Работа посвящена 70-летию победы в Великой Отечественной войне. Найдены малоизвестные факты участия детей в ВОв
Вложение | Размер |
---|---|
issledovatelskaya_.docx | 24.7 КБ |
Дети войны - и веет холодом,
Дети войны - и пахнет голодом.
Дети войны – и дыбом волосы:
На чёлках детских седые полосы.
ВВЕДЕНИЕ
Каждый год перед 9 Мая мы смотрим по телевизору множество фильмов о Великой Отечественной войне. Мы знаем имена героев и маршалов, которые воевали и победили в этой войне. Мы знаем модели танков, пушек. Мы знаем, когда и где проходили главные сражения войны. Но мы почти ничего не знаем о тех людях, которые работали, для того чтобы солдаты могли воевать.
Миллионы людей в тылу работали во имя победы. Они не досыпали и не доедали. Они создавали новые модели самолетов, танков и другой техники. Люди отдавали на нужды фронта свои заработанные деньги, они оставляли своих близких и ехали поближе к фронту, чтобы варить обеды, стирать белье, работать в передвижных госпиталях.
И всегда наравне со взрослыми трудились и дети.
Актуальность
В настоящее время мало исследовано фактов участия детей в событиях Великой Отечественной войны. Мы считаем, что это очень серьезный пробел для современной молодежи. Жизнь наших сверстников, судьба которых складывалась в те годы, может стать для нас примером для подражания. Ведь они работали не за деньги и не за награду, они работали за победу. И мы думаем, что именно этот вклад детей в победу нашей страны был очень весомым.
На основании вышесказанного мы ставим перед собой следующую цель:
исследовать факты участия детей в событиях Великой Отечественной войны.
Для реализации поставленной цели, нами были выдвинуты следующие задачи:
Объектом исследования является Великая Отечественная война.
Предметом исследования является военное детство наших сверстников в годы тяжких испытаний.
Научная значимость состоит в изучении фактов участия детей в жизни страны в суровые годы войны.
Социальная значимость состоит в пробуждении интереса у молодого поколения к малоизвестным фактам войны.
Практическая значимость работы: изучив факты участия детей в событиях Великой Отечественной войны сделать подборку материала для использования на уроках истории и классных часов.
Мы выдвинули следующую гипотезу:
Отличаются ли жизненные позиции детей сороковых, и сегодняшней молодежи. Считаем, что еще не утрачены моральные принципы самоутверждения, умения сопереживать, любить Родину и трудиться, создавая что-то новое и необходимое те только себе, но и всем людям.
В исследовании были использованы следующие методы:
Глава I
Работа в тылу
Война. Это было суровое время. Но это было и героическое время.
1418 тревожных дней и ночей длилась Великая Отечественная война с фашистами. Все эти 1418 дней наряду со взрослыми рядом были дети и подростки.
Победа ковалась не только на фронте, но и в тылу. Нужна была боевая техника, снаряды, одежда для бойцов, продукты питания. А на заводах и фабриках не хватало рабочей силы. Взрослые - это отцы, старшие братья уходили на фронт защищать Родину, а к станкам становились женщины и дети. В нетопленых цехах полуголодные подростки работали по 20 часов в сутки, и иногда и вообще не уходили домой. Вклад детей в победу над фашизмом на трудовом фронте огромен.
Изучив литературу (Приложение1), мы узнали, что по данным 1944 г. среди рабочего класса Советского Союза насчитывалось 2,5 млн. человек в возрасте до 18 лет. Известно, что 14-летнему Алексею Бойченко, ежедневно перевыполнявшему установленный минимум трудодней в 6-7 раз, было присвоено звание Героя Социалистического Труда.
Такие- же как мы, девочки и мальчики помогали раненым в госпиталях, писали письма солдатам на фронт, чтоб поддержать их боевой дух, чтобы не скучали наши защитники по своим близким. Приятно было солдату получить письмо, в котором чувствовалась любовь, забота, теплота пусть даже, если ему написал незнакомый человек. Согревало солдата в холодной землянке это письмо, и уходил он в бой, зная, что кто-то его любит и ждет! (Приложение2).
Дети вязали теплые вещи для фронта: варежки, носки; шили кисеты. Невозможно подсчитать - сколько было сшито и отправлено таких кисетов для солдат на фронт! Заботливые руки ребятишек, не зная усталости, с любовью шили их после уроков. И мечтали о том, что может именно его кисет - попадет папе, брату.
В интернете мы нашли фамилии и фотографии ребят школьников хутора Синеоковского Сережи Землянского, Шуры Величенко, Шуры Иващенко и Володи Поломарщука, которые собирают брошенные немцами боеприпасы и оружие. Дети собирали трофеи после боя, чтобы передать их нашей родной советской армии (Приложение2).
Глава II
Танк «Малютка»
Изучая материал по данной теме, мы наткнулись на интересные факты, мало кому известные. Оказывается, в годы Великой Отечественной войны был построен танк "Малютка" на деньги, которые собрали дети. Вот как это было. (Приложение3).
25 февраля 1942 года в редакцию газеты "Омская правда" пришло письмо от шестилетней девочки Ады Занегиной.
"Я Ада Занегина. Мне шесть лет. Пишу по-печатному. Гитлер выгнал меня из города Сычевка Смоленской области. Я хочу домой. Маленькая я, а знаю, что надо разбить Гитлера и тогда поедем домой. Мама отдала деньги на танк. Я собрала на куклу 122 рубля и 25 копеек. А теперь отдаю их на танк. Дорогой дядя редактор! Напишите в своей газете всем детям, чтобы они тоже свои деньги отдали на танк. И назовем его «Малютка». Когда наш танк разобьет Гитлера, мы поедем домой. Ада. Моя мама врач, а папа танкист".
