Данная исследовательская работа была представлена на IV городской научно-практической конференции Магнитогорского научного общества учащихся "Первые открытия" в 2015 году .
Вложение | Размер |
---|---|
rol_imeni_prilagatelnogo_v_rechi.doc | 152.5 КБ |
rol_prilagatelnykh_v_rechi.pptx | 141.89 КБ |
IV городская научно-практическая конференция
Магнитогорского научного общества учащихся
«Первые открытия»
Направление (секция): русский язык и литература
Тема: Роль имени прилагательного в речи
Учреждение: | МОУ «СОШ № 32», 5 класс |
Автор работы: | Сличенко Елизавета Викторовна |
Научный руководитель: | Коновалова Елена Викторовна, учитель русского языка и литературы |
Магнитогорск
2015
Оглавление
Глава I. Имя прилагательное как часть речи
1.1 Прилагательное – самостоятельная часть речи
Глава II. Роль имени прилагательного в речи
Введение
Несмотря на богатство и красоту русского языка, наша речь порой выглядит очень скудной. Нас волнует вопрос, как можно сделать ее более интересной, образной, впечатляющей?
Попробуйте рассказать о русской зиме человеку, живущему в другой стране. Мы можем словами нарисовать такой пейзаж: «Пришла зима. Стоят морозы. Земля покрыта снегом. Деревья украшены узорами инея. В снег спрятаны ёлочки». Однако этот пейзаж будет абсолютно неполным, он не сумеет создать представление о русской зиме, передать всю прелесть и особенность этого времени года. Другое дело, если мы включим в свой рассказ имена прилагательные. Посмотрите, как сразу же «расцветет» наше повествование, «заиграет» всеми цветами – поможет не только увидеть, но и проникнуться, почувствовать такое прекрасное время года, как русская зима: «Пришла холодная зима. Земля покрыта белым снегом. Стоит мёртвый лес. Деревья украшены красивыми узорами инея. В снег спрятаны маленькие ёлочки».
Мало просто назвать окружающие нас предметы, нужно суметь отличить их друг от друга. Сделать это можно по различным признакам: форме, цвету, весу, вкусу, запаху и т.д. И первые помощники людям в этом деле прилагательные. Это они бесконечно отвечают на вопросы: какой? какая? какие? Это благодаря прилагательным утро становится солнечным и добрым, мама – веселой, красивой и любимой, суп – вкусным и аппетитным, книжка – интересной, увлекательной, задачка – легкой, а ты – умным.
Мы знаем, что имя прилагательное – одна из основных частей речи в русском языке. Оно обозначает признак предмета по качеству, то есть характеризует предмет. Как это понимать? Прилагательные как бы описывают всевозможные объекты, расширяют представление о них, уточняют, дополняют - создают реальную картину, а значит, помогают нам познать и понять окружающий мир. Имена прилагательные настолько разнообразны и многочисленны, что с их помощью можно создать не только обыденный, но и художественный текст.
Мы поставили перед собой проблему: во всех ли функциональных стилях речи необходимы прилагательные?
Наша цель: изучение текстов и определение роли прилагательных в разных стилях языка: художественном, публицистическом, научном и разговорном по трем параметрам:
Для достижения поставленной цели мы изучили печатные издания (художественную литературу, учебники, словари, газеты) и интернет-ресурсы.
Глава I. Имя прилагательное как часть речи
Имя прилагательное – самостоятельная часть речи, обозначающая признак предмета и отвечающая на вопросы «какой», «какая», «какие», «какое», «чей». В русском языке прилагательные изменяются по родам, падежам и числам, могут иметь краткую форму. В предложении прилагательное чаще всего бывает определением, но может быть и сказуемым (Приложение 1, Приложение 2).
Разряд — единственный постоянный морфологический признак этой части речи. Существуют четыре разряда прилагательных: качественные, относительные, порядковые и притяжательные.
