Проект для участия в муниципальном конкурсе "Физика глазами лирика", посвящённом 70-летию Победы в ВОВ
Вложение | Размер |
---|---|
Проект по физике: "Вклад учёных-физиков в победу над фашистской Германией" | 87.01 КБ |
Презентация к проекту по физике | 2.78 МБ |
Московская область Рузский муниципальный район
МБОУ «Тучковская СОШ №1»
Муниципальный конкурс по физике:
«Физика глазами лирика»
Проект по теме:
«Вклад отечественной физики
в победу над фашисткой Германией»
Выполнили: обучающиеся 11 класса Доровский Кирилл Олегович
Ерёменко Анна Александровна
Руководитель: учитель физики
Камышанова Валентина Леонидовна
2014 – 2015 уч. год
Оглавление
I. Введение………………………………………………5
II. Основная часть……………………………..................6
III. Заключение …………………………… .. …………..18-19
IV. Список литературы ……………………......................20
Введение
9 мая 2015 года исполнится 70 лет со дня Великой Победы советского народа в Великой Отечественной войне. Многонациональный народ нашей страны в борьбе выстоял, и не просто выстоял, а победил, сокрушив фашизм, освободив от него Украину, Белоруссию, Прибалтику, многие государства Восточной Европы. Победа СССР над фашизмом навсегда вписана золотыми буквами в историю человечества. На разгром врага, на Победу работала вся страна- и воины, и тыл: женщины, старики, дети. День победы « приближали как могли» все, но огромный вклад, до сих пор не оцененный по достоинству, внесли ученые страны.
Цель данной работы: вспомнить, перечислить открытия, изобретения, конструкторские находки, ставшие решающими факторами в деле Победы и принесшие славу и приоритет советской науке
В рамках этой цели ставились следующие задачи: 1)Выяснить, какие советские ученые принимали участие в разработке изобретений, принёсшие победу в Великой Отечественной войне. 2)Выяснить, какие задачи приходилось решать советским ученым в годы Великой Отечественной войны.
Актуальность данного исследования состоит в том, что реальных участников событий Великой Отечественной войны почти не осталось в жизни, наши ровесники знают о войне лишь из книг и кинофильмов. Но память человеческая несовершенна, многие события забываются. Мы должны знать реальных людей, которые приближали победу и подарили нам будущее. Работая над проектом, из книг, энциклопедий, газетных и журнальных статей мы узнавали все новые факты о вкладе науки в Победу. Об этом надо рассказывать, этот материал надо приумножать и хранить, чтобы люди знали и помнили, кому мы обязаны годами мирной жизни без войны, кто спас мир от фашизма.
Методы исследования.
Изучение и анализ литературы. Классификация и систематизация знаний. Опрос учащихся. Создание презентации.
Основная часть
Великая Отечественная война для советского народа началась 22 июня 1941 года. Уже 23 июня состоялось внеочередное расширенное заседание Президиума Академии наук СССР, который принял решение направить все силы и средства на быстрейшее завершение работ важных для обороны и народного хозяйства страны. Уже через 5 дней, 28 июня Академия наук обратилась к ученым всех стран с призывом сплотить силы для защиты человеческой культуры от фашизма. В нем также говорилось: «В этот час решительного боя советские ученые идут со своим народом, отдавая все силы в борьбе с фашистскими поджигателями войны- во имя защиты своей Родины и во имя защиты мировой науки и спасения культуры, служащей всему человечеству». Великая Отечественная война всколыхнула весь народ, в том числе и людей занимающихся наукой, и, конечно, физиков. Всем понятно, что значительную роль в создании современного оружия играет техника, основой которой служит физическая наука. Какой бы новый вид вооружения не создавался, он неминуемо опирается на физические законы: рождалось первое артиллерийское оружие-приходилось учитывать законы движения тел(снаряда), сопротивление воздуха, расширение газов и деформацию металла; создавались подводные лодки- и на первое место выступали законы движения тел в жидкостях, учет архимедовой силы; проблемы бомбометания привели к необходимости составления таблиц, позволяющих находить оптимальное время для сброса бомб на цель.
Отечественная наука и техника тоже встала на военную вахту. Как писал выдающийся физик и организатор науки Сергей Иванович Вавилов, «…научная громада- от академика до лаборанта и механика- направила без промедления все свои усилия, знания и умения на прямую или косвенную помощь фронту. Физики-теоретики от вопросов о внутриядерных силах и квантовой электродинамики перешли к вопросам баллистики, военной акустики, радио. Экспериментаторы , отложив на время острейшие вопросы космической радиации ,спектроскопии ,занялись дефектоскопией, заводским спектральным анализом, радиолокацией… Во многих случаях физики работали непосредственно на фронте, испытывая свои предложения на деле, немало физиков пало на поле брани, защищая Родину»
Патриотический лозунг «Все для фронта, все для победы!» определили главный смысл работы каждого нашего человека, каждого ученого, конструктора, инженера. Ряд ведущих физиков-Петр Леонидович Капица, Анатолий Петрович Александров, Абрам Федорович Иоффе-вошли в состав различных комиссий, созданных Академией наук СССР для планирования и координации оборонных научно-технических исследований.
