Данный реферат был написан в рамках проведения III Всероссийского конкурса посвященного "Году Культуры"
Вложение | Размер |
---|---|
god_kultury_slavyanskiy_kostyum_2014.docx | 26.94 КБ |
Громова Полина
Пашкова Алевтина
Руководители: Хомякова И. И.
Алябушева О. К.
СПб ГБ ПОУ «КПМ» УПП №2
тел. 701-18-54
e-mail: irinakhomyakova55@gmail.com
(1) Славянский костюм: традиции и современность
(2) Одежда – это составная часть материальной и духовной культуры общества. Она отражает национальные особенности жизни народа и его представления о красоте.
В процессе создания одежды человечество прошло путь от возникновения ремесел – прядильного, ткацкого, портняжного и др. – до производства высокохудожественных изделий.
Какие характерные особенности помогают воссоздать в костюме народный дух?
(3) Свободный крой и многослойность
(4) Материалы: натуральные ткани (лен, хлопок, шерсть, шелк), мех.
(5) Рисунок - нес магическую функцию. Зооморфные и растительные мотивы защищали от злых духов. Знаки земли приносили урожай и удачу.
(6, 7). Декор: вышивка, роспись, нашитые ленты, монеты, ручное кружево.
Цель данной работы – изучение развития славянского костюма и использование его основных элементов в современной одежде. Тема связана с нашей будущей профессией – « художник по костюму»
Формирование славянского костюма происходило постепенно и связано с этапами развития человеческого общества.
Рассмотрим основные элементы славянского костюма:
(8). Рубаха – основа славянского костюма.
Древние славяне шили рубахи из прямых полотнищ неокрашенной льняной или конопляной ткани. Женские рубахи были длинными (до щиколоток), а мужские – по колено. Рубаха была в виде туники, из куска ткани, перегнутого пополам с отверстием для головы и скрепленного поясом. Потом спинку и перед стали сшивать, добавили рукава.
(9) Затем появились рубахи с «поликами» - прямыми или косыми плечевыми вставками. Позже появились рубахи на кокетке.
(10) Форма рукавов также была различной: прямые или зауженные, пышные у плеч или запястья, собранные на узкую обшивку или на широкий манжет. Длина рукавов у мужчин до 95 сантиметров, а у женщин были - 130—140 сантиметров. Работать в одежде с такими рукавами неудобно. Чтобы дело спорилось, рукава надо было подвернуть. Появилось выражение «работать спустя рукава», так говорят о ленивых людях, а об умелом работнике говорят, что он «работает засучив рукава».
Рубахи украшали вышивкой на груди, оплечье, по низу рукавов и подола. Цвета вышивки – красный (главный), синий, желтый, зеленый, коричневый, черный.
(11) К началу 20 века носили два комплекса: с рубахой: 1. рубаха с поневой и головным убором сорокой;
(12) 2. рубаха с сарафаном и кокошником. В современной женской одежде рубаха присутствует в виде платьев-рубашек и блуз, напоминающих традиционную рубаху.
(13) Понева – важный элемент женского славянского костюма. У древних славян понева представляла собой три несшитые полотнища, скрепленые на талии пояском. Поневу надевали поверх рубахи. Затем полотнища стали сшивать, оставляя один разрез – спереди или на боку. В 18 веке появились полностью сшитые поневы - с добавлением четвертого полотна, называемого «прошвой». Прошву делали из другой ткани и украшали вышивкой. По расцветке крестьянской поневы можно было угадать губернию, уезд и даже деревню, откуда приехала женщина. Поневу называют предшественницей юбки на Руси.
(14) Сарафан – элемент русского национального костюма северных и центральных областей России. Сарафан пришел из скандинавских стран, где женщины носили его как платье, не сшитое по бокам, а закрепленное на плечах широкими бретелями. В зависимости от покроя существовало 4 вида сарафанов:
(15) косоклинный глухой (самый древний по происхождению);
(16) косоклинный распашной или со швом спереди;
(17) прямой, собранный на обшивке и
(18) сарафан с лифом. Распашной сарафан состоял из двух полотнищ, соединенных застежками на пуговицах или сшитых с декоративной застежкой. В косоклинных сарафанах бока расширены дополнительными клиньями, придающую силуэту форму трапеции. Крестьянские сарафаны шили из льняных тканей, из недорогой пестряди в мелкую клетку, из ситца. Во второй половине 19 века сарафаны были повседневной одеждой. Сарафан и сегодня является универсальной и комфортной одеждой.
