Вложение | Размер |
---|---|
prava_i_obyazannosti_podrostka.docx | 45.4 КБ |
Тезисы
Человек начинается с детства и уже в эту пору жизни он становится обладателем определенной совокупности прав. Особенности несовершеннолетнего возраста не могут не учитываться и в праве. Несовершеннолетний – уже не ребенок, но еще и не взрослый. Право должно не только учитывать эту особенность несовершеннолетних, но и защищать их от возможных нарушений их прав и свобод со стороны более «сильных» взрослых. Большое значение для воспитания несовершеннолетних имеют правовые нормы, регулирующие различного рода общественные отношения с их участием. Подростки должны знать те права (и обязанности), которые закреплены в действующих правовых актах за ними.
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Благовещенская средняя общеобразовательная школа №1»
Тема: Законодально – правовая база подростка
(права и обязанности подростка).
Выполнили:
ученица 11 Класса
МБОУ БСОШ №1
Терехова Марина
Ученица 11Класса
МБОУ БСОШ №1
Панова Анастасия
Руководитель:
учитель истории
Корягина О.П.
Содержание
Введение
Заключение
Введение
«Чтобы страна могла жить,
Нужно, чтобы жили права».
А.Мицкевич
Человек начинается с детства и уже в эту пору жизни он становится обладателем определенной совокупности прав. Особенности несовершеннолетнего возраста не могут не учитываться и в праве. Несовершеннолетний – уже не ребенок, но еще и не взрослый. Право должно не только учитывать эту особенность несовершеннолетних, но и защищать их от возможных нарушений их прав и свобод со стороны более «сильных» взрослых. Большое значение для воспитания несовершеннолетних имеют правовые нормы, регулирующие различного рода общественные отношения с их участием. Подростки должны знать те права (и обязанности), которые закреплены в действующих правовых актах за ними.
Противоречивая ситуация, сложившаяся в стране на современном этапе ( с одной стороны, человек получил реальные права и свободы, с другой, рост преступности , произвола, незащищенности личности) делает особенно актуальным правовое образование несовершеннолетних, как условие формирования правового сознания и правовой культуры, укрепления правопорядка. Правовое образование в современных условиях должно быть ориентировано, в первую очередь на личность, на выработку в сознании граждан понимания и уверенности, что право не даровано государством и не является элементом насилия над человеком. А изначально принадлежать самой личности и является условием ее свободы.
Разговор о «детских» проблемах (правах детей, обязанностях взрослых, проблемах подросткового самовыражения и т.д.) невозможен без анализа внушительного объема правовой информации.
3
Цель работы: комплексный анализ прав несовершеннолетних, их нормативного закрепления в российском и международном праве.
Задачи: 1. Рассмотреть исторический процесс правового регулирования отношений в сфере детства;
2.проанализировать законодательное закрепление прав несовершеннолетних и их защиты в современном российском конституционном, семейном, гражданском, трудовом праве .
Актуальность: защита прав ребенка в РФ относится к числу актуальных проблем, порожденных неблагополучием в положении несовершеннолетних, как в обществе, так и в семье. И трудно сказать, в чем причина такого неблагополучия и кто виноват в этом в первую очередь – государство или семья. Декларируемый интерес государства к детям тесно переплетается с бесспорным фактом потери семьей своего авторитета, когда традиционные защитные функции семьи сходят на нет. Особое местов системе мер поддержки детей занимают нормы права, закрепляющие возможность использования всех существующих в реальной действительности мер и способов обеспечения нормального духовного и физического развития ребенка.
Объект исследования: общественные отношения, связанные с реализацией и обеспечением прав и обязанностей несовершеннолетних.
Предмет исследования: законодательно-нормативная база прав и обязанностей ребенка.
Степень научной разработанности темы: становление общеправовой теории прав ребенка началось в середине 90-х годов ХХ века, когда после принятия Конвенции о правах ребенка, стали появляться сборники документов, связанные с положением ребенка в обществе и семье, его правовом статусе, охраной и защитой его прав и законных интересов.
Практическая значимость работы: работу можно использовать на заседаниях районного молодежного парламента, Школьной Республики, на классных часах, уроках по теме «Право на каждый день».
4
Декларация прав ребенка провозглашена Генеральной Ассамблеей ООН с целью обеспечить детям счастливое детство и пользование, на их собственное благо и на благо общества, предоставленными им правами и свободами.
