Исследовательская работа посвящена анализу народных мифологических рассказов (несказочной прозы) Климовского района Брянской области. Внимание уделяется таким персонажам низшей мифологии, как русалки, домовые, лешие, черти.
Вложение | Размер |
---|---|
narodnye_mifologicheskie_rasskazy_klimovskogo_rayona_bryanskoy_oblasti.doc | 78.5 КБ |
ОГЛАВЛЕНИЕ
Оглавление……………………………………………………………..……………….2
Введение………………………………………………………………………………...3
1 Народные мифологические рассказы: специфика жанра………………………….5
2 Народные мифологические рассказы Климовского района Брянской области.....6
2. 1 Хозяева леса……………………………………………………..............................6
2. 2 Хозяева воды………………………………………………………………………6
2. 3 Духи культурного пространства……………………………………………….....7
2. 4 Нечистая сила……………………………………………………………………...8
Заключение……………………………………………………………………………10
Список использованной литературы………………………………………………...10
Приложение……………………………………………………………………….......11
ВВЕДЕНИЕ
Исследовательская работа посвящена анализу народных мифологических рассказов (несказочной прозы) Климовского района Брянской области. Несказочная проза представляет собой богатый материал для реконструкции материальной и духовной культуры народа. Ее изучение позволяет приблизиться к пониманию системы традиционного фольклора, проследить истоки верований.
Климовский район находится на юго-западе Брянской области, имеет государственные границы с Республикой Беларусь и Украиной. Интересно проследить взаимосвязь мифологических представлений жителей трех дружественных государств. Для этого были привлечены материалы из источников, связанных с русско-белорусским и русско-украинским пограничьем (Л. Н. Виноградовой, Е. Е. Левкиевской «Народная демонология Полесья», В. С. Новак «Славянская мiфалогiя (на матэрыялах Гомельскай вобласцi)». При исследовании несказочной прозы обращались к сборнику В. Д. Глебова «Былички и бывальщины. Суеверные рассказы Брянского края». Особое место в работе занимают фольклорные материалы, собранные в результате опроса, анкетирования жителей Климовского района (32 мифологических рассказа).
Цель исследовательской работы – собрать и записать народные мифологические рассказы Климовского района Брянской области, выявить и описать персонажные типы низшей мифологии. В соответствии с поставленной целью в работе решались следующие задачи:
Объект исследования – фольклорные тексты, собранные на территории Климовского района, а также тексты, вошедшие в работы по исследованию демонологии Украины, Республики Беларусь.
Предмет исследования – персонажные типы низшей мифологии, их классификация и сравнительный анализ.
Основными методами в работе являются: исследовательский, аналитический, описательный, метод систематизации, сравнительно-сопоставительный.
Положения и выводы исследовательской работы могут быть полезными на элективных курсах, уроках истории, литературы, при проведении внеклассных мероприятий, фольклорных вечеров. Этим объясняется практическая значимость работы.
Актуальность исследования обусловлена необходимостью описать, проанализировать и сохранить в памяти населения мифологические персонажи низшей демонологии. В связи с появлением фантастических фильмов, в которых много персонажей из низшей демонологии, тема представляется актуальной и интересной для современной молодежи.
Работа состоит из введения, основной части, приложений: таблица «Персонажные типы низшей мифологии», указатель мифологических персонажей. Библиография включает 12 источников, использованных в работе.
1 Народные мифологические рассказы: специфика жанра
Устная народная проза существует тысячелетия. Проза эта включает в себя два вида народного творчества: сказочную и несказочную прозы. Для всех жанров несказочной прозы свойственная установка на достоверность. Данный вид прозы претендует на точность воспроизведения жизненных событий и фактов. Некоторые факты, с точки зрения, современного человека, фантастичны и не достоверны, но в понимании рассказчика они, как правило, таковыми не являются. Рассказчик убежден, что все они были в действительности или с ним лично, или с его знакомыми, или с его родственниками. [7, c. 10]
Народные мифологические рассказы – это суеверные повествования, которые связанны с персонажами из разряда «низшей» мифологии. В науке мифологические рассказы были названы быличками. Это рассказы об общении человека с силами потустороннего мира. В этом мире живут удивительные создания: черти, домовые, лешие, русалки прочие.