Размагничивание кораблей явилось одной из многих важных задач оборонного значения. Противник уже в первые дни войны создал серьезную минную угрозу у выходов из наших военно-морских баз и на основных морских путях. Уже 24 июня 1941 года в устье Финского залива на минах магнитного действия подорвались эсминец «Гневный» и крейсер « Максим Горький». Перед физиками была поставлена задача- создать эффективный метод защиты кораблей от этих мин. Ее решение было возложено на Ленинградский физико-технический институт, а возглавил работы А.П.Александров. Еще до войны в Ленинградском физико-техническом институте группой ученых были начаты работы по уменьшению возможности поражения кораблей магнитными минами. В их ходе был создан обмоточный метод размагничивания судов. Известно, что земной шар создает вокруг себя магнитное поле. Оно небольшое по величине, всего около десятитысячной доли Тесла. Однако его достаточно, чтобы ориентировать стрелку компаса по своим силовым линиям. Если в этом поле находится массивный предмет, например, корабль, и железа (вернее стали) в нем много, несколько тысяч тонн, то магнитное поле концентрируется и может увеличиваться в несколько десятков раз. К августу 1941 года ученые защитили от магнитных мин основную часть боевых кораблей на всех действующих флотах и флотилиях. Этот подвиг ученых увековечен памятником им в Севастополе! На кораблях специальным образом располагали большие катушки из проводов, по которым пропускался электрический ток. Он порождал магнитное поле, компенсирующее поле корабля, т.е. поле прямо противоположного направления. Все боевые корабли подвергались в портах «антимагнитной обработке» и выходили в море размагниченными. Тем самым были спасены многие тысячи жизней наших военных моряков.
Работа группы ученых атомников под руководством Игоря Васильевича Курчатова в городе Севастополе была сопряжена не только с большой ответственностью, но и опасностью. Устройство мин, применявшихся фашистами, постоянно менялось, и для успешной борьбы с ними необходимо было изучить их устройство. Разборку мин неизвестной конструкции зачастую собственноручно производил сам Игорь Васильевич. Суровая действительность военного лихолетья заставляла рисковать жизнью даже крупнейшего ученого нашей страны.
Заметим, что в это время, опираясь на помощь почти двухсот талантливейших физиков, изгнанных фашизмом из Европы, в США успешно заканчивал работы по пуску первого в мире атомного реактора знаменитый итальянский физик Энрико Ферми. Только в 1943 году И.В. Курчатову удалось вплотную заняться вопросами атомной энергетики, и уже в 1946 году в нашей стране был пущен созданный под его руководством атомный реактор.
В первые месяцы войны А.Т. Качугин придумал « партизанскую мастику» - тол. Обезвредить его было невозможно. Внешне он напоминал кусок мыла. Партизаны крепили его под вагонами . Немецкий эшелон набирал скорость, и «мастика» под воздействием встречного ветра взрывалась. Тысячи фашистских вагонов с войсками и техникой пошли под откос благодаря качугинскому изобретению. А.Т. Качугин предложил методы изготовления дешевых ( бесцериевые кремни) зажигалок, что решало проблему дефицита спичек, разработал одну из модификаций « зажигательных бутылок», которая использовалась против немецких танков зимой 1941 года при обороне Москвы. Бутылка с самовоспламеняющейся жидкостью КС, падая на твердое тело, разбивалась. Жидкость разливалась и горела ярким пламенем до 3 минут, достигая температуры 1000 °C. При этом она прилипала к броне или залепляла смотровые щели, стекла, приборы наблюдения, ослепляла дымом экипаж, выкуривая его из танка и сжигая все внутри танка. Попадая на тело, капля горящей жидкости вызывала сильные, трудно зажигаемые ожоги.
В начале войны к ученым обратились представители инженерных войск с просьбой выяснить, нельзя ли разработать подобную мину не для кораблей, а для танков. Эта работа была сделана на Урале. Физикам предоставили несколько танков. Провели измерения магнитного поля под ними на разных глубинах. Оказалось, что поле довольно заметное, и можно было попробовать применить магнитный механизм для подрыва танков. Однако ставилось важное дополнительное требование: сама мина должна содержать как можно меньше металла. Ведь к тому времени уже были разработаны миноискатели. Потребовалось придумать специальный сплав для своеобразной стрелки «компаса», замыкающего цепь, содержащую небольшую батарейку, сплав легко намагничивающийся под действием танка. В результате работы суммарное количество металла ограничивалось 2-3 граммами на одну мину, а магнитик из сплава был настолько хорош, что позволял подорвать не только танк, но и автомашину. Что уж говорить о паровозах…
Не менее важную задачу перед учеными поставила военная авиация. В ходе испытания скоростных машин летчики столкнулись с явлением флаттера- внезапного разрушения самолета из-за появления интенсивных вибраций. Группа Мстислава Всеволодовича Келдыша, изучив это явление, разработала надежные меры по предупреждению флаттера. Ученым были даны рекомендации, которые требовалось учитывать при конструировании самолетов .Их приняли во внимание, и за время войны не было случаев разрушения самолетов из-за флаттеров. В результате такой работы наша авиация не знала потерь, связанных с этим явлением, и появилась возможность значительно увеличить скорость и маневренность самолетов.
