Сочинения на Областной конкурс "Величайший подвижник земли русской" (к 700-летию Сергия Радонежского).
Вложение | Размер |
---|---|
sidorova_n._stroykina_t.docx | 113.53 КБ |
«Величайший подвижник земли русской».
Сочинение
Сидорова Наталья Александровна
17.10.1997
Тел. 61 – 53 – 96
347 900 г. Таганрог, пер. А. Глушко, 25, кв. 8
16 лет, 10 класс
Государственное казенное образовательное учреждение
Ростовской области
общеобразовательный лицей-интернат «Педагогический»,
ул. Комарова, 30: (8364) 33- 16- 15.
Количество слов: 1941.
Руководитель:
учитель русского языка и литературы
первой категории
Скрипка Татьяна Владимировна.
Без Сергия Радонежского русская душа не полна…
В. Г. Распутин.
В культуре нашей страны есть такие имена, которые сияют особым, божественным светом. Они записаны на скрижалях истории рукой Всевышнего. Таково имя Сергия Радонежского.
К описанию жизни самого знаменитого русского святого обращались его ученики и последователи, рассказывая о посмертных чудесах явления на земле игумена Сергия, его новых подвигах спасения и исцеления. Когда-то в 8 классе мы читали отрывки из жития Преподобного, написанного Епифанием Премудрым в XV веке. Однако особый интерес возник к личности святого в ХХ столетии, в период революций и войн.
Каждый из нас, изучавших историю родной страны, знает о том, что чудотворец и помощник Сергий благословил князя Дмитрия Московского на битву с ханом Мамаем и дал ему двух монахов в помощь – Пересвета и Ослябю. Но не только в тот суровый момент истории простер Радонежский деятель свою руку над стонавшей под Ордой средневековой Русью. В горькие и тяжкие времена творил святой Сергий добро и просветлял россиян. Чистые душой люди наблюдали участие в мирской жизни Преподобного, ставшего для жителей страны духовной поддержкой и опорой.
И. С. Шмелев, писатель русского религиозного Возрождения, запечатлел образ Сергия Радонежского в необычной повести «Куликово Поле», созданной в 1939 г., но полностью завершенной уже по окончании Второй мировой войны – в 1947 г.
Повесть «Куликово Поле» переносит нас в 1925 год, когда Россия только стала оправляться после разрухи Гражданской войны. Повествование ведется рассказчиком – бывшим следователем-психологом, а теперь архивистом, который становится свидетелем мистического события – чуда явления Преподобного леснику и семье профессора в один и тот же день – Димитриевскую субботу, когда поминают убиенных в Куликовской битве.
Затевая «неофициальное расследование», рассказчик еще не знает, с какими таинственными явлениями ему придется столкнуться. Сам иронично называет себя «Фомой неверующим».
Итак, мы узнаем о том, как лесному объездчику 7 ноября (по новому стилю) 1925 года на предполагаемом месте Куликовской битвы явился старец. Василий Сухов ехал к дочери с гостинцами, продрог по дороге, но по приметам угадал, что было здесь пятьсот с лишком лет назад. (Добавим от себя, что случилось еще одно мистическое совпадение: первого монаха, пришедшего в леса Радонежа разделить отшельничество Сергия, звали тоже Василий Сухой). Неожиданно объездчик нашел в канаве крест, как показалось ему, старинный, возможно, принадлежавший воину Дмитрия Московского. А вслед за этим явился старец: «Гляжу – человек подходит, посошком меряет. Обрадовался душе живой, стою у коня и жду, будто тот человек мне надобен».
«По виду из духовных: в сермяжной ряске, лыковый кузовок у локтя, прикрыт дерюжкой, шлычок суконный, седая бородка, окладиком, ликом суховат, росту хорошего, не согбен, походка легкая, посошком меряет привычно, смотрит с приятностью. Возликовало сердце, «будто самого родного встретил». Снял шапку, поклонился и радостно поприветствовал: «Здравствуйте, батюшка!» Подойти под благословение воздержался: благодатного ли чину? До слова помнил тот разговор со старцем – так называл его.
Старец ласково «возгласил, голосом приятным»:
– Благословен Бог наш, всегда, ныне и присно и во веки веков. Аминь. Мир ти, чадо.
