1) Рассмотреть историю вопроса о смертной казни в России.
2) Выяснить позицию современных российских политиков и политических партий.
Гипотеза:
Если мы рассмотрим позиции общественно – политических деятелей по проблеме о смертной казни, то сможем выявить аргументы «за» и «против».
Если мы познакомимся с общественным мнением в вопросе о смертной казни, то сможем предложить один из возможных вариантов решения проблемы и таким образом повлиять на формирование мировоззрения сверстников в данном вопросу.
Вложение | Размер |
---|---|
проектно-исследовательская работа | 33.12 КБ |
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 9 МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОД – КУРОРТ ГЕЛЕНДЖИК Октябрьская улица, д. 43, с. Адербиевка, г. Геленджик 353493 Тел/факс (86141)67726, e-mail: school9@gel.kubannet.ru ОГРН 1022300773527 ИНН/КПП 2304017634/230401001
Конкурс научных проектов школьников в рамках краевой научно-практической конференции «Эврика» Малой академии наук учащихся Кубани.
Смертная казнь: за или против?
Автор:
Гапонов
Дмитрий Евгеньевич
Ученик 8 класса
Научный руководитель:
учитель истории и
обществознания
Загинайлова Ольга
Викторовна
тел.: +79284397634
г. Геленджик 2013г.
Гапонов Дмитрий Евгеньевич
Краснодарский край, Геленджикский район, с. Адербиевка,
МБОУ ООШ№9, 8 класс
ПРОГРАММА ТЕСТИРОВАНИЕ ЗНАНИЙ УЧАЩИХСЯ
С СОХРАНЕНИЕМ РЕЗУЬТАТОВ
Научный руководитель: Загинайлова Ольга Викторовна, учитель истории и
обществознания, МБОУ ООШ№9, тел.: +79284397634
Смертная казнь: за или против?
Аннотация.
Актуальность данной работы заключается в том, что смертная казнь издавна стал неотъемлемым элементом правовой системы РФ. На протяжении многих лет в России сохраняется сложная криминальная ситуация. Масштабы и темпы роста преступности сделали ее одним из факторов, препятствующих осуществлению социальных реформ и порождающих у граждан чувство напряженности, тревоги за свою жизнь и благополучие, снижающих доверие к судам и правоохранительный органам, к проводимой государством уголовной политике.
Цель исследования заключается в определении морального аспекта смертной казни и показать невозможность её применения в правовом государстве. Предложить возможный вариант решения проблемы.
Задачи работы:
2) Выяснить позицию современных российских политиков и политических партий.
3) Выявить, какого мнения о необходимости смертной казни придерживаются учащиеся старших классов нашей школы через участие в дебатах и анкетирование. .
Полученные данные: показатели сторонников смертной казни, среди опрошенных, после проведённых дебатов уменьшилось. Данная картина характеризует общую тенденцию в российском обществе к практике последовательного ограничения применения смертной казни.
Выводы:
Отмена смертной казни дает возможность избежать непоправимых судебных ошибок. Пока существует хотя бы малейшая возможность ошибки, отдавать преступника в руки палача нельзя. Кроме того, мы строим правовое государство, в котором главная ценность - человеческая жизнь. Может быть, кого-нибудь это заставит пересмотреть свое отношение к институту узаконенного убийства.
Практическое применении данной работы вижу в том, что необходимо формировать общественное мнение до вступления человека в политические права (с 18лет) через распространение информации и обсуждение, в котором мы имеем возможность на уроках обществознания.
План исследований.
Актуальность темы в настоящее время, обусловлена тем, что, смертная казнь является достаточно сложной и многогранной. Она затрагивает многие аспекты нашей жизнедеятельности, от политико-правовых, социально-экономических, культурно-психологических.
Уголовное наказание является неотъемлемой частью системы охраны и защиты прав и интересов граждан. Размер наказания находится в зависимости от ценности охраняемых прав и интересов, поэтому преступное посягательство на жизнь человека предусматривает самое суровое, из имеющихся в законодательстве России, наказание — смертная казнь.
В последнее время ведется весьма интересная дискуссия вокруг проблемы смертной казни. Является ли она фактором, сдерживающим преступность? Нарушает ли она права человека? Принять ли ее в современный период развития или отказаться от этого? Может ли государство оправдать или доказать необходимость подобной карательной меры для поддержания и охраны правопорядка? На эти вопросы по-разному отвечают ученые, юристы-практики, общественные и политические деятели, писатели, граждане.
