Социальный проект "Музей вредных привычек"
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_muzej_vrednykh_privychek.doc | 79 КБ |
Проект
Авторы проекта: Поцелуева Ю.А. педагог дополнительного образования,
Федоров Дмитрий
2014 ГОД
Проектная линия: работа по профилактике злоупотребления психоактивными веществами среди подростков.
Название проекта: Музей вредных привычек
Г. Тайшет, ул. Пушкина, 43
Тел. 2-59-93
Руководитель проекта
Поцелуева Ю.А. педагог дополнительного образования,
География проекта: МКОУ «Попереченская СОШ», село Поперечное, Каменский район
Срок выполнения проекта: 1 год
Конфликты в семье, скука, давление со стороны сверстников, желание расслабиться, быть таким как все, по глупости - вот только некоторые из причин приобщения подростков к наркотикам, о которых чаще всего они сами и говорят.
Но что стоит за этим? Неспособность осознавать самого себя, свои потребности, неспособность находить способы их удовлетворения без психоактивных веществ, неспособность принимать правильные решения, другими словами - быть ответственным за себя и за окружающих людей. Налицо поразивший молодежь синдром - потери места в жизни, интереса к жизни. Подросток, едва вступающий на жизненный путь, от жизни уже устал! Связь с миром неимоверно утончена, ценности жизни размыты - на их место заступают иллюзии.
Учитывая омоложение наркомании, можно с уверенностью сказать, что риск приобщения во многом бы снизился, если бы подростки были компетентны в общении, если бы в их системе жизненных приоритетов присутствовали ценности здорового образа жизни. А если бы подросток еще владел навыками постановки и достижения жизненных целей, то, наверняка, его жизнь исполнилась бы смысла. Именно в этом приоритет деятельности Музея вредных привычек - первичная профилактика зависимого поведения должна быть ценностно-ориентированной, учитывающей в каждом Человека, а не абстрактную личность.
Проект предусматривает реализацию следующих целей и задач:
Результатом проведения данного проекта должно быть увеличение числа волонтеров, а также создание Музея вредных привычек на базе МКОУ «Попереченская СОШ». Главной целью волонтерского объединения является профилактика зависимого поведения. Кроме этого, одним из результатов будет являться пополнение методической базы по первичной профилактике ПАВ, которой смогут пользоваться классные руководители и все заинтересованные лица.
Таким образом, проект будет реализован в 3 этапа:
Продолжительность действия проекта с 1 марта 2013 по 30 ноября 2013 года.
Целевые категории: школьники, студенты, работающая молодежь, педагоги школ.
Описание организации
Волонтерская организация школьников МБОУ СОШ № 2 создана в феврале 2003. В структуру организации вошли совет ДО, совет музея вредных привычек, члены отряда ЮДП, педагоги и добровольцы из числа старшеклассников. Организация представляет собой сплав опыта педагогов и энергии жизни школьников, соединение научного подхода и практической целесообразности. Ключевыми направлениями деятельности организации являются профилактика зависимого поведения и моделирование социальных отношений. Появление волонтерской социально - ориентированной организации именно в школе не случайно. Несколько лет здесь работает отряд ЮДП, снискавший известность не только в школе, но и за ее пределами одним из основных приоритетов деятельности которого является профилактика ЗОЖ. На базе школы осуществляется программа профилактики наркомании, алкоголизма, ВИЧ- инфицирования, работает школьный Наркопост «Мой выбор» Не смотря на молодость, организация основательно проявила себя не только в активизации жизни школы, но и в районных и краевых инициативах. В 2010 году была разработана программа деятельности Наркопоста "Мой выбор". В перспективе осуществление комплексных программ по профилактике зависимого поведения, работа с группами подростков по ценностному ориентированию.
В мире наших детей и подростков решающую роль начинают играть вездесущие наркотики. Можно обозначить четыре мотива, которые приводят детей и подростков к употреблению наркотиков:
Не существует панацеи от наркотиков, так как наркомания, как и всякая зависимость, имеет множество причин. Но к профилактике наркотической зависимости совершенно определенно относится право на естественное развитие в детские годы. Потребляя наркотики, ребенок по-своему пытается пережить задним числом то, что не пережил в детстве: доверие к жизни, ко времени, к окружающим людям, пережить тепло отношений и радость жизни. По сути, он уходит от проблем в основном социально-психологического характера. Конфликты в семье, скука, давление со стороны сверстников, желание расслабиться, быть таким как все, по глупости - вот только некоторые из причин приобщения подростков к наркотикам, о которых чаще всего они сами и говорят.
