Сама школьная жизнь наполнена бесконечным множеством разнообразных стрессов (контрольные и экзамены, конфликты во взаимоотношениях со сверстниками и учителями, колоссальный объем учебной информации). Данные обстоятельства и подтолкнули нас к разработке определенного инструментария (психофизического комплекса) для борьбы со стрессом.
Цель исследования – разработка и апробация психофизического комплекса для борьбы со стрессом.
1. Изучить состояние проблемы в психологической, педагогической и управленческой литературе.
2. Разработать психофизический комплекс для борьбы со стрессом.
3. Провести апробацию и оценить эффективность использования данного комплекса для коррекции психической напряженности (уровня стресса).
4. Определить наличие связи стратегий преодоления стрессовых ситуаций и уровня стресса.
4. Предоставить соответствующие выводы.
Вложение | Размер |
---|---|
issledovatelskaya_rabota.docx | 127.11 КБ |
«Таблетка от стресса»
(разработка и апробация психофизического комплекса
для борьбы со стрессом).
Психология
Автор: Мирзоева Амина,
10 класс, МОУ СОШ № 24,
г.Копейск
Научный руководитель:
Жидкова Татьяна Сергеевна,
педагог-психолог,
МОУ СОШ № 24
Копейск, 2014
Введение
Данное исследование было проведено в МОУ СОШ №24 Копейского городского округа. Выбранная тема для нас актуальна тем, что мы современные подростки живем во времена неуклонно возрастающего темпа жизни, социальных и политических трансформаций, увеличение экологических, эмоциональных и информационных нагрузок. Сама школьная жизнь наполнена бесконечным множеством разнообразных стрессов (контрольные и экзамены, конфликты во взаимоотношениях со сверстниками и учителями, колоссальный объем учебной информации). Данные обстоятельства и подтолкнули нас к разработке определенного инструментария (психофизического комплекса) для борьбы со стрессом.
Цель исследования – разработка и апробация психофизического комплекса для борьбы со стрессом.
1. Изучить состояние проблемы в психологической, педагогической и управленческой литературе.
2. Разработать психофизический комплекс для борьбы со стрессом.
3. Провести апробацию и оценить эффективность использования данного комплекса для коррекции психической напряженности (уровня стресса).
4. Определить наличие связи стратегий преодоления стрессовых ситуаций и уровня стресса.
4. Предоставить соответствующие выводы.
Объект исследования: способы борьбы со стрессом (стресс-менеджмент) в МОУ СОШ.
Предмет исследования: уровень стресса и стратегии преодоления стрессовых ситуаций учащихся 9-11 классов школы.
Гипотеза исследования: овладение навыками борьбы со стрессом приведет к снижению уровня стресса и повышению конструктивности стратегий преодолевающего поведения у подростков.
Методы исследования:
Теоретико-методологическая база исследования: Г. Селье, А. Каган, Л. Леви, Т. Кокс, Дж. Макэй, Н. Е. Водопьянова, Лазарус и Фолкман, С. Хобфолл
Практическая значимость исследования состоит в том, что разработанные материалы могут быть использованы для коррекции психической напряженности у подростков.
Изучение эффективности психофизического комплекса
для борьбы со стрессом.
Нами был осуществлен эксперимент состоящий из следующих частей:
Цель:
- выявить показатель психической напряженности (уровень стресса) у учащихся 9-11 классов МОУ СОШ №24.
- определить наличие связи стратегий преодоления стрессовых ситуаций и уровня стресса.
Количество участников: 30 учащихся 9-11 классов МОУ СОШ №24.
Нами были использованы следующие методики:
- Шкала психологического стресса РSM–25 (Шкала PSM–25 Лемура–Тесье–Филлиона) Перевод и адаптация русского варианта методики выполнены Н. Е. Водопьяновой.
Нами было выявлено, что высокий уровень стресса имеют 10 (33%) респондентов, средний уровень стресса 17 (56,1%), низкий уровень стресса выражен только у 3 человек (9,9%).(рис. 1.) Как мы видим одна треть участников эксперимента имеют высокий уровень стресса, свидетельствующий о состоянии дезадаптации и психического дискомфорта, необходимости применения широкого спектра средств и методов для снижения нервно–психической напряженности, психологической разгрузки, изменения стиля мышления и жизни.
