Оценивание уровеня физического развития выпускников основной школы по антропометрическим данным.
МОУ средняя общеобразовательная школа № 2
г.Малоярославца имени А.Н.Радищева
Оценка уровня физического развития у выпускников
основной школы
Автор работы :Фастовщук Дарья ученица 9 б класса МОУ СОШ №2 г.Малоярославца имени А.Н.Радищева Калужская область Руководитель работы: Андреева Е.С., учитель биологии высшей квалификационной категории МОУ СОШ №2 г.Малоярославца имени А.Н.Радищева Калужская область |
2015
Содержание
Введение…………………………………………………………………
Основная часть………………………………………………………….
Выводы…………………………………………………………………...
Литература………………………………………………………………..
Приложение………………………………………………………………
Введение
Одним из важных показателей здоровья является физическое развитие человека. Физическое развитие осуществляется по объективным законам: единства организма и условий жизни, условий наследственности и изменчивости, взаимной связи функциональных и морфологических характеристик, по законам возрастной смены фаз и периодов развития. В первую очередь оно оценивается с использованием антропометрии по состоянию опорно-двигательной системы. Это позволяет дать оценку индивидуального здоровья и коллектива учащихся их соответствия возрастным нормам.[1]
Многие молодые люди ощущают душевный дискомфорт из-за своего физического нездоровья или телесного несовершенства, подчас не догадываясь, что это дело вполне поправимое. Надо помнить, что физическое здоровье и физическая привлекательность тесно связаны, друг с другом. Не следует ставить перед собой нереальные задачи - значительно подрасти, полностью изменить свою фигуру и т.д. Достаточно реализовать возможности, заложенные в организме природой. После выполнения определённых измерений и вычислений по общим формулам, сравнив полученные цифры со среднестатистическими, можно получить общее представление о гармоничности своего телосложения.
Систематические антропометрические измерения позволяют своевременно выявлять нарушения физического развития, которые являются ранними признаками заболеваний или свидетельствуют о нарушении режима, установленного порядка жизни. Поэтому наше исследование является актуальным.
Цель: оценить уровень физического развития выпускников основной школы по антропометрическим данным.
Задачи:
Методы: измерение, сравнительный, статистическая обработка данных.
Ход работы
Для своего исследования мы использовали соматометрическую методику индивидуальной оценки физического развития (длина и масса тела) методом индексов. Индексы физического развития представляют собой соотношение отдельных антропометрических показателей, выраженное в математических формулах.
При выполнении и оформлении работы использовала методы исследования, предусмотренные в методическом пособии под редакцией Ашихминой Т.Я.[2]
Исследования проводились в январе-феврале 2015 года в рамках элективного курса основы педиатрии. Всего приняли участие 20 учеников девятых классов из них 12 девочек и 8 мальчиков. Измеряли частоту пульса, давление, массу тела, рост, окружность грудной клетки. Все полученные данные занесли в соответствующие таблицы для дальнейшего анализа.
Рис.1. Распределение по полу учащихся в исследуемой группе.
Уровень здоровья вычисляется по формуле:
УЗ=0,011(ЧП)+0,014(САД)+0,008(ДАД)+0,014(В)+0,009(МТ)-0,009(Р)-0,27
где УЗ- уровень здоровья; ЧП- частота пульса; САД- систолическое давление; ДАД- диастолическое давление; В-возраст; МТ-масса тела; Р- рост.
Таблица 1.
Антропометрические данные при вычислении уровня здоровья.
№ | ЧП | САД | ДАД | В | МТ | Р | УЗ |
1 | 86 | 131 | 84 | 15 | 54 | 161 | 2,428 |
2 | 69 | 70 | 48 | 15 | 70 | 165 | 1,235 |
3 | 89 | 116 | 79 | 15 | 79 | 169 | 2,374 |
4 | 80 | 110 | 80 | 17 | 67 | 178 | 2,029 |
5 | 73 | 154 | 84 | 15 | 90 | 178 | 2,779 |
6 | 88 | 162 | 89 | 15 | 96 | 174 | 3,136 |
7 | 75 | 125 | 80 | 16 | 95 | 183 | 2,377 |
8 | 77 | 117 | 77 | 15 | 58 | 171 | 2,024 |
9 | 77 | 130 | 80 | 15 | 61 | 171 | 2,203 |
10 | 50 | 135 | 105 | 15 | 46 | 155 | 2,482 |
11 | 79 | 90 | 60 | 16 | 69 | 182 | 3,175 |
12 | 59 | 127 | 69 | 15 | 51 | 158 | 3,396 |
13 | 66 | 149 | 90 | 16 | 49 | 167 | 1,773 |
14 | 60 | 157 | 90 | 15 | 76 | 177 | 3,001 |
15 | 68 | 122 | 64 | 15 | 67 | 173 | 2,404 |
16 | 53 | 103 | 85 | 14 | 52 | 172 | 2,86 |
17 | 95 | 139 | 83 | 14 | 49 | 163 | 1,763 |
18 | 62 | 109 | 74 | 16 | 46 | 160 | 3,424 |
19 | 88 | 104 | 86 | 15 | 60 | 170 | 1,7 |
20 | 74 | 134 | 83 | 16 | 76 | 163 | 2,525 |
Сравнили полученные данные со среднестатистическими, представленными в таблице.