От слов церковных, давно неслышимых, от приятного голоса, от светлого взора старца... – повеяло на Сухова покоем. Сухов плакал, когда рассказывал про встречу. В рассуждения не вдавался. Сказал только, что стало ему приятно-радостно, и – «так хорошо поговорили». Только смутился словно, когда сказал: «Такой лик, священный... как на иконе пишется, в себе сокрытый». Может быть, что и таил в себе, чувствовалось мне так: удивительно сдержанный, редкой скромности, тонкой задушевной обходительности – такие встречаются в народе. Беседа была недолгая, но примечательная».
Сухов определил, что старец говорил «священными словами, церковными, как Писание писано», но ему было все понятно. Выслушав сомнения Василия, утешил его: «Не смущайся, чадо, и не скорби. Милость дает Господь, Светлое Благовестие. Крест Господень – знамение Спасения». От этих священных слов стало в груди Сухова просторно – «всякую тягость сняло».
Старец взял на себя миссию – отнести крест к знакомому Сухова – профессору, ученику В. О. Ключевского, живущему ныне в Сергиевом Посаде. «Мой путь. Отнесу благовестие господину твоему», – сказал он объездчику. «Принял старец от Сухова крест, приложился с благоговением и положил в кузовок, на мягкое.
– Как хорошо-то, батюшка... Господь дал!.. – радостно сказал Сухов: не хотелось со старцем расставаться, поговорить хотелось: – Черные у меня думы были, а теперь веселый я поеду. А еще думалось... почтой послать – улицы не знаю... и доспрашивать еще станут, насмеются... – да где, скажут, взял... да не церковное ли утаил от них... – заканителят, нехристи.
Сказал старец:
– Благословен Бог наш, всегда, ныне и присно и во веки веков. Аминь. И помолился на небо.
– Господь с тобой. Поезжай. Скоро увидимся.
И благословил Сухова. Приложился Сухов со слезами к благословившей его деснице. И долго смотрел с коня, пока не укрыли сумерки». И действительно, вскоре Сухов оставил сей мир и отправился в Царствие Небесное.
А вот дорога к Троице-Сергиевой обители заняла у рассказчика три месяца. Она в переименованном теперь Загорске произвела на архивиста не менее грандиозное впечатление, чем само событие: «И тут увидал я солнечно-розовую Лавру. Она светилась, веяло от нее покоем. Остановился, присел на столбушке у дороги, смотрел и думал... Сколько пережила она за свои пять веков! Сколько светила русским людям!.. Она светилась... – и, знаете, что почувствовал я тогда в тихом, что-то мне говорившем, ее сиянии?.. «Сколько еще увидит жизни!..» Поруганная, плененная, светилась она – нетленная». Здесь он столкнулся со вторым действием необыкновенного события, происшедшего в Димитриевскую субботу. Оказывается, в тот самый день явился таинственный старец профессору Средневу и его дочке Ольге, отдав крест и указав через него путь к спасению:
«Среднев читал газету. Оля прилегла на диване, жевала корочку. Вдруг кто-то постучал в ставню, палочкой, – «три раза, раздельно, точно свой». Они тревожно переглянулись, как бы спрашивая себя: «Кто это?» К ним заходили редко, больше по праздникам и всегда днем; те стучат властно и в ворота. Оля приоткрыла форточку... – постучали как раз в то самое окошко, где форточка! – и негромко спросила: «Кто там?..» Среднев через «сердечко» в ставнях ничего не мог разобрать в черной, как уголь, ночи. На оклик Оли кто-то ответил «приятным голосом» – так говорил и Сухов:
– С Куликова поля.
Обоим им показалось странным, что постучавшийся не спросил, здесь ли такие-то... – знает их! Сердце у Олечки захолонуло, «будто от радости». Она зашептала в комнату: «Папа... с Куликова поля!.. – и тут же крикнула в форточку – Среднев отметил – «радостно-радушно»: – Пожалуйста... сейчас отворю калитку!..» – «И стремительно кинулась к воротам, не накрылась даже», – добавил Среднев. Небо пылало звездами, такой блеск... – «не видала, кажется, никогда такого». Оля отняла кол, открыла, различила высокую фигуру в монашеской наметке, и – «очевидно, от блеска звезд», – вносил свое объяснение Среднев, – лик пришельца показался ей «как бы в сиянии».
