В настоящее время, когда происходит пересмотр культурных ценностей и смещение эстетических ориентиров, пристальное внимание уделяется возрождению интереса к культурным, литературным, историческим традициям Брянского региона. В истории культурного самосознания народная загадка всегда привлекала внимание фольклористов как хранилище традиционной народной мудрости в сочетании с поэтическим воображением.
Вложение | Размер |
---|---|
bryanskie_narodnye_zagadki.doc | 152 КБ |
БРЯНСКИЕ НАРОДНЫЕ ЗАГАДКИ
Подготовила: Медведева Н. А.
Проверила: учитель общественных дисциплин,
Сазонова О. А.
Климово, 2015
СОДЕРЖАНИЕ
Введение………………………………………………………………………………..4
1 История возникновения и развития загадок………………………………………6
2 Тематические группы брянских народных загадок………………………………9
2.1 Загадки о человеке………………………………………………………………..10
2.1.1 Внешний вид человека……………………………………………………….…11
2.1.2 Одежда и украшения……………………………………………………………11
2.2 Дом……………………………………………………………………………….…12
2.2.1 Пища……………………………………………………………………………...12
2.2.2 Посуда и утварь……………………………………………………………….....12
2.2.3 Дом и его устройство…………………………………………………………...13
2.2.4 Убранство жилища……………………………………………………………...13
2.3 Природа………………………………………………………………………….…14
2.3.1 Небо и земля………………………………………………………………..……14
2.3.2 Явления природы………………………………………………………….…….15
2.3.3 Окружающий мир………………………………………………………….…….15
2.3.4 Время года и суток, часы………………………………………………………..15
2.4 Фауна…………………………………………………………………………..……16
2.4.1 Насекомые………………………………………………………………….…….16
2.4.2 Рыбы и земноводные…………………………………………………………….17
2.4.3 Птицы…………………………………………………………………………..…17
2.4.4 Животные…………………………………………………………………………18
2.5 Флора……………………………………………………………………..…………18
2.5.1 Травянистые растения и грибы………………………………………..………..19
2.5.2 Полевые растения………………………………………………………..………19
2.5.3 Огородные растения…………………………………………………….……….19
2.5.4 Деревья……………………………………………………………………………20
2.5.5 Плодовые растения и кустарники……………………………………………….20
2.6 Трудовая деятельность человека……………………………………….…………20
2.6.1 Сельскохозяйственные работы…………………………………………..……..21
2.6.2 Женская работа………………………………………………………………..…21
2.7 Культурная сфера……………………………………………………………….….22
2.7.1 Грамота, музыка, развлечения…………………………………………….……22
2.7.2 Религия…………………………………………………………………………….22
Заключение………………………………………………………………………...……24
Список используемых источников……………………………………………...…….26
Приложение……………………………………………………………………….….…27
ВВЕДЕНИЕ
В настоящее время, когда происходит пересмотр культурных ценностей и смещение эстетических ориентиров, пристальное внимание уделяется возрождению интереса к культурным, литературным, историческим традициям Брянского региона. В истории культурного самосознания народная загадка всегда привлекала внимание фольклористов как хранилище традиционной народной мудрости в сочетании с поэтическим воображением. Загадка – это иносказательное описание или замысловатый вопрос для отгадывания, в котором определённые признаки предмета или явления с помощью уподобления или недоговорённости переносятся на другие, более или менее сходные [1, с. 22]. Вначале, издание загадок тесно было связано с публикацией пословиц и поговорок, но в период общего подъема интереса к фольклору и изучению устного народного творчества, загадки стали выделять в самостоятельный жанр, который отличается тем, что требует отгадать описываемый предмет, поэтому загадка имеет большое значение в формировании интеллекта. Отгадывание загадки предполагает наличие знаний, представлений о целом ряде предметов, явлений окружающего нас мира, расширяет кругозор, приучает к наблюдениям, сосредотачивает внимание на отгадываемом предмете, на слове, которое описывает его, на звуке, который помогает отгадать загадку. Художественные образы загадок не только знакомят с языком народной литературы, но и помогают созданию художественной картины мира. Тайный условный язык загадки заставляет рассуждать, соображать, пристально всматриваться в окружающую действительность, находить поэзию в самых простых вещах.
Объектом исследования в работе являются загадки, зафиксированные в сборнике «Брянские народные загадки» Владимира Дмитриевича Глебова.
Предметом исследования выступают тематические группы брянских народных загадок.
Цель работы: определить тематические группы брянских народных загадок.
В соответствии с поставленной целью, необходимо решить следующие задачи:
Основными методами исследования явились:
– метод сплошной выборки;
– сопоставительно-описательный;
– метод систематизации.
Материалом исследования послужил сборник «Брянские народные загадки» В. Д. Глебова.
Теоретической базой для исследования послужили словари Н.И.Курганской, работы М.А.Рыбниковой, В.В.Митрофановой.
Исследовательская работа состоит из введения, двух глав, заключения и приложения. Список используемой литературы включает 14 источников.
1 История возникновения и развития загадок
Зарождение жанра загадки относится к тем далёким временам, когда в сознании первобытных людей складывались анимистические представления о мире. Умельцы сочинять вопросы с подвохом считались обладателями крепкого ума, и к ним часто обращались за советами. Слово «загадка» древнего происхождения. В древнерусском языке слово «гадаты» означало «думать», «размышлять». Отсюда и произошло слово «загадка». [4, с. 12].
