Данная исследовательская работа отражает участие кораблей (крейсер "Киров") Военно - Морского флота в Великой Отечественной войне. Автор постарался выделить конкретные примеры участия краснознамённого крейсера "Киров" в боевых операциях по защите Таллина, Ленинграда.
Вложение | Размер |
---|---|
referat_korabli_-_geroi_velikoy_otechestvennoy_voyny._kreyser_kirov.doc | 122 КБ |
Федеральное государственное казенное общеобразовательное учреждение
«Кронштадтский морской кадетский корпус Министерства обороны Российской Федерации»
(г. Санкт-Петербург, г. Кронштадт, 197760,
ул. Зосимова, д. 15. т. 311-04-63)
Научно-практическая конференция «Ушаковские чтения»
среди обучающихся довузовских образовательных учреждений Министерства обороны Российской Федерации
Тема работы: «Героические корабли Военно – Морского флота в Великой Отечественной войне. Крейсер «Киров»»
Выполнил: Иванов Виталий Александрович, 9 в класс
Руководитель: Бальевич Галина Юрьевна, воспитатель 9 в класса
Кронштадт
2015
Содержание
Введение………………………………………………………………………...…2
Глава I. Строительство корабля…………....…………………………………….4
Глава II. Участие крейсера «Киров» в Великой Отечественной войне….........9
2.1. Оборона Таллинна……………………………………………………………9
2.2. Таллиннский прорыв………………………………………………………..12
2.3. Защита города. Кронштадт…………………………………………………13
2.4. Оборона Ленинграда………………………………………………………..15
Глава III. Послевоенная служба………………………………………………...21
Глава IV. Атомный крейсер……………………………………………………..23
Заключение……………………………………………………………………….26
Список литературы………………………………………………………………27
Введение
Наша Родина — великая морская держава. На западе и востоке, на севере и юге ее территорию омывают воды двенадцати морей, принадлежащих к бассейнам трех океанов, и двух внутренних морей. История отечественного флота неотделима от истории нашего многонационального государства. Вечную славу заслужили многие поколения российских моряков блистательными победами.
Выдающиеся подвиги совершили военные моряки в годы Великой Отечественной войны, сыграли важную роль в достижении общей победы над врагом. Военно-Морской Флот участвовал во всех оборонительных и наступательных операциях на приморских, приозерных и речных направлениях. Флоты и флотилии надежно обеспечивали фланги сухопутных войск, участвовали в героической обороне Лиепаи, Риги, Таллинна, Ленинграда, Москвы, Киева, Одессы, Севастополя, Керчи, Новороссийска и других городов, полуострова Ханко и Моонзундских островов, Северного Кавказа и советского Заполярья...
Боевая деятельность моряков отличалась беззаветной стойкостью и мужеством, смелостью, отвагой, высоким воинским мастерством.
Военно-Морской Флот в Великую Отечественную войну с честью выполнил свой долг перед Родиной. За выдающиеся боевые заслуги более 350 тысяч моряков награждены орденами и медалями, 520 человек стали Героями Советского Союза, а семеро из них дважды удостоены этого высокого звания. Список кораблей-героев отечественного флота пополнили в годы Великой Отечественной войны гвардейские и орденоносные надводные корабли, подводные лодки, соединения боевых катеров, среди них краснознамённый крейсер «Киров» - корабль герой, защитник Ленинграда.
В своей работе я постарался выделить конкретные примеры участия крейсера «Киров» в Великой Отечественной войне. Также, я хочу отметить, что я опирался на менее известные факты, но за каждым таким событием стоит судьба человека, который жертвовал жизнью ради нас, ради будущего своих детей
Цель исследования: определить роль крейсера «Киров» в обороне Таллинна и Ленинграда
Предмет исследования: экстремальные условия Великой Отечественной войны
Объект исследования: героизм и мужество советских моряков (экипажа крейсера «Киров») в годы Великой Отечественной войны
Методы исследования:
Актуальность проблемы:
События второй мировой войны всё более отдаляются во времени. Однако миллионы людей не перестают задумываться над её итогами и уроками. Главную роль в разгроме фашистской Германии сыграли советский народ и его Вооружённые силы. Попытки пропаганды уменьшить вклад России в разгром фашизма, скрыть от своих народов правду об огромной жизненной силе русского народа, взять под сомнение его мощь не имеют под собой почвы. Историческая истина состоит в том, что именно русский народ преградил путь германскому фашизму, вынес на своих плечах основную тяжесть второй мировой войны и внёс решающий вклад в достижение победы.
Глава I. Строительство корабля
В начале тридцатых годов, когда в Германии к власти пришёл Гитлер, остро встал вопрос укрепления обороноспособности нашей страны. Были приняты программы строительства крейсеров, подводных лодок и линейных кораблей. Международная обстановка обострялась, кораблестроители должны были найти возможности ускорить постройку крейсеров. Конструкторы нового крейсера в самые жёсткие сроки проанализировали десятки проектов современных боевых кораблей, изучили богатый опыт крейсеростроения. Строительство крейсера велось под наблюдением выдающегося советского учёного – кораблестроителя академика А.Н. Крылова. Перед проектировщиками стояла очень нелёгкая задача: корабль должен был обладать высокой огневой мощью и при этом иметь отличные маневренные качества, высокую скорость, хорошую живучесть, броневую защиту. Прототипом для проекта послужили итальянские лёгкие крейсера. Полный пакет технических документов на крейсер был приобретён советской стороной у итальянской фирмы «Ансальдо», главным конструктором проекта был назначен Анатолий Иоасафович Маслов. Одним из важнейших вопросов явился выбор вооружения. Во время разработки артиллерийских систем родилась очень смелая по тем временам идея: установить в габаритах двух орудийной башни главного калибра не два, а три орудия. С таким предложением выступил в 1934 году главный конструктор проекта башни. При этом каждая башня утяжелялась примерно на 30 т, а стандартное водоизмещение – приблизительно на 300 т, но зато количество орудий главного калибра увеличивалось на 50%. Предложение было принято. В проектировании артиллерийских систем главного калибра приняли участие талантливые инженеры Артиллерийского научно-исследовательского института А.А. Флоренский и Д.Ф.Устинов (к тому времени заместитель главного конструктора завода – строителя), ставший впоследствии Маршалом Советского Союза, Министром обороны СССР. Была создана трёх орудийная 180-мм башенная установка, которая по баллистическим данным не имела равных ни в одном из флотов мира.