Трогательное письмо шестилетней девочки опубликовали. Сразу после этого в редакцию стали приходить письма от других детей, которые собирали деньги (кто на новые сапоги, кто на новое пальтишко), и решили их тоже отдать, чтобы на них построили танк.
"Я хочу вернуться в Киев. Вношу собранные на сапоги деньги - 135 рублей 56 копеек - на строительство танка "Малютка" Алик Солодов. 6 лет".
"Мама хотела купить мне новое пальто и накопила 150 рублей. Я поношу старое пальтишко. Тамара Лоскутова".
Дети писали письма, присылали деньги. Деньги поступали почти ежедневно – рубли, даже мелочь, что была в ребячьих копилках. Каждый из них расстался не просто с деньгами, а с ребячьей мечтой о желанной игрушке или необходимой вещи. И все–таки дети отдавали свои накопления с радостью: они ведь помогали фронту.
Верховный Главнокомандующий прислал ответную благодарственную телеграмму: "Прошу передать дошкольникам города Омска, собравшим на строительство танка «Малютка» 160.886 рублей, мой горячий привет и благодарность Красной Армии".
В отделении Госбанка СССР по Омской области был открыт специальный счёт № 350035, куда переводились собранные средства.
В итоге танк Т-60 "Малютка" сошел со сборочного конвейера Сталинградского завода уже весной следующего года. (Приложение 3).
"Малютка" дошел до Праги. Его командиром долгое время была героическая женщина, сержант 56-й танковой бригады Екатерина Петлюк. Она выжила в Сталинградской битве, была свидетельницей капитуляции Паульса, получила три боевых ордена и 12 медалей. Трижды получала ранения. По иронии судьбы её саму, за небольшой рост называли "малюткой". Кстати, через 30 лет Ада Загенина и Екатерина Петлюк встретились.
Глава III
Интервью одноклассников
Нами было взято интервью у наших сверстников (Приложение4). На вопрос «Что вы знаете о войне? Как жили дети во время войны?» Наши сверстники отвечали по-разному.
Влад 4 класс: «О войне я знаю в основном из фильмов. Очень люблю смотреть кино на военную тему. Но в фильмах мало рассказывается о детях»
Вика 4 класс: «О войне знаю из уроков истории. Это были четыре тяжёлых и страшных года. Детям пришлось очень трудно. Им приходилось много работать».
Андрей 4 класс: «Если честно, о войне я знаю немного, в основном из рассказов прабабушки. Период войны, как она говорила, стал самым тяжёлым периодом всей её жизни. Мне всегда было интересно её слушать».
Кроме того, были опрошены 36 учащихся 4-х классов (Приложение4).
После обработки всех анкет, можно сделать вывод: большинство учащихся имеют представление о Великой Отечественной Войне.
Почти все правильно понимают фразу «Все для фронта! Все для победы», но мало из них кто знает об участия своих сверстников в суровые годы.
Мы надеемся, что своим проектом мы помогли своим сверстникам узнать много нового о Великой отечественной Войне. Заполнить пробелы в их знаниях.
Нами был выпущен буклет о детях войны (Приложение 5). Проведён классный час для учащихся начальной школы (Приложение 6). Мы предложили одноклассникам записать воспоминания своих родственников, детей войны, интервьюировать соседей и создать «Банк Памяти» воспоминаний детей войны.
Заключение
Людям, чье детство украла война, до сих пор снится то страшное время. Дети войны – самые обыкновенные мальчишки и девчонки. Пришел час – они показали, каким огромным может стать маленькое детское сердце, когда в нем есть любовь к Родине и ненависть к ее врагам.
Нам в своей работе хотелось, как можно больше узнать о детях войны, о том, что пришлось пережить в годы войны нашим прабабушкам и прадедушкам, многие из которых были в то время еще детьми. Несмотря на никакие трудности, ветераны живут. Они для нас являются образцами настоящих сыновей и дочерей нашей Родины.
Результаты исследования показали, что наша гипотеза подтвердилась.
Мы, сегодняшние школьники, гордимся, знаем и никогда не забудем о подвигах совершенных советскими людьми в годы Великой Отечественной войны. В память о том времени мы участвуем в патриотической игре «Зарница», военно-спортивных эстафетах, проводим праздники День Защитника Отечества. Мы ежегодно участвуем в акциях «Посылка солдату». На сайте нашей школы организован виртуальный музей «Память сердца». (Приложение 7).
Детям, пережившим ту войну,
Поклониться нужно до земли!
В поле, в оккупации, в плену,
Продержались, выжили, смогли!
У станков стояли, как бойцы,
На пределе сил, но не прогнулись
И молились, чтобы их отцы
С бойни той немыслимой вернулись.
Дети, что без детства повзрослели,
Дети, обделенные войной,
Вы в ту пору досыта не ели,
Но честны перед своей страной.
Мира вам, здоровья, долголетья,
Доброты, душевного тепла!
И пускай нигде на целом свете
Детство вновь не отберет война!
Мы помним! Мы гордимся!
Литература
Ресурсы интернета
https://ru.wikipedia.org/wiki/Малютка_(танк)
http://www.diary.ru/~TrashTanker/p170235026.htm
http://www.kramola.info/vesti/rusy/russkie-zhenwiny-v-velikoj-otechestvennoj-vojne
http://istorik.org/?cat=372 – статья «Дети Победы»
Астрономический календарь. Май, 2019
Петушок из русских сказок
За чашкой чая
Как нарисовать портрет?
Три способа изобразить акварелью отражения в воде