Каждый ребенок когда-то задумывается: с помощью чего мы разговариваем? Но не все знают, какие органы нашего тела помогают нам при произношении того или другого звука. Саша решил понять, что помогает каждому из нас четко и красиво разговаривать.
Вложение | Размер |
---|---|
chto_pomogaet_nam_govorit.docx | 18.8 КБ |
chto_nam_pomogaet_govorit1.ppt | 1.5 МБ |
Вы когда – нибудь думали о том, как вы научились говорить? Или почему мы не говорим, когда ещё совсем маленькие?
Дело в том, что пока мы были совсем крошечными малышами, нам приходилось очень много слушать, чтобы не только понять, что обозначает каждое слово, но и научиться правильно произносить все звуки. Попробуйте угадать, на каком музыкальном инструменте учатся играть люди всей планеты с самого рождения и всю жизнь?
Сразу догадаться непросто.
Это - наш речевой аппарат.
Когда я был совсем маленьким, моя мама, наклоняясь над кроваткой, ласково говорила мне: «Лучик мой». Я, конечно, не понимал, что обозначает это слово. Но мама улыбалась и продолжала повторять его изо дня в день, неделю за неделей, и, в конце концов, я понял это слово. Даже пытался повторять его или сказать что-то в ответ. Постепенно я научился говорить некоторые звуки, которые произносила мама и понимать её слова. Если бы мама со мной не разговаривала, то я не научился бы говорить.
После того, что мама рассказывала мне, как я рос и учился разговаривать, мне стало интересно узнать об этом подробнее. И я решил узнать, что нам помогает говорить.
Ребенок учится говорить, потому что он слышит. Мы с ребятами в группе на занятии играли в игру «За стеклом».
Один из нас говорил слово губами, без голоса, а другие догадывались, что ведущий сказал. И мы не могли догадаться, потому что не слышали. Глухой человек не научится говорить правильно, потому что не слышит.
Слово начинается с того, что воздух, поднимается из легких и попадает в гортань, которая находится в области шеи.
Гортань похожа на коробочку, в которой есть две складки. Эти складки – голосовые связки. Когда воздух хочет пройти через голосовые связки, то он как будто протискивается через щель, и получается звук.
Опыт: «Работа голосовых связок».
Цель: понять происхождение звука в голосовых связках.
Я попробовал получить звук при помощи воздушного шарика. Если надуть шарик, потом сжать отверстие шарика пальцами, оставив небольшую дырочку, и надавить на шарик, воздух, вырываясь из шарика в дырочку, издает свист. Если мы будем по-разному растягивать отверстие, то получится разный свист. Точно так же и у нас получается звук.
Вывод: воздух из легких поступает в гортань и проходит через голосовые связки.
Почему же мы издаем так много разных звуков, а не свист? Дело в том, что у голосовых связок есть много мелких мышц, которые заставляют их принимать до 170 положений.
Когда звук попадает в рот, то за работу берутся язык, нёбо, зубы и губы. С их помощью звук превращается в слово.
Думаете, мы говорим только с помощью языка? Конечно, без него мы не могли бы разговаривать, если он плохо двигается, или у него слабые мышцы, то у тебя ничего не получится. Слова будут получаться неправильные, тебя будет трудно понять. Когда мы говорим, язык, как гимнаст успевает для каждого звука принять новое положение. Он перекрывает дорогу воздуху, который рвется наружу, и получается звук. И надо много тренировать мышцы языка, чтобы научиться правильно произносить звук.
Но слово мы говорим не только языком.
Попробуйте сказать любое слово, например «мама», с открытым ртом – у вас ничего не получится. А теперь произнесите слово «папа» с закрытым ртом – и опять ничего не получится.
Дети начинают говорить, когда научатся действовать языком и губами одновременно. Значит, помогают говорить: губы и челюсти. Но и это еще не все помощники.
Оказывается, говорить нам помогает даже нос. Когда мы произносим «М» или «Н», звук идет через нос. А когда у нас насморк, наш голос становится совсем другим.
Даже зубы помогают нам говорить. Я это понял, когда у меня выпали зубы. Сразу воздух стал вырываться наружу через дырочку, и слова стали смешными.
Я понял, что у меня так много помощников:
И тогда я решил, что надо их беречь и развивать.
Дети растут, и постепенно всё лучше и лучше управляют своим речевым аппаратом. Ребята начинают понимать, что если делать специальные упражнения, то у них будут получаться даже самые сложные слова. Ведь когда маленький ребенок говорит неправильно, это всем нравится.
Но когда ты становишься большим и собираешься в школу, то надо говорить правильно, чтобы ничего не мешало тебе хорошо учиться, и ты не стеснялся говорить и отвечать на уроках.
Слайд 1
НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ НАУЧНОГО ОБЩЕСТВА ДОШКОЛЬНИКОВ «ПЕРВЫЕ ШАГИ» ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА ЧТО НАМ ПОМОГАЕТ ГОВОРИТЬ? ВЫПОЛНИЛ: ПОДОЛЯНЧИК АЛЕКСАНДР, РЕЧЕВАЯ ГРУППА, МДОУ «ЧЕРЛАКСКИЙ Д /С №9» РУКОВОДИТЕЛЬ: УЧИТЕЛЬ-ЛОГОПЕД ШИРОВАТОВА М. В. 2009Г.Слайд 2
Вы когда-нибудь думали о том, как мы научились говорить?
Слайд 3
Интересный музыкальный инструмент – речевой аппарат!
Слайд 4
Мама улыбалась и разговаривала со мной.
Слайд 5
Цель: узнать, что помогает нам говорить.
Слайд 6
Ребенок учится говорить, потому что слышит.
Слайд 7
Игра «За стеклом».
Слайд 8
Вывод: глухой человек не научится говорить правильно, потому что он не слышит.
Слайд 9
Слово начинается с того, что воздух поднимается из легких и попадает в гортань.
Слайд 10
Гортань похожа на коробочку, в которой есть две складки.
Слайд 11
Опыт: «Работа голосовых связок» Цель: понять происхождение звука в голосовых связках.
Слайд 12
Превращение звука в слово. Язык как гимнаст успевает для каждого звука занять новое положение.
Слайд 13
Нам помогают говорить челюсти и губы.
Слайд 14
Еще один помощник – нос.
Слайд 15
Помогают говорить и зубы.
Слайд 16
Вывод: «Нам помогает научиться говорить наш речевой аппарат, и его надо беречь и развивать» Легкие; Гортань; Голосовые связки; Губы; Челюсти; Язык; Зубы; Нос; Нёбо.
Слайд 17
ПРАВИЛЬНАЯ РАБОТА РЕЧЕВОГО АППАРАТА ПОМОЖЕТ МНЕ В ШКОЛЕ.
Пейзаж
Почта
Груз обид
Два плуга
Калитка в сад