– Войдите-войдите, батюшка... – прошептала она с поклоном, чувствуя, как ликует сердце, и увидала, что отец вышел на крыльцо с лампочкой – посветить.
Хрустело под ногами, от морозца. Старец одет был бедно, в сермяжной ряске, и на руке лукошко. Помолился на образа Рождества Богородицы и Спаса Нерукотворенного – по преданию, из опочивальни Ивана Грозного – и, «благословив все», сказал:
– Милость Господня вам, чада. Они склонились. То, что и он склонился, Среднев объяснял тем, что... – «как-то невольно вышло... от торжественных слов, возможно». Он подвинул кресло, молча, как бы предлагая пришельцу сесть, но старец не садился, а вынул из лукошка небольшой медный крест, «блеснувший», благословил им все и сказал, «внятно и наставительно»:
– Радуйтеся Благовестию. Раб Божий Василий, лесной дозорщик, знакомец и доброхот, обрел сей Крест Господень на Куликовом поле и волею Господа посылает во знамение Спасения.
– Он, – рассказывала Олечка, – сказал лучше, но я не могла запомнить.
– Проще и... глубже... – поправил Среднев, – и я невольно почувствовал какую-то особенную силу в его словах... затрудняюсь определить... проникновенную, духовную?..
Они стояли «как бы в оцепенении». Старец положил Крест на чистом листе бумаги – Среднев накануне собирался писать письмо и так оставил на письменном столе – и, показалось, хотел уйти, но Оля стала его просить, сердце в ней все играло:
– Не уходите... побудьте с нами... поужинайте с нами... у нас пшенная похлебка... ночь на дворе... останьтесь, батюшка!..
– Вот именно, про пшенную похлебку... отлично помню!.. – подтвердил Среднев.
С Олей творилось странное. Она залилась слезами и, простирая руки, умоляла, «настойчиво даже», по замечанию Среднева:
– Нет, вы останетесь!.. Мы не можем вас отпустить так... у нас чистая комната, покойного профессора... он был очень верующий, писал о нашей Лавре... с вами нам так легко, светло... столько скорби... мы так несчастны!
– Она была прямо в исступлении, – заметил Среднев.
– Не в исступлении... а я была... так у меня горело сердце, играло в сердце!.. Я была... вот, именно, блаженна!..
Она даже упала на колени. Старец простер руку над ее склоненной головой, она сразу почувствовала успокоение и встала. Старец сказал, помедля, «как бы вслушиваясь в себя»:
– Волею Господа, пребуду до утра зде. Дальше... – «все было, как в тумане». Среднев ничего не помнил, говорил ли со старцем, сидел ли старец, или стоял... – «было это, как миг... будто пропало время».
В этот «миг» Оля стелила постель в кабинете профессора, на клеенчатом диване: взяла все чистое, новое, что нашлось. Лампадок они не теплили, гарного масла не было; но она вспомнила, что получили сегодня подсолнечное масло, и она налила лампадку. И когда затеплила ее – «вот эту самую, голубенькую, в молочных глазках... теперь негасимая она... – озарило ее сияние, и она увидела Лик. Это был образ преподобного Сергия. Ее потрясло священным ужасом. До сего дня помнила она сладостное горение сердца и трепетное, от слез, сияние.
В благоговейном и светлом ужасе, тихо вошла она в комнату и, трепетная, склонилась, не смея поднять глаза.
– Что было в моем сердце, этого нельзя высказать... – рассказывала в слезах Оля. – Я уже не сознавала себя, какой была... будто я стала другой, вне обычного-земного... будто – уже не я, а... душа моя... нет, это нельзя словами...
– Она показалась мне радостно просветленной, будто сияние от нее!.. – определял свое впечатление Среднев…
Приглашая старца движением руки перейти в комнату, где приготовлена постель, Среднев – это он помнил – ничего не сказал, «будто так и надо», а лишь почтительно поклонился. Старец – видела Оля через слезы – остановился в дверях, и она услыхала «слово благословения»:
– Завтра отыду рано. Пребудьте с Господом. И благословил пространно, «будто благословлял все». И затворился.
