Социологическое исследование «Интернет в жизни современных подростков"посвящено изучению проблемы- какую роль играет Интернет в жизни современных подростков, это все-таки благо или зло, средство получения информации или средство для развлечения?
Вложение | Размер |
---|---|
nikitina_v._internet_v_zhizni_sovremennyh_podrostkov_14_-_15_let.docx | 55.95 КБ |
Название работы Социологическое исследование
«Интернет в жизни современных подростков»
Автор работы:
учащаяся 10 «А» класса
МБОУ «СОШ № 5» г. Калуги
Никитина Валерия
Научный руководитель:
учитель истории и обществознания
Артёмова Юлия Сергеевна
Калуга
2015
Содержание
Введение……………………………………………………………..…………….2
Глава 1. Интернет. Средство получения информации или средство для развлечения?.........................................................................................................3-5
Глава 2. Правила пользования Интернетом…………………………………..6-7
Заключение………………………………………………………………………..8
Список использованной литературы…………………………………………….9
Приложение…………………………………………………………………..10-15
Введение.
Я, как и все школьники пользуюсь всемирной паутиной. Считаю, что Интернет - это величайшее и удивительное изобретение прошлого столетия, при помощи которого человечество совершило огромный скачёк в будущее, дало стимул к прогрессу. Интерне́т (англ. Internet) — всемирная система объединённых компьютерных сетей, построенная на базе протокола IP и маршрутизации IP-пакетов. Интернет образует глобальное информационное пространство, служит физической основой для Всемирной паутины (WorldWideWeb, WWW) и множества других систем (протоколов) передачи данных.[1] Сейчас в один момент можно получить любую интересующую нас информацию на заданную тему, связаться с любой точкой мира за считанные секунды. Сегодня в интернете можно найти все что угодно – от информации, до развлечений.
Как привлекательно Интернет пространство для меня и моих одноклассников. Цель моего исследования, определить какую роль играет Интернет в жизни современных подростков, это все-таки благо или зло, средство получения информации или средство для развлечения?
Были определены задачи:
1. Определить как часто и сколько времени подростки тратят на пользование Интернетом?
2. Через выявление самых посещаемых сайтов определить наиболее популярные.
3. Выяснить, как ученики используют Интернет в образовательных целях.
4. Определить степень осведомленности учеников о правилах пользования Интернетом.
5. Установить, кто контролирует процесс пользования Интернетом подростками и есть ли вообще такой контроль?
6. На основе полученных данных установить приоритет развлекательных и образовательных возможностей Всемирной паутины для подростков.
7. Составить рекомендации по пользованию Интернетом подростками, организовать и провести классные часы в качестве консультанта.
В начале исследования была выдвинута гипотеза, что современные подростки много времени тратят на развлечения, общение в сети Интернет. И при большой открытости и доступности интересной информации не так часто обращаются к Всемирной паутине. Так ли это мы попытались выяснить, проведя социологический опрос. Респонденты – это подростки в возрасте 14 – 15 лет. Им было предложено ответить на вопросы составленной нами анкеты (Приложение № 1). Всего в опросе приняли участие 75 школьников.
Глава 1. Интернет. Средство получения информации или средство для развлечения?
Еще когда-то великий немецкий филолог, философ, языковед, государственный деятель, дипломат Вильгельм фон Гумбольдт(1767 — 1835) сказал: не человек овладевает языком, а язык овладевает человеком. Мы же можем сказать — не человек овладевает интернетом, а интернет овладевает человеком. Мои одноклассники, сверстники увлечены общением через Интернет, активно пользуются социальными сетями, скачивают различную информацию из сети. Сегодня можно фильмы, а также игры и музыку скачать бесплатно в Интернете – через протокол торрент. Он позволяет многим пользователям одновременно обмениваться файлами и информацией. Для тех, кто хочет просто отвлечься – существуют сайты приколов. Приколы, популярные мемы, и видеоприколы– привлекательны для подростков. Популярны и платформы, онлайн сервисы или веб-сайты, предназначенные для построения, отражения и организации социальных взаимоотношений, визуализацией которых являются социальные графы.