В настоящее время существует три теоретические позиции по отношению к проблеме такого вида наказания, как смертная казнь.
Одни ученые и практики, такие как Коновалова Т.Ф., Елисеев И. выступают против применения смертной казни и за ее немедленную отмену, объясняя это аморальностью и нецелесообразностью подобного наказания[1].
Колоколов Я.Н. поддерживает применение смертной казни, рассматривая ее не только как правовое ограничение, но и как физическое уничтожение преступника, которое гарантирует обществу полную безопасность от подобного деяния этого лица[2].
Дмитриев Ю., в принципе поддерживает эту меру, выступает за сокращение применения и постепенную отмену смертной казни. Все эти мнения достаточно грамотно обоснованы, и выбор наиболее правильного подхода к проблеме смертной казни представляется тяжелым[3].
Следует согласиться с точкой зрения Колоколова Я.Н., потому что на сегодняшний день мы не в состоянии отказаться от применения смертной казни, так как это единственная адекватная мера и справедливое возмездие для ряда особо тяжких преступлений. Значимость представленной работы определяется тем, что сегодня в обществе с новой силой разгорелись дискуссии сторонников и противников смертной казни.
Целью данной статьи является показать, насколько сложна дилемма: быть смертной казни в Российской Федерации или нет.
Смертная казнь является высшей карающей мерой закона, когда осужденный лишается жизни по приговору суда. В цивилизованном мире исключительное право казнить и помиловать принадлежит государству. Среди основных прав человека, которые, согласно ст. 17 Конституции РФ, «неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения, самым важным является право на жизнь — высшую ценность нашего общества. Никто не может быть произвольно лишен жизни»[6].
На сегодняшний день Россия, пожалуй, единственная страна, на которую оказывается столь серьезное давление со стороны мировой общественности, международных и общественных организаций. Очевидно навязывание нам выгодных для Запада требований — условий, имеющих больше политическое значение, нежели забота о моральном облике и цивилизованности нашего Отечества. Поэтому мы не должны оглядываться на кого бы то ни было, а также слушать так называемых экспертов Запада. И в этом отношении необходимо ориентироваться на собственный опыт, исходить из нашего менталитета и особенностей развития. Поэтому в работе представлен вопрос смертной казни в его историческом развитии, начиная с Древней Руси и мы должны найти свое решение по этой проблеме.
Уже более десяти лет Россия живет без смертной казни. Однако сказалось ли это позитивно на количестве совершаемых убийств? Вовсе нет. До 2006 г. включительно, согласно статистике МВД, в России за год официально регистрировалось более 30 тыс. убийств. За четыре последних года эти показатели несколько снизились: в 2007 г. — 27462; в 2008 г. — 22227; в 2009 г. – 20056, в 2010 — 19894[4].
Гипотезы:
Если мы рассмотрим позиции общественно – политических деятелей по проблеме о смертной казни, то сможем выявить аргументы «за» и «против».
Если мы познакомимся с общественным мнением в вопросе о смертной казни, то сможем предложить один из возможных вариантов решения проблемы и таким образом повлиять на формирование мировоззрения сверстников в данном вопросу.
Метод исследования:
1. Изучение основополагающих точек зрения по данному вопросу , их анализ и формирование собственной позиции.
2. Изучение поставленного вопроса в её историческом развитии с Древней Руси до настоящего времени, так как это даст характеристику относительно нашим условиям исторической эволюции и формированию мнения нашего населения по проблеме.
3. Проведение дебатов по проблеме с учениками старших классов. (7,8,9)
Анкетирование: Просим вас принять участие в социальном исследовании. Целью, которого является выявление отношения учеников старших классов (7, 8, 9) к смертной казни.
Да Нет Затрудняюсь
Да Нет Затрудняюсь
Положительно Отрицательно Затрудняюсь
Казнить нельзя помиловать.
Да Нет Затрудняюсь
Отрицательно Положительно
Да Нет
1
Гапонов Дмитрий Евгеньевич
Краснодарский край, Геленджикский район, с. Адербиевка,
МБОУ ООШ№9, 8 класс
ПРОГРАММА ТЕСТИРОВАНИЕ ЗНАНИЙ УЧАЩИХСЯ
С СОХРАНЕНИЕМ РЕЗУЬТАТОВ
Научный руководитель: Загинайлова Ольга Викторовна, учитель истории и
обществознания, МБОУ ООШ№9, тел.: +79284397634
Научная статья.
Смертная казнь: за или против?