Согласно древнейшим верованиям, все окружающие человека предметы, явления природы, животные и растения имеют душу и могут оказывать воздействия на дела и помыслы людей. Такое одухотворение природы было одной из форм её освоения человеком на первобытных стадиях развития общества. Считалось, что поставленных целей человек добьётся лучше, если будет скрывать от окружающих свои намерения. Так, отправляясь на охоту, недозволительно было говорить, куда и зачем идёшь, на какого зверя и каким оружием будешь охотиться. Если тайна раскроется, охота может быть неудачной. В повседневной жизни постепенно складывалась сложная система табу – запретов и ограничений на определённые действия и слова. Нарушение этих запретов неминуемо влекло за собой, по мнению древних, наказание со стороны враждебных сил. Всё это объясняет, почему в те времена люди прибегали к так называемой «тайной речи»: вместо «запретных» слов они стали употреблять различные «подставные» слова. Главное их назначение – скрыть истинные намерения человека. Прием использования «тайной речи» распространился затем и на другие стороны жизни людей и некоторые явления окружающего мира. «Подставными» словами заменялись, например, обозначения многих явлений природы. Так, вместо слова «звезды» употребляли слова «горох», «просо», «бисер», «угли»; вместо «месяца» − «калач», «блин», «серебряный рубль»; вместо «солнца» – «яблоко», «желтый колобок», «рыжая корова», «красная девица»:
−Рассыпался горох на сто (четырнадцать) дорог (небо и звёзды) [4, с.30].
Замысловатая тайная речь, изначально заключающая в себе коварный вопрос, акцентировала внимание на многосторонности окружающего мира и на возможности его многоаспектового толкования. Всё это тренировало сообразительность человека, его умение сопоставлять и сравнивать различные явления и факты. От человека в этом случае требовались и основательные знания, и наблюдательность, и проницательность. Именно поэтому, спустя некоторое время загадка стала одним из наиболее эффективных способов развития смекалки, ясности ума и мудрости человека; потому она и стала в дальнейшем применяться во многих житейских ситуациях.
Загадка не утратила свою ценность и в наше время. Особенно велика роль загадки в школе. Ученики должны уяснить богатство этого жанра, научиться вдумываться в каждое слово, чтобы целенаправленно подходить к разгадке, к умению самому составлять загадки. Это обогащает словарный запас, учит точности, образности языка.
Систематическое собирание русских народных загадок начинается в 30-е годы XIX века. В 1814 году И. П. Сахаров в своих «Сказаниях» опубликовал более 200 загадок [9, c. 115].
В 1861 году выходит сборник фольклориста И. А. Худякова «Великорусские загадки». Загадки в нем расположены в алфавитном порядке по отгадкам, всего содержится 731 загадка. Собирание и публикация подлинно народных загадок начинаются с середины XIX века. Впервые самостоятельное место среди других жанров фольклора отвёл загадкам И. П. Сахаров («Сказания русского народа»). Часть он взял из рукописных источников, часть записал сам. Большая заслуга в изучении загадок принадлежит М. А. Рыбниковой, которая в своих работах 30-х годов XX в. глубоко раскрыла жанровую специфику загадки, охарактеризовала её функции, показала жизнь традиционной и рождение новой загадки. Работу М. А. Рыбниковой по исследованию народных загадок продолжили И.М.Колесницкая («Загадка в сказке»), В.П.Аникин («Русские народные пословицы, поговорки, загадки и детский фольклор»)[1, c. 12]
Говоря о загадках Брянского региона, можем заметить, что загадки никогда не были главным объектом собирателей и поэтому записывались сравнительно редко. Большая заслуга в изучении Брянских народных загадок принадлежит преподавателю Брянского государственного университета имени академика И. Г. Петровского Владимиру Дмитриевичу Глебову. Сборник «Брянские народные загадки» составлен на основе записей, сделанных студентами Брянского госуниверситета во время ежегодных фольклорных практик, а так же его собственных записей. Загадки рассматриваются с точки зрения специфики содержания, формы, тематической организации. В книгу включены загадки, которые реально бытуют на территории Брянской области в последние десятилетия, отмечены респонденты и собиратели загадок.
Нельзя однозначно утверждать, что все загадки, записанные на Брянщине, являются собственно брянскими и что они не известны в других областях нашей страны. Речь может идти не о типично брянских загадках, а вообще о загадках, распространённых на территории Брянской области в настоящее время.
Но местное, брянское, в загадках встречается, и проявляется оно весьма разнообразно. Первое, что сразу же обращает на себя внимание, это – использование в загадках местных, диалектных слов. Например: «рожень» − младенец, «налетье» − будущее лето, «коцуба» − пастушья палка с крюком, «дрюк» − дубина.
Бытующие на территории Брянской области загадки – явление сложное, требующее серьёзного изучения. Среди брянских загадок есть такие, которые традиционны и по содержанию и по форме, и их большинство. Но есть и такие, которые возникли сравнительно недавно: они несут на себе явные предметы нового времени.