Было бы несправедливо оставить без внимания международные акты, посвященние детям. Все эти декларации, конвенции и т.д., - есть составная часть нашей российской правовой системы. В 1924 году Лига наций приняла так называемую Женевскую декларацию, основной мыслью которой было создание детям условий для их нормального духовного, физического развития. И это на фоне Первой мировой войны, голода, разрухи. Понятно, что декларации это было суждено остаться только декларацией.
Сразу же после оканчания Второй мировой войны к этому вопросу вернулась Генеральная Ассамблея ООН – в 1945 был создан Детский фонд Организации Объединенных Наций (ЮНИСЕФ), а в 1948 году Генеральная Ассамблея ООН приняла Всеобщую декларацию прав человека, провозграсившую право на защиту семьи, естественной и основной ячейки общества, со стороны общества и государства. Особый пункт в этом документе был посвящен попечению и помощи материнству и младенчеству.
Однако поскольку защита прав ребенка имеет свою специфику. Понадобилось разработка и принятие специального акта. И в 959 году ООН приняла Декларацию прав ребенка, которая посвещана только несовершеннолетним детям.
Этот документ, несмотрря на скромный объем устанавливает наиболее важные правила:
- о равенстве всех детей независимо от расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических или иных убеждений, национального или социального происхождения, имужественного положения, рождения или иного обстоятельства, касающегося самого ребенка или его семьи;
5
- право на социальную защиту и социальное обеспечение ;
- право на имя и гражданство;
- право на здоровые рост и развитие; с этой целью социальные уход и охрана должны быть обеспечены как ему, так и его матери. Ребенку должно принадлежать право на надлежащие питание, жилище, развлечения и медицинское обслуживание;
- право на получение образования, которое должно быть бесплатным и обязательным , по крайней мере на начальных стадиях;
- право на первоочередную защиту и помощь и т.д.
Особо выделяются положения о воспитании ребенка в семье.Ребенок для полного и гармоничного развития его личности нуждается в любви и понимании. Он должен, когда это возможно, расти на попечении и под ответственностью своих родителей и во всяком случае в атмосфере любви моральной и материальной обеспеченности. Малолетний ребенок не должен, кроме тех случаев, когда имеются исключительные обстоятельства, быть разлучаем со своей матерью. На обществе и на органах публичной власти должна лежать обязанность осуществить свою заботу о детях, не имеющих семьи, и о детях, не имеющих достаточных средств к существованию.
Эта Декларация явилась прообразом Конвенции о правах ребенка (она появилась спустя 30 лет, в 1989 году), а также Семейного кодекса РФ.
6
1.2. Конвенция о правах ребенка декларирует предоставление необходимых защиты и содействия семье.
Конвенция о правах ребенка – очень важный документ, ее называют Великой хартией вольности для детей и даже Мировой Конституцией прав ребенка. Это международный договор, к которому наша страна присоединилась ( подписана от имени СССР 26.01.90, ратифицированы Постановлением ВС СССР от 13.06.90 № 1559).
Конвенция дает перечень всех прав ребенка, т.е. человеческого существа, не достигшего 18-ти лет. При обеспечении прав ребенка Конвенции прямо называет того, кто выступает гарантом любых прав несовершеннолетнего – это государство.
Конвенция провозглашает также:
- право ребенка на личную и семейную жизнь, неприкосновенность жилища и тайну корреспонденции, а также возможность защиты этих прав;
- ответственность обоих родителей за воспитание и развитие ребенка;
Государство обязано принимать меры к тому, чтобы ни один ребенок не был лишен права на доступ к услугам системы здравоохранения, а также к:
- снижению уровней смертности младенцев и детской смертности;
- обеспечению предоставления необходимой медицинской помощи и охраны здоровья всех детей.
Для реализации права каждого ребенка на образование государство:
- вводит бесплатное и обязательное начальное образование;
- поощряет развитие различных форм среднего образования – общего и профессионального;
- обеспечивает его доступность для всех детей и принимает такие необходимые меры, как введение бесплатного образования и предоставление в случае необходимости финансовой помощи;
7
- обеспечивает доступность высшего образования для всех на основе способностей с помощью всех необходимых средств;
- обеспечивает доступность информации и материалов в области образования и профессиональной подготовки для всех детей;
- принимает меры по содействию регулярному посещению школ и снижению числа учащихся, покинувших школу.
Конвенция особо оговаривает, что школьная дисциплина должна поддерживаться с помощью методов, отражающих уважение человеческого достоинства ребенка и в соответствии с Конвенцией.