Оля неслышно плакала. Среднев недоумевал, что с нею. Она прильнула к нему и в слезах шептала: «Ах, папа... мне так хорошо, тепло...». И он ответил ей, шепотом, чтобы не нарушить эту «приятную тишину»: «И мне хорошо».
– Было такое чувство... безмятежного покоя... – подтверждал Среднев, – что жалко было его утратить, и я говорил шепотом. Это удивительное чувство психологически понятно, оно называется «воздействием родственной души...» в психологии: волнение Оли сообщилось мне... то есть, ее душевное состояние».
Действительно, все герои повести Шмелева преображаются после встречи с таинственным старцем. Как только следователь решает разобраться в мистической истории с крестом, к нему приходит ощущение, что «времени не стало... века сомкнулись... будущего не будет, а все ныне». Оля после встречи со старцем почувствовала, «будто пропало время, не стало прошлого, а все – есть», и покойная мама и покойный брат – с нею, потому что «живем ли, или умираем, всегда Господни», «у Господа ничего не умирает, а все – есть! нет утрат, а... всегда, все живет». Крест, который обрели Средневы, превратился в символ знамения и откровения, святости России.
Автор убеждает своих читателей, что не настали еще последние времена, что Родина воскреснет. Не случайно это произведение появилось у Шмелева в эмиграции. Когда-то русский народ обрел в святом Сергии наставника и помощника, а сам писатель увидел в его Лике спасение вдали от родной земли.
Как хотелось бы мне, чтобы и сейчас, в непростое время, чаще являлся бы нам чудотворец, святой помощник Преподобный Сергий Радонежский! Учил бы нас, неразумных детей России, добру, наставлял на праведный путь, являл пример «высокого жития». Ну а мы можем отправиться за советом и утешением в его «место силы» – Троице-Сергиеву Лавру, средоточие Божественного промысла, чтобы поклониться мощам «гражданина Небесного вертограда» и испить святой воды из чудесного источника.
Наполним же наши души святым словом из кондака 1 «Акафиста Преподобному Сергию, игумену Радонежскому»:
Возбранный от Царя сил, Господа Иисуса, данный России воеводо и чудотворче предивный, преподобне отче Сергие! Прославляюще мы прославльшаго тя славы Господа, благодарственное пение воспеваем ти, ибо молитвами твоими от нашествия иноплеменних и скорбных обстояний нас присно избавляеши, яко имея дерзновение ко Господу, от всяких нас бед свободи, да зовем ти:
Радуйся, Сергие, скорый помощниче и преславный чудотворче.
«Величайший подвижник земли русской».
Сочинение
Стройкина Татьяна Андреевна
24.09.1997
Тел. 62 – 62 – 10
347 905 г. Таганрог, ул. Дзержинского, 111, корпус 5, кв. 2
16 лет, 10 класс
Государственное казенное образовательное учреждение
Ростовской области
общеобразовательный лицей-интернат «Педагогический»,
ул. Комарова, 30, тел: 33- 16- 11.
Количество слов: 1968.
Руководитель:
учитель русского языка и литературы
первой категории
Скрипка Татьяна Владимировна.
Сергий Радонежский глазами Д. М. Балашова.
Тропарь, глас 4
Иже добродетелей подвижник, яко истинный воин Христа Бога,
на страсти вельми подвизался еси в жизни временней, в пениих,
бдениих же и пощениих образ быв твоим учеником: тем же
и вселися в тя Пресвятый Дух, Его же действием светло украшен еси: но яко имея дерзновение ко Святей Троице, поминай стадо,
еже собрал еси мудре, и не забуди яко же обещался еси, посещай чад твоих, Сергие преподобне, отче наш.
Память об обыкновенном человеке живет, обычно, несколько десятков лет, пока знают о нем дети и внуки, реже – правнуки. А святой земли русской, истинный Христов воин, помощник и защитник всех православных христиан Сергий Радонежский будет жить в веках.
Писатели ХХ в., изображая средневековую историю России, создавали образ Преподобного чаще в иконописном окладе. Это был уже сложившийся деятель, чудотворец и наставник, благословивший князя Дмитрия на борьбу с Мамаем.
И вот героем романа Д. М. Балашова «Похвала Сергию», появившегося около двадцати лет назад, становится инок, сын разорившейся семьи ростовских бояр, а историческое произведение превращается в житие, но не совсем обычное – в похвалу.
