Проблема участия молодежи в выборах является сегодня одной из самых актуальных, так как именно эта возрастная группа представляет собой социально активную часть населения, более того самую перспективную. Это – основной электоральный резерв общества, ведь, каждый четвёртый потенциальный избиратель – человек в возрасте до 30 лет. Одна из главных задач на сегодняшний день – совершенствовать и реализовывать основные направления и наиболее эффективные формы работы по широкому вовлечению молодёжи в избирательный процесс.
Цель данного исследования: выявить средства привлечения молодежи к участию в избирательном процессе.
Задачи:
- изучить формы и методы привлечения молодежи к выборам в зарубежных странах и в России;
- выявить отношение старшеклассников МБОУ Алтайская СОШ к выборам;
- представить опыт привлечения молодежи к избирательному процессу в Калманском районе.
В процессе исследования использованы такие формы работы как изучение и анализ законодательных и правовых документов, политологической литературы, материалов периодической печати, интернет-ресурсов, анкетирование, интервьюирование, обработка полученных данных в диаграммы.
Вложение | Размер |
---|---|
issledovatelskaya_rabota_ozarenie.doc | 316.5 КБ |
Краевой открытый конкурс реферативных,
научно-исследовательских, проектных и творческих работ учащихся «Озарение»
Номинация
«Проблемы, поставленные современной жизнью»
Как сделать молодёжь активной на выборах
(научно-исследовательская работа).
Автор работы: Богатырева Анна Константиновна
11 класс МБОУ Алтайская СОШ
п. Алтай Калманского района,
Научный руководитель:
Симонова Елена Владимировна
заместитель директора
МБОУ Алтайская СОШ по УВР,
учитель истории и обществознания
Барнаул 2015
Оглавление
I.Введение……………………………………………………………………….3-4
II. Основная часть ………………………………………………………………4-17
1.Выборы………………………………………………………………………...4-6
2. Привлечение молодежи к выборам за рубежом ………….………………..6-10
3. Привлечение российской молодежи к участию в выборах.……………....10 -13
4. Опыт работы с молодежью в Калманском районе…………………………13- 18
III.Заключение …………………………………………………………………..18-19
IV.Библиографический список……………………………….…………………20
Приложение № 1 Анкета и её анализ…..…………………………………...21-25
Приложение № 2 Конкурсная программа «Лидер»………………………….25-28
Приложение № 3 Статьи о Парламентских уроках с учащимися района.…29-39
Приложение № 4 Статьи о Школе молодого руководителя.………………. 40-44
Приложение № 5 Презентация к работе.
I.Введение:
Проблема участия молодёжи в избирательном процессе является сегодня одной из самых актуальных, так как именно эта возрастная группа людей представляет собой наиболее социально активную часть населения. Это – основной электоральный резерв общества, ведь, каждый четвёртый потенциальный избиратель – человек в возрасте до 30 лет. Молодежь наследует степень развития общества, формирует образ будущего, её роль необходимо учитывать во всех сферах жизнедеятельности общества.
Ещё год назад я и предположить не могла, что меня так заинтересует и увлечёт всё, что связанно с выборами. Я никогда не увлекалась политикой, не задумывалась, что моё совершеннолетие поставит меня перед выбором жизненного пути. Но благодаря конкурсу «Нам выбирать будущее», в котором я участвовала в прошлом году и заняла второе место в номинации «Исследовательская работа», я начала понимать значимость своего активного участия в политической жизни страны.
Я выбрала тему «Как сделать молодёжь активной на выборах», потому что она мне показалась интересной. Мне захотелось узнать, как молодежь участвует в выборах, ведь мне тоже скоро придется принимать в них участие. Ещё меня заинтересовало, как привлекают к выборам молодежь в России, других странах и в нашем Калманском районе.
Я решила заняться этой проблемой и провела исследование по теме «Как сделать молодёжь активной на выборах?» Сначала я разобралась в теоретических вопросах, таких как, что такое выборы, формы и методы привлечения молодежи к участию в выборах, как в России, так и за рубежом. Затем я провела опрос старшеклассников нашей школы о том, как они относятся к выборам. Поучаствовала в ролевой игре – «Выборы председателя детской организации», приуроченной ко Дню молодого избирателя-2014. Взяла интервью у директора нашей школы, депутата районного собрания депутатов Сидоровой Жанны Владимировны, которая поделилась опытом привлечения молодежи к выборам в нашем районе. Изучила опыт привлечения молодежи к избирательному процессу в Калманском районе через статьи в районной газете «Заря Приобья» и через участие в «Школе молодого руководителя», которая создана для старшеклассников Калманского района для политико-правового воспитания и расширения политического кругозора, а также через организацию и проведение Парламентских уроков в Калманском районе.
Таким образом, цель данного исследования: выявить средства привлечения молодежи к участию в избирательном процессе.
- изучить формы и методы привлечения молодежи к выборам в зарубежных странах и в России;
- выявить отношение старшеклассников МБОУ Алтайская СОШ к выборам;
- представить опыт привлечения молодежи к избирательному процессу в Калманском районе.
Таким образом, объектом исследования является процесс привлечения молодежи к участию в выборах , предметом исследования - формы и методы привлечения молодежи к
В процессе исследования, я использовала такие формы работы как изучение и анализ законодательных и правовых документов, политологической литературы, материалов периодической печати, интернет-ресурсов, анкетирование, интервьюирование, обработка полученных данных в диаграммы.
Что ждёт нас впереди? Какая она взрослая жизнь? Возможно, эти вопросы волнуют многих девушек и юношей? Но очень хотелось бы, чтобы в нашей стране было больше активных ребят – патриотов своей Родины, желающих сделать её прекрасной. Ведь именно от нас, молодёжи, зависит, какой будет не только наша дальнейшая жизнь, но и жизнь всей страны.