Но что стоит за этим? Неспособность осознавать самого себя, свои потребности, неспособность находить способы их удовлетворения без психоактивных веществ, неспособность принимать правильные решения, другими словами - быть ответственным за себя и за окружающих людей. Налицо поразивший молодежь синдром - потери места в жизни, интереса к жизни. Подросток, едва вступающий на жизненный путь, от жизни уже устал! Связь с миром неимоверно утончена, ценности жизни размыты - на их место заступают иллюзии. В таком случае, очевидно, что профилактическая работа должна быть направлена не на то, чтобы подросток избежал знакомства с наркоманией, а на то, чтобы воспитать его внутренне сильным, способным устоять перед встречей с наркотиками.
Очевидно и то, что решить проблему наркомании только силами одних специалистов практически невозможно. Масштаб и темпы роста наркомании свидетельствуют о необходимости привлечения к этой работе широких слоев общественности и, прежде всего, молодых людей. В связи с этим развитие подросткового добровольческого движения по первичной профилактике зависимого поведения является одним из перспективных направлений профилактической работы. Объяснить это можно тем, что у подростков подорван кредит доверия к взрослым, профилактическая работа проводится зачастую слишком формально, на чужом для подростков языке. Различные ведомства никоим образом не координируют свои действия, для многих из них профилактика не является первоочередной задачей. Не случайно, значительная часть подростков чрезвычайно низко оценивают эффективность профилактических мероприятий, проводимых различными государственными и общественными структурами.
Поэтому субъектами профилактической работы являются старшеклассники - волонтеры. Основными чертами настоящих и будущих волонтеров Музея вредных привычек являются социальная активность, ориентация на гуманистические отношения между людьми. Не случайно, основной состав добровольцев, работающих в Музее, состоит из старшеклассников членов ЮДП, мотивация которых на участие в позитивном преобразовании общества чрезвычайно высока. Принадлежность ребят к одному поколению, способность говорить на одном языке, их успешность и привлекательный имидж, компетентность и открытость - все это увеличивает положительный эффект профилактической работы. Профилактическая работа, проводимая силами школьников, на наш взгляд, может быть намного успешней и масштабной работы специалистов (психологов, наркологов и др.), тем более, что дефицит специально обученных кадров для работы именно с подростками очевиден.
Цели и задачи проекта:
Цели проекта:
1. Первичная профилактика употребления психоактивных веществ (ПАВ) среди подростков.
2. Развитие добровольческого движения по профилактике употребления ПАВ.
Задачи подготовительного этапа:
Задачи практического этапа:
Задачи аналитического этапа:
Описание проекта:
Соответственно целям и задачам проекта работа в музее вредных привычек включает в себя следующие компоненты:
Главной ценностью работы Музея является то, что ребенок - посетитель музея - не объект, которому в одностороннем порядке транслируются нормативные знания, а участник диалога, происходящего в музейном пространстве. Именно поэтому основными направлениями работы Музея является не столько информационный, сколько игровой и социально-психологический. В ходе экскурсии по залам Музея вредных привычек создаются условия для личностной встречи и общения ребенка, подростка с экспонатами. Наряду с традиционными методами (беседа, рассказ, демонстрация) сотрудники Музея широко используют ролевые игры и игровые приемы, элементы театрализации и эвристики.
Музей не требует стационарного помещения, является передвижным. Он может быть развернут в школьном классе, в актовом зале, на открытой площадке в летнем лагере и т.п.
Содержание каждого зала универсально в том смысле, что может быть предложено и младшим школьникам, и подросткам, и старшеклассникам. На материале одной и той же экспозиции проводятся экскурсии для детей разных возрастов и уровня развития. Стенды, экспонаты при этом трансформируются (например, происходит замена фотографий, текстов, упрощаются статистические данные и т.п.), а содержание экскурсий адаптируется под критерий доступности.
Цели проекта будут достигаться последовательным разрешением определенных выше задач:
1.1. Проведение рекламных акций с целью подбора кандидатов для участия в волонтерской работе предполагает:
1.2. Отбор желающих участвовать в волонтерской деятельности по первичной профилактике:
- проведение анкетирования для подбора волонтеров, подходящих по личностным, психологическим характеристикам;
1.3. Обучение волонтеров:
- проведение занятий, профилактических тренингов, встреч, бесед с социальным педагогом, психологом, методистами;
- знакомство волонтеров с новыми формами и методами работы по первичной профилактике ПАВ (на базе Музея вредных привычек);
- ведение групповых занятий со сверстниками;
- обучение работе в методическом отделе.