Автор, сам ученый, исследователь, решил пройти вместе с Варфоломеем-Сергием его путь от отрочества до зрелости, довести героя своего повествования до того времени, когда игумен будущей Лавры станет во главе мощного духовного движения – освобождения родины от татар.
Осознавая грандиозность своей задачи, Балашов обращается к Сергию с молитвой: «Дай, Боже Господи, мне, человеку неверующей эпохи, описать человека верующего! Дай, Господи, мне, грешному и земному, описать человека неземного и безгрешного. Дай, Боже, совершиться чуду! Ибо это подлинное чудо: суметь описать человека, столь и во всем и по всему высшего, чем я сам, человека, на такой высоте стоящего, что и поглядеть на него раз – уже закружится голова. Дай мне, Господи, поверить, а ведь я не верю, ничему не верю, что было с ним чудесного и чем был он сам. Не верю, но знаю, что был он, и был такой, и даже лучший, чем тот, что описан в «Житиях», ибо даже и в житиях не видно его дел духовных, его непрестанных дум, не видно света, исходящего от него, а лишь то, что освещал он светом своим. Видны плоды произросшие, и не видно, не дано увидеть творения плодов. Дай, Боже Господи, свершить невозможное! Дай прикоснуться благодати, дай прикоснуться хотя бы края одежды его! Ибо в нем – Свет, в нем – Вера, в нем и из него – моя Родина».
Создавая образ великого подвижника Русской земли, автор стремится к всеохватному изображению эпохи, сформировавшей святого. Как ученый, Балашов спорит по поводу даты рождения Варфоломея Кирилловича, приводя веские доказательства в пользу более позднего времени. Неспешно, согласно особым канонам, проводит нас автор по ступеням лестницы, возводящей Варфоломея к святости.
Трижды вскрикнул младенец на литургии в утробе матери. И вот первое чудо, возвестившее, что на землю придет святой. На свет Варофломей появился в простом хлеву (даром, что мать боярыня), как и Христос, чьим служителем вскоре станет отрок. И еще одно знамение: «Со сморщенного детского личика на нее глядел старец. Глаза жили как бы даже отдельно, полные безграничного терпения и тайного прозренья, и ее словно овеяло тихими крылами, даже и протянутые ладони замерли в воздухе на миг. Свет струился на нее из очей дитяти, голубовато-искристый, неземной, как будто бы бархатный на ощупь свет».
И вот оно – начало человеческой неповторимости. Варфоломей не брал грудь в постные дни и не ел вовсе, если мать вкушала мясную пищу. Не мучил зверей сам и не позволял другим. Заботился о младшем брате Петре.
Это стремление Варфоломея вверх в буквальном смысле выразилось в истории с лестницей, которая вела на чердак. Только чудо уберегло чадо, замыслившее поразительное путешествие наверх. Да и появление матери, не замедлившей снять его с высоты, принял как само собой разумеющееся. В этом эпизоде – и аллегория, и прямое проявление характера.
Первое постижение Божественного у Варфоломея – через слова старшего брата Стефана: «Мир, может быть, все время создается Господом! Или создан им враз, мгновенно или за тысячу наших лет ,что токмо един миг для Господа или Господь время от времени вновь продолжает творить и переделывать мир сей». Евангельские рассказы матери тоже поразили маленького Варфоломея – та знала наизусть притчи Спасителя. «Христос был то грозным, то добрым (его так и изображали на иконах), но всегда – настойчивым, и всегда он был бедным, и ученикам не велел собирать ни золота, ни серебра, ни меди в пояса свои, и всегда ходил он пеший, а не ездил на лошади. Только в Иерусалим, перед гибелью, привезли его верхом на осле».
Варфоломея поразили слова Христа, что тому, кто попросит верхнее платье, нужно отдать и рубаху. И во взаимоотношениях с другими ребятами он вел себя по Евангелию – дрался, защищая младшего брата, и отдавал свое боярское платье – «праздничную сряду» – прохожему мальчику. И тут стали одевать его более скромно, не мешая творить милостыню, но и препятствовать разорению дома. Отец не сразу разглядел необыкновенного сына, надеялся больше на Стефана, а о Варфоломее беспокоился: «…больно странен… Не стал бы юродом!»