Вне зависимости от формы образовательного учреждения, его ведомственной принадлежности, платности или бесплатности и тому подобных фкторов, образование ребенка должно быть направленно на:
- развитие личности, талантов и умственных и физических способностей ребенка в их самом полном объеме;
- воспитание уважения к родителям ребенка, его культурной сомобытности, языку и ценностям, к национальным ценностям страны, в которой ребенок проживает, страны его происхождения и к цивилизациям, отличным от его собственной;
- подготовку ребенка к сознательной жизни в свободном обществе в духе понимания, мира, терпимости. Равноправия мужчин и женщин и дружбы между всеми народами, этническими, национальными и религиозными группами, а также лицам из числа коренного населения;
- воспитание уважения к окружающей природе .
Ребенку, принадлежащему к этническому, религиозному или языковому меньшинству, не может быть отказано в праве пользоваться родным языком.
Наряду с правом на основной детский труд – учебу, государство признает и гарантирует право ребенка на отдых и досуг, право учавствовать в играх и развлеккательных мероприятиях, соответствующих его возрасту, и свободно учавствовать в культурной жизни и заниматься искусством.
8
В последнее время дети все чаще совершают преступления. Причем большинство преступлений, совершенных осужденными подростками в России, - тяжкие и особо тяжкие. Несовершеннолетних в основном осуждают за убийство, разбой, групповой грабеж, нанесение тяжких телесных повреждений,тяжелые формы вандализма, торговлю наркотиками, сексуальные преступления.
Специалисты утверждают, что в период между 14 и 18 годами подросток переходит на автономный уровень развития, и тогда его нельзы удержать никакими карательными мерами, никакими заборами. Единственный путь подавления подрастковой агрессии – воспитание. С которым, судя по всему, у нас в стране не все благополучно.
Конвенция обязывает государство признавать и обеспечивать следующие гарантии прав ребенка:
- презумпцию невиновности, пока, егго вина не будет доказана согласно закону;
- незамедлительное и непосредственное информирование его об обвинениях против него и, в случае необходимости, через его родителей или законных опекунови получение правовой и другой необходимой помощи при подготовке и осуществления своей защиты;
- свободу от принуждения к даче свидетельских показаний или признанию вины;изучение показаний свидетелей обвинения либо сомостоятельно , либо при помощи других лиц и обеспечение равноправного участия свидетелей защиты и изучение их показаний;
- бесплатную помощь переводчика, если ребенок не понимает используемого языка или не говорит на нем;
- полное уважение его личной жизни на всех стадиях разбирательства.
9
1.3. Конституция РФ.
Конституция РФ гарантирует защиту государством материнства, детства и семьи.
Впервые защита государством материнства и детства, а также семьи была провозглашена в Конституции СССР 1977года. Вся глава 2 «Права и свободы человека и гражданина «применима и к детям, поскольку основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения. Статья 38 Конституции РФ, посвященная именно материнству и детству, довольно мала – всего три предложения:
- материнство и детство, семья находятся под защитой государства;
-забота о детях, их воспитание – равное право и обязанность родителей;
- трудоспособные дети, достигшие 18 лет, должны заботиться о нетрудоспособных родителях.
Смысл же их довольно широк. Прежде всего это – подтверждение государственной политики в данной области, которая соответствует международно-правовым актам ООН. Каждый ребенок с момента рождения имеет гарантированное государством право на воспитание и заботу. Это право обеспечивается в первую очередь предоставлением родителям родительских прав, которые одновременно являются и обязанностями по воспитанию. Конституция подчеркивает равенство прав и обязанностей обоих родителей, основанное на общем конституционном принципе равенства прав и свобод мужчины и женщины.
Установило что:
- каждый из них до достижения детьми 18 лет имеет право и обязан воспитывать своих детей, заботиться об их здоровье, физическом, психическом и нравственном развитии;
- родители обязаны обеспечивать получение детьми основного общего образования;
10
- они являются законными представителями своих детей и вправе выступать в защиту их прав и интересов в отношениях с любыми лицами, в то м числе в суде, без специальных полномочий.
Установленно также, что расторжение брака родителей или их раздельное проживание не влияют на объем родительских прав. Отдельно проживающий родитель не только вправе, но и обязан принимать участие в воспитании ребенка, другой не в праве ему в этом препятствовать.
Родительские права не могут осуществляться в противоречии с интересами детей. Возможно привелечение к уголовной ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего, соединенные с жестоким обращением с несовершеннолетним.право детей на охрану здоровья обеспечивается посредством осуществления государственными и муниципальными учреждениями здравоохранения профилактических, лечебных и оздоровительных мероприятий. Права детей в сфере профориентации, профподготовки и занятости обеспечивается соответствующими мероприятиями и, в частности, путем предоставления несовершеннолетним работникам льгот при совмещении работы с обучением, квотировании рабочих мест и т.п.
