Пигменты растения. Гизадулина Екатерина
Вложение | Размер |
---|---|
pigmenty_rasteniya._gizadulina_ekaterina.doc | 152.5 КБ |
Содержание | Стр. |
Введение | 2 |
Теоретическая часть | |
1.1 Пигменты | 3-7 |
1.2 Использование пигментов людьми | 8-9 |
1.3 Использование пигментов в России | 10- 13 |
Практическая часть | |
1.1 Получение природных красителей в домашних условиях | 14 |
1.2 Изготовление акварельной краски | 14- 17 |
1.3 Использование краски для окрашивания тканей | 17- 18 |
Вывод | 19 |
Список используемой литературы | 20 |
Приложения | 21-25 |
Введение
То, что в растениях присутствуют пигменты, придающие им окраску, знают многие люди. И, возможно, знают и то, что некоторые из них принимают участие и в таких важных процессах, как фотосинтез. Моя задача — убедиться на опыте, что при выпаривании из растений выделяется краситель, и то, что его можно использовать для получения растительных красок.
Существует несколько видов пигментов, каждый отвечает за определённый цвет, присутствующий в корнях, стеблях, листьях и многих других органах у деревьев, цветов и так далее; каждый из них имеет своё название и значение в жизнедеятельности растений. В теоретической части доклада приведено их назначение и свойства, а также использование человеком пигментов для создания красок в современности и прошлые века.
Моя задача — изучить свойства пигментов как теоретически, так и на практике; получить растительные краски.
Теоретическая часть
1.1
Пигменты - красящие вещества, придающие цвет растениям; органические соединения, присутствующие в клетках и тканях растений и окрашивающие их. Известно более 150 стойких пигментов. Многие из них важны для фотосинтеза и являются источником витамина А. А теперь о видах пигментов.
Бетулин
Бетули́н — кристаллическое органическое вещество, открытое Т.Е. Ловицем в берёзовой воде и содержащееся также в берёзовом дёгте; белое смолистое вещество, заполняющее полости клеток пробковой ткани на стволах берёзы и придающее ей белую окраску.
Меланин
Это пигмент, встречающийся как в клетках растений, так и животных. В частности, он придаёт чёрный и коричневый цвет волосам. Отсутствие меланина в клетках делает животных и человека альбиносами.
Пигмент является сильным антиоксидантом. Меланин в водных растворах оказывает на растение удивительные свойства - ускоряет рост и созревание плодов, ускоряет прорастание семян. Защищает организм животных. В растениях содержится в кожуре красных сортов винограда, лепестках некоторых цветков. Устойчив к солнечному цвету.
Другой недавно обнаруженной функцией является усвоение ультрафиолетового облучения для обеспечения жизнедеятельности.
Фитохром
Фитохром - голубой растительный пигмент белкового строения, контролирует процессы цветения и прорастания семян. У одних растений ускоряя цветение, у других - задерживая. Фитохром играет роль "биологических часов" растения, механизм действия пока не изучен. Известно, что строение пигмента меняется в зависимости от светлого и тёмного времени суток, сигнализируя об этом растению.