II. Основная часть
1. Выборы
Кратко рассмотрим, что же такое - выборы, используя свободную Интернет-энциклопедию. «Выборы — формирование органов государственной власти и наделение полномочиями должностного лица посредством волеизъявления граждан. Это демократическая процедура, с помощью которой определяются исполнители в различные общественные структуры (государство, организации). Выборы осуществляются путём голосования (тайного, открытого), проводимого в соответствии с регламентом выборов».[1]
Выборы проводятся для осуществления законного утверждения в должности руководителя административного органа управления или представителя от лица участвующих в выборах лиц (электората) в составе законодательного органа управления. Процедура выборов применяется в системе государственного управления, а также в системе управления любыми иными общностями людей, объединённых профессиональной, общественной или иными видами деятельности, убеждениями, вероисповеданиями и т.д. Выборы считаются на сегодняшний день наиболее демократичной системой волеизъявления электората в отношении кадровых назначений на ведущие руководящие посты. Применение процедуры выборов при решении кадровых вопросов и политических назначений на руководящие посты применяется на основании основных законов общности, применяющей эту процедуру (Конституция страны, Устав предприятия).
Существуют разные виды выборов:
1. очередные - проводятся по истечении установленного законом срока полномочий выбираемого органа;
2. досрочные выборы - проводятся в связи с прекращением ранее объявленного срока полномочий избирательных органов власти или выборных должностных лиц;
3. выборы депутатов в порядке ротаций. Могут проводиться в отношении части депутатов представительного органа государственной власти в порядке и в сроки, установленные законом;
4. дополнительные выборы (довыборы) - назначаются в случае возникновения вакансий во время срока полномочий коллегиального органа;
5. повторные выборы - проводятся тогда, когда проведенные выборы признаны несостоятельными или недействительными по решению суда или избирательной комиссии.
Не следует путать повторные выборы и повторное голосование, которое проводится в рамках выборов в случае, когда ни один из кандидатов не набрал необходимое количество голосов, и закон предусматривает проведение второго тура выборов.
Статья 60 Конституции Российской Федерации
«Гражданин Российской Федерации может самостоятельно осуществлять в полном объеме свои права и обязанности с 18 лет».[2]
В настоящее время Российская Федерация – демократическое, правовое государство с республиканской формой правления. Мы, граждане России, имеем право выбирать Президента страны, депутатов Государственной Думы, Областной Думы, Городской Думы. В школе на уроках обществознания я узнала, что избирательное право делится на объективное и субъективное. Объективное право – это совокупность юридических норм, закрепляющих порядок и проведение выборов. Субъективное право бывает активным и пассивным. Активное избирательное право – это право участвовать с решающим голосом в формировании выборных органов государственной власти. Пассивное право- право быть избранным самому.
Существуют следующие принципы избирательного права:
1.принцип всеобщности;
2.принцип равенства;
3.принцип тайного голосования;
4.принцип состязательности (альтернативные выборы);
5.принцип непосредственности (прямые выборы);
6.принцип гласности (общественный контроль);
7.принцип свободы выборов (добровольность)
8.принцип ограничения сроков выборов.
С каждым днем вопросы участия молодёжи в избирательном процессе становятся всё более актуальными. Одна из главных задач на сегодняшний день – совершенствовать и реализовывать основные направления и наиболее эффективные формы работы по широкому вовлечению молодёжи в избирательный процесс.
2. Зарубежный опыт по привлечению молодежи к участию в выборах
Институт исследования общественной политики Великобритании выяснил, что если молодёжь обязать приходить на первые в жизни выборы, то это может повысить гражданскую ответственность юношей и девушек в будущем.
Предложение было внесено учёными в рамках разработки программы повышения избирательной явки. Если это правило будет введено, то правительству надо будет позаботиться о политических предпочтениях всех молодых людей, даже тех, кто не доверяет никому из предложенных кандидатов. В избирательный бюллетень необходимо будет включить графу «против всех». Представители исследовательского института предлагают воспользоваться австралийским опытом, где молодые избиратели обязаны прийти на первые в их жизни выборы. По данным учёных, это поможет выработать хорошую привычку у молодых граждан Великобритании. За неявку же предлагается ввести небольшой штраф.
Интересно, что в Великобритании самый большой разрыв между явкой избирателей разных возрастов. На выборы приходит лишь 34% молодых людей, которым не более 35 лет. Представителей же старшего поколения, кому за 55 лет, приходит около 79%. В результате пожилые граждане чаще имеют больше влияния на политику страны.
Лейбористы предложили опустить возрастную планку для участия в голосовании до 16 лет. Это была попытка увеличить электорат партии, так как её члены убеждены, что молодые люди редко голосуют за консерваторов.[3]
Несколько по-иному обстоят дела по вовлечению молодежи в избирательный процесс, в странах Западной Европы и Азии. Так, Министерство внутренних дел Греции решило предоставить избирателям широкие возможности для ознакомления с результатами муниципальных выборов и выборов в префектуры впервые в 2002 году. Для этого была обеспечена доступность результатов не только через Интернет, но также через SMS-сообщения. Эта система стала одной из первых в Европе, с результатами голосования ознакомились более 150 млн. человек.
Корейская Республика в 2005 году планировала стать первой азиатской страной, где голосование на всех политических выборах будет производиться электронным способом. В опытном режиме новая система голосования начала функционировать уже в 2003 году.