Рисунок 1. Результаты диагностики по методике «Шкала психологического стресса PSM-25». Констатирующий срез.
Индивидуальные показатели респондентов см. в приложении №2.
Говоря о выборе стратегий преодолевающего поведения, мы видим, что большой процент респондентов демонстрируют не конструктивные модели поведения: агрессивные действия 10 (33%), асоциальные действия 5 (16,5%) человек, избегание 6 (19,8%). Ассертивные действия продемонстрировали только 2 (6,6%) человека (рис. 2).
Рисунок 2. Результаты диагностики по методике «Стратегии преодоления стрессовых ситуаций (SACS). Констатирующий срез.
Индивидуальные показатели респондентов см. в приложении №2.
Рисунок 3. Оценка общего индекса конструктивности стратегий преодолевающего поведения. Констатирующий срез.
Для определения наличия связи стратегий преодоления стрессовых ситуаций и уровня стресса нами был проведен корреляционный анализ, который показал наличие сильной корреляционной связи между индексом конструктивности стратегий преодолевающего поведения и уровнем стресса -0,7068672 (зависимость обратная, то есть чем выше уровень стресса, тем чаще опрошенные выбирают деструктивные модели поведения). Сильная взаимосвязь выявлена между уровнем стресса и ассертивными действиями -0,7481 (чем выше стресс, тем реже данной модели отдается предпочтение), средняя зависимость выявлена между асоциальной моделью действий и уровнем стресса и агрессивной моделью и уровнем стресса.
Далее нами была проведена апробация разработанного нами психофизического комплекса для борьбы со стрессом. Знакомство с комплексом состояло из нескольких этапов:
1.Вводное занятие (что такое стресс, виды стресса, подготовка к стрессовому воздействию).
2. Саморегуляция с помощью дыхательных упражнений (дыхательные техники восстановления и регуляции Карате Кёкусинкай).
3. Телесный блок (упражнения на мобилизацию – расслабление).
4. Маленькие хитрости (акупунктура, антистрессовое питание и прочее).
5. Тренинговое занятие. Целью, которого являлось индивидуальная проработка стрессовых ситуаций с применением методов саморегуляции.
Через четыре недели после внедрения программы проведено итоговое исследование которое показало: высокий уровень стресса имеют 4 (13,2%) респондентов, средний уровень стресса 19 (62,7%), низкий уровень стресса выражен у 7 человек (23,1%). (рис. 4)
Индивидуальные показатели респондентов см. в приложении №3.
Рисунок 4. Результаты диагностики по методике «Шкала психологического стресса PSM-25». После формирующего эксперимента.
Чтобы определить эффективность использования данного комплекса для коррекции психической напряженности (уровня стресса) нами был использован Т- критерии Вилкоксона TЭмп = 14.5 Полученное эмпирическое значение Tэмп находится в зоне значимости следовательно разработанный нами комплекс эффективен для снижения уровня стресса.
Говоря о выборе стратегий преодолевающего поведения, мы видим, что респонденты начинают демонстрировать несколько иные, нежели раньше модели поведения: ассертивные действия 6 (19,8%), поиск социальной поддержки 4 (13,2%) человека, значительно ниже становится и проявление агрессивного поведения - отмечается 4 (13,2%) учащихся (рис.5).
Индивидуальные показатели респондентов см. в приложении №3.
Оценка общего индекса конструктивности стратегий преодолевающего поведения показывает: высокий уровень по данному параметру демонстрируют 15 (49,5%) а низкий только 5 (16,4%) респондентов.(рис. 5)
Рисунок 5. Оценка общего индекса конструктивности стратегий преодолевающего поведения. После формирующего эксперимента.
Применение Т- критерия Вилкоксона показало, что разработанный комплекс оказывает положительное влияние на изменение моделей преодолевающего поведения в сторону повышения их конструктивности, но это может быть и результатом опосредованного влияния (нужно учитывать выявленную нами высокую корреляционную связь между индексом конструктивности стратегий преодолевающего поведения и уровнем стресса.)