Качественные прилагательные обозначают признак, который можно иметь в большей или меньшей степени. Отвечают на вопрос «какой». Как правило, имеют следующие признаки:
Большинство качественных прилагательных, и только они, имеют две формы: полную (умную, вкусную) и краткую (умен, вкусен). Полная форма склоняется по числам, родам и падежам. Краткая форма не склоняется. В предложении краткая форма употребляется как сказуемое, а полная – обычно как определение.
Существуют три степени сравнения качественных прилагательных: положительная (красивый), сравнительная (красивее) и превосходная (красивейший).
Положительная степень обозначает, что предмет (группа предметов) обладает неким признаком (красивый дом). Сравнительная степень обозначает, что признак у одного предмета (предметов) выражен сильнее, чем у другого предмета (предметов) (лев больше, чем волк). Превосходная степень обозначает, что предмет (набор предметов) обладает неким признаком в большей степени, чем все остальные предметы той же группы (сильнейший футболист в нашей команде, лучший хирург в стране).
Относительные прилагательные обозначают признак, который нельзя иметь в большей или меньшей степени. Отвечают на вопрос «какой». Выражают отношение предмета к другому предмету (дверной), материалу (железный), свойству (стиральный), времени (январский), месту (московский), единице измерения (пятилетний, двухэтажный) и т.д. Не имеют краткой формы, степеней сравнения, не сочетаются с наречиями «очень» (и его синонимами) и «слишком», не имеют антонимов.
Притяжательные прилагательные обозначают принадлежность предмета живому существу или лицу (отцовский, сестрин, лисий). Отвечают на вопрос «чей». Не имеют краткой формы, степеней сравнения, не сочетаются с наречиями «очень» (и его синонимами) и «слишком», не имеют антонимов.
Границы лексико-грамматических разрядов прилагательных подвижны. Так, притяжательные и относительные прилагательные могут приобретать качественное значение: собачий хвост (притяжательное), собачья стая (относительное), собачья жизнь (качественное).
Прилагательные склоняются по падежам и числам, а в единственном числе по родам. Исключение составляют краткие прилагательные и прилагательные в сравнительной степени: они не склоняются. Род, падеж и число склоняемого прилагательного зависят от соответствующих характеристик существительного, с которым оно согласуется.
Прилагательные чаще всего образуются суффиксальным способом: болото – болотный. Прилагательные также могут образовываться приставочным: небольшой, и приставочно-суффиксальным способами: подводный. Прилагательные также могут образовываться путем словосложение двух основ: бледно-розовый, трехлетний.
Глава II. Роль имени прилагательного в речи
Имя прилагательное выполняет в языке выделительную, изобразительную, оценочную функции, но эта роль зависит от того, какую цель высказывания мы ставим перед собой. Прилагательные обозначают различные признаки предмета, это помогает охарактеризовать его с разных сторон (по цвету, форме, размеру, весу, росту, пространству) и выделить из ряда подобных; заключают в себе авторскую оценку.
Обилие прилагательных создает образную, живописную картину. Позволяет читателю увидеть природу в разнообразии красок. Именно эта часть речи позволяет живописать природу и ее явления.
Прилагательные рисуют внешний вид человека, отражают его внутреннее состояние.
Употребление имен прилагательных придает речи не только точность и меткость, но и особую выразительность. Они помогают полнее раскрыть отличительные свойства предмета, охарактеризовать предмет с разных сторон, придать описанию образность, яркость, передать оценку, отношение писателя.
Литературно-художественный стиль – функциональный стиль речи, который применяется в художественной литературе. В художественном произведении слово не только несет определенную информацию, но и служит для эстетического воздействия на читателя при помощи художественных образов.
Велика роль прилагательных в художественной литературе, они широко используются при создании характеристики героев, при описании их чувств, настроений, душевных переживаний. Прилагательные делают художественный текст красивее, образнее, как правило, в тексте часто выступают в роли эпитетов – поэтических, красочных определений, помогающих сделать произведение ярким, красочным, впечатляющим, запоминающимся.
Обратимся к отрывку из сказки А.С. Пушкина «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях»:
…- Постой,
- Отвечает ветер буйный,
- Там за речкой тихоструйной
Есть высокая гора,
В ней глубокая нора;
В той норе, во тьме печальной,
Гроб качается хрустальный
На цепях между столбов.