Введение:
Актуальность данной работы заключается в том, что смертная казнь издавна стал неотъемлемым элементом правовой системы РФ. На протяжении многих лет в России сохраняется сложная криминальная ситуация. Масштабы и темпы роста преступности сделали ее одним из факторов, препятствующих осуществлению социальных реформ и порождающих у граждан чувство напряженности, тревоги за свою жизнь и благополучие, снижающих доверие к судам и правоохранительный органам, к проводимой государством уголовной политике.
Значимость моего исследования в том что, государство, признавая личность высшей социальной ценностью и закрепляя ее право на жизнь как необходимое условие существование личности, не дает гарантий защиты этого права, что влечет за собой посягательство на жизнь. Это говорит о большой практической актуальности вопросов, связанных с обсуждением смертной казни как наказания за лишения человека жизни.
Немаловажным аспектом, придающим значимость вопросу смертной казни, представляется наличие в мире возрастающей угрозы международного и национально-религиозного терроризма, а, следовательно, необходимо рассмотрение исследуемого вопроса как одной из мер государственного противодействия экстремизму и обеспечения охраны основных социальных ценностей, в первую очередь - человеческой жизни.
Зачастую вопрос о применении смертной казни решается без учета общественного мнения по данному вопросу, причем; в патерналистских государствах (принцип государственного управления, построенный на контроле государства над людьми) в. силу их специфики и сильного влияния государства на правосознание населения реже, наблюдается расхождение его с государственным отношением к смертной казни, выраженном законодательно. В то же время, пример США позволяет проанализировать обратную ситуацию, когда смертная казнь
2
сохраняется во многом именно благодаря положительному отношению населения к данной мере наказания.
Говоря о смертной казни, нельзя не затронуть ее влияние на людей. Круг людей, причастных так или иначе к смертной казни, расширяется за счет проведения публичных казней (это практикуется в Ираке, Иране, Китае, других странах). Вид казни, как правило, действует ожесточающе, и полиции нередко приходится принимать меры, чтобы навести порядок в возбужденной, начинающей вести себя агрессивно толпе. Все это напоминает сцены средневековых казней, когда публика желала кровавой расплаты над еретиками. Однако мы живем в цивилизованном мире, где, в первую очередь, должен править закон и разум, а не жажда насыщения дикими зрелищами.
Цель исследования заключается в определении морального аспекта смертной казни. Выявить главные позиции современного российского общества в вопросе о смертной казни и предложить возможный вариант решения проблемы.
Задачи работы:
2) Выяснить позицию современных российских политиков и политических партий.
3) Выявить, какого мнения о необходимости смертной казни придерживаются учащиеся старших классов нашей школы через анкетирование и проанализировать итоги всероссийских опросов общественного мнения.
Гипотезы:
Если мы рассмотрим позиции общественно – политических деятелей по проблеме о смертной казни, то сможем выявить аргументы «за» и «против».
Если мы познакомимся с общественным мнением в вопросе о смертной казни, то сможем предложить один из возможных вариантов решения проблемы.
Смертная казнь в Древней Руси.
Существуют различные мнения по поводу истоков применения смертной казни в Древней Руси. Одно из таких мнений говорит о том, что она возникла как продолжение обычая кровной мести. Окончательная отмена кровной мести была совершена сыновьями Ярослава мудрого.
Отсутствие смертной казни в системе наказаний Русской Правды не означает отсутствия её
3
реального применения. В летописях имеются свидетельства применения смертной казни за мятеж, измену, преступления против христианской веры.
XIV—XVII века
По Соборному Уложению 1649 года смертной казнью каралось от 54 до 60 преступлений, а смертная казнь делилась на простую (повешение) и квалифицированную (сожжение, отрубление головы, четвертование и т. д.). Смертная казнь применялась публично.
XVIII век
Количество составов преступления, за которое назначалась казнь, увеличивалось и достигло пика в царствование Петра Великого, после которого волна пошла на спад, и начались разного рода попытки законодательной отмены и ограничения смертной казни.
Воинский Артикул Петра I предполагал применение смертной казни в 123 случаях.
XIX — начало XX века
В 1881 году было отменено публичное исполнение смертной казни.
Следует отметить, что смертные приговоры в начале XIX века выносились относительно редко: в период царствования Александра I было казнено 84 человека.
После восстания декабристов и до революции применялись только два вида казни — расстрел и повешение.
XX век
Смертная казнь была отменена после Февральской революции в 1917 году, но вскоре снова введена на фронте Временным правительством за воинские преступления, измену, убийство и разбой.
