Введение
Актуальность:
Напряжённая, неустойчивая социально-экономическая, экологическая и идеологическая обстановка, которая сложилась в современном мире, заставляет человечество задуматься об образе жизни человека в обществе. Что происходит с подрастающим поколением? Повсеместно можно видеть рост различных отклонений в личностном развитии, в поведении подрастающего поколения, что вызывает тревогу, духовную опустошённость, цинизм, жестокость и агрессию, как среди взрослых, так и среди подростков.
Эта проблема актуальна на сегодняшний день. Поэтому мы решили проследить взаимосвязь между образом жизни, агрессией и типом поведения в конфликтной ситуации.
Слайд 3
Объект настоящего исследования – образ жизни как фактор, влияющий на агрессивность и тип поведения подростков.
Предмет исследования – взаимосвязь между образом жизни, агрессией и типом поведения в конфликтной ситуации.
Слайд 4
Цель: Изучение взаимосвязи между образом жизни, агрессией и типом поведения в конфликтной ситуации.
Задачи:
1. Изучить агрессивное поведение и провести анализ такого поведения подростков.
2. Определить состояние тревожности.
3. Выявить типы поведения в конфликтных ситуациях.
4. Изучить ценностные ориентации подростков и их отношение к вредным привычкам.
5. Провести анализ результатов исследования.
Слайд 5
Гипотеза.
Существует взаимосвязь между образом жизни, агрессивностью и типом поведения.
Слайд 6
Методики.
1. Опросник Баса-Дарки.
2. Методика диагностики поведения в конфликтной ситуации.
(Адаптированный вариант теста К.Н.Томаса
«Как ты поступишь в конфликтной ситуации»)
3. Ценностные ориентации.
4. Анкета об отношении к вредным привычкам.
Слайд 7
Выборка.
Исследование проводилось в 9-11 классах ГБОУ СОШ с. Елховка. Участие принимали 71 респондент: 37 девочек, 34 мальчиков.
Слайд 8
Практическая значимость:
Данная работа может быть использована педагогами школ и родителями для профилактики и коррекции агрессивности и тревожности у подростков.
Вложение | Размер |
---|---|
meditsina.n-i_rabota.doc | 136 КБ |
ОКРУЖНАЯ НАУЧНАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ УЧАЩИХСЯ
Слайд 1
СЕКЦИЯ «Медицина»
Влияние образа жизни на проявление агрессии и тип поведения подростков
в конфликтной ситуации.
Авторы: Кучина Валентина, 6 класс
Яхункина Дарья, 6 класс
воспитанницы ДО «Мой край любимый»
ГБОУ СОШ с. Елховка ОДОД
Научный руководитель: Мартынова Н.В.
педагог дополнительного образования
Консультант: Тишина О.А.
педагог – психолог
Красный яр, 2015 г.
Слайд 2
Введение
Актуальность:
Напряжённая, неустойчивая социально-экономическая, экологическая и идеологическая обстановка, которая сложилась в современном мире, заставляет человечество задуматься об образе жизни человека в обществе. Что происходит с подрастающим поколением? Повсеместно можно видеть рост различных отклонений в личностном развитии, в поведении подрастающего поколения, что вызывает тревогу, духовную опустошённость, цинизм, жестокость и агрессию, как среди взрослых, так и среди подростков.
Эта проблема актуальна на сегодняшний день. Поэтому мы решили проследить взаимосвязь между образом жизни, агрессией и типом поведения в конфликтной ситуации.
Слайд 3
Объект настоящего исследования – образ жизни как фактор, влияющий на агрессивность и тип поведения подростков.
Предмет исследования – взаимосвязь между образом жизни, агрессией и типом поведения в конфликтной ситуации.
Слайд 4
Цель: Изучение взаимосвязи между образом жизни, агрессией и типом поведения в конфликтной ситуации.
Задачи:
Слайд 5
Гипотеза.
Существует взаимосвязь между образом жизни, агрессивностью и типом поведения.
Слайд 6
Методики.
1. Опросник Баса-Дарки.
2. Методика диагностики поведения в конфликтной ситуации.
(Адаптированный вариант теста К.Н.Томаса
«Как ты поступишь в конфликтной ситуации»)
3. Ценностные ориентации.
4. Анкета об отношении к вредным привычкам.
Слайд 7
Выборка.