На формирование мифологических рассказов оказали влияния верования, связанные с календарными праздниками, изначально языческими, затем в большинстве своем христианизированными. Становление мифологической прозы происходит в контексте разнообразных обрядов и обычаев: календарных, семейных, бытовых, промысловых, аграрных, лечебных. Персонажей мифологических рассказов традиционно подразделяют на домашних духов, духов природы, чертей. Все чаще встречаются такие опрошенные, которые признают, что в старые времена нечисть жила, но в наши дни уже вся вывелась.
На территории Климовского района находим упоминание о духах природы, о домашних духах, о черте
2 Народные мифологические рассказы Климовского района Брянской области
2. 1 Хозяева леса
2. 1. 1 Леший
Хозяином леса в мифологических представлениях населения района является леший. Он может появиться перед людьми в человеческом облике (мужичок небольшого роста, в черном армяке, с длинной бородой). (Приложение 3, текст 1) Лесной хозяин может заниматься хозяйственными делами. Подобные факты находим среди белорусских быличек.[9, c. 75] Там встречается упоминание о том, что у лешего есть семья, свой участок земли, на котором он ведет хозяйство.
Жителям района неизвестно зооморфное воплощение лешего, а в белорусских и украинских рассказах, демон может появиться в облике диких или домашних животных. Леший нередко изображается в виде дерева, куста, пня и самого леса. [9, c. 75] Леший понимается как первопричина блуждания людей по лесу. Среди быличек, собранных на территории района, находим и обратное утверждение – леший может помочь выбраться людям, заплутавшим в лесу. (Приложение 3, текст 2)
На территории Климовского района часто на вопрос о существовании лешего респонденты рассказывают об аномальных явлениях в лесу. Эти места угнетающе действуют на человека: начинает болеть голова, появляется беспричинное чувство страха, тревоги. Место насильственной гибели людей может являться аномальным. Респондент утверждает, что тяжело находиться недалеко от деревни Парасочки. Здесь в июле 1943 года каратели расстреляли 83 жителя деревни. Жители окрестных деревень с опаской относятся к этому месту. (Приложение 3, текст 3)
Таким образом, упоминание о лешем находим всего в двух быличках, собранных на территории района. До конца не ясной остается природа аномальных зон на территории Климовского района.
2. 2 Хозяева воды
2. 2. 1 Русалки
Русалки – в восточнославянских поверьях женский демонологический персонаж. В Климовском районе считается, что русалками становятся просватанные невесты, которые не успели вступить в законный брак, покончили жизнь самоубийством, утонув в воде. (Приложение 3, текст 4) Население Климовского района считает, что русалки питают большую любовь к мужскому полу. (Приложение 3, текст 4) Пик активности этих мифологических персонажей приходится на праздник Ивана Купала. Как правило, русалки выходят из воды по ночам и лишь в редких случаях днем. Дети являются постоянным объектом преследований и вредоносных действий русалки.
Жители Климовского района, описывая русалку, дают ей следующие характеристики: небольшой рост, человеческий вид, принадлежность к женскому полу, красивое лицо, длинные, зеленоватые волосы, вместо ног рыбий хвост. (Приложение 3, текст 5) Среди украинских быличек, находим упоминание о русалках как молодых красивых девушках, обнаженных или в белом. Они появляются в том самом виде, в каком их похоронили, т.е. в нарядном убранстве, с распущенными волосами и с венком на голове. [10, c. 175] В других местах (Центральная Белоруссия) русалок представляли в виде страшных, уродливых, косматых баб, с отвислой грудью, которую они закидывали за плечи. [9, c. 89]
Делаем вывод, что Климовский район характеризуют отрывочные упоминания о данном мифологическом персонаже.
2. 3 Духи культурного пространства
2. 3. 1 Домовой
Домовой — домашний дух, мифологический хозяин и покровитель дома, обеспечивающий нормальную жизнь семьи, здоровье людей и животных, плодородие. По мнению жителей района, этот персонаж живет в каждом доме. (Приложение 3, текст 6) В случае переезда в другой дом, необходимо совершить определенные обряды, связанные с приглашением домового в новое жилище. Если же домового забывают пригласить в новое жилище, он остается в старой избе, покинутый домовой жалобно плачет или ломится каждый вечер до рассвета к прежнему хозяину. Оставшись в доме с чужой семьей, он переводит ее скот, людей щиплет до синяков, строит козни, стучит, пугает людей – выживает из дому.
