На подворье Пюхтицкого монастыря жила необычная монахиня с задорным звонким голосом, голубыми глазами необычайной глубины и доброты. Истории жизни, которой, хватило бы на несколько судеб. Она прошла Великую Отечественную Войну, конструировала двигатели для первых ракет, запускаемых в космическое пространство. В конце своего пути она посвятила жизнь Богу, и помогала людям, приходившим к ней. Времена рождают своих героев, одна из которых Малышева Наталья Владимировна.
Вложение | Размер |
---|---|
voin.konstruktor.monakhinya._malysheva_n.v._makusheva_.doc | 119.5 КБ |
«МАЛЫШЕВА НАТАЛЬЯ ВЛАДИМИРОВНА. ВОИН, КОНСТРУКТОР, МОНАХИНЯ...»
Автор:
Макушева Мария Викторовна
Учебное заведение:
МКОУ ДОД ЦДТ
Фотостудия «Трёхгорье»
Руководитель:
Мыльникова
Людмила Владимировна
Педагог дополнительного образования
МКОУ ДОД «ЦДТ»
Трехгорный - 2015
Глава 1. Малышева Наталья Владимировна............................................5
Глава 2. Война............................................................................................. 6
Глава 3. Конструктор, Н.В.Малыфшева................................................... 7
Глава 4. Монахиня Адрианна.................................................................... 10
Глава 5. Технология создания видеофильма............................................10
«МАЛЫШЕВА НАТАЛЬЯ ВЛАДИМИРОВНА. ВОИН, КОНСТРУКТОР, МОНАХИНЯ...»
Макушева Мария Викторовна
г. Трехгорный МКОУ ДОД "ЦДТ"
План исследования
Будь стойким, всей душой отдавайся делу,
Беззаветно люби Отечество
– и Бог тебя благословит на Веру!
Н.В.Малышева
На подворье Пюхтицкого монастыря жила необычная монахиня с задорным звонким голосом, голубыми глазами необычайной глубины и доброты. Истории жизни, которой, хватило бы на несколько судеб. Она прошла Великую Отечественную Войну, конструировала двигатели для первых ракет, запускаемых в космическое пространство. В конце своего пути она посвятила жизнь Богу, и помогала людям, приходившим к ней. Времена рождают своих героев, одна из которых Малышева Наталья Владимировна. Детство и юность – благодатная пора для привития чувства любви к Отечеству и важной задачей общества является патриотическое воспитание молодёжи. Но сведения о достижениях Отечества, в том числе авиации и космонавтики скупо излагаются в школьных учебниках. Одну из главных ролей в патриотическом воспитании молодёжи может сыграть повествование о людях, достойно прошедших свой жизненный путь.
Объектом исследования стала история жизни Натальи Малышевой. Предмет – деятельность Малышевой Натальи Владимировны.
Цель данной работы: выявить роль Малышевой Натальи Владимировны в патриотическом воспитании молодёжи.
Задачи исследования: на основе документальных источников и литературы изучить биографию Малышевой Н. В. в рамках исторических событий.
- систематизировать собранный материал;
- разработать сценарий фильма по изученным материалам;
- создать видеофильм на основе результатов исследования;
- определить роль личности Малышевой Н. В. в системе патриотического воспитания молодёжи.
Гипотеза: мы предполагаем, что создание телепроекта, на примере конкретной исторической личности Малышевой Натальи Владимировны – это современная, наглядная форма предоставления информации об исторических фактах, которая играет важную роль в патриотическом воспитании молодёжи.
Для решения поставленных задач были определенны методы исследования – поисковый, интервьюирования, историко-биографический, метод исторической реконструкции. В исследовании были использованы следующие источники: архивные материалы, воспоминания Малышевой Н. В., фотографии, личные дневники, музейные экспозиции. При исследовании вопроса о биографических данных основу составляли автобиографические воспоминания, воспоминания участников событий, архивные кино и фотоматериалы из Российского Государственного архива научно-технической документации (далее – РГАНДТ). Актуальность телепроекта заключается в заинтересованности молодого поколения историей Отечественной авиации и космонавтики, что создаёт условия для формирования духовно-богатого, социально-активного гражданина на примере конкретной исторической личности.