Знаменитый воздушный ас трижды Герой Советского Союза И.Н. Кожедуб, сбивший в годы войны 62 вражеских самолета, в своих воспоминаниях, делясь впечатлениями о качестве самолетов конструктора С.А. Лавочкина, писал о том, что в экстремальных ситуациях ему удавалось достигать скоростей, превышающих расчетную на несколько десятков километров в час. Этот факт свидетельствует о большой ответственности наших авиаконструкторов, создающих новую технику. Сам Семен Алексеевич Лавочкин писал: « Я не вижу моего врага- немца-конструктора, который сидит над своими чертежами… в глубоком убежище. Но, не видя его, я воюю с ним. Я знаю, что бы там ни придумал немец, я обязан придумать лучше. Я собираю всю мою волю и фантазию, …все мои знания и опыт…чтобы в день, когда два новых самолета- наш и вражеский- столкнулись в военном небе, наш оказался победителем» . В 1943 году А.С. Лавочкин за свой творческий вклад в победу в величайшей битве за Волгу получил высокое звание Героя Социалистического Труда.
За годы войны советские конструкторы разработали и внедрили в производство модели самолетов, которые по качеству превосходили немецкую авиацию. Мы представим вам некоторую информацию о ряде новых машин, созданных в суровых условиях военного времени. Назовем лишь несколько:
Физические характеристики:
Скорость 551 км/ч. Боевая нагрузка: до 600 кг различного вооружения. Обладал скороподъемностью, маневренностью, огневой мощью и большим потолком полета ( двигателем пятиконечной формы с воздушным охлаждением, такой двигатель, как броня, защищал летчика при лобовых атаках.
Физические характеристики:
Взлетная масса 2650 кг, потолок 12 км, для подъема на 5 км требовалось
всего 4,1 минута. Достоинство - сочетание простоты пилотирования с мощным вооружением. Позднее был сконструирован истребитель Як-9, способный развивать скорость до 605 км/ч.
Физические характеристики:
Скорость до 430 км/ч. Хвостовая часть была стрелковой установкой. Фашисты прозвали его « черной смертью».
Физические характеристики:
Два двигателя мощностью по 1361,6 кВт, потолок 9,5 км, дальность полета 2100км. Скорость до 570 км/ч, бомбовая нагрузка 100 кг! Специальное оборудование позволяло прицельно сбрасывать бомбы при разных режимах полета- по горизонтали и при пикировании.
Разработки теории взрыва, получения порохов и взрывчатых веществ. Академик Ю.Г. Мамедалиев в 1941году выполнил работы по синтезу толуола ( метилбензол). Его использовали для получения тротила. Тротил с щелочами образует соли, которые легко взрываются при механических воздействиях. Материал использовали для производства взрывчатых веществ, зарядов к взрывным снарядам, подводным минам, торпедам. Во время Второй мировой войны его было произведено около 1 миллиона тонн.
Напряженными творческими поисками в годы Великой Отечественно войны были заняты также ученые и конструкторы-артиллеристы. Ученые вложили свои знания и труд в создании новых артиллерийских установок, которые обеспечивали мощный маневренный огонь и массивные залпы. В начале 1942 года вооружение нашей армии пополнилось новым мощным орудием – 76-миллиметровой пушкой, ставшей самой массовой пушкой Великой Отечественной войны и признанной одной из гениальных конструкций в истории ствольной артиллерии. Грозным оружием военного периода являлся созданный советскими учеными и конструкторами гвардейской миномет БМ-13, широко известный под названием «Катюша».
Физические характеристики:
Снаряд этого орудия представлял собой пороховой реактивный двигатель, масса снаряда составляла 42, 5 кг, длина его 1,5 м, дальность полета около 8 км. Полк таких реактивных установок за 8-10 секунд обрушивал на врага 384 снаряда, уничтожая живую силу и технику на площади свыше 100 гектаров. Реактивные снаряды имели ряд преимуществ перед обычными: заряд, сообщающий движение, находился внутри, отсутствовала отдача при выстреле, а потому не требовались дорогие орудийные стволы из высококачественной стали.
Внезапность и массированность огня « Катюш» наносили большие потери противнику и настолько сильно действовали морально, что части противника обращались в паническое бегство. Вот как, например, выглядит рассказ одного пленного фашиста : « Сегодня в 8 часов утра русские открыли по нашим позициям убийственный огонь из орудий , минометов и « Катюш». Я никогда в жизни не испытывала такого ужаса. Нас словно ураганом повалило на дно траншей. Мы лежали, боясь поднять голову. Многие солдаты обезумели и бились головой о землю. Мне казалось, что происходит землетрясение».
Заметим, что в ходе войны грозное оружие совершенствовалось, благодаря исследованиям крупных ученых-физиков, в том числе академика С.А. Христиановича и члена-корреспондента Н.М. Беляева. Ими были выяснены причины разброса снарядов при сходе с направляющей рамы и высказаны рекомендации для достижения более точного полета снарядов по намеченной траектории. Кроме того, ученые разработали новую рецептуру топлива для реактивных снарядов и теорию его горения, что в дальнейшем позволило применять более тяжелые реактивные снаряды массой 72 кг.
