Имена, откуда они возникли. Как правильно выбрать имя ребенку. Влияние имени на судьбу человека. Редкие имена. Прозвища. Категория прозвищ.
Вложение | Размер |
---|---|
kachanova_yu.pptx | 118.47 КБ |
Слайд 1
Исследовательская работа на тему: Имена. Школьные прозвища. Выполнила ученица 6а класса МБОУ гимназии№3 Качанова Юлия Руководитель исследовательской работы: Решетникова Галина Владимировна учитель русского языка и литературыСлайд 2
Содержание. А) История возникновения имён.(Ономастика). Б) Страницы истории. Как в древности давали имена. Какие имена лучше выбирать. В) Русские имена и их «тёзки». Новые имена. Г) Буквы вашего имени. Д) Моё имя Юлия. Е) Имена учащихся гимназии. И) Толкование слова «прозвище». Возникновение прозвищ. Категория прозвищ. К) Прозвища учащихся гимназии. 3. Заключение. 4. Литература.
Слайд 3
Введение. Что в имени тебе моём… (А.С. Пушкин). Мы живём в мире имён. Наши с вами имена- это часть истории нашего народа. Недаром Гомер в своей «Одиссее» писал: « Между живущих людей безымянными никто не бывает…»
Слайд 4
Данная работа посвящена изучению, происхождению, судьбе имён и прозвищ людей. Актуальность темы обусловлена интересом к значению имён, прозвищ, а также их влиянию на характер и судьбу человека. Объектом исследования стали имена и школьные прозвища учащихся гимназии 5-9 классов.
Слайд 5
Цель работы - изучить историю происхождения имён и прозвищ, т.е ономастику, антропонимику, расшифровать их смысл.
Слайд 6
Задачи: 1. Изучить дополнительную литературу по ономастике и антропонимике. 2. Провести анкетирование среди учащихся 5-9 классов. 3. Выполнить исследование по теме « Имена и школьные прозвища». 4. Выступить с исследовательской работой среди учащихся.
Слайд 7
Методы исследования: - теоретический (изучение и анализ литературы по данной теме) - практический(анкетирование)
Слайд 8
Основная часть. Чудес на свете много. Но главное чудо- это слово. Чудеснее слова нельзя найти на земле нечего. Личное имя- это тоже чудо. Существует интересная наука ономастика,изучающая собственные имена и историю их возникновения.
Слайд 9
Основная часть. Имена, как и всё на свете, имеют свою историю. Они, как и другие слова, создаются человеческой фантазией, расцветают, стареют и умирают, исчезая из языка народа. История русских имён своими корнями уходит в очень отдалённую эпоху и тесна связана с историей русского народа и его языка.
Слайд 10
Основная часть. Около четырёх тысяч лет тому назад на равнинах, раскинувшихся между реками Одрой, Вислой, и Днепром, жили древние племена – предки современных славян. В течение последующих веков они заселяли соседние земли: на запад и на восток. Эти племена жили родовым строем и говорили на одном языке, который учёные называют общеславянским.
Слайд 11
Основная часть. Впоследствии, когда начался процесс объединения племён, славяне, жившие на востоке Европы, по Днепру, Волхву и верховьям Волги, положили начало русской народности. Их язык стал отличаться от языка других славян, хотя и не потерял своих родственных связей с ними и с общеславянским языком, от которого произошёл. Древнейшие памятники русской письменности относятся к 10-11 векам. С этого времени и начинается история русских имён.
Слайд 12
Как в древности давали имена. Какие имена лучше выбирать. Имя, которое присваивается человеку при рождении и под которым он известен в обществе. В древней Руси различались канонические и неканонические имена. В дохристианскую эпоху, то есть почти до конца X века , в среде восточных славян (предков современных русских, украинцев и белорусов) использовались только личные имена, которые давались детям при рождении. После крещения Руси в 988 г. каждый восточный славянин получал от священника крестильное имя. Крестильные имена соответствовали именам святых и были, как правило, обычными христианскими именами. К началу XVIII века уже господствуют канонические христианские имена , полностью вытеснившие имена-прозвища, и частично языческие имена, существовавшие до того параллельно с основным именем [10] . Правильному именованию придавалось большое значение. Неправильное или в унизительной форме написание «чьего-либо имени или прозвища» могло повлечь обвинение в нанесении «бесчестья». В 1675 г. царским указом было разъяснено, что ошибка в правописании имён по незнанию «природы тех народов, в которых кто родился», не является преступлением, а потому «судов в том не давать и не разыскивать»
Слайд 13
Как в древности давали имена. Какие имена лучше выбирать. По святцам: родители заглядывают в календарь, находят дату рождения ребенка и смотрят, какие имена вписаны в этот день (или на ближайшие дни после даты рождения). Среди предложенных вариантов выбирается наиболее понравившийся. 2. Дань памяти. Часто ребенка называют именем какого-либо человека, оставившего глубокий след в жизни одного из родителей. Это может быть кто-то из старших родственников, друзей или известных людей – деятелей культуры, науки и спорта. 3. По этимологии, значению и тайне имени. Раньше люди давали детям имена, имея лишь поверхностное представление о происхождении и значении этих слов. Однако со временем на книжных полках стали появляться словари имен, содержащие информацию об их этимологии и значении. Сегодня большинство родителей, прежде чем сделать окончательный выбор, обязательно заглядывают в один из таких словарей.