Не видать ничьих следов
Вкруг того пустого места.
В том гробу твоя невеста…
Здесь автор использует имена прилагательные, как в прямом (высокая гора, глубокая нора, гроб хрустальный, пустое место), так и в переносном (ветер буйный, за речкой тихоструйной, во тьме печальной) смысле, делая текст образным, живописным и ярким. С помощью прилагательных (буйный, могуч) автор уподобляет ветер живому существу, наделяет его душой, помогает в полной мере понять и прочувствовать такое особенное явление под названием ветер.
Примеры прилагательных в художественных текстах, их роль и функции мы отобразили в таблице:
Художественное произведение | Характеристика, функции, роль прилагательных |
А.С. Пушкин «Зимнее утро» …Вечор, ты помнишь, вьюга злилась, На мутном небе мгла носилась; Луна, как бледное пятно, Сквозь тучи мрачные желтела, И ты печальная сидела – А нынче… погляди в окно: Под голубыми небесами Великолепными коврами, Блестя на солнце, снег лежит; Прозрачный лес один чернеет, И ель сквозь иней зеленеет, И речка подо льдом блестит… | Прилагательные помогают более ярко и выразительно описывать предмет. Здесь уже присутствуют не просто прилагательные, а художественное образное определение – эпитеты. |
И.С. Соколов-Микитов «Зимний лес» Зимой и летом, осенью и весною хорош русский лес! В тихий зимний день выйдешь, бывало, в лес на лыжах – дышишь и не надышишься. Глубокие и чистые лежат под деревьями сугробы. Над лесными тропинками кружевными белыми арками согнулись под тяжестью инея стволы молодых берез. Тяжелыми шапками белого снега покрыты темно-зеленые ветви высоких и маленьких елей. Идешь по зимнему тихому лесу и не налюбуешься. Высокие, недвижные спят сосны. Синеватые тени их стройных стволов лежат на белых нетронутых сугробах. Невидимой жизнью полнится зимний лес. От дерева к дереву тянутся легкие беличьи следы, маленькие мышиные и птичьи следочки. | Прилагательные создают образ зимнего леса, рисуют картину природы, которую легко себе представить. Характеризуют признаки зимнего леса, ярко, красочно описывают предметы, создают образную богатую картину, отражают эмоциональное восприятие, придают выразительность речи. |
А.С. Пушкин «Руслан и Людмила» …У лукоморья дуб зеленый; Златая цепь на дубе том И днем и ночью кот ученый Все ходит по цепи кругом; Идет направо – песнь заводит, Налево – сказку говорит. Там чудеса – там леший бродит, Русалка на ветвях сидит; Там на неведомых дорожках Следы невиданных зверей; Избушка там на курьих ножках Стоит без окон, без дверей… | Автор использует прилагательные в переносном значении. С помощью прилагательных – эпитетов «неведомых дорожках», «невиданных», «из вод ясных» автор воссоздает атмосферу чуда, тайны. |
Проанализировав фрагменты из нескольких произведений А.С. Пушкина и произведения И.С. Соколова-Микитова, мы пришли к следующим выводам:
Для лексики публицистического стиля характерно использование образных средств, переносного значения слов, слов с яркой эмоциональной окраской. Прилагательные в этом случае в большинстве своем напоминают прилагательные художественного стиля речи с той, однако, разницей, что основным их назначением становится не создание художественных образов, а именно воздействие на читателя, слушателя, убеждение его в чем-то и информирование, передача сведений.