Государственные органы обязаны сохранять и развивать учреждения, чья деятельность направлена на отдых и оздоровление детей.
11
1.4. Семейный кодекс
Семейный кодекс регулирует личные неимущественныые и имущественные отношения между родителями и детьми.
Семейный кодекс РФ – основной «семейный» закон,- действует с 1 марта 1996 года. Семейный кодекс развивает конституционные положения о защите семьи, материнства,отцовства и детства государством.
Это нормативно – правовой акт, который определяет всю систему семейного законодательства.
Он содержит:
- основные начала семейного законодательства;
- круг регулируемых семейным законодательством отношений;
- общие положения, касающиеся осуществления и защиты семейных прав и т.д.
Правовые нормы непосредственно относящиеся к несовершеннолетним, появились у нас в законодательстве только после принятия Семейного кодекса. По старому Кодексу о браке и семье 1969 года дети рассматривались скорее как объект родительской опеки, а не как обладатели каких-то особых прав. В Семейном же кодексе есть отдельная глава, посвященная правам несовершеннолетних детей. Рассмотрим ее подробнее.
В полном соответствии с международными нормами и, пожалуй, здравым смыслом, ребенком признается лицо, не достигшее возраста 18 лет (п. 1 ст. 54 Семейного кодекса).
Каждый ребенок имеет право (п.2 ст.54 Семейного кодекса):
- жить и воспитываться в семье, насколько это возможно;
- знать своих родителей;
-на родительскую заботу;
12
- на совместное проживание с родителями; за исключением случаев, когда это противоречит его интересам.
Ребенок имеет права на воспитание своими родителями, обеспечение его интересов, всестороннее развитие, уважение его человеческого достоинства.Местожительство ребенка при раздельном жительстве родителей определяется соглашением родителей, при отсутствии соглашения спор разрешается судом.
Право ребенка на воспитание включает в себя предоставление каждому ребенку в семье возможности расти физически и духовно здоровым, а также способным к полноценной самостоятельной жизни. И одна из важнейших частей надлежащего воспитания – уважение человеческого достоинства ребенка.
Статья 55 Семейного кодекса РФ устанавливает право ребенка на общение с родителями и другими родственниками. Расторжение брака родителей, признание его недействительным или раздельное проживание родителей не влияют на права ребенка.
Ребенок имеет право на защиту своих прав и законных интересов (ст.56 Семейного кодекса). Если ребенок признан полностью дееспособным, то он вправе сам себя защищать. Есть два случая, при наступлении которых несовершеннолетний может стать самостоятельным :
- вступление в брак, оформленный в установленном законном порядке, до достижения совершеннолетия (п. 2 ст.21 Гражданского кодекса РФ);
- эмансипация несовершеннолетнего (ст. 27 Гражднского кодекса РФ), т.е. объявление несовершеннолетнего полностью дееспособным по решению ограна опеки и попечительства.
Признанный дееспособным ребенок вправе не только самостоятельно осуществить свои права и обязанности, в том числе и семейно- правовые, но и защищать себя сам. Если же нет, то закон называет тех, кто отвечает за то, чтобы ребенок получил такую защиту:
- родители;
13
- лица, заменяющие родителей (опекуны, попечители);
- органы опеки и попечительства;
- прокурор;
- суд.
По поводу родителей следует отметить, что раздельное их проживание с ребенком не освобождает от обязанностей по защите его прав и интересов.
Семейный кодекс устанавливает, что ребенок имеет право на защиту от злоупотреблений со стороны родителейи лиц, их заменяющих.
Часто также родители- или один из родителей,- не выполняют своих родительских обязанностей, выполняют их не должным образом или злоупотребляют ими. В таком случае ребенок вполне вправе сомостоятельно обращаться за их защитой в орган опеки и попечительства , а по достижении возраста четырнадцати лет - в суд.
Нарушение прав ребенка возможно в результате не только действия, но и бездействия. Пример, невыполнение родительских обязанностей, проявляющихся в том, что родители не обеспечивают ребенка необходимыми вещами, питанием и т.д. Уклонения от выполнения родительских обязанностей также основание для решения родительских прав.
Право ребенка свободно выражать свое мнение закреплено в статье 12 Конвенции ООН о правах ребенка и статье 57 Семейного кодекса.
Ребенок в семье – такая же личность. Как и родители, поэтому имеет право принимать активное участие в решении вопросов, которые непосредственно его касаются.
Согласно статье 57 Семейного кодекса учет мнения ребенка, достигшего десяти лет, обязателен.