Слайд 14
Русские имена и их «тёзки». Греческие имена очень популярны в России, так как именно оттуда к нам пришло христианство и церковный календарь. Евгений (с греческого «благородный») неожиданно оказывается Юджином в англоговорящих странах и Эженом во Франции. Имя Екатерина – «чистота» по-гречески – часто давали девочкам королевского происхождения в Испании, где оно звучало как Катарина . Но и в других странах не обошлось без Кэт, Кэтти , Кэтрин , Катрин и Катюши. Толкование имени Елена неясно, и происхождение его, возможно, еще догреческое . На Руси оно звучало как Алёна, в средневековой Англии Элейна , а сейчас Элен и Хелен .
Слайд 15
Русские имена и их «тёзки». Некоторые имена звучат одинаково на всех языках. Это, в первую очередь, Александр и Александра, Валентин и Валентина, Виктор и Виктория. Интересны имена, которые перешли в нашу повседневную жизнь из культуры уже исчезнувших народов. Имя Дарья (с древнеперсидского "победительница") в английском языке превратилось в Дороти и Долли. Наоборот, с туманного Альбиона пришло имя Артур. С языка древних кельтов оно переводится как «медведь» и звучит везде одинаково, за исключением ударения, которое англичане ставят на первый слог.
Слайд 16
Моё имя Юлия. Юлия – это женская форма мужского латинского имени Юлий. Часто оно же было единственным именем женщины из рода Юлиев. В переводе оно означает "волнистая", "пушистая", и именно таковы эти ветреные, мечтательные и непостоянные девушки еще с детства. По некоторым свидетельствам имя имеет отношение к основателю Альба-Лонги Юлу — сыну Энея. Старинной формой этого имени, является имя Иулия , именно она и является святой покровительницей девушек с этим именем. Юля, Юленька , Юляся , Юлька, Юлек, Юльчик , Юленок — вот они, производные уменьшительно-ласкательные от этого «пушистого» имени.
Слайд 17
Моё имя Юлия. Юлия немного капризна и взбалмошна, хотя внешне кажется нежной и сдержанной. Девушка с этим именем обычно имеет острый ум, наблюдательность и большую находчивость, а также уникальное чувство юмора . Юля имеют поразительную способность выходить из любых ситуаций с наименьшими потерями для себя. Юлия часто достаточно добродушна, стремится во всем помогать своим друзьям. Не любит прислушиваться к чужим советам и старается все делать по своему.
Слайд 18
Буквы моего имени. Ю — склонность к идеалам всеобщего равенства и братства, стремление к истине. Л — утонченное понимание прекрасного, незаурядные артистические и художественные способности, желание поделиться знаниями. И — утонченность, чувствительность, доброта, устремленность к гармонии с окружающим миром, романтическая мягкая натура. Я — развитое чувство собственного достоинства, стремление добиться любви и уважения у окружающих, способность получить желаемое.
Слайд 19
Имена учащихся гимназии. Исследование показало ,что среди учащихся 5-9 классов , встречаются такие редки женские имена: Алиса, Милена , Дана, Виолетта .; Мужские: Арсений, Ефрим , Руслан, Георгий. Наиболее часто встречающейся имена учащихся нашей гимназии Женские: Анастасия, Елизавета, Юлия, Мария, Мужские: Никита, Данила, Александр, Антон.
Слайд 20
Мужское имя Рассвет Имя Рассвета означает предрасположенность к жизни подвижника. Человек способен на жертву даже не ради какой-то высокой цели, а просто потому, что «может себе это позволить». Отдать любимую игрушку. Оказаться от личного счастья ради счастья другого человека. Как следствие – настоятельная необходимость в присутствии «объекта приложения». Должен быть кто-то, к чьим ногам можно «бросить весь мир». А иначе жизнь не будет иметь смысла. Происхождение: славянское Подходящие цвета: Зеленый Голубой Бирюзовый Счастливые числа:24 , 8 , 16 , 6 , 7 Планета: Венера Металл: Медь
Слайд 21
Женское имя Луна Имя Луна символизирует склонность человека к непрерывному движению. «Егоза» и «непоседа» в детстве, он практически не меняется с возрастом: любовь к перемене мест, неумение и нежелание ценить стабильность в любой форме часто становятся причиной одиночества. Но одиночество не тяготит. Наоборот, воспринимается зачастую как обязательный атрибут свободы. Происхождение: латинское, латинское Значение: увлеченная Подходящие цвета: Оранжевый Желтый Счастливые числа:14 , 4 , 10 , 5 , Планета: Меркурий , Уран Металл: Ртуть
Слайд 22
Россия Впервые имя девочки РОССИЯ появилось у нас в городе Кирове в 2007 году, в настоящее время имя приобрело большую популярность.