Основное стрелковое оружие российской пехоты- автомат Калашникова. Разработка начата в 1943 году сержантом Калашниковым в госпитальной палате. Автомат создан «солдатом для солдат» , как говорят военные, в 1947 году. Принят АК-47 на вооружение Советской Армии в 1949 году , а старшему сержанту Калашникову присуждена была Сталинская премия. И сейчас АК не потерял своей актуальности: на него могут крепиться подствольный гранатомет ГП-25 или ГП-30,устанавливаться ночные или оптические прицелы и приборы для беззвучной или беспламенной стрельбы.
В начале 1943 года военным специалистом И.А. Ларионовым была изобретена авиационная бомба кумулятивно-концентрированного (остронаправленного) действия, теория которого вскоре была разработана выдающимся механиком академиком М.А. Лаврентьевым (бывшим председателем Сибирского отделения АН СССР). Эта бомба предназначалась для борьбы с танками, поскольку под громадным давлением, возникающим в ней при взрыве, металлические частицы со скоростью порядка 10 км/с узкой струей пронизывали танковую броню подобно тому, как сильная струя воды проникает в мягкую глину. Впервые бомбы остронаправленного действия были успешно применены в битве на Курской дуге, завоевав всеобщее признание. Вскоре ими оснастили воздушные армии Юго-Западного, Степного, Воронежского и Брянского фронтов, а их создатели - И.А. Ларионов и М.А. Лаврентьев - были удостоены Государственной премии СССР.
Немалый вклад в развитие радиотехнических средств и установок, предназначенных для военных целей, внес в годы Великой Отечественной войны академик А.Ф. Иоффе, который в то время являлся председателем комиссии по научно-техническим военно-морским вопросам. Специально для партизанских отрядов им был разработан термоэлектрогенератор, служивший источником питания для радиоприемников и передатчиков. Он состоял из нескольких термоэлементов, крепившихся к дну солдатского котелка. В котелок наливалась вода, и он ставился на костер. Вода определяла температуру одних спаев, а температуру других "задавало" пламя костра, нагревающее дно котелка. Перепада температур в таком случае в 250-300 градусов хватало для надежного обеспечения питания переносной радиоаппаратуры партизан. Подобный термогенератор был прост по конструкторскому оформлению, удобен в эксплуатации, а главное - готовым к действию в любое время.
Практические рекомендации А.Ф. Иоффе, подкрепленные теоретическими разработками академиков Л.И. Мандельштамма, Н.Д. Папалекси и В.А. Фока, нашли свое воплощение в реализации идеи по радиообнаружению самолетов. Практические потребности обороны страны поставили перед физиками важную научную проблему - создать такую технику, которая бы позволяла осуществлять точное обнаружение воздушных целей на дальних подступах от военных и гражданских объектов независимо от состояния погоды. Эта проблема оказалась успешно разрешенной при участии А.Ф. Иоффе. Первая отечественная радиолокационная установка была создана в лаборатории академика Ю.Б. Кобзарева, которая позволяла обнаруживать и пеленговать вражеские самолеты на расстояниях от 100 до 145 км. Это давало возможность основательно подготовиться к отражению воздушных атак противника, давая мощный отпор попыткам прицельного бомбометания по запланированным врагом объектам. Благодаря надежной работе радиолокаторов, только над столицей враг потерял 1300 самолетов.
Весомую отдачу на полях сражений дали разработки ученых в области металлургии и металловедения. Труды академика Л.Ф. Верещагина позволили создать первую в мире установку по упрочению стволов минометов и других артиллерийских систем, в которых был использован принцип действия сверхвысоких давлений на кристаллическую структуру металла. Эта установка дала возможность увеличить срок службы орудий, их дальнобойность, а также применять для их изготовления менее качественные сорта стали.
Уместно отметить работы лауреата Нобелевской премии академика П.Л. Капицы. Чтобы обеспечить чрезвычайно возросшую потребность различных отраслей военной промышленности в жидком кислороде, Петр Леонидович с группой сотрудников Института физических проблем сконструировали самую мощную в мире ожижительную установку. Она давала 2000 кг жидкого кислорода в час и резко отличалась от имеющихся аналогов тем, что сжижение происходило при давлении всего в 6 атмосфер (ранее требовались давления порядка 200 атмосфер), занимаемая установкой площадь сократилась в 4 раза, а производительность ее возросла в 6-7 раз. Наряду с этим П.Л. Капицей предложен эффективный метод борьбы с неразорвавшимися фашистскими бомбами и снарядами, который сводился к замораживанию детонаторов-взрывателей жидким воздухом.
В 1942-1943 годах под руководством профессора И.И. Китайгородского была решена сложнейшая научно-техническая задача - разработан рецепт получения бронестекла, прочность которого в 25 раз превосходила прочность обычного стекла. На его основе удалось создать прозрачную пуленепробиваемую броню для кабин самолетов. Наши летчики получили возможность более безопасного обзора пространства во время боя.
Коллективы Государственного оптического института под руководством Сергея Ивановича Вавилова и Института точной механики и оптики провели ряд исследований, которые способствовали обеспечению нашей армии, авиации и флота первоклассными оптическими приборами - дальномерами, стереотрубами, биноклями, перископами, прицелами.
