Работа защищена на НПК младших школьников "Первые шаги в науку" 2014г.
Вложение | Размер |
---|---|
tanets_orla_u_tuvintsev.doc | 39 КБ |
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №2 г. Ак-Довурак
Городская научно – практическая конференция учащихся
«Первые шаги в науку»
Исследовательская работа на тему:
«Танец орла у тувинцев»
Выполнил: Кара-Сал Найдан,
ученик 2 класса
Руководитель: Буурел Оюнмаа Сааяевна,
учитель начальных классов
2014 г.
Содержание
Введение………………………………………………………………………….1
I. Описание работы……………………………………………………………...2
II.Значение танца орла у разных народов……………………………………3
III.Вывод………………………………………………………………………….4
IV.Список использованной литературы……………………………………..5
Введение
Танец орла или «Девиг» - это ритуал борца, проявляющего уважение к Вечному Синему Небу.
Цель: всестороннее изучение танца орла у тувинцев и сравнение с танцами орла других народов.
Задачи: - собрать информации о танце орла и сравнить с танцами орла других народов;
- анализировать собранный материал;
- оформить работу;
- защитить работу.
Описание работы
С давних пор и поныне тувинцы ставят национальную борьбу хуреш в любом празднике на первое место. Хуреш в свою очередь не проходил без «танца орла» — «девиг», что в переводе означает — «исполнить ритуальную пляску во время национальной борьбы» (Татаринцев, 2002: 407). В 1903 г. Ф. Кон, ссылаясь на народный фольклор, писал, что национальная борьба у тувинцев существовала очень давно.
Действительно, в тувинском героическом эпосе можно отыскать эпизоды, где два богатыря, встретившись на дороге, начинают меряться силой, где говорится о судьбе и героических деяниях жениха в борьбе за невесту и т. д. Борьба является необходимым элементом всех тувинских героических сказаний. В тувинских сказках также есть упоминание о «танце орла». При встрече богатыри, договорившись бороться, танцуют. О богатыре говорят: «танцует как орел, ловок как сокол». Кочевник – арат мечтает о том, как было бы хорошо взлететь в образе орла на небо, далеко от земных дел, так как небо – территория предков. Образ орла–девиг в понимании древних урянхайцев ассоциировался с ритуальными действиями в честь оваа и духов Неба и Земли. В «кочевом» мире орел, посредник и посланник Неба на земле, связующее звено между верхним и нижним мирами и его сакральное значение проявляется в следующих значениях: первое – «девиг», «девиир», «девип унуптер» – это путь к небу, к славе, второе – это путь поиска противника «девискээрде», третье – это путь к предкам, к создателю, четвертое – это обращение к Небу-Отцу с просьбой быть услышанным, увиденным Творцом, пятое – быть избранным небом, утвержденным (победителем, правителем).
Перед выходом на место состязания борцы 3 раза хлопают руками по внешней и внутренней сторонам бёдер.
Эти движения на языке символов означают, что мужчина силён своими тремя умениями: стрельбой из лука, конными скачками и борьбой.
Танец орла у таджиков
Традиционный танец таджиков имеет много вариантов. Но основной чертой движения является подражание движениями рук танцора взмахам крыла орла в полете и его парению в воздухе. Поэтому традиционный танец таджиков называется танцем орла. Происхождение танца орла еще раз подтверждает обряд поминания духов святых и предков и почитание горного орла в культурном наследии таджиков. Танец орла у таджиков - это в основном движения обеих рук вперед и назад. Танцор подражает движениям крыла парящего орла, его пикированию и кружению в небе. А двумя ногами, одна из которых является опорной, а другая движется мелкими шагами в такт музыке.
Танец орла у бурят
Бухэ-барилдан (бурятская национальная борьба) начинается и заканчивается красивым ритуалом — танцем орла. Борцы, выходя на ковёр, взмахивают руками, словно крыльями, изображая полёт этой гордой птицы. В заключение этот танец исполняет только победитель.
Участники демонстрировали степной стиль борьбы, то есть борьбу без примесей рукопашного боя. Степной борец считается проигравшим, если коснётся земли третьей точкой опоры, например локтем или коленом. Народное объяснение правилу — «нельзя тревожить землю».
Отличительная черта бухэ-барилдана — специальная одежда борцов. У разных национальностей существовали свои традиции экипировки воина. Например, у халха-монголов и тувинцев было принято обязательно надевать куртку «дзодок», чего не было у бурятов. В Монголии до сих пор используют особую шапку «джанджин» (полководец). Ойраты и западные буряты боролись в кожаных штанах, позже их вытеснили «шудак» — национальные борцовские трусы; теперь соревнующимся разрешено выходить на ковер в обыкновенных борцовских трусах. Главное — цветовая гамма. Они должны быть обязательно красного или синего цветов, иначе борец не допускается на соревнование, а победа засчитывается его сопернику. Про куртку «дзодок» — ходит масса легенд. Степным воинам близок образ хищной птицы. Поэтому форма куртки стремится приблизить силуэт борца к силуэту парящего орла. Кроме того, главное оружие птиц — мощные когти, которые они вонзают в спину жертве. В древности борьба была более жестокой. Разрешались удары, вырывающие кусок мяса из тела противника. Позвоночник был самой уязвимой частью. Поэтому воины укрепляли спину массивной металлической эмблемой. Позже, когда бухэ-барилдан стал массовым спортом без опасных приёмов, куртки стали изготовлять из шёлка, применяя особые секреты прочного шитья «туучмал ширмэл».
Вывод
Исходя из вышесказанного, мы пришли к выводу, что особых отличий в танцах орла у бурят, таджиков и у тувинцев нет. Борцы, выходя на ковёр, взмахивают руками, словно крыльями, изображая полёт этой гордой птицы. В заключение этот танец исполняет только победитель. «Танец орла» является частью духовно-художественного наследия тувинского народа, требующей бережного обращения и сохранения, а также исследования в области философии, культурологи и искусствоведения.
Список использованной литературы
Две снежинки
Весенняя гроза
Груз обид
Смекалка против Змея-Горыныча
Волшебная фортепианная музыка