22 октября 1935 года состоялась церемония закладки корабля в Ленинграде на заводе им. С. Орджоникидзе. Строители корабля понимали, какая высокая ответственность ложится на них. С разных концов страны на завод – строитель шёл металл, оборудование, узлы и механизмы для крейсера. Металлурги варили для корабля сталь, изготовляли листы и профили; на электротехнических заводах многих городов страны создавалось сложнейшее электрооборудование, лучшие предприятия оборонной промышленности поставляли на крейсер грозное вооружение. На заводе – строителе инженеры предлагали оригинальные технические решения, направленные на сокращение сроков постройки корабля. С помощью учёных разрабатывались и тут же находили применение новые технологические процессы, ускоряющие сборку корпуса. В те годы основным способом соединения конструкций была клёпка, а при постройке нового крейсера частично была применена электросварка, что позволило значительно ускорить корпусосборочные работы. Впервые в истории советского судостроения во время нахождения корабля на стапеле на него погрузили и смонтировали котлы и механизмы, для чего потребовалось создание мощных грузовых средств. Такое решение позволило уложиться в исключительно сжатые сроки строительства корабля. На крейсере было установлено самое современное вооружение: девять 180 – мм орудий в трёх башнях главного калибра, шесть 100 – мм, шесть 45-мм орудий (во время ремонта в 1943 году число 100-мм орудий было увеличено до восьми, число 37-мм – до 10, 45 – мм были сняты и заменены крупнокалиберными зенитными пулемётами). Первоначально на корабле было предусмотрено четыре 12,7 мм пулемёта, два трёхтрубных 533-мм торпедных аппарата, четыре бомбомёта и два бомбосбрасывателя. Толщина бронирования борта и палубы составляла 50 мм, лобовой плиты башен – 50 мм, крыши башен – 50 мм, боевой рубки – 150 мм. В то время на кораблях ещё не было радиолокаторов, поэтому на крейсере было предусмотрено два гидросамолёта типа Кор (конструктора Г.М. Бериева). Их предполагалось запускать посредством катапульты, а поднимать на борт специальным краном. К достоинствам проекта так же относилось не только сильное артиллерийское вооружение, но и развитые средства управления огнём, мощная энергетическая установка, высокая скорость, эффективные средства борьбы за живучесть. Изменения, внесённые в систему набора корпуса и в конструкцию энергетической установки позволили крейсеру стать прочнее и мощнее своих итальянских прототипов. Впрочем, и само рождение «Кирова» несло в себе не только заряд военной мощи, но и заряд моральный. По словам старого судостроителя А.Шевченко – В дни, когда создавался проект крейсера завод посетил Сергей Миронович Киров. Он обратился к рабочим с горячей речью: стройте корабли быстрее и лучше, они нужны для великого дела – защиты Родины. Закладывали крейсер, когда С.М. Кирова уже не было в живых (убит 1 декабря 1934 года), и рабочие попросили назвать первенца его именем. Так на серебряной килевой планке и написали: с одной стороны «Киров», с другой лозунг о создании большого флота.
За строительство крейсера «Киров» коллектив завода – строителя в 1940 году был награждён орденом В.И. Ленина. 30 ноября 1936 года корабль был спущен на воду (ко второй годовщине смерти С.М. Кирова). Испытывала и принимала его государственная комиссия. Испытания проходили на Балтийском море и продолжались несколько месяцев. В ходе испытаний произошли множественные аварии, и были выявлены недоделки. Завершены испытания были 26 сентября 1938 года. Лучший артиллерист Н.С.Дебелов (позднее капитан I ранга и преподаватель Ленинградского кораблестроительного института) поднял над крейсером военно-морской флаг. Крейсер «Киров» вошёл в состав кораблей Краснознамённого Балтийского флота. После вступления в строй в течение весны и лета 1939 года на корабле продолжались работы по отладке систем вооружения, а экипаж занимался боевой подготовкой. Весна и лето 1939 года прошли в интенсивной боевой учёбе. Первый командир корабля капитан II ранга Н.Э. Фельдман (который до этого назначения был флагманским артиллеристом Краснознамённого Балтийского флота) поставил перед командой крейсера задачу: в короткий срок освоить сложные артиллерийские, зенитные и торпедные системы, новейшие приборы и механизмы. Тренировки и учения проводились днём и ночью, и это было понятно: война могла начаться в любой день.
Но ещё до финской кампании и Великой Отечественной войны экипаж крейсера отличался памятными на флоте делами. Вот истоки одной традиции – нерушимого морского братства. В штормовую ночь у острова Норген потерпел бедствие гидросамолёт. Четыре часа в бушующем море вёл крейсер «Киров» поиск и благодаря усердиям команды моряков лётчики были спасены.