Считается, что первым ресурсом в США, ориентированным на выборы, был сайт некоммерческого агентства штата «Электронная демократия Миннесоты», созданного в 1994 году. Подобные сайты появились затем в ряде других штатов и на общегосударственном уровне. На них размещались сведения о кандидатах от штата, полученные из объективных государственных источников и от самих кандидатов. Здесь также публиковалась официальная государственная предвыборная информация и проводился электронный форум для обсуждения предвыборных вопросов. Показывались онлайновые дебаты кандидатов. Дискуссионный форум постепенно занял роль инициатора самых актуальных обсуждений проблем штата, объединив профессиональных политиков, журналистов и представителей широкой общественности.[4]
Уже к моменту выборов президента США в 2000 году Интернет стал важным фактором выборной кампании. К этому времени существовало множество порталов, сайтов с предвыборной информацией, специализированных сайтов для определенных групп населения - женщин, молодежи, национальных меньшинств. Федеральная избирательная комиссия утвердила правила пользования гиперссылками, правила раскрытия информации при пользовании интернетом во время выборов в 2000 году. Она же проводила мониторинг по ряду вопросов, чтобы в будущем, если понадобится, изменять эти правила. В период президентских выборов в США в 2000 году было проведено с помощью интернета более 200 различных референдумов в 42 штатах. Что позволило увеличить количество избирателей, в том числе. и в возрасте до 30 лет.[5]
Официальное введение Интернет - голосования в избирательную практику за
рубежных стран, как правило, сопровождалось масштабными предварительными социологическими исследованиями, направленными на выяснение готовности различных групп населения использовать Интернет в качестве канала для голосования.
Наиболее показательные результаты были получены в Эстонии в результате социологического исследования, проведенного в ходе муниципальных выборов 2005 года и выборов в парламент в марте 2007 года. В Эстонии впервые в мировой практике было разрешено голосовать через Интернет на выборах в национальный парламент. В качестве основного канала для голосования Интернет предпочли 30275 избирателей, что составило 5,4% от общего количества граждан, принявших участие в выборах.
Социологов интересовали мотивы выбора гражданами Интернета в качестве канала для голосования, факторы, определившие данный выбор. Основные результаты исследований были изложены в соответствующих докладах.
Так, исследованиями установлено, что Интернет в качестве канала для голосования наиболее активно используется молодежью. Исследователи объясняют подобную зависимость структурой Интернет - аудитории, предполагая, что она будет уменьшаться с увеличением возраста пользователей. Именно молодежь и люди в возрасте до 40 лет используют Интернет в качестве постоянного коммуникационного средства - для них Интернет не является технологической новинкой, используется активно и повсеместно как для учебных (служебных) целей, так и в повседневной жизни. Среди людей старше 40 лет и по мере увеличения возраста число пользователей Интернета снижается - для большинства из них компьютер является диковинкой, а уж о возможностях Интернета они просто не имеют представления.
Еще одной важной закономерностью, зафиксированной исследователями, является тот факт, что лица, имеющие более высокий образовательный уровень, используют Интернет в качестве канала для голосования чаще, чем те, чей образовательный уровень ниже. Объясняется подобная зависимость тем, что у лиц, имеющих (или получающих) высшее образование больше опыта использования Интернет - технологий в повседневной жизни. Задачи учебного процесса, различные аспекты профессиональной деятельности, возможность упростить финансовую и бытовую сферы своей жизни - эффективно решаются с помощью Интернета.
К важным показателям исследователи относят и то, что предпочтение Интернет - голосования традиционным способам голосования на избирательных участках при помощи бюллетеня не зависит от пола, уровня дохода, политических пристрастий и типа поселения, в котором проживает респондент. Подчеркивается, что наблюдаемая зависимость предпочтений от уровня образования и возраста респондента лишь отражает структуру пользователей Интернета и по мере того, как Интернет - технологии будут входить в повседневную жизнь граждан, эта зависимость будет снижаться.
Основным достоинством Интернет - голосования, которое предопределило их решение голосовать при помощи Интернет, эстонские избиратели назвали удобство, легкость, новизну.
Введение Интернет - голосования способствовало, пусть и незначительно, повышению явки на выборах в представительные органы власти. В Эстонии такой рост составил 7%, в Великобритании явка увеличилась на 4%. Наибольший всплеск активности наблюдается в ходе проведения пилотных проектов, когда избиратели, привлеченные новизной, стремятся опробовать Интернет-голосование в качестве одного из альтернативных способов. Так, в 2005 году на муниципальных выборах в Эстонии, когда впервые было разрешено голосовать через Интернет, рост явки в сравнении с аналогичными выборами составил около 16%, а разрешение австралийским военнослужащим, находящимся за рубежом, голосовать через Интернет осенью 2007 года привело к росту электоральной активности среди указанной категории на 55%.[6]
Таким образом, данные зарубежных социологических опросов позволяют утверждать, что использование Интернет - голосования в качестве дополнительного способа волеизъявления граждан не вызывает резкой негативной реакции граждан. Более того, использование Интернета в качестве дополнительного канала голосования на выборах, даже в режиме эксперимента, способствует росту доверия граждан к выборам и росту электоральной активности.
Итак, изучение опыта привлечения молодежи к выборам в зарубежных странах выявил следующие формы и методы:
- Австралия, Великобритания – призывают к тому, чтобы обязать молодежь приходить на первые в их жизни выборы, за неявку же предлагается ввести небольшой штраф.
Считаю, что это насильственные методы и вряд ли они приведут к хорошему результату;
США, страны Европы, Азии – использование сети Интернет, как просветительской и дискуссионной площадки ,распространение электронного СМС, Интернет голосования, волонтерство.
Думаю, что это интересный опыт политического воспитания молодежи и привлечения её к выборам, так как молодежь активный пользователь Интернета и даже самая «ленивая» часть молодых людей через Интернет будет иметь возможность участия в выборах. Интернет-голосование также важно и для привлечения молодежи с ограниченными возможностями, считаю, что такая форма голосования также вызовет доверие у скептически настроенной части молодежи.
3. Привлечение российской молодежи к участию в выборах
В настоящее время государством сделаны много шагов в политико-правовом воспитании молодых граждан. Действует более ста законодательных актов Российской Федерации, которые отражают те или иные аспекты государственной молодёжной политики. Например, федеральный закон «О государственной поддержке молодёжных и детских общественных объединений», «Программа повышения правовой культуры избирателей и организаторов в РФ». [7 ]
Одной из форм политически-правового воспитания молодежи является «Парламентский час» — еженедельная информационно-просветительская программа парламентского телевидения Государственной Думы. В каждом выпуске передачи подробный рассказ о новых законах, которые обсуждаются в Государственной Думе, репортажи с места событий и эксклюзивные интервью ведущих политиков современной России. «Парламентский час» предлагает точку зрения думских фракций на обсуждаемые законопроекты и информацию о том, как они повлияют на нашу жизнь. Программа была создана по инициативе самих депутатов и впервые появилась на телеэкране 30 ноября 1997 года. [8]
Участие в выборах – это не просто конституционное право, но и событие, требующее от избирателя политической ответственности. Чтобы быть готовым к таким серьёзным решениям, нужно хорошо ориентироваться в политической обстановке своей страны.
