Песенные жанры фольклора, характеризующиеся широким охватом самых различных явлений мира, отражением всего многообразия жизни человека и социума, неизменно развиваются в самых различных социально-исторических условиях. Исследование песенной культуры бурятского народа выявляет особенности традиционного миропонимания и ставит важную задачу сохранения его национального своеобразия в современности.
В данной работе представлен комплексный анализ песен аларских бурят в единстве с обрядом и инструментальной традицией. Географическое положение Аларского района, его удаленность от центра, определенного рода изолированность в развитии традиций, компактное проживание населения, сложившиеся устойчивые связи и отношения - все это определило особенности самого материала исследования. В исследовании проанализирован материал двух фольклорных экспедиций в Аларский район, который включает в себя 263 песни и 25 инструментальных наигрышей. Всего нами учтено порядка 50 образцов песенного творчества именно муниципального образования «Аларь». Представленный материал позволил проследить процесс сохранения и развития песенного фольклора аларских бурят в современный период.
Вложение | Размер |
---|---|
alekseeva_n.docx | 27.19 КБ |
Алексеева Наталья МБОУ Аларская СОШ
Народные песни Аларских бурят
Песенные жанры фольклора, характеризующиеся широким охватом самых различных явлений мира, отражением всего многообразия жизни человека и социума, неизменно развиваются в самых различных социально-исторических условиях. Исследование песенной культуры бурятского народа выявляет особенности традиционного миропонимания и ставит важную задачу сохранения его национального своеобразия в современности.
В данной работе представлен комплексный анализ песен аларских бурят в единстве с обрядом и инструментальной традицией. Географическое положение Аларского района, его удаленность от центра, определенного рода изолированность в развитии традиций, компактное проживание населения, сложившиеся устойчивые связи и отношения - все это определило особенности самого материала исследования. В исследовании проанализирован материал двух фольклорных экспедиций в Аларский район, который включает в себя 263 песни и 25 инструментальных наигрышей. Всего нами учтено порядка 50 образцов песенного творчества именно муниципального образования «Аларь». Представленный материал позволил проследить процесс сохранения и развития песенного фольклора аларских бурят в современный период.
Актуальность исследования. Непреходящая ценность народного творчества особенно ясно выявляется в современных условиях интеграции различных культур. Изучение песенного творчества аларских бурят как части традиционного наследия народа является своевременным в условиях возрождения национальной культуры, в песнях, как ни в каких других жанрах, отражаются особенности национального мировидения в едином сплаве словесного и музыкального выражения.
Региональные традиции песенного творчества бурят, в том числе и аларских, относятся к числу малоразработанных тем фольклористики. Значимость темы обусловлена своеобразием музыкально-песенного творчества бурят, которое занимает значительное место в их духовной культуре. Назрела необходимость исследования песенного творчества отдельных бурятских районов в широком историческом и социокультурном контексте.
Актуальность определяется как познавательным значением народной песенной культуры, так и ее значимостью, глубиной этического и эстетического потенциала, который направлен на сохранение и передачу фольклорных традиций подрастающему поколению.
Степень изученности. Изучение песенного творчества бурят имеет свою определенную историю. Песни издавна были объектом научного внимания этнографов, историков, искусствоведов, фольклористов. История изучения народных песен начинается с XVIII века, со времени, когда была сделана первая нотная запись бурятской народной песни.
В трудах бурятских фольклористов систематизированы тексты народных песен, сделан их тщательный филологический анализ, рассмотрены особенности языка, лексики, стиля, формы стихосложения песенного фольклора. Следует отметить работы С.П. Балдаева «Бурятские народные песни», Н.О. Шаракшиновой «Лирические песни бурят», М.И. Тулохонова «Исторические песни бурят», Т.М. Болдоновой «Лирико–бытовые песни осинских бурят».
Исследованию музыкальной стороны бурятских народных песен посвящены работы Д.С. Дугарова, Л.А.Халтаевой, Л.Д. Дашиевой.