Для анализа мы обратились к статьям и информационным заметкам газеты «Магнитогорский металл»:
Статьи и заметки | Характеристика, функции, роль прилагательных |
«В минувшую субботу Магнитогорская таможня двадцатый раз отметила профессиональный праздник. Современная таможня – один из важнейших государственных институтов. От того, как организована ее работа, во многом зависит эффективность многих отраслей отечественной экономики, качество внешнеэкономических связей России и, в конечном счете, уровень жизни россиян…» | Качественные прилагательные используются в превосходной степени. |
«Вчера над южными районами Челябинской области прошла небывалой силы гроза. В ряде мест были повалены телеграфные столбы, порваны провода, с корнем вырваны столетние деревья. К этому прибавилось еще одно стихийное бедствие: ливневый дождь местами вызвал сильное наводнение. Нанесен некоторый ущерб сельскому хозяйству. Временно было прервано железнодорожное и автомобильное сообщение между соседними районами». | Прилагательные уточняют место событий, характеризуют последствия событий. |
В ходе наших наблюдений за статьями публицистического стиля мы сделали такие выводы:
Главное назначение научного текста, его лексики – обозначать явления, предметы, называть их и объяснять. Для усиления выразительности в научном стиле речи, в особенности в научно-популярной литературе, в произведениях полемического характера, в дискуссионных статьях, используются прилагательные типа: колоссальное, наивыгоднейшее, одно из величайших, труднейшая и т.д.
Для изучения научного стиля мы обратились к анализу некоторых статей из Толкового словаря русского языка В.И. Даля:
А также к учебнику русского языка за 5 класс (первая часть):
В современном русском языке существует небольшая группа имен существительных с очень древними приставками: пра-, па- и су-. В словах прадед, прабабушка, праматерь, правнук приставка пра- добавляет к корню значение «отдаленная степень прямого родства», в словах праязык, прародина ее значение – «первоначальный, древний».
В ходе анализа нами были сделаны следующие выводы:
Разговорный стиль служит для непосредственного общения, для обмена информацией по бытовым вопросам в непринужденной обстановке. Разговорный стиль речи характеризуется богатыми изобразительными и выразительными возможностями языка. К средствам речевой выразительности часто обращаются поэты, писатели, публицисты.
Обычная форма разговорного стиля – диалог. Например, вот такой диалог мамы и дочери:
- Мама, купи мне это платье.
- Но оно такое дорогое!
- Ну, мама, оно такое красивое и элегантное.
- Нет, оно слишком короткое.
- Ну, мама, оно ведь такое строгое, как я хотела!
- Ладно, куплю я тебе это черное платье.
Мы видим, что без употребления имен прилагательных девочка не смогла бы уговорить маму купить ей платье.
Еще один диалог из произведения для детей Надежды Купавы «Тигр»:
- Вот, мама, скажи, тигр какой?-
- Доченька, он полосатый,
Бывает и добрый, и злой…-
А дочка: - Еще усатый!
И мордочка, как у кота.
Глаза такие большие!
А где от ушей до хвоста
Ему полоски пришили? –
- Он, дочка, родился такой.
Папа и мама такие…
Таким образом, для разговорного стиля характерна эмоциональность, образность. Здесь есть большая свобода для выбора эмоциональных слов, в том числе прилагательных. К сожалению, люди в разговорной речи очень часто исключают прилагательные, видимо в целях экономии времени. Но наш пример доказывает, что порой мы не можем без них обойтись.
Заключение
Имя прилагательное – одна из основных частей речи в русском языке. Наша речь насыщена прилагательными – без них она была бы скучна, невыразительна и непонятна.
Имена прилагательные находят отражение во всех функциональных стилях языка, выполняя при этом различные функции:
Таким образом, роль имен прилагательных в русском языке очень велика. С их помощью письменные тексты и устная речь делается более информативной, выразительной, точной, емкой и красочной. На наш взгляд, наличие в речи человека имен прилагательных говорит о его высоком культурном уровне, о развитом образном мышлении и речи. Приятно беседовать с человеком, который использует имена прилагательные в своей речи для описания предметов и их качеств.