Постижение первых истин отроком происходит через проповедь старшего брата. Будущий Сергий размышляет: «Чему же тогда учил Христос? Почему он требовал от каждого: «Встань и иди», – требовал деяния? Но какого деяния требовал Христос?! – деяния духа, а не меча! Все проходит, и все земное – тлен и суета сует. И гибнущую Русь спасут не сабли князей, а дух Господень!»
Будущий святой стал свидетелем набегов татар, разорения Твери, смерти тверян и их бегства из родного города. Тогда первый раз на его глазах отошел человек в иной мир – это была маленькая девочка Ульяна.
Книжная мудрость не давалась Варфоломею, и тогда явился старец, объяснивший родителям, что непростого растят они сына. «И, может быть, Варфоломея как раз и спасла от подавления средою его неуспешливость в занятиях! Его слишком рано, а попросту сказать, сразу, выделили, отпихнули от себя насмешками и презрением сотоварищи, и тем самым невольно дали Варфоломею уцелеть, укрепиться в себе. Искус стать «как все» его миновал». Добрый старец сказал: «Веруешь, чадо, и больше сего узриши!.. Господь повелел всякому человеку добывать свой хлеб в поте лица своего! Не ропщи и, паче всего, не завидуй другому! Даст и тебе Господь, в пору свою, воздаяние по трудам! Открытым сердцем больше постигнешь в мире, станешь лучше понимать людей». «В тот же день ввечеру, Мария и Кирилл со страхом, а Стефан с изумлением, слушали, как Варфоломей, сбиваясь, путаясь и краснея, но довольно бегло и споро читает святое Евангелие».
Отрок стал строго блюсти посты и молиться об отпущении грехов, чем повергал мать в беспокойство. В горячей молитве к Господу он обращался за поддержкой и опорой в своем желании служить Богу и мысленно просил прощения у Марии: «Мамушка! Как я тебя люблю! Люблю твои руки, твои запах, всю тебя, самую-самую красивую на земле, самую дорогую, дороже никого нет, кроме самого Господа! В трудноте, в заботе, в болезни, у детского ложа моего – всегда ты! И когда изнемогаю духом, и слабею, - только подумаю, как бы мне ткнуться тебе в грудь, и замереть, и чуять твою сухую ладонь на своей голове, и всякая забота, и злоба, и труднота отступают и стихают, и уходят боли и немощи.
Как было бы хорошо задержать это навек: и детство, и незаботность, и твою ласковую руку, и покой, исходящий от тебя; как было бы хорошо век оставаться дитятею, и век была бы ты...
Мамушка! Не противься мне, не удерживай меня, Господа ради! Надо так! Так надо, мама! И помни, что я всегда буду любить и помнить тебя, – где бы ни был, кем бы ни стал, сколько б ни минуло лет!»
После переезда в Радонеж Варфоломей погрузился в работу. И в этом видится начало труженика и молитвенника Сергия: «Когда труд творится по принуждению или по тяжкой, приходящей извне обязанности, не овеянной духовным смыслом, не пережитой, как внутренняя, из себя самое исходящая потребность, тогда труд – проклятие и бремя. И тогда человек, обязанный труду, тупеет, что сказывается и во всей внешности его, в безжизненном, не то сонном, не то свирепом, выражении глаз, в тяжелом складе лица, в угрюмой согбенности стана, в культяпистости грубых, раздавленных работою рук. Но тот же труд, столь же и более того тяжкий порою, но пронизанный высшим смыслом, горней мечтою, творимый сознательно и по воле своей, – тот же труд, но понимаемый как подвиг, или завет предков, или дар Господень, враз изменяет значение свое, придает свет и смысл самому бытию человеческому, оправдывает и объясняет всю громаду духовных сущностей, творимых в веках разумом людским. Ибо только знающий цену труду знает и истинную цену слову, подвизающему на труд и подвиг».