Запрет применения смертной казни по отношению к детям (лицам до 18 лет) и беременным женщинам введен 27 июля 1922 года.
До самой Отечественной войны большинство советских казней совершалось через расстрел.
Пиком применения смертной казни стал период Большого террора: за 1937—1938 гг. по делам органов НКВД СССР было вынесено 681 692 смертных приговора.
4
В войну впервые стали вешать, причем публично, полицаев и прочих изменников (Указ «О мерах наказания для немецко-фашистских злодеев...» 1943 года). Известнейшие и самые массовые такие казни состоялись в Краснодаре. В июле 1943 года здесь впервые состоялся открытый судебный процесс над советскими коллаборационистами. Первый в СССР судебный процесс по делу о зверствах оккупантов и их пособников.
В 1947 году был издан Указ Президиума ВС СССР от 26.05.1947 «Об отмене смертной казни».
В январе 1950 года ("по многочисленны просьбам трудящихся" был издан Указ Президиума ВС СССР от 12.01.1950 «О применении смертной казни к изменникам Родины, шпионам, подрывникам-диверсантам».
При Хрущёве вновь стали казнить за экономические преступления. В 1962 г. было осуждено к смертной казни 2159 человек, в 1988 г. — 118 человек.
Начиная с конца 1980-х годов, Россия стала на путь постепенного сокращения применения смертной казни.
Конституция РФ, принятая в 1993 году, в ч. 2 ст. 20 установила, что «смертная казнь впредь до её отмены может устанавливаться федеральным законом в качестве исключительной меры наказания за особо тяжкие преступления против жизни при предоставлении обвиняемому права на рассмотрение его дела судом с участием присяжных заседателей».
В 1996 году Россия вошла в Совет Европы и в течение года должна была подписать Европейскую конвенцию о защите прав человека и основных свобод.
Приговоры к смертной казни перестали применяться: последний такой приговор приведен в исполнение 2 сентября 1996 года.
16 апреля 1997 года Россия подписала Протокол № 6 к Конвенции о защите прав человека и основных свобод относительно отмены смертной казни (в мирное время). Государственная дума должна была ратифицировать его до мая 1999 года. Несмотря на то, что 6-ой протокол так и не был ратифицирован Россией (единственной из государств-членов Совета Европы), с этого момента смертную казнь в России запрещено применять согласно Венской конвенции.
19 ноября 2009 года Конституционный суд России принял решение, согласно которому никакие
5
суды в России более не могут выносить смертные приговоры.
Установлен мораторий на исполнение смертной казни. (МОРАТОРИЙ - устанавливаемая правительством отсрочка выполнения обязательств на определённый срок или на время действия каких-нибудь чрезвычайных обстоятельств.)
XXI век
На сегодняшний день УК РФ содержит 5 статей, предусматривающих наказание в виде смертной казни:
Статья 105 «Убийство»
Статья 277 «Посягательство на жизнь государственного или общественного деятеля»
Статья 295 «Посягательство на жизнь лица, осуществляющего правосудие или предварительное расследование»
Статья 317 «Посягательство на жизнь сотрудника правоохранительного органа»
Статья 357 «Геноцид»
Единственным видом смертной казни в России является расстрел.
2.2 Выяснить позицию современных российских политиков и политических партий.
Противники:
Владимир Путин, Дмитрий Медведев,
Справедливая Россия.
«Применяя смертную казнь в отношении своих граждан, даже преступников, государство воспитывает других своих граждан в жестокости и порождает вновь и вновь жестокость граждан в отношении друг друга и в отношении самого государства» - В.В.Путин.
«Я против смертной казни в современной России. Сегодня, чтобы устранить конкурента, заказывают киллера. При нынешнем состоянии наших судов, если будет смертная казнь, по
6
закону будут убирать людей. И это страшная опасность. Сначала нужно эффективно изменить судебную систему.» - Глава Русской православной церкви Патриарх Кирилл.
« против »:
Жизнь – это естественное право каждого, которое никто не может отнять.
• Гражданское общество и правовое государство должны создаваться на принципах гуманизма.
• Смертный приговор может
быть ошибочен.
• Смертная казнь отнимает у преступника возможность исправления.
• Смертная казнь не устрашает и не удерживает людей, склонных к тяжким преступлениям.
• Преступника можно наказать тяжелой работой, приносящей пользу обществу.
Сторонники:КПРФ, ЛДПР.
«Боюсь навлечь на себя гнев противников смертной казни, но если не как министр, а как простой гражданин, я не видел бы ничего предосудительного (в таком наказании) для подобного рода преступников.» - глава МВД России Владимир Колокольцев.