«Киров» стал родоначальником целого семейства отличных советских крейсеров. В своём классе «Киров» был совершеннейшим в мире кораблём. Большая огневая мощь крейсера сочеталась с отличными ходовыми и маневренными качествами, хорошей живучестью и прочным бронированием. Создатели корабля обеспечили непотопляемость корабля при затоплении трёх любых отсеков. Два турбозубчатых агрегата развивали мощность в 113.000 лошадиных сил и обеспечивали надёжную скорость полного хода 35 узлов. Постройка серии крейсеров типа «Киров» была успехом отечественных специалистов не только военного кораблестроения, но и металлургической, электротехнической, радиотехнической и ряда других отраслей промышленности.
Корабль строился для боя. В боях и прославился, в финскую компанию (уже 1 декабря 1939 года крейсер принял участие в первой боевой операции: по приказу командования он обстрелял орудиями главного калибра батарею белофиннов на острове Руссаре близ Ханко. Так состоялось боевое крещение нового корабля. После этого крейсер «Киров» неоднократно участвовал в других операциях против белофиннов, за что большая группа моряков – кировцев была награждена орденами и медалями), а затем и в Великую Отечественную войну.
15 октября 1939 года нарком ВМФ Н.Г. Кузнецов утвердил план базирования кораблей КБФ на порты Эстонии и Латвии на 1939 -1940 годы. «Киров» в тот же день в составе эскадры КБФ прибыл в Таллинн, а 22 октября в сопровождении эсминцев «Сметливый» и «Стремительный» перешёл в Лиепаю, на которой базировался до конца Советска – финской войны. В августе 1940 года «Киров» участвовал в больших учениях флота в устье Финского залива. Осенью 1940 года крейсер ушёл в Кронштадт на гарантийный ремонт и для замены лайнеров орудий главного калибра. В мае 1941 года «Киров» перешёл в Таллинн. 14 июня крейсер во главе отряда лёгких сил перебазировался из Таллинна в Усть – Двинск. На переходе корабли отрабатывали учебно – боевые задачи. До начала ВОВ корабль прошёл 36 000 миль, а главные механизмы отработали 4 500 часов
Великая Отечественная война застала крейсер в Риге на Усть-Двинском рейде под флагом командира отряда легких сил вице-адмирала В.П.Дрозда. 22 июня 1941 года на рассвете он открыл огонь по германским самолетам, атакующим город и корабли.
Глава II. Участие крейсера «Киров» в Великой Отечественной войне
2.1 Оборона Таллинна
27 июня части Вермахта вышли к Западной Двине, началась эвакуация Риги. Отряд легких сил – «Киров» и пять эсминцев в сопровождении четырех ТКА – вышел из Усть - Двинска, и ночью встал на рейде Куйвасте. Бои продолжались всю неделю, а потом боевой корабль прорвался в главную базу флота. К этому времени все выходы из порта Рига были заминированы, кроме Муху - Вяйна - узкого и мелководного пролива, закупоренного затопленным кораблем. Круглые сутки под бомбами работали земснаряды. Гидрографы ставили буи. Штурманы и рулевые изучали маршрут перехода. В ночь на 29 июня работы на фарватере были закончены и «добро» на выход было получено. Командир корабля Сухомлинский знал, что нужна ювелирная точность маневра, и сам поднялся на ходовой мостик. Под килем порой не было и фута. Скрежет о днище, а за кормой рыжий песок. То справа, то слева надвигались темные берега. Но крейсер «Киров», ориентируясь по слабым огням, шел вперед. 1 июля «Киров» прибыл в главную базу флота — Таллинн. Прибытие артиллерийского корабля в Таллинн серьезно укрепило силы обороны города. В последующие августовские дни не прекращался громовой голос главного калибра крейсера «Киров». Залпы орудий крейсера «Киров» наносили немалый урон войскам, осаждавшим Таллинн. Гитлеровские войска поспешили подтянуть сюда тяжелые орудия, чтобы достать огнем маневрирующий на рейде корабль.
