евфимий Суздальский[13], Сергий Нуромский[14], Дмитрий Прилуцкий[15] и др. Такое благодушие Преподобного Сергия убеждает нас в величие и красоте его духовного образа.
Этот эпизод жизни Сергия Радонежского еще больше укрепил мой интерес к его личности, деятельность которой стала идеалом моего представления о сущности человеческой добродетели. Пример иночества святого игумена показывает невероятное мужество и неустрашимость. Преподобный Сергий желал мира и спокойствия на русской земле, возрождение давно забытых человеческих ценностей, духовного обогащения и народного сплочения. Его желание и действия нашли подкрепление, поддержку в послушниках Сергия, а впоследствии и в мирянах. Светлая душа приведет за собой подобных ей и сотворит с их помощью благоприятную почву для формирования духовного и единого человеческого сознания.
[1] пергаменная рукопись, содержащая копию летописного свода 1305, сделанную в 1377 группой переписчиков под руководством монаха Лаврентия по заданию суздальско-нижегородского князя Дмитрия Константиновича со списка начала 14 в. Текст начинается с "Повести временных лет" и доводится до 1305. Хранится в Российской национальной библиотеке
[2]Зуев Михаил Николаевич - современный российский историк, автор учебных пособий и справочников по истории России для учащихся средних школ и абитуриентов.
[3] Осетия
[4] Были в родстве, так как галицкий князь Мстислав Удалой был женат на дочери хана Котяна.
[5] Борис и Глеб (в крещении Роман и Давид; убиты в 1015 году) — русские князья, сыновья киевского великого князя Владимира Святославича. В междоусобной борьбе, вспыхнувшей в 1015 году после смерти их отца, были убиты своим старшим братом Святополком Окаянным. Борис и Глеб стали первыми русскими святыми, их канонизировали в лике мучеников-страстотерпцев, сделав их заступниками Русской земли и небесными помощниками русских князей.
[6]Село в Сергиево-Посадском районе Московской области, в 55-ти километрах от Москвы. Сейчас это место называется Городищем, или Городком.
[7]http://readr.ru/dmitriy-balashov-pohvala-sergiyu.html?page=37
[8] Позднее Свято-Троицкая Сергиева Лавра; вторым игуменом монастыря после Митрофана был Сергий Радонежский
[9] Митрополит Феогност (? — 1353) — святой, митрополит Киевский и всея Руси, родом грек, преемник святого митрополита Петра. Автор поучения и грамоты.
[10] Кино́вия — христианская монашеская коммуна, монастырь общежитского устава, одна из двух (наряду с отшельничеством) форм организации монашества на начальном историческом этапе.
[11] То же, что монах
[12] Китаева Л. Сергий Радонежский.- М.:Белый город, 2007.- 48 с.
[13] Евфимий Суздальский (1316 - 1404) — основатель и архимандрит Спасо-Евфимиева монастыря (Суздаль).
[14] Преподобный Сергий Нуромский - чудотворец, начал иноческие подвиги на Святой Горе Афон, затем поселился в обители Живоначальной Троицы под руководством Преподобного Сергия Радонежского
[15] Димитрий Прилу́цкий (начало XIV века - ок. 1406) — монах Русской церкви, основатель Спасо-Прилуцкого монастыря. Святой Русской православной Церкви в лике преподобных.
Раздел 4. Формирование единого народного духа.
После того, как Сергий Радонежский твердо обосновался на маковецкой местности и прочно укрепил позиции Свято-Трицкой Лавры, он начал осуществлять давно задуманное желание – сплотить русский народ. Главным его долгом была служба Отечеству. Единственно правильным путем, на мой взгляд, является политическая воля к объединению князей. Так как только посредством осознания своей неправоты князьями и вступление на мирный путь развития политических отношений приведет к национальному процветанию. Авторитет Сергия Радонежского привел его на арену общественной и политической жизни, которая нуждалась в преобразованиях, укреплении и сохранении ее в целостном виде. К нему за помощью обращался не только митрополит московский, но и князья Руси.
Епифаний пишет о том, что Сергий Радонежский свою подвижническую деятельность начинает с примирения ростовских земель. Игумен посещал дважды свой родной город Ростов, в 1358 и 1363 гг., с целью уговорить ростовского князя Константина не выступать против Московского княжества и наладить с ним обострившиеся отношения. Племянник Константина Андрей, получивший по наследованию престол в Ростове, стал верным союзником Москвы.
