В исследовательской работе рассказывается о священных животных Древнего Египта и священных животных ненцев.
Вложение | Размер |
---|---|
svyashchennye_zhivotnye_drevnego_egipta_sveta.docx | 35.72 КБ |
1. Введение стр. 2
2.Основная часть
2.1. Животные и птицы в религии египтян стр. 3
2.2. Священный бык стр. 4
2.3. Священные птицы стр. 4
2.4. Крокодил стр. 5
2.5. Насекомые, рыбы, змеи стр. 5
2.6. Ихневмон, еж, лягушка стр. 6
2.7. Священные животные ненцев стр. 7
3. Заключение стр. 8
4. Перечень литературы стр. 8
Ещё не начав изучать историю, я знала, что у ненцев есть священное животное олень. Меня интересовало, а есть ли священные животные у других народов и цивилизаций. С чем связано их появление, как образ жизни людей влияет на поклонение определенным животным. Начав изучать историю, я нашла ответ на свои вопросы. Мне очень понравились рассказы об одной из древнейших цивилизаций Земли - Древнем Египте. Хочу этой работой поделиться своими впечатлениями о мифологии этого государства и рассказать о священных животных Египта.
Цель и задачи
Цель работы:
показать взаимосвязь между образом жизни и поклонением священным
животным.
Задачи:
Традиция поклонение священным животным, которые часто являлись тотемом племени, идет с древнейших времен, когда еще люди не придумали столь сложные объяснения мироустройства, связанные с божествами и духами. Связь с животным миром оказалась столь тесной, что не умирала никогда и переходила в новое качество. Например, у многих божеств имелись их животные двойники, в которые они якобы могли обращаться, или которые являлись их символом.
Хотя изначально все божества представлялись в обликах животных, а в последующем большинство богов изображались в причудливых для нас обликах (с туловищем человека и головой птицы или зверя)- ибиса, сокола, коршуна, кошки, павиана, крокодила и жука-скарабея (слайд презентации). Часто бывало так, что животное, считавшееся священным в одном номе, не считалось таковым в другом номе: там его могли убить, и это нередко влекло за собой вражду между жителями разных областей. На ибиса, коршуна и сокола охота была запрещена всегда и везде, на львов - только в дни праздника богини Баст. В некоторых областях убивали крокодилов, если их разводилось слишком много и они начинали представлять опасность для людей и скота.
Умершее священное животное бальзамировали, клали в саркофаг и предавали погребению, обычно при храме. Мёртвых кошек хоронили в Бубастисе, в специальном священном склепе, ибисов доставляли в Гермополь, быков хоронили в том месте, где они умирали, на западном берегу Нила, мёртвых коров бросали в Нил. Среди археологических находок встречаются саркофаги жуков, ихневмонов, змей, рыб. Из этого можно сделать вывод, что древние египтяне не только наделяли своих верховных божеств чертами животных. Для нас, людей современных, это кажется странным и нелепым, что многие звери были признаны священными, и это давало им такие привилегии, о которых рядовой древний египтянин мог только мечтать.
Существовали в Египте обычаи, связанные с почитанием животных. Так, например, для ухода за животными каждой породы назначены из египтян особые служители - мужчины и женщины, и эти должности переходят по наследству от отца к сыну. Каждый житель города выказывает своё благоговение перед священным животным следующим образом. После молитвы богу, которому посвящено данное животное, они стригут своим детям всю голову, половину или только треть головы, и затем взвешивают волосы на серебро. Сколько веса серебра потянут волосы, столько они отдают служительнице, а та за это нарезает рыбы в пищу животным. Таков способ почитания этих животных. Если кто-нибудь умышленно убьёт какое-нибудь из животных, того карают смертью; если же - неумышленно, то платит пеню, установленную жрецами. А кто убьёт ибиса или ястреба, должен был умереть. Для нашего века многие из этих обычаем кажутся варварскими, но таковы были правила древних людей. И каждый из жителей страны обязаны были подчинятся этим обычаям, которые возносились к закону.