14
Есть ряд случаев, когда какие - либо действия не могут быть совершенны без согласия десятилетнего ребенка:
-изменение имени и фамилии ребенка(ст. 59 Семейного кодекса РФ);
- восстановление родителей в родительских правах (ст. 72 Семейного кодекса РФ);
- усыновление ( ст.132 Семейного кодекс РФ). ( Если до подачи заявления об усыновлении ребенок проживал в семье усыновителя и считает его своим родителем, усыновление, в порядке исключения, может быть произведено без получения согласия усыновляемого ребенка);
-записи усыновителей в качестве родителей ребенка( ст.136 Семейного кодекса РФ);
- передача ребенка на воспитание в приемную семью (ст.154 Семейного кодекса РФ).
Содержание ребенка – это обязанность родителей. Они обеспечивают его притание, одевают его, лечат, дают образование и т.д. если родители или один из них пренебрегают своими обязанностями, то средства на сдержание ребенку (т.е. алименты) взыскиваются по суду. Обязаннность содержания детей прекращается, когда ребенок достигает совершеннолетия или преобретает полную дееспособность до этого.
Помимо алиментов, ребенок может получать пенсию, пособия и другие регулярные и единовременные платежи от имени как государственных,муниципальных учреждений, организаций, так и различных благотворительных и иных фондов. Эти суммы – собственность ребенка, но они поступают в распоряжение родителей (лиц, их заменяющих) и расходуются ими на содержание, воспитание и образование ребенка.
Ребенок не имеет право собственности на имущество родителей, родители не имеют права собственности на имущество ребенка. Дети и родители, проживающие совместно, могут владеть и пользоваться имуществом друг друга по взаимному согласию.
15
1.5 Гражданский кодекс
Гражданский кодекс определяет дееспособностьмалолетних и несовершеннолетних.
Несовершеннолетние в возрасте от 14 до 18 лет могут совершать сделки с письменного согласия своих законных представителей. Причем сделка будет действительна как при наличии предварительного согласия, так и при последующем письменном одобрении родителями (усыновителями, попечителями). Нарушение этого правила может быть основанием бля признания судом сделки недействительной.Без разрешения родителей дети в этом возрвсте вправе самостоятельно:
-распоряжаться своими заработком, стипендией и иными доходами;
- осуществлять права автора произведения науки, литературы или искусства, изобретения или иногоохраняемого законом результата своей интелектуальной деятельности;
-в соответствии с законом вносить вклады в кредитные учреждения и распоряжаться ими;
-совершать мелкие бытовые сделки.
Эмансипация – относительно новое основание для признания ребенка, достигшего 16 лет, полностью дееспособным. Что для этого необходимо?
Надо, чтобы несовершеннолетний имел самостоятельный доход на основе постоянной работы по трудовому договору (контракту) или предпринимательской деятельности. Необходимо также согласие родителей или иных законных представителей на эмансипацию, а также решение органа опеки и попечительства, а если согласия родителей нет, то решение суда. Очевидно, что необходимо и желание самого ребенка.
Основная цель эмансипации – освободить ребенка, зарабатывающего деньги, от необходимости каждый раз получать согласие родителей.
Опека и попечительство над несовершеннолетними устанавливаются при:
- отсутствии у них родителей, усыновителей (сироты);
16
- лишении судом родителей родительских прав;
- а также если дети по иным причинам остались без родительского попечения ( например, родители уклоняются от их воспитания либо защиты их прав и интересов);
- признании родителей безвестно отсутствующими или недееспособными;
- нахождение родителей в лечебных учреждениях;
- объявление родителей умершими;
- пребывании родителей в исправительных учреждениях, в местах содержания под стражей;
- отказе родителей взять своих детей из воспитательных, лечебных учреждений, учреждений социальной защиты населения и т.д.
Основная задача опеки и попечительства – защищать права детей, поскольку они в силу возраста не могут защищщать себя самостоятельно и нуждаются в социальных мерах правовой помощи и содействия.
Опекуны и попечители являются законными представителями своих подопечных.
Ответственность за полноценное освоение обучавшимся общеобразовательной программы второй ступени и прохождение государственной аттестации его знаний несут родители и местный орган управления образованием.
Обучающиеся в государственном и муниципальном общеобразовательных учреждениях имеют право на:
- получение бесплатного общего образования ( начального, основного, среднего (полного)) в соответствии с государственнми общеобразовательными стандартнами;
- обучение в соответствии с государственными образовательными стандартами по индивидуальному учебному плану;ускоренный курс обучения.
