Вложение | Размер |
---|---|
nash_ekologicheskiy_sled.doc | 113 КБ |
НАШ ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ СЛЕД
Проектно-исследовательская работа
обучающегося 5 «В» класса Брежнева Данила
Цель: наглядно продемонстрировать, какой экологический урон наносим мы нашей природе, и показать, как можно улучшить данную ситуацию.
Задачи: сбор и изучение информации о концепции экологического следа; анкетирование одноклассников, подсчет экологического следа каждого и суммарного следа класса; подготовка буклета «Как уменьшить свой экологический след».
Вступление
Одной из острейших экологических проблем является глобальное изменение климата, вызванное главным образом антропогенными выбросами парниковых газов. Поездки на личном автомобиле, путешествия на самолете, отопление и освещение наших домов, потребление бумаги, даже масштабное празднование дня рождения – все это способствует глобальному изменению климата.
Может ли человечество так управлять развитием, чтобы удовлетворить потребности, и при этом не погубить природу, сберечь ее красоту и богатство? Правительствами и учеными многих стран мира была совместно разработана Концепция устойчивого развития, главными задачами которой являются сохранение природы и обеспечение качества жизни людей.
Воплотить эти задачи в жизнь можно, используя принципы, ставшие девизом устойчивого развития: “думать глобально - действовать локально” и “деятельность на местах движет мир”. Достичь устойчивого развития можно только в том случае, если общество в целом и каждый человек будут жить и действовать, соизмеряя свои потребности и возможности нашей планеты, если мы будем осознавать, какой след оставляют наши дела и поступки.
Концепция экологического следа
Одним из индикаторов устойчивого развития является экологический след. Концепция экологического следа (Ecological Footprint) предложена в 1992 году канадским учёным Уильямом Ризом (William Rees). Экологический след — это мера воздействия человека на среду обитания, позволяющая сопоставлять потребление ресурсов биосферы с её способностью к их воспроизводству и ассимиляции отходов человеческой деятельности.
Чтобы правильно оценить тот «вклад», который вносит какой-либо объект в процесс разрушения окружающей природной среды, необходимо сопоставить его с какой-то единой стандартизованной шкалой, как это принято в большинстве естественных наук. В рамках концепции экологического следа негативное воздействие человека на биосферу приводится к некоему общему знаменателю и может быть выражено в конкретных, доступных для сравнения единицах. Так называемый глобальный гектар соответствует статистически усреднённой биоёмкости планеты, под которой понимается её способность к воспроизводству возобновляемых ресурсов и предоставлению «услуг» по ассимиляции отходов человеческой деятельности (в основном углекислого газа — единственного из всех отходов, учитываемых сегодня при расчёте экологического следа, то есть его углеродная составляющая). Таким образом, в отличие от обычного, глобальный гектар представляет собой условную единицу, которая соответствует одному гектару, обладающему средней для Земли биологической продуктивностью. Глобальный гектар служит мерой биоёмкости самых разных объектов биосферы, а также сравниваемого с ней экологического следа.
Экологический след позволяет посчитать и сравнить, сколько ресурсов может дать нам планета, сохраняя свои природные богатства, и сколько мы в действительности забираем ресурсов на наши нужды. Взвешивая эти две величины как на чашах весов, мы можем сказать, есть ли при таком использовании земли у природы шанс возрождать, дарить нам и будущим поколениям свои богатства.
Методика работы
Исходя из набора специально отобранных позиций, можно подсчитать, во что обходится нашему природному окружению функционирование отдельного человека. Размещенные на сайтах экологических фондов и природоохранных организаций экологические калькуляторы позволяют подсчитать объем выбросов парниковых газов (углекислого газа), возникающих ежедневно незаметно для нас, и оценить собственный экологический (углеродный) след.
В данной работе использована методика, изложенная на сайте wwf.ru (http://www.wwf.ru/resources/footprint/calculator).
Каждый из нас может посчитать личный экологический след, ответив на вопросы анкеты.
Анкета
Для того чтобы вычислить личный экологический след, необходимо выбрать соответствующее собственному образу жизни утверждение и провести сложение/вычитание количества баллов, указанных справа. Суммируя баллы, получаем величину экологического следа.