Под влиянием меняющихся обстоятельств в загадках происходят значительные изменения: загадки или утрачивают или приобретают те или иные качества и свойства. Так, среди брянских загадок редко встречаются в настоящее время такие прежде повсеместно распространённые, как загадки об овине, квашне, опаре, помеле, лучине, сохе.
Новое время рождает новые загадки, в которых отражаются современные явления жизни, научные и технические достижения. Повсеместное распространение разнообразных механизмов зафиксировано, в следующих загадках нового времени:
−Конь стальной, овса не просит, а пашет и косит (трактор) [4, с. 216].
2 Тематические группы брянских народных загадок
Тематика загадок очень разнообразна. В центре загадок – видимый, осязаемый мир предметов и явлений, с которыми человек соприкасается в жизни. Загадка никогда не обращена к историческому прошлому или к отвлечённым философским вопросам, она всегда нацелена на современность.
В тематическом отношении собранные на Брянщине загадки вполне соотносимы с традиционными сборниками русских народных загадок, изданными в последние два столетия.
Вопрос о тематике и содержании записанных в каком-либо регионе загадок самым непосредственным образом связан с проблемой соотношения в них общенациональных и местных начал. В какой мере эти начала присутствуют в брянских загадках однозначно ответить нельзя.
Все бытующие на территории Брянской области загадки не можем считать местными. Делать выводы о преобладании общерусских или областных начал в любом местном фольклоре сложно, так как всё в нём тесно переплетено и взаимосвязано.
М.А. Рыбникова предложила размещать загадки с учётом места и времени их записи, а так же конкретных исполнителей. Из вышеизложенного следует, что региональной составляющей она придавала большее значение, чем общенациональной [12, с. 54].
Однако и с таким утверждением последующие учёные не согласились. Время и место записи загадки, а так же её исполнитель, говорят лишь о том, что такая загадка действительно существует в исследуемой территории и записана от какого-то респондента, но о степени её распространенности не сообщается ничего. Одни загадки встречаются собирателям постоянно, они, что называется, «на слуху», другие крайне редко. Однако в фольклорных записях и публикациях и тем и другим отводится равное место. Следовательно, «прикреплять» загадку к конкретному респонденту не следует, так как он не является её создателем [4, с. 22].
В.П. Аникин в этой связи выдвинул принципиально важную мысль о том, что загадка – это коллективное народное творчество, а не индивидуальная работа отдельных лиц, что это в своей основе общерусское творчество, а не областное, хотя жители каждой из этих областей внесли лепту в общерусское творчество [1, с. 45].
Опираясь на эти идеи, В.В. Митрофанова пришла к выводу о том, что естественно было бы изучать местные репертуары и, сопоставив результаты изучения, сделать выводы об общерусской и местной традициях [9, с. 59]. Руководствуясь методологией В.В. Митрофановой, можем говорить о том, что если какая-либо загадка записана на территории Брянской области, то это не означает, что загадка – собственно брянская и что она не известна в других регионах страны.
Главной особенностью собственно брянских загадок является использование в них местных, диалектных слов. Диалектом называют разговорный вариант данного языка, которым пользуется ограниченное число людей, связанных общностью территории, в постоянном и живом общении друг с другом; диалект не имеет своей письменной нормы [6, с. 12].
Руководствуясь этим положением, мы в своём исследовании при делении загадок на тематические группы, отдельно рассматривали загадки, происхождение которых трудно установить. Проблемным вопросом является отнесённость рассматриваемых загадок к собственно брянским, особенно если учесть тот факт, что общерусские начала в значительной мере превышают областные.
При делении загадок на тематические группы нами были рассмотрены все загадки сборника «Брянские народные загадки», число которых составило ≈ 1500.
2.1 Загадки о человеке
Данная тематическая группа включает в себя 161 загадку. Загадки о человеке, способствуют формированию в сознании человека представлений о частях и органах его тела, одежде, украшениях.
Особое место загадка занимает в работе по развитию мышления детей. Она «доставляет уму ребёнка полезное упражнение» [12, с. 66]. Разгадывание загадок является для ребёнка своеобразной гимнастикой, мобилизующей и тренирующей его умственные силы. Чтобы отгадать загадку, нужно внимательно наблюдать жизнь, припоминать виденное, сравнивать, сопоставлять явления, мысленно их расчленять, выделять каждый раз нужные стороны, объединять, синтезировать найденное. Отгадывание загадок развивает находчивость, сообразительность, быстроту реакции, умственную активность, самостоятельность, привычку более глубоко и разносторонне мыслить.
Тематическая группа «Загадки о человеке» включает в себя следующие тематические подгруппы:
2.1.1 Внешний вид человека
Внешний вид человека – это то, как люди видят и воспринимают внешность другого человека. Оценка восприятия внешнего вида зависит от многих факторов: черт лица, манеры общения, поведения, стиля одежды. Характерной чертой вышеперечисленных особенностей является то, что у каждой исторической эпохи свои требования и идеалы, которым пытаются соответствовать и которые пытаются воплощать в жизнь современники. Это нашло отражение во многих жанрах устного народного творчества, в том числе и в загадках. Общее число загадок данной тематической подгруппы – 109.
−Два брата за холмом живут, а к друг другу в гости не ходят (глаза) [4, с. 140].
−Монета моя, но пользуюсь не я. Люди – всегда, а я – иногда (имя) [4, с.148].
