Данная исследовательская работа была предсталена на IV городской научно-практической конференции Магнитогорского научного общества учащихся "Первые открытия" в 2015 году.
Вложение | Размер |
---|---|
issledovatelskaya_rabota_rol_mezhdometiy_v_rechi.doc | 153.5 КБ |
Направление (секция): гуманитарные науки (русский язык)
Тема: «Роль междометий в речи»
Учреждение: | МОУ «СОШ № 32», 7 класс |
Автор работы: | Бабина Анастасия Валерьевна |
Научный руководитель: | Коновалова Елена Викторовна, учитель русского языка и литературы |
Магнитогорск
2014
ОГЛАВЛЕНИЕ
Междометия – самый удивительный класс слов. Он не принадлежит ни к самостоятельным, ни к служебным частям речи. Относительно этого класса среди лингвистов всегда было много разногласий. Академик Л. В. Щерба называл их «неясной и туманной категорией», «досадным недоразумением», имея в виду путаницу взглядов на эту часть речи.
До сих пор иногда возникают споры о том, находятся ли вообще междометия в ведении лингвистики. Может быть, это неосознанный выкрик, инстинктивная реакция на что-то, свойственная не только человеку, но и животному? Однако сегодня уже мало кто придерживается подобного мнения.
Междометия – это слова-сигналы для выражения чувств и воли человека. Существует версия, что междометия были «первичными человеческими словами», эмоциональной реакцией людей на различные жизненные ситуации.
Несомненно, что междометия – древнейшая часть речи, история которой насчитывает десятки тысяч лет. Междометия характеризуют эмоциональную сферу языка и необходимы в нашем общении так же, как и любые другие части речи.
Я выбрала эту тему, потому что междометие - самый малоизученный грамматический класс, который в силу своего промежуточного положения в общей системе частей речи современного русского языка не получил еще полного, всеобъемлющего определения и исследования.
Междометия являются формирующимся, активно пополняемым классом слов. Проникая в русский литературный язык, междометия привносят с собой характерную для них в живой разговорной речи экспрессию, яркую эмоциональность и потому требуют обратить на себя внимание как на малоисследованное, но очень яркое стилистическое средство.
Показать, как важно употребление междометий в нашей речи. Проанализировать речь современных школьников, в частности учащихся старших классов средней общеобразовательной школы и их родителей, с точки зрения как количественного, так и качественного использования ими междометий.
1.3. Задачи.
- познакомиться с научной литературой о междометиях;
- выявить, каковы характерные признаки междометий;
- рассмотреть классификацию междометий с точки зрения происхождения, структуры и значения;
- проанализировать употребление междометий в значении других частей речи;
- рассмотреть использование междометий в разговорной речи, в художественной литературе, в публицистике;
- исследовать использование междометий в речи современных школьников через анкетирование;
- сделать выводы, какова роль междометий как стилистического средства.
Для решения поставленных задач использован социометрический опрос и интервьюирование; сбор и систематизация эмпирических материалов, анализ и интерпретация полученных данных, а также анкетирование и метод включенного наблюдения.
1.5.Практическая значимость.
Практическая значимость этой работы заключается в том, что собранные материалы о междометиях могут быть использованы на уроках русского языка при изучении тем «Морфология», «Культура речи» и при повторении пройденного материала из смежных разделов – «Лексика», «Словообразование».
Знание междометий и умение распознавать их в тексте поможет нам сделать собственную речь более живой и эмоциональной, научит видеть даже в маленьком незначительном слове часть единого, прекрасного, живого языка.
2.1. Характерные признаки междометий.
Междометие – это часть речи, включающая неизменяемые слова, служащие для выражения эмоций, чувств, побуждений, душевных состояний, но не называющие их.
В связной речи междометие выступает или как отдельное слово в предложении, или как самостоятельное односоставное предложение.
Междометия не относятся к основным частям речи, так как они не изменяются по родам и числам, не делятся на морфемы, не являются членами предложения, хотя и могут употребляться в значении других частей речи.
Междометия нельзя отнести и к служебным частям речи. В отличие от союзов, они не выполняют функцию связи членов предложения или частей сложного предложения. В отличие от предлогов, не выражают зависимость одного слова от другого. В отличие от частиц, не придают дополнительных смысловых оттенков словам или предложениям.
Междометия не имеют синтаксической связи с другими словами: ни от кого не зависят и никого себе не подчиняют.
Междометия – характерная принадлежность устной речи. В художественных произведениях они используются, главным образом, в диалогах. Для междометий характерна особая экспрессивная интонация, повышение тона. Некоторые из них в разговоре сопровождаются мимикой и жестами.