Обнаружил меланин американский учёный - биохимик У. Батлер в проросшем в темноте турнепсе, в его семядолях. Это вещество регулирует синтез белковых молекул (ДНК, РНК), образование хлорофилла, антоцианов, витаминов. Если хлорофилл можно сравнить со схожими по строению клетками крови - эритроцитами, то фитохром подлежит образному сравнению с мозгом и памятью растения. Фитохром связан с клеточными мембранами и встречается практически во всех органах растения. Пигмент состоит из группы сложных белков; присутствует в клетках фотосинтезирующих организмов. Учавствует в физиологических процессах. Фитохром существует в двух взаимопревращаемых формах. Фитохром ответствен и за различные реакции растений. Широкий круг физиологических процессов, контролируемых им и распространение у представителей самых разнообразных видов указывают на то, что фитохром – древняя уникальная регуляторная система растений. Механизм действия фитохромной системы изучен недостаточно; согласно одной из гипотез, он связан с изменением проницаемости биологических мембран. Фитохром ускоряет распад жиров и резервных белков, активирует клеточное дыхание. На клеточных уровнях зарегистрированы регуляция формирования пластид (структуры хлоропластов), а также деления и растяжения клеток.[1]
Антоцианы
Антоцианы - придают растениям окраску в диапазоне от розовой, красной, сиреневой, до синей и тёмно-фиолетовой. Антоцианы образуются в процессах гидролиза крахмала. Усиленное образование антоцианов в клетках растения происходит при снижениях температур окружающей среды, при остановках синтеза хлорофилла, при недостатке фосфора, необходимого для ввязывания гидролизованных крахмалом сахаров. При этом окраска листьев растений изменяется от зелёных до красных и синих цветов. Антоцианы хорошо растворимы в воде и присутствуют в соке вакуолей. Диапазон цветов изменяется благодаря наличию в растении всего трёх моделей антоцианов, различных между собой числом гидроксильных групп. Вариации в пропорциях этих пигментов в растениях дают разную окраску лепестков. В зависимости от кислотности сока вакуолей, антоциан придаёт ту или иную окраcку. В кислой среде он обычно имеет красные тона, например, у герани, гортензии, фиалок. В щелочной эти растения приобретают сине-голубые тона. Если же к синему или фиолетовому раствору антоциана прибавить кислоту, раствор снова станет розовым. Опытным путём это легко проверить на растениях, подбирая в качестве подкормок те или иные микроэлементы, изменяющие кислотность жидкости вакуолей.
Красная окраска - у маков, роз, герани, синяя - у васильков, голубая - у колокольчиков обусловлена наличием пигмента антоциана. Плоды винограда, слив, терна, краснокочанной капусты, свеклы окрашены антоцианом. Считается, что антоциан защищает растения от низких температур, от вредного воздействия солнечного цвета на цитоплазму.
Многие популярные книги неточно указывают на то, что цвет осенних листьев (включая красный цвет) — просто результат разрушения зелёного хлорофилла, который маскировал уже имевшиеся жёлтые, оранжевые и красные пигменты. Оказывается, антоцианы не присутствуют в листьях до тех пор, пока в листьях не начнёт снижаться уровень хлорофиллов! Именно тогда растения начинают синтезировать антоцианы, вероятно для фотозащиты в процессе перемещения азота.
Строение антоцианов установлено в 1913 немецким биохимиком
Р. Вильштеттером, первый химический синтез осуществлен в 1928 английским химиком Р. Робинсоном.
Полностью биологические функции пока не выяснены. Образованию анто-цианов благоприятствуют низкая температура, интенсивное освещение.[2]
Антохлор
Антохлор - пигмент жёлтого цвета. Встречается в клетках кожице лепестков первоцвета (баранчики, примула), льнянки, жёлтого мака, георгины, в плодах лимонов и других растениях, содержится в растворимом виде в клеточном соке некоторых растений, редко в плодах ( цитрусовые — пример), в листьях и стеблях (львиный зев, резеда).[3]
Антофеин
Антофеин - встречается преимущественно в лепестках цветков, притом только в клетках кожицы (например, у первоцвета Primula elatior, у льнянок Linaria); реже антохлоры встречаются в плодах (у лимонов и других цитрусовых), еще реже - в листьях и стеблях (у резеды, у георгин в осеннюю пору). Антофеин - темно-бурый пигмент - сравнительно редок; он обусловливает темно-коричневую окраску пятен на крыльях венчика у русских бобов (Vicia faba), листочков околоцветника некоторых орхидных. Вполне вероятно, что пигменты клеточного сока участвуют в окислительно-восстановительных процессах клетки.