2.1.2 Одежда и украшения
Загадки данной тематической подгруппы знакомят нас с одеждой и украшениями, которые были характерны для того времени, когда была придумана загадка. Общее число загадок – 42.
−Все в шерсти, а без кожи (валенки) [4, с. 154].
−За горами, за лесами две подружки заплясали (серёжки) [4, с. 155].
В данную тематическую подгруппу входит одна загадка, лексический состав которой включает в себя диалектное слово:
−Разверну косматку – пырь голышом (варежка) [4, с. 151]. (Пырь от слова «пырять» – тычок, пыряние [5, с. 112]. Смысл метафоры: без варежки пальцы руки напоминают виллы или рога, которыми можно пырнуть [11, с. 548]).
Особенно интересно использование загадок данного типа в качестве игрового приема для развития маленьких детей, когда они еще только начинают познавать окружающий мир, его устройство. Как видим, в антропоморфных загадках части человеческого тела представлены либо через описание их внешнего вида, либо указана основная функция, предназначение каких-то органов или элементов тела.
Исходя из результатов проанализированного материала можно сделать следующий вывод: тематическая группа «Загадки о человеке», включает в себя 2 тематические подгруппы.
2.2 Дом
Загадки рассматриваемой тематической подгруппы посвящены «крепости», с которой каждый человек связан с рождения – дому. Общее число загадок – 260. В центре внимания таких загадок оказываются устройство крестьянского дома, предметы обихода, утварь, посуда.
Тематическая группа загадок «Дом» включает в себя следующие тематические подгруппы:
2.2.1 Пища
Загадки данной тематической подгруппы дают общее представление о том, что люди употребляли в пищу, как готовили, какое блюдо было главным на столе простого крестьянина, а без какого не обходилось ни одно торжество. Общее число загадок – 50.
−На сковородку наливают, потом вчетверо сгибают (блины) [4, с. 157].
−Жидко, а не вода; бело, а не снег (молоко) [4, с. 159].
2.2.2 Посуда и утварь
Загадки этой тематической подгруппы показывают нам, какая посуда была в древности, а какая сейчас активно используются в домашнем столовом обиходе. Также дают им полную характеристику в быту и повседневной жизни народа. Общее число загадок данной тематической подгруппы – 57.
−Четыре ноги, два уха, один нос да брюхо (самовар) [4, с. 163].
−Всех кормит, а сама не ест (ложка) [4, с. 168].
Примеры загадок, лексический состав которых включает в себя диалектные слова Брянской области (2):
−Кругом ямы с коцубамы (миска и ложка) [16, с.165]. (Коцуба – длинная пастушья палка, на конце которой обычно бывает крюк, крючок [32, с.145]).
−Маленький, удаленький – костяная ручка. Всё он режет, крошит, потом спит, неможит (нож) [16, с.169]. (Неможит – здесь в значении: лежит усталым, утомленным, обессиленным [32, с.133]).
2.2.3 Дом и его устройство
Общее число загадок данной тематической подгруппы – 94. Преимущественно творцом загадок был простой крестьянин. Все, что попадало в сферу его внимания, могло быть метафорически преобразовано и зашифровано в загадке. Не явилось исключением и описание дома, и других необходимых крестьянину объектов.
−Кум с кумою видятся, да никогда не сходятся (пол и потолок) [4, с. 171].
−Зимой нет теплей, летом нет холодней (печь) [4, с. 174].
Примеры загадок, лексический состав которых включает в себя диалектные слова Брянской области (3):
−Основа сосновая, уток осиновый (крыша) [4, с. 171]. (Уток – сток, наклонная поверхность по которой стекает жидкость [5, с. 286]).
−В маленькой кубышке три дюжины пожаров (спички) [4, с. 178]. (Кубышка – глиняный или деревянный бочонок для хранения чего-либо [5, с. 98]).
2.2.4 Убранство жилища
Данная тематическая подгруппа включает в себя загадки, которые несут в себе информацию о том, с помощью каких бытовых элементов, люди создавали комфорт и уют в собственном доме. Общее число загадок – 59.
–Четыре ушка и два брюшка (подушка) [4, с. 181].
–Языка нет, но правду скажет (зеркало) [4, с. 182].
Примеры загадок, лексический состав которых включает в себя диалектные слова Брянской области (3):
–У бабы – как жук, у деда – как дрюк (кочерга) [4, с. 184]. ( Дрюк – палка, кол, дубина [5, с. 96]).
–По полу скок и по лавкам скок, а сядет в уголок и не ворохнётся (веник) [4, с. 185]. (Не ворохнётся – не шевелится, не двигается [5, с. 202]).
Данная тематическая группа загадок содержит широкий круг сведений о доме и быте простого крестьянского народа. Это помогает проследить особенности крестьянского быта и ведения домашнего хозяйства в прошлом и настоящем, выявить сходства и различия между «пережитым» и «проживаемым».
Исходя из результатов проанализированного материала можно сделать следующий вывод: тематическая группа «Дом», включает в себя 4 тематические подгруппы.
2.3 Природа
Загадки данной тематической группы посвящены явлениям природы и различным природным стихиям. Общее число – 337. В таких загадках отражаются наблюдения людей за небом и звёздами, луной и солнцем, говорится о ветрах и грозах, о живительной силе дождя, о значении для крестьянина обильного снега, рос и туманов.