Библиографический список
Приложение 1
Приложение 2
Отличительные признаки прилагательного
Грамматические признаки | Имя прилагательное |
| Какой? Чей? Высокий человек, красивая песня |
| Признак предмета |
| К имени существительному: чистый воздух |
| По падежам, числам и родам: высокие сосны, острая боль, морской воздух |
|
|
Название: |
ВИЗИТНАЯ КАРТОЧКА ПРОЕКТА
ФИО руководителя проекта | Коновалова Елена Викторовна |
Место работы, должность | Учитель русского языка и литературы «МОУ СОШ № 32» |
ФИ учащихся | Сличенко Елизавета |
Место учебы, класс |
Ученица 5 класса «МОУ СОШ №32» |
Предметный раздел | Русский язык |
Межпредметные связи | Литература, информатика. |
Уровень владения учениками проектной технологией | Начальный уровень |
Тема проекта | Проект «Роль имен прилагательных в речи » |
Вид проекта | Информационно-исследовательский проект с использованием межпредметных связей; по продолжительности – краткосрочный. |
Цель проекта | Цель проекта - научиться употреблять прилагательные в своей речи. Для достижения цели проекта решено было исследовать данные науки о прилагательных, изучить их функции в различных стилях языка. Выявить роль прилагательных в различных функциональных стилях речи. |
Задачи | -собрать воедино, проанализировать и обобщить имеющуюся в справочной литературе информацию о прилагательных; -изучить тексты разных стилей - выяснить частоту употребления прилагательных и их роль в тексте разных стилей. -формировать умение правильно использовать их в речи. |
Этапы работы (перечень из содержания) | -формирование темы исследования; -подготовка презентации; -защита проекта; -коллективное обсуждение, результаты оценки. |
Реальность реализации и практическая ценность проекта | |
Краткое описание выполненного проекта | Реализуя проектную идею, школьница узнала много о функциональных стилях, употреблении прилагательных в разных стилях речи. Проанализировала тексты разных стилей. Усвоила значение понятия «стили речи». А также пришла к выводу, что прилагательные используются во всех функциональных стилях языка, выполняя при этом разные функции. Ученица научилась самостоятельно находить необходимую информацию, делать ее анализ, обобщать материал, сравнивать, рассуждать, делать выводы. Участница проекта пришла к выводу: необходимо постоянно знакомиться с текстами разных стилей, использовать прилагательные в речи, чтобы речь стала точнее, богаче. Для этого необходимо больше читать, обращаться к различным словарям, вести поисковую работу, обращаясь к творчеству писателей, трудам русских учёных. |
Презентация проекта | Защита проекта проходила в классе. Предполагается представление на школьной научной конференции. |
|
| Особенности реализации проекта |
Постановка задачи ученикам | -формировать умение правильно использовать в речи прилагательные, работать со справочной литературой, с Интернет ресурсами, составлять презентацию. | |
Ход выполнения проекта | ПЕРВЫЙ ШАГ: ученица выдвинула проблему: во всех ли функциональных стилях необходимы прилагательные? ШАГ ВТОРОЙ: - ученица собрала воедино, проанализировала и обобщила имеющуюся в справочной литературе информацию о стилях речи, роли прилагательных. ТРЕТИЙ ШАГ: - проанализировала тексты разных стилей. Оформление материала. Защита проекта. | |
Какие методы и приемы работы были освоены учащимися в работе над проектом | Методы исследования, наблюдения, логический анализ, метод обобщения. Приемы работы: -изучение различных источников; -работа с документами; -подбор текстов; -работа в сети Интернет. | |
Описание затруднений учителя, учащихся, возникших в процессе выполнения проекта и путей их разрешения |
| |
Требуемое оборудование для проведения проекта | Microsoft Word, Internet Explorer, программы для сканирования и обработки изображения, Power Point. | |
Принципы оценивания работ при проведении данного проекта | Оценка работы осуществляется по следующим критериям: тема проекта раскрыта полностью. Вывод: необходимо постоянно знакомиться с текстами различных стилей. Использовать прилагательные в речи, чтобы речь стала точнее, богаче. | |
Примеры работ | ||
Примеры ученических работ | Презентация |
Рефлексия по итогам работы | |
Отклики учеников | Работа над проектом заинтересовала пятиклассницу. |
Перспективы развития проекта | -провести классные часы об использовании прилагательных в разных стилях речи для учащихся младших классов. |
Мнение учителя (руководителя проекта) | |
На что следует обратить внимание при проведении проекта | |
Что можно улучшить при проведении подобного проекта | Создать подборку текстов региональных писателей для выявления роли прилагательных в разных стилях. |
При составлении шаблона использовались следующие материалы:
1.Шаблон VCT –проекта портала Сеть Творческих Учителей
Слайд 1
Информационно-исследовательский проект «Роль имени прилагательного в речи» Подготовила: Сличенко Елизавета учащаяся 5 класса МОУ СОШ № 32Слайд 2
Актуальность темы
Слайд 3
Проблема: во всех ли функциональных стилях речи необходимы прилагательные? Цель: изучение текстов и определение роли прилагательных в разных стилях языка: художественном, публицистическом, научном и разговорном.