Каротиноиды
Каротиноиды - содержатся в растениях, устойчивых к пониженным температурам. Когда хлорофилл исчерпывается в холодное время года, листья приобретают заметную жёлтую или оранжевую окраску за счёт действия пигмента каротиноида. Каротиноиды защищают растения от пагубного действия солнечного света, принимая излучения солнца на себя, трансформируя в энергию и передавая её хлорофиллу. С помощью такой передачи хлорофилл регулирует процессы фотосинтеза. В доказательство того, что каротиноиды присутствуют в листьях постоянно наравне с хлорофиллом, послужит следующий эксперимент: к спиртовой вытяжке хлорофилла прилить бензина 1:1, взболтать смесь и дать отстояться, смесь расслоится. Нижний слой из спирта имеет жёлтую окраску и содержит жёлтый пигмент ксантофилл. Верхний бензиновый слой зелёного цвета и содержит хлорофилл и каротин. Оранжево-красный цвет растениям даёт пигмент каротин, жёлтую - ксантофилл. Эти пигменты обнаружены в плодах помидоров, апельсинов, мандаринов, в корне моркови. Основная роль этих пигментов - придать растениям яркую привлекательную окраску, привлекая птиц и животных для разнесения семян. Цветы с оранжево-жёлтой окраской - лютик, настурция.[4]
Хлорофилл
Хлорофи́лл — зелёный пигмент, обусловливающий окраску хлоропластов растений в зелёный цвет. При его участии осуществляется процесс фотосинтеза.
Синтезирован Робертом Бёрнсом Вудвордом в 1960 году.
В природе цвет листвы фотосинтезирующих растений обусловлен высокой концентрацией хлорофилла. Хлорофилл присутствует во всех фотосинтезирующих организмах — высших растениях, водорослях, сине-зелёных водорослях (цинобактериях)(систематическая группа пересекается с водорослями) и фотоавтотрофных бактериях.
Некоторые высшие растения, наоборот, лишены хлорофилла.[5]
Использование растительных пигментов в прошлые века и в современность.
Растительные краски были одними из первых красок, которые начал упот-реблять человек, чтобы украсить себя, свое оружие, жилище и одежду. Сначала это были соки лепестков цветов, листьев и плодов, привлекавших внимание человека своей яркой окраской, затем человек научился добывать краску и из корней, коры. Ткани, окрашенные такими красителями, при стир-ке не линяют, не выгорают на солнце, и не опасны для здоровья.
Технология окрашивание тканей или пряжи натуральными органическими пигментами, которые содержатся в некоторых видах растений, известна с давних времен. Вековой практикой крашения из всего многообразия были отобраны те представители флоры, которые обеспечивали высокое качество, красоту и долговечность.
Натуральное крашение до сих пор используется для окрашивания ковров и для других художественных изделий ручного производства.
Количество природных пигментов, дающих прочную синюю или красную окраску цвета, не большой. Лучшими по красоте и долговечности из красных пигментов были пурпур и кармин.
Популярным и мало чем уступающим по прочности кармину был крапп. Крапп – растительный пигмент красного цвета, который извлекали из корней марены красильной.
Самый распространенный компонент синего цвета, отличающийся особой стойкостью, был индиго. Индиго – краситель растительного происхождения, из растений, произрастающих в Индии и Юго-Восточной Азии. Индиго был единственным в своем роде, так как подобные растения широт севернее не давали столь интенсивной насыщенности и не составляли индиго конкуренции.
Из красителей других цветов существовали еще ярко-желтые, их извлекали из тропического растения куркумы и корней барбариса. Ткани зеленых тонов получали в древности окрашиванием полотен сначала в синие или голубые цвета при помощи индиго, затем их же прокрашивали колерами желтых цветов. Лиловые и фиолетовые оттенки производились накладыванием красного цвета на уже нанесенный тот же синий цвет.
Яркие и прочные красители использовались для изготовления тканей, потребителями которых могли быть лишь знатные и богатые лица. Нельзя сказать, что только власть имущие пользовались тканями разнообразных цветов. Существовало много желтых и коричневых колеров различных оттенков, которые мастера получали из местного сырья – корней и коры растений разнообразных видов.
Эти природные красители были доступны всем слоям населении Натуральные красители для текстильных волокон извлекают из высушенного природного сырья: коры, корней, древесины, листьев, плодов, насекомых – путем вываривания их в воде. Исключение составляет только синий краситель индиго, который в воде не растворяется.[6]
Употребление растительных красок в России
В России растительные краски употребляли издавна. В русских деревнях крестьяне приготовляли их из растений, которые росли у них под рукой: на огороде, на лугу, в лесу. Окраска растениями.