Специальным постановлением Совета Народных Комиссаров СССР в 1944 году на предприятиях оборонной промышленности внедрен метод спектрального анализа для быстрого и точного контроля состава черных и цветных металлов в процессе их производства. Основная заслуга в разработке этого метода принадлежит известному оптику академику Г.С. Ландсбергу.
Примечательно, что ученые, работавшие в различных областях науки и техники и ковавшие общенародную победу в смертельной битве со злейшим врагом человечества, - фашизмом, проявляли безграничный патриотизм и огромную любовь к Отчизне, стойкость и личное мужество.
В истории обороны Ленинграда , когда город 29 месяцев, почти 2 года, был во вражеском кольце, и в деятельности ленинградских ученых во время блокады есть эпизод, который связан с « Дорогой жизни». Эта дорога пролегла по льду замерзшего Ладожского озера: была проложена автотрасса, связывающая окруженный врагом город с большой землей. От нее зависела жизнь. Вскоре выяснилось на первый взгляд совершенно необъяснимое обстоятельство: когда грузовики шли в Ленинград максимально нагруженные, лед выдерживал, а на обратном пути, когда они вывозили больных и голодных людей, то есть имели значительно меньший груз, лед часто ломался и машины проваливались под лед. Руководство города поставило перед учеными задачу: выяснить, в чем дело, и дать рекомендации, избавляющие от этой опасности. Группа ученых, возглавляемая членом-корреспондентом АН СССР П.П. Кобеко, изучила механические свойства ледового покрова (его прочность, хрупкость, грузоподъемность, условия пролома) и на основе этого разработала правила движения автоколонн по льду. Физик П.П. Кобеко установил, что главную роль играет деформация льда. Эта деформация и распространяющиеся от нее по льду упругие волны зависят от скорости движения транспорта. Критическая скорость 35 км/ч : если транспорт шел со скоростью, близкой к скорости распространения ледовой волны, то даже одна машина могла вызвать гибельный резонанс и пролом льда. Большую роль играла интерференция волн сотрясений, возникающих при встрече машин или обгоне; сложение амплитуд колебания вызывало разрушение льда. Благодаря строгому выполнению этих правил, дорога действовала без аварий, не было случая разрушения льда из-за деформации или резонанса при движении транспорта.
Суммировать вклад отечественной физики и техники в дело Победы над фашистской Германией помогает высказывание академика С. И. Вавилова: «Советская наука с честью выдержала суровые испытания войны…Дальновидное объединение теоретических высот с конкретными техническими заданиями, неуклонно проводившееся в советских физических институтах, в полной мере оправдало себя в пережитые грозные годы».
Опрос-исследование
В ходе проектной работы мы провели опрос-исследование в виде викторины. Викторина была проведена среди учащихся 11 класса МБОУ «Тучковская СОШ №1». Опрос показал, что моё поколение мало знает о вкладе ученых-физиков в дело Великой Победы. Очень хочется, чтобы молодёжь знала историю Великой Отечественной войны как можно глубже и шире. Эти знания помогут нам вдумываться в прошедшие события, осмысливать их и сделать важные для сегодняшнего дня выводы.
Вопросы 1, 2, 6, 7 оказались наиболее сложными, никто из ребят не смог на них ответить. 45% опрошенных кое-как смогли дать ответы на остальные вопросы викторины.
Заключение
В ходе нашей работы мы выяснили, что к началу Великой Отечественной войны промышленная база фашисткой Германии вместе с базой ее союзников и порабощенных стран превышала советскую в 1,5 – 2 раза, а в 1942 году в связи с захватом богатейших районов СССР в 3-4 раза. Хотя Советский Союз располагал значительно более слабой военно- промышленной базой, чем противник, он превзошел его в производстве военной техники: по орудиям-более чем в 2 раза, по танкам и самоходным артиллерийским установкам (САУ) – почти в 2 раза, по самолетам – в 1,7 раза, по автоматам и минометам – в 5 раз. В январе 1945 года мы имели в 2,8 раза больше танков и САУ, чем гитлеровцы, в 3,3 раза больше артиллерии и минометов, в 7,4 раза больше авиации. В ходе войны было проведено не просто оснащение техникой нашей многомиллионной армии, но и ее полное перевооружение. Таких фактов история дор этого не знала!
Покуда сердца стучатся,- помните! Война, бушевавшая над нашей планетой шесть лет, в ходе которой были убиты свыше 55 миллионов человек и ранены 9 миллионов, закончилась 9 мая 1945 года победой Советского Союза над гитлеровской Германией. Эта победа означала спасение человечества от ужасов фашизма. Она спасла народы от порабощения и уничтожения. Оставшиеся в живых должны помнить, а их внуки и потомки- знать, какой ценой она была завоевана. Память о сотнях тысяч замученных в концентрационных фашистских лагерях, о миллионах погибших в сражениях, призывает всех нас беречь мир, как самую большую ценность, как залог жизни. После войны немцы признали, что наши наука и техника были на высоте требований, которые предъявило время. И действительно, советские ученые, в частности физики, самым непосредственным образом исполнили свой патриотический долг помощи фронту. Слава, Вам! Слава!
Список литературы
1)Реданский В., Гордиевский А. Выдающиеся военные учёные и конструкторы России // Ориентир. — 2002. — № 1.