Слайд 23
Толкование слова «прозвище». Прозвище , кличка — неофициальное имя человека, животного, предмета и т. п. В отличие от имени, прозвище, как правило, отражает не желательные, а реальные свойства и качества носителя, происхождение их носителей и прочее, а также фиксирует, таким образом, особый смысл, который имели эти свойства и качества для окружающих. Прозвища могут даваться в разные периоды жизни и во многих случаях могут быть известны довольно ограниченному кругу лиц.
Слайд 24
Возникновение прозвищ. Личными именами наших предков до Х века служили различные признаки людей, их действия, а также предметы внешнего мира: Завьял - вялый, Балуш – баловник, Яруха – злой, Батура – упрямец. После крещения Руси в Х веке среди русских и других восточных славян церковью вводятся личные имена в честь православных святых: Александр, Петр (греч.), Виктор, Марина, Татьяна (лат.); Святослав, Любовь (слав.) После принятия христианства имена «дохристианские» стали даваться как прозвища за внешний вид, физические недостатки, определенные качества, по месту жительства, из-за суеверий: прозвища поселка Решетиха : Карсаки , Пирожок, Бублик.
Слайд 25
Категория прозвищ. 1.Прозвища городов 2.Прозвищные имена 3.Национальные прозвища 4.Политические прозвища.
Слайд 26
Прозвища учащихся гимназии. Прозвища школьников разряд имён собственных, который до сих пор не привлекали внимания учёных. А школьников прозвища всегда интересуют. Есть такие, к сожалению, прозвища, которые приносят ребятам много горьких минут. Они всегда были, есть и будут, поэтому мы провели небольшое расследование. В анкетирование принимал участие учашейся 5-9 классов. Всего- 198 ребят
Слайд 27
Прозвища учащихся гимназии. У мальчиков 70%, а у девочек 30%. Обидных прозвищ- 40%, добрых- 35%, забавных(весёлых)- 25% Среди прозвищ , которые мы записали, можно выделить следующие группы ( в скобках даны версии происхождения прозвищ, указанные анкетируемыми).
Слайд 28
Прозвища учащихся гимназии. 1. Образованные от фамилии носителей прозвищ: Болото ( Болотов ), Канарейка ( Канарейкин ), Иван ( Иваннкиков ), Коробок(Коробов), Цапля (Цаплин), Кузя ( Кузьмин), Суббота( Субботин). 1 по особенностям характера, поведения, привычкам человека: Норик , Дракон, Лелик . 2. Просто так: Контрабас, Длинный, Котя , Кирик , Полька, Косяк, Лягушка, Авген , Яйцо. 3. В связи с возрастом: Малая, Мелкая, Мелкий(« чаще всего общалась не с ровесниками ,а с ребятами младшего возраста).
Слайд 29
Естественно ,эта классификация очень приблизительна , потому что некоторые прозвища образовались по нескольким причинам. Я заинтересовалась: как меняются прозвища с возрастом ребят? Анализируя анкеты, заметили, что много прозвищ возникает с приходом детей в школу, потом их количество медленно, но неуклонно уменьшается к 9 классу. Если в 5 классах -70%прозвищ,то в 9 классах – зо% .
Слайд 30
Почему так происходит? Видимо потому, что учащиеся взрослеют и с возрастом меняются взгляды на жизнь и общение друг с другом. 70% процентов опрошенных предпочитают, чтобы их называли по именам , а не по прозвищам.
Слайд 31
Заключение. Итак, мы рассмотрели происхождения и историю возникновения имён и школьных прозвищ. У каждого человека есть своё родовое имя, оно должно сохранятся потомками. У нас, у русских, свои традиции, у нас имя, отчество и фамилия даётся человеку на всю жизнь. На вопрос: зачем нужны школьные прозвища выяснили, что некоторым людям, особенно взрослым, кажется, что прозвища - это что-то вроде курения. Они вредны и не нужны. Нередко это так. Но вот, например, в классе пять Данилов и четыре Анастасии , и когда прозвища (но только не обидные) помогают в общении. Да и просто скучно было бы без прозвищ , исчезла бы возможность пофантазировать и по- доброму посмеяться.
Слайд 32
Стихотворение В. Агапова «Дорожите именем своим». Дорожите именем своим! Имена даются не случайно … В них простая маленькая тайна Дорожите именем своим!
Слайд 33
Литература В проекте были использованы материалы из интернета: http://azbyka.ru/parkhomenko/kak-pravilno-dat-imya-rebenku.html , http://names.neolove.ru/female/27/462.html , http://znachenie-tajna-imeni.ru/znachenie-imeni-Luna/ анкеты учащихся.
Слайд 34
Спасибо за внимание!
Мост из бумаги для Киры и Вики
Ласточка
Ворона
Рисуем одуванчики гуашью (картина за 3 минуты)
Красочные картины Джастина Геффри