Народный способ окраски растениями известен издавна. Древнейшие сведения о нем, полученные при раскопках торфяного - болота Парисслья, относятся к XIV веку. Найденные там остатки одежды, находясь торфе, приобрели темно-бурый цвет, но первоначально одежда, по всей вероятности была более светлых оттенков. Пояс и тесьма вышиты красным и желтым. Для окраски были использованы растения по-видимому, кора ольхи или подмаренник, красящие в красновато-коричневый цвет.
Следующая находка - женский костюм из деревни Рабивере Хагериского прихода - относится к концу XVII века. Исключительно растительными красителями пользовались до второй половины XIX века, до появления дешевых и простых в, применении анилиновых красок. Яркими фабричными красками вскоре были вытеснены из наших домов растительные красители мягких оттенков. Лишь в годы первой мировой войны и после нее, когда химических красителей было не купить, снова пришлось обратиться к народному опыту. Многие из тех, кто постарше, помнят, как мать или бабушка красили растениями, используя для этого кору ольхи, листья березы, желтую ромашку, вереск, лишайники или какие-либо другие растения. Окраска растениями требовала умения и времени, находчивости и внимания. Полученные же оттенки цветов были устойчивы и красивы. И в наше время, несмотря на наличие фабричных красок, растительные красители с их гаммой мягких оттенков могут пригодиться домашнем крашении. В Эстонии есть около 80 видов растений, которые в большей или меньшей степени можно использовать в качестве красителей. К сожалению, они дают мало оттенков, так как наши растения содержат в основном хлорофилл и встречающиеся вместе с ним желтые и коричневые вещества - ксантофилл, каротин и другие. Исключение - подмаренник северный. Природные красители можно получить из корней или стеблей, коры или листьев, цветов или плодов растений. Химический состав растения и его частей во многом зависит от его возраста, роста, места произрастания, состава почвы и погодных условий в период вегетации. Получение красителя зависит также от времени сбора растений. Листья собирают перед Ивановым днем (только что распустившиеся листья дают более интенсивные оттенки, чем листья зрелые), цветы - только что раскрывшиеся, кору - весной, когда она легко отделяется, корни и коренья - или до цветения растения, или осенью. При окраске свежими растениями получаются более яркие и интенсивные оттенки, чем при окраске высушенными. Если необходимо сушить растения, то нужно это делать в затененном месте, чтобы сохранить естественный оттенок цвета. Корни и коренья перед сушкой моют. Высушенные растения можно хранить в закрытой посуде, в амбаре под потолком или в сухом месте , в жилом помещении. Листья, стебли, корни, цветы, плоды. шишки, кору или семена предварительно отмачивают в течение суток в мягкой холодной воде.[7]
Натуральные (растительные и минеральные) красители были основным источником краски для изготовления "крашеной одежды", каковая считалась более нарядной и дорогой, чем из обычной ткани. Не стоит, однако, полагать, что только привозные ткани были крашеными, а на территории Древней Руси не было доступных растений-красителей.
Сырье как для красителей, так и для дубителей в изобилии имелось в окрестных угодьях практически любого населенного пункта лесной полосы России. Этнографические материалы, в сочетании с современным ботаническим определителем позволяют составить список в 54 наименования произрастающих на указанной территории растений, содержащих дубящие и красящие вещества, которые могли использоваться в обиходе.
Обычно натуральные красители довольно нестойки и требуют закрепления при помощи дубильных веществ. Некоторые растения содержат дубильные и красящие вещества. В некоторых случаях из разных частей одного растения можно извлечь разные цвета. Комбинируя различные красители, используя кислоту или щелочь можно добиться различных расцветок и густоты тона.
Лабораторными исследованиями установлено, что окраска тканей проводилась органическими красителями с применениями протрав и дубителей. Подобные вещества содержатся во всех растениях семейства лапчаток, гречишников, в белых и желтых кувшинках, в корнях Иван-чая и коре очень многих деревьев и кустарников. Дуб, ель и ива всех видов дают певокласс-ный дубитель - корье; березовая, ольховая и ильмовая кора также используется для дубления кожи. [8]
Древние мастерицы распологали поистине всей гаммой красок: учёные легко составили список из более чем полусотни растений, способных дать им эти краски, – не говоря уже о различных минеральных и животных красящих веществах и о том, например, что сама по себе шерсть бывает разного цвета.