Исследование проводилось в 9-11 классах ГБОУ СОШ с. Елховка. Участие принимали 71 респондент: 37 девочек, 34 мальчиков.
Слайд 8
Практическая значимость:
Данная работа может быть использована педагогами школ и родителями для профилактики и коррекции агрессивности и тревожности у подростков.
Слайд 9
Обзор литературы
Агрессия в подростковом возрасте
Агрессивность – свойство личности, характеризующееся наличием деструктивных тенденций, в основном в области субъектно-субъектных отношений. Вероятно, деструктивный компонент человеческой активности является необходимым в созидательной деятельности, так как потребности индивидуального развития с неизбежностью формируют в людях способность к устранению и разрушению препятствий, преодолению того, что противодействует этому процессу.
Различные авторы в своих исследованиях по-разному определяют агрессию и агрессивность:
Очень широкое распространение получили теории, связывающие агрессию и фрустрацию (Маллер, Дуб, Доллард).
Рост агрессивной тенденции в подростковой среде отражает одну из социальных проблем нашего общества, где за последние годы резко возросла молодежная преступность. При этом тревожит факт увеличения числа преступлений против личности, влекущих за собой тяжкие телесные повреждения.
Жестокие дети – это дети, которых не любят. (Мясищев,1995)
Сущность агрессивного поведения подростков дает анализ его мотиваций. Роль в мотивации играют чувства и эмоции негативного характера. Агрессивное поведение детей подразумевает возраст, связанный с этими эмоциями, выражается в драках, побоях, оскорблениях, телесных повреждениях, убийствах, отчасти в изнасиловании и т.д. (Пирожков, 1998)
Слайд 10
Тревожность.
Измерение тревожности важно, так как оно во многом обусловлено поведением субъекта. Различную личностную тревожность – устойчивую, индивидуальную характеристику, отражающую предрасположенность субъекта к тревоге и предполагает наличие у него тенденции воспринимать широкий «веер» ситуаций как угрожающих.
Ситуативная или реактивная тревожность, как состояние характеризуется субъективно переживаемыми эмоциями – напряженностью, беспокойством, озабоченностью, нервозностью – это состояние возникает как эмоциональная реакция на стрессовые ситуации и может быть разной по интенсивности и динамичным во времени. (Рубенштейн,1997)
Слайд 11
Отмечается рост детского алкоголизма, что приводит к развитию асоциального поведения, который предваряется в увеличении уровня агрессивности и тревожности. (Рыболовлев,1987)
Небезопасно для растущего организма и использование никотина. (Швайкова,1975)
Слайд 12
Переход к подростковому возрасту характеризуется глубокими изменениями условий, влияющих на личностное развитие подростка. Они касаются физиологии организма, отношений, складывающихся у подростков со взрослыми людьми и сверстниками, уровня развития познавательных процессов, интеллекта и способностей. Во всём этом намечается переход от детства к взрослости. Организм ребенка начинает быстро перестраиваться и превращаться в организм взрослого человека. Центр физической и духовной жизни ребёнка перемещается из дома во внешний мир, переходит в среду сверстников и взрослых. Отношения в группах сверстников строятся на более серьёзных, чем развлекательные совместные игры, делах, охватывающих широкий диапазон видов деятельности, совместного труда над чем-нибудь, до личного общения на жизненно важные темы.
Слайд 13
Подростковый период – это самый трудный и сложный из всех детских возрастов, представляющий собой период становления личности. Вместе с тем это самый ответственный период, поскольку здесь складываются основы нравственности, формируются социальные установки, отношения к себе, к людям, к обществу. Кроме того, в данном возрасте стабилизируются черты характера и основные формы межличностного поведения. Главные мотивационные линии этого возрастного периода, связанные с активным стремлением к личностному самосовершенствованию - это самопознание, самовыражение и самоутверждение.
В начале подросткового возраста у ребёнка появляется и усиливается стремление быть похожим на старших, причём такое желание становится настолько сильным, что, форсируя события, подросток иногда преждевременно начинает считать себя уже взрослым, требуя соответственного обращения с собой как со взрослым человеком. В то же время он ещё далеко не во всём отвечает требованиям взрослости.
Быстро взрослеть подростка заставляют также обстоятельства жизни, связанные с физическими изменениями его организма.