Получается, что подростки много времени тратят на Интернет. Так ли это? Результаты социологического опроса показали, что88 % учащихся имеют выход в Интернет. 12 % по различным причинам выхода в Интернет не имеют. На вопрос «Как часто Вы пользуетесь Интернетом?» подростки ответили: «каждый день» –80 %, «время от времени» – 15 % , «очень редко» – 5 %. Результаты опроса свидетельствуют о наличии некоторой «интернет зависимости» у подростков. Интернет-зависсимость (англ. Internetaddiction, IA или англ. Internetaddictiondisorder, IAD) — психическое расстройство, навязчивое желание подключиться к Интернету и болезненная неспособность вовремя отключиться от Интернета[2]. По результатам проведенного мною опроса 14 % подростков проводят в сети 10 и более часов. 19 % опрошенных тратят в день на Всемирную паутину от 6 до 8 часов; 17 % - от 5 до 6 часов; 19 % - от 3 до 4 часов; 31 % посвящает Интернету от 1 до 2 часов в день. Известно, что в современном мире Интернет с каждым годом приобретает все большую популярность и становится неотъемлемой частью жизни многих подростков. Зачастую его используют для развлечения или учебы, планирования отдыха или поиска нужной информации. Но многие из нас настолько привыкают к Интернету, что проводят почти все свободное время у компьютера. В совокупности 50 % опрошенных более 5 часов в день проводят в сети. Виртуальная жизнь заменяет им реальность, они не могут провести ни дня без Online-игр, электронной почты или социальных сетей. Считаю, что полученные результаты должны привлечь внимание, прежде всего родителей учащихся, так как время, потраченное на Интернете, могло бы быть использовано на подготовку уроков, чтение книг, работу по дому и т.д.
Может быть, все не так плохо, и учащиеся тратят время на Интернет с целью образования и самообразования. Так ли это? На вопрос, «Какие сайты Вы посещаете чаще всего?» были получены следующие ответы: 88 % подростков отдали предпочтение социальным сетям. Почему так происходит? Интернет предоставляет огромные информационные возможности и возможности общения друг с другом на больших расстояниях. Поэтому социальные сети и пользуются большой популярностью сегодня. Наиболее популярной сетью для подростков 14 – 15 лет является сеть "В Контакте" (55 % опрошенных определили ее как наиболее популярную) (Приложение №2). Подростки в социальных сетях видит инструмент для общения и самовыражения. Поэтому они часто попадают в сильную зависимость от них. У моих сверстников в сети существует игра «У кого больше друзей?» У самых активных пользователей социальных сетей их количество может доходить до пяти тысяч. Возникает естественный вопрос: Зачем столько?
Наукой доказано, что среднестатистический человек может запомнить не более 200 человек, а иметь близких друзей он может не более 5-10 человек. Но имея в сети большое количество друзей для общения, реально мы общаемся с определенным кругом людей.
Психологи утверждают, что чрезмерное увлечение социальными сетями может пагубно повлиять на психику ребенка. Он может просто замкнуться в себе, перестать общаться с родителями и друзьями в реальной жизни. Все его существующие комплексы могут развиться с еще большей силой и не дать ему возможности уже в дальнейшем жить нормально в реальном мире. Поэтому из всемирной информационной паутины необходимо брать только самое лучшее. По возможности родители должны определить своему ребенку время нахождения в социальных сетях. И самое главное давать возможность больше общаться со своими сверстниками вживую, и не давать забывать, что существует реальная жизнь.[3] Важно само осознание факта зависимости, необходимо соблюдать рекомендации по ее преодолению (Приложение № 3).
Предпочтение у сайтов, предоставляющих возможность развлечений: в числе наиболее посещаемых 42 % назвали сайты содержащие музыку и фильмы; игровые 39 %; чаты и форумы – 25 %. Получается, что Интернет – как средство развлечения используется гораздо чаще, чем как средство для получения полезной информации в образовательных целях. Сайты с готовыми докладами и рефератами часто посещают 35 % опрошенных, сайты энциклопедий – 25 % респондентов; сайты учебной литературы и сайты СМИ по 5 % опрошенных. В образовательных целях в целом, конечно, 90 % опрошенных, так или иначе, обращаются к Интернету. 10 % не используют Интернет в образовательных целях. Мне кажется, что необходимо на уроках разъяснять учащимся образовательные возможности Всемирной паутины. Какое огромное количество сайтов энциклопедического характера можно рассматривать в качестве источника полезной информации к урокам, самообразования. Наиболее знаком моим одноклассникам сайт "Википедия" - версия энциклопедии на русском языке". Однако мало кто знает о таких значимых сайтах энциклопедического характера как –«Яндекс.Словари" - поиск толкований и переводов, «Люди" - биографии различных людей, "Dic.academic.ru" - онлайн-словари и энциклопедии, "Кругосвет" - универсальная энциклопедия, "Русский биографический словарь, "Неизвестные герои" - галерея героев ВОВ, "Floranimal" - о животных и растениях, "Православная энциклопедия" - электронная версия, "Российский астрономический портал", "Химик.ру" - сайт о химии, Нобелевские лауреаты, "Мой город" - энциклопедия городов и регионов РФ и т.д.