Через год по всей Руси с удивительной скоростью распространилась чума. Об этом выразительно пишет Николай Борисов в книге о Сергии Радонежском. Человека, столкнувшегося с этой болезнью, ждала неминуемая смерть. Иноки, опасавшиеся за жизнь Сергия, не желали отпускать его в путь в Нижний Новгород, который нуждался в скорейшей помощи Преподобного. Можно предположить, что путешествие из города в город могло таить в себе немало опасностей. Известно, что путников не раз встречали лесные разбойники, безжалостно совершавшие грабежи и убийства. Сергий всегда опасался встречи с ними, поэтому старался быть бдительным и осторожным.
Никакая преграда не могла остановить игумена. Он ясно понимал, что если нижегородское дело не будет решено миром, московская рать всей своей силой обрушится на город. «Что ждете такой смерти, которая приходит сама собою? Она бесплодна, бесполезна, общее достояние скотов и людей… Поэтому когда несомненно должно умереть, приобретем себе смертию жизнь»[1]. Может быть, именно эти слова Василия Великого[2] Сергий Радонежский произнес своим инокам перед тем, как отправиться в рискованный поход в Нижний Новгород. К сожалению, игумену не удалось осуществить план по примирению. Гордость незаконно пришедшего на трон князя Бориса дала отпор настоятельным просьбам пустынника. Князь не вернул ярлык старшему брату Дмитрию, принадлежавшему ему по праву. Преподобному Сергию была очевидна дальнейшая судьба Бориса и доля его детей. Игумен говорил, что победа не принесет ничего, кроме зла. Невероятно, но так все и случилось, как утверждает Николай Борисов. Свою жизнь князь заканчивает в сырой темнице, и только мертвое тело впоследствии удостоилось княжеских почестей.
Однако известно, что митрополит Дионисий, с которым игумен встретился в Нижнем Новгороде, дал право Преподобному Сергию построить новый «пустынный» монастырь вблизи устья реки Клязьма. Основанная в обители церковь была посвящена Святой Троице[3]. После, маковецкий игумен покинул нижегородские земли.
Завершение спора о великом Владимирском княжестве и нижегородской усобицы знаменовалось Московско-нижегородским союзом, скрепленным браком 15-летнего московского князя Дмитрия Ивановича Донского и дочери Дмитрия Константиновича Суздальского Евдокии 17 января 1366 г.[4] Такой исход событий во многом является заслугой Сергия Радонежского. Считается, что начиная с этого исторического эпизода русские князья, вдохновленные жизнью преподобного Сергия, стали налаживать отношения с соседними землями, ценить важные для того времени качества сплоченности и единства. В связи с этим русскому народу слало легче сопротивляться чужеземным татарам.
Можно привести в пример весьма показательный случай. Летом 1367 года была отброшена ордынская рать Булата Темира объединенными силами трех суздальских князей: Дмитрия, Бориса и младшего Дмитрия. Но, несмотря на появление первых признаков к преобразованию в обществе, все еще сохранялись глубоко укоренившиеся, оскверняющие жизнь человеческие пороки. Нередко совершались предательства и клятвопреступления, распространялись жестокость, алчность и вероломство. Сергия Радонежского волновала существующая в то время социальная проблема. Ведь всем должно быть известно, что наша жизнь, а в частности политика, не может существовать без основной базы моральных принципов. Преподобный Сергий старался внести в общественную жизнь покой и терпимость, упорно боролся с бедствиями, творившимися на Руси.
Николай Борисов в своей книге рассказывает, что в 1374 году игумен вновь покидает свою обитель и отправляется в Переяславль – Залесский, где к тому времени родился третий сын в семье московского князя – Юрий. Великий князь Дмитрий Иванович[5] ждал Сергия не только на крестины, но и на важное совещание князей, от решения которого зависело будущее Северо-Восточной Руси. Обсуждение съезда касалось важного вопроса об отношениях с Ордой. Игумен советовал князю Дмитрию не дразнить монголо-татарское Ханство, следовать заветам Ивана Калиты и любой ценой сохранить мир. Князь же наоборот стремился вызвать на бой ненавистных ордынцев.