На сегодняшний день свыше ста песен, записанных в селах Аларского района, опубликованы в сборнике «Родные напевы. Ёхор». Составители: К.А.Макаров, Н.Н.Ильина; «Народные песни западных бурят» - альбом С. и Э. Жамбаловы, однако они не стали еще предметом специального изучения.
Объектом исследования является традиционная культура аларских бурят.
Предмет исследования – песенное творчество аларских бурят.
Цель работы - определение локальных особенностей песенного фольклора аларских бурят.
В соответствии с сформулированной целью определены следующие задачи:
Практическая значимость. Материалы данного исследования могут быть использованы в практике преподавания бурятского фольклора в средних общеобразовательных учреждениях, дошкольных учреждениях. Научные выводы и материалы проекта могут быть востребованы в исследованиях по проблемам истории, этнографии бурят. Основные положения проекта могут способствовать решению проблем региональной специфики бурятского фольклора. Фольклорно-этнографический материал, собранный и систематизированный в процессе работы над проектом, может быть использован учителями, которые ведут кружковую работу с фольклорными коллективами. А нотные расшифровки песен могут быть использованы руководителями фольклорных ансамблей и народных хоровых коллективов.
Апробация работы. Результаты научных исследований отражены в 4 публикациях. Основные положения исследования обсуждены на международной научной конференции, посвященной 90-летию со дня рождения профессора Н.О. Шаракшиновой «Мир фольклора в контексте истории и культуры монгольских народов» (Иркутск, 2005), где руководитель фольклорного коллектива «Тэрэнги» Марактаева С.Н. была участником; межрегиональная НПК ученических работ по фольклору «Фольклор моего села» - Марактаев Андрей (Улан-Удэ, 2010); межрегиональная НПК «Семья как центр сохранения национальной самобытности» по теме «Воспитание детей средствами фольклора»- Марактаева С.Н.(п. Бохан, 2013); «Аларские народные песни» - сборник (Усть-Ордынский Национальный центр народного творчества, 2014).
Из глубины веков дошли до нас народные игры, танцы, которые непосредственно связаны с различными сторонами быта и трудовой деятельности бурятского народа. Среди большого количества игр, танцев и развлечений до недавних пор имели широкое распространение игры и пантомимические сценки, которые относятся к древнейшим по своему происхождению.
У всех поколений велика тяга к родникам жизнеутверждающего народного творчества. Ёхор привлекает внимание самых широких слоёв населения своей простотой, сочетанием пения и танца, вечным зовом любви к прекрасному, он представляет собой уникальное, гармоническое сочетание поэзии и пластики, мелодии и ритма телодвижения. В этом, пожалуй, и заключён социальный и гносеологический корень «ёхора».
У меня особый интерес вызвал тот факт, что по этнографическим наблюдениям в новое время родиной ёхора является Аларь-долина, берущая своё начало у подножья отрогов Саянского хребта. Отсюда география его распространения идёт по направлению движения солнца. Из Алари он шествует в Унгу, Каху, затем через тайгу к подножью Берёзового хребта в Янгуты, Шаралдай и Кудинскую долину. Отсюда, с западного побережья Байкала, ёхорные напевы переходят в Забайкалье, доходят до баргузинских бурят.
Применительно к ёхорному творчеству бурят можно сказать словами Гегеля, что «поэзия… есть нечто сделанное, произведённое человеком, то, что он воспринял, переработал в своём представлении, а затем посредством собственной деятельности выявил вовне».
Ёхор танец есть не что иное, как внешнее выявление, переработанное представление о деятельности людей. Оно в ёхорном танце образно выражено единством поэзии и пластики. В нём одухотворённая поэзия, облагороженная самобытным танцем, воспринимается как своеобразное отражение реальной деятельности.
В ёхоре танцующие и исполнители хорового пения образуют общий круг. Участники его, взявшись за руки, постепенно убыстряют приставные шаги, а запевала заводит песню. Её подпевает весь ёхор, подпрыгивая в унисон с ритмом запева. Танцующие то приподнимаются на носочки, то полуприседают, продолжая петь плясовую песню. Одни певцы, исполнив один-два танцевальных куплета, пускаются в пляс, а другие, которые только что плясали, начинают подпевать им. Ёхорные песни одноголосные. В них обычно чередуются одна и та же мелодия с новыми мотивами.