«МАЛЫШЕВА НАТАЛЬЯ ВЛАДИМИРОВНА. ВОИН, КОНСТРУКТОР, МОНАХИНЯ...»
Макушева Мария Викторовна
г. Трехгорный МКОУ ДОД "ЦДТ"
Научная статья.
Каждое время рождает своих героев. 12 декабря 2011 года исполнилось 90 лет ведущему конструктору Малышевой Наталье Владимировне. Она родилась, выросла и служила Отечеству в непростую эпоху, пережила войну и полностью соответствовала своему поколению по силе духа, целеустремленности, самоотдаче и верности долгу.
Систематизировав собранный материал, мы проследили хронологию жизни Малышевой Н. В.
Глава 1. Малышева Наталья Владимировна
Наталья Владимировна Малышева родилась 12 декабря 1921 года в Крыму, в семье земского врача городской больницы в Феодосии Малышева Владимира Петровича и учительницы Нины Николаевны. Наталья была вторым ребёнком в семье.
После гражданской войны в Крыму начался голод, и в 1922 году отец Натальи увез семью на родину в Курскую губернию, где был большой дом и сад. По линии ее отца многие предки были священниками. Отец работал главным врачом в местной больнице.
В 1925 году семья переехала в Москву по приглашению Д. И.Ульянова, старого друга семьи. Дмитрий Ильич заведовал медсанчастью при Коммунистическом университете. Будучи человеком, очень скромным, он никогда не афишировал своего родства со старшим братом, Владимиром Ильичом Лениным.
В Москве, у родителей родился сын Саша. Отец работал в медсанчасти, преподавал в первом медицинском институте, чтобы содержать большую семью. Мама была домохозяйкой и, будучи человеком верующим, часто посещала вместе с детьми расположенный недалеко Страстной девичий монастырь. В 1938 году монастырь, в здании которого с 1928 года размещался антирелигиозный музей, был снесен. В школе Наташа, уважая устои веры, не участвовала в представлениях против православия, но в церковь уже не ходила.
В 30-х годах ХХ века для советских школьников патриотизм заключался в отличных успехах в учебе, сознательной дисциплине и активном участии в общественной работе, в стремлении защищать Родину. Горячий интерес детей и молодежи к авиации поддерживался на государственном уровне. Осоавиахим создавал аэроклубы для взрослых и военно-прикладные кружки для детей по всей стране. Вот и Наташа после окончания седьмого класса балетной школы, готовилась к военной стезе: стреляла, занималась плаванием и гимнастикой, бегала на лыжах. Увлекалась конным спортом подражая кумиру кавалерист-девице Надежде Дуровой, первой в русской армии женщине-офицеру. Окончила курсы медсестер. Её заветной мечтой было небо, Но летать в аэроклубе не смогла по здоровью.
Успешно окончив двадцать восьмую школу в 1937 году, поступила в Московский авиационный институт, но закончить его не успела. В 1941 году началась война.
Глава 2. Война.
Фронт приближался к Москве, Наталья осталась в городе, добиваясь призыва в армию. 30 октября 1941 года она поступила в распоряжение дивизии Московских рабочих, куда входили 11 тысяч добровольцев в возврате от 16 до 60 лет, не подлежавших призыву. Ушёл на фронт и любимый человек Михаил Бабушкин, сын легендарного полярного лётчика Михаила Сергеевича Бабушкина. Михаил Бабушкин погиб осенью 1941 года. До конца жизни Наталья Владимировна не смогла найти себе человека близкого по духу, каким был Михаил Бабушкин.
Начались военные будни, в роте под командованием двадцатисемилетнего Героя Советского Союза Николая Михайловича Берендеева, было всего восемь девушек. Наталья Малышева была отличником боевой и политической подготовки. Так как она хорошо стреляла, ей выдали винтовку СВТ (винтовку Токарева). Уже к 25 ноября 1941 года Н.В Малышевой было присвоено звание ефрейтор. На выполнении своего первого боевого задания двадцатилетний ефрейтор Н. Малышева спасла жизнь своего однополчанина. Подвиг был отмечен, 16 декабря 1941 года была напечатана статья в газете «На защите Москвы». После отступления немецких войск от Москвы обновленная дивизия была переброшена на Северо-Западный фронт.