По своей внешней форме междометия чаще всего являются короткими возгласами, например: о! ах! эй! ага! ура! брысь! на! стоп! ха-ха-ха!.
Вместе с тем их нельзя считать непроизвольными (рефлекторными) выкриками, так как содержание междометий осознается людьми и используется как средство общения. Следовательно, междометия – это осмысленные речевые знаки выражения человеческих чувств и волеизъявлений.
2.2. Из истории исследования междометий.
Впервые как самостоятельная часть речи междометия были выделены в I веке до нашей эры в работе «О латинском языке» римского ученого-энциклопедиста Марка Теренция Варрона. Отсутствие у междометий времен и падежей побудило его отнести данные единицы к частицам. Таким образом, уже тогда было отмечено одно из основных свойств междометий – их неизменяемость.
В русском языке термин «междуметие» впервые появился в 1619 г. в «Грамматике» восточнославянского мыслителя и просветителя, архиепископа Мелетия Смотрицкого и являлся буквальным переводом латинского слова interjectio (inter — «между», а jectio — «бросание; невольное высказывание»).
В последующих научных исследованиях природа междометий определялась неоднозначно и сводилась к трем различным точкам зрения:
- междометия — это разнородный по составу синтаксический класс, стоящий вне деления слов по частям речи;
- междометия входят в систему частей речи, но стоят в ней изолированно;
- междометия входят в круг частей речи, а внутри последнего — в разряд «частиц речи» наряду с предлогами и союзами.
М. В. Ломоносов объединял междометия в одну группу с наречиями и местоимениями и считал, что они выполняют одну общую сократительную функцию.
Большой вклад в изучение междометий внес академик В.В. Виноградов. Он считал, что изучение междометий важно в плане исследования синтаксиса живой устной речи. Своеобразие междометий В.В. Виноградов видел в том, что они служат средством выражения эмоций, чувств и занимают в системе частей речи особое место: это и не знаменательная, и не служебная часть речи. В.В. Виноградов отмечал, что с «грамматической точки зрения междометия ущербны», потому что они не изменяются, не имеют грамматических форм, но при этом они «имеют осознанное коллективом смысловое содержание».
2.3. Классификация междометий.
Междометия принято классифицировать по происхождению, по структуре и по значению.
По происхождению междометия делятся на непроизводные (или первообразные) и производные.
Первообразные междометия не соотносятся с какими-либо знаменательными частями речи и могут состоять:
а) из одного гласного звука: а! о! э! и!;
б) из гласного и согласного звуков: ай! ой! эй! эх! ах! уф! ух!;
в) из согласного и гласного звуков: ба! на! ша! фу! фи! но!;
г) из двух гласных и согласного между ними: ага! увы! ого! угу!;
д) из двух согласных и гласного между ними: цыц! кыш! гоп!;
е) из одних согласных звуков: тсс! брр! гм! шш!;
ж) из нескольких (трех и более разных звуков): баю! тьфу! тпру!
Некоторые первообразные междометия могут быть удвоенными или утроенными: ой-ой-ой! ха-ха! о-го-го! а-а-а!, а также могут употребляться с частицами: ну-ка! ой ли! ну же!
Производными называются междометия:
а) образованные от слов других частей речи:
глаголов: помилуй! подумаешь! здравствуйте! погоди!;
существительных: батюшки! дудки! черт! крышка! ужас!;
местоимений: то-то! вот тебе! ну тебя!;
наречий: довольно! полно! прочь!;
б) образованные от слов, заимствованных из других языков:
алло! стоп! (из английского), баста! чао! браво! (из итальянского), мерси, марш (из французского), айда! каюк! (из тюркского), бис! (из латинского), капут (из немецкого) и другие.
Особое место среди производных междометий занимают устойчивые словосочетания и фразеологизмы: батюшки-светы, боже правый, скажите на милость, вот тебе раз и другие.
Производные междометия представляют собой наиболее активно пополняющуюся группу слов.
По своей структуре междометия могут быть простыми, сложными и составными.
Простые междометия состоят из одного слова: увы! ох! ах! ой! ага!
Сложные образованы соединением двух-трех междометий и имеют полуслитное (дефисное) написание: э-ге-гей!, цып-цып!, кис-кис!, э-хе-хе!
Составные междометия состоят из двух и более слов: увы и ах! как бы не так! мать честная! была - не была! вот поди ж ты! где наша не пропадала!