Заключение
На основании вышесказанного мы можем сделать вывод, что выдвинутая нами гипотеза подтвердилась: овладение навыками борьбы со стрессом приведет к снижению уровня стресса и повышению конструктивности стратегий преодолевающего поведения у подростков.
Недостатком данной работы можно считать очень большой объём темы исследования.
Перспективы дальнейшей работы: учитывая обостренный интерес молодого поколения к теме одиночества и поиска смысла жизни, хотелось бы в дальнейшем разработать тему – синдром одиночества в аспекте экзистенциального стресса.
Список используемой литературы
ПРИЛОЖЕНИЕ
Приложение №1.
Вводные замечания
Шкала PSM–25 Лемура–Тесье–Филлиона (Lemyr–Tessier–Fillion) предназначена для измерения феноменологической структуры переживаний стресса. Цель – измерение стрессовых ощущений в соматических, поведенческих и эмоциональных показателях. Методика была первоначально разработана во Франции, затем переведена и валидизирована в Англии, Испании и Японии. Перевод и адаптация русского варианта методики выполнены Н. Е. Водопьяновой.
Методика апробирована авторами на выборке более чем на 5 тыс. человек в Канаде, Англии, США, Пуэрто–Рико, Колумбии, Аргентине, Японии. Также эту методику применяли Клемент и Янг в Университете
Оттавы, Ларси в Университете и в госпитале Монреаля, а также Тесье и его коллеги в госпиталях св. Франциска Ассизского и св. Жюстины в Монреале. В России методика апробировалась Н. Е. Водопьяновой на выборке учителей, студентов и коммерческого персонала в количестве 500 человек.
Опросник PSM
Инструкция:предлагается ряд утверждений, характеризующих психическое состояние. Оцените, пожалуйста, ваше состояние за последнюю неделю с помощью 8–балльной шкалы. Для этого на бланке опросника рядом с каждым утверждением обведите число от 1 до 8, которое наиболее точно определяет ваши переживания. Здесь нет неправильных или ошибочных ответов. Отвечайте как можно искреннее. Для выполнения теста потребуется приблизительно пять минут. Цифры от 1 до 8 означают частоту переживаний: 1 – «никогда»; 2 – «крайне редко»; 3 – «очень редко»; 4 – «редко»; 5 – «иногда»; 6 – «часто»; 7 – «очень часто»; 8 – «постоянно (ежедневно)».
Примечание. * Обратный вопрос.
Обработка и интерпретация результатов. Подсчитывается сумма всех ответов – интегральный показатель психической напряженности (ППН). Вопрос 14 оценивается в обратном порядке. Чем больше ППН, тем выше уровень психологического стресса.
ППН больше 155 баллов– высокий уровень стресса, свидетельствует о состоянии дезадаптации и психического дискомфорта, необходимости применения широкого спектра средств и методов для снижения нервно–психической напряженности, психологической разгрузки, изменения стиля мышления и жизни.
ППН в интервале 154–100 баллов– средний уровень стресса.
Низкий уровень стресса, ППН меньше 100 баллов, свидетельствует о состоянии психологической адаптированности к рабочим нагрузкам.
Русскоязычная версия методики С. Хобфолла, переведенная и адаптированная Н. Е. Водопьяновой и Е. С. Старченковой.
Инструкция:вам предлагаются 54 утверждения относительно поведения в напряженных (стрессовых) ситуациях. Оцените, пожалуйста, как вы обычно поступаете в данных случаях. Для этого на листе ответов поставьте цифру от 1 до 5, которая наиболее соответствует вашим действиям. Если утверждение полностью описывает ваши действия или переживания, то рядом с номером вопроса поставьте 5 (ответ «да, совершенно верно»). Если утверждение совсем не подходит вам, тогда поставьте 1 (ответ «нет, это совсем не так»).
1. В любых сложных ситуациях вы не сдаетесь.
2. Объединяетесь с другими людьми, чтобы вместе разрешить ситуацию.