Высоко ценился тот запевала, который дольше других умел по ходу танца сочинять куплеты на злобу дня, импровизировать. Особым даром импровизации, необычайно красивым голосом ёхора владела М.Б.Шамбуева - моя землячка, первая бурятская женщина – режиссёр.
Главная особенность песен – наадана – коллективность исполнения и хоровой характер.
Участница фольклорного ансамбля, старейшина - Хинхаева Екатерина Оболовна рассказывала: «В прежнее время, когда в бурятских улусах проводили зимой нааданы или в чьём-нибудь доме или юрте, бывало очень много молодёжи. У нас в Алари различали многие разновидности «наадана»: «нэрьеэрэй хуурай», «хиhиин хуурай», «басаганай наадан», «тухэрѳѳн или зѳѳхэйн наадан».
…. «Нэрьеэрэй хуурай» – это наадан, имеющий обрядовый характер, устраивался он после сильной грозы.
….. «Хиhиин хуурай» – носил также обрядовый характер. Этот вид наадана устраивали кузнецы без приглашения шаманов.
….. « Басаганай наадан» – затевался родителями (родственниками) в честь дочери, выходящей замуж».
Составным элементом наадана является ёхор. Как я понимаю, это плясовое отделение наадана. Любая вечеринка молодёжи начиналась с хоровой части. Значительно позднее хоровое пение переросло в массовый танец хатар. Ёхор как и хатар на наадане, известен у западных бурят с древнейших времён. Он претерпел много изменений, но в своей основе сохранился до наших дней. Ёхор до Октябрьской революции бытовал только у иркутских бурят.
Ёхор как культурный феномен, как непреходящая ценность, которая передаётся из поколения в поколение, изучался в разные годы, исследователями. В конце 19 – начале 20 века бурятский учёный этнограф М.Н.Хангалов написал статью, в которой дал, в основном, её внешнее описание, причём вместо термина ёхор автор называл танец словом «хатарха»(рысить, бежать рысью).
Начало ёхора, состоящее из скользящих шагов, а затем переход к скачкообразному движению – всё это напоминает танго. Ёхорный танец, где левая нога каждого танцора движется впереди правой, имеет общее направление, повторяющее движение солнца. По медлительности песни в её начальной стадии ёхор сравнивают с негритянским танцем блис, но без его грустного напева. В ёхорных песнях нарочито подчёркивается то, что увеселение происходит не в закрытом помещении, а на лоне природы, в широкой долине реки или в слегка всхолмленной степи. В такой обстановке хороводная песня и танцы отзываются далёким эхом на горной вершине или в ущелье, где трубный мужской голос оттеняет нежные девичьи напевы, где земля содрогается от топота десятка, сотен ног.
За долгие годы народ создал множество ярких ёхорных движений, выработал разные стили в пластике, напеве, характере и манере исполнения, создавая свои местные, локальные варианты. Но при всём многообразии движений можно выделить ряд наиболее устойчивых и распространённых движений. Д.С.Дугаров по типам напева и движения выделяет 8 вариантов кругового танца бурят: аларо-унгинский, эхирит-булагатский, идинский, тункинский, закаменский, байкало-кударинский, баргузинский и заимствованный у западных бурят в 1920-х годах востчно-бурятский.
Основными темами для песен ёхора могли стать окружающая среда человека: его работа, семья, скот, орудие труда, родной край, народ, любовь, известные люди, исторические события которые имели место. Вот что об этом поведала Дамбинова Е.С:
Хуhан соогуур ябахадаа Холшор залуу ябахадаа.
Ходо нажар байhай даа. Ходо наадан бай hай даа.
У нас в Алари «наадан» устраивался по случаю приезда в улус молодого гостя или гостьи. Но чаще всего по инициативе молодёжи он проходил как увеселительное самодеятельное зрелище, которое называлось «Зѳѳхэйн наадан» (Саламатный ёхор).