По значению междометия подразделяются на эмоциональные, этикетные, императивные (повелительные), глагольные.
К эмоциональным относятся междометия, выражающие различные эмоции и чувства человека. Ученые-лингвисты среди эмоциональных выделяют три группы междометий:
а) междометия, выражающие удовлетворение, положительную оценку фактов действительности: одобрение, удовольствие, радость, восхищение и другие (например, ага! ах! браво! о! ура! слава Богу!, вот это да!);
б) междометия, выражающие неудовлетворение, отрицательную оценку фактов действительности: упрек, порицание, протест, досаду, злость, гнев и другие (например, ну вот еще! брр! тьфу! фу! эх!);
в) междометия, выражающие удивление, недоумение, испуг, сомнение и т.п. (например, ба! батюшки! матушки!, ну и ну! подумать только! увы!).
Некоторые междометия являются многозначными и относятся одновременно к разным группам. Таковы междометия а!, ах!, ай!, ой!, эх! и другие. В зависимости от интонации, мимики, жестов они могут иметь разные значения. Так, например, сказанное по-разному междометие а может выражать: А! – доcаду, А-а-а… – понимание. Однозначного соответствия между известными эмоциями и междометиями — нет. Одно и то же междометие может выражать самые разные эмоции. И наоборот, какое-то одно чувство может выражать целый ряд междометий.
Почти все междометия, обслуживающие сферу эмоций, ярко экспрессивны. Тем не менее, у некоторых междометий экспрессивность может быть еще более усилена либо словообразовательно (с помощью суффиксов (аюшки, охохонюшки), либо лексически (например, сложением с местоимением: ох ты! ишь ты!).
Одной из разновидностей эмоциональных междометий являются бранные междометия. Они имеют резко негативную эмоциональную окраску и употребляются в грубой речи: черт! черт побери! проклятье! зараза! придурок! и другие. Сюда же относится и слово блин, повсеместно используемое в качестве бранного междометия при выражении досады, огорчения, недовольства и других отрицательных эмоций.
Этикетные междометия – это слова, связанные с выражением в речи норм этикета. Их условно можно разделить на следующие группы:
Пока! До скорого! Счастливо!);
3) междометия-благодарности (Спасибо! Благодарю вас! Мерси!);
4) междометия-извинения (Простите! Извините! Пардон!);
5) междометия-пожелания (Всего хорошего! Спокойной ночи! Доброе
утро! Добрый день! Счастливо! Удачи!);
6) междометия-приглашения (Проходи! Забегай! Милости просим!);
7) междометия-просьбы (Пожалуйста! Ради бога! Будьте любезны!
Будьте! Будь другом!).
Императивные или повелительные междометия выражают обращенные к людям или животным команды, побуждения:
а) зов, оклик, призыв: эй!, ау! (зов в лесу), алло! («слушай» или «слушаю»), караул! (крик о помощи), агу (род привета младенцу);
б) приказы двигаться или остановиться (моторные междометия): марш! айда! вперед! стоп! фьють!;
в) прямые приказы: вон!, прочь!, долой!, чш!, тсс!, просторечные приказы молчать - цыц!, нишкни!;
г) призывы и команды животным: кис-кис!, цып-цып!, ути-ути!, куть-куть! брысь! кыш! но! тпру!;
д) профессиональные междометия – специальные выкрики, сигналы, характерные для общения людей в сферах различной профессиональной деятельности: майна! вира! (строительное «поднимай», «опускай»), полундра! (морское «берегись»), есть! (военное «будет сделано»), бис! (театральная просьба повторить номер, выступление).
К этой же группе можно отнести междометные выкрики, помогающие регулировать работу: раз, два!; эй, ухнем! и другие.
Императивные междометия функционально близки к повелительному наклонению и имеют ряд общих с ним признаков.
Глагольные (звукоподражательные) междометия передают значения действия: бац, бух, хлоп, вжик, хвать, бултых, шмыг, щелк.
Такие междометия обладают глагольными признаками, а в предложениях играют роль сказуемого со значением законченного и неожиданного процесса в прошлом.
Некоторые лингвисты считают глагольные междометия переходной группой слов между глаголом и междометием.
Глагольные звукоподражательные междометия нужно отличать от звукоподражательных слов, которые представляют условное воспроизведение звуков, шумов, криков животных: динь-динь, му-у, гав-гав, чик-чирик, кар-р, мяу, кукареку. По синтаксической функции звукоподражательные слова сближаются с междометиями, однако отличаются от них по значению, так как не выражают каких-либо чувств или побуждений.