В подростковом возрасте изменяются содержание и роль подражания в развитии личности. Если на ранних ступенях онтогенеза оно носит стихийный характер, мало контролируется сознанием и волей ребёнка, то с наступлением подростничества подражание становится управляемым, начинает обслуживать многочисленные потребности интеллектуального и личностного самосовершенствования ребёнка. Новый этап в развитии этой формы научения у подростков начинается с подражания внешним атрибутам взрослости.
Слайд 14
Методы исследования.
Для оценки образа жизни подростков было проведено анкетирование среди учащихся Елховской средней общеобразовательной школы по авторской анкете.
1. Изучение агрессивного поведения подростков проведено с использованием: опросника Баса-Дарки, который позволяет дифференцировать проявление агрессий, а именно выделить следующие виды: физическую, вербальную, эмоциональную, самоагрессию, предметную агрессию. (Рогов,1996)
2. Определение состояния тревожности определялось по Ч.Д. Спилбергеру в модификации Ю.Л. Ханина.
3. Диагностика поведения в конфликтной ситуации определялась по адаптированному варианту теста К.Н.Томаса «Как ты поступишь в конфликтной ситуации».
4. Ценностные ориентации и отношение к вредным привычкам определялись по авторской анкете.
Слайд 15 Табл.1
Анализ результатов исследований.
В предложенной работе представлены данные анкетирования и тестирования подростков 14-17 лет.
Первым этапом исследования явилось анкетирование, направленное на изучение образа жизни подростков.
Из анкетных данных обращают на себя внимание показатели распространенности курения и употребления алкоголя. Результаты анкетирования представлены в Приложении 1 и 2 (прилагаются).
44% девочек и 56% мальчиков – курят, алкоголь употребляют соответственно – 72% мальчиков и 28% девочек. Более 2 часов ежедневно тратят на просмотр телепередач, видеофильмов: 34% мальчиков и 44 девочек. Ежедневно более 2 часов свободного времени проводят в компьютерном зале (игры).
Многие подростки имеют хронические заболевания: близорукость – 25%, сердечно-сосудистые – 15%, сколиоз – 54%. Общая тенденция такова: у девочек этот показатель равен 64%, у мальчиков 59%.
В связи с этим 32% девочек и 50% мальчиков за 80 учебных дней не посещали школу по состоянию здоровья от 10 до 20 и более дней.
Слайд 16
Второй этап исследования – тестирование на различные виды агрессии и уровни конфликтности. Результат тестирования представлен в диаграмме 1.
Сопоставляя степень агрессии с образом жизни, мы выявили определенную закономерность. Высокая вербальная агрессия наблюдается чаще у подростков, в семье которой 2 и более детей, они много времени проводят перед телевизором и за компьютером, большинство страдают хроническими заболеваниями, склонных к курению и употреблению алкоголя.
Высокая физическая агрессия присуща мальчикам из неполных семей, которые много занимаются на компьютере, меньше смотрят телевизор, спят менее 8 часов.
Девочки с высокой физической агрессией много времени проводят перед телевизором, почти не занимаются на компьютере, практически все имеют хронические заболевания, не занимаются спортом.
Многие подростки с высокой физической агрессией курят и употребляют алкоголь, но к этим вредным привычкам относятся осуждающе.
Высокая предметная агрессия наблюдается реже как у мальчиков, так и у девочек, как правило, это дети из полных семей имеющие 2 и более детей.
Мальчики с высокой эмоциональной агрессией чаще являются единственным ребенком, в семье спят менее 7-8 часов в сутки, страдают хроническими заболеваниями, имеют высокий уровень личностной тревожности.
Самоагрессия проявляется чаще у мальчиков, чем у девочек. Это подростки, которые являются единственным ребенком в полной семье, мало спят, много времени проводят перед телевизором и за компьютером.
Рассматривая подростков с высоким и низким уровнем агрессии, мы получили следующие данные:
- подростки с высоким уровнем агрессии составляют не более 1% от общего количества подростков: 75% спят менее 7-8, много времени проводят перед телевизором и за компьютером, 80% курят, употребляют алкоголь, спиртные напитки, 70% имеют хронические заболевания, 60% пропускают занятия в школе 30 и более дней за 3 календарных месяца - имеют высокий уровень личностной тревожности;
- подростки с низким уровнем агрессии – 80% достаточно времени отводят на сон, 56% мало смотрят телевизор, 15% пропускают занятия в школе более 7 дней за 3 календарных месяца, 35% курят, 16% употребляют алкоголь и спиртные напитки – уровень личностной и ситуативной тревожности у данных подростков умеренный.
