Лингвистическая сказка
Вложение | Размер |
---|---|
skazka_7_sosh_38.docx | 18.86 КБ |
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 38»
г. Сыктывкар
Городской конкурс лингвистических сказок среди учащихся 5 – 7 классов
Лингвистическая сказка
Ученицы 7 А класса
Яковлевой Марии
Учитель-консультант:
Столяр Светлана Витальевна
2010 г.
В некотором царстве, в некотором государстве жили-были и сейчас живут слова. Государство это называется Речь. Дружно в нем слова живут , и у каждого слова своя специальность. Работают слова в предложении, помогают людям общаться друг с другом.
И жила в этой прекрасной стране очень внимательная и любознательная Буквоежка. Вот однажды шла Буквоежка в школу и вдруг увидела группу слов, которые дружно шагали по этой же дороге. Ей стало очень любопытно, куда они идут, догнала она эти слова и обратилась к первому:
- Извините, пожалуйста! Нельзя ли узнать, как вас зовут, и куда вы направляетесь?
- Мы идем на работу. Работа у нас интересная и ответственная. Мы работаем в предложении и каждый раз выполняем разные функции.
- А кем вы сегодня работать будете?
- Я глагол Шуметь и работаю сегодня сказуемым при подлежащем Воды, я его поясняю, - ответил первый.
- Я глагол Бежать и работаю сказуемым в том же самом предложении, - произнес второй.
- Как? Значит, и вы поясняете подлежащее Воды?
- И я. Ты не удивляйся. Вся наша бригада из шести глаголов сегодня поясняет подлежащее Воды. Мы выполняем в предложении одинаковые синтаксические функции и называемся однородными сказуемыми.
- Но вас так много! – засомневалась Буквоежка. – Не будете ли вы ссориться друг с другом?
- Что ты! – ответил первый глагол. – Работать однородными сказуемыми очень удобно: мы составляем единый ряд и тем самым поддерживаем друг друга. Вот послушай:
Еще в полях белеет снег,
А воды уж весной шумят –
Бегут и будят сонный брег,
Бегут, и блещут, и гласят…
( Ф. Тютчев)
- Здорово! Действительно неплохо получается. Ну а между собой как ладите? Кто кому подчиняется?
- В том-то и дело, - сказал третий глагол, что среди нас нет главных и зависимых слов. Мы синтаксически равноправны и находимся по отношению к друг другу не в подчинительных, а в сочинительных отношениях.
- Вот это да! Как же вы связываетесь друг с другом?
- Мы связаны интонацией, и нередко нам помогают в этом сочинительные союзы. Сочинительные отношения по своему значению тоже разнообразны. Они могут быть соединительными, и тогда однородные члены связываются интонацией перечисления.
- Да… Интересная у вас работа, однородные сказуемые! А другие члены предложения могут быть однородными? – продолжала любопытствовать Буквоежка.
- Конечно, могут! Только об этом сама спроси у профессора Учебника. Он все про всех знает. А нам пора. – сказали глаголы и снова дружно зашагали по дороге.
- Спасибо! – крикнула Буквоежка вслед глаголам и тоже заторопилась в свою школу.
Шла она и думала: « Выходит, однородные члены предложения:
- зависят от одного и того же слова;
- являются одинаковыми членами предложения;
- находятся в сочинительных отношениях друг с другом.»
- Стоп! – неожиданно остановившись, вскрикнула Буквоежка. – А как же Подлежащее? Ведь оно независимый член предложения. Может глагол ошибся? Может однородных подлежащих не бывает?
Прибежала Буквоежка в школу и сразу направилась к мудрому Учебнику за помощью. Профессор любил таких любознательных особ и поэтому отвел ученицу к самому Подлежащему. Буквоежка очень обрадовалась и тут же обратилась с вопросом:
- Извините за беспокойство, уважаемое Подлежащее! Мне очень интересно, бывают ли подлежащие однородными?
- Конечно, бывают! А почему ты сомневаешься?
-Так ведь однородные члены зависят от одного и того же слова, а вы…, - смутилась Буквоежка.
- Однородные подлежащие сами грамматически командуют одним и тем же сказуемым. Послушай:
Вот и заяц,
И лисичка,
И собачка,
И охотник,
И Володя
На салазочках сидят,
Быстро под гору летят.
( Даниил Хармс)
В этом стихотворении однородные подлежащие заяц, лисичка, собачка, охотник, Володя определяют форму сказуемых, их множественное число. Понимаешь?
- Как не понять, - ответила Буквоежка.
Тут прозвенел звонок на урок. Буквоежка поблагодарила Подлежащее и побежала на занятия. Весь день она думала: « Какая замечательная у нас страна! Какие необычные жители в ней обитают, и какую важную и нужную работу они выполняют!» Она так много узнала интересного и хотела бы узнать еще. У нее появлялись все новые и новые вопросы: Какие знаки препинания ставятся при однородных членах? Всегда ли они ставятся? Как они обозначаются на схемах? Буквоежка решила, что обязательно узнает все, все, все об однородных членах предложения и расскажет о них всем своим друзьям.
Стрижонок Скрип. В.П. Астафьев
Ветер и Солнце
Марши для детей в классической музыке
"Портрет". Н.В. Гоголь
Груз обид