3. Советуетесь с друзьями или близкими о том, что бы они сделали, оказавшись в вашем положении.
4. Вы всегда очень тщательно взвешиваете возможные варианты решений (лучше быть осторожным, чем подвергать себя риску).
5. Вы полагаетесь на свою интуицию.
6. Как правило, вы откладываете решение возникшей проблемы в надежде, что она разрешится сама.
7. Стараетесь держать все под контролем, хотя и не показываете этого другим.
8. Вы полагаете, что иногда необходимо действовать столь быстро и решительно, чтобы застать других врасплох.
9. Решая неприятные проблемы, выходите из себя и можете наломать немало дров.
10. Когда кто–либо из близких поступает с вами несправедливо, вы пытаетесь вести себя так, чтобы они не почувствовали, что вы расстроены или обижены.
11. Стараетесь помочь другим при решении ваших общих проблем.
12. Не стесняетесь при необходимости обращаться к другим людям за помощью или поддержкой.
13. Без необходимости не выкладываетесь полностью, предпочитая экономить свои силы.
14. Вы часто удивляетесь, что наиболее правильным является то решение, которое первым пришло в голову.
15. Иногда предпочитаете заняться чем угодно, лишь бы забыть о неприятном деле, которое нужно делать.
16. Для достижения своих целей вам часто приходиться подыгрывать другим или подстраиваться под других людей (несколько кривить душой).
17. В определенных ситуациях вы ставите свои личные интересы превыше всего, даже если это пойдет во вред другим.
18. Как правило, препятствия для решения ваших проблем или достижения желаемого сильно выводят вас из себя, можно сказать, что они просто бесят вас.
19. Вы считаете, что в сложных ситуациях лучше действовать самому, чем ждать, когда ее будут решать другие.
20. Находясь в трудной ситуации, вы раздумываете о том, как бы поступили в этом случае другие люди.
21. В трудные минуты для вас очень важна эмоциональная поддержка близких людей.
22. Считаете, что во всех случаях лучше семь раз отмерить, прежде чем отрезать.
23. Вы часто проигрываете из–за того, что не полагаетесь на свои предчувствия.
24. Вы не тратите свою энергию на разрешение того, что, возможно, само по себе рассеется.
25. Позволяете другим людям думать, что они могут повлиять на вас, но на самом деле вы – крепкий орешек и никому не позволяете манипулировать собой.
26. Считаете, что полезно демонстрировать свою власть и превосходство для укрепления собственного авторитета.
27. Вас можно назвать вспыльчивым человеком.
28. Вам бывает достаточно трудно ответить отказом на чьи–либо требования или просьбы.
29. Вы полагаете, что в критических ситуациях лучше действовать сообща с другими.
30. Вы считаете, что на душе может стать легче, если поделиться с другими своими переживаниями.
31. Ничего не принимаете на веру, так как полагаете, что в любой ситуации могут быть «подводные камни».
32. Ваша интуиция вас никогда не подводит.
33. В конфликтной ситуации убеждаете себя и других, что проблема не стоит и выеденного яйца.
34. Иногда вам приходится немного манипулировать людьми (решать свои проблемы, невзирая на интересы других).
35. Бывает очень выгодно поставить другого человека в неловкое и зависимое положение.
36. Вы считаете, что лучше решительно и быстро дать отпор тем, кто не согласен с вашим мнением, чем тянуть кота за хвост.
37. Вы легко и спокойно можете защитить себя от несправедливых действий со стороны других, в случае необходимости сказать «нет» в ситуации эмоционального давления.
38. Вы считаете, что общение с другими людьми обогатит ваш жизненный опыт.
39. Вы полагаете, что поддержка других людей очень помогает вам в трудных ситуациях.
40. В трудных ситуациях вы долго готовитесь и предпочитаете сначала успокоиться, а потом уже действовать.
41. В сложных ситуациях лучше следовать первому импульсу, чем долго взвешивать возможные варианты.
42. По возможности избегаете решительных действий, требующих большой напряженности и ответственности за последствия.