Среди подростков коэффициент агрессии в 78 % случаев ниже нормы, при этом поведение в конфликтных ситуациях характеризуется в 35% «соглашением», в 26% «сотрудничеством» и преобладает примерно в равных долях – «избеганием» и «приспособлением».
В то же время, среди жизненных ценностей, наиболее важным является состояние физического и психического здоровья. При этом 38% протестированных детей осуждают тех, кто курит, употребляет алкоголь и нецензурные выражения, а вот отношения к подросткам, увлекающимся азартными играми, оказались в большинстве случаев, безразличными.
Среди тестируемых всего 21% подростков с нормальной агрессией. В жизни для них важно здоровье, жизненная мудрость, наличие хороших и верных друзей. Отношение к подросткам, курящим, употребляющим алкоголь и сквернословящим – безразличное. Подросткам, с нормальной агрессией в конфликтной ситуации характерны: «соглашение», «избегание», а в некоторых случаях – «соперничество».
Слайд 17
Полученные результаты позволяют сделать следующие выводы:
Дети с высоким уровнем агрессии чаще страдают хроническими заболеваниями, что влияет на их успеваемость и посещаемость занятий.
5) Низкий уровень агрессии обусловлен такими факторами как: продолжительный сон, минимальное нахождение перед телевизором, за компьютером, отсутствие вредных привычек.
Полученные результаты позволяют нам считать, что гипотеза, поставленная в начале исследования доказана: действительно существует взаимосвязь между образом жизни, агрессивностью и типом поведения.
Слайд 18
Заключение:
Целью нашего исследования было изучение взаимосвязи между образом жизни, агрессивностью и типом поведения.
Для достижения цели нами были решены следующие задачи:
1. Изучить агрессивное поведение и провести анализ такого поведения подростков.
В начале работы мы сформулировали следующее предположение в качестве рабочей гипотезы:
Существует взаимосвязь между образом жизни, агрессивностью и типом поведения.
Полученные результаты позволяют считать нашу гипотезу доказанной: действительно такая связь существует.
Слайд 19
За рамками нашего исследования остались вопросы, возникшие в ходе работы, наиболее значимыми из них являются:
- взаимосвязь подростков с родителями;
- отношение подростков к своему будущему.
Надеемся, что эти вопросы станут для нас полем дальнейших исследований.
Слайд 20
Список используемой литературы.
Приложение 1
ОБРАЗ ЖИЗНИ ПОДРОСТКОВ
Мальчики | Девочки | |
Курят | 56% | 44% |
Употребляют спиртные напитки | 72% | 28% |
Просмотр телевизора | 34% | 44% |
Игра в компьютерном зале | Более 2 часов | Более 2 часов |
Занятие спортом | 40% | 20% |
Пропуск занятий в школе от 10 до 30 дней | 50% | 32% |
Хронические заболевания | 64% | 59% |
Отсутствие вредных привычек | 0% | 0% |
Приложение 2
Сегодня среди подростков распространены такие негативные явления, как курение, употребление наркотиков. Насколько распространены эти явления в Елховской средней общеобразовательной школе? Чтобы ответить на данный вопрос мы провели разнообразные виды работ: анкетирование, беседы, диспуты.
Широко распространено | Распространено, но не слишком | Есть отдельные случаи | Такого явления нет | Затрудняюсь ответить | |
Курение | 21% | 41% | 24% | 10% | 4% |
Употребление спиртных напитков | 20% | 34% | 17% | 14% | 15% |
Неуважение к старшим | 13% | 24% | 37% | 17% | 9% |
Употребление нецензурных выражений | 41% | 11% | 37% | 6% | 5% |
Грубость в обращении | 11% | 30% | 41% | 15% | 3% |
Воровство | 10% | 13% | 24% | 30% | 23% |
Употребление наркотиков | 0% | 0% | 7% | 70% | 23% |
Вымогательство | 4% | 4% | 8% | 64% | 20% |
Применение физической силы при выяснении отношений | 4% | 13% | 35% | 27% | 21% |
Совершение правонарушений | 6% | 15% | 35% | 20% | 24% |
Как вы относитесь к тем подросткам, которые:
Скорее осуждаю | Мне это безразлично | Скорее одобряю | Затрудняюсь ответить | |
Курят | 38% | 48% | 0% | 14% |
Употребляют алкоголь | 35% | 48% | 0% | 17% |
Употребляют наркотики | 80% | 12% | 2% | 6% |
Играют в азартные игры | 26% | 60% | 0% | 14% |
Сквернословят | 46% | 38% | 0% | 16% |
3. Курите ли вы?