Можно предположить, что если бы князь в тот знаменательный день 8 сентября 1380 года не предпринял военный поход, мамаевские полчища, накопившие в себе достаточно силы и злобы, разорили бы русские земли. Но на момент съезда князей в 1374 году Золотая Орда не стремилась к полному опустошению Руси, лишь изредка совершала набеги на южные окраины. Она следовала дипломатическому опыту: русские ненавидят друг друга еще больше, чем «поганых», к тому же правитель Орды ожидал, что у князя Дмитрия вспыхнет война либо с Литвой, либо с Тверью. Ослабление сил Руси должно было предоставить ордынцам возможность разгромить войска князей.
Нерешенные вопросы существовали и в церковной жизни государства. Митрополит московский Алексей[6] осознал, что сложившиеся на территории русских земель тяжелые условия, которые непосредственно были связаны с необходимостью военного положения государства, привели к изменению основных политических задач. Идея о единстве Руси, русской православной церкви и митрополии оказалась забыта. Пришло осознание того, что население находится на грани нравственного кризиса. Появилась необходимость возрождения чувства патриотизма, народного единства. Юго-западным и западным русским землям, несмотря на конфликты, нужно было объединять все свои силы для отражения набегов противника в лице монголо-татар. Алексей, чувствуя скорую смерть, задумался над тем, кто достоин занять должность общерусского митрополита. На своем месте он видел лишь Сергия Радонежского. Мудрость, желание безвозмездно помогать людям и стремление к объединению русских земель, от которого зависело дальнейшее процветание общественной жизни, политических отношений и воспитание духовного сознания, привлекали Алексея. Ему не удалось уговорить Сергия принять должность митрополита. Игумен ограничивался лишь одной мыслью о своем жизненном предназначении, основой которого являлась безмолвная проповедь любви и единомыслия в своей обители на маковецкой местности. После смерти митрополита Алексея 3 мая 1380 года Киприан[7] занял его место. Николай Борисов пишет о том, что он не заслуживал должности митрополита и духовного просветителя. К Киприану люди не испытывали особого доверия, считая его неискренними человеком.
Приближалось новое десятилетие, и в государстве образовалась новая политическая проблема. Опираясь на материалы учебного пособия по истории России[8], важно упомянуть битву на реке Воже (Рязанская земля), князь Дмитрий разбил большой татарский отряд мурзы Бегича, пытавшийся вторгнуться в русские земли. Возмущенные унизительным исходом военных действий вражеские войска совершили повторное нашествие, опустошив рязанскую землю. Тем самым предводитель войска Мамай открыл путь на Москву.
Сергий Радонежский был обеспокоен будущим Руси. Земля находилась в опасности: приближалась большая война с Мамаем. В православной церкви существует вера о том, что накануне этой битвы состоялось «явление Богоматери Сергию» в то время, когда игумен совершал ночную молитву: «Не ужасайся, избранниче мой! Приидох бо посетити тебе. Се услышана бысть молитва твоя»[9]… Богородица пообещала оберегать его маковецкую обитель, защищать от всех опасностей. Издревле Дева Мария для православного человека была «тёплой заступницей мира холодного»[10](рис8).
23 июля в Москву пришла весть о том, что Мамай, заключивший союз с литовским князем Ягайло, решительно движется на Русь. С 1 по 15 августа происходила ускоренная мобилизация всех русских войск. Местом сбора была назначена Коломна. Князь Дмитрий опасался многочисленности войска неприятеля. Для того чтобы дать отпор татарам, необходимо было поднять народный дух, чтобы смерть народу не казалась страшной и бессмысленной карой. Русским людям нужен кто-то, чье слово значит больше, чем его собственное. И такой человек жил в то время на Руси - Сергий Радонежский. Как свидетельствуют церковные летописи, князь Дмитрий отправился на Маковец за благословением к игумену и напутственным словом перед битвой (рис.9). Для него важно было, чтобы Преподобный Сергий признал борьбу с Мамаем священной войной. «Великий старец» подал князю хлеб, что в православной вере является символом самого Иисуса Христа, и соль, которая еще с апостольских времен означала благодать. Сергий благословил князя и отпустил его со словами: «Имаши, господне, победити супостаты своя»[11]. Вместе с Дмитрием игумен отправил на бой двух своих иноков, Александра Пересвета и Родиона Ослябя (рис.10,11,12). Посылая их на битву, Сергий совершал нарушение церковных законов, ставя под сомнение спасение своей души. Но, несомненно, его поступок достоин называться благородным.