А ведь краски можно комбинировать, добиваясь самых различных оттенков! Растворы красок готовили на хлебном квасе, на щёлоке, на «дубовом уваре», добавляли ржавое железо, которое укрепляло и усиливало краску.[9]
Разгадать секрет таких естественных красителей, как манжетка или степная золотянка (ксантория), удавалось не каждому. Свято хранили красильных дел мастера тайну приготовления красок, вот почему многие рецепты не дошли до нашего времени.
Растительные красители в старое время применялись очень широко, ведь других красок не было, и смекалистый русский красодел научился приготовлять из одного и того же растения краски различных цветов. Так, из цветов, стеблей и листьев зверобоя в зависимости от способов приготовления получали желтую, зеленую и красную краски.
С ростом текстильной промышленности растительные краски уступили место краскам синтетическим. Только в производстве красок для пищевой промышленности, для окраски кож и шерсти для ковров красители из растений.
Знаменитые своей яркостью и многоцветием дагестанские ковры окрашены краской, которую дают корни марены красильной. В зависимости от способа приготовления это чудесное растение окрашивает пряжу в ярко-красный, оранжевый, фиолетовый, синий, желтый и другие цвета, отличающиеся чистотой оттенков и не меркнущие в течение многих лет.
Практическая часть
1.1 Получение природных красителей в домашних условиях
В старых книгах часто встречаются названия экзотических красителей: красный сандал, кверцитрон, кармин, сепия, кампешевое дерево... Некоторые из этих красителей применяют и поныне, но в очень небольших количествах, главным образом для приготовления художественных красок. Зато натуральные красящие вещества очень ярки, прочны, светостойки.
Получить природные красители даже в домашних условиях, даже в средней полосе нашей страны вполне возможно. И в привычных для нас растениях есть красящие вещества, пусть не такие яркие и не такие стойкие. Наши предки часто ими пользовались. Следует извлечь красители из растений, а потом на их основе приготовить водорастворимые краски, известные всем как акварельные. Естественно, что красители, которые получатся в ходе опыта, должны хорошо растворяться в воде.
Все красители приготовляются одним и тем же способом: измельчить растения или какие-либо их части и долго кипятить в воде, чтобы получился концентрированный отвар. Он должен быть достаточно густым. Извлекать сухой краситель не потребуется — все равно предстоит готовить водорастворимую краску.
Очень важное замечание: нужно брать только те растения, которые разрешено собирать там, где мы живём; ни в коем случае не рвать растения, взятые под охрану в нашей области или республике. И в любом случае, чтобы не наносить вреда природе, ограничить число собранных растений до минимума.
1.2 Изготовление акварельной краски
Красный краситель. Его можно получить из стебля зверобоя (отвар надо подкислить) или из корня подмаренника. В случаях, если растение неизвестно, я обращалась к учителю биологии.
Ольховую кору следует положить в воду на несколько дней, а потом приготовить отвар. Вновь получится красный краситель. Его можно извлечь также из корней конского щавеля, но в этом случае нужно не забыть прибавить к готовому отвару немного алюминиевых квасцов — иначе цвет будет тусклым.
Из корней известного растения девясила (он, как и зверобой, относится к лекарственным травам) можно получить синий красителе. Для этого корни надо сначала подержать в нашатырном спирте — водном растворе аммиака. Синий краситель можно добыть также из цветов живокости и корней птичьей гречишки.
Краситель зеленого цвета извлекают из листьев трилистника (лекарственная трава). Не такой яркий, но тем не менее красивый серо-зеленый краситель добываем из листьев и стеблей манжетки; перед приготовлением отвара их необходимо тщательно измельчить.
Желтый краситель дают многие растения: дрок красильный, орешник (кора), ольховидная крушина (кора, листья, ягоды), подмаренник (цветы). Из плодов барбариса получается желтый краситель с лимонным оттенком.
Если отварить в воде сухую кожуру репчатого лука, то получается коричневый краситель разных оттенков — от почти желтого до темно-коричневого. Другой источник такого красителя — сухая кора жостера.
Ягоды черники и ежевики, как нетрудно догадаться, содержат фиолетовый краситель. Он не очень стоек, но вполне может пригодиться для акварельных красок. А из стеблей и листьев чистотела удается извлечь краситель оранжевого цвета.