« за »:
Смертная казнь создана для предотвращения преступлений.
• Злодеяние должно быть наказано по принципу «око за око, зуб за зуб».
• Налоги граждан нужно использовать не на пожизненное содержание убийц в тюрьме, а на другие нужды.
7
3.3 Выявить, какого мнения о необходимости смертной казни придерживаются учащиеся старших классов нашей школы через дискуссию и анкетирование.
Первое анкетирование было проведено мной до начала дискуссии с целью проследить их исходное мнение по вопросу о смертной казни, а второе после общения, в ходе которой предоставил информацию (см. выше) и дал возможность высказаться учащимся.
Полученный мной результаты были следующими:
до:
за — 15 человека, против — 11 человек
после:
за- 10, против — 16.
4.4 Определить возможные варианты решения проблемы.
Среди российских законодателей и сотрудников системы исполнения наказания есть идея по использованию органов приговоренного к высшей мере для трансплантации тяжело больным.
Лично я, опасаюсь преступной коррупции в результате которой людей станут
разбирать как конструктор.
В условиях развивающейся в России рыночной экономики труд осужденных, отбывающих наказание в виде лишения свободы приобретает все более важное значение как одно из наиболее эффективных средств исправления.
На данный момент из всех существующих предприятий (601) 114 являются убыточными, из них 99 подлежат реформированию.
Реформирование предприятий будут являться не только эффективным средством исправления,
8
но и станут источником прибыли. Считаю,что полученную прибыль, будет справедливо направить на нужды социальной сферы. Например на развитие детских клиник и детских домов.
Необходимыми условиями для отмены смертной казни должны быть:
- нормализация социально-экономической обстановки в стране,
- рост благосостояния населения,
- реальные успехи в борьбе с преступностью,
Подобные факторы, бесспорно, благоприятно повлияли бы и на общественное мнение россиян, которое пока не готово к отмене смертной казни.
9
Заключение.
Если мы будем говорить о смертной казни с моральной точки зрения то она недопустима в современном мире, т.к. о является необратимым наказанием. Глупо думать, что тот, кто совершил убийство, должен заплатить своей жизнью, ведь убитых все равно уже не вернуть. Понятно, что родственниками жертв руководит не жажда справедливости, а желание отомстить. Однако надо не забывать, что жизнь человека является наивысшей ценностью и его неотъемлемым правом, даже если когда-то он сам отнял это право у другого.
Наказать преступника можно и не применяя смертной казни, заменив ее пожизненным заключением.
Рассмотрев историю вопроса о смертной казни в России с древнейших времён до наших дней мы видим, что большую часть существования нашего государства она существовала, а если и отменялась то в критических, переломных моментах истории казнь возобновлялась. Таким образом можно говорить о том, что государство использовало смертную казнь как средство устрашения с целью урегулирования ситуации или укрепления своей власти. (период большевизма «красный террор»)
Проведя анализ общественного мнения по поставленному вопросу (политические партии, общественные лидеры и учащиеся) можно говорить о том, что в обществе устойчиво сохраняется категория населения выступающая против казни. Несмотря на то, что они пока в меньшинстве, сохранение их стабильной численности уже говорит о формировании осознанной позиции.
И считаю, что анкетирование школьников этому доказательства т. к. разрыв между сторонниками и противниками казни значительный, а это значит начинать формирование общественного мнения необходимо с школьного возраста через распространение информации, обсуждения и дебаты.
В этом случае мы будем иметь не только информированное и ориентированное общество, а сможем выработать чёткий план по решению поставленного вопроса.
И при создании условий нормализации условий общественной жизни в стране, о которых говорилось выше, можно создать условия которые благоприятно повлияли бы и на общественное мнение россиян, которое пока не готово к отмене смертной казни.
10
Список использованной литературы:
2. Колоколов Я.Н. Смертная казнь: Конституционный Суд РФ дает новое толкование проблемы // Российский судья. 2010. N 1. С. 6 — 10.
3. Дмитриев Ю. Казнить нельзя помиловать: проблема запятой // ЭЖ-Юрист. 2009. N 48. С. 15.
4. Общие сведения о состоянии преступности в Российской Федерации // http://www.mvd.ru
Нас с братом в деревню отправили к деду...
Стрижонок Скрип. В.П. Астафьев
Самый богатый воробей на свете
Новогодняя задача на смекалку. Что подарил Дед Мороз?
Ласточка