8 сентября 1380 года началась знаменитая Куликовская битва. Сражение проходило чуть ниже устья реки Непрядвы, правого притока Дона. Первыми в бой вступили послушник Преподобного Сергия Александр Пересвет и сильный, воинственный татарский богатырь Челубей. Оба были смертельно ранены. Подвиг радонежского инока послужил примером для всего русского войска. Безусловно, в сердцах каждого присутствовало чувство страха, но вместе с ним воины приобрели уверенность и боевой дух (рис.13).
В Житие указывается, что Сергий Радонежский иногда будто предчувствовал, что происходит на поле битвы, описывая действия войск: сообщил инокам о смерти Александра Пересвета и Андрея Осляби, первым предвидел победу над татарами, в то время как Московское княжество узнало об итогах войны только спустя 4 дня.
Явление Богоматери, произошедшее незадолго до битвы, было особым предзнаменованием судьбы народа. Благодаря молитвам Сергия Радонежского русский человек обрел спасение и благодать. Возможно, если бы не помощь святого старца и его благородные дела, способствующие объединению сил против общего врага, то Куликовская битва, по моему мнению, могла иметь совершенно иной исход.
[1] Борисов Н.Сергий Радонежский.-М.: Молодая гвардия, 2002.-298[6] с
[2] Василий Великий (ок. 330—379), известный также как Василий Кесарийский — святитель, архиепископ Кесарии Каппадокийской, церковный писатель и богослов. Ему приписываются изобретение иконостаса и составление литургии Василия Великого. Автор многочисленных проповедей и писем (сохранилось не менее трёхсот).
[3] Троица — богословский термин, отражающий христианское учение о троичности (триединстве) Единого Бога.
[4] http://www.kremlion.ru/praviteli/donskoy
[5] Дмитрий I Иванович (1350 - 1389), прозванный Донским за победу в Куликовской битве — князь Московский (с 1359) и Великий князь Владимирский (с 1363). Сын князя Ивана II Красного и его второй жены княгини Александры Ивановны. В правление Дмитрия Московское княжество стало одним из главных центров объединения русских земель (наряду с Великим княжеством Литовским), владимирское великое княжение стало наследственной собственностью московских князей, были одержаны значительные военные победы над Золотой Ордой, был построен белокаменный Московский Кремль.
[6] Митрополит Алекси́й (в миру Елевферий Фёдорович Бяконт) (между 1292—1305 – 1378 гг.) — митрополит Киевский и всея России, святитель, государственный деятель, дипломат. В церковных текстах именуется митрополитом Московским и всея России чудотворцем. Обладая исключительным умом и способностями, был фактическим правителем Московского княжества при трёх московских князьях; в 1366 году начал строительство каменного Московского кремля.
[7] Митрополит Киприа́н ( ок. 1330 — 1406) — митрополит Киевский, Литовский и всея Руси (1375—1406) объединивший на период 1380—1382 и 1390—1415 годов православные епархии территорий Великого княжества Литовского, Королевства Польского, Московского, Тверского княжеств и Новгородской республики, единственный из митрополитов Владимиро-Московской Руси XIV века христианский политический деятель, не подчинившийся власти Золотой Орды, писатель, редактор, переводчик и книгописец.
[8] А.С.Орлов, В.А.Георгиев, Н.Г.Георгиева, Т.А.Сивохина «История России» (учебник)
[9] Е. Голубинский. Монашество. Сергий Радонежский
[10] М. Лермонтов «Молитва (Я, матерь божия)»
[11] Борисов Н.Сергий Радонежский.-М.: Молодая гвардия, 2002.-298[6] с
Раздел 5. Явление Преподобного Сергия Радонежского Козьме Минину.
Спустя чуть более столетия после смерти Преподобного Сергия 25 сентября 1392 года, начало XVII столетия, по легенде, в государстве начали происходить чудеса, таинственные явления игумена и предзнаменования. Это время характеризовалось наиболее сложным положением Русского Царства и тревожной, напряженной атмосферой происходящего – Смутное время (1598-1613 гг.). С Запада, со стороны поляков и других чужеземцев, была сильная угроза Руси, которая грозила распадом государства. Русский народ нуждался в лидере, который объединил бы людей, чтобы отразить притеснения недруга. За создание народного ополчения взялся никому не известный староста небольшого в ту пору Нижегородского посада Козьма Минин.