Яркими и сочными красками рисуется в загадках жизнь всего, с чем постоянно сталкиваются люди: это – поля и леса, реки и болота, нескончаемые дороги, бушующий или тлеющий огонь. Всё это объясняет, почему тематическая группа загадок «Природа» является самой многочисленной тематической группой анализируемого сборника.
Тематическая группа «Природа» включает в себя следующие тематические подгруппы:
2.3.1 Небо и земля
С помощью загадок этой тематической подгруппы мы рисуем в своем сознании картины полной луны, «летающего без крыльев» солнца, «посыпанного горошком» неба. Общее число загадок – 83.
–Днём не увидишь, ночью глаз не оторвёшь (звёзды) [4, с. 32].
–Без огня горит, без крыл летит, без ног бежит (солнце) [4, с. 33].
Примеры загадок, лексический состав которых включает в себя диалектные слова Брянской области (4):
–Рыжая корова через прясло глядит (солнце) [4, с. 35]. (Прясло – верхняя часть изгороди; приспособление из продольных жердей для сушки сена [5, с. 290]).
–Влезет в окно, растянется как сукно. Ни прогонишь ни пестом, ни плетью, ни шестом. Пора придёт – сам уйдёт (свет) [4, с. 36]. (Пест – короткий металлический или деревянный стержень с округлым концом для толчения или растирания чего-либо в ступе [5, с. 215]).
2.3.2 Явления природы
Каждая загадка описывает то или иное явление по-разному. Загадки о явлениях природы помогают различать все капризы погоды: снег, дождь, ветер, гром, град. Общее число загадок данной тематической подгруппы – 116.
–Сильнее солнца, слабее ветра (туча) [4, с. 43].
–Белое покрывало на земле лежало, лето пришло – оно всё сошло (снег) [4, с. 51].
В данную тематическую подгруппу входит одна загадка, лексический состав которой включает в себя диалектное слово:
–Летит орлица по синему небу. Крылья расправила, солнце заставила (туча) [4, с. 43]. (Заставить – загородить, закрыть от чего-либо [5, с. 78]).
2.3.3 Окружающий мир
Загадки данной тематической подгруппы рисуют яркими красками безграничный и завораживающий мир водной стихии, великолепие и величие земных красот. Общее число загадок – 82.
–Бежит, бежит – не выбежит. Течёт, течёт – не вытечет (река) [4, с. 55].
–Вокруг носа вьётся, а в руки не даётся (запах) [4, с. 64].
В данную тематическую подгруппу входит одна загадка, лексический состав которой включает в себя диалектное слово:
–Живёт толчея, вьётся как змея. Вьётся-то вьётся, да больно дерётся. Гора на горе, дыра на дыре. Совсем нет покоя. Что это такое? (плохая дорога) [4, с. 59]. (Толчея (от слова «толкать») – постоянные резкие короткие движения, толчки, которые обычны на неровной, ухабистой дороге [5, с. 254]).
2.3.4 Время года и суток, часы
Издревле люди почтительно и с некоторой опаской относятся ко времени. Учатся ценить каждые прожитые минуты, наполняя их повседневными заботами и развлечениями. Для крестьян время года – это главный ориентир их трудовой деятельности. Общее число загадок данной тематической подгруппы – 56.
–Вчера было, сегодня есть и завтра будет (время) [4, с. 64].
–Двенадцать братьев друг за другом ходят, друг друга не обходят (месяцы, года) [4, с. 67].
В данную тематическую подгруппу входит одна загадка, лексический состав которой включает в себя диалектное слово:
–Прилетела пава, села на лаву, распустила перья для всякого веселья (весна) [4, с. 68]. (Лава – скамья, лавка [5, с. 96]).
Данная тематическая подгруппа содержит широкий круг сведений о представлениях людей об окружающем мире, которые формировались на протяжении многих столетий. Что-то старинное в этих представлениях изжило себя, но что-то трансформировалось и приспособилось к новым условиям.
Сложившиеся в древности знания людей об окружающем мире закрепились в загадках еще и потому, что весь этот мир по-прежнему окружает человека, волнует и удивляет его своим величием, радует своей красотой. Именно поэтому подобные представления бытуют в народе почти неизменными.
Исходя из результатов проанализированного материала, можно сделать следующий вывод: тематическая группа «Природа», включает в себя 4 тематические подгруппы.
2.4 Фауна
Такие загадки связаны с местной фауной. Общее число – 259. Загадок о животных иных природных зон не встречается.
Специфика загадок данной тематической группы в том, что с помощью различных языковых средств, описание зверей «зашифровано», скрыто. Некоторые загадки обращают внимание на то, чем лакомится животное, его повадки, среду обитания, способы защиты, приносимую людям пользу.
Тематическая группа «Животный мир» включает в себя следующие тематические подгруппы:
2.4.1 Насекомые
В процессе познания мира и своей жизнедеятельности человек сталкивается и с миром насекомых, который очень многообразен. Это тоже нашло отражение в загадках Брянского края.
Общее число загадок данной тематической подгруппы – 64.
–Вечером запоёт – детям спать не даёт (комар) [4, с. 106].
–Всем людям враг, не избавишься никак (таракан) [4, с. 107].