5 августа развернулись бои на дальних подступах к городу. Противник прорвался к побережью Финского залива, отрезав Таллинн от суши. 22 августа к столице Эстонии подошли фашистские войска, и в тот же день впервые крейсер «Киров» открыл огонь по сухопутным войскам Гитлера. 23 августа крейсер вел огонь по скоплению немецких танков у переправы через р. Кейла. В оперативной сводке было отмечено: «23 августа крейсер «Киров» (старший артиллерист капитан-лейтенант А. Климченко, управляющий огнем главного калибра старший лейтенант И. Ю. Шварцберг) разрушил переправы у реки Кейла, уничтожил группу прорвавшихся танков и рассеял большое скопление мотомехгрупп и пехоты противника» (Краснознаменный Балтийский флот в битве за Ленинград 1941—1944 гг. М., Наука, 1973). В результате было уничтожено и повреждено 12 вражеских танков и рассеяно большое скопление пехоты. Всеми действиями артиллерии — как береговой, так и корабельной — руководил бывший командир крейсера Киров Н. Э. Фельдман, который в эти трудные дни был назначен начальником артиллерии Таллинна. Командиром крейсера стал капитан II ранга М. Г. Сухоруков. Только за один день 23 августа фашисты выпустили по крейсеру около 600 снарядов крупного калибра. Постоянно меняя свое положение, корабль оставался неуязвимым и продолжал обстреливать немецкие позиции. Фашисты очень быстро поняли, какую важную роль в защите Таллинна играет мощная артиллерия кораблей, стоявших на рейде эстонской столицы. «Мы могли уже неделю назад овладеть Таллинном, если бы не артиллерия большевистского крейсера»,— откровенно сознался на допросе пленный немецкий офицер (Н. Михайловский. Краснознаменный крейсер Киров. Алма-Ата, 1950, с. 22). Неудивительно, что фашисты начали беспрерывно атаковать крейсер Киров и другие корабли на Таллиннском рейде с воздуха и одновременно обстреливать их из дальнобойных орудий. Немецкие летчики, взятые в плен, заявили, что их сняли с Кингисеппского направления и послали под Таллинн, чтобы уничтожить самый большой корабль, который причиняет им немалый урон (П. Медведев. Флагман идет вперед. — Страж Балтики.). Налеты вражеской авиации становились все массированнее. Команда крейсера Кирова осваивала трудное искусство — уклоняться от атак пикирующих бомбардировщиков и от сбрасываемых бомб, и командир корабля М. Г. Сухоруков в совершенстве овладел техникой маневра. Огромную помощь ему оказал в этом штурман капитан-лейтенант В. Т. Паценко, а в самые критические минуты на руле стоял главный старшина П. Ф. Андреев. Результаты этого единоборства корабля против вражеской авиации были поразительными. Только за один день 25 августа немцы сделали семь массированных налетов, сбросили около 50 бомб, но ни одна из них не попала в крейсер. Несколько крупных бомб взорвалось в непосредственной близости от корабля, но его корпус оказался настолько прочным и добротным, что мощные взрывные волны не причинили существенного вреда.
Сохранилось любопытное показание одного пленного офицера, который 27 августа вместе со своей частью находился на небольшой пригородной станции около Таллинна и попал под обстрел артиллерийских орудий Кирова: «На станции скопилось до двух десятков эшелонов. Приказ был немедленно выгрузиться и спешить к Таллинну. Едва люди стали выходить из вагонов, как на составы обрушился в полном смысле слова целый шквал снарядов. Здание вокзала, вагоны — все было разбито и сметено с лица земли. Солдат, оставшихся в живых, охватила паника. Нечего было и думать идти ночью к городу. До утра продолжались сборы уцелевших». (Протокол допроса от 12.01.42 г.)
Воздушные налеты на крейсер усиливались. Ниже приводятся выписки из судового журнала корабля:
26 августа в 9 ч 50 мин сброшено 24 фугасные бомбы весом от 100 до 500 кг. В 16 ч 30 мин сброшено 42 фугасные бомбы весом от 100 до 250 кг. В 17 ч 56 мин сброшено 38 фугасных бомб весом до 25 кг. В 18 ч 12 мин сброшено 22 фугасные бомбы весом от 100 до 250 кг. (И. А. К о з л о в, В. С. Ш л о м и н. Краснознаменный Балтийский флот в героической обороне Ленинграда. Л., Лениздат, 1976) И так до 14 раз в день. Бомбы разрывались в 8—10 м от корпуса, экипаж почти не спал, все время приходилось выполнять сложные маневры, чтобы уклоняться от бомб, количество реверсов двигателей во время атаки достигало 30—40 за одну минуту.
27 августа фашистам удалось захватить восточные высоты в районе города. На них немедленно были установлены орудия, которые уже прямой наводкой стали бить по нашим кораблям. В этот день только по крейсеру «Киров» было выпущено 300 снарядов и сброшено 136 бомб массой от 250 кг до 1 т.
Отражая атаки гитлеровских войск на главную базу флота, «Киров» в течение 23–28 августа 1941 года провел 36 артиллерийских стрельб по скоплениям войск и боевой техники противника. Меткий огонь крейсера помог защитникам города на несколько дней задержать врага. Стремясь расправиться с «Кировым», гитлеровцы ежедневно посылали для его уничтожения десятки бомбардировщиков, вели по нему огонь прямой наводкой из полевых батарей. За пять дней боев на Таллиннском рейде по кораблю было выпущено более 500 крупнокалиберных артиллерийских снарядов и сброшено 326 авиабомб. В своих попытках уничтожить крейсер они не жалели ни сил, ни средств. Но добиться своей цели так и не смогли.
2.2 Таллиннский прорыв
Крейсер «Киров» атаковал врага до последнего дня обороны города, когда начался прорыв кораблей из Таллинна в Кронштадт, прикрывая своим огнем выход транспортов. Вечером 27 августа «Киров», совместно с другими кораблями Балтийского флота, прикрывал эвакуацию сухопутных частей из Таллинна. Одним из наших эскадренных миноносцев была устроена дымовая завеса. Таллиннский рейд заволокло дымом, и корабли один за другим начали покидать порт.
Так начался знаменитый Таллиннский прорыв 28— 29 августа 1941 г. Крейсер Киров шел под флагом командующего Краснознаменным Балтийским флотом вице-адмирала В. Ф. Трибуца. На борту корабля находились орден Красного Знамени и знамя флота. Кроме того, в корабельных сейфах хранились огромные ценности, вывезенные из Эстонской республиканской конторы Государственного банка СССР.
Во время Таллиннского перехода крейсер отразил атаки 32 самолетов, ни одна из более чем 80 бомб, сброшенных на корабль, не достигла цели, отразил атаку торпедных катеров, подавил огонь немецкой батареи на мысе Юминда. Немцы бросили на перехват все силы. Путь оказался практически полностью заминированным. Плотность заграждений составляла 80 мин на километр. Отразив все атаки вражеской авиации, торпедных катеров и береговой артиллерии, крейсер в голове каравана кораблей прорвался через Финский залив и прибыл в Кронштадт.