Выбирать – это значит сопоставлять, сравнивать, изучать деятельность, программы и взгляды различных кандидатов и партий, делать вывод о том, кто в большей степени будет полезен обществу. А как можно судить о вещах, в которых ты плохо разбираешься? По-моему, участие в выборах некомпетентного избирателя принесёт больше вреда, чем пользы. Выбирая кандидата на какой-либо пост, мы должны помнить, что наделяем своего избранника властными полномочиями. И от того, как он воспользуется данной ему властью, зависит судьба всей страны.
С развитием демократии в России всё большее значение приобретает молодёжное движение. Лидеры политических партий хорошо понимают, что молодёжь является важнейшим социальным и электоральным ресурсом общества и используют это в своих предвыборных кампаниях. История предвыборной агитации рассказывает нам о том, что «Голосуй или проиграешь»— лозунг предвыборной кампании Бориса Ельцина во время президентских выборов в России 1996 года, в которой была сделана ставка на молодежь.
Опросы ВЦИОМ апреля 1996 году показали, что если привлечь молодежь на избирательные участки, то около 70 % её голосов будет отдано Ельцину. Задача кампании сводилась к привлечению молодых избирателей на избирательные участки.
Одним из главных обещаний было отменить призыв и ввести полностью контрактную службу в вооруженных силах уже с 1998 года. Как образец была взята кампания президента США Клинтона в 1992 (Choose or lose— англ. Выбирай или проиграешь) на MTV. Средством воздействия было телевидение и звезды эстрады. Были записаны два музыкальных альбома «Ельцин— наш президент» и «Голосуй или проиграешь» (Малинин, Овсиенко, Расторгуев, Серов, Минаев). Проходили многочисленные агитационные туры по городам России.[9]
Столетний юбилей российского парламентаризма, широко отмеченный в 2006г., стал важной отправной точкой в процессе разработки и проведения Парламентских уроков. В него включились уже многие регионы нашей страны, что стало значимым элементом в деле гражданского образования и воспитания школьников.
С февраля 2008 года по решению Центральной избирательной комиссии Российской Федерации каждое третье воскресенье февраля объявлено Днём молодого избирателя. В рамках этого дня в различных городах нашей страны проводятся мероприятия, направленные на формирование политической грамотности молодого избирателя. Конечно, всё это стимулирует политическую активность молодёжи, но, на мой взгляд, к сожалению, недостаточно.
В последние годы в стране было создано большое количество молодёжных организаций и движений: «Наши», «Молодая гвардия», «Россия молодая», «Уличная гвардия», «За Родину», «ЛОМ», «СКМ», «АКМ», «Мы», «Да!» и многие другие. За каждой из этих организаций стоит определённая политическая партия. И, вступая в ту или иную организацию, нужно хорошо знать, взгляды какой партии она отражает.
Меня лично привлекает «Молодая Гвардия». Созданная недавно, она является молодёжным отделением партии «Единая Россия». Благодаря деятельности этой организации, молодые люди имеют возможность познакомиться с жизнью государства, повысить свой уровень правовой культуры. А политически грамотная молодёжь примет верное и осознанное решение на выборах.
Выделяются две формы привлечения молодежи к участию в выборах: устная и письменная. Письменная форма выражается с помощью таких методов, как изучение всевозможной литературы, работа в библиотеках, чтение популярной политической литературы, то есть, мы имеем дело с письменными, либо электронными источниками. Выражение устной формы - это то, что мы воспринимаем через органы слуха и зрения, когда смотрим телевизор, слушаем радио, участвуем во всевозможных обсуждениях через СМИ, сеть Интернет.
Таким образом, я думаю что, основными формами привлечения молодежи к участию в выборах должны стать:
1.Семья. Необходимо проводить мероприятия, повышающие правовое воспитание родителей. Пример родителей, их активная жизненная позиция должны стать воспитательным фактором для молодежи.
2.Школы и высшие учебные заведения. Необходимо создавать школьные кружки политически-правовой направленности. Исследования показали, что чем выше степень участия школьников в таких детских объединениях во внеурочное время, тем выше их уровень политической грамотности и активности.
3.Волонтерские движения – продолжать развивать практику добровольного, бескорыстного участия молодежи в различного рода общественных проектах.
4.СМИ,.Интернет- Значительная часть информации о выборах молодое поколение получает через СМИ и Интернет, поэтому необходимо активно просматривать и обсуждать проблемы государственного устройства, систему выборов, права и обязанности граждан, создавать по этим вопросам дискуссионные площадки.
5.Партии и общественные движения. – развитие молодежного движения, создание молодежных организаций, что является весомым фактором вовлечения молодежи в электоральный процесс.
6. Избирательные комиссии продолжать практику проведения конкурсов, олимпиад, конференций по избирательному праву, конкурсов плакатов, сочинений, рефератов на тему «Молодёжь и выборы», проведение «Дня молодого избирателя».