2)Левшин Л.В. Сергей Иванович Вавилов .М.: Просвещение,1970.
3)Арлазоров М.М. Фронт идет через КБ.М.: Знание,1969.
4) Литературная газета. 1984.25 июня.
5) 220 лет Академии наук СССР. 1945.
6) Лебедев А.А. Из воспоминаний о С.И. Вавилове // в кн.: Труды Институда истории естествознания и техники. 1957
7) Алексеев Е.П. «Советские ученые — фронту» — М.: Знание, 1985 год
Приложение
Вопросы к викторине “Физики - фронту”
1. Под руководством какого ученого в годы войны осуществлялись работы по защите кораблей от магнитных мин?
2. Расскажите о деятельности Курчатова в годы войны.
3. Назовите фамилии ученых и конструкторов, внесших вклад в совершенствование авиации в годы войны?
4. Назвать новые виды оружия, созданные в годы войны.
5. В каком году “Катюша” вступила в бой?
6. Назвать фамилии авторов нового оружия.
7. Какой вклад внесли ученые Ленинграда в “Дорогу жизни”?
8. Назвать города, куда были эвакуированы НИИ оборонного значения.
Ответы на вопросы к викторине “Физики – фронту”
1. Работы по защите кораблей от магнитных мин осуществлялись под руководством Александрова Анатолия Петровича.
2. Игорь Васильевич Курчатов в 1941 г. вместе с А.П. Александровым работал над проблемой противоминной защиты советских кораблей. С 1943 г. возглавлял исследования по овладению ядерной энергией, принимал участие в проведении эксперимента.
3. А.Н. Туполев, А.С. Яковлев, А.И. Микоян, С.В. Ильюшин, С.А. Лавочкин, В.М. Петляков С.А. Христианович и другие внесли огромный вклад в героическую борьбу Советской Армии с фашистскими захватчиками и Победу над ненавистным врагом в области авиации, в авиационном двигателестроении – А.А. Микулин, В.Я. Климов, А.Д.Швецов и другие.
4. Семен Алексеевич Лавочкин создал новый быстроходный, маневренный, хорошо вооруженный истребитель Ла-5. Под руководством авиаконструктора Александра Сергеевича Яковлева на базе самолета Як-1 был спроектирован самый легкий (всего 2650 кг) и маневренный истребитель второй мировой войны - Як-3, истребитель Як-9, развивающий скорость до 605 км/ч; пикирующий бомбардировщик Ту-2 конструкции А.Н. Туполева (создан в 1943 г), поднимавший 3000 кг бомб и развивавший скорость до 547 км/ч; штурмовик Ил-10 конструкции С.В. Ильюшина (создан в 1944 г.) с мощным двигателем, усиленной броней и вооружением. В 1943 г. под руководством инженеров Ж.Я. Котина, А.И. Благонравова, Н.Л. Духова в сжатые сроки был создан новый советский тяжелый танк ИС-2. На базе танка ИС-2 в 1944 г. был создан ряд новых тяжелых самоходных артиллерийских установок, в том числе ИСУ-152, оснащенная гаубицей-пушкой 152-миллиметрового калибра. В начале 1942 г. коллектив под руководством Василия Гавриловича Грабина пополнил вооружение нашей армии новым мощным орудием – 76-миллиметровой пушкой ЗИС-3, ставшей самой массовой пушкой. В 1943 г. конструкторское бюро В.Г. Грабина создает 100-миллиметровую противотанковую пушку. Конструкторское бюро, возглавляемое Федором Федоровичем Петровым, создало 152-миллиметровую гаубицу, предназначенную для разрушения укрытых целей – оборонительных сооружений, блиндажей. Нашим артиллеристам в 1943 г. был передан на вооружение и 160-миллеметровй миномет – сравнительно легкое гладкоствольное орудие для стрельбы по очень крутой траектории мощными невращающимися оперенными снарядами (минами), которые могут поразить противника даже в траншее, на дне оврага. Гвардейский миномет БМ-13 (“Катюша”). В ходе войны ученые разработали новую рецептуру топлива для реактивных снарядов, теорию его горения и внутреннюю баллистику; ученые создали также в 1942 г.новые типы реактивных снарядов - М-20 и М-30; в 1943 г. появились фугасные реактиные снаряды М-31.В начале 1943 г. было испытано изобретение военного специалиста И.А. Ларионова – авиационная бомба кумулятивно-концентрированного (остронаправленного) действия, предназначенная для борьбы с танками. На фронтах Великой Отечественной войны широкое применение получили новые артиллерийские снаряды (названные “подкалибирными”), созданные советскими специалистами. Эти снаряды оказались весьма действенным средством в борьбе с бронетанковыми частями фашистской армии: они пробивали броню значительно большей толщины, чем обычные бронебойные снаряды того же калибра. Эффективность нового снаряда была связана с использованием чисто физического явления.
Практические потребности обороны страны поставили перед советскими физиками важную научную проблему: создать новую технику, которая позволила бы осуществлять дальнее и точное обнаружение воздушных целей независимо от состояния погоды.
