• Главная
  • Блог
  • Пользователи
  • Форум
  • Литературное творчество
  • Музыкальное творчество
  • Научно-техническое творчество
  • Художественно-прикладное творчество

Социальный проект

Опубликовано Поцелуева Юлия Алексеевна вкл 14.03.2015 - 17:20
Поцелуева Юлия Алексеевна
Автор: 
Федоров Дмитрий

Социальный проект "Музей вредных привычек"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt_muzej_vrednykh_privychek.doc79 КБ

Предварительный просмотр:

Проект

  1. Музей вредных привычек

Авторы проекта: Поцелуева Ю.А. педагог дополнительного образования,

Федоров Дмитрий

2014 ГОД


         Проектная линия:  работа по профилактике злоупотребления психоактивными  веществами среди подростков.

Название проекта: Музей вредных привычек 

  1. Организация-заявитель: муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 2

Г. Тайшет, ул. Пушкина, 43

 Тел. 2-59-93

Руководитель проекта

Поцелуева Ю.А. педагог дополнительного образования,

География проекта: МКОУ «Попереченская СОШ», село Поперечное, Каменский район

Срок выполнения проекта: 1 год

  1. Полная стоимость проекта:    2 780  руб.


  1. Краткая аннотация проекта

Конфликты в семье, скука, давление со стороны сверстников, желание расслабиться, быть таким как все, по глупости - вот только некоторые из причин приобщения подростков к наркотикам, о которых чаще всего они сами и говорят.

Но что стоит за этим? Неспособность осознавать самого себя, свои потребности, неспособность находить способы их удовлетворения без психоактивных веществ, неспособность принимать правильные решения, другими словами - быть ответственным за себя и за окружающих людей. Налицо поразивший молодежь синдром - потери места в жизни, интереса к жизни. Подросток, едва вступающий на жизненный путь, от жизни уже устал! Связь с миром неимоверно утончена, ценности жизни размыты - на их место заступают иллюзии.

Учитывая омоложение наркомании, можно с уверенностью сказать, что риск приобщения во многом бы снизился, если бы подростки были компетентны в общении, если бы в их системе жизненных приоритетов присутствовали ценности здорового образа жизни. А если бы подросток еще владел навыками постановки и достижения жизненных целей, то, наверняка, его жизнь исполнилась бы смысла. Именно в этом приоритет деятельности Музея вредных привычек - первичная профилактика зависимого поведения должна быть ценностно-ориентированной, учитывающей в каждом Человека, а не абстрактную личность.

Проект предусматривает реализацию следующих целей и задач:

  1. Привлечение к работе волонтеров из ряда старшеклассников школы для работы по первичной профилактике ПАВ.
  2. Совершенствование работы школьного Музея через расширение приемов и методов профилактической работы.
  3. Создание методической базы по профилактике употребления ПАВ.
  4. Выпуск методических рекомендаций.
  5. Формирование установок на здоровый образ жизни и личностное саморазвитие.

Результатом проведения данного проекта должно быть увеличение числа волонтеров, а также создание Музея вредных привычек на базе МКОУ «Попереченская СОШ». Главной целью волонтерского объединения является профилактика зависимого поведения. Кроме этого, одним из результатов будет являться пополнение методической базы по первичной профилактике ПАВ, которой смогут пользоваться классные руководители и все заинтересованные лица.

Таким образом, проект будет реализован в 3 этапа:

  1. подготовительный;
  2. практический;
  3. аналитический.

Продолжительность действия проекта с 1 марта 2013  по 30 ноября 2013 года.

Целевые категории: школьники, студенты, работающая молодежь, педагоги школ.


Описание организации

Волонтерская организация школьников МБОУ СОШ № 2 создана в феврале  2003. В структуру организации вошли совет ДО, совет музея вредных привычек, члены отряда ЮДП, педагоги и добровольцы из числа старшеклассников. Организация представляет собой сплав опыта педагогов и энергии жизни школьников, соединение научного подхода и практической целесообразности. Ключевыми направлениями деятельности организации являются профилактика зависимого поведения и моделирование социальных отношений. Появление волонтерской социально - ориентированной организации именно в школе не случайно. Несколько лет здесь работает отряд ЮДП, снискавший известность не только в школе, но и за  ее пределами одним из основных приоритетов деятельности которого является профилактика ЗОЖ. На базе школы осуществляется программа профилактики наркомании, алкоголизма, ВИЧ- инфицирования, работает школьный Наркопост «Мой выбор» Не смотря на молодость, организация основательно проявила себя не только в активизации жизни школы, но и в районных и краевых инициативах. В 2010 году была разработана программа деятельности Наркопоста "Мой выбор". В перспективе осуществление комплексных программ по профилактике зависимого поведения, работа с группами подростков по ценностному ориентированию.