4. Опыт работы с молодежью в Калманском районе
Для того, чтобы выяснить как старшеклассники нашей школы, МБОУ Алтайская СОШ, относятся в выборам, я организовала анкетирование среди учащихся 9-11 классов, которое помогло определить уровень информированности, подготовки старшеклассников в области избирательного права на тему «Молодежь и выборы». После обработки результатов выявилась следующая картина: в основном с избирательным правом ребята знакомятся на уроках обществознания и истории, но считают, что этого не достаточным и оценивают свои знания как частичные. Большинство считают выборы очень важным событием в жизни страны, в котором важен голос каждого. Знание в области избирательного права они получают из школьных учебников по праву , СМИ, сети Интернет. ( Приложение №1)
Я считаю, что для развития самостоятельности молодежи, умения делать свой выбор, важен такой элемент гражданского воспитания как организация «Дня самоуправления». В нашей школе он проводится каждый год. Открытым голосованием из учащихся избираются администрация школы, учителя-предметники, которые ведут уроки в классах. Весь процесс обучения происходит, как и всегда в школе, только мы – ученики, выступающие в роли учителей, осознаём важность всего происходящего. Можно сказать, что мы взрослеем за один день. Это помогает принять решение при выборе профессии, найти своё место в жизни.
А почему бы, выбирая школьный актив, не провести «День выборов»? У нас возникла идея проведения в школе ролевой игры – «Выборы председателя детской организации», приуроченной ко Дню молодого избирателя-2014. Игра проводилась для того, чтобы наглядно увидеть, понять, как проходит процесс выборов и перевести детское самоуправление на более высокий уровень. От каждого класса (с 7-по 10 класс) был выдвинут кандидат в председатели, выпущены избирательные бюллетени и избирательные урны. Кандидаты в председатели подготовили и выступили со своей предвыборной программой на конкурсной программе «Лидер», где были проверены их интеллектуальные и организаторские способности, а затем прошло голосование за того или иного кандидата. (Приложение № 2)
Это мероприятие прошло активно, все учащиеся были заинтересованы в выборах, активно голосовали, кандидаты в председатели детской организации выпустили агитационные плакаты со своей программой. Данное мероприятие познакомило учащихся с процессом выборов в игровой форме, приближенной к реальности.
Узнав о формах работы по ознакомлению с выборами и избирательным правом в нашей школе, и активно поучаствовав в этом процессе, мне стало интересно узнать, как же решается проблема активности молодежи на выборах в нашем районе. С этим вопросом я обратилась к директору нашей школы, депутату Районного собрания депутатов Калманского района Сидоровой Жанне Владимировне. Она рассказала мне о том, что в рамках районной программы «Молодежь» на базе Калманского районного детско-юношеского центра уже несколько лет существует Школа молодого руководителя, где обучаются активисты со всех школ района. Ребята не только встречаются с различными руководителями, но и бывают на сессии районного собрания депутатов, узнают об избирательном праве. Кроме этого, для молодежи района проводятся «Парламенские уроки», за информацией о которых, я обратилась к архивам районной газеты «Заря Приобья». Из газет я узнала, что старшеклассники нашего района одними из первых приняли участие в парламентских уроках, организованных по инициативе Алтайского краевого Законодательного Собрания, где в роли главного преподавателя выступал спикер парламента И.И. Лоор, депутат избирательного округа № 19. [6]
Став участником «Школы молодого руководителя», я приняла участие в одном из Парламентских уроков. Парламентские уроки проходят как в самом районе, так и с выездом в АКЗС. Урок для старшеклассников который во второй раз прошел 9 апреля 2013г для старшеклассников Калманского района, был приурочен к первому празднованию официального Дня российского парламентаризма, отмечаемого 27 апреля. Традиция проводить подобные уроки в России появилась в 2006 году — в год 100-летнего юбилея открытия первой Государственной Думы Российской Империи.
Председатель АКЗС Иван Иванович Лоор рассказал 80 старшеклассникам района об истории и современности парламентаризма в мире, России, Алтайском крае и Калманском районе, о целях, задачах, основных направлениях и механизмах работы депутатов. Во второй части урока будущие абитуриенты слушали руководителей двух ведущих ВУЗов края. В фойе ЦРДК работали секретари приемных комиссий, которые информировали старшеклассников о сроках и процедуре подачи документов в представленные ВУЗы. Здесь же был развернут тематический стенд, посвященный главной теме встречи — истории и современности парламентаризма в России и Алтайском крае.
На Парламентском уроке были учащиеся и нашей школы. Вот, что отметила учащаяся 11 класса Реброва Анна: «На Парламентском уроке была впервые. И хотя я человек математического склада мышления, много полезной информации получила для своего общего развития. А для тех ребят, которые думают связать свою жизнь с профессией юриста, правоведа, историка или, возможно, сделать политическую карьеру, эта встреча имеет особую значимость.
С интересом слушала выступления ректоров ВУЗов, рассказы о жизненном пути Л.Ф. Тобоевой, Э.М. Попова. Это пример того, как сделать карьеру, занимаясь в своей жизни любимым делом. Перспективы роста есть как у медика и педагога, так и агрария. Главное, как сказали выступающие, выбрать профессию по душе. Я же свой выбор сделала, а вот ребятам, которые еще на распутье, в поиске, эта встреча, возможно, дала ориентир». В школе ребята поделились своими впечатлениями от встречи с Иваном Ивановичем Лоором, председателем Алтайского краевого законодательного собрания. (Приложение №3)
А 18 апреля 2013г делегация молодежи Калманского района по приглашению И.И. Лоора посетила 18 сессию краевого парламента. Ребята увидели, как проходит сессия, какие вопросы там обсуждаются. Наши девушки и юноши стали свидетелями электронного голосования. И вообще, окунулись в деловой ритм работы регионального парламента.
Следующий Парламентский урок прошел 6 мая 2014 года, 69 старшеклассников из школ Калманского района побывали в стенах Алтайского краевого Законодательного Собрания на уроке, посвященном 20-летию Конституции Российской Федерации. Старшеклассники ознакомились с работой представительных органов власти региона, страны, современными конституционными процессами, историей парламентаризма. В роли преподавателя традиционно выступил председатель АКЗС, депутат по избирательному округу № 19 И.И. Лоор.
Считаю, что встречи, подобные парламентским урокам, важны не только в плане просвещения, повышения правовой грамотности молодежи, но и с целью формирования у молодого поколения гражданской позиции, с целью привлечения молодежи к избирательному процессу в России.