В данную тематическую подгруппу входит одна загадка, лексический состав которой включает в себя диалектное слово:
–Маленький, руденький; раздавишь – вонить (клоп) [4, с. 107]. (Руденький – рыжий, красноватый [5, с. 302]).
2.4.2 Рыбы, земноводные
Загадки о рыбах и других видах земноводных, знакомят нас с различного рода пресмыкающимися и рыбами, которые обитают на территории Брянского региона. Общее число загадок данной тематической подгруппы – 35.
Примеры загадок, которые встречаются на территории Брянской области (35):
–На болоте я сижу и во все глаза гляжу, по-французски говорю, комаров и мух ловлю (лягушка) [4, с. 113].
–Под водой живёт народ: ходит задом наперёд (раки) [4, с. 115].
2.4.3 Птицы
Загадки о птицах знакомят читателя с известными видами птиц, которые обитают на территории Брянского края. Называют их отличительные черты, по которым можно их распознать, если встретить случайно в живой природе. Общее число загадок данной тематической подгруппы – 75.
Примеры загадок, которые встречаются на территории Брянской области (41):
–Днём его не заметишь, а ночью он сам о себе напомнит (соловей) [4, с. 117].
–Хвост с узорами, сапоги со шпорами (петух) [4, с. 121].
В данную тематическую подгруппу входит одна загадка, лексический состав которой включает в себя диалектное слово:
–Бел, как снег, толст, как мех. В воде купался, сухим остался (гусь) [4, с. 123]. (Мех – кузнечный мешок, изготовленный из кожи, наполненный воздухом и используемый для раздувания огня [5, с. 206]).
2.4.4 Животные
Человек на протяжении всей истории своего существования неразрывно связан с животным миром. Можно предположить, что составителями таких загадок были в большинстве своём крестьяне, которые имели собственное подсобное хозяйство, занимались рыболовством и охотой, работали на огороде. Общее число загадок данной тематической подгруппы – 85.
Примеры загадок, которые встречаются на территории Брянской области (29):
−Зимой белый, летом серый (заяц) [4, с. 127].
−Не кузнец, не плотник, а первый в селе работник (лошадь) [4, с. 132].
Пример загадки, лексический состав которой включает в себя диалектные слова Брянской области:
−Бочка рыхчет, а бояре вино пьют (свинья и поросята) [4, с. 135]. (Рыхчет – глухо и протяжно рычит, ворчит [5, с. 89]).
Загадки тематической группы «Фауна» знакомят с царством зверей. Каждая загадка, словно небольшая выписка из энциклопедии про животных: мы узнаём об окрасе зверей, об их поведении, а также о том, с какими животными наиболее тесно была переплетена жизнь людей.
Исходя из результатов проанализированного материала, можно сделать следующий вывод: тематическая группа «Фауна», включает в себя 4 тематические подгруппы.
2.5. Флора
Данная тематическая группа загадок в количественном отношении является не намного меньше предыдущей. Общее число – 212. Такие загадки связаны с местной флорой. Загадок о растениях иных природных зон нет. Чаще всего в них описывается внешний вид растений, условия произрастания, а так же их функции и степень полезности в домашнем хозяйстве.
Тематическая группа «Растительный мир» включает в себя следующие тематические подгруппы:
2.5.1 Травянистые растения и грибы
Полезные свойства растений и грибов делали их незаменимым продуктом питания, как для сельского населения, так и для городского. Обладающую целебными свойствами крапиву сравнивали с «пчелой» или «шмелём». Общее число загадок данной тематической подгруппы – 51.
−Стоит старик над водой и качает головой (камыш) [4, с. 74].
−Под кусточком крошка в шапочке на ножке (гриб) [4, с. 77].
2.5.2 Полевые растения
Полевые растения никогда не требовали от людей особого ухода за собой. Ниву в загадках сравнивали с «морем», кукурузу с «дубинкой», подсолнух с «золотым решетом». Общее число загадок данной тематической подгруппы − 33.
−Золотист он и усат, в ста карманах сто ребят (колос) [4, с. 80].
−Висят сережки на тоненькой ножке (овёс) [4, с. 82].
В данную тематическую подгруппу входит одна загадка, лексический состав которой включает в себя диалектное слово:
−Загадаю загадку, закину за грядку. Пусть моя загадка до налетья лежит (рожь) [4, с. 81]. (Налетье – будущее лето [5, с. 223]).
2.5.3 Огородные растения
В загадках данной тематической группы даётся полное преставление о том, какие растения произрастали на огороде у сельских жителей. Общее число загадок данной тематической подгруппы – 57.
−Большая ягодка, а без ножа не попробуешь (арбуз) [4, с .88].
−Красная девица сидит в темнице, а коса − на улице (морковь) [4, с. 91].
Примеры загадок, лексический состав которых включает в себя диалектные слова Брянской области (3):
−Рябая курица под плетнём дуется (тыква) [4, с. 87]. (Плетень – частокол, забор из вертикально поставленных жердей или брёвен [4, с. 189]).
−Латка на латке, а игла не была (капуста) [4, с. 89]. (Латка – заплатка. Ассоциации, когда человек штопает дыру на одежде, он плотно пришивает новый лоскут ткани, иногда не очень опрятно [5, с. 302]).