  1. Обоснование необходимости проекта

        В мире наших детей и подростков решающую роль начинают играть вездесущие наркотики. Можно обозначить четыре мотива, которые приводят детей и подростков к употреблению наркотиков:

  • тоска по богатой и исполненной смысла реальной жизни;
  • тоска по душевному теплу и уюту, по открытым и искренним отношениям;
  • тоска по поиску своего места в мире, по постижению собственного мотива жизни;
  • тоска по духовному смыслу бытия.

Не существует панацеи от наркотиков, так как наркомания, как и всякая зависимость, имеет множество причин. Но к профилактике наркотической зависимости совершенно определенно относится право на естественное развитие в детские годы. Потребляя наркотики, ребенок по-своему пытается пережить задним числом то, что не пережил в детстве: доверие к жизни, ко времени, к окружающим людям, пережить тепло отношений и радость жизни. По сути, он уходит от проблем в основном социально-психологического характера. Конфликты в семье, скука, давление со стороны сверстников, желание расслабиться, быть таким как все, по глупости - вот только некоторые из причин приобщения подростков к наркотикам, о которых чаще всего они сами и говорят.

Но что стоит за этим? Неспособность осознавать самого себя, свои потребности, неспособность находить способы их удовлетворения без психоактивных веществ, неспособность принимать правильные решения, другими словами - быть ответственным за себя и за окружающих людей. Налицо поразивший молодежь синдром - потери места в жизни, интереса к жизни. Подросток, едва вступающий на жизненный путь, от жизни уже устал! Связь с миром неимоверно утончена, ценности жизни размыты - на их место заступают иллюзии. В таком случае, очевидно, что профилактическая работа должна быть направлена не на то, чтобы подросток избежал знакомства с наркоманией, а на то, чтобы воспитать его внутренне сильным, способным устоять перед встречей с наркотиками.

Очевидно и то, что решить проблему наркомании только силами одних специалистов практически невозможно. Масштаб и темпы роста наркомании свидетельствуют о необходимости привлечения к этой работе широких слоев общественности и, прежде всего, молодых людей. В связи с этим развитие  подросткового добровольческого движения по первичной профилактике зависимого поведения является одним из перспективных направлений профилактической работы. Объяснить это можно тем, что у подростков подорван кредит доверия к взрослым, профилактическая работа проводится зачастую слишком формально, на чужом для подростков языке. Различные ведомства никоим образом не координируют свои действия, для многих из них профилактика не является первоочередной задачей.  Не случайно, значительная часть подростков чрезвычайно низко оценивают эффективность профилактических мероприятий, проводимых различными государственными и общественными структурами.

Поэтому субъектами профилактической работы являются старшеклассники - волонтеры. Основными чертами настоящих и будущих волонтеров Музея вредных привычек являются социальная активность, ориентация на гуманистические отношения между людьми. Не случайно, основной состав добровольцев, работающих в Музее, состоит из старшеклассников членов ЮДП, мотивация которых на участие в позитивном преобразовании общества чрезвычайно высока. Принадлежность ребят к одному поколению, способность говорить на одном языке, их успешность и привлекательный имидж, компетентность и открытость - все это увеличивает положительный эффект профилактической работы. Профилактическая работа, проводимая силами школьников, на наш взгляд, может быть намного успешней и масштабной работы специалистов (психологов, наркологов и др.), тем более, что дефицит специально обученных кадров для работы именно с подростками очевиден.

Цели и задачи проекта:

Цели проекта:

1.  Первичная профилактика употребления психоактивных веществ (ПАВ) среди подростков.

2. Развитие  добровольческого движения по профилактике употребления ПАВ.

Задачи подготовительного этапа:

  1. Привлечение социально - активной молодежи к работе Музея, через рекламу.
  2. Отбор среди желающих тех, кто по своим психологическим и личностным характеристикам подходят для работы в Музее.
  3. Подбор преподавательских кадров для обучения волонтеров.
  4. Обучение волонтеров.

Задачи практического этапа:

  1. Совершенствование работы школьного Музея вредных привычек.
  2. Расширение методов и приемов профилактической работы музея:
  • организация выездных экскурсий;
  • использование игровых элементов;
  • обновление экспонатов музея;
  • разработка тренинговых занятий в рамках музея.
  1. Создание условий, позволяющих молодым людям вести своими силами пропаганду, направленную на снижение уровня употребления ПАВ.
  2. Формирование установок на здоровый образ жизни и личностное саморазвитие.