В разработке нового метода, имевшего первостепенное значение для обороны страны, и создании отечественных радиолокационных установок принял участие ряд советских физиков: А.А. Чернышев, Н.Д. Папалекси, А.А. Лебедев, В.П. Линник, Ю.Б. Харитон, Д.А. Рожанский, Ю.Б. Кобзарев, Н.Д. Девятков и другие. Радиолокационная установка, созданная в лаборатории Ю.Б. Кобзарева, позволяла обнаруживать технику противника на значительных расстояниях.
Противовоздушная оборона города Ленинграда не смогла бы своевременно подготовиться к отражению атак, если бы не была оснащена радиолокационными станциями.
Радиолокационные станции использовались также для защиты легендарной “дороги жизни”. Радиолокационные установки охраняли и воздушное пространство на подступах к столице нашей Родины. Во время войны прожекторные части применялись в системе противовоздушной обороны страны. Группа ученых сконструировала совершенно новый высокочувствительный миноискатель, который обнаруживал “хитрые” - деревянные и пластмассовые - мины с помощью ультракоротких электромагнитных волн.
Член-корреспондент АН СССР Н.Н. Андреев к концу 1942 г. придумал акустический трал - устройство, уничтожавшее еще один вид опаснейших мин - акустических, взрывавшихся под действием шума механизмов корабля.
5. Знаменитая “катюша” была применена в бою 14 июля 1941 г. батареей капитана И.А. Флерова вблизи белорусской железнодорожной станции Орша.
6. В создании реактивного оружия – артиллерийской установки “Катюши” участвовали ученые и конструкторы: Н.И. Тихомиров, В.А. Артемьев, Б.С. Петропавловский, Г.Э. Лангеман, И.Т. Клейменов и многие другие.
7. Работники Центрального НИИ морского флота в Ленинграде, возглавляемые профессором А.В. Волокитиным, Ю.Б. Калиновичем, П.С. Козьминым, сконструировали специальные понтоны, обеспечивающие подход судов с большой осадкой к мелководным берегам.
Группа сотрудниц Ленинградского радиевого института во главе с профессором А.Б. Вериго по заданию командования Балтийского флота разработала и изготовила светосоставы - светящиеся в темноте краски - постоянного действия. Ими покрывали стрелки и шкалы основных корабельных приборов - ориентирования, управления орудиями и торпедами, пеленга, что значительно повысило боеспособность кораблей в ночное время: исчезла опасность демаскировки, корабли могли действовать в полной темноте. Известный автор занимательных книг о физике, астрономии, математике Яков Исидорович Перельман ходил пешком через весь город Ленинград на курсы, где читал лекции партизанам, воинам-разведчикам Ленинградского фронта и Краснознаменного Балтийского флота об ориентировании без приборов на любой местности, в любую погоду, полагаясь только на “подручные” средства. Измерительными инструментами служили карандаш, палец руки, спичка, полоска бумаги, наручные часы, муравьиная куча, звезды и Луна, сучья на деревьях. Отвечая на многочисленные вопросы слушателей, он растолковывал физические основы дальнего меткого бросания гранаты, ведения прицельного огня, полета пуль, снарядов и мин, эффективного метания бутылок с зажигательной смесью.
8. НИИ оборонного значения были эвакуированы в Магнитогорск, Челябинск, Нижний Тагил, Омск.
Слайд 1
Проектная работа «Вклад отечественной физики в победу над фашисткой Германией» Работу выполнили: ученики 11 класса Доровский Кирилл, Ерёменко Анна Учитель: Камышанова В.Л. 2015Слайд 2
День Победы «приближали как могли» все, но огромный вклад, до сих пор не оцененный по достоинству, внесли ученые страны
Слайд 3
Цель работы: вспомнить, перечислить открытия, изобретения, конструкторские находки, ставшие решающими факторами в деле Победы и принесшие славу и приоритет советской науке
Слайд 4
З адачи : Выяснить , какие советские ученые принимали участие в разработке изобретений, принёсшие победу в Великой Отечественной войне. Выяснить, какие задачи приходилось решать советским ученым в годы Великой Отечественной войны.
Слайд 5
Актуальность данного исследования состоит в том, что реальных участников событий Великой Отечественной войны почти не осталось в жизни, наши ровесники знают о войне лишь из книг и кинофильмов. Но память человеческая несовершенна, многие события забываются. Мы должны знать реальных людей, которые приближали победу и подарили нам будущее
Слайд 6
Сергей Иванович Вавилов «…научная громада- от академика до лаборанта и механика-направила без продления все свои усилия, знания и умения на прямую или косвенную помощь фронту»
Слайд 7
Размагничивание кораблей 24 июня 1941 года в устье Финского залива на минах магнитного действия подорвались эсминец «Гневный» и крейсер «Максим Горький»
Слайд 8
Размагничивание кораблей « Здесь в 1941 в сражающемся Севастополе группой ученых под руководством Александрова и Курчатова были проведены первые в стране опыты размагничивания кораблей Черноморского флота»
Слайд 9
Партизанская мастика В первые месяцы войны А.Т. Качугин придумал « партизанскую мастику» - тол. Обезвредить его было невозможно. Внешне он напоминал кусок мыла А.Т . Качугин предложил методы изготовления дешевых ( бесцериевые кремни) зажигалок, что решало проблему дефицита спичек, разработал одну из модификаций «зажигательных бутылок», которая использовалась против немецких танков зимой 1941 года при обороне Москвы
Слайд 10
Военная авиация Флаттер- внезапное разрушение самолета из-за появления интенсивных вибраций Группа Мстислава Всеволодовича Келдыша, изучив это явление, разработала надежные меры по предупреждению флаттера
Слайд 11
Военная авиация Физические характеристики: Скорость 551 км/ч. Боевая нагрузка: до 600 кг различного вооружения. Обладал скороподъемностью, маневренностью, огневой мощью и большим потолком полета (двигателем пятиконечной формы с воздушным охлаждением, такой двигатель, как броня, защищал летчика при лобовых атаках
Слайд 12
Военная авиация Физические характеристики: Взлетная масса 2650 кг, потолок 12 км, для подъема на 5 км требовалось всего 4,1 минута. Достоинство - сочетание простоты пилотирования с мощным вооружением. Позднее был сконструирован истребитель Як-9, способный развивать скорость до 605 км/ч.