29 августа «Киров» бросил якорь на Кронштадтском рейде благополучно завершив переход из Таллинна. В Кронштадте крейсер пробыл около месяца. Весь этот период он систематически вел огонь по немецким войскам, штурмовавшим пригороды Ленинграда, и почти ежедневно подвергался ответным ударам немецкой артиллерии и авиации.
2.3 Защита города. Кронштадт
29 августа «Киров» бросил якорь на Кронштадтском рейде. На следующий день буксиры ввели ее в Лесную гавань и поставили у стенки. Корабль был включен в систему артиллерийской обороны Ленинграда. За время стоянки «Кирова» в Кронштадте орудия его главного калибра выпустили около 500 снарядов, зенитчики сбили 3 и повредили 12 самолетов противника. Прошло всего несколько дней, и крейсеру «Киров» снова пришлось открыть огонь — на этот раз уже по войскам Гитлера, которые рвались к Ленинграду. Так в биографии знаменитого корабля открылась новая страница— защита города.
Вот выдержки из оперативных сводок, а также из журнала боевых действий крейсера в сентябре 1941 г.
7 сентября. Батареи Красной Горки, линкор «Октябрьская революция» и крейсер Киров нанесли артиллерийский удар по скоплению войск противника в районах Верхние Рудицы, Заостровье и Дятлицы.
8 сентября. Линкор «Октябрьская революция», крейсер «Киров» и батареи Ижорского укрепленного сектора обстреляли скопления войск противника в районах Заостровье, Дятлицы, Готобужи.
9 сентября. Крейсер «Киров» вел огонь по врагу южнее шоссе Дятлицы. (Н. Михайловский. Краснознаменный крейсер Киров. Алма-Ата, 1950)
Так же, как и в Таллинне, орудийный огонь могучего корабля явился серьезной преградой на пути гитлеровцев. Любопытная запись обнаружена в дневнике убитого немецкого обер - лейтенанта Курта Варена: «Мы с ходу могли захватить Ораниенбаум, но нам помешала артиллерия большевистского крейсера, и мы были принуждены временно отказаться от этой задачи».
И действительно, в том, что наши войска остановили противника перед Ораниенбаумским плацдармом, большая заслуга принадлежит крейсеру «Киров». Огневой щит наших кораблей был настолько мощным, что фашисты бросили против флота, стоящего в Кронштадте, огромное количество самолетов. За период с 19 по 23 сентября фашисты производили ежедневно по шесть налетов на корабли, причем в каждом налете участвовало по 70—80 бомбардировщиков.
Особенно трудным для наших моряков был последний день пребывания в Кронштадте — 23 сентября. В 10 ч 40 мин утра на крейсер Киров был совершен налет 70 фашистских юнкерсов, в 11 ч 30 мин — 60 юнкерсов, а всего в этот день на крейсер было сброшено 90 авиабомб. Две бомбы попали в корабль и вызвали пожар, который удалось быстро погасить. Зенитчики крейсера яростно отбивали атаки вражеских самолетов: в этот памятный день зенитные орудия крейсера Киров выпустили по фашистским юнкерсам 685 снарядов — по 120 на каждое орудие. Нелегко достался этот бой артиллеристам: ведь каждый снаряд весит свыше 30 кг, а выстрелы следовали один за другим через каждые 6 с., корабль получил два прямых попадания. Одна бомба попала в палубу полубака правого борта на 110-м шп. и взорвалась при прохождении через каюты начсостава. Вторая, пробив верхнюю палубу в районе 100-го шп., упала на нижнюю броневую палубу и не взорвалась.
Оставлять крейсер «Киров» и другие корабли в Кронштадте становилось небезопасно,
23 сентября вечером корабль снялся с якоря и взял курс на Ленинград. Сначала он встал в ковше Адмиралтейского завода, а через несколько дней его перевели на боевую позицию у 19-й линии Васильевского острова.
Приближалась страшная блокадная зима 1941 г. Крейсер вмерз в невский лед. Теперь личный состав корабля должен был своими силами, не рассчитывая на чью-то помощь, произвести ремонт крейсера. Объем работы был огромный, и самое главное — нужно было сменить все трубки пароперегревателей шести паровых котлов. Ремонт предстояло выполнить в блокадных условиях: жестокий голод, холод, отсутствие электроэнергии, элементарных деталей и машин. И то, что сделали моряки крейсера зимой 1941—1942 гг., без преувеличения можно назвать героическим подвигом.
И то, что сделали моряки крейсера зимой 1941—1942 гг., без преувеличения можно назвать героическим подвигом.
Неоценимую помощь морякам оказали консультанты — специалисты Балтийского завода, которые принимали участие в ремонте крейсера. Умирающего от голода талантливого инженера А. С. Монахова кировцы разыскали в полуразрушенной квартире, выходили. Встав на ноги, А. С. Монахов включился в работу, он проявлял удивительную изобретательность и сделал все, чтобы вернуть кораблю былую боеспособность. Самоотверженно работал инженер Б. Л. Гуз, который руководил восстановлением котлов. Ему под стать были и другие моряки.
Фашистов очень беспокоило то, что в осажденном городе действует мощная плавучая батарея — большая группа советских военных кораблей, имеющих сильное артиллерийское вооружение. Поэтому зимой 1942 г. была разработана операция «Айсштосс» («ледовое побоище») с целью уничтожения находящихся в Ленинграде кораблей, пока Нева не освободилась ото льда.