Но не сразу он отважился на столь трудное дело. В православии считается, что этому предшествовало весьма интересное событие. Сергий Радонежский трижды являлся Минину во сне и каждый раз велел собирать казну, ратников и идти на Москву освобождать город от иноземцев. Будущий герой был удивлен и напуган явлением преподобного Сергия. И к тому же Козьма никогда не думал о себе как об авторитетной личности для русского народа. Убедительными для Минина стали слова Сергия в последнем его посещении сна: «Не говорил ли я тебе, чтобы ты собирал ратных людей и шел освобождать землю русскую от врагов?! Не бойся того, что старшие не станут тебя слушать, младшие охотно пойдут за тобой, и благое дело будет иметь добрый конец»[1] (рис.14). Козьма Минин, как известно, верующий в Божественное Царство, после уже не сомневался в том, что это было пророческое видение. И во благо русских земель, охраняемых несокрушимым оберегом православной церкви, ему удалось собрать войско и освободить Москву от польской интервенции. Разгром вражеского войска завершил князь Дмитрий Пожарский. С тех пор Сергий Радонежский не оставляет российскую землю без своей защиты и по сей день.
Случилось ли это явление на самом деле, каждый решает для себя. Но то, что Козьма Минин руководствовался идеями и наставлениями Сергия Радонежского, исключить нельзя. Ведь мы знаем, что первостепенным долгом верующего человека является память о святых людях и совершение гуманных поступков на благо человечеству. Может быть, именно чувство долга и ответственности за сохранение будущего российского государства направили Минина на совершение подвига.
[1] http://peopleprophets.blogspot.com/2011/04/blog-post_28.html
Заключение.
Россия дала миру немало великих людей. В этом ряду, несомненно, особое место занимает преподобный Сергий Радонежский. Его идеи, поступки и мысли удивительны для меня. На протяжении всей своей жизни он стремился объединить людей, возрождая не только веру в Бога, но и идеи свободного и независимого государства. Не жалея сил и преодолевая, казалось бы, самые сложные преграды, Сергий Радонежский осуществлял, по сути, чудеса. Благодаря его благородной деятельности люди вновь поверили в возможность спасения. К человеку пришло осознание того, что, только посредством объединения можно рассчитывать на реальную силу, против которой не устоит ни один враг. Как говорил римский поэт эпохи Цезаря и Августа Публилий Сир: «Где единение, там и победа»[1].
На мой взгляд, каждый обязан помнить гениальных людей, подобных Сергию Радонежскому. Они живут настоящим, заглядывая далеко в будущее. Главным для них является стремление привести человечество к согласию. Благодаря им, мы осознаем, что народы, населяющие нашу планету - одна большая семья, и возникновение каких-либо конфликтов, разрушает гармонию и целостность мира.
Уже невозможно представить Россию без идей, когда-то рожденных Сергием Радонежским. Какой была бы наша страна без нововведений и преобразований святого игумена? Возможно, православная церковь до сих пор бы не имела привычной на сегодняшний день системы общежитийного строя, российский народ не одержал бы великих побед.
Можно смело сказать, что труды Сергия Радонежского как никогда важны сегодня для России и всего человечества. Политики настоящего времени нацелены на формирование всемирной прочной дипломатической опоры, которая, безусловно, должна обеспечить мирное человеческое существование. Каждый из них должен, несомненно, опираться на прошлое не только своей страны, но и других государств, чтобы взять самое лучшее и прогрессивное из исторического опыта, чтобы избежать роковых ошибок.
Для меня святой игумен – это, прежде всего, символ всех светлых начал и великодушия. Изучив деятельность великого старца, я поняла, что не важно, какое место в обществе занимает человек. Существенно то, какие поступки на протяжении всей своей жизни он будет совершать, и как его идеи отразятся на конкретных людях и нации в целом.
Мы должны стремиться достигнуть не высот на общественном поприще, а возвышения собственного духовного мира. Пока в сердцах русских людей будет жить любовь и преданность родной земле, вера в православную церковь и в спасение собственной души, мы непобедимы, и преподобный Сергий Радонежский всегда будет оберегать нас и наших детей. В этом и заключается смысл третьего спасения святым игуменом (рис.15).
[1] http://www.aforizmika.ru/p65.aforizmi
Литература:
Лист Мёбиуса
Д.С.Лихачёв. Письма о добром и прекрасном: МОЛОДОСТЬ – ВСЯ ЖИЗНЬ
Снег своими руками
Сказки пластилинового ослика
Знакомимся с плотностью жидкостей