Слайд 4
Имя прилагательное Прилагательное Краткая и полная формы Окончание Именная часть сказуемого Род Число Падеж Какой? Какая? Какие? Чей? Признак предмета Зависит от существительного Изменяемость Согласованное определение
Слайд 5
Роль имени прилагательного Художественный стиль Публицистический стиль Научный стиль Разговорный стиль
Слайд 6
Художественный стиль «… - Постой, - Отвечает ветер буйный, - Там за речкой тихоструйной Есть высокая гора, В ней глубокая нора; В той норе, во тьме печальной, Гроб качается хрустальный На цепях между столбов. Не видать ничьих следов Вкруг того пустого места; В том гробу твоя невеста…» А.С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях»
Слайд 7
Зимой и летом, осенью и весною хорош русский лес! В тихий зимний день выйдешь, бывало, в лес на лыжах – дышишь и не надышишься. Глубокие и чистые лежат под деревьями сугробы. Над лесными тропинками кружевными белыми арками согнулись под тяжестью инея стволы молодых берез. Тяжелыми шапками белого снега покрыты темно-зеленые ветви высоких и маленьких елей. Идешь по зимнему тихому лесу и не налюбуешься. Высокие, недвижные спят сосны. Синеватые тени их стройных стволов лежат на белых нетронутых сугробах. Невидимой жизнью полнится зимний лес. От дерева к дереву тянутся легкие беличьи следы, маленькие мышиные и птичьи следочки. И.С. Соколов-Микитов «Зимний лес»
Слайд 8
Публицистический стиль «В минувшую субботу Магнитогорская таможня двадцатый раз отметила профессиональный праздник. Современная таможня - один из важнейших государственных институтов. От того, как организована её работа, во многом зависит эффективность многих отраслей отечественной экономики, качество внешнеэкономических связей России и, в конечном счёте, уровень жизни россиян…» Газета «Магнитогорский металл», октябрь 2014 год
Слайд 9
Научный стиль ЛОДКА, лодочка, лодчонка ж. – гребное судно вообще; небольшое судно для речного и прибрежного плавания. Канонерская лодка – военное мелкое судно, с одною или двумя пушками большого калибра. Набойная лодка – с набоями, насадами, поднятыми бортами. В.И. Даль «Толковый словарь русского языка» В современном русском языке существует небольшая группа имен существительных с очень древними приставками: пра -, па - и су -. В словах пра дед, пра бабушка приставка пра - добавляет к корню значение « отдаленная степень прямого родства», в словах пра язык, прародина ее значение – « первоначальный , древний ». Учебник «Русский язык» 5 класс, часть первая
Слайд 10
Разговорный стиль - Мама, купи мне это платье. -Но оно такое дорогое. -Ну , мама, оно такое красивое и элегантное. -Нет, оно слишком короткое. -Ну, мама, оно ведь такое строгое, как я хотела. -Ладно, куплю я тебе это чёрное платье.
Слайд 11
Роль имени прилагательного Художественный стиль – 31-34 %; Публицистический стиль – 11-19 %; Научный стиль – 5-10 %.
Слайд 12
Прилагательное
Слайд 13
Спасибо за внимание!
Рисуем акварельное мороженое
Рисуют дети водопад
Два Мороза
Бабочка
Два плуга