Служение Отечеству – основа целей образования, через духовно-нравственное и патриотическое воспитание учащихся кадетских (казачьих) классов Волгоградской области.
Служение Отечеству – основа целей образования, через духовно-нравственное и патриотическое воспитание учащихся кадетских (казачьих) классов Волгоградской области.
Общественное мнение, как и государственные структуры, после неудачных попыток либеральных реформ пришло к выводу, что возрождать Россию нельзя, не возродив патриотических чувств народа, его национального достоинства, веры в будущее, готовности к самоотверженному служению своему Отечеству.
Ситуация, складывающаяся в образовании, показывает, что проблема целенаправленного духовно-нравственного и патриотического воспитания населения страны, особенно молодежи, сегодня становится все более актуальной. Среди основных причин, актуализирующих данную проблему, можно назвать следующие.
Во-первых, кардинально изменилась традиционная система ценностей в нашей стране. Это приводит к ликвидации прежнего механизма социализации поколений, падению в шкале ценностей молодежи значения таких понятий, как «честь», «долг», «служение Отечеству», «самоотверженность», «патриотизм». Они вытесняются такими, как «богатство», «престиж», «выгода», «успех любой ценой» и т. п. Проявляется устойчивая тенденция падения престижа службы в вооруженных силах, государственной службы и общественного служения.
Во-вторых, стремительное нарастание бездуховности в обществе, проявляющейся во многих формах, в частности в агрессивном невежестве, в девальвации духовных ценностей, в резком снижении интереса к российской культуре, искусству и самообразованию.
Одним из грозных симптомов внутренней духовной деградации общества является то, что прежние духовные ценности – «служение народу», «защита Отечества» – воспринимаются как нечто совершенно банальное, декларативное и не затрагивающее глубинных чувств большинства социально активных граждан нашей страны.
В-третьих, большинство населения России, и особенно молодежь, оказались не готовыми к таким сменам ориентиров в развитии страны. Отсюда, как реакция на современное состояние общественной жизни, – социальная апатия, правовой нигилизм, агрессивность, цинизм, появление антипатриотических настроений, неуважительное отношение к государству и социальным институтам, в том числе и вооруженным силам. В этих условиях совершенно очевидно встает проблема формирования и эффективного функционирования духовно-нравственного и патриотического воспитания, прежде всего молодежи, формирования у нее личностных и гражданских качеств, соответствующих подлинно демократическим принципам российского общества.
В-четвертых, объективные и субъективные процессы в стране существенно обострили национальный вопрос. Патриотизм зачастую стал перерождаться в национализм, национальную и конфессиональную нетерпимость, сепаратизм и экстремизм. Во многом утрачено истинное значение и понимание интернационализма и патриотизма.
Самоотверженное служение Отечеству и патриотизм возникают и развиваются как чувства, все более социализуясь и возвышаясь посредством духовно-нравственного обогащения и становясь социально значимыми качествами личности молодежи. Эти качества, будучи по своей природе глубоко социальными явлениями, представляют собой не только грань жизни общества, но и источник его существования и развития, выступают как атрибут жизнеспособности, а иногда и выживания социума, как основа духовной составляющей оборонного потенциала страны. В качестве субъекта этих социально значимых качеств выступает личность обучающегося в субъектах кадетского (казачьего) образования в Волгоградской области, приоритетной социально-нравственной задачей которой является осознание своей исторической, культурной, национальной, духовной принадлежности к Родине, определяющей смысл и стратегию ее жизни, исполненной служению Отечеству. Осознание этого дает возможность личности идентифицировать себя с казачеством, малой родиной и Отечеством в широком смысле. Собственное «Я» становится частицей, неразрывно связанной со множеством других «Я» социума, что в реальной действительности и конкретной деятельности проявляется в единении их чувств ценностей, взглядов, норм, идеалов, целей, действий и поступков коллектива.
Целевой характеристикой образования в субъектах кадетского (казачьего) образования в Волгоградской области является воспитание готовности обучающихся к самоотверженному служению Отечеству на основе патриотизма, как проявления духовно-нравственного облика молодого человека.
