Проект № 1.
Фразеологизмы в речи наших учителей.
Данный проект является парным по организационной форме, долговременным, так как на его реализацию отводится от недели до десяти дней. По содержанию – монопредметный.
Этап №1. Подготовительный. | Определение темы, целей проекта и конечного продукта. | Цель: узнать, с какой целью и в каких жизненных ситуациях люди используют фразеологизмы. Запланированный конечный продукт – учебная презентация. План работы: 1. Дать понятие фразеологизма. 2. Объяснить, как и откуда в нашей речи появляются фразеологизмы. 3. Объяснить, с какой целью и в каких жизненных ситуациях люди употребляют фразеологизмы. 4. Проиллюстрировать фразеологизмами, услышанными в речи учителей школы с комментариями, в какой обстановке были использованы данные фразеологизмы. 5. Определить лексическое значение данных фразеологизмов и подготовить к ним иллюстративный материал. 6. Сделать вывод о роли фразеологизмов в речи человека, в создании речевой ситуации. 7. Оформить в виде доклада или презентации. 8. Составить список использованных материалов. |
Этап №2. Планирование. |
| |
Этап №3. Реализация проекта. |
|
Демонстрация презентации «Фразеологизмы в речи наших учителей» на уроке по теме «Лексика и фразеология. Обобщение изученного по теме».
Оценка работы каждого участника группы. |
Этап №4. Презентация проекта. |
| |
Этап №5. Осмысление и оценка проекта. | Подведение итогов. Самоанализ работы. |
В ходе проведённых исследований пришли к выводу:
Фразеологизмы играют большую и очень важную роль в русском языке Люди используют их очень часто в устной речи. Без фразеологизмов речь была бы скучная и обыденная.
Вложение | Размер |
---|---|
frazeologizmy_v_rechi_nashih_uchiteley.pptx | 813.14 КБ |
Слайд 1
фразеологизмы в речи наших учителей. Поповой Анны и Тимофеевой Веры.Слайд 2
Что такое фразеологизм? ФРАЗЕОЛОГИЗМ – ЭТО УСТОЙЧИВЫЕ СОЧЕТАНИЯ СЛОВ, РАВНЫЕ ПО ЗНАЧЕНИЮ ЛИБО ОДНОМУ СЛОВУ, ЛИБО ЦЕЛОМУ ПРЕДЛОЖЕНИЮ.
Слайд 3
Ф разеологизмы взялись из простонародной речи и являются результатом длительного исторического развития русского языка (в том числе и фольклора ), некоторые афоризмы являются отражением исторических событий. Например: О ткуда взялось выражение «и ежу понятно»? Источник выражения «И ежу понятно» — стихотворение Маяковского («Ясно даже и ежу —Этот Петя был буржуй»). Широкое распространение оно получило сначала в повести Стругацких «Страна багровых туч», а затем в советских интернатах для одарённых детей. В них набирали подростков, которым осталось учиться два года (классы А, Б, В, Г, Д) или один год (классы Е, Ж, И). Учеников одногодичного потока так и называли — «ежи». Когда они приходили в интернат, двухгодичники уже опережали их по нестандартной программе, поэтому в начале учебного года выражение «ежу понятно» было очень актуально.
Слайд 4
С какой целью и в каких жизненных ситуациях люди употребляют фразеологизмы И спользование фразеологизмов делают речь богатой и разнообразной, также фразеологизмы существуют для точного выражения мыслей, для выразительности, красоты речи. водить за нос кот наплакал нос к носу
Слайд 5
Лексическое значение фразеологизмов: «Чтоб зуб на зуб не попадал» – Елена Александровна сказала так , когда нам было холодно. «Яблоку негде упасть» – мы это услышали, когда записывали предложение на уроке русского языка. «Сломя голову» - Надежда Сергеевна сказала так, когда мы носились по школе. «Тертый калач» – мы писали это в упражнении на уроке русского языка. «От корки до корки» – нам нужно прочитать «Дубровского». «За тридевять земель» – писали упражнение на уроке русского языка. «Бил баклуши» – ученик на уроке и учитель пересадил его поближе. «Выжатый, как лимон» – учитель после рабочего дня.
Слайд 6
Лексическое значение фразеологизмов Зуб на зуб не попадал – очень холодно Яблоку негде упасть – много народу Сломя голову – быстро, стремглав Не заставила себя ждать – скоро приходить, появляться Тёртый калач – опытный От корки до корки- от начала до конца За тридевять земель – далеко Как рыба в воде – свободно Бил баклуши – ничего не делала Выжатый, как лимон – переутомленный, усталый
Слайд 7
Ф разеологизмы играют большую и очень важную роль в русском языке Люди используют их очень часто в устной речи. Без фразеологизмов речь была бы скучная и обыденная. Сегодня вы вели себя отвратительно, носились сломя голову по всей школе. или Сегодня вы вели себя отвратительно, носились по всей школе . В первом примере наиболее точно указана ошибка учеников.
Слайд 8
Список использованных материалов: Школьный фразеологический словарь В. П. Жукова, издательство « Просвещение» 1980 Учебник русского языка, М. Т. Баранов, Т. А. Ладыженская , Л. А. Тростенцова и др., 6 класс, часть 1, издательство «Просвещение» 2012. Интернет-ресурсы: http://dic.academic.ru /
Цветущая сакура
Фотографии кратера Королёва на Марсе
Украшаем стену пушистыми кисточками и помпончиками
Снежная книга
Рисуем "Осенний дождь"