Задачи аналитического этапа:

  1. Анализ работы волонтерских групп: выявление основных проблем, определение наиболее интересных форм профилактической работы.
  2. Создание методической базы школы по профилактике употребления ПАВ.
  3. Выпуск методических рекомендаций.

Описание проекта:

Соответственно целям и задачам проекта работа в музее вредных привычек включает в себя следующие компоненты:

  1. Информационный - включает в себя доступную соответственно возрасту информацию о видах ПАВ, об их действиях и последствиях употребления, причинах и формах заболеваний, связь с ними; статистические данные и т.д.
  2. Игровой - включает в себя деловые и ролевые игры, направленные на самопознание; выработку личностных ориентаций и установок на ЗОЖ; более эффективного осознания предложенной информации в музее.
  3. Социально - психологический -  позволяет осознать собственные ресурсы, которыми располагает подросток, научиться ими пользоваться и развивать их. К таким ресурсам относятся: способность и возможность осуществлять когнитивную оценку проблемной социальной ситуации, сформированность системы ценностей и позитивной Я-концепции, способность самостоятельно контролировать свой выбор, целый ряд коммуникативных навыков: умение сопереживать, общаться, понимать окружающих и прогнозировать их поведение, повышение социальной компетентности.

Главной ценностью работы Музея является то, что ребенок - посетитель музея - не объект, которому в одностороннем порядке транслируются нормативные знания, а участник диалога, происходящего в музейном пространстве. Именно поэтому основными направлениями работы Музея является не столько информационный, сколько игровой и социально-психологический.  В ходе экскурсии по залам Музея вредных привычек создаются условия для личностной встречи и общения ребенка, подростка с экспонатами. Наряду с традиционными методами (беседа, рассказ, демонстрация) сотрудники Музея широко используют ролевые игры и игровые приемы, элементы театрализации и эвристики.

Музей не требует стационарного помещения, является передвижным. Он может быть развернут в школьном классе, в актовом зале, на открытой площадке в летнем лагере и т.п.

Содержание каждого зала универсально в том смысле, что может быть предложено и младшим школьникам, и подросткам, и старшеклассникам. На материале одной и той же экспозиции проводятся экскурсии для детей разных возрастов и уровня развития. Стенды, экспонаты при этом трансформируются (например, происходит замена фотографий, текстов, упрощаются статистические данные и т.п.), а содержание экскурсий адаптируется под критерий доступности.

Цели проекта будут достигаться последовательным разрешением определенных выше задач:

  1. Популяризация идеи добровольчества и инициирование добровольческого движения среди целевой группы; определение мотивации добровольца, его интереса к той работе, которую он стремится осуществить.

1.1. Проведение рекламных акций с целью подбора кандидатов для участия в волонтерской работе предполагает:

  • выпуск стенгазет, оформление тематических стендов, плакатов;
  • распространение листовок о работе Музея вредных привычек; 
  • размещение в школьной газете статей о деятельности Музея и об обучении экскурсоводов и т.д.

1.2. Отбор     желающих  участвовать  в   волонтерской  деятельности  по первичной профилактике:

-    проведение анкетирования для подбора волонтеров, подходящих по личностным, психологическим характеристикам;

  • проведение конкурсов на лучшего экскурсовода, оформителя.

1.3. Обучение волонтеров:

-   проведение занятий, профилактических тренингов, встреч, бесед с социальным педагогом, психологом, методистами;

-    знакомство волонтеров с новыми формами и методами работы по первичной профилактике ПАВ (на базе Музея вредных привычек);

-   ведение групповых занятий со сверстниками;

-    обучение работе в методическом отделе.

2. Совершенствование работы Музея вредных привычек:

-   наполнением новым содержанием залов и открытие новых экспозиций Музея вредных привычек (СПИД, сквернословие);

-    освоение новых форм и методов профилактической работы с детьми и подростками;

-    создание картотеки авторских приемов экскурсоводов;

-    создание видеотеки профилактической направленности.

-    организация семинаров для педагогов школы на базе Музея вредных привычек;

2.1. Методическая работа:

-   использование материалов Музея для написания рефератов, курсовых работ и выпускных квалификационных работ;

-   учебно-методические выездные семинары в школах района.

2.2. Создание волонтерских объединений старшеклассников.