В 42-го году по окончании 3-месячных курсов в школе разведчиков в Гиреево, младший лейтенант Н. Малышева попала в армейскую разведку 16-й армии под командованием К.К. Рокоссовского, с которой прошла весь боевой путь. Закончила войну Наталья Малышева гвардии капитаном, была награждена орденом боевого Красного знамени, орденом Красной звезды, Орденом Отечественной войны. Медалями: «За боевые заслуги», «За оборону Москвы», «За оборону Сталинграда»
С 1947 по 1949 год Наталья Малышева служила в Берлине в группе оккупационных войск, была переводчиком. В Москву Гвардии капитан Малышева вернулась в мае 1949 года. И уже в сентябре восстановилась в Московском авиационном институте. Директор - профессор Н. В. Иноземцев.
Сразу после Победы в 1946 году Советом Министров СССР было принято постановление (№ 1017-499 от 13.05.1946) «Вопросы реактивного вооружения», в котором определялись задачи по скорейшему освоению и производству реактивного вооружения. Министерству высшего образования СССР было поручено организовать подготовку инженеров и научных работников по реактивной технике, а также переподготовку студентов старших курсов других специальностей на специальность по реактивному вооружению, обеспечив первый выпуск к концу 1946 года в количестве 300 человек.
Глава 3. Конструктор, Н.В. Малышева.
В 1951 году на кафедре самолетостроения «МАИ»1 под руководством В. М. Мясищева проводились работы по созданию дальних тяжелых стратегических бомбардировщиков с турбореактивными двигателями. В работах участвовали студенты МАИ, выполнившие по этой тематике дипломные проекты. Кафедра «Конструкции летательных аппаратов» (приказ № 155 от 12 июля 1952 года), готовила специалистов по ракетной технике (заведующий кафедрой доцент В. П. Соколов). Уже в 1952/53 учебном году выпущено 49 молодых специалистов. Среди них и Наталья Владимировна Малышева, защитившая в апреле 1952 года дипломный проект на отлично.
По распределению была направлена в НИИ-882 (директор Михаи́л Кузьми́ч Я́нгель), в ОКБ – 1 которым руководил Сергей Павлович Королёв. Конструктор Малышева Наталья Владимировна 11 лет проработала под руководством главного конструктора по двигателям Алексея Михайловича Исаева, была ведущим конструктором.
Уже шла «холодная война», в обстановке противостояния между СССР и США конструкторское бюро А.М.Исаева разрабатывало двигатели как для ракет систем ПВО так и космических летательных аппаратов.
Остановимся на некоторых из них.
Постановлением Совета Министров СССР от 20 ноября 1953 г. № 2838-1201 «О создании передвижной системы зенитного управляемого ракетного оружия для борьбы с авиацией противника» было определено создание ЗРК С-75. ЗРК С-75 мог поражать цели на дальности до 43 километров, в диапазоне высот от 0,5 до 30 километров и обладавших скоростью до 2300 км/ч. Начиная с принятия на вооружение система С-75 постоянно совершенствовалась. Последние модификации комплекса способны сбивать цели, имеющие скорость 3700 км/ч. Наиболее широко применялся за всю историю войск ПВО во всём мире. С-75 различных модификаций поставлялись более чем в 40 стран.
16 ноября 1959 года, под Сталинградом, ЗРК С-75 был уничтожен летевший на высоте 28 000 метров американский разведывательный аэростат с фотоаппаратурой для выявления объектов предназначенных для нападения с американских военных баз окружавших СССР. А 1 мая 1960 года под Свердловском был сбит самолёт-разведчик U-2 ВВС США, пилот Гэри Пауэрс был пленён. Пауэрс выполнял очередной полёт над СССР. Целью полёта была фотосъёмка военных и промышленных объектов Советского Союза и запись сигналов советских радиолокационных станций.
Наталья Владимировна была единственной женщиной в Государственной Приемной Комиссии, часто выезжала на испытания в Кап.Яр.