В результате опроса мы установили, что используется Интернет в образовательных целях крайне ограниченно, например 51 % осуществляет поиск информации для рефератов и докладов с целью подготовки к урокам; познавательную информацию для собственного развития используют 38 % подростков. И это преимущественно осуществляется самостоятельно. Поскольку респондентам было предложено самим определить и назвать, как они используют Интернет для образовательных целей, то количество названных вариантов все - таки ограничено. Возможно варианты расширятся, когда на следующий год в 11 – м классе нам предстоит сдавать экзамены в рамках государственной итоговой аттестации. И тогда мы меньше будем тратить времени в сети Интернет на развлечения.
Глава 2. Правила пользования Интернетом.
В ходе опроса мы пытались выяснить, кто жеконтролирует процесс пользования Интернетом подростками и есть ли вообще такой контроль. В итоге мы выяснили, что о правилах пользования Интернетом знают 68 % опрошенных. 32 % к сожалению, такой информацией не владеют. Но знать – это только теория, на практике правилами пользуются только 56 % опрошенных подростков. На предложение назвать правила пользования Интернетом, были обозначены - не открывать спамы (20 %); не посещать запрещенные для просмотра сайты (44 %). Причем четко следуют указанным правилам 15 %, частично соблюдают 47 %, не соблюдают 38 % опрошенных.
Все - таки необходимо проводить систематическую работу по разъяснению правил пользования Интернетом. Ведь велика вероятность, что при отсутствии контроля со стороны родителей, взрослых возможно знакомство подростков с вредной для их психики информацией. К информации, ограниченной для распространения среди детей определенных возрастных категорий, относится информация: 1) представляемая в виде изображения или описания жестокости, физического и (или) психического насилия, преступления или иного антиобщественного действия; 2) вызывающая у детей страх, ужас или панику, в том числе представляемая в виде изображения или описания в унижающей человеческое достоинство форме ненасильственной смерти, заболевания, самоубийства, несчастного случая, аварии или катастрофы и (или) их последствий; 3) представляемая в виде изображения или описания отношений между мужчиной и женщиной; 4) содержащая бранные слова и выражения, не относящиеся к нецензурной брани[4].
К сожалению, опрос показал, что отсутствует контроль со стороны родителей над процессом пользования Интернетом их детей. 60 % опрошенных указали, что никто из родителей, близких родственников не контролирует этот процесс; 32 % указали, что такой контроль всетаки есть; 8 % опрошенных честно указали, что делают это самостоятельно. Вероятно, что они действительно вредные сайты не посещают. У 44 %подростков существуют некоторые ограничения в пользовании Всемирной паутиной (у 29 % это ограничения во времени, у 15 % подростков ограничения заключаются в установленном пароле доступа к сети). У 56 % респондентов по итогам опроса никаких ограничений нет. Хочется верить, что возможно на компьютерах стоит «родительский контроль», о котором мои сверстники и не догадываются.
Какие же пожелания пользователям Интернетом были предложены? Даны советы
использовать почаще Интернет для поиска полезной информации (39 % респондентов),32 % советуют родителям устанавливать ограничения в использовании Интернета и 29 % опрошенных советуют игнорировать неизвестные сайты.
Учитывая тот факт, что контроль со стороны родителей если и есть, то он минимален. Отношения между родителями и детьми должны строиться на доверии. Поэтому советуем в школах организовывать специальные уроки по обучению пользованию Интернетом. По нашей инициативе были проведены классные часы в классе, где я учусь, и в параллельном классе по повышению информационной грамотности подростков и обучению их правилами пользования Интернетом (Приложение № 4).