Таблица 2. Оценка уровня здоровья.
Уровень здоровья | Оценка результатов |
2,6и менее | Отлично |
2,61-2,86 | Хорошо |
2,86-3,10 | Удовлетворительно |
3,10 и более | Неудовлетворительно |
В результате сравнения данных выявили, что 13 человек имеют отличный уровень здоровья, 1 хороший, 3 удовлетворительный и 3 неудовлетворительный.
II. Индекс Кетле.
Весо-ростовой индекс (индекс Кетле) - величина, позволяющая оценить степень соответствия массы человека и его роста и, тем самым, косвенно оценить, является ли масса недостаточной, нормальной или избыточной.
Индекс Кетле = Вес (кг)/рост (м)2
Сравнили полученные цифры с данными, представленными в таблице.
Возраст, лет | Индекс Кетле |
13-16(мальчики) | 20 |
17 (юноши) | 21 |
13-14 (девочки) | 20 |
15-17 (девушки) | 21 |
Верхняя граница нормы, т.е. величина с которой индекс массы тела считается избыточным, определяется путем прибавления в должной величине 2 единиц, что составляет примерно 10% от приведенных возрастно-половых норм. Снижение индекса на 2 единицы свидетельствует о дефиците массы тела.
№ | Р | МТ | ИНДЕКС КЕТЛЕ | РЕЗУЛЬТАТ |
1 | 161 | 54 | 20,84 | Нормальная масса тела. Развит гармонично, масса тела соответствует росту |
2 | 165 | 70 | 25,2 | Избыток массы тела |
3 | 169 | 79 | 27,7 | Избыток массы тела |
4 | 178 | 67 | 21,2 | Нормальная масса тела. Развит гармонично, масса тела соответствует росту |
5 | 178 | 90 | 28,4 | Избыток массы тела |
6 | 174 | 96 | 31,7 | Избыток массы тела |
7 | 183 | 95 | 28,4 | Избыток массы тела |
8 | 171 | 58 | 19,8 | Нормальная масса тела. Развит гармонично, масса тела соответствует росту |
9 | 171 | 61 | 20,8 | Нормальная масса тела. Развит гармонично, масса тела соответствует росту |
10 | 155 | 46 | 19,1 | Нормальная масса тела. Развит гармонично, масса тела соответствует росту |
11 | 182 | 69 | 20,8 | Нормальная масса тела. Развит гармонично, масса тела соответствует росту |
12 | 158 | 51 | 20,4 | Нормальная масса тела. Развит гармонично, масса тела соответствует росту |
13 | 167 | 49 | 17,6 | Дефицит массы тела |
14 | 177 | 76 | 24,2 | Избыток массы тела |
15 | 173 | 67 | 22,4 | Избыток массы тела |
16 | 172 | 52 | 17,6 | Дефицит массы тела |
17 | 163 | 49 | 18,4 | Нормальная масса тела. Развит гармонично, масса тела соответствует росту |
18 | 160 | 46 | 17,9 | Дефицит массы тела |
19 | 170 | 60 | 20,7 | Нормальная масса тела. Развит гармонично, масса тела соответствует росту |
20 | 163 | 76 | 28,6 | Избыток массы тела |
Рис. 3. Индекс Кетле.
Проанализировав данные, пришли к выводу, что 9 человек имеют нормальный вес, 8 человек избыточный, 3 человек недостаточный.
Антропометрические (центильные) таблицы
В таблицах роста, веса и других размеров детей представлены не только средние значения показателей, но и диапазоны значений по группам. Естественно, что деление показателей на "низкие", "средние" и "высокие" очень условно.