17
Условия обучения по индивидуальным учебным планам регламентируются уставом общеобразовательного учреждения и другими предусмотренными уставом локальными актами;
- бесплатное пользование библиотечно – информационными ресурсами библиотеки общеобраазовательного учреждения;
- получение дополнительных ( в том числе платных) общеобразовательных услуг;
- участие в управлении общеобразовательным учреждением в форме, определяемой уставом общеобразовательного учреждения;
- уважение человеческого достоинства, права на свободу совести и информации, на свободное выражение собственных взглядов и убеждений.
Ученики обязаны:
- соблюдать устав общеобразовательного учреждения;
- добросовестно учиться;
- бережно относиться к имуществу учреждения;
- уважать часть и достоинство других обучающихся и работников учреждения;
- выполнять требования работников учреждения по соблюдению правил внутреннего распорядка.
18
1.6. Трудовой кодекс
Трудовой кодекс регулирует применение труда работников в возрасте до восемнадцати лет.
Заключение трудового договора допускается с теми, кто уже достиг шестнадцати лет. В случаях получения основного общего образования либо оставленная общеобразовательного учреждения трудовой договор могут заклучать лица, достигшие возраста пятнадцати лет. Трудовой кодекс РФ предусматривает возможность заключения трудового договора с подростками, достигшими 14 лет, но при условии что:
- четырнадцатилетний подросток является учащимся;
- работа относится к котегории легкого труда, не причиняющего вреда его здоровью;
- на заключении трудового договора с подростком, достигшим 14 лет, имеется согласие одного из родителей и органа опеки и попечительства.
Прежде всего,ни о каких подработках в ночных заведениях не может быть и речи( и более всего касается девушек). Гражданам до 18 лет нельзя работать в игорном бизнесе , ночных кабаре и клубах, а также на прочих работах, выполнение которых может причинить вред здоровью и нравственному развитию. Однозначно запрещается применение труда лиц в возрасте до 18 лет на подземных работах, а также с вредными и (или) опасными условиями труда.
Ограничения установлены в отношении:
- работ, выполняемых по определенным профессиям ( например, оператор стиральных машин);
- выдов работ ( например, все виды работ, связанных с бурением нефтяных, газовых и других скважин);
- работ, выполняемых в различных отраслях экономики( например, работ, выпоняемых рбочими на высоте).
19
Письменные договоры о полной материальной ответственности могут заключаться с работниками, достигшими 18 – летнего возраста.
Рассмотрим особенности отпусков для несовершеннолетних. продолжительность ежегодного основного оплачиваемого отпуска у них составляет 31 календарный день, причем отпуск предоставляется в удобное для них время.
Работника моложе 18 лет по их просьбе ежегодный отпуск за первый рабочий год предоставляется по истечения 6 месяцев непрерывной работы.
Ежегодный отпуск предоставляется работнику полностью.
Несовершеннолетнего нельзя послать в командировку, привлечь к сверхурочной или ночной работе, к работе в выходные и нерабочии праздничные дни. Если только чадо не трудиться в СМИ, кинематографе, театре, цирке, и не является профессиональным спортсменом.
В командировку обычным детям нельзя, даже если командировка педполагается в такую местность, что даже если возможно каждый день возвращаться домой.
Даже если несовершеннолетний согласен, работодатель не вправе привлекать его к работе в выходные и непраздничные дни.
На этот счет можно не беспокоиться: уволить несовершеннолетнего по инициативе работодателя практически невозможно. Во всяком случае, весьма сложно.
Увольнение работника без законного основания, с нарушением установленного порядка, без согласия государственной инспекции труда, комиссии по делам несовершеннолетних является незаконным ивлечет:
- восстановление на работе;
- оплату времени вынужденного прогула;
- вынесение по требованию работника решения о возмещении ему денежной компенсации морального вреда, причиненного указанными действиями. Размер этой компенсации определяется судом.
20
Всем несовершеннолетним нормы выработки устанавливаются исходя из норм взрослых работников с учетом сокращенной продолжительности рабочего времени:
- моложе 16 лет - 24 часа в неделю;
- от 16 до 18 - 36 часов в неделю.
21
1.7.Обязанности подростка
Между обязанностями и ответственностью существует тесная взаимосвязь.
Существуют два основных вида обязанностей: моральные и юридические. Они охватывают все отношения человека с другими людьми, с коллективом, обществом, государством.
Моральные обязанности состоят в уважении общественного мнения и закона, в нежелании быть подвергнутым осуждению со стороны окружающих, их презрению; в проявлении чувства собственного достоинства и чести. Их можно представить следующими требованиями:
За невыполнение моральных обязанностей, нарушение нравственных норм следуют моральные санкции: общественное осуждение в виде отрицательного мнения о человеке, нарушившем моральные требования. А также чувство стыда, угрызения совести самого нарушителя.