Так же Наталья Владимировна Малышева участвовала в разработке армейского оперативно-тактического ракетного комплекса 9К72 «Эльбрус» с ракетой 8К-14 (Р-17) предназначенной для поражения живой силы, пунктов управления, аэродромов и других объектов противника. Была ведущим конструктором по двигателю, главный конструктор ОКБ-2. А.М. Исаев. «Эльбрус» был разработан в 1958-1961 годах в СКБ-385 (главный конструктор - В.П. Макеев) с участием ряда КБ и НИИ. 24 марта 1962 года Постановлением Совмина СССР ракета Р-17 была принята на вооружение Советской армии. О надёжности ракет говорит тот факт, что серийное производство ракет было начато в 1961 году и продолжалось более четверти века с 1961 до 1987 года для ракетных частей сухопутных войск нашей страны, а также для стран Варшавского договора и ряда других зарубежных стран. За разработки стратегических ракет Наталья Владимировна была награждена орденом «Знак Почёта».
Проектирование межконтинентальной баллистической ракеты (МБР) Р-7 началось в 1953 году. Первенцем стала тормозная двигательная установка Ю.А.Гагарина двигатель однокамерный, приспособленный к пуску в вакууме и невесомости. Создавал импульс для схода с орбиты спутника на траекторию движения к Земле
Первый полностью успешный пуск Р-7 состоялся 21 августа 1957 года. После успешного запуска в космос 4 октября 1957 года Первого спутника Земли начались разработки динамических космических аппаратов.
28 июля 1960 г. был осуществлен запуск 1К №1 с собаками Лисичкой и Чайкой. Однако на 23-й секунде полёта произошёл отказ первой ступени ракеты-носителя.
19 августа 1960 г. был осуществлен старт 1К №2.
_____________________________________________________________________________
«МАИ»1 - Московский авиационный институт (национальный исследовательский университет) основан в 1930 году с целью обеспечения подготовки высококвалифицированных кадров для авиационной промышленности страны.
НИИ-882 – Государственный союзный головной научно-исследовательский институт № 88 Министерства вооружения создан 16 мая 1946 года на базе артиллерийского завода № 88[1].
.
После 17 оборотов вокруг Земли в катапультированном кресле собаки Белка и Стрелка благополучно приземлились в 10 км т расчетного места. Это было первое успешное возвращение из космического полета живых существ.
1 декабря 1960 г. на орбиту был выведен корабль 1К №5. Корабль был взорван 2 декабря в соответствии с логикой, предусматривающий его уничтожение в случае возможной посадки на чужую территорию. На орбите погибли собаки Пчёлка и Мушка.
22 декабря 1960 г. после старта 1К №6 произошла авария на участке работы третьей ступени носителя. Спускаемый аппарат отделился от приборного отсека и стал спускаться по баллистической траектории. Далее произошел еще один отказ: не сработала катапульта, как это было при приземлении Белки и Стрелки. Собаки Шутка и Комета нештатно приземлились в спускаемом аппарате, что и спасло им жизнь, т.к. в это время в Якутии очень холодно.
9 марта 1961 г. осуществлен пуск корабля – спутника ЗКА №1 с манекеном и собакой Чернушкой. Совершив один виток, корабль приземлился в положенном районе, в 260 км от Куйбышева. 25 марта 1961 г. состоялся пуск ЗКА №2 с манекеном «Иван Иванычем» и собакой звездочкой. Пуск и приземление прошли успешно.
12 апреля 1961 г. в 10 ч 55 мин. Состоялся первый полет человека. Через 1ч 48 мин. После старта Ю.А.Гагарина приземлился у деревни Смеловка Терновского района, Саратовской области.
С.П.Королев на торжественном приеме по случаю первого в истории человечества полета человека в космос сказал о коллективе А.М. Исаева: «Так надежно “тормозить” технический прогресс может только фирма А.М. Исаева»
Опыт создания первой тормозной двигательной установки позволил ОКБ – 2 перейти к разработке новых корректирующих двигательных установок, которые успешно используются на пилотируемых космических кораблях «Союз – ТМА» и грузовых кораблях «Прогресс – М»
Ученые и конструктора участвующие в подготовке к запуску человека в космос были отмечены правительством. Наталья Владимировна получила однокомнатную квартиру на проспекте Мира.
Разрабатывались ТДУ и для космических кораблей «Восход».