1 | Жилье | |
1 1. | Площадь вашего жилья позволяет держать кошку, а собаке нормальных размеров было бы тесновато | +7 |
1.2 | Большая, просторная квартира | +12 |
1.3 | Коттедж на две семьи | +23 |
| Полученные очки за первые три вопроса разделите на то количество людей, которое живет в вашей квартире или в вашем доме |
|
2. | Использование энергии | |
2.1 | Для отопления вашего дома используется нефть, природный газ или уголь | +45 |
2.2 | Для отопления вашего дома используется энергия воды, солнца или ветра | +2 |
2.3 | Большинство из нас получает электроэнергию из горючих ископаемых, поэтому добавьте себе | +75 |
2.4 | Отопление вашего дома устроено так, что вы можете его регулировать в зависимости от погоды | -10 |
2.5 | Дома вы тепло одеты, а ночью у врываетесь двумя одеялами | -5 |
2.6 | Выходя из комнаты, вы всегда гасите в ней свет | -10 |
2.7 | Вы всегда выключаете свои бытовые приборы, не оставляя их в дежурном режиме | -10 |
3 | Транспорт | |
3.1 | На работу выездите городским транспортом | +25 |
3.2 | На работу вы идете пешком или едете на велосипеде | +3 |
3.3 | Вы ездите на обычном легковом автомобиле | +45 |
3.4 | Вы используете большой и мощный автомобиль с полным приводом | +75 |
3.5 | В последний отпуск вы летели самолетом | +85 |
3.6 | В отпуск вы ехали на поезде, причем путь занял до 12 часов | +10 |
3.7 | В отпуск вы ехали на поезде, причем путь занял более 12 часов | +20 |
4 | Питание | |
4.1 | В продуктовом магазине или на рынке вы покупаете в основном свежие продукты (хлеб, фрукты, овощи, рыбу, мясо) местного производства, из которых сами готовите обед | +2 |
4.2 | Вы предпочитаете уже обработанные продукты, полуфабрикаты, свежемороженые готовые блюда, нуждающиеся только в разогреве, а также консервы, причем не смотрите, где они произведены | +14 |
4.3 | В основном вы покупаете готовые или почти готовые к употреблению продукты, но стараетесь, чтобы они были произведены поближе к дому | +5 |
4.4 | Вы едите мясо 2-3 раза в неделю | +50 |
4.5 | Вы едите мясо три раза в день | +85 |
4.6 | Предпочитаете вегетарианскую пищу | +30 |
5 | Использование воды и бумаги | |
5.1 | Вы принимаете ванну ежедневно | +14 |
5.2 | Вы принимаете ванну один-два раза а неделю | +2 |
5.3 | Вместо ванны вы ежедневно принимаете душ | +4 |
5.4 | Время от времени вы поливаете приусадебный участок или моете свой автомобиль из шланга | +4 |
5.5 | Если вы хотите прочитать книгу, то всегда покупаете ее | +2 |
5.6 | Иногда вы берете книги в библиотеке или одалживаете у знакомых | -1 |
5.7 | Прочитав газету, вы ее выбрасываете | +10 |
5 8 | Выписываемые или покупаемые вами газеты читает после вас еще кто-то | +5 |
6 | Бытовые отходы | |
6.1 | Все мы создаем массу отбросов и мусора, поэтому добавьте себе: | +100 |
6.2 | За последний месяц вы хоть раз сдавали бутылки | -15 |
6.3 | выбрасывая мусор, вы откладываете в отдельный контейнер макулатуру | -17 |
6.4 | Вы сдаете пустые банки из-под напитков и консервов | -10 |
6.5 | Вы выбрасываете в отдельный контейнер пластиковую упаковку | -8 |
6.6 | Вы стараетесь покупать в основном не фасованные, а развесные товары; полученную в магазине упаковку используете в хозяйстве | -15 |
6.7 | Из домашних отходов вы делаете компост для удобрения своего участка | -5 |
Если вы живете в городе с населением в полмиллиона и больше, умножьте ваш общий результат на 2.
Разделите полученный результат на сто, и Вы узнаете, сколько гектаров земной поверхности нужно, чтобы удовлетворить все ваши потребности, и сколько потребуется планет, если бы все люди жили так же, как вы!
Чтобы всем нам хватило одной планеты, на 1 человека должно приходиться не более 1,8 га продуктивной земли. Для сравнения: средний житель России использует 4,4 га (2,5 планеты).
Результаты и обсуждение
Обработанные результаты анкетирования представлены в таблице 1 «Экологический след обучающихся 5 «В» класса» (см. ниже).
Анализ полученных результатов показывает, что нас, к сожалению, нельзя пока назвать экологически ответственными людьми. Именно невнимание, беспечное отношение к элементарным принципам сохранения энергии и ресурсов порождает основные проблемы. А ведь достаточно просто выключить за собой свет, не выбрасывать банку или газету, сесть на велосипед или пройти пешком.… При нынешнем образе жизни нам нужны почти 3 (!) такие планеты, как Земля.