Жители Климовского района считают, что домовой тщательно выбирает домашних питомцев. Неугодных животных домовой может выживать из дома или жестоко с ним расправится. (Приложение 3, текст 7) Необходимо подкреплять силу домового, оставлять угощения на столе. (Приложение 3, текст 8)
Самыми распространенными мотивами у населения Климовского района, связанными с домовым, являются его «шутки» по отношению к хозяевам дома. Домовой приходит ночью, пытается душить кого-либо из хозяев, наваливается на человека своим тяжелым телом. В климовских мифологических рассказах находим упоминание о том, что домовой пытается утащить человека с собой в потусторонний мир. (Приложение 3, текст 9) Главным объектом его «охоты» являются дети, подростки. От проказ домового спасают молитвы и вера человека в Бога, в этом убеждены местные жители.
Домовой часто появляется перед человеком, пытаясь предупредить его о возможных неприятностях или радостях. Для того чтобы узнать, что ожидает человека в будущем, домовому задают вопрос: «К добру или к худу». (Приложение 3, текст 12) Домовой должен дать правдивый ответ. Жители Климовского района представляют домового как бесполое существо, покрытое шерстью, скользкой на ощупь. (Приложение 3, текст 13) Также находим упоминание о домовом как об антропоморфном существе – маленькая девочка в белом платье. (Приложение 3, текст 10) Такое описание домового не характерно для общероссийской мифологической традиции и очень самобытно.
Проанализировав климовские мифологические рассказы о домовом, приходим к выводу, что этот персонаж широко известен местным жителям. Отношение к нему почтительное, люди уверены в его огромной силе, отзываются о нем с уважением, осознают, что благополучие семьи зависит от доброго расположения этого мифологического персонажа.
2. 4 Нечистая сила
2. 4.1 Черт
Черт – в славянской мифологии злой дух. Образ черта дохристианского происхождения, но христианские представления о дьяволе оказали решающее воздействие на его позднейший облик: в фольклоре и народных картинках это антропоморфные существа, покрытые шерстью, с рогами, копытами и хвостами.
В народных верованиях черти постоянно вмешиваются в жизнь людей, причиняют мелкие неприятности, принуждают к неоправданным поступкам («вводят в грех»), насылают морок, заставляют плутать пьяных, провоцируют на преступление, самоубийство, пытаются заполучить душу человека; свои души продают черту колдуны и ведьмы. (Приложение 3, текст 13)
По представлениям жителей Климовского района, черти неотступно следуют за человеком. Они не отпускают его даже в дороге. (Приложение 3, текст 14) Одним из излюбленных развлечений черта является катание на колесах гужевой повозки, что очень затрудняет передвижение лошади. Так как согласно представлениям жителей Климовского района черти имеют большой вес. (Приложение 3, текст 14)
Население Климовского района Брянской области убеждено, что черти жестоко карают людей за издевательства над своей силой. Один мужчина, который хвастал своей храбростью и неуязвимостью, поплатился жизнью за свои грубые, не лестные слова в адрес черта.
После проведенного исследования о черте делаем вывод, что население Климовского района воспринимает черта как злого духа, который вредит людям. Среди мифологических рассказов не находим упоминания о месте пребывания черта, описание его внешнего облика. Данный персонаж низшей мифологии не отличается разработанностью образа.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
На территории Климовского района находим упоминание о духах природы, о домашних духах, о черте.
Хозяином леса в мифологических представлениях населения района является леший. Широкого распространения данный персонаж низшей мифологии на территории района не получил в данное время, население постепенно утрачивает сведения о лесном хозяине. Скорее всего, это связано с уменьшение роли леса в жизни современного человека. Упоминание о лешем находим всего в двух быличках, собранных на территории района. До конца не ясной остается природа аномальных зон на территории Климовского района.