2. Основная часть.
2.1. Животные и птицы в религии египтян.
Вот только небольшой перечень египетских богов, изображающих с элементами зверей или птиц:
Баст — богиня радости и веселья, чьим священным животным была кошка. Чаще всего Баст изображали в виде женщины с головой кошки или в облике кошки.
Сехмет — богиня войны и палящего солнца, дочь Ра, жена Птаха, мать бога растительности Нефертума. Священное животное Сехмет — львица. Богиню изображали в виде женщины с головой львицы и почитали во всем Египте.
2.2. Священные быки и коровы.
Культ быка, прежде всего, связан с тем, что это животное использовалось при сельскохозяйственных работах: на них пахали. Поэтому бык считался олицетворением плодородия, и естественным образом почитание тех богов плодородия, которые имели господствующее значение в данной области, сливалось с культом быков.
Наиболее почитаемым быком был Хапи - душа Ка мемфисского Птаха, олицетворение плодородия и душа Хапи-Нила и Ба Осириса как бога возрождающейся природы.
2.3.Священные птицы.
Богами считались мифические священные птицы - Вену и Великий Гоготун. Из птиц, существовавших в действительности, наиболее почитаемыми были ибис, сокол и коршун. Даже за неумышленное убийство этих птиц полагалась смертная казнь.
Культ ибиса, священной птицы Тота, был распространён повсеместно. Ибис олицетворял мудрость, спокойствие и грациозность, почитался как змееборец.
Соколу поклонялись в Египте с древнейших времён в связи с представлениями о солнечном диске как о правом глазе бога Хора, который мыслился как летящий сквозь пространство сокол. Позднее сокол ассоциировался с "душой" Ба, изображавшейся в виде сокола с человеческой головой; считался священной птицей Ра, Хора - сына Исиды, Монту; на протяжении всей истории египетской религии считался покровителем и защитником фараонов.
В Египте, кроме того, было распространено почитание коршуна - птицы, символизирующей небо и посвященной богине Нехбет — богиня царской власти. Поскольку священным животным Нехбет был коршун, ее изображали в виде женщины с хохолком на голове или в облике змееголового коршуна в белой короне Верхнего Египта; ласточки (в связи с мифом об Исиде, которая в облике ласточки летала вокруг колонны с трупом Осириса; кроме того, с прилётом ласточек связывались разливы Нила).
2.4. Крокодил.
Крокодилы олицетворяли бога нильских вод Себека, им приписывалась способность повелевать разливами реки, приносящими на поля плодородный ил. В главном культовом центре крокодилов городе Шедите искали крокодила, подходящего для того, чтобы стать воплощением души Ба Себека. Там содержат по одному ручному крокодилу. В уши крокодилу вдевают серьги из стекла с золотом, а на передние лапы надевают кольца. Ему подают особо назначенную священную пищу и, пока он живёт, весьма заботливо ухаживают за ним, а после смерти бальзамируют и погребают в священных покоях.
Бараны почитались повсеместно. Так же, как и быки, они олицетворяли силы плодородия и связывались в представлениях египтян с душой Ба - поскольку слова "Ба" и "баран" звучали одинаково: в Эсне и на Элефантине бараны считались воплощением Ба Хнума, в Гераклеополе - Херишефа, в Фивах – Амона (-Ра) (баран Амона отличался от остальных священных баранов кривыми загнутыми рогами).
2.5. Насекомые, рыбы, змеи.
Священным считался навозный жук - скарабей. Культ его связывался с культом Хепри. Существовало поверье, будто скарабеи обладают способностью самозарождения. Изображения скарабея служили амулетами, защищающими от сил зла, от ядовитых укусов и помогающими воскреснуть после смерти.
Культ рыб возник ещё в Додинастическую эпоху. Священными в Египте были оксиринх и лепидот. Лепидот - чешуйчатая (ныне вымершая) рыба - считался священным животным Мехит; был посвящен богу Хапи. Культовый центр Лепидота - Тис (греч. Лепидотополь) в VIII верхнеегипетском номе.