43. Для достижения своих заветных целей не грех и немного полукавить.
44. Ищите слабости других людей и используете их со своей выгодой.
45. Грубость и глупости других людей часто приводят вас в ярость (выводят вас из себя).
46. Вы испытываете неловкость, когда вас хвалят или говорят комплименты.
47. Считаете, что совместные усилия с другими принесут больше пользы в любых ситуациях (при решении любых задач).
48. Вы уверены, что в трудных ситуациях вы всегда найдете понимание и сочувствие со стороны близких людей.
49. Вы полагаете, что во всех случаях нужно следовать принципу «тише едешь, дальше будешь».
50. Действие под влиянием первого порыва всегда хуже, чем трезвый расчет.
51. В конфликтных ситуациях предпочитаете найти какие–либо важные и неотложные дела, позволяя другим заняться решением проблемы или надеясь, что время все расставит на свои места.
52. Вы полагаете, что хитростью можно добиться порою больше, чем действуя напрямую.
53. Цель оправдывает средства.
54. В значимых и конфликтных ситуациях вы бываете агрессивны.
В бланке ответов рядом с номером вопроса поставьте баллы, которые соответствуют вашей оценке: «нет, это совсем не так» – 1 балл; «скорее нет, чем да» – 2 балла; «затрудняюсь ответить – 3 балла; «скорее да, чем нет» – 4 балла; «да, совершенно верно – 5 баллов.
«Ключ»
Примечание. * обозначены обратные вопросы (ответы подсчитываются в обратном порядке).
Обработка и интерпретация результатов.В соответствии с «ключом» подсчитывается сумма баллов по каждой строке, которая отражает степень предпочтения той или иной модели поведения в сложной (стрессогенной) ситуации.
Опросник содержит девять моделей преодолевающего поведения: ассертивные действия, вступление в социальный контакт, поиск социальной поддержки, осторожные действия, импульсивные действия, избегание, манипулятивные (непрямые) действия, асоциальные действия, агрессивные действия.
Анализ результатов проводится на основании сопоставления данных конкретного человека по каждой из субшкал со средними значениями моделей преодоления в исследуемой (профессиональной, возрастной и др.) группе. В результате сравнения индивидуальных и средне–групповых показателей делается заключение о сходстве или различиях преодолевающего поведения данного индивида относительно исследуемой категории людей.
Другой способ интерпретации индивидуальных данных основывается на анализе индивидуального «портрета» моделей преодолевающего поведения. Для этого для наглядности может быть построена круговая диаграмма, отражающая степень выраженности (предпочтения) каждой из 9 моделей поведения у конкретного лица (или группы лиц). По индивидуальным данным рассчитывается доля (в %) каждой модели поведения относительно всех 9 субшкал по формуле:
Мп (%) = (Nn 100): S,
где Nn – числовое значение, полученное по каждой субшкале (п = 1… 9), S – сумма показателей всех 9 субшкал.
Модели поведения могут способствовать или препятствовать успешности преодоления профессиональных стрессов в зависимости от степени конструктивности стратегии, а также оказывать влияние на сохранение здоровья субъекта общения и труда. Для определения степени конструктивности стратегии поведения высчитывается общий индекс конструктивности (ИК). ИК =? АП:? ПА, где АП – сумма показателей субшкал «ассертивные действия», «вступление в социальный контакт», «поиск социальной поддержки»; ПА – сумма показателей субшкал «избегание», «асоциальные действия», «агрессивные действия».
Оценка общего индекса конструктивности стратегий преодолевающего поведения (КСПП)
Приложение №2.
Индивидуальные показатели респондентов по методике «Шкала психологического стресса PSM-25». Констатирующий срез.
№ | балл |
1 | 112 |
2 | 56 |
3 | 57 |
4 | 134 |
5 | 165 |
6 | 123 |
7 | 143 |
8 | 160 |
9 | 155 |
10 | 143 |
11 | 111 |
12 | 121 |
13 | 110 |
14 | 116 |
15 | 159 |
16 | 126 |
17 | 124 |
18 | 163 |
19 | 165 |
20 | 123 |
21 | 113 |
22 | 111 |
23 | 121 |
24 | 111 |
25 | 156 |
26 | 158 |
27 | 45 |
28 | 160 |
29 | 114 |
30 | 157 |
Индивидуальные показатели респондентов по методике «Стратегии преодоления стрессовых ситуаций (SACS). Констатирующий срез.
№ | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 |
1 | 13 | 15 | 10 | 27 | 12 | 27 | 5 | 7 | 9 |
2 | 25 | 13 | 12 | 14 | 12 | 10 | 16 | 13 | 15 |
3 | 19 | 24 | 25 | 20 | 6 | 9 | 15 | 8 | 12 |
4 | 8 | 8 | 12 | 12 | 7 | 19 | 7 | 28 | 8 |
5 | 8 | 9 | 7 | 9 | 20 | 12 | 10 | 13 | 28 |
6 | 7 | 8 | 8 | 10 | 26 | 20 | 18 | 12 | 14 |
7 | 9 | 9 | 9 | 24 | 9 | 19 | 15 | 16 | 15 |
8 | 10 | 6 | 8 | 12 | 12 | 19 | 7 | 8 | 24 |
9 | 8 | 8 | 15 | 8 | 12 | 6 | 12 | 15 | 22 |
10 | 10 | 6 | 19 | 6 | 6 | 12 | 15 | 21 | 18 |
11 | 12 | 18 | 6 | 6 | 7 | 14 | 20 | 14 | 16 |
12 | 15 | 12 | 8 | 18 | 8 | 19 | 12 | 16 | 12 |
13 | 9 | 9 | 9 | 7 | 7 | 6 | 6 | 24 | 6 |
14 | 12 | 6 | 8 | 7 | 9 | 17 | 18 | 11 | 11 |
15 | 6 | 6 | 7 | 10 | 8 | 8 | 7 | 8 | 21 |
16 | 6 | 7 | 7 | 9 | 8 | 9 | 10 | 19 | 6 |
17 | 7 | 8 | 8 | 21 | 12 | 25 | 17 | 15 | 15 |
18 | 8 | 7 | 7 | 9 | 8 | 10 | 20 | 15 | 24 |
19 | 9 | 6 | 8 | 6 | 9 | 14 | 15 | 18 | 24 |
20 | 8 | 11 | 7 | 10 | 19 | 17 | 18 | 23 | 16 |
21 | 17 | 10 | 9 | 19 | 6 | 6 | 17 | 15 | 15 |
22 | 7 | 8 | 9 | 11 | 10 | 12 | 24 | 17 | 19 |
23 | 6 | 9 | 19 | 8 | 26 | 12 | 19 | 19 | 19 |
24 | 11 | 17 | 10 | 8 | 22 | 11 | 10 | 15 | 14 |
25 | 7 | 8 | 8 | 18 | 9 | 20 | 17 | 15 | 21 |
26 | 8 | 7 | 7 | 15 | 8 | 10 | 20 | 15 | 19 |
27 | 19 | 6 | 8 | 9 | 8 | 11 | 15 | 18 | 12 |
28 | 7 | 11 | 7 | 12 | 12 | 19 | 18 | 11 | 22 |
29 | 19 | 6 | 9 | 6 | 8 | 19 | 20 | 16 | 14 |
30 | 9 | 12 | 10 | 10 | 9 | 12 | 13 | 17 | 25 |
1 | Ассертивные действия |
2 | Встыпление в социальный контакт |
3 | Поиск социальной поддержки |
4 | Осторожные действия |
5 | Импульсивные действия |
6 | Избегание |
7 | Непрямые действия |
8 | Ассоциальные действия |
9 | Агрессивные действия |
Приложение №3.
Индивидуальные показатели респондентов по методике «Шкала психологического стресса PSM-25». После формирующего эксперимента.