Русалки – женский демонологический персонаж. В районе сохранились отрывочные сведения о данном персонаже. Все меньше остается на территории района водных объектов, которые посещают люди. Поэтому воспоминания о русалке в скором времени могут утратиться или остаться в памяти народа исключительно как персонаж известных сказок.
Домовой — домашний дух, мифологический хозяин и покровитель дома. Этот персонаж широко известен местным жителям. Отношение к нему почтительное, люди уверены в его огромной силе, отзываются о нем с уважением, осознают, что благополучие семьи зависит от доброго расположения мифологического персонажа.
Черта население района воспринимает черта как злого духа, который вредит людям. Данный персонаж низшей мифологии не отличается разработанностью образа.
Работа позволяет продолжить исследование народной несказочной прозы Климовского района.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Аникин В. П. Русское устное народное творчество/ В. П. Аникин. – М.: 1989. – 467 с.
2. Виноградова Л. Н. Материалы к полесскому этнолингвистическому атласу: поверья о домовом/Л. Н. Виноградова. – Киев: 1994. – 234 с.
3. Виноградова Л. Н., Левкиевская Е. Е. Народная демонология Полесья. Люди со сверхъестественными свойствами/Л. Н. Виноградова, Е. Е. Левкиевская. – М.: Языки славянских культур, 2010. – 647 с.
4. Глебов В. Д. Былички и бывальщины. Суеверные рассказы Брянского края/ В. Д. Глебов. – Орел, 2011. – 403 с.
5. Зеленин Д. К. Избранные труды. Очерки русской мифологии: Умершие неестественной смертью и русалки/Д. К. Зеленин. – М.: 1995. – 275 с.
6. Криничная Н. А. Русская мифология: мир образов фольклора/Н. А. Криничная. – М.: Гаудеамус, 2004. – 1001 с.
7. Криничная Н. А. Русская народная мифологическая проза: Истоки и полисемантизм образов. Былички. Бывальщины, легенды. Поверья о духах-«хозяевах»/Н. А. Криничная. – Петрозаводск, 2001. – 452 с.
8. Левкиевская Е. Е. Низшая мифология славян. Очерки истории культуры славян/Е. Е. Левкиевская. – М.: 1996. – 175-196 с.
9. Новак В. С. Славянская мiфалогiя (на матэрыялах Гомельскай вобласцi)/
В. С. Новак. – Мiнск, 2009. – 252 с.
10. Померанцева Э. В. Мифологические персонажи в русском фольклоре/Э. В. Померанцева. – М.: 1975. – 467 с.
11. Усачева В. В. Схема описания мифологических персонажей. Славянский и балканский фольклор: Верования. Текст. Ритуал./ В. В. Усачев. – М.: 1994. – 40 – 44 с.
12. Швед И. А. Традиционные верования белорусов, связанные с охотой. Живая старина. 2009. № 2/ И. А. Швед. – С. 8 – 10
ПРИЛОЖЕНИЕ
Приложение 1
Таблица «Персонажные типы низшей мифологии»
Персонажные типы низшей мифологии | Количество собранных мифологических рассказов |
Леший | 8 |
Русалка | 3 |
Домовой | 18 |
Черт | 3 |
Приложение 2
Указатель мифологических персонажей
Былички и бывальщины о духах природы
Леший: леший принимает образпростого человека; леший «водит» человека; в гостях у лешего; леший не любит шум в лесу.
Русалка: утонувшая женщина; сидя у реки чешет волосы гребнем; пытается похитить ребенка; забирает молодого парня в омут; в ночное время показывается около воды.
Былички и бывальщины о домашних духах
Домовой: домовой принимает образы: простого мужика, старика, девочки, огромного существа, покрытого скользкой, липкой шерстью, кошки; домовой ночью в доме: давит человека, наносит ему физические увечья, спит, пытается увести человека в потусторонний мир; домовой ухаживает за скотиной; предсказывает будущее.
Нечистая сила
Черт: чёрт водит, пугает; катается на колесах телеги; черт наказывает человека за насмешку.
Бабочка
Сила слова
Четыре художника. Осень
Космический телескоп Хаббл изучает загадочную "тень летучей мыши"
Цветущая сакура