Следующей формой политико-правового воспитания молодежи, с которой я познакомилась из опыта нашего района, это организация «Школы молодого руководителя».
20 февраля 2014 года прошло первое заседание, помимо знакомства друг с другом и молодыми специалистами администрации района, мы постигли первые азы актуальной на сегодня темы — выборы. Н.Ф. Михайлова, управляющий делами, руководитель аппарата администрации района, рассказала, что в феврале в Алтайском крае и Калманском районе уже четвертый год проходит Месячник молодого избирателя. В это время наиболее активно проводятся мероприятия, направленные на повышение электоральной и политической активности молодежи. Наталья Федоровна подробно и в доступной форме объяснила будущим избирателям изменения, касающиеся процесса выборов Губернатора края, которые пройдут в нынешнем году, и призвала юных студентов Школы принимать в жизни родного села, района, края активное участие, ведь и от их грамотных и взвешенных решений будет зависеть будущее России.
В течение двух лет мы будем изучать развитие коммуникативных способностей, формировать и укреплять свои лидерские качества, изучать PR-технологии и специфику взаимоотношений людей в процессе совместной деятельности. По завершении учебы старшеклассникам будет вручен очень важный документ — свидетельство об окончании Школы молодого руководителя.
15 октября 2014года, в рамках проекта «Юристы — населению», состоялось еще одно из заседаний Школы молодого руководителя.. Программа правовой школы была насыщенной — 119 школьников Калманского и 20 Первомайского района прослушали лекции о противодействии экстремизму, толерантности, защите прав предпринимателей. На простых и понятных, а главное реальных примерах нам было разъяснено, как защитить свои потребительские права.
Б.В. Ларин, уполномоченный по правам человека в Алтайском крае, разъяснил механизмы защиты прав человека. Борис Владимирович не только провел небольшой экскурс в историю омбудсменства, главной функцией которого является контроль соблюдения справедливости и интересов граждан, его настоящего и будущего, но и ответил на вопросы, интересовавшие старшеклассников.
А.Н. Сингач, председатель молодежного парламента Алтайского края рассказал нам о работе молодежной структуры, о содействии социальному, правовому, образовательному, культурному, нравственному, патриотическому и физическому развитию молодежи.
Т.В. Ильюченко, заместитель председателя комитета АКЗС по социальной политике, на встрече отметила, что молодежный парламент Алтайского края осуществляет свою деятельность более 10 лет. За это время им было организовано большое количество социальных проектов, а также внесено немало предложений в органы государственной власти по совершенствованию нормативно-правовой базы региона.
Проект использовал несколько форм работы: лекции, беседы, интерактивное общение, круглые столы. Именно за круглым столом молодые люди обсудили более десяти правовых инициатив, выдвинутых молодежным парламентом Алтайского края.
Старшеклассники не озвучили собственных предложений, но мнение относительно инициатив молодежного парламента активно высказали. Наибольший резонанс в обсуждении вызвали несколько тем, одна из них — предложение запретить продажу в Алтайском крае с 1 января 2015 г. безалкогольных энергетических напитков (в нескольких регионах страны подобный запрет уже введен). При открытом голосовании лишь один молодой человек высказался против этого предложения, остальная молодежь в зале не только поддержала инициативу, но и посетовала на задержку решения давно назревшей проблемы.
Помимо этого, нас познакомили с социальным проектом «Школа жизни», который реализует общественная организация «За добрые дела». На сегодня более 10 тысяч студентов из разных вузов региона возрождают добрые традиции наставничества — работают с подростками по самым актуальным направлениям, учитывая возраст и потребности школьников. Волонтеры не проводят классные часы или лекции, а ищут новые нестандартные подходы к работе, преподнося нужную для детей информацию в виде подвижных игр, экскурсий, встреч с интересными людьми, профессионалами своего дела. Ведь главная цель наставничества — не внести в головы подростков как можно больше информации, а дать именно те знания, которые им действительно нужны.
Резюмируя день работы с молодежью Калманского и Первомайского районов, автор проекта выразил надежду, что команда справилась с главной задачей акции — дать молодежи базовые правовые знания, чтобы они могли реализовать свои права и обязанности. Привлечь внимание юных граждан к законотворческой деятельности, где они могли бы почувствовать себя частью большой молодежной команды региона, способной влиять на будущее страны.
Чтобы идея проекта росла и ширилась, Денис Голобородько предложил слушателям правовой школы рассказать в своем классе то, что они здесь узнали или провести в образовательных учреждениях мероприятия по правовому просвещению. Это позволит расширить аудиторию до 20 тысяч школьников, что сделает правовое просвещение молодежи действительно массовым. (Приложение №4) Я выступила с этой темой на конференции старшеклассников.
Следующей формой развития гражданской активности молодежи района являются социальные проекты, такие как «Школа вожатых. Летнее настроение», «Твой выбор» - проект по профориентации, краевой проект «Пятая трудовая четверть».
Старшеклассники нашей школы и я в том числе, ежегодно участвуют в районных Парламентских уроках, самые активные являются членами Школы молодого руководителя, участвуют в районных социальных проектах, в краевом конкурсе «Нам выбирать будущее. Занимаются исследовательской работой и выступают с результатами исследований перед учащимися школы на конференции старшеклассников, что тоже является положительным вкладом в повышение политической грамотности нашей молодежи.
Я думаю, опыт работы с молодежью по привлечению к выборам в Калманском районе интересен и полезен, эти события стали важными для привлечения учащейся молодежи нашего района к их будущему активному участию в выборах. Считаю, что современная молодёжь интересуется жизнью своего государства. Уверяю вас, что среди нас много людей неравнодушных! Молодёжь просто нужно направить в политическое русло, научить ориентироваться в современной жизни. Воспитание настоящего гражданина начинается ещё за школьной партой.
III.Заключение
В завершение своей работы хотелось бы акцентировать внимание на следующем. В России накоплен определенный опыт работы с молодым поколением избирателей, но, ощутимые результаты достигаются не сразу.