Но особенно потрясает нас история, случившаяся с богомольным мужиком Тишей Слизнем, которого решил незаметно убить на валке леса колдун Ляпун Ерш. Молодой Варфоломей отправился к убийце и стал требовать от него покаяния в совершенном злодеянии, и только случай избавил его от смерти:
– Пойми, Ляпун, – сказал он возможно строже и спокойнее, – я знаю, что ты убил Тишу Слизня, и мог бы прийти не к тебе, а к наместнику. Я пришел к тебе, ревнуя о душе твоей, которая, иначе, пойдет в ад. Не важно, накажут тебя или нет. Сколько тебе осталось лет жить на этом свете? А там – жизнь вечная. И ты сейчас губишь ту, вечную жизнь, обрекая душу свою на вечные муки! Ты должен покаяти пред Господом и получить ептимью от духовного отца! Должен спасти свою душу!
– Дак тебе-то что! – выкрикнул Ляпун. – Моя душа гибнет, не твоя! Дак и катись к... – Он вновь произнес неподобные срамные слова.
– Я должен заставить тебя покаяти, Ляпун! – ответил Варфоломей.
Возможно мягче и спокойнее он заговорил о том, что знал и ведал с
детства. О Господней благости, о терпении и добре и о том ужасе, который
ожидает за гробом нераскаянного грешника.
–Там ничего нет! Понимаешь? Ничего! Даже в котле кипеть, и то покажет тебе благом великим!
…
– Перекрестись, ну! – не отступал Варфоломей, – знаю про тебя все и
зри! – Не страшусь! И глаз твой дурной не волен надо мною! Господь моя крепость! – с силой продолжал Варфоломей. – Час твой пришел, уже, молись!»
«Страшный удар по затылку ошеломил Варфоломея. Перед глазами разверзлась беззвучная, все расширяющаяся серая пелена и в эту сыпучую пелену, в муть небытия, рухнул он лицом вперед на враз ослабших ногах.
Что-то – то ли молодая кровь, то ли промашка Ляпуна, – спасли Варфоломея…
– Видишь, с ними, с такими, по-христиански нельзя. Тут нужна власть, закон. Иного не понимают. Темные они!
– А как же первые христиане обращали язычников? – медленно ворочая языком, выговорил Варфоломей.
– Там иное! – Как же можно сравнить: неведенье истины или нежелание ее знать! Ежели кто сам обещался дьяволу, того уже светом истины не просветишь... А ты, никак, Ляпуна обращать в христианство надумал?
– Я упал... – нехотя отмолвил Варфоломей.
– Ну, дак не падай больше! – грубо возразил Стефан, обрывая разговор. – Матерь исстрадалась совсем!
Впрочем, пролежал Варфоломей недолго. Здоровая природа взяла свое. А Ляпун и верно пропал». Так столкнулся будущий инок и молитвенник с большим злом в жизни.
И вот уже голос Варфоломея звучит, окрепнув. Понимает он, что Иисус, хотя и был сыном Божьим, но в земном бытии был такой же, как все человек. Сомневался в назначении своем, страдал, мучился. И муки принял. Поэтому всякий смертный может повторить путь Спасителя, может и должен – от начала до крестного конца. «Должно быть равным Христу, это не гордыня, а требование Божие!» Быть равным Господу в труде, в скорбях, в вечном повторении крестного пути!
Решение брата стать монахом, когда-то принятое умом, Варфоломей воспринял сердцем. И женитьбу Стефана он оценил как предательство «высокого жития», но вскоре сделался верным рыцарем невестки Анны (Нюши, как называли ее в семье). Ухаживая за своим маленьким племянником, Варфоломей совершает поистине подвиг труда. Проявляется у будущего святого и дар прозорливости: он предвидит смерть Анны.
Только просьба матери останавливает Варфоломея в его решении принять постриг. И он, как заботливый сын, отдает дань уважения своим родителям, холя и лелея их до ухода из мирской жизни и смерти. Упокоив отца и мать, Варфоломей, наконец, исполняет свою мечту – стать иноком. Автор оставляет своего двадцатидвухлетнего героя перед постригом. Дорога в монастырь лежит перед ним открытою.
Через таких людей, как Сергий Радонежский, русский народ познает себя, раскрывает свои возможности, неисчерпаемые недра души. Праведные люди, когда-то удалившиеся от мирской суеты, пребывающие в пустынях и монастырях в целомудрии, посте и молитве, являются основателями и хранителями нравственности. Последуем же их примеру хотя бы в нашем повседневном бытии.
Учимся ткать миленький коврик
Рисуем зимние домики
Зимний лес в вашем доме
Как нарисовать черёмуху
Голубая лягушка