4. Если курите, то как много?
1)более пачки сигарет в день - 3
2)пачка сигарет в день - 2
3)пачка сигарет в неделю - 2
4)пачка сигарет в месяц - 2
5)пачка сигарет более чем на месяц - 0
5. Приходилось ли вам употреблять алкогольные напитки?
1)да, приходилось – 57
2)нет, не приходилось – 14
6. Если приходилось, то как часто?
1)только по праздникам – 53
2)несколько раз в месяц – 1
3)один раз в неделю – 1
4)два-три раза в неделю – 1
5)практически каждый день – 0
7. Когда вы впервые попробовали алкогольный напиток (в каком возрасте)? – 7 лет – 1, 8 лет – 1, 11 лет – 2, 13 лет – 2, 14 лет – 17, 15 лет – 12, 16 лет – 3, 17 лет – 1.
8. При каких обстоятельствах – в компании, при родителях, на празднике, из-за любопытства.
9. приходилось ли вам употреблять наркотики?
1)да, приходилось – 0
2)нет, не приходилось – 71
10. Если приходилось, то как часто? – 0
11. Знаете ли вы куда в вашем районе можно обратиться, чтобы избавиться от алкогольной, наркотической зависимости?
1)да, знаю – 10
2)нет, не знаю - 33
3)затрудняюсь ответить - 27
12. Считаете ли вы эффективной агитацию, пропаганду против алкоголя, табакокурения, наркотиков?
1)да – 45
2)скорее да, чем нет - 8
3)скорее нет, чем да – 5
4)нет – 12
5)затрудняюсь ответить – 11
13. Как вы думаете, какие причины побуждают подростков принимать наркотики, курить, употреблять алкоголь?
1)любопытство – 15
2)дань моде – 1
3)желание чувствовать себя взрослым, самостоятельным – 23
4)стремление получить обещаемое удовольствие – 11
5)желание быть как все, за компанию – 4
6)другое (укажите, что именно) – завоевать авторитет, отсутствие цели жизни
14. Насколько вы согласны со следующими суждениями?
Да | Скорее да, чем нет | Скорее нет, чем да | Нет | Затрудняюсь ответить | |
Современный человек хоть раз в жизни должен попробовать наркотики | 0% | 0% | 12% | 85% | 3% |
Стоит один раз попробовать наркотики и появится тяга сделать это еще | 47% | 17% | 7% | 14% | 15% |
Последствия употребления наркотики плачевны и его лучше не пробовать | 85% | 6% | 0% | 5% | 4% |
Интерес молодых к наркотикам не от хорошей жизни | 24% | 20% | 25% | 7% | 24% |
Всякие общественные акции против наркотиков только возбуждают интерес к ним (вызывают обратную реакцию) | 4% | 5% | 37% | 34% | 20% |
Общественные акции против употребления наркотиков останавливают молодежь, заставляют задуматься | 23% | 30% | 18% | 8% | 21% |
15. Как вы считаете от кого (чего) больше зависит то обстоятельство, что молодые люди употребляют наркотики:
1)только от внешних условий – 4
2)в большей степени от внешних условий, и в меньшей степени от самого человека – 0
3)и от внешних условий и от самого человека – 20
4)в большей степени от самого человека и в меньшей степени от внешних условий – 4
5)полностью зависит от человека – 29
Диаграмма 1
ОПРЕДЕЛЕНИЕ АГРЕССИИ У ПОДРОСТКОВ
Высокая | 1 % | ||||||||||
Средняя | 21 % | ||||||||||
Низкая | 78 % | ||||||||||
В чём смысл жизни. // Д.С.Лихачев. Письма о добром и прекрасном. Письмо пятое
Три орешка для Золушки
Кто должен измениться?
Три коробки с орехами
Прекрасная арфа