Убеждаюсь, что основной вопрос не только в предоставлении необходимых политических и экономических свобод, но и в том, чтобы научить молодых россиян быть гражданами в новом смысле – иметь правовое сознание, разделять ответственность, принимать участие в гражданской деятельности.
Повышение общей культуры и воспитание вообще происходит при помощи восприятия информации извне, таким же образом происходит повышение и правовой культуры. Но что же может узнать молодой человек об избирательной системе, если ему никто не расскажет, ведь мало кто будет самостоятельно искать информацию о выборах. И чтобы не сложилось искаженного представления, обучением и воспитанием должны заниматься профессионалы. Для этого необходимо создавать всевозможные юношеские организации, клубы, такие как действующая в нашем районе «Школа молодого руководителя», где рассказывать их участникам о политической системе, системе выборов, проводить встречи с членами избирательных комиссий, политическими лидерами и другими людьми, которые непосредственно связаны с избирательным процессом, как это делается у нас в Калманском районе при помощи Парламентских уроков.
Известно, что основную и ведущую роль в воспитании детей и подростков играют семья и школа. Именно поэтому необходимо широко проводить мероприятия, повышающие правовое воспитание родителей. Если старшее поколение участвует в политической жизни страны, то существует большая вероятность того, что и их дети тоже будут проявлять активную гражданскую позицию и будут участвовать в выборах. Очень хотелось бы, чтоб молодежь сама начала проявлять интерес к процессу организации и проведения выборов, участвовала в работе избирательных комиссий.
Зарубежными странами тоже накоплен большой опыт по вовлечению молодежи в избирательный процесс, широко распространена практика волонтерства, т. е. добровольное и бескорыстное участие молодежи в различного рода общественных проектах, эта практика с недавних пор стала широко применяться и у нас. Та часть молодежи, у которой сформированы навыки общественной деятельности, внятно демонстрирует интерес к политике и высокий уровень электоральной активности. Мне, также, кажется, что интересен опыт зарубежных стран в организации Интернет-голосования, ведь многие молодые люди сейчас не мыслят своей жизни без Интернета, им проще проголосовать, сидя за компьютером, чем идти на пункты голосования.
Для себя я уже давно решила, что участие в выборах – это мой гражданский долг. Ещё в восемнадцатом веке немецкий философ Эммануил Кант писал, что «Только способность голосовать составляет квалификацию гражданина».[11] Право избирать и быть избранным даёт ощущение принадлежности гражданина к своему обществу, осознание своей значимости как личности.
Молодое поколение России… Мы полны сил, энергии, активны, инициативны, с конструктивным мышлением и стремлением достичь цели. И чтобы не говорили пессимистически настроенные обыватели, именно мы - будущее нашей страны.
IV. Список используемой литературы и Интернет-источников:
[1] ru.wikipedia.org/wiki/
[2] Конституция Российской Федерации http://constitution.kremlin.ru
[3] Новости демократии: в Великобритании предлагают штрафовать молодежь за неявку на выборы http://www.mywebs.su/blog/15563.html
[4] Зарубежный опыт //http://www.cnews.ru/reviews/articles/index.shtml?2005/12/02/192670
[5] Данненберг А. Н. Президентские выборы во Франции. Журнал о выборах №2 2007 г. С. 40-44
[6] Боголюбов Л.Н. Обществознание. 10 класс. - М.: Просвещение, 2011.
[7] Федеральный закон Российской Федерации от 5 апреля 2013 г. N 56-ФЗ
http://www.rg.ru/2013/04/10/molodezh-dok.html
[8]http://ru.wikipedia.org/wiki/
[9] http://ru.wikipedia.org
[10] zaryprio.ru
[11] Афоризмы о выборах //http://www.rfsv.ru/publications/aphorism.html
Приложение № 1
АНКЕТА
Анкета для определения уровня информированности, подготовки в области избирательного права для учащихся
Предлагает вам принять участие в анонимной анкете «Молодежь и выборы». Надеемся на ваши искренние ответы, данные в результате размышления. Внимательно и вдумчиво прочтите вопросы, прежде чем отвечать на них.
Ваш возраст ___________________________.
1. Знаете ли Вы права избирателя?
а) знаю б) знаю частично в) не знаю.
2. Из каких источников Вы получаете знания в области избирательного права?
а) из школьных учебников по праву б) от родителей в) из СМИ
г) другое (укажите) _________________________________________________________.
3. Как Вы относитесь к выборам?
а) это очень важно б) не считаю это важным в) никак.
4. Какие партии, зарегистрированные в РФ, Вы знаете? (перечислите, пожалуйста)
_________________________________________________________.
5. Какие местные газеты Вы читаете?
_________________________________________________________.
6.Какие телеканалы Вы чаще всего смотрите?
_________________________________________________.
7.Считаете ли Вы выборы реальной возможностью повлиять на политическую ситуацию в стране?
а) Да, голос каждого гражданина имеет влияние;
б) Да, в некоторой степени может повлиять;
в) Нет, главные решения принимаются за нас;
г) Нет, не вижу смысла голосовать вообще.
8. Ваши предложения по привлечению молодежи к выборам.
а) Поощрения
б) Агитации
в) Платить деньги за участие
с) Сделать выборы более интересными
д) Не надо привлекать молодёжь
е) Воздержался
БОЛЬШОЕ СПАСИБО ЗА УЧАСТИЕ!
Результаты социологического опроса учащихся 9-11 классов МБОУ Алтайская СОШ Калманского района
Цель опроса: выявление уровня информированности и подготовленности старшеклассников в вопросах избирательного права и процесса.
Объект исследования: учащиеся 9-11 классов
Возраст: 15-18 лет
Количество респондентов: 14
1. Знаете ли Вы права избирателя?
знаю | 4 чел | 28,6% |
знаю частично | 9 чел | 64,3% |
не знаю | 1 чел | 7,1% |
2. Из каких источников Вы получаете знания в области избирательного права?
из школьных учебников по праву | 9 чел |
от родителей | 4 чел |
из СМИ | 5 чел |
3. Как Вы относитесь к выборам?