Рост мальчиков
Возраст | Показатель | ||||||
очень | низкий | ниже | средний | выше | высокий | очень | |
15 лет | <154,6 | 154,6-158,6 | 158,6-162,5 | 162,5-173,5 | 173,5-177,6 | 177,6-181,6 | >181,6 |
16 лет | <158,8 | 158,8-163,2 | 163,2-166,8 | 166,8-177,8 | 177,8-182,0 | 182,0-186,3 | >186,3 |
17 лет | <162,8 | 162,8-166,6 | 166,6-171,6 | 171,6-181,6 | 181,6-186,0 | 186,0-188,5 | >188,5 |
Рост мальчиков
Возраст | Показатель | ||||||
очень низкий | низкий | ниже среднего | средний | выше среднего | высокий | очень высокий | |
15 | 0% | 0% | 0% | 12,5% | 37,5% | 12,5% | 0% |
16 | 0% | 0% | 0% | 0% | 12,5% | 25% | 0% |
17 | 0% | 0% | 0% | 12,5% | 0% | 0% | 0% |
Вес мальчиков
Возраст | Показатель | ||||||
очень | низкий | ниже | средний | выше | высокий | очень | |
15 лет | <38,7 | 38,7-43,0 | 43,0-48,3 | 48,3-62,8 | 62,8-70,0 | 70,0-80,1 | >80,1 |
16 лет | <44,0 | 44,0-48,3 | 48,3-54,0 | 54,0-69,6 | 69,6-76,5 | 76,5-84,7 | >84,7 |
17 лет | <49,3 | 49,3-54,6 | 54,6-59,8 | 59,8-74,0 | 74,0-80,1 | 80,1-87,8 | >87,8 |
Возраст | Показатель | ||||||
очень низкий | низкий | ниже среднего | средний | выше среднего | высокий | очень высокий | |
15 | 0% | 0% | 0% | 12,5% | 12,5% | 12,5% | 25% |
16 | 0% | 0% | 0% | 0% | 12,5 | 0% | 12,5% |
17 | 0% | 0% | 0% | 12,5 | 0% | 0% | 0% |
Рост девочек (см)
Возраст | Показатель | ||||||
очень | низкий | ниже | средний | выше | высокий | очень | |
14 лет | <147,8 | 147,8-152,6 | 152,6-155,4 | 155,4-163,6 | 163,6-167,2 | 167,2-171,2 | >171,2 |
15 лет | <150,7 | 150,7-154,4 | 154,4-157,2 | 157,2-166,0 | 166,0-169,2 | 169,2-173,4 | >173,4 |
16 лет | <151,6 | 151,6-155,2 | 155,2-158,0 | 158,0-166,8 | 166,8-170,2 | 170,2-173,8 | >173,8 |
Возраст | Показатель | ||||||
очень низкий | низкий | ниже среднего | средний | выше среднего | высокий | очень высокий | |
14 | 0% | 0% | 0% | 0% | 8,3% | 0% | 8,3% |
15 | 0% | 0% | 8,3% | 24,9% | 8,3% | 8,3% | 0% |
16 | 0% | 0% | 0% | 16,6% | 8,3% | 0% | 0% |
Вес девочек
Возраст | Показатель | ||||||
очень | низкий | ниже | средний | выше | высокий | очень | |
14 лет | <37,6 | 37,6-43,8 | 43,8-48,2 | 48,2-58,0 | 58,0-64,0 | 64,0-72,2 | >72,2 |
15 лет | <42,0 | 42,0-46,8 | 46,8-50,6 | 50,6-60,4 | 60,4-66,5 | 66,5-74,9 | >74,9 |
16 лет | <45,2 | 45,2-48,4 | 48,4-51,8 | 51,8-61,3 | 61,3-67,6 | 67,6-75,6 | >75,6 |
Возраст | Показатель | ||||||
очень низкий | низкий | ниже среднего | средний | выше среднего | высокий | очень высокий | |
14 | 0% | 0% | 0% | 16,6% | 0% | 0% | 0% |
15 | 0% | 0% | 8,3% | 24,9% | 8,3% | 8,3% | 8,3% |
16 | 0% | 8,3% | 8,3% | 0% | 0% | 0% | 8,3% |
Выводы
В ходе работы мы получили следующие результаты.
В исследуемой нами группе отличный уровень здоровья у 65%, хороший у 5%, удовлетворительный у 15% и неудовлетворительный у 15% учащихся.
Рассчитав индекс Кетле мы выявили что 45% имеют нормальный вес 40% имеют избыточный вес, и 15 % имеют недостаточный вес.
Степень среднестатистических показателей роста и веса, учащихся в соответствии возрастным нормам по антропометрическим (центильным) рост у 37,5 % и вес 50% мальчиков выше среднестатистических данных. Рост у 16,6% девочек выше среднестатистических данных, вес 8,3% ниже нормы, выше 24,9% нормы.
Развитие ценностного отношения к здоровью относится к группе приоритетных социокультурных задач для современного общества, определяющих его дальнейшее развитие. Эта задача объективно важна для всех групп общества, однако особую значимость она приобретает в воспитании подрастающего поколения. Для определения путей ее решения, прежде всего, необходимо проанализировать представления и установки, уже сложившиеся у школьников в отношении своего здоровья и наметить дальнейшие шаги по формированию гармоничности физического развития.
Рекомендации
Литература
[1] Популярная медицинская энциклопедия. Медицинский справочник для каждой семьи. http://medbooka.ru/fizicheskoe-razvitie
[2] Ашихмина Т.Я. Школьный экологический мониторинг. М.,АГАР, 2000.
[3] Возрастная психология, детская психология, воспитание детей http://www.child-psy.ru/kalendaremo/303.html
Астрономический календарь. Июнь, 2019
Новый снимок Юпитера
Денис-изобретатель (отрывок)
Загадка старого пирата или водолазный колокол
Прекрасное далёко