Однако среди обязанностей, в том числе подростков, есть такие, контроль за выполнением которых берет на себя государство в лице правоохранительных органов (полиция, суд, прокуратура).
Рассмотрим виды юридических обязанностей. Это конституционные обязанности, их устанавливает Конституция РФ.
Все граждане Российской Федерации обязаны:
22
За их невыполнение гражданин, в том числе несовершеннолетний, может привлекаться к четырем видам юридической ответственности:
-уголовной;
-административной;
-гражданской;
-дисциплинарной.
Уголовная ответственность несовершеннолетних
Уголовная ответственность-это самый строгий вид ответственности. Она следует за совершение преступлений, то есть наиболее опасных правонарушений.
Согласно ныне действующему УК РФ уголовная ответственность наступает, по общему правилу, с 16 лет( за все виды преступлений), но за некоторые преступления( 20 видов преступлений)- с 14 лет. За убийство, умышленное причинение тяжкого или средней тяжести вреда здоровью, похищение человека, изнасилование, кражу, разбой, грабеж, вымогательство, террористический акт, заведомо ложное сообщение об акте терроризма, захват заложника, угон транспортного средства, хулиганство при отягчающих обстоятельствах , хищение либо вымогательство наркотических веществ, хищение либо вымогательство оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств, вандализм; приведение в негодность транспортных средств или путей сообщения.
Однако установление возраста, с которого наступает уголовная ответственность, не означает, что дети до 14 лет могут вести себя безответственно, делать то, что им захочется. То, что запрещено Уголовным кодексом, запрещено для всех, независимо от возраста.
Совершение преступления в составе группы является отягчающим обстоятельством и влечет более строгое наказание.
23
Уголовные наказания для несовершеннолетних
Если несовершеннолетний совершил преступление небольшой или средней тяжести, наказание может быть ему заменено принудительными мерами воспитательного воздействия (отдача под надзор специализированному органу, обязанность возместить причиненный вред, запрет посещения определенных мест, ограничение пребывания вне дома и т.д.). Кроме того, по усмотрению суда несовершеннолетний может быть направлен в специализированное учебное заведение на срок до наступления совершеннолетия, но не более чем на 3 года.
Административная ответственность несовершеннолетних
Она следует за невыполнение обязанности соблюдать административное законодательство на основе Кодекса законов об административных правонарушениях.
Административная ответственность наступает с 16 лет. Примерами административных правонарушений являются: приобретение, хранение и потребление наркотических средств и психотропных веществ, жестокое обращение с животными, повреждение транспортных средств общего пользования, групповые передвижения с помехами для дорожного движения, распитие спиртных напитков и появление в нетрезвом виде в общественных местах, нарушение порядка обращения с оружием, правил пограничного режима, мелкое хулиганство, мелкое хищение, нарушение правил дорожного движения (в том числе безбилетный проезд). Однако если подросток совершает административный проступок, например, распивает спиртные напитки (включая пиво) или появляется в состоянии опьянения в общественном месте, и при этом ему нет 16 лет,
24
административную ответственность будут нести его родители.
Мелкое хулиганство- это нецензурная брань в общественных местах, оскорбительное приставание или другие действия, нарушающие общественный порядок и спокойствие граждан, уничтожение или повреждение чужого имущества.
С 17 лет добавляется требование, связанное с воинской обязанностью: юношам необходимо встать на воинский учет – пройти медицинскую комиссию в военкомате и получить приписное свидетельство (согласно ст. 9 Федерального Закона «О воинской обязанности и военной службе»).
Административными наказаниями, применяемыми к несовершеннолетним, являются: штраф, возмездное изъятие орудия правонарушения (например, ружья или орудия лова), конфискация такого орудия (безвозмездное изъятие), лишение специального права.
Дела об административных правонарушениях, совершенных несовершеннолетними, а также в их отношении, рассматриваются комиссиями по делам несовершеннолетних. Но составить протокол о правонарушении может и полиция.
Гражданско-правовая ответственность несовершеннолетних
Она наступает за причинение имущественного ущерба кому-либо или причинение вреда здоровью, чести и достоинству и т.д. Гражданско-правовая ответственность- это имущественное (как правило, денежное) возмещение вреда пострадавшему лицу. Даже если несовершеннолетний причинил ущерб имуществу, вред здоровью кого-либо или оскорбил чью-то честь и достоинство, то компенсировать это нужно будет в виде определенной денежной суммы. Она наступает с 14 лет.