2. Совершенствование работы Музея вредных привычек:
- наполнением новым содержанием залов и открытие новых экспозиций Музея вредных привычек (СПИД, сквернословие);
- освоение новых форм и методов профилактической работы с детьми и подростками;
- создание картотеки авторских приемов экскурсоводов;
- создание видеотеки профилактической направленности.
- организация семинаров для педагогов школы на базе Музея вредных привычек;
2.1. Методическая работа:
- использование материалов Музея для написания рефератов, курсовых работ и выпускных квалификационных работ;
- учебно-методические выездные семинары в школах района.
2.2. Создание волонтерских объединений старшеклассников.
2.3. Установление эффективного взаимодействия Музея вредных привычек со всеми заинтересованными лицами, занимающимися первичной профилактикой:
- проведение конкурса на лучший рисунок, плакат «Мир без наркотиков»;
3. Обобщение, распространение опыта употребления ПАВ:
- публикации в периодической печати;
- подведение итогов работы волонтерских групп;
- создание методической базы школы по профилактике употребления ПАВ;
Волонтерская организация «Милосердие»
Совет ДО «Мое Отечество»
ЮДП «Данко».
Партнеры:
Целевая группа - школьники, студенты, рабочая молодежь, педагоги школ.
Рабочий план реализации проекта
№ | Мероприятие | Сроки | Результат |
1 | Подготовительный этап. Привлечение волонтеров Подбор преподавательских кадров Обучение волонтеров | Январь, февраль 2015г. | Будет сформирована группа волонтеров |
2 | Практический этап. Совершенствование работы Музея вредных привычек | Май, июнь 2015 г. | Пополнение методической базы Музея вредных привычек. Работа по первичной профилактике в школе. |
3 | Аналитический этап. Анализ работы волонтерских групп Выпуск методической литературы | Сентябрь, октябрь 2015 г. | Будет выявлена эффективность работы Музея вредных привычек, как формы первичной профилактики ПАВ (через анкетирование школьников) |
Ожидаемые результаты:
1. Развитие личностных ресурсов, социальной компетентности школьников.
2. Формирование в общественном сознании необходимости участия подростков в социальной преобразовании общества; модели ответственных, партнерских отношений между взрослыми людьми и детьми.
3. Возникновение добровольческих объединений молодежи, направленных на профилактику зависимого поведения;
4. Сбор и систематизация опыта волонтерского объединения в школе;
5. Увеличение числа добровольцев и опытных специалистов по профилактической работе с подростками.
6. Подведение итогов работы волонтеров в виде докладов, рефератов;
7. Открытие Музея вредных привычек в школе.
8. Создание видеотеки профилактической направленности.
Оценка результатов
Критерии эффективности реализации проекта:
1. Популярность деятельности волонтерских групп по первичной профилактике в школе.
2. Увеличение числа волонтеров, желающих заниматься профилактической работой.
3. Популярность Музея вредных привычек среди учащихся и жителей села;
4. Данные исследовательской работы волонтеров (анкетирование, отзывы, наблюдения и т.д.)
Механизм оценки результатов:
На входе и выходе работы с волонтерами, с участниками профилактической работы проводится анкетирование, опросы, сбор отзывов и предложений (примерная анкета прилагается).
Дальнейшее развитие проекта:
Эффект проекта в долгосрочной перспективе:
Осуществление комплексного подхода в первичной профилактике зависимого поведения через программы формирования социальной компетентности личности, программы организации досуга и спортивно-оздоровительной работы, через клубные формы и индивидуальную работу.
Дальнейшие перспективы на финансовую стабильность
Организаторы работы программы продолжат изыскание спонсорской поддержки, проведут ярмарки солидарности, благотворительные акции.
Бюджет
№ | Наименование расходов | Общая сумма в руб. | Вклад рабочей группы | Запрашиваемая сумма |
1. | Реклама Музея вредных привычек: буклеты, проспекты, листовки | 100 | 100 | |
2. | Визитки для сотрудников Музея вредных привычек | 30 | 30 | |
3. | Услуги ксерокопирования | 50 | 50 | |
4. | Транспортные расходы | 500 | 500 | |
5. | Приобретение учебно- методических материалов:
| 1500 | 1500 | |
6. | Подставки для экспонатов (для книг) | 600 | 600 | |
ИТОГО: | 2780 | 2780 |
Астрономы наблюдают за появлением планеты-младенца
Почему Уран и Нептун разного цвета
Для чего нужна астрономия?
Астрономический календарь. Январь, 2019 год
Кто должен измениться?