Готовность к служению Отечеству представляется в трёх аспектах: во-первых, как реально существующие чувства, взгляды, идеи и социально значимые качества личности; во-вторых, как отражение в сознании человека своего места в социальной действительности и социальных ожиданий по отношению к сообществу и Отечеству; в-третьих, как отношение к Отечеству через значимость духовных и материальных ориентиров, как духовно- нравственное отношение к действительности, в результате чего проявляется патриотизм как преобразующее системно-комплексное социальное качество личности. Социализация молодого человека в казачьем сообществе – это процесс статусно-ролевого освоения и усвоения, определения и ориентации в институционально-организованной социальной среде, в ходе которого формируется личность человека культуры, гражданина и патриота.
Готовность служению Отечеству определяется как важнейшее качество личности, основная духовная ценность, лежащая в основе формирования социальных, профессионально значимых, личностных качеств. Стержневым компонентом готовности, обеспечивающей развитие личности, с ценностной направленностью на стабильность и безопасность общества и государства, является патриотический опыт личности.
Особую роль в патриотическом опыте занимает военное служение Отечеству. Его истоки – в семейных легендах, преданиях, родословиях. Главной и основной обязанностью казака была защита своего Отечества, символами которого являлась православная церковь, русский государь и родные станицы.
Патриотический опыт личности – это знания, чувства, отношение и позиция, выведенная из пережитого. Чем больше переживаний присуще человеку, тем богаче его опыт. Что может вызвать переживание? Несоответствие объективных процессов субъективному опыту, проявляющееся в событии. Событие это актуальное пространство социальных коммуникаций, связанное с нашими ожиданиями, стратегическими жизненными перспективами, смыслами и потребностями. Событие представляется как ожидаемый итог некоторых жизненных ситуаций. Отсюда логика проектирования технологии формирования патриотического опыта, которая может быть представлена следующим образом: вид и форма патриотического опыта – содержание и структура патриотического опыта – переживание как интеграция социального, культурного и личностного опыта – событие как основа социального опыта – ситуация, порождающая определённый вид опыта.
Важно учитывать, что волевые побуждения, потребности, интересы, способности людей опираются на свой и косвенный опыт, однако передать его непосредственно они не могут. К тому же опыт в них не присутствует в концентрированном, «чистом» виде, требующемся для его актуализации и использования.
Передаются в первую очередь материальный итог деятельности предшествующих поколений, дающий укоренённость в среде жизнедеятельности и духовные основы жизнедеятельности в форме устойчивых взглядов на окружающую действительность (картина мира), нормы и взаимоотношения в общности (нравственные и правовые регулятивы), сложившиеся в процессе его исторического развития ориентации на интересы Отечества и своих ближних, социальная организация, хозяйственно-бытовая структура, социальные и военно-политические статусы членов общности. Уклад жизни казачества обусловливался соблюдением традиций, которые отражали общественные интересы, регулировали поведение людей, находили более полное и разностороннее выражение в этических нормах, эстетических воззрениях. С помощью традиций создавались основы трудового и нравственного, умственного, физического, эстетического и религиозного воспитания. Обычаи, обряды, традиции строго регламентировали поступки в конкретных ситуациях, регулировали поведение людей в различных сферах их деятельности, определяли характер межличностных отношений, выступали как взаимосвязанные формы воспитательного воздействия на подрастающее поколение. Казачьи традиции всегда представляли собой нормативную основу жизнедеятельности казачьей общины и семьи.
В передаваемый патриотический опыт деятельности, входят и те практики, что составляют основу хозяйственно-бытового уклада, т.е. ремесло, занятия, способы трудовой деятельности. Основой патриотического воспитания в казачьих семьях считались веками проверенные заповеди, знание и соблюдение которых было необходимым условием воспитания казака-гражданина и патриота: люби Россию, ибо она мать твоя; люби свою землю, ибо она – колыбель твоей свободы; люби правду, ибо она единственный маяк в жизни человека; веруй твёрдо в правоту общего дела в вольных степях твоей Родины. Большую роль играют обычаи. В среде казаков обычаи служили средством приобщения молодёжи к патриотическому опыту прошлого и настоящего, регламентировали поведение и поддерживали внутригрупповую сплочённость. Стержневой казачьей ментальной идеей является отождествление мужчины и воина. Что красноречиво говорит о принадлежности казаков к так называемой традиционной патриархальной культуре, основывающейся на таких культах, как культ старшинства, отдельность мужской и женской сферы семейно-бытовых отношений, культ воинственности, удальства и молодечества. Многие специфические, присущие только казачеству, методы и приёмы воспитания, передаваясь из поколения в поколение, становились традициями.