№ | Фамилия, имя | Экологический след (га) | Потребность в планетах |
1. | Анохин Евгений | 6,60 | 3,10 |
2. | Арькова Софья | 5,20 | 2,50 |
3. | Брежнев Данил | 4,70 | 2,20 |
4. | Вишневская Ангелина | 7,20 | 3,40 |
5. | Власенко Богдан | 6,00 | 2,90 |
6. | Воротилин Максим | 6,50 | 3,10 |
7. | Гуртовая Анастасия | 8,40 | 4,00 |
8. | Зализняк Анастасия | 6, 40 | 3,00 |
9. | Казакова Дарья | 4,40 | 2,10 |
10. | Корниенко Алина | 6,60 | 3,10 |
11. | Косенкова Анастасия | 4,40 | 2,10 |
12. | Миронова Таисия | 5,70 | 2,70 |
13. | Михин Владислав | 5,00 | 2,40 |
14. | Путилин Захар | 5,50 | 2,60 |
15. | Савчук Илья | 4,60 | 2,20 |
16. | Сорока Всеволод | 3,70 | 3,40 |
17. | Строева Мария | 5,20 | 2,50 |
18. | Тринеев Игорь | 6,80 | 3.20 |
19. | Цискарашвили Марина | 5,60 | 2,70 |
20. | Цюпин Дмитрий | 4,40 | 2,10 |
21. | Чулюкова Екатерина | 7,00 | 3,30 |
Среднее значение | 5,88 | 2,79 | |
Суммарный экологический след класса 119,9 га |
Таблица 1. Экологический след обучающихся 5 «В» класса
Выводы и рекомендации
Несмотря на широкое информирование людей о проблемах экологии, многие еще не осознают свою роль в общем ухудшении экологической обстановки, не понимают, как из множества мелких небрежностей складывается общая картина. Даже те, кто осознает серьезность проблемы, часто не знают, каким образом они в состоянии изменить ситуацию, какие действия они могут предпринять для улучшения экологической обстановки в целом.
Считаю, что каждый экологически ответственный человек может и должен:
- максимально эффективно использовать естественное освещение;
- регулярно протирать лампочки (пыль ухудшает освещение вдвое);
-держать отопительные батареи чистыми и снаружи, и внутри, не заслонять их мебелью или шторами;
- проветривать помещение, широко открывая окно на короткое время (воздух сменится, а стены и батареи не остынут);
- отключать телевизор, компьютер и другие электроприборы, вынимая вилку из розетки, ведь они потребляют электроэнергию даже в спящем режиме;
- не оставлять включенными зарядные устройства после окончания зарядки;
- утеплять окна и двери (через них может теряться до половины тепла);
- высаживать растения около дома, на даче, в квартире;
- стараться больше ходить пешком или ездить на велосипеде, чтобы меньше пользоваться автотранспортом;
- принимать душ вместо ванны;
- не допускать, чтобы водопроводные краны оставались открытыми без нужды;
- выходя из помещения, всегда выключать за собой свет;
- для полива на даче использовать дождевую воду;
- собирать использованную бумагу и сдавать ее в пункт приема макулатуры;
- бросать мусор только в урну или специальный контейнер;
-не выбрасывать ставшие ненужными вещи (им можно дать «вторую жизнь» или отдать нуждающимся).
Заключение
Подсчет и осознание собственного экологического следа является первым шагом человека, желающего оказать помощь в предотвращении катастрофы мирового масштаба.
Когда мы думаем о делах человека, иногда говорим наСЛЕДил, а иногда - оставил СЛЕД в жизни. Даже школьник может найти доступный для себя способ оставить добрый след, соизмеряя свои потребности и возможности нашей планеты, чтобы сберечь Землю для будущих поколений!
Использованные информационные ресурсы
Энциклопедия для детей Аванта+. Экология (авторы: М.Аксенова, ред.). Под ред. В.Володина. – М.: Издательство Аванта+. 2007г.
В. Данилов-Данильян, чл.-кор. РАН, И. Рейф «Экологический след современного человека и глобальные угрозы, с ним связанные». – «Наука и жизнь», № 12/2014, с. 2-12.
http://www.wwf.ru/resources/publ/book/584 - доклад «Живая планета - 2012»
http://www.wwf.ru/resources/footprint/about - «Что такое экологический след»
http://www.wwf.ru/resources/footprint/calculator - расчет экологического следа
В.А. Сухомлинский. Самое красивое и самое уродливое
Мост из бумаги для Киры и Вики
Рисуем акварельное мороженое
Загадка старого пирата или водолазный колокол
Солнечная система. Взгляд со стороны