Слайд 13
Военная авиация Физические характеристики: Скорость до 430 км/ч. Хвостовая часть была стрелковой установкой. Фашисты прозвали его «черной смертью».
Слайд 14
Теория взрыва Академик Ю.Г. Мамедалиев в 1941году выполнил работы по синтезу толуола (метилбензол ). Его использовали для получения тротила
Слайд 15
Мы от меча шагнули до ракеты, чтобы спасти планету от огня! Гвардейской миномет БМ-13, широко известный под названием «Катюша». Физические характеристики: Снаряд этого орудия представлял собой пороховой реактивный двигатель, масса снаряда составляла 42, 5 кг, длина его 1,5 м, дальность полета около 8 км. Полк таких реактивных установок за 8-10 секунд обрушивал на врага 384 снаряда, уничтожая живую силу и технику на площади свыше 100 гектаров.
Слайд 16
Рожденный в госпитальной палате. Автомат создан «солдатом для солдат» , как говорят военные, в 1947 году. Принят АК-47 на вооружение Советской Армии в 1949 году , а старшему сержанту Калашникову присуждена была Сталинская премия
Слайд 17
В начале 1943 года военным специалистом И.А. Ларионовым была изобретена авиационная бомба кумулятивно-концентрированного (остронаправленного) действия, теория которого вскоре была разработана выдающимся механиком академиком М.А. Лаврентьевым
Слайд 18
Радиотехнические средства и установки Немалый вклад в развитие радиотехнических средств и установок , предназначенных для военных целей, внес в годы Великой Отечественной войны академик А.Ф. Иоффе. Им был разработан термоэлектрогенератор , служивший источником питания для радиоприемников и передатчиков. Подобный термогенератор был прост по конструкторскому оформлению, удобен в эксплуатации, а главное – готовым к действию в любое время.
Слайд 19
Первая отечественная радиолокационная установка была создана в лаборатории академика Ю.Б. Кобзарева , которая позволяла обнаруживать и пеленговать вражеские самолеты на расстояниях от 100 до 145 км
Слайд 20
Труды академика Л.Ф. Верещагина позволили создать первую в мире установку по упрочению стволов минометов и других артиллерийских систем, в которых был использован принцип действия сверхвысоких давлений на кристаллическую структуру металла
Слайд 21
П.Л. Капица сконструировали самую мощную в мире ожижительную установку. Она давала 2000 кг жидкого кислорода в час и резко отличалась от имеющихся аналогов тем, что сжижение происходило при давлении всего в 6 атмосфер (ранее требовались давления порядка 200 атмосфер )
Слайд 22
В 1942-1943 годах под руководством профессора И.И. Китайгородского была решена сложнейшая научно-техническая задача - разработан рецепт получения бронестекла, прочность которого в 25 раз превосходила прочность обычного стекла. На его основе удалось создать прозрачную пуленепробиваемую броню для кабин самолетов. Наши летчики получили возможность более безопасного обзора пространства во время боя.
Слайд 23
Коллективы Государственного оптического института под руководс - твом Сергея Ивановича Вавилова и Института точной механики и оптики провели ряд исследований, которые способствовали обеспечению нашей армии, авиации и флота первоклас - сными оптическими приборами – дальномерами , стереотрубами, биноклями , перископами, прицелами. Основная заслуга в разработке этого метода принадлежит известному оптику академику Г.С. Ландсбергу
Слайд 24
Дорога Жизни Группа ученых, возглавляемая членом-корреспондентом АН СССР П.П. Кобеко , изучила механические свойства ледового покрова (его прочность, хрупкость, грузоподъемность, условия пролома) и на основе этого разработала правила движения автоколонн по льду.
Слайд 25
Опрос -исследование Вопросы о ученых и новых изобретениях оказались наиболее сложными, никто из ребят не смог на них ответить. 45 % опрошенных кое-как смогли дать ответы на остальные вопросы викторины.
Слайд 26
Вывод: « Советская наука с честью выдержала суровые испытания войны…Дальновидное объединение теоретических высот с конкретными техническими заданиями, неуклонно проводившееся в советских физических институтах, в полной мере оправдало себя в пережитые грозные годы » Академик Вавилов С.И.
Вода может клеить?
Астрономический календарь. Октябрь, 2018
Волшебные звуки ноктюрна
Дерево в снегу
Ребята и утята