Получение чёрного пигмента: во-первых, для этого можно приготовить отвар из ягод и корней воронца. Но есть и другой способ, более простой: добавить железный купорос к одному из полученных ранее отваров. Почти все наши отвары содержат дубильные вещества типа танина, и в присутствии солей двухвалентного железа они становятся черными.
Итак, у меня есть густые разноцветные отвары. Приступаю к главному—изготовлению акварельной краски. Главные ее составные части — краситель и вода, но есть и другие обязательные компоненты. Прежде всего, такие вещества, которые скрепляют краску с бумагой, например гуммиарабик или древесный клей — вещества с повышенной липкостью. Далее, нужны вязкие вещества, они помешают краске растекаться по бумаге, заставят ее лечь ровным слоем; хороши для этого мед, патока, глицерин. И последняя добавка — антисептик и дезинфицирующее вещество. Ведь мы имеем дело с веществами растительного происхождения, а их надо защищать от действия микроорганизмов (плесневых грибков, которые непременно захотят питаться нашими красками).
Если нет гуммиарабика, то в качестве клеящего вещества лучше всего взять вишневый или сливовый клей, натеки на стволах, которые можно собрать прямо с деревьев — им это не во вред. Правда, такой клей (говоря точнее,—камедь) в воде растворяется с трудом, но если добавить немного кислоты, то растворение пойдет значительно быстрее.
Для краски каждого цвета нужно приготовить 5—7 мл клеевого раствора примерно 50%-ной концентрации и смешать его с равным количеством глицерина или же примерно втрое меньшим количеством меда. Антисептиком будет служить фенол, его раствор (5%) под названием «карболовая кислота», есть в аптеках. Этого вещества нужно очень мало, буквально несколько капель.
Все компоненты будущей краски смешаю. Основа краски готова, нет только самого важного — красителя. Добавлять его следует в последнюю очередь в виде густого отвара, взяв его примерно столько же, сколько получилось основы для краски.
Вот и вся процедура. Краска получилась не твердая, а в магазинах ее продают в плитках. Однако художники пользуются и полужидкими акварельными красками, в тюбиках. По консистенции они как раз напоминают те разноцветные краски, которые были приготовлены.
Если нужно хранить свои краски, то следует обязательно перелить их в какие-нибудь склянки, плотно закрывающиеся полиэтиленовыми пробками, в противном случае краски скоро высохнут. А работать ими надо так же, как и всякими другими акварельными красками: мягкая кисть, плотная бумага.
1.3 Использование краски для окрашивания ткани
Окрасить ткань можно так же. Ведь в старину большую часть растительных красителей использовали именно для этой цели. Но надо поэкспери-ментировать сначала с кусочками чистой белой ткани или пряжи. И только в том случае, если опыт проходит успешно, брать какую-либо вещь — обяза-тельно из тех же волокон, на которые были оставлены на эксперимент.
Перед окраской ткань, как правило, требуется протравить — подержать в горячем растворе какой-либо соли; для этой цели часто берут раствор алюмокалиевых квасцов. Подержав ткань или пряжу в протраве несколько минут, опустить в отвар красителя, предварительно процеженный через марлю, и кипятить в нем. Любые внешне одинаковые растения могут содержать разные количества красящего вещества. Так что концентрацию и время обработки придется подбирать опытным путем.
Назовем несколько растения, из которых можно получить неплохие красящие отвары для ткани. Луковая шелуха. В ее отваре ткань станет желто-красной, если протравить ее квасцами, и зеленой, если протравить железным купоросом. Луковую шелуху использовали с давних времен для крашения шерсти и льна.
Из листьев и стеблей картофеля тоже можно приготовить краситель. Их отвар окрасит ткань в лимонный цвет, если ткань заранее обработана раствором какой-либо соли олова. А отвар корня ревеня придаст ткани, протравленной раствором железного купороса, болотный цвет.
Для окрашивания шерсти можно использовать и отвары из коры деревьев. Так, кора ольхи окрасит шерсть в темно-красный цвет, кора ясеня — в синий. Древесина дикой груши содержит коричневый краситель (шерсть перед крашением надо протравить в водном растворе какой-либо соли висмута). В листьях березы есть серо-зеленый краситель, правда, он не очень эффектен.