2.6. Ихневмон, еж, лягушка.
Ихневмон (мангуст), зверёк, обладающий иммунитетом против змеиного яда, истребитель гадов и грызунов, почитался прежде всего как змееборец; в одном из мифов Ра побеждает Апопа в образе ихневмона. Ихневмоны легко приручаются, их часто держали в домах для защиты от змей и крыс. Священным животным ихневмон стал считаться с периода правления XXII династии, однако упоминания его в религиозных текстах встречаются и раньше. Ихневмоны посвящались Солнцу, Ра и Уаджет.
Ёж почитался как змееборец и ассоциировался с Ра. Культ ежа был распространён повсеместно. В виде этого животного часто изготовляли сосуды для возлияний.
Лягушка почиталась из-за своей плодовитости (что символизировало плодородие); ей приписывалась власть над разливами Реки, от которых зависел урожай. Кроме того, в Египте существовало поверье, будто лягушка обладает способностью самозарождения, поэтому она связывалась с загробным культом и воскресением после смерти. Иногда лягушку рисовали под Ладьей Ра; она считалась священным животным богини Хекет. Культовые центры лягушки - Харвер и Абидос.
У ненецкого народа также есть священные животные. Культ этих животных связан с
основным занятием моего народа Приведу примеры животных особо почитаемых ненцами, и играющих важную роль в их жизни, мифологии и веровании.
Самым почитаемым животным является – Ты – домашний олень. Объектом охоты издавна был дикий олень – илебць,. Покровителем оленей считался Илебям,пэртя – это слово означает огромное стадо оленей, несметное их количество, к которому стремиться любой ненец.
Илебям,пэртя относится к небожителям. Он ближе всех к человеку, жертвоприношения принимает непосредственно и поэтому осмеливается вступать с ними в прямую связь – даровать им удачную охоту, охранять стадо и т.д. Духи отдельных мест, гор, лесов подчиняются божеству Илебям,пэртя, живущему на Ямале, хозяину и дарителю пушнины, дичи, зверя.
Вторым по значению жертвенным животным у ненцев является собака. С нею связаны различные представления религиозного характера. К собаке у ненцев всегда было почтительное отношение, связанное с её ролью в окарауливании оленей.
В числе магических обрядов, направленных на сохранение жизни, были обряды, связанные с собаками. Особый интерес представляют моменты, связанные с ролью собаки в культовой практике, например в качестве жертвенного животного. Приносят в жертву собак белой масти. На жертвенном месте оставляют шкуру и череп собаки, мясо выбрасывают.
Бережное, почтительное отношение к собаке выражается в ряде обязательных норм поведения: её нельзя бить, тем более, убивать. Во время еды, когда собака смотрит на человека, надо дать ей что-нибудь, нельзя её дразнить. Собака может пожаловаться духу нижнего мира.
Относительно волка в нём видят священное животное. Описательные названия волка: «кто-то», «хвостатый старик», «хвостатый зверь». Его шкуру нужно хранить в нарте, чтобы волк не сжирал оленей. Стадо можно защитить, повесив его деревянное изображение с цепочкой на Сядэя и принести им обоим жертву. В костюме шамана обычно используется шкура медведя и только шаман категории мэторта (наивысший) может использовать волчью шкуру.
В качестве тонического животного волк у ненцев не почитается.Его убивали, если он нападал на стадо.
Особое отношение к медведю – существовало почти у всех народов Сибири. По обычаю, ненцы при встрече с медведем вступают с ним в разговор. Его просят уйти по-доброму, если же зверь стал добычей, его приглашают быть гостем. Для перевозки разделанного медведя принято использовать семь нарт: везут позвоночник, рёбра, две лопатки с лапами, задние лапы, жир. Голову и шкуру временно оставляли на месте разделки. Вернувшись голову, отвозят на священное место как приношение, а лапы с когтями забирают в чум как оберёг.