2.5.4 Деревья
В загадках данной тематической подгруппы описываются деревья и кустарники, которые распространены на территории Брянского региона. Общее число загадок – 26.
−Летом вырастают, осенью опадают (листья) [4, с. 92].
−Никто её не пугает, а она вся дрожит (осина) [4, с. 95].
2.5.5 Плодовые деревья и кустарники
Ни один участок не обходился без плодовых деревьев – их разнообразное пышное цветение и плоды украшали любой сад, да еще и «угощали» хозяина свежим, сочным, вкусным урожаем, сорванным прямо с ветки. Общее число загадок данной тематической подгруппы – 39.
−Красная девица с каменным сердцем (вишня) [4, с. 99].
−Цветочки аленькие, а когти дьявольские (роза) [4, с. 99].
Примеры загадок, лексический состав которых включает в себя диалектные слова Брянской области (2):
−Под ярусом, ярусом висят кисти с гарусом (рябина) [4, с. 97]. (Ярус – склон оврага, поросший лесом. Гарус – крученая белая или цветная шерстяная или хлопчатобумажная пряжа особой вязки [5, с. 134]).
−Красная ступка, белый толкач (малина) [16, с.100]. (Толкач – деревянный пест, толкушка [32, с.340]).
В загадках тематической группы «Флора», чаще всего указывается на особенности формы, условия произрастания, цвет, вкус, запах, а так же изменения в процессе роста и развития растений и плодов.
Исходя из результатов проанализированного материала можно сделать следующий вывод: тематическая группа «Флора», включает в себя 5 тематических подгрупп.
2.6 Трудовая деятельность человека
Загадки данной тематической группы посвящены труду, быту и хозяйству сельского жителя. Общее число – 149. В центре внимания таких загадок оказываются устройство крестьянского дома, предметы обихода, утварь, посуда, орудие труда. Особая значимость данной темы загадок состоит так же в том, что они раскрывают специфику бытовой обстановки и мировоззрения сельских жителей. Издревле человек был связан с трудом, с землёй, за счёт чего кормился, жил, существовал.
Тематическая группа «Трудовая деятельность человека» включает в себя следующие тематические подгруппы:
2.6.1 Сельскохозяйственные работы
Всё, что связано с трудовой деятельностью: обработка земли, заготовка корма для домашнего хозяйства на зиму – нашло своё отражение в данной тематической подгруппе загадок. Общее число загадок – 115.
−Зубастые, а не кусаются (грабли) [4, с. 190].
−Летом спят, зимой скользят (сани) [4, с. 196].
Примеры загадок, лексический состав которых включает в себя диалектные слова Брянской области (2):
−Вынул из-под чёрна огляделся, обтёр и назад упёр (плуг) [4, с. 198]. (Чёрна – так в деревне Ляличи Суражского района называют пашню, верхний слой почвы [5, с. 242]).
−В поле жито жало вязьмо кучу навязала (снопы) [16, с.193]. (Вязьмо – жгут из соломы, которым перевязывают сноп [32, 63]).
2.6.2 Женская работа
Женщина – хранительница домашнего очага, хозяйка дома, а у хорошей хозяйки, как известно, любая работа в руках спорится. Загадки данной тематической подгруппы включают описание тех работ, которыми занималась исключительно женщина. Общее число загадок – 34.
−Два ушка, два рожка, а в середине – гвоздь (ножницы) [4, с. 205].
−На веревке пальцы держат одеяльце (прищепки) [4, с. 206].
В данную тематическую подгруппу входит одна загадка, лексический состав которой включает в себя диалектное слово:
−На речке бельё бьёт, на воду положишь – не тонет (праник) [4, с. 205]. (Праник – плоский деревянный брусок для выколачивания белья во время стирки [5, с. 279]).
Тематическая группа «Трудовая деятельность человека» знакомит с орудиями труда, которыми люди пользовались раньше и которые ипользуются в настоящее время. Диалектное слово может не только входить в сам текст загадки, но и являться отгадкой. В этом случае человеку, который не знаком с диалектными особенностями языка Брянской области, трудно будет отгадать загадку. Исходя из результатов проанализированного материала можно сделать следующий вывод: тематическая группа «Трудовая деятельность человека», включает в себя 2 тематические подгруппы.
2.7 Культурная сфера
Загадки данной тематической группы отражают и раскрывают сущность человеческих стремлений к знаниям, эстетическому и духовному совершенствованию, точности слов и мыслей. Общее число – 118.
В тематическую группу «Культурная сфера» входят следующие тематические подгруппы:
2.7.1 Грамота, музыка, развлечения
Грамотность и письмо, а также предметы, которые способствуют этому процессу, тоже нашли отражение в Брянских загадках. Общее число загадок данной тематической подгруппы – 95.
Примеры загадок, которые встречаются на территории Брянской области (95):
−Сам пустой, а голос густой (барабан) [4, с. 212].
−Сказано далеко, а везде слышно (радио) [4, с. 214].
2.7.2 Религия
Религия, всегда была определяющим фактором в будничной крестьянской жизни. Загадки данной тематической подгруппы связаны с такими религиозными понятиями: икона, грех, колокол, священник, святость, Бог. Общее число загадок – 23.
−Не виновата, а всегда стоит в переднем углу (икона) [4, с. 221].