В дальнейшем Наталья Владимировна Малышева перевелась в НИИ-1, ныне ФГУП «Московский институт теплотехники» (МИТ), под руководством А.Д.Надирадзе, в Москве.
Где она так же участвовала в разработке подвижного грунтового ракетного комплекса c баллистической ракетой средней дальности 15Ж45 (РСД-10) «Пионер» (SS-20). Комплекс предназначен для поражения стационарных (наземных) стратегических объектов противника на дальностях до 5000 км. Состоял на вооружении РВСН СССР с 1976 по 1991 годы.
Кроме конструкторской деятельности Наталья Владимировна принимала активное участие в общественной жизни, была выдвинута кандидатом в депутаты в Верховный Совет России.
Глава 4. Монахиня Адрианна.
Так как с детства Наталья Владимировна была верующим человеком и пронесла веру через всю жизнь, в 1988 году уйдя на пенсию, она стала помогать на Московском подворье Свято-Успенского Пюхтицкого женского монастыря. Монастырь был в полуразрушенном состоянии, восстановление требовало колоссальных сил. В 2000 году она приняла монашеский постриг, став матушкой Адрианой. Но и в стенах монастыря матушка Адриана встречалась со школьниками и студентами, рассказывая им о войне и о создании ракет, которые составили основу стратегических ядерных сил России, тем самым пробуждая в молодом поколении любовь и уважение к Родине. За подвижническое служение Русской Православной Церкви матушка Адриана была награждена международной премией «За Веру и Верность».
12 декабря 2011 года Наталья Владимировна отметила девяностолетний юбилей. Прожив жизнь, которой, хватило бы на несколько судеб, Наталья Владимировна до конца оставалась радостной, у нее был живой характер, с добрым юмором. Этим она очень притягивала к себе людей. Ушла из жизни Наталья Владимировна 4 февраля 2012 года.
Глава 5. Технология создания видеофильма.
Используя метод исторической реконструкции, мы разработали технологию создания видеофильма.
Изучив источники, мы отобрали материалы, подобрали музыкальное сопровождение, написали сценарий1 (Приложение I) фильма. Сделав сценарную раскадровку2 фильма, мы приступили к работе, используя собранный и систематизированный видео и фотоматериал. Монтируя3 фильм, мы использовали программу Pinnacle Studio Plus 11.
Алгоритм монтажа видеофильма в программе Pinnacle Studio Plus
1. Загрузили исходный материал на жесткий диск ПК
2. Перенесли фотографии и видеосцены из окна «Альбом» в окно «Фильм» (клипы).
3.Разместили последовательно фото - и видео- материалы на «Видеодорожке», на «Линии времени» по сценарию.
4. Альбом « Переходы» содержит большой набор перетаскиваемых переходов клипа. Для получения плавного изображения в начале и в конце фильма использовали переход- фейдер(затухание), между слайдами - растворение. Переходы накладываются между клипами, как на линии «Сценарий», так и на «Линии времени».
5. Раздел альбома «Титры» содержит набор текстовых титров различных стилей, которые используются для полноэкранных или наложенных титров, в начале и в конце фильма. Титры мы накладываем на «Наложенную дорожку» на «Линии времени».
6. На дополнительной дорожке титров между клипами устанавливаются переходы - затухание.
7. Функцию «Картинка в картинке» использовали для наложения дополнительного изображения на основное при монтаже фильма. Дополнительное изображение накладывается на «Наложенную дорожку» на «Линии времени».
8. Видеоклипы из документальных фильмов добавляли при создании фильма. Используется автоматическая разбивка документального фильма на сцены.
9.Для сочетания с кадрам хроники и поддержания единой цветовой схемы добавляли цветовой эффект (сепия).
10.Для наложения голоса автора (звуковой файл wow), перетаскиваем файл на дорожку звуковых эффектов на «Линии времени» в окне «Фильм».
11.Вывод предварительного видеофильма в формате АVI.
12. Для наложения и редактирования фоновой музыки (звуковой файл wow), перетаскиваем файл на дорожку музыкальных эффектов на «Линии времени» в окне «Фильм».
13.Накладываем музыку на музыкальную дорожку по принципу наложения звука.
14.Выводим видеофильм в формате MPЕG
Закадровый текст озвучивала Макушева Мария.