Ёхор как особая форма народной хореографии был теснейшим образом связан с важнейшими обрядами родоплеменных культов и имеет уйгуро-курыканское происхождение. Являясь важным элементом ритуального комплекса белого шаманства, был занесён к нам извне пришлыми индоиранскими и индоевропейскими племенами, у которых он бытовал с древнейших времён, тогда как аборигенам Сибири и Центральной Азии он был совершенно чужд (Дугаров Д.С. 42.с.118).
С древних времён буряты занимались охотой, добывали еду в тяжёлых климатических условиях. Очень много зависело от погоды, местности. Будь это ранняя весна, тёплое лето, осень – богатая урожаем – всё это отражали в песне:
Нажарай саг ерэжэ
Зуhаландаа нуугээбди,
Зуhаландаа ороhон хойноо
Залуу утэлhэнтэеэ зугаалнабди…
Ёхор рождается основываясь на жизнь людей, и показывает его внутренний мир, его мироощущение. Например, раньше девушек выдавали замуж без их согласия – продавали . И свои внутренние переживания, своё отношение к этому она изображала в песне:
Хуhан хурээ хотолзоо,
Хухархаяа хотолзоо.
Хатархаяа нахилзаа.
Мы члены фольклорного кружка «Тэрэнги» с 2004 года включились в поисково-исследовательскую работу по сбору материала, а именно ёхора, благопожеланий, старинных песен и т.д. Проведена большая, кропотливая работа.
Истоки национального своеобразия в хореографическом искусстве бурят исследователи видят в богатом пластическом фольклоре – сюжетных танцах, а также в наиболее популярном хороводе – ёхоре. В настоящее время, когда круговой танец стал общебурятским, а не только западно-бурятским, как это было в дореволюционное время, общенациональным названием этого танца стал термин «ёхор», который означает хороводный танец(Бурятско - русский словарь.-М., 1973).
Вывод: специфика песенного фольклора аларских бурят определяется многими факторами: этнической историей, языком, материальной и духовной культурой народа. Устойчивость традиций в жизни и быту аларцев обусловила своеобразие их песенного фольклора, сохранение в нем компонентов древнейших воззрений творцов и носителей устной поэзии.
Несмотря на изменения фольклорных традиций во времени, в песенной традиции аларских бурят прослеживается относительная устойчивость. Углубленное изучение традиционной песенной культуры бурят в целом и локальных ее особенностей в частности в современный период обретают особенную актуальность и значимость. От души хочется верить, что мы, буряты, сохраним свою самобытность, свои традиции и обычаи, свой запоминающийся лик через много лет. В современном мире мы начинаем терять те обычаи традиции, которые были в глубокой древности. И наша задача сохранить то, что передали нам наши предки. Я как представитель молодого поколения являюсь носителем песенного фольклора аларских бурят.
Считаю, что нам, молодому поколению, надо хранить память о прошлом своего народа, почитать его. Если человек хочет прожить жизнь ответственно, серьезно, то прошлое должно быть частью его души.
Информаторы:
1. Коняев Георгий Егорович, с. Аларь - п. Кутулик, 1933г. 81 год.
2. Хинхаева Екатерина Оболовна, с. Аларь, 1935года.
3. Дадуева Александра Михайловна, с. Аларь, 93 года.
4. Булгатов Савелий Баирович, с. Аларь, 1940г - 74 года.
5. Марактаева Тамара Ивановна, д. Куркат, 1934г - 80 лет.
6. Ужиханова Зоя Михайловна, д.Куркат, 1936г - 78 лет.
7. Махачкеева Сара Васильевна, д. Кукунур, 1935г - 79 лет.
8. Семёнов Пётр Иннокентьевич, с. Аларь,1941г - 73 года
9. Степанова Дарья Матвеевна, д. Куркат, 1927года рождения.
10. Алексеева Василиса Бажеевна, с. Аларь, 1943г - 71 год.
ГЛАВА ТРЕТЬЯ, в которой Пух и Пятачок отправились на охоту и чуть-чуть не поймали Буку
Крутильный маятник своими руками
За еду птицы готовы собирать мусор
Самый богатый воробей на свете
Заповеди детства и юности