Заключение.
Выдвинутая в начале исследования гипотеза отчасти подтвердилась. Социологический опрос показал, что действительно современные подростки много времени тратят на развлечения, общение в сети Интернет. И при большой открытости и доступности интересной информации не так часто обращаются к Всемирной паутине.
В ходе исследования нами были выявлены и основные проблемы, которые связаны с процессом пользования Интернетом подростками. Так было установлено, что образовательные возможности Всемирной паутины используются не в полной мере. Мои сверстники много времени проводят на развлекательных сайтах. Не все подростки знают о правилах пользования Интернетом. Поэтому мною были систематизированы данные правила, с которыми я и познакомила одноклассников и учащихся из параллельного класса на классных часах, где я выступила в качестве консультанта (Приложение № 5). Для родительских собраний мною была подготовлена информация для классных руководителей и размещена в электронном варианте в локальной сети школы для пользования (Приложение № 6).
Список использованной литературы.
№ | Вопрос | Полученные результаты |
1. | У Вас есть выход в Интернет? | Да – 88 % Нет – 12 % |
2. | Как часто Вы пользуетесь Интернетом? | Каждый день –80 % Время от времени – 15 % Очень редко – 5 % |
3. | Сколько времени тратите на пользование Интернетом в день? | 1 – 2 часа: 31 % 3 – 4 часа: 19 % 5 – 6 часов: 17 % 6 – 8 часов: 19 % 10 и более часов: 14 % |
4. | Какие сайты посещаете чаще всего? | Социальные сети – 88 % В Контакте – 55 % Сайты содержащие музыку и фильмы - 42 % Развлекательные сайты (в том числе и игровые)– 39 % Сайты с готовыми докладами и рефератами – 35 % Чаты и форумы – 25 % Сайты энциклопедий – 25 % Спортивные сайты – 10 % Нет определенного ответа – 8 % Сайты учебной литературы –5 % Сайты СМИ - 5 % Виртуальные музеи - 5 % |
6. | Используете Интернет для образовательных целей? | Да – 90 % Нет – 10 % |
7. | Каким образом используете Интернет для образовательных целей? | Поиск информации для рефератов и докладов – 51 % Познавательная информация для собственного развития – 38 % Нет определенного ответа – 7 % |
8. | Знаете ли Вы о правилах пользования Интернетом? | Да –68 % Нет – 32 % |
9. | Соблюдаете ли Вы эти правила? | Да – 56 % Нет – 44 % |
10. | Назовите правила пользования Интернетом. | Не открывать спамы – 20 % |
11. | Как Вы соблюдаете эти правила? | Четко следую этим правилам – 15 % Частично соблюдаю –47 % Не соблюдаю – 38 % |
12. | Кто из членов семьи контролирует, как Вы пользуетесь Интернетом? | Самостоятельно – 8 % Родители и родственники –32 % Никто не контролирует – 60 % |
13. | Устанавливают ли Ваши родители ограничения для Вас в пользовании Интернетом? | Да –44 % Нет –56 % % |
14. | Назовите ограничения в пользовании Интернетом, установленные для Вас дома? | Нет ограничений – 56 % Ограничения по времени – 29 % Установка пароля – 15 % |
15. | Ваши пожелания для пользователей Интернетом? | Использовать почаще Интернет для поиска полезной информации– 39 % Родителям устанавливать ограничения в использовании Интернета –32 % Старайтесь игнорировать неизвестные сайты – 29 % |
ПРИЛОЖЕНИЕ № 1. Результаты анкетирования
ПРИЛОЖЕНИЕ № 3
Рекомендации по преодолению Интернет - зависимости.
[1]www//ru.wikipedia.org
[2]Войскунский А.Е. Актуальные проблемы зависимости от интернета // Психологический журнал. 2004. Т.25. № 1. C.90-100.
[3] http://komp-internet.ru/zhizn
[4] Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. N 436-ФЗ "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию" //Российская газета № 5376 от 31 декабря 2010 г.
Именинный пирог
Рисуем акварелью: "Романтика старого окна"
Рисуем кактусы акварелью
Юрий Визбор. Милая моя
Интервью с космонавтом Антоном Шкаплеровым