Операция «Айсштосс» началась 4 апреля в 18 ч 65 мин. Сначала на город обрушилась небывалая лавина артиллерийских снарядов, после чего в воздухе появились самолеты. 33 бомбардировщика и 62 пикирующих бомбардировщика атаковали наши корабли, 37 бомбардировщиков — зенитные батареи. Их прикрывали 59 истребителей. В первый же налет 18 вражеских самолетов было сбито, и прорваться удалось лишь считанным юнкерсам. По существу операция «Айсштосс» была сорвана. Неудачными оказались следующие пять фашистских налетов. В этой операции немцы потеряли около 60 самолетов.
Наиболее тяжелые испытания выпали экипажу «Кирова» 24 апреля 1942 года. В тот день корабль подвергся массированному налету фашистской авиации. Избежать прямых попаданий вмерзшему в лед и не имевшему хода кораблю не удалось. Две тяжелые авиабомбы, попав в кормовую надстройку, вывели из строя обе 100-миллиметровые зенитные батареи и котлы. Были разрушены грот-мачта, дымовая труба и часть внутренних помещений. На корабле вспыхнул пожар, от которого начали рваться зенитные снаряды. Личный состав крейсера боролся с огнем и мужественно отбивался от воздушных атак. Командир артиллерийского подразделения капитан-лейтенант Бренайзен, получив два тяжелых ранения, продолжал бой и только после третьего ранения оставил боевой пост. Командир кормовой аварийной партии старший инженер-лейтенант Лизунов был ранен, но продолжал бороться с огнем. Пламя подбиралось к погребу боеприпасов, и каждую минуту мог произойти страшный взрыв. И в эти критические минуты совершили подвиг трюмные машинисты Терехов и Коковцев. Задыхаясь в дыму, в полной темноте они добрались до клапанов и затопили погреб, предотвратив гибель корабля. Артиллеристы (В. В. Жукавин, Новиков, Иванов и другие) бросались в пламя и выбрасывали горящий боезапас за борт. Ими руководил главный старшина Галахов. Весь в ожогах, в горящей одежде он боролся с огнем и умер на боевом посту.
Много замечательных моряков-кировцев, не щадивших сил в борьбе с врагом, погибло в этот день. Погиб на посту командир батареи Киташев, командир орудия Павлов, матросы Ширяев и Цветков были убиты разорвавшимися в их руках снарядами. Всего во время бомбежки 24 апреля экипаж крейсера потерял 86 человек убитыми, 42 человека были ранены.
Только в самом конце апреля, когда Нева очистилась ото льда, стало возможным передислоцировать корабли. Крейсер «Киров» отвели за мост Лейтенанта Шмидта, а чтобы сбить немцев с толку, на место крейсера поставили учебный корабль «Свирь». После налета 24 апреля потребовался серьезный ремонт корабля. На устранение повреждений ушло два месяца. Во время ремонта усилили зенитное вооружение крейсера: сняли 45-мм орудия, демонтировали катапульту для запуска явно ненужных в сложившейся обстановке гидросамолетов, а взамен поставили зенитные автоматы. Ремонт крейсера продолжался до 1 октября 1942 г.
Находясь в Ленинграде, крейсер «Киров» систематически вел огонь по немецким войскам, осаждавшим город.
Крейсер активно помогал сухопутным войскам Ленинградского фронта, но теперь уже не в оборонительных, а в наступательных операциях, завершившихся прорывом блокады.
В январе 1944 года началась операция по разгрому немецких войск под Ленинградом. «Киров», вместе с другими кораблями эскадры, огнем своей артиллерии поддерживал наступление 42-й армии. К началу 1944 г. сложились благоприятные предпосылки для проведения крупной наступательной операции под Ленинградом и Новгородом. Здесь действовала мощная гитлеровская группировка «Север» (в нее входили 16-я и 18-я армии): свыше 700 тыс. солдат и офицеров, более 10 тыс. орудий и минометов, около 400 танков и штурмовых орудий, 370 самолетов (БСЭ, т. 14, с. 313—314).
Группе «Север» советское командование противопоставило восемь армий Ленинградского, Волховского и Второго Прибалтийского фронтов при поддержке Краснознаменного Балтийского флота (свыше 1 млн. 200 тыс. чел. советских воинов, 21 600 орудий и минометов, 1475 танков и самоходных орудий, 1500 самолетов), который обеспечил переброску войск через Финский залив на Ораиенбаумский плацдарм.
В 9 ч 45 мин утра 14 января 1944 г. «катюши» начали обстрел немецких позиций, вслед за ними открыли огонь тысячи береговых и корабельных орудий, включая орудия главного калибра крейсера Киров. С 14 по 19 января артиллерия Краснознаменного Балтийского флота обстреляла 876 целей.
19 января 1944 г. крейсер «Киров» включился в обстрел Вороньей горы, где сосредоточились большие скопления вражеских сил. Разрушенные укрепления, разбитая военная техника, сотни убитых фашистов — таковы были результаты беспощадного огня с корабля — защитника Ленинграда. Гитлеровские войска понесли огромные потери, артиллерийский обстрел противника с наших кораблей облегчил продвижение наших войск на Ропшинском и Красносельском направлениях.
Впоследствии командующий артиллерией Ленинградского фронта генерал-лейтенант Г. Ф. Офицеров отметит: «В военной истории едва ли повторится такой пример классического использования морской артиллерии для нужд наземных войск, как беспримерная боевая работа Краснознаменного Балтийского флота в Великую Отечественную войну».