2.4. Междометия в значении других частей речи.
В составе предложения междометия всегда держатся обособленно, что подчеркивается постановкой запятой или восклицательного знака при письме, хотя иногда они могут употребляться в значении других частей речи. При этом междометие принимает конкретное лексическое значение и становится членом предложения. Например:
а) междометие в роли подлежащего, выполняет функцию существительного: В темноте прозвучало грозное эй.
б) междометие в роли сказуемого: Он бултых в воду. Если парень в горах не ах. Гуси здесь – ого-го!
в) междометие в роли дополнения: Вдруг я услышал вдалеке ау. Толпа провожала его насмешливым улю-лю.
г) междометие в роли определения: Ай да мёд!
д) междометие в роли обстоятельства: Народу полегло – жуть!
2.5. Стилистическое использование междометий.
Роль эмоций в жизни человека чрезвычайно велика. В обыденной жизни человек не столько рассуждает, сколько чувствует, и не столько объясняет, сколько оценивает. Одним из важнейших языковых знаков проявления человеческих чувств являются междометия. Экспрессивность междометий и их широкий эмоциональный диапазон представляют особый интерес для стилистики.
В учебнике под редакцией Д.Э. Розенталя отмечается: «Междометия широко используются как в разговорной речи, так и в речи художественной и публицистической. В обычном устно обиходном употреблении они служат средством передачи разнообразных чувств человека, его отношения к фактам действительности. В произведениях художественной литературы междометия не только передают чувства и состояние автора или героя – гнев, радость, сомнение, сожаление, усталость, но и усиливают эмоциональность высказывания».
Междометия художественного стиля встречаются в основном в поэзии и прозе XVIII-XIX веков. Они имеют возвышенный оттенок и звучат немного старомодно: о, увы, ах, полно, благодарю, вишь, чу.
Например, в поэме Н.А. Некрасова «Русские женщины» можно встретить следующие междометия.
Эмоциональные:
«Ах! То ли придется еще испытать!»
«Да что вы! Боже мой!»
«О, видит Бог!»
«Бог весть, увидимся ли вновь,
Увы! надежды нет».
Имперавтивные:
«Эй, кучер, погоди!»
«Чу! Музыка гремит».
В своей поэме Некрасов создал удивительные образы двух русских женщин-дворянок, решившихся разделить горькую судьбу со своими мужьями-декабристами, сосланными в Сибирь. Описываемая эпоха, социальное происхождение героев, их воспитание и образование, круг общения – все это повлияло на выбор междометий, используемых автором. А основные чувства, которые они передают – горечь, отчаяние, сомнение, сожаление, надежда и вера в лучшее.
Междометия разговорного стиля очень многочисленны и используются, главным образом, в диалогах для выражения различных чувств и эмоций. Многие из них сопровождаются жестами и мимикой.
Вот пример диалога героев из рассказа А.П. Чехова «Толстый и тонкий», в котором междометия помогают выразить радость и удивление от неожиданной встречи двух бывших друзей:
«- Порфирий!... Ты ли это? Голубчик мой! Сколько зим, сколько лет!
- Батюшки!... Миша! Друг детства! Откуда ты взялся?
- Милый мой!... Вот не ожидал! Вот сюрприз!... Ах ты, господи!...»
Среди междометий разговорного стиля особое место занимают междометия из молодежной лексики и сленга, которые в последние годы все более активно проникают в нашу речь. Все эти междометия имеют, как правило, сниженную стилистическую окраску: ни бум-бум, абзац, кранты, облом, клёво, круто, класс, отстой, прикольно.
Многие из них заимствованы из других языков: вау! (от англ. Wow!), окей! (OK), йес! (Yes!), упс! (Oops!).
Достаточно широко междометия используются в публицистике, где их стилистика зависит от типа публицистического материала.
Публицистика включает в себя большое количество жанров и стилей: от сухого изложения фактов до яркой образной речи.
Научный стиль полностью исключает использование эмоционально окрашенной лексики в письменной речи. В специализированных изданиях, монографиях и других научных трудах междометия отсутствуют. Официально-деловая письменная речь, как и научная, исключает использование междометий. Но вместе с тем во всех областях применения официально-деловой устной речи междометия присутствуют.
Информационные жанры достаточно бедны на использование экспрессивных и образных средств, в том числе междометий. В таких жанрах междометия встречаются чаще всего в прямой речи. Как правило, автор вводит в тексты реплику участника событий или авторитетного лица, тем самым придавая материалу достоверность.