Если правонарушителю нет 14 лет, гражданскую ответственность за причиненный им вред будут нести его родители или лица, их заменяющие.
Дисциплинарная ответственность несовершеннолетних
Этот вид ответственности наступает для несовершеннолетних, если они не
25
выполняют обязанностей по соблюдению учебной или трудовой
дисциплины.
Так, учащиеся обязаны соблюдать Правила для учащихся, обязаны подчинятся требованиям педагогов; заботиться о младших школьниках; соблюдать правила гигиены, иметь аккуратный вид; поддерживать чистоту в классах, в других помещениях; бережно относится к имуществу образовательного учреждения.
Учащимся запрещается совершать определенные действия: приносить, передавать или употреблять в учреждении спиртные напитки, токсические, наркотические вещества и оружие, табачные изделия; использовать любые средства, которые могут привести к взрывам и возгораниям; применять физическую силу для выяснения отношений; применять психическое насилие; заниматься вымогательством, а также осуществлять любые действия, очевидно влекущие за собой опасные последствия для окружающих.
Практически все образовательные учреждения содержат в своих уставах положения, которые запрещают сквернословить в учебных учреждениях, а также запрещают пропускать обязательные занятия в учебном учреждении без уважительной причины.
За неисполнение без уважительных причин обязанностей, а также за нарушение норм запретов к учащимся могут быть применены дисциплинарные меры воздействия, которые также содержаться в уставах образовательных учреждений.
В уставах содержатся следующие меры: объявление выговора, возложение обязанности возместить вред или принести публичное извинение, вызовов родителей (законных представителей) на собеседование и самое строгое взыскание – исключение из образовательного учреждения.
В соответствии с действующим законодательством исключить несовершеннолетнего из образовательного учреждения можно, во-первых, за совершение противоправных действий и, во-вторых, за грубые и
26
неоднократные нарушения устава образовательного учреждения.
Однако если такие нарушения допускают учащиеся, которым к моменту совершения нарушений не исполнилось 14 лет, то их исключить из образовательного учреждения нельзя.
Дисциплинарная ответственность может применяться также к несовершеннолетнему, если он работает по трудовому договору. Наступает она за нарушение трудовой дисциплины (опоздание, невыполнение своих обязанностей и т.д.). Существуют 3 вида дисциплинарной ответственности: замечание, выговор и увольнение.
27
Заключение
Мы, юные граждане России, «открыли» дверь в новом веке и живем в третьем тысячелетии. И от того, какими мы вырастим, во что будем верить, что будем принимать за основной устав в жизни, зависит судьба нашего Отечества.
В законодательно – нормативной базе прав ребенка права детей рассматриваются с точки зрения выполнения четырех основных задач: выживания, развития, запреты, обеспечения активного участия детей в жизни общества.
Выживание. Это неотъемлемое право на жизнь, на доступ к пунктам медицинского обслуживания, на уровень жизни, отвечающий стандарту
Развитие. Чтобы обеспечить каждому шанс на развитие своих потенциальных возможностей. Право ребенка на образование, отдых и развлечения, на свободу выражения взглядов, право на свободу совести.
Защита-это меры по защите детей в самых разнообразных ситуациях обеспечения активного участия в жизни общества. Это право ребенка выражать свои убеждения и добиваться того, чтобы их учитывали при принятии решения, касающегося его жизни, права на личную жизнь, тайну корреспонденции, и незаконного посягательства на честь и репутацию.
В нашей школе действует Школьная Республика. Ее основным законом является школьная Конституция.
Одним из факторов, влияющих на соблюдение общепринятых принципов и норм в сфере прав человека могла бы стать наша правовая грамотность, знание своих прав и способов их защиты. Ведь правовое государство – это не только законы, суды, правоохранительные органы. Правовое государство состоит из граждан, которые уважают права друг друга и не позволяют нарушить свои собственные, умеют их защищать.
В мире до сих пор нет правового государства, т.к. практическая реализация
28
прав человека задача сложная. Стремление хоть как – то продвинуться по пути освоения прав человека говорит о прогрессивности и гуманизме государства. В современном мире положение в области прав человека учитывается и при развитии международных связей.
Таким образом, права человека (и права ребенка) - это критерий внутренней и международной политики, проводимой государством, ее гуманного и человеческого измерения, который занимает определяющую позицию во всех сферах жизни людей и является основной движущей силой развития общества в современном мире.
29
Рисуют дети водопад
Сорняки
Мост Леонардо
Муравьиная кухня
Барсучья кладовая. Александр Барков