(19) Поверх платья надевали передник. Он защищал одежду от загрязнения, закрывал неукрашенные части костюма, создавал цельную композицию костюма. Передники украшали вышивкой, лентами, аппликациями, кружевом. Их декор сочетался с декором рубах.
(20) Передник в виде туники с рукавами или узкими проймами надевали через голову, его назывался «запон» или «занавеска». Были передники с грудкой (завязывались на талии и на шее). С конца 19 века использовали передник, укреплявшийся на талии - «фартук». Сегодня это элемент бытовой и рабочей одежды
(21) Однорядка — верхняя широкая, до щиколотки, женская и мужская одежда, без воротника, без подкладки, с длинными рукавами, под которыми делали прорехи для рук. Однорядку застегивали встык, и подвязывали поясом.
(22) Применяли сукно и другие шерстяные ткани; украшали кружевом, нашивками и золотым шитьем. Однорядка играла роль плаща. Её носили осенью и в ненастную погоду, в рукава и внакидку.
(23) Душегрея - короткая верхняя распашная женская одежда. Душегрея была распространена на Руси в 15-18 веках. Ее надевали поверх сарафана и рубахи. Она держалась на лямках, как и сарафан, спереди застегивалась.
(24) Полочки душегреи были прямые, спинка заложена крупными складками, вверху имела фигурный выступ мысом верх, к которому пришивали лямки. Шили душегрею из дорогих узорчатых тканей, например парчи, украшали декоративной каймой. Душегрею считают прототипом современных жилетов.
(25) Шугай - короткая верхняя приталенная женская одежда, с отрезной по талии спинкой, чаще всего из парчи. Шугай, как и душегрея, имел прямой, сравнительно узкий перед с разрезом.
(26) Сзади нижняя часть шугая (баска) от талии была собрана в пышные сборки. Шугай доходил до бедер и имел длинные рукава. Он мог иметь также меховой воротник или меховую опушку.
(27) Поверх рубашки мужчины надевали зипун. Он представляет собой кафтан без воротника или с небольшим стоячим воротником. Это была двубортная одежда с длинными рукавами, его застегивали справа налево на крючки или кожаные пуговицы и петли.
Зипун использовали как верхнюю одежду весной и осенью. Праздничные зипуны изготавливались из фабричного сукна, будничные — из сукна домашней выработки.
(28) После теоретического исследования была создана коллекция моделей одежды под названием «Времена года». Авторы эскизов и моделей - студенты Колледжа Петербургской моды.
Для коллекции использованы современные материалы: гобелен, органза, кристалон, альпак, искусственный мех.
(29) Модель «Зима»: состоит из жакета юбки, шапки и муфты. В основных удлиненных рукавах жакета выполнены прорезы для декоративных рукавов из органзы, что напоминает нам традиционную русскую однорядку. В отрезной баске прослеживаются черты душегреи. Шапка и муфта выполнены из меха – который издавна использовался на Руси в качестве материала для теплой одежды.
(30) Модель «Весна»: состоит из стилизованного сарафана и блузы. Сарафан – любимый наряд русской женщины. Рукава блузы удлинены. Мотивы рисунка гобелена, имитирующие вышивку, подобраны не случайно, весенние первоцветы: нарциссы, ландыши… символизируют пробуждение природы, жизни…
(31) Модель «Лето»: состоит из стилизованного сарафана и блузы. В сарафане модели «Лето» мы видим отделку по низу изделия двумя рядами декоративных рюш. Блуза свободной формы, рукав покроя реглан. В рисунке на гобелене просматриваются обереги: жучок – божья коровка, желтые цветы – одуванчики.
(32) Модель «Осень»: состоит из жакета и юбки. В форме жакета прослеживаются черты шугая: прилегающий силуэт, рельефные швы, пышная баска с фалдами. Жакет декорирован вторым рядом рукавов из органзы, этот же материал использован для изготовления юбки. По окату рукава выполнена создающая объем сборка, что характерно для русского костюма. Весь жакет расшит тесьмой и пайетками золотого и зеленого цвета, что создает впечатление роскоши. В расцветке гобелена прослеживаются краски осени, а осень на Руси, как известно, богата красками.
(33) Русский народный костюм – это неиссякаемый источник вдохновения для создания современных нарядов. Национальный костюм открывает нам талантливую, добрую, щедрую и красивую душу нашего народа, богатство наших традиций. Нам есть, чем гордиться и что хранить для будущих поколений!
(34) Спасибо за внимание!
Рисуем домики зимой
Если хочется пить...
Загадочная система из шести экзопланет
Украшаем стену пушистыми кисточками и помпончиками
Госпожа Метелица