20 января советские войска, наступавшие от Ораниенбаума и Ленинграда, соединились в районе Ропши и ликвидировали Петергофско-Стрельнинскую группировку противника, которая в течение 30 месяцев разделяла Ораниенбаумский плацдарм и блокированный Ленинград.
В тот же день был освобожден Новгород, и, таким образом, советские войска завершили разгром фланговых группировок 18-й немецкой армии, после чего фашистские войска центральной группировки, опасаясь окружения, начали стремительно отступать. Так была прорвана ленинградская блокада и начался полный разгром гитлеровских войск под Ленинградом.
27 января 1944 г. 100-мм орудия крейсера Киров участвовали в праздничном салюте на Неве, посвященном прорыву блокады.
После успешных наступательных действий в районе Ленинграда и Новгорода были созданы благоприятные условия для развертывания боевых операций наших крупных кораблей. Они получили возможность выйти из Невы в Финский залив.
В июне 1944 года при обеспечении наступления частей Красной Армии на Карельском перешейке корабль провел еще три стрельбы и разрушил два крупных узла сопротивления, входивших в состав укреплений «линии Маннергейма».
История не знает примеров, чтобы флот, заблокированный в течение длительного времени, сохранил бы боеспособность и принял активное участие в разгроме врага.
После разгрома немецких войск под Ленинградом Советский Союз предложил мир гитлеровскому союзнику — Финляндии. Это предложение было отвергнуто, и финские войска продолжали угрожать городу, они сковывали действия Балтийского флота в Финском заливе, содействовали немецкой армии в Заполярье. Поэтому советское командование приняло решение разгромить группировку финских войск на Карельском перешейке.
Были разработаны две наступательные операции: Выборгская и Свирско-Петрозаводская, целью которых было нанесение мощных ударов по самым уязвимым местам обороны противника.
В Выборгской операции приняли участие 21-я и 23-я армии Ленинградского фронта, эти армии со стороны Финского залива поддерживали корабли Краснознаменного Балтийского флота. Перёд нашими кораблями была поставлена задача разрушить наиболее мощные долговременные укрепления, батареи, нарушить сухопутные коммуникации.
Были созданы четыре артиллерийские группы, в одну из этих групп входили линкор «Октябрьская революция», крейсеры «Киров» и «Максим Горький».
9 июня 1944 г. начался артиллерийский обстрел позиций противника. Наши корабли поразили 17 целей. 20 июня был освобожден г. Выборг.
За время Великой Отечественной войны экипаж крейсера «Киров» провел более 300 боевых стрельб. Уничтожил огнем своей артиллерии несколько тысяч гитлеровцев. Разрушил и подавил многие батареи противника. Вывел из строя и сжег десятки танков, самоходных орудий и автомашин противника. Сбил и повредил несколько десятков самолетов.
Так в годы Великой Отечественной войны сражался корабль-герой, защитник Ленинграда.
Глава III. Послевоенная служба
В мае 1945-го «Киров» перешел в Кронштадт. Согласно плану боевой подготовки, 16 октября он вышел из Кронштадта на полигон для выполнения артиллерийских стрельб. Но в этот день выполнить все стрельбы не удалось, так как не сработал ЦАС. 17 октября 1945, во время выхода на учебные стрельбы, «Киров» подорвался на немецкой магнитной донной мине. Крейсер получил серьезные повреждения, ремонт продолжался до конца 1946 года.
После окончания войны крейсер Киров продолжал оставаться флагманским кораблем Краснознаменного Балтийского флота. К тому времени отечественная промышленность разработала ряд новых приборов и установок, которыми было решено оборудовать крейсер «Киров». Корабль поставили на ремонт, и в 1954 г. он снова вошел в строй, вооруженный новейшими системами управления артиллерийским огнем и многими другими приборами, появившимися в первые послевоенные годы.
Прошло еще несколько лет, и грозный крейсер стал учебным кораблем. На его борту в многочисленных плаваниях и при стоянках в базах проходили морскую и штурманскую подготовку курсанты высших военно-морских училищ и учебных отрядов.
Как учебный корабль он дважды посещал ПНР, побывал в столице Швеции Стокгольме. В праздничные дни крейсер Киров неизменно входил в Неву, и его строгий силуэт, могучие башни с длинными блестящими стволами орудий становились частью городской праздничной панорамы.
Летом 1968 года имя крейсера «Киров» вновь появилось на страницах газет и журналов. Участвуя в маневрах братских флотов стран — участниц Варшавского Договора «Север», он был штабным кораблем. Крейсер вновь прошел по местам былых боев от Кронштадта до Балтийска, а на завершающем этапе учений, следуя под флагом главнокомандующего Военно-Морским Флотом Адмирала Флота Советского Союза С. Г. Горшкова, он принял участие в артиллерийской поддержке десанта, за что получил оценку «отлично».
В последний раз флаг корабля был спущен 27 декабря 1974 г., следовательно, крейсер служил в составе Краснознаменного Балтийского флота около 40 лет. Время берет свое. На смену устаревшим приходят другие, более совершенные корабли. Пришла очередь уйти в отставку и прославленному кораблю-ветерану. В 1975 году крейсер был исключен из состава Военно-Морского Флота и передали в ОФИ для разборки на металл. Две его носовые артиллерийские башни решили сохранить — ныне они установлены на площади Балтфлота на Васильевском острове в качестве памятника знаменитому кораблю. Этот мемориал напоминает о бессмертном подвиге, который совершили в годы Великой Отечественной войны защитники Ленинграда.