2.3. Установление эффективного взаимодействия Музея вредных привычек со всеми заинтересованными лицами, занимающимися первичной профилактикой:

  • организация   познавательно-профилактических   игр    («узелок   на память», «дорого и самому себе» и «турнир эрудитов»;

-   проведение   конкурса   на   лучший   рисунок,   плакат   «Мир   без наркотиков»;

  • проведение акций на улицах села «Сделай свой выбор»

 3. Обобщение, распространение опыта употребления ПАВ:

-   публикации в периодической печати;

-   подведение итогов работы волонтерских групп;

-   создание методической базы школы по профилактике употребления ПАВ;

  • выпуск методических рекомендаций по итогам работы музея. Организаторы проекта:

Волонтерская организация «Милосердие»

Совет ДО «Мое Отечество»

ЮДП «Данко».

Партнеры:

  1. МБОУ СОШ № 2
  2. ЦД «Радуга»

Целевая группа - школьники, студенты, рабочая молодежь, педагоги школ.

Рабочий план реализации проекта

№

Мероприятие

Сроки

Результат

1

Подготовительный этап.

Привлечение волонтеров

Подбор преподавательских кадров

Обучение волонтеров

Январь, февраль 2015г.

Будет сформирована группа волонтеров

2

Практический этап.

Совершенствование работы Музея вредных привычек

Май,

июнь 2015 г.

Пополнение методической базы Музея вредных привычек. Работа по первичной профилактике в школе.

3

Аналитический этап.

Анализ работы волонтерских групп

Выпуск методической литературы

Сентябрь, октябрь 2015 г.

Будет выявлена эффективность работы Музея вредных привычек, как формы первичной профилактики ПАВ (через анкетирование школьников)

Ожидаемые результаты:

1. Развитие личностных ресурсов, социальной компетентности школьников.

2. Формирование в общественном сознании необходимости участия подростков в социальной преобразовании общества; модели ответственных, партнерских отношений между взрослыми людьми и детьми.

3. Возникновение добровольческих объединений молодежи, направленных на профилактику зависимого поведения;

4. Сбор и систематизация опыта волонтерского объединения в школе;

5. Увеличение числа добровольцев и опытных специалистов по профилактической работе с подростками.

6. Подведение итогов работы волонтеров в виде докладов, рефератов;

7. Открытие Музея вредных привычек в школе.

8. Создание видеотеки профилактической направленности.

Оценка результатов

Критерии эффективности реализации проекта:

1. Популярность деятельности волонтерских групп по первичной профилактике в школе.

2. Увеличение числа волонтеров, желающих заниматься профилактической работой.

3. Популярность Музея вредных привычек среди учащихся и жителей села;

4. Данные исследовательской работы волонтеров (анкетирование, отзывы, наблюдения и т.д.)

  1. Востребованность методической базы Музея вредных привычек школьниками и педагогами для своей практической деятельности.
  2. Оценка роста профессионализма экскурсоводов посредством проведения конкурса (оценочный лист конкурса экскурсоводов прилагается).
  3. Вовлечение в работу с волонтерами достаточного количества квалифицированных специалистов.

Механизм оценки результатов:

На входе и выходе работы с волонтерами, с участниками профилактической работы проводится анкетирование, опросы, сбор отзывов и предложений (примерная анкета прилагается).

Дальнейшее развитие проекта:

  • Создание на базе совета Музея волонтерской службы или объединения по первичной профилактике зависимого поведения;
  • Создание филиалов Музея вредных привычек в учебных заведениях района;

Эффект проекта в долгосрочной перспективе:

Осуществление комплексного подхода в первичной профилактике зависимого поведения через программы формирования социальной компетентности личности, программы организации досуга и спортивно-оздоровительной работы, через клубные формы и индивидуальную работу.

Дальнейшие перспективы на финансовую стабильность

Организаторы работы программы продолжат изыскание спонсорской поддержки, проведут ярмарки солидарности, благотворительные акции.

Бюджет

  1. Организационные расходы

№

Наименование расходов

Общая сумма

в руб.

Вклад рабочей группы

Запрашиваемая сумма

1.

Реклама Музея вредных привычек: буклеты, проспекты, листовки

100

100

2.

Визитки для сотрудников Музея вредных привычек

30

30

3.

Услуги ксерокопирования

50

50

4.

Транспортные расходы

500

500

5.

Приобретение учебно- методических материалов:

  • литература
  • видеокассеты с учебными фильмами
  • комплект наглядно-методических пособий (слайды)
  • настольная игра "Три года с наркотиками" (методическое пособие)

1500

1500

6.

Подставки для экспонатов (для книг)

600

600

ИТОГО:

2780

2780


Поделиться:

Астрономы наблюдают за появлением планеты-младенца

Почему Уран и Нептун разного цвета

Для чего нужна астрономия?

Астрономический календарь. Январь, 2019 год

Кто должен измениться?