это очень важно | 8 чел | 57,2% |
не считаю это важным | 3 чел | 21,4% |
никак | 3 чел | 21,4% |
4. Какие партии зарегистрированные в РФ Вы знаете? (перечислите, пожалуйста)
4 партии | 2 чел | 14,3% |
2-3 партии | 12 чел | 85,7% |
5. Какие местные газеты Вы читаете?
Заря Приобья | 57% |
Алтайская Правда | 14% |
6.Какие телеканалы Вы чаще всего смотрите?
Рейтинг программ у молодежи:
ТВ 3
СТС
Россия
ТНТ
ОРТ
НТВ
Боец
7. Считаете ли Вы выборы реальной возможностью повлиять на политическую ситуацию в стране.
8. Ваши предложения по привлечению молодёжи к выборам.
Сделать выборы более интересными | 8 чел |
Поощрения | 4 чел |
Агитация | 4 чел |
Воздержался | 4 чел |
Платить деньги за участие | 2 чел |
Вывод: В ходе социологического опроса выявлены следующие результаты: 28,6% и 64,3% респондентов знают свои права как будущие избиратели и знают частично. 57,2% респондентов считают выборы очень важным событием. Большинство учащихся считают выборы реальной возможностью повлиять на политическую ситуацию в стране. Знание в области избирательного права они получают из школьных учебников по праву и СМИ. Большинство считают, что выборы должны быть более интересными, связанными с Интернетом.
Приложение № 2
Конкурсная программа «Лидер»
Цель: Выбор председателя детской организации и его команды для организации самоуправления на старшей возрастной ступени.
Участники: учащиеся 7-11 классов.
Форма: Конкурсная программа.
Подготовительный этап: Проведение предвыборной кампании: реклама на каждого кандидата, подготовка избирательных бюллетеней на каждого кандидата, избирательской урны, подготовка каждым кандидатом программы развития детской организации и самоуправления в школе, визитной карточки, игры с залом.
Ход мероприятия:
В: Здравствуйте, дорогие ребята. Сегодня мы собрались с вами для проведения 2 этапа предвыборной кампании- окончательного выбора председателя детской организации «ССР- Самые современные ребята», который пройдет в виде конкурсной программы «Лидер». С помощью этой программы мы сможем выявить организаторские и интеллектуальные способности наших кандидатов и увидеть самого достойного на должность председателя. Представляем вам жюри нашей игры.
1 конкурс нашей программы носит название «Визитка», мы просим наших кандидатов и их группы поддержки представить себя и свою предвыборную программу. Оценивается оригинальность и образность представления, практичность и реалистичность программ.
Спасибо всем участникам за оригинальное представление и интересные программы. А мы переходим ко 2 конкурсу программы, который называется «Эрудит», и проверит интеллектуальные способности наших лидеров. Сейчас для вас прозвучат 7 вопросов, победит тот, кто ответит на большее число вопросов, соблюдая закон правой руки при помощи этих цветовых карточек – сигналов.
1. 65 лет с даты принятия какого международного документа отмечают в 2013 году?
1. Конституция Российской Федерации.
2. Всеобщая декларация прав человека,
3. Декларация принципов толерантности.
4. Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах.
2. Когда принято отмечать Международный день Прав человека?
1. 10 декабря.
2. 12 ноября.
3. 11 сентября.
4. 10 сентября.
3. Уполномоченным по правам человека в Алтайском крае является:
1. В.В.Афанасьев.
2. Ю.А. Вислогузов.
3. И.И. Jloop.
4. Б.В. Ларин.
4. Конвенция о защите прав человека и основных свобод заключена в
1. г. Риме 04 ноября 1950 г.
2. г. Страсбурге 09 декабря 1989
3. г. Стамбуле 26 июня 1990 г.
4. г Минске 26 мая 1995 г.
5. Всеобщая декларация прав человека была принята
1.10 декабря 1948 г.
2. 04 ноября 1950 г.
3.12 декабря 1993 г.
4. 10 ноября 1990г.
6. Конституция Российской Федерации была принята
1. 12 ноября 1995 г.
2. 12 октября 1995 г.
3. 12 декабря 1993 г.
4. 12 ноября 1900 г.
7. Конституционный Суд Российской федерации находится в:
1. г. Страсбурге.
2. г. Москве.
3. г.Санкт-Петербурге.
4. г.Риме
Третий конкурс покажет ваши лидерские способности, он называется «Организатор». Перед вами ромашка творчества, возьмите по листочку, на подготовку задания дается 5 минут, вы можете привлекать группу поддержки для выполнения задания.
Пока наши конкурсанты готовятся, а жюри подсчитывает результаты первых 2 конкурсов, продолжим конкурс «Эрудит», но уже с залом. Отвечайте на вопросы. Получайте жетоны и выигрывайте приз.
Вопросы к залу:
Подошел к концу конкурс «Организатор», я благодарю всех, и теперь, пока наше жюри подводит итоги, я прошу кандидатов приступить к выполнению домашнего задания, провести игры с залом.
Подведение итогов, награждение.
Дорогие ребята, сегодня вы посмотрели на наших кандидатов в председатели, и наверное выбрали того, кто достоин стать лидером нашей детской организации. А теперь прошу вас получить бюллетени и проголосовать только за одного кандидата, ставя в квадрате напротив его фамилии галочку, затем отпустите свой бюллетень в избирательную урну.
Оборудование:
Бланк результатов жюри
Ф.И. кандидата | Визитка | Эрудит | Организатор | Программа | ИИтого |
Бланк результатов предвыборной кампании
Ф.И. кандидата | Реклама | Программа | Предвыборная кампания | Игра «Лидер» | Итого |
Вода может клеить?
Л. Нечаев. Про желтые груши и красные уши
Д.С.Лихачёв. Письма о добром и прекрасном: МОЛОДОСТЬ – ВСЯ ЖИЗНЬ
Заколдованная буква
Хризантема и Луковица