В отношении медведя ненцы употребляют описательные названия. Само название медведя – Варк редко употребляется. Произношение его настоящего имени означает призыв, так как он обладает тонким слухом, слышит всё, что про него говорят, особенно в ясную погоду. Считалось, что медведь обладает даром всеведения.
Верования, касающиеся птиц, также отражают довольно архаичные представления ненцев о животном мире. Наблюдается почтительное отношение к гагаре. В мифе о сотворении земли Нум отправил гагару под воду доставать землю. У ненцев существует много примет связанных с птицами. Весной по грудинке утки узнают, какое будет лето. Грудинку смотрят на свет, и, если на ней виден тёмный оттенок – это к холодному лету; если оттенок светлый – к жаркому лето. Гнездо воробья повёрнуто к солнцу – это предвещает холодное лето, и наоборот. Если чайка садится на место, где кружились олени в период жары и гнуса, значит, олени будут болеть, и будет их падёж.
Ненцы считают, что каждый вид животных имеет своего духа-хозяина, каждое животное обладает индивидуальной душой, которая расположена у него в носу. Вероятно, с этим связан обычай, оставлять нос на тушке при снятии шкурки с пушных зверей (песец, заяц, горностай, соболь). Если женщина при снятии шкурки песца нечаянно обрезала нос, то считалось, что в капкан мужа песец больше не попадётся. Такое представление обусловлено, вероятно, пониманием того, что именно нос источник необычайно острого обоняния зверя. Это породило представление о нос как вместилище души, поэтому кончики носов многих животных наделялись магической силой.
3. Заключение.
Изучив священных животных Древнего Египта и ненцев, я пришла к выводу, что у народов не было единой религии, отсюда поклонение различным животным. Официальная религия Египта признавала фараона сыном солнечного бога Ра и таким образом самим богом. У ненецкого народа языческая религия, отсюда существование тотемов, священных животных.
Каждый бог имел свое священное животное. Так, например, священный бык Амона-Ра, которого звали Апис, жил в специальном храме. Символом бога Ра был жук, скатывающий передними лапками шарики из навоза и пыли. Его называли скарабей. Когда священные животные умирали, их тела превращали в мумии и хоронили с большими почестями. За убийство священного животного, как говорилось выше, могла последовать жестокая кара и даже смертная казнь. У ненцев также есть священные места, куда привозят жертвенное мясо, рога оленей, проходят различные обряды.
В честь богов и фараонов воздвигали храмы, которые были не только местами исполнения религиозного культа: они в такой же мере были центрами социальной, интеллектуальной, культурной и экономической жизни. Храм, как правило, состоял из многих сооружений. Ворота в храм были обрамлены высокими выступающими стенами - пилонами, покрытыми каменными рельефами. Рельефы изображали деяния богов и фараонов. Внутри храма находились просторные дворы со статуями богов, с высокими сужающимися кверху (обычно четырехгранными) каменными столбами - обелисками. На обелисках высекались надписи, прославлявшие богов и фараонов. Некоторые храмы украшали аллеи сфинксов (слайды презентации). Отсюда можно сделать вывод, что самая главная отличительная особенность искусства Древнего Египта заключается в том, что оно было призвано обслуживать потребности религии, в том числе заупокойного культа и государственного культа обожествленного фараона.
Религия – первооснова древнеегипетского искусства, его неотъемлемая составляющая, фактор, оказывавший непосредственное влияние на развитие египетской культуры в целом в течение всего времени ее существования. Поэтому памятники древнеегипетского искусства на протяжении всей его истории имели в подавляющем большинстве культовое значение.
В некоторых областях современного Египта до сих пор почитают священных животных. Только в разных районах - разные животные. Одними из самых популярных культов по- прежнему остаются культ кошки, быка и ибиса.
Литература:
Астрономический календарь. Июнь, 2019
Рисуем одуванчики гуашью (картина за 3 минуты)
Человек несгибаем. В.А. Сухомлинский
Разлука
Мастер-класс "Корзиночка"