В былые времена редко, но все же красили шерсть раствором кофе, только сырого, чтобы получить зеленый цвет. Можно опробовать и этот краситель, благо сырых кофейных зерен нужно совсем немного. Их надо размолоть и отварить с добавкой стиральной соды, а шерсть перед тем, как погружать ее в отвар, протравить в горячем растворе квасцов.[10]
Вывод
Я убедилась на опыте, что можно получить растительные краски и в домашних условиях — нужны лишь засушенные/свежие растения, мёд и несколько капель раствора 5% фенола. С помощью этого стало возможным вникнуть в искусство художников прежних веков, понять, как выглядели растительные краски. Вместе с тем я убедилась и в том, что извлекать красители из растений вполне возможно способом долгого кипячения в воде (на пример, измельчённых листьев).
Растительные пигменты не только активно участвуют в жизнедеятельности растений и нетоксичны, но они обладают ценными антиокислительными свойствами, благодаря чему их целесообразно широко использовать в качестве пищевых красителей вместо ранее применявшихся синтетических веществ. Так же пигменты употребляются и в медицине: так, хлорофилл используют для лечения кожных ран и язв, он оказывает антибактериальное действие и стимулирующее влияние на различные органы и системы человека. Таких примеров много, и это доказывает нам значимость растительных пигментов не только в жизни растений, но и людей. Растительными красками красят не только волосы, но и мебель, и одежду, а может, и различные бытовые предметы, и даже знаменитые турецкие ковры. В этом их важность.
Растительные пигменты многофункциональны и очень полезны в различных отраслях человеческой жизни.
Список литературы
1)Фитохром — БСЭ — Яндекс. Словари / Большая советская энциклопедия / http://slovari.yandex.ru/~книги/БСЭ/Фитохром/
2)Антоцианы — Википедия / Википедия - свободная энциклопедия / http://ru.wikipedia.org/wiki/E163
3)Антохлор — БСЭ — Яндекс. Словари / Большая советская энциклопедия / http://slovari.yandex.ru/~книги/БСЭ/Антохлор/
4)Растительные пигменты — Химия и микробиология / Лепесток — любительское цветоводство / http://www.lepestok.kharkov.ua/bio/s20061201.htm
5)Хлорофилл — Википедия / Википедия — свободная энциклопедия / http://ru.wikipedia.org/wiki/E141#.D0.9F.D1.80.D0.B8.D0.BC.D0.B5.D0.BD.D0.B5.D0.BD.D0.B8.D0.B5
6)Природные красители / http://obstavim.pp.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=71&Itemid=80
7)Окраска ткани растениями / Яндекс. Народ / http://priart.narod.ru/Painting.htm
8)Библиотека Ассоциации Гардарика / http://asgard.tgorod.ru/libri.php?cont=_dyes2
9)Как белили и красили ткани наши предки? / Журнал «Жизнь за городом» / http://www.rus-plotnik.ru/articles/?prod_id=322
10)Ольгин О. Опыты без взрывов. / Ольгин О. / Химия, 1986.—192 с.