−Чего у Бога не бывает, а у всех людей есть (грех) [4, с. 222].
В данную тематическую подгруппу входит одна загадка, лексический состав которой включает в себя диалектное слово:
–Взойду на горку, потяну за борку и бык заревёт (колокол) [4, с. 221]. Борка – бечёвка, обрывок веревки [5, с. 241].
Исходя из результатов проанализированного материала можно сделать следующий вывод: тематическая группа «Культурная сфера», включает в себя 2 тематические подгруппы.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Загадка – это жанр народного творчества, в котором нашли своё отражение быт и нравы русского народа, окружавшая его природа. Это самое поэтическое явление, созданное человеком с помощью слов. Загадать, значит замыслить, задумать, предложить неизвестное для отгадки. Брянские народные загадки, как и все общенародные загадки, создаются на основе живого разговорного языка. Язык загадок отличают точность, красочность и выразительность.
Тематика Брянских народных загадок очень разнообразна. В центре загадок – видимый, осязаемый мир предметов и явлений, с которыми человек соприкасается в жизни. Вопрос о тематике и содержании записанных на Брянщине загадок самым непосредственным образом связан с проблемой соотношения в них общенациональных и местных начал. Подвергая рассмотрению тематические группы загадок с точки зрения преобладания в них региональных и общерусских начал, можно сделать вывод о том, что загадок исконно брянских меньше, чем общероссийских, но они занимают достойное место в сборнике В. Д. Глебова «Брянские народные загадки».
Отнесённость загадки к той или иной тематической группе зависит от её лексического наполнения. Лексика загадки отображает быт, формы деятельности, средства передвижения. В ходе исследования было выявлено и проанализировано 7 тематических групп загадок: «Человек», «Дом», «Природа», «Фауна», «Флора», «Трудовая деятельность человека», «Культурная сфера» Каждая тематическая группа включает в себя тематические подгруппы. По итогам исследования, самой многочисленной тематической группой загадок сборника является «Природа». Она содержит в себе 4 тематические подгруппы. Общее число загадок – 337. Сложившиеся в древности знания людей об окружающем мире закрепились в загадках потому, что весь этот мир по-прежнему окружает человека, волнует и удивляет его своим величием, радует своей красотой.
Загадка, как ни одно другое произведение малого жанра, дает наглядный пример того, как емко, красочно, по-разному можно сказать об одном и том же предмете. В загадках отразился живой, веселый, бойкий нрав русского народа, умеющего воспринимать жизнь радостно и оптимистично. Поэтому загадки полны юмора, шуток, порою насмешек, а иногда и озорной двусмысленности.
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Аникин В. П. Загадки. Русские народные пословицы, поговорки, загадки и детский фольклор. М., 1957. 340с.
2. Бережан С. Г. К вопросу о диапазоне варьирования фразеологизмов. Уфа, 1988. 148с.
3. Вавилова М. А. Русское народное поэтическое творчество. М.: Наука, 1974. 293с.
4. Глебов В. Д. Брянские народные загадки. Брянск, 2009. 293с.
5. Даль В. И. Толковый словарь живого великорусского языка. М., 1989. 807с.
6. Касаткин Л. Л. Русская диалектология. М., 2005. С288.
7. Круглов Ю. Г. Русские народные загадки, пословицы, поговорки. М., 1990. 335с.
8. Курганская Н. И. Брянский областной словарь. Брянск, 2007. 302с.
9. Митрофанова В. В. Русские народные загадки. Ленинград, 1978. 376с.
10. Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений. М.: Азбуковник, 1999. 941с.
11. Расторгуев П. А. Словарь народных говоров Брянщины. Минск, 1973. 203с.
12. Рыбникова М. А. Загадка, ее жизнь и природа. М., 1932. 345с.
13. Садовников Д. Н. Загадки русского народа. М., 1959. 245с.
14.Толстой Н. И. Славянские древности. Этнолингвистический словарь. М., 1999. 433с.
ПРИЛОЖЕНИЕ
Таблица «Тематика брянских народных загадок»
Тематические группы/подгруппы народных загадок | Количество анализируемых народных загадок |
Загадки о человеке | 161 |
Внешний вид человека | 109 |
Одежда и украшения | 42 |
Дом | 260 |
Пища | 50 |
Посуда и утварь | 57 |
Дом и его устройство | 94 |
Убранство жилища | 59 |
Природа | 337 |
Небо и земля | 83 |
Явления природы | 116 |
Окружающий мир | 82 |
Время года и суток, часы | 56 |
Фауна | 259 |
Насекомые | 64 |
Рыбы, земноводные | 35 |
Птицы | 75 |
Животные | 85 |
Флора | 212 |
Травянистые растения и грибы | 51 |
Полевые растения | 33 |
Огородные растения | 57 |
Деревья | 26 |
Плодовые деревья и кустарники | 39 |
Трудовая деятельность человека | 149 |
Сельскохозяйственные работы | 115 |
Женская работа | 34 |
Культурная сфера | 118 |
Грамота, музыка, развлечения | 95 |
Религия | 23 |
10 осенних мастер-классов для детей
Учимся ткать миленький коврик
Смекалка против Змея-Горыныча
Зимняя сказка
Что общего у травы и собаки?