Социокультурным аспектом источников патриотического опыта казачества являются предметы быта, хозяйственная утварь, предметы производственной деятельности, архитектуры и искусства, реликвии, раритеты и регалии. Для исторической памяти самих казаков характерны представления об общей судьбе и родстве казачьих войск, едином образе жизни. Важным компонентом традиционного сознания казаков является представление о личной свободе казака и независимости своего войска, традиционная организация которого считалась гарантией свободы и всеобщего равенства. Особое место занимают представления казаков о своих традициях, среди которых они выделяют, прежде всего, свободолюбие, преданность воинскому долгу, корпоративизм, взаимопомощь, физическое и нравственное здоровье, веротерпимость и другие.
В качестве патриотического опыта они воспринимаются как символы минувших эпох и служат наглядным выражением функционирования социальной памяти социума, предметом восхищения и средством для образования и воспитания подрастающих поколений. «Обычай», «обряд», «ритуал», «привычку», «церемонию», «мистерию», «церемониал» предложено считать механизмами передачи этого прошлого социокультурного опыта деятельности и включить их в определение традиции в качестве тех традиционных средств, при помощи которых этот опыт передается и закрепляется в сознании и практике принимающего субъекта.
Все виды патриотического опыта в различном соотношении (в зависимости от выбора его носителя) содержат некоторые постоянные, неизбежные моменты патриотической деятельности, а именно: чувственный опыт, включающий в себя непосредственные чувственно-визуальные впечатления, переживания субъекта, полученные им при созерцании социально-событийной конкретики; практический опыт, т.е. опыт конкретной, прямой деятельности по преобразованию элементов социального целого, выражающийся, в конечном итоге, в формировании определенных навыков, реальных способностей к более или менее результативным акциям в указанных выше сферах социальной практики; опыт в виде накопленных знаний о закономерностях, устойчивых тенденциях.
В решении целей и задач духовно-нравственного воспитания должны принимать участие все субъекты общественной жизни. Ведущая роль в этом процессе принадлежит школе. Именно она является ключевым элементом интегративного, социокультурного, общенационального пространства непрерывного духовно-нравственного развития и патриотического воспитания человека культуры, гражданина, патриота, нравственной, ответственной личности поколения России начала XXI века.
B современных условиях важнейшей задачей обеспечения инновационных процессов духовно-нравственного и патриотического воспитания в субъектах кадетского (казачьего) образования в Волгоградской области становится разработка основ системного обеспeчения единства обучения и воспитания, творческой направленности мышления у детей и молодёжи и стремления к личностной самореализации через широкий пласт культуры казачества. Это значит, что методология, заложенная в настоящей Концепции должна стать ориентиром разработки проектов, программ, моделей для того, что бы обеспечить образовательно-воспитательному и социокультурномy процессу в субъектах кадетского (казачьего) образования в Волгоградской области возможности формирования не просто совокупности представлений, свойственных культурному человеку, а установку на саморазвитие, творческую самореализацию и саморазвитие личности как основу, инструментами реализации которoй и выступают духовность, нравственность и патриотизм человека XXI века.
Тем самым духовно-нравственное и патриотическое воспитание станет в большей мере соответствовать особенностям современного существования и социализации молодежи, но не как автономного пpоцесса, a как проявления социально культурной и ценностной установки инновационного общества на развитие. Только в этом случае духовно-нравственное и патриотическое воспитание будет выступать как особая технология моделирования будущего государства и общества через развитие личности человека культуры, гражданина, патриота России третьего тысячелетия.
Чайковский П.И. "Детский альбом"
Сладость для сердца
Груз обид
Весёлые польки для детей
Как нарисовать портрет?