№ | балл |
1 | 101 |
2 | 51 |
3 | 50 |
4 | 123 |
5 | 145 |
6 | 104 |
7 | 132 |
8 | 146 |
9 | 139 |
10 | 123 |
11 | 100 |
12 | 75 |
13 | 103 |
14 | 109 |
15 | 155 |
16 | 102 |
17 | 105 |
18 | 145 |
19 | 155 |
20 | 109 |
21 | 67 |
22 | 103 |
23 | 106 |
24 | 50 |
25 | 149 |
26 | 157 |
27 | 56 |
28 | 146 |
29 | 68 |
30 | 158 |
Индивидуальные показатели респондентов по методике «Стратегии преодоления стрессовых ситуаций (SACS). После формирующего эксперимента.
№ | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 |
1 | 17 | 24 | 10 | 13 | 12 | 15 | 5 | 4 | 8 |
2 | 28 | 20 | 19 | 10 | 11 | 11 | 12 | 10 | 9 |
3 | 27 | 21 | 21 | 13 | 6 | 6 | 13 | 6 | 8 |
4 | 12 | 10 | 12 | 12 | 7 | 28 | 7 | 9 | 9 |
5 | 21 | 12 | 9 | 9 | 29 | 12 | 10 | 8 | 6 |
6 | 7 | 12 | 12 | 10 | 28 | 20 | 10 | 9 | 8 |
7 | 20 | 13 | 12 | 24 | 9 | 24 | 11 | 6 | 9 |
8 | 18 | 10 | 11 | 12 | 12 | 23 | 6 | 8 | 8 |
9 | 15 | 9 | 27 | 8 | 12 | 6 | 6 | 6 | 9 |
10 | 12 | 9 | 25 | 6 | 6 | 12 | 12 | 7 | 6 |
11 | 12 | 26 | 6 | 6 | 7 | 14 | 19 | 12 | 8 |
12 | 25 | 17 | 8 | 18 | 8 | 19 | 6 | 6 | 6 |
13 | 16 | 16 | 9 | 7 | 7 | 6 | 6 | 14 | 18 |
14 | 16 | 10 | 26 | 7 | 9 | 17 | 9 | 9 | 11 |
15 | 17 | 10 | 7 | 10 | 8 | 8 | 7 | 8 | 19 |
16 | 10 | 9 | 12 | 9 | 8 | 9 | 11 | 19 | 6 |
17 | 17 | 9 | 15 | 28 | 12 | 25 | 17 | 15 | 11 |
18 | 18 | 9 | 20 | 9 | 8 | 10 | 22 | 15 | 18 |
19 | 13 | 15 | 12 | 6 | 9 | 14 | 15 | 18 | 21 |
20 | 9 | 14 | 6 | 10 | 19 | 17 | 18 | 20 | 11 |
21 | 23 | 11 | 18 | 19 | 6 | 6 | 17 | 15 | 11 |
22 | 9 | 11 | 9 | 11 | 10 | 12 | 24 | 17 | 9 |
23 | 11 | 9 | 24 | 8 | 26 | 12 | 19 | 16 | 10 |
24 | 17 | 24 | 10 | 8 | 22 | 11 | 10 | 11 | 15 |
25 | 9 | 8 | 8 | 22 | 17 | 20 | 9 | 15 | 21 |
26 | 10 | 7 | 10 | 11 | 19 | 10 | 9 | 9 | 14 |
27 | 22 | 6 | 11 | 9 | 15 | 11 | 10 | 9 | 10 |
28 | 9 | 12 | 12 | 12 | 15 | 21 | 18 | 11 | 20 |
29 | 19 | 12 | 9 | 6 | 8 | 19 | 11 | 11 | 14 |
30 | 16 | 11 | 17 | 10 | 9 | 12 | 13 | 9 | 21 |
1 | Ассертивные действия |
2 | Встыпление в социальный контакт |
3 | Поиск социальной поддержки |
4 | Осторожные действия |
5 | Импульсивные действия |
6 | Избегание |
7 | Непрямые действия |
8 | Ассоциальные действия |
9 | Агрессивные действия |
Басня "Две подруги"
Груз обид
Как выглядело бы наше небо, если вместо Луны были планеты Солнечной Системы?
В.А. Сухомлинский. Самое красивое и самое уродливое
В какой день недели родился Юрий Гагарин?