Слайд 1
ГЕОБОТАНИЧЕСКАЯ ИНДИКАЦИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ ПРИБРЕЖНОЙ ЗОНЫ ОЗЕРА ОСТРОЧИННОЕ Авторы : Вдовина Анна, Павлова Алина, Шульженко Дарья, 7 класс МОУ «Будогощская СОШ» Руководители : Большакова Елена Ивановна , Павлова Татьяна Александровна Консультант: Иванова Татьяна Васильевна 2011 годСлайд 2
Цель работы - оценка экологических условий прибрежной зоны озера Острочинное методом геоботанической индикации. Актуальность исследования обусловлена возрастанием антропогенной нагрузки на природные объекты. Озеро Острочинное – элемент единого озерно-борового комплекса, на берегу которого находится Будогощская школа.
Слайд 3
Задачи работы: Описание объекта исследования, составление флористических списков и выявление видов растений, используемых в биоиндикации. Оценка эдафических условий (плодородие, увлажненность и показатель кислотности почвы, уровень залегания грунтовых вод) с помощью индикаторных видов растений. Выявление источников антропогенной нагрузки и оценка их влияния на объект исследования.
Слайд 4
Метод исследования метод геоботанической индикации -описание флористического состава прибрежной зоны озера Острочинное и определение экологических условий объекта по растениям-индикаторам.
Слайд 5
Схема расположения учетных площадок
Слайд 6
Сосняк-брусничник (учетная площадка 1) в 15 м от озера на север и в 30 м от школы
Слайд 7
Сосняк-черничник (учетная площадка 2) в 10 м от озера на северо-запад и в 100 м от школы
Слайд 8
Сосняк сфагновый (учетная площадка 3) в 2 м от озера на северо-запад и в 105 м от школы
Слайд 9
Растения-олиготрофы Брусника обыкновенная Черника обыкновенная Морошка приземистая и Сфагнум Седмичник европейский
Слайд 11
Растения–ацидофилы Ожика волосистая Пушица влагалищная Кошачья лапка двудомная Багульник болотный и Сфагнум
Слайд 14
Мезофиты и ксерофиты Вероника дубравная Ястребинка волосистая Вереск обыкновенный Майник двулистный
Слайд 15
Гигрофиты Омежник водный Клюква болотная Сабельник болотный Белокрыльник болотный
Слайд 17
Антропогенная нагрузка на объект исследования Вытаптываемость территории прибрежной зоны озера Острочинное Подорожник большой Ожика волосистая
Слайд 18
Следы обугливания у оснований стволов сосен
Слайд 19
Арония черноплодная Малина обыкновенная Кипрей узколистный Яблоня домашняя Ирга круглолистная
Слайд 21
Выводы: Различия видового состава растительности и преобладание разных экологических групп растений-индикаторов на разных учетных площадках обусловлены характером рельефа данной местности, а, следовательно, обеспеченностью питательными веществами, влажностью почвы, уровнем залегания грунтовых вод; Почва на исследуемой территории небогата питательными веществами и имеет кислый характер реакции ( рН 4,5-6,0); Степень увлажнения почвы изменяется от умеренного на вершине склона до избыточного, способствующего заболачиванию, у береговой части озера (глубина залегания грунтовых вод уменьшается от 300 до 20 см); Озеро и его прибрежная зона испытывают значительную антропогенную нагрузку. Выявлены источники антропогенного воздействия: хозяйственная деятельность и отдых людей, загрязнение бытовыми отходами и коммунальными стоками, вытаптывание , возгорания.
Слайд 22
Список использованной литературы Атлас дикорастущих растений Ленинградской области: научно-популярное издание./ Сорокина И.А., Бубырева В.А. – М.: товарищество научных изданий КМК, 2010. Красная книга природы Ленинградской области. Том 1. Особо охраняемые природные территории./ сост. Г.А. Носков, М.С. Боч . – СПб.: Биологический НИИ СПбГУ, изд-во «Акционер и К», 1999. Красная книга природы Ленинградской области. Глав. ред. серии Г.А. Носков. Том 2. Растения и грибы/ Отв. ред. Н.Н. Цвелев . СПб., АНО НПО «Мир и Семья», 2000. Круберг Ю.К., Чефранова З.В. Школьный определитель высших растений. - М.: Учпедгиз , 1960. Меженский В.Н. Растения – индикаторы. – М.: ООО «Издательство АСТ»; Донецк: « Сталкер », 2004. Методика и практика проведения школьных экологических экспедиций в Ленинградской области: учеб. пособие/ авторский коллектив – СПб., 2007. Новиков В.С., Губанов И.А. Школьный атлас-определитель высших растений: Кн. для учащихся. – М.: Просвещение, 1991. Школьный экологический мониторинг. Учебно-методическое пособие / Под ред. Т.Я. Ашихминой . – М .: АГАР , 2000.
Слайд 23
Спасибо за внимание!
Рисуем "Осенний дождь"
"Портрет". Н.В. Гоголь
Пейзаж
Рисуем одуванчики гуашью (картина за 3 минуты)
Тупое - острое