Глава IV. Атомный крейсер
Военно-морской флот всегда оставался самым дорогостоящим видом вооруженных сил. Строительство же боевых кораблей большого водоизмещения - по карману далеко не каждому государству, это могли себе позволить только технически высокоразвитые и весьма небедные страны. Уникальные тяжелые атомные ракетные крейсеры типа «Киров» являются крупнейшими, за исключением авианосцев, надводными кораблями. Недаром на Западе их классифицируют не иначе как «линейные крейсеры». Окончательное техническое проектирование крейсера было закончено в 1972 г., а 26 марта 1973 г. на Балтийском заводе имени С. Орджоникидзе в Ленинграде был заложен головной корабль серии, получивший название «Киров» - в честь выведенного из боевого состава ВМФ знаменитого крейсера. По традиции он получил от последнего и Краснознаменный военно-морской флаг (почетное звание было присвоено крейсеру 25 июня 1977 г.) Новый корабль предназначался уже для нанесения ударов по корабельным группировкам противника (в первую очередь - по авианосным группам и соединениям), осуществления поиска, слежения и уничтожения подводных лодок (в основном - атомных подводных стратегических ракетоносцев), а также обеспечения зональной противовоздушной, а позже и противоракетной обороны своих сил.
В списки ВМФ СССР головной корабль типа «Киров» был зачислен 6 октября 1973 г., 26 марта следующего года он был заложен на стапеле Балтийского завода, а к середине декабря 1975 г. уже был фактически сформирован экипаж. Первый командир корабля, тогда капитан 1 ранга, а затем - контр-адмирал Александр Сергеевич Ковальчук,
27 декабря 1977 г. крейсер спустили на воду, а почти ровно через три года - передали флоту. 6 марта 1981 г., после официального завершения испытаний «Киров» был включен в боевой состав Краснознаменного Северного флота. Переход ТАРКР к месту базирования вызвал настоящую сенсацию на Западе.
Атомный крейсер «Киров» неоднократно становился лучшим на флоте по итогам учебного года и неоднократно награждался вымпелами главнокомандующего ВМФ и министра обороны СССР. А в декабре 1983 г. «Кирову» пришлось в прямом смысле пройти испытание огнем: в ходе боевых действий в Ливане корабли стран НАТО, выступив фактически на стороне Израиля, оказывали его войскам огневую поддержку, обстреливая позиции ливанских и сирийских войск. Москва решила помочь своим сирийским союзникам и «вытащила из рукава» свой самый главный козырь - направила в Средиземное море новейший боевой корабль, ТАРКР «Киров». В следующем году кораблю пришлось отражать реальный ракетный удар: в мае 1984 г. в Североморске произошел взрыв складов боеприпасов и всем кораблям было приказано срочно покинуть базу, но ТАРКР «Киров» самостоятельно, без буксиров отойти не мог и тогда командир корабля капитан 1 ранга А.С. Ковальчук приказал открыть огонь корабельными артустановками, чтобы не допустить поражение крейсера разлетающимися ракетами. Выпала на долю отечественного первенца атомного надводного кораблестроения и трагичная обязанность - крейсеру пришлось принимать участие в двух спасательных операциях, причиной которых стали катастрофы с советскими атомными подводными лодками. Первый случай относится к октябрю 1986 г. - тогда в Атлантике после взрыва баллистической ракеты в шахте тонул РПКСН «К-219». Крейсер, взявший на борт второй экипаж РПКСН, в течение шести суток шел скоростью 26 узлов, но смог прибыть туда уже после того, как субмарина ушла на дно океана, зато своим грозным видом он отогнал буквально кишевшие в том месте американские боевые корабли. Неделю крейсер патрулировал район гибели «К-219», пока не было установлено, что подлодка затонула на очень большой глубине.
В настоящее время на крейсере имеется серьёзная поломка главного редуктора турбозубчатого агрегата. Ее ремонт возможен только при существенном демонтаже корпусных конструкций. Было принято решение об утилизации корабля. Однако сейчас планируется произвести его ремонт и полную модернизацию. Ввод в строй возможен после 2020 года.
Заключение
Давно отгремели бои. Ушли на переплавку и вновь возродились корабли, имена и флаги которых стали символом мужества, отваги и верности долгу. Созданы крейсеры с новыми именами. Но в этом славном и большом строю неизменно останется Краснознаменный крейсер «Киров», который своей стойкостью и мужеством наводил страх на врага. За время Великой Отечественной войны экипаж крейсера «Киров» провел более 300 боевых стрельб. Уничтожил огнем своей артиллерии несколько тысяч гитлеровцев. Разрушил и подавил многие батареи противника. Вывел из строя и сжег десятки танков, самоходных орудий и автомашин противника. Сбил и повредил несколько десятков самолетов.
Героические дела экипажа крейсера «Киров» были высоко оценены нашим правительством. 27 февраля 1943 года Указом Президиума Верховного Совета СССР крейсер «Киров» за образцовое выполнение боевых заданий Командования на фронте, борьбы с немецкими захватчиками и проявленную при этом доблесть и мужество был награжден орденом Красного Знамени. В годы войны 58 матросов, старшин и офицеров были награждены орденами Советского Союза и несколько сот человек боевыми медалями.
Поют нам ветры штормовые
И волны, бьющие о мол.
Какие в жизни грозовые
Дороги крейсер наш прошел.
Как на защите Ленинграда,
Призвал огонь и мощь, и месть.
Краснознаменная награда —
Его заслуженная честь. H. Флеров
Список литературы
А. Усачев. Что значит выражение "Белые мухи"?
Что такое музыка?
Ветер и Солнце
Рисуем акварелью: "Романтика старого окна"
"Не жалею, не зову, не плачу…"