_________________________________________________________________________________________________
1 Сценарий – это литературно-историческое произведение, написанное как основа для создания видеофильма.
2 Сценарная раскадровка - зарисовка схемы будущего фильма
3 Монтаж фильма – творческий и технический процесс в создании фильма, позволяющий в результате киносъёмки получить единое, композиционно целое произведение.
3. Заключение
Создав сценарий из материалов интервью, мы воссоздали эпизоды жизни Натальи Владимировны. В сценарии (Приложение1) присутствуют автор и герой фильма. Сделав сценарную раскадровку (Приложение2) будущего фильма, мы приступили к работе, используя собранный и систематизированный фото - и видеоматериал. Монтируя3 (Приложение3) фильм, мы использовали программу Pinnacle Studio Plus, которая позволяет сделать фильм интересным благодаря различным видеоэффектам.
Каждое время рождает своих героев. Наталья Владимировна Малышева выросла и служила Отчизне в непростую эпоху, пережив войну, она соответствовала своему поколению по силе духа, целеустремленности, самоотдаче и верности долгу. Фильм «Наталья Владимировна Малышева. Воин, конструктор, монахиня...» был представлен учащимся на тематических занятиях в городской библиотеке и в Центре детского творчества. Предполагается трансляция на сайте Центра детского творчества. Работая над фильмом, мы узнали много биографического материала из жизни Натальи Владимировны Малышевой. Создавая телепроект, в первую очередь мы учимся сами, познавая историю Отечества. Практическая значимость телепроекта (Приложение 4) заключается в том, что фильм «Наталья Владимировна Малышева. Воин, конструктор, монахиня...» даёт возможность узнать историю на примере конкретной исторической личности Малышевой Натальи Владимировны, воина, конструктора, монахини. В дальнейшем мы готовы привлечь к работе по созданию фильмов новых воспитанников.
___________________________________________________________________________________________________________________
1 Сценарий – это литературно-историческое произведение, написанное как основа для создания видеофильма.
2 Сценарная раскадровка - зарисовка схемы будущего фильма
3 Монтаж фильма – творческий и технический процесс в создании фильма, позволяющий в результате киносъёмки получить единое, композиционно целое произведение.
4. Вывод
Таким образом, в ходе работы мы пришли к выводу, что создание и показ видеофильмов, создание телепроектов – это современная, наглядная и содержательная форма предоставления информации об исторических фактах, что играет важную роль в патриотическом воспитании молодёжи. Мы будем продолжать работу над телепроектом1, создавая новые фильмы.
5. Список литературы
3.Н.Леонтьев. «Авиопанорама», 1998 г., № 2.
4.В.Варенников. «Вопросы истории», 1988г., №2
5. Ф.Цетилин. «Авиация и космонавтика», 1993г., № 9-10
6.Б.Черток. «Ракеты и люди», т. 2.
7.О. Чечеин. «Студенческий меридиан», 1986г., №4
8.http://ru.wikipedia.
9.http://adriana.su/video/
10. Александра Белуза. Как разведчица Малышева стала матушкой Адрианой. http://www.pravoslavie.ru/smi/1015.htm
11.Василий Песков, Фотографии из архива Натальи Малышевой, в монашестве матушки Адрианы http://www.kp.by/daily/24239.3/438318/
12 .Анна Данилова. Прожить жизнь в меру матушки Адрианы .
http://www.pravmir.ru/prozhit-zhizn-v-meru-matushki-adriany/
13. Монахиня в чине майора. http://www.rg.ru/2009/12/24/matushka.html
14. Майор Наталия монахиня Адриана. Путь в 90 лет. http://www.pravmir.ru/major-natalia-monaxinya-adriana-put-v-90-let-video/
15. C-75. http. wikipedia.Org/wiki/%D1-75
16. Исаев Алексей Михайлович. http. wikipedia.Org/wiki/%F7
17. Двигатель мягкой посадки. http://turoscosmos.ru/frm/vestidata/2008/vesti25 10 8 3.php
Украшаем стену пушистыми кисточками и помпончиками
Дымковский петушок
А теперь — мультфильм
Мать-и-мачеха
Четыре художника. Осень