Приложения
Наименование растения | Источник красителя | Цвет краски |
Марь белая (лебеда). | Трава | Красная. |
Сабельник (пятилистник, серебряк). | Корень | Красная. |
Гречишник (раковые шейки). | Корень | Красная. |
Дикий калган (узик, лапчатка). | Корень. Корень+ржавое железо. Корень+квасцы | Синяя. Черная Синяя |
Зверобой четырехгранный. | Корни | Красная (для шерсти) |
Зверобой обыкновенный. | Цветы и листья | Красная и желтая |
Подмаренник мягкий (дерябка, косма-трава). | Корни | Красная |
Подмаренник настоящий (желтая кашка, сычужник). | Корни | Красная |
Купальница. | Цветы | Желтая (для холста) |
Сурепица. | Цветы | Желтая (для шерсти) |
Бессмертник цмин. | Все растение | Желтая |
Пупавка. | Все растение | Желтая |
Дрок красильный. | Все растение | Желтая |
Серпуха. | Трава | Желтая |
Ястребинка зонтичная. | Цветы | Желтая |
Василек луговой. | Цветы | Желтая |
Манжетка. | Все растение | Желтая |
Щавель. | Корни | Желтая |
Череда. | Все растение | Желтая |
Ирис (касатик). | Корень | Желтая |
Золотарник (золотая розга). | Цветы и листья | Желтая |
Лядвенец рогатый. | Цветы | Желтая |
Прыгун (недотрога). | Цветы и листья | Желтая |
Дикая яблоня. | Кора | Желтая |
Береза. | Листья | Желтая |
Чернотал(верболоз). | Листья | Желтая |
Вереск. | Все растение | Желтая |
Орешник,лещина. | Кора | Желтая |
Чистотел. | Все растение+квасцы | Оранжевая |
Плаун (баранец). | Стебли, листья | Желтая (для шерсти) |
Плаун обоюдоострый (зеленка, собачка). | Все растение | Зеленая |
Плаун булавидный. | Листья | Зеленая |
Крапива двухдомная. | Стебель, листья | Зеленая |
Вахта, трилистник. | Стебель, листья | Зеленая |
Пижма (дикая рябинка). | Корни | Зеленая |
Осина. | Шишки+шевлюга | Зеленая |
Яблоня (дикая и домашняя). | Цветы и листья Кора+квасцы | Зеленая Красная |
Дуб. | Кора Кора+ржавое железо | Темно-синяя Черная |
Ясень. | Кора | Голубая |
Василек. | Цветы | Голубая (для шерсти) |
Птичья гречиха (травка-муравка). | Все растение | Синяя |
Черника. | Ягоды | Голубая (лен) |
Гречавка (синие колокольчики). | Цветы | Голубая (шерсть) |
Вайда (крутик).Isatis tinctoria L. | Все растение | Синяя |
Ежевика. | Ягоды | Фиолетовая |
Ольха белая. | Кора+ржавое железо Кора+еловые шишки | Коричневая От желтой до черной |
Ольха черная. | Кора | Рыжая |
Ива серая. | Кора | Коричневая (от красноватого до шоколадного) |
Крушина ольховидная. | Кора, листья, ягоды Сухая кора | Желтая Коричневая |
Воронец. | Ягоды | Черная |
Таволга вязолистная. | Кора | Черная |
Зюзик. | Сок травы | Черная |
Толокнянка (медвежьи ушкиб медвежья ягода). | Листья | Черная |
Подбел. | Листья и стебель | Черная |
Лук. | Шелуха луковиц | Желтая |
[1] Фитохром — БСЭ — Яндекс . Словари / Большая советская энциклопедия / http://slovari.yandex.ru/~книги/БСЭ/Фитохром/
[2] Антоцианы — Википедия / Википедия - свободная энциклопедия / http://ru.wikipedia.org/wiki/E163
[3] Антохлор — БСЭ — Яндекс. Словари / Большая советская энциклопедия / http://slovari.yandex.ru/~книги/БСЭ/Антохлор/
[4] Растительные пигменты — Химия и микробиология / Лепесток — любительское цветоводство / http://www.lepestok.kharkov.ua/bio/s20061201.htm
[5] Хлорофилл — Википедия / Википедия — свободная энциклопедия / http://ru.wikipedia.org/wiki/E141#.D0.9F.D1.80.D0.B8.D0.BC.D0.B5.D0.BD.D0.B5.D0.BD.D0.B8.D0.B5
[6] Природные красители / http://obstavim.pp.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=71&Itemid=80
[7] Окраска ткани растениями / Яндекс. Народ / http://priart.narod.ru/Painting.htm
[8] Библиотека Ассоциации Гардарика / http://asgard.tgorod.ru/libri.php?cont=_dyes2
[9] Как белили и красили ткани наши предки? / Журнал «Жизнь за городом» / http://www.rus-plotnik.ru/articles/?prod_id=322
Ольгин О. Опыты без взрывов. / Ольгин О. / Химия, 1986.—192 с.
Гном Гномыч и Изюмка. Агнеш Балинт
Что такое музыка?
Астрономический календарь. Январь, 2019 год
Прекрасная химия
Три способа изобразить акварелью отражения в воде