Чаще всего в публицистике междометия встречаются в интервью, блиц-опросах, аналитических статьях, фельетонах.
В таких жанрах, как репортаж, журналистское расследование, обозрение, прогноз, междометия могут использоваться как способ создания акцента или оценки: Странно!, Удивительно!, Еще бы!, Невероятно, но факт!
Наибольшей эмоциональной насыщенностью отличаются художественно-публицистические жанры. Они занимают промежуточное положение между публицистикой и литературой, что существенно расширяет используемый круг средств экспрессивной выразительности.
Для того чтобы выяснить, что же окружающие люди знают о междометиях, я провела небольшой соцопрос среди учащихся 7-8 классов и их родителей. Цель опроса – выяснить, что знают школьники и их родители о междометиях, как часто их используют; определить, какое место занимают междометия в речи учащихся и их родителей. Всем были заданы такие вопросы:
Вот результаты опроса: 59 % взрослых знают, что такое междометия, 41 % не знают. Из детей, изучавших тему междометий в школе, 78% знает, что это такое, 12% не знают.
И взрослые, и дети часто употребляют междометия в разговорной речи. 85 % взрослых и 70 % детей не могу без них обойтись.
Среди предложенных междометий наибольшее затруднение вызвали «вира», «полундра», «бис», увы». Вот результаты:
Междометие | % правильных ответов среди детей | % неправильных ответов среди взрослых |
Батюшки | 19 | 78 |
Бис | 7 | 28 |
Классно | 72 | 85 |
Полундра | 2 | 47 |
Увы | 32 | 54 |
Вира | 5 | 42 |
Наиболее часто используемые эмоциональные междометия среди детей: «классно», прикольно», «супер», «вау», «капец», «окей»; среди взрослых: «слава Богу», «ой», «классно», «отлично», «ну ты даешь», «кошмар», «ага», «да ты что», «ну хватит».
Из области этикета чаще всего используются междометия: «здравствуйте», «до свидания», «привет», «пока», «спасибо», «на здоровье», «пожалуйста», «извините», «приятного аппетита», «спокойной ночи», «удачи».
Императивными и глагольными междометиями обе группы опрошенных пользуются мало. Самые употребляемые из них: «стоп», «марш», «айда», «кис-кис», «брысь», «бац», «эй», «хлоп».
Анализ ответов всех опрошенных позволил сделать вывод, что основные цели употребления междометий в речи школьников следующие:
- междометия нужны для выражения эмоций и чувств;
- делают нашу речь ярче и выразительнее;
- придают речи естественность и непринужденность;
- помогают преодолеть недостаток слов;
- определяют культуру речи.
В изучении междометий есть еще много нерешенных проблем. До сих пор существует множество различных взглядов на лексико-грамматическую природу междометий, а сами они в течение долгого времени являлись и являются объектом оживленных споров лингвистов.
Междометия присутствуют в нашей жизни постоянно, без них просто невозможно представить живой разговорный язык. С их помощью мы выражаем отчаяние и радость, восторг и досаду, страх и гнев, возмущение и недоверие, огорчение и удивление. Междометия – это озвученные эмоции, неназванные, но всем понятные.
Междометия принадлежат конкретному языку, конкретной культуре и заслуживают всестороннего изучения. Часть их включена в толковые словари, о них издаются книги. Междометия требуют перевода с одного языка на другой и специального изучения при овладении родным и иностранными языками.
Междометия – это яркое и незаменимое стилистическое средство. Они не только делают нашу речь эмоционально насыщенной, но и во многом определяют ее культуру.
V. Список использованной литературы.
7. http://studopedia.ru/2_80476_mezhdometiya.html
| ||
Название: |
ВИЗИТНАЯ КАРТОЧКА ПРОЕКТА
ФИО руководителя проекта | Коновалова Елена Викторовна |
Место работы, должность | Учитель русского языка и литературы «МОУ СОШ № 32» |
ФИО Учащихся | Бабина Анастасия |
Место учебы, класс | Ученица 7 класса «МОУ СОШ №32» |
Предметный раздел | Русский язык |
Межпредметные связи | Литература, информатика, история |
Уровень владения учениками проектной технологией | Начальный |
Тема проекта | Внутриклассный мини -проект «Роль междометий в речи» |
Вид проекта | Информационно-исследовательский проект, реализованный во время урока с использованием межпредметных связей; по характеру контактов – внутриклассный; по продолжительности – краткосрочный. |
Чем пахнут ремёсла? Джанни Родари
Кто самый сильный